Насколько правомерно говорить о формальном аппарате обратной логики?
(Фрагменты стенограммы на ФШ)
Болдачев. "Сегодня я хочу рассказать о некоторой логике, которая называется обратной логикой".
О цели обратной логики (концептуальный момент, который надо ощутить, понять) на 50-й секунде:
0:51 Основная цель создания обратной логики, или основной посыл для создания обратной логики - это была попытка внедрить противоречие в наше мышление. Смириться с противоречием, и попытаться создать хоть какой-то формальный аппарат для работы с противоречиями в мышлении.
Традиционно, в логике противоречие запрещено. Существует закон запрета противоречия, что в принципе согласуется с нашим представлением о реальности. Т.е. в реальности стол не может быть одновременно белым и не белым; в этом месте одновременно не может стоять стол и не стол.
Т.е. запрещено - Наше ощущение запрета противоречия онтологического, оно переходит в логическое "запрет противоречия" и традиционно формулируется закон отрицания противоречия либо относительно высказывания (что некоторое высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными) либо относительно предиката (что одному логическому субъекту не может одновременно принадлежать предикат и его отрицание).
И в большинстве логических систем закон запрета противоречия действует; и поскольку в некоторых системах логических из допущения противоречия следует всё что угодно и, или более в некоторых системах следует отрицание любого суждения
02:36 Поэтому изначально стояла задача что логическая система должна исключить из себя противоречие и наличие противоречия в системе (встает 02:46 и подходит к доске)
Т.е. если мы берем некоторую логическую систему (обводит круг), некоторую теорию Т, да, - из А следует В, из В следует С, а из С следует некоторое противоречие, да, то поскольку противоречие (чертит стрелку от символа противоречия Пр), примененное к любому высказыванию либо отрицает его, либо сказать можно всё что угодно, то считается эта теория неверна (при наличии противоречия). То есть считалось.
Есть правда такой звоночек...
04:43 Правда, появились некоторые паранепротиворечивые логики, в которых допускается противоречие, но запрещается вывод из противоречия.
04:52 То есть противоречие присутствует, но запрещаются хоть какие-то выводы из противоречия. То есть нельзя сделать никакой вывод относительно существующих суждений в этих паранепротиворечивых логиках
05:06 Но ситуация с отдельно взятыми теориями она вот сейчас такая, какая я описал, т.е. запрещается развитие в сторну противоречия, и, или скажем так, наличие противоречия это всего лишь знак стоп, куда дальше двигаться нельзя. Но не приговор (логический приговор) этой теории.
05:35 Но мы знаем, что противоречие существует всё-таки в мире познания, в различных теориях существует.
05:38 То есть если мы возьмем одну теорию (Т1) и вторую теорию (Т2), то в них есть некоторое суждение, скажем S, и в другой суждение отрицательное (не-S). Это (S) является истинным в этой теории (Т1) и это (не-S) является истинным в теории Т2, то
06:02 Наиболее яркий пример, когда приводят, - это аксиомы прямых. Что через одну точку можно провести одну и лишь одну прямую параллельную данной, либо несколько прямых, либо ни одной прямой.
06:14 То есть у нас есть некоторое суждение, которое истинно в каждой теории, но они противоречат друг другу
06:26 И если мы возьмем множество других теорий, скажем, в квантовой механике, тоже, - теория, описывающая с помощью волнового механизма какие-то процессы квантомеханические и карпускулярного. Тоже есть утверждения, что свет волна и есть утверждение, что свет корпускула. В данном случае не касаюсь, как это есть на самом деле - они есть в теории, в которой утверждается так или эдак.
06:55 И мы понимаем, что противоречие - это не только некоторый дефект теории, а некоторый обязательный элемент в познании. То есть если мы сейчас возьмем всю сферу познания, научного познания (на данный момент развития), то мы найдём, множество утверждений, которые противоречат друг другу, но они присутствуют в разных теориях.
07:18 Есть ещё один момент. То есть этот момент я называю парадигмальный (чертит горизонтальную линию через две последовательные сферы), парадигмальный уровень, на котором необходимо присутствуют противоречия. Необходимо присутствуют некоторые суждения, которые противоречат друг другу.
07:40 Возьмем следующий уровень. Философский. Философия, она рассматривает парадигмальный уровень как целое. Это уровень познания. Всю сферу познания. И поэтому ... (переходит к доске)
07:59 Если мы возьмем всю философию, то наличие вот этих противоречивых суждений (S и не-S) должно входть в неё, в философию (чертит вертикальные стрелки от сфер теории наружу в сферу философии).
И мы знаем, что некоторые философские теории включают в себя (инкорпарируют в себя) противоречие. То есть можно сказать об антиномиях Канта, а можно вспомнить дореволюционного Гегеля, в котором противоречия являются не ошибкой, а основой теории.
8:28 Так. Вывод на данном этапе такой. Что есть противоречие в отдельных теориях должны быть исключены. На парадигмальном уровне противоречия присутствуют в различных теориях , а на философском уровне они должны просматриваться как некая познавательная данность.
И при этом мы ещё должны понимать, что противоречия на парадигмальном уровне являются не только нежелательными, а в некоторых случаях даже желательными. Потому что разрешение противоречий с теми же параллельными прямыми или с волновым дуализмом привели к появлению новых теорий. То есть некоторых концепций, в которых.. (если касаться геометрии), то появилась некая метатеория, в которой оба этих суждения являются истинными.
09:27 Конец цитирования.
Стоп. Озвучен сомнительный концептуальный момент: "в которой оба этих суждения являются истинными".
Верно, что метатеория складывает из двух противоположных суждений некоторое синтетическое суждение Мт, в котором первые два присутствуют в качестве её моментов. Но ни в коем случае нельзя говорить о выводе (обратная логика), что дескать из этого факта следует истинность первых предложений - каждого в отдельности.
На самом деле, они остаются односторонними полуистинными, следовательно, ложными высказываниями, поскольку существут истинное на данный момент синтезированное высказывание Мт.
--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 18 сентября 2015 г.
Комментарии
Одному мне видно, какую дебильную фигню несёт mp_gratchev? Это как мне на днях пришлось детишкам доказывать, что 2 на 5 будет 10. Реально труднее, чем теорему Коши-Буняковского доказывать. Правда вот ФШ не детсад вроде...
Роман_Хабарский.
Вы: "Правда вот ФШ не детсад вроде..."
Вы даже не понимаете: какой... Хотите: лично для Вас, и о Вас?
Да, Роман. В чём конкретно Вы усмотрели "дебильную фигню"? Вроде бы моих всего-то три предложения. Когда же успел?
--
Непонимание вопрошания одного оппонента и видения другого("что вижу, то и пою") вполне может показаться какой угодно фигнёй, если не разбираться в том имеющимся различии рассуждающих субьектов у оппонентов.
А они(субьекты рассуждения) могут быть - у одного существующим, а у другого несуществующим, что может в корне менять "картинку" границ виденного субьектами в отношении противоречия. Например, если у одного изначально нет границ между уровнями/теориями, а у другого они есть, то противоречием у одного будет видеться наличие такой границы, а у другого - отсутствие границы. И, далее, разрешение противоречия у одного будет стиранием границы(т.е. что-то одно), а у другого, наоборот, появлением границы(разделяющей результат на чего-то два).
Причём, это касается не только фл, но и диалектической логики, которая может быть как прямой, так и обратной.
Но тут следует ещё учесть, что "что вижу, то и пою" может различаться, т.е. относиться как к бессознательному видению(сознание которого не доходит до своих пределов, а значит зависимо от бессознательного(жёсткой рефлексии)) и сознательному(видение исходит из своих пределов(явление существенно)).
Действительно, надо разбираться. Надо смотреть историю вопроса. В истории "парадигмальные противоречия" известны достаточно хорошо и были даже удостоены сатирическому описанию Джонатаном Свифтом в виде войны между остроконечниками и тупоконечниками, позиции которых выражались в дилемме, с какой стороны разбивать варёные яйца.
Возьмем более близкую историю. Это парадигмальный спор о том, что собой представляет диалектическое противоречие: противоречие в одном или разных отношениях?
Диалектическое противоречие - это всегда противоречие в одном отношении, утверждают одни (Ильенков). Нет, - возражают им, - диалектическое противоречие, оно в разных отношениях.
То есть одни видят противоречие в его острой фазе, а другие видят уже разрешенное диалектическое противоречие, стороны которого разведены в разные углы. У Александра Болдачева такими углами будет расщепление логического субъекта, скажем, пространства, на субъекты "пространство с нулевой кривизной", "пространство с отрицательной кривизной", "пространство с положительной кривизной".
--
Грачёв.
По моему у Болдачева, как и у вас(со своей стороны), недооценивается в расщеплении логического субьекта именно "пространство с нулевой кривизной", что значит, идёте в обход "пятого постулата" Евклида. Т.е. "диалектическое противоречие" будет "хромать" эристической ограниченностью(неполнотой разрешения) хоть в пространстве с отрицательной кривизной, хоть положительной. И, как следствие, вечный бой оппонентов на яву, а покой только снится( субьектам не хватает их примиряющего обьекта).
У Грачева подход к диалектическому противоречию совсем иной, относительно подхода Александра Болдачева. У меня взаимодействуют противоположные высказывания, а не логические субъекты высказываний.
--
Логика непротиворечивости работает в старой метафизике, для которой озираемый мир неизменен, непротиворечив... В таком не возникает ничего нового. Следовательно, и мысли о нём не могут быть противоречивыми. Гегель открыл метод развития, исходящий из противоречия. Преодоление противоречия открывает другую перспективу перед человеком: созидание мира для себя, под себя...
"Обратная логика" Болдачёва никакая не обратная..., а путанная.))
В самом деле, А.Болдачев ставит философский уровень выше естественнонаучного:
[07:40 Возьмем следующий уровень. Философский. Философия, она рассматривает парадигмальный уровень как целое. Это уровень познания].
Как будто у естественников и математиков нет "познания". Тогда как естественники сами решают свои проблемы, а философы лишь задним числом (обратной логикой) визируют истинность решения. Скажем, метатеоретическое представление о кривизне пространства, продуцирующее разные системы геометрий (евклидовых и не евклидовых).
Что касается "парадигмальных" войн типа войны между остроконечниками и тупоконечниками, то самые жаркие и бесконечные они как раз у философов.
Скромности ради, можно было бы обойтись и без упоминания "философского уровня" и говорить о следующей синтетической фазе познания, равной как для естественников и математиков, так и для философов.
--
Нельзя отлучать философию от естествознания. То будет не наука, а "любовь к мудрости" - бесплодное мудрствование! Нужно строго выделить предмет философии. Притом что объект у того и другого один - реальность. Вопрос о связи онтологии (философии) и гносеологии (естествознания) до сих пор обсуждается. По Гегелю - единство логической формы и предметного содержания. ...По Болдачёву философия не наука. Отсюда, его философия применительно к реальности лженаучна.