В советской материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире.
Однако по Гегелю субстанция есть сущность, основание в виде тождества противоположностей; результат разрешённого противоречия путём опосредствования. И только. Адекватно понятие основа – исходное, главное положение: мир материален.
В теоретическом смысле «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности…». Она охватывает всё существующее в движении как изменении, которое как закономерный процесс имеет универсальные существенные признаки: системная форма и структурное содержание. Всякий объект, обнаруживший названные признаки, можно назвать материей. Памятуя, что всё существующее, реальность есть объект, составленный из объектов, которые в свою очередь составлены из объектов… и так далее. Подобно категория мебель обобщает соответствующие предметы, обозначает их совокупность. Отдельный предмет мебелью не называется, скажем, стул. Но сам по себе как совокупность обозначен категорией стул…
Таким образом, имеем отношение понятия материи и объекта: теоретическая (логическая) материя – предметная материя. В принципе то же, что у Гегеля: «понятие – вещь».
Теоретическая (логическая) материя – теория объекта, раскрытого в единстве формы и содержания.
Предметная материя - системно устроенный по форме процесс совокупного взаимодействия объектов посредством самоотражения, благодаря которому они выступают субъектами действия и отношения, осуществляют предметное по содержанию самодвижение, саморазвитие. Например, физическая материя – системно устроенный физический субъект действия и отношения, скажем, атом; социальная материя – системно устроенный общественный субъект действия и отношения, скажем, личность.
Системное устройство материи - абсолютная истина. Оно являет материю как деятельную, суть творческую. Существование существующего как развитие есть деяние, творение: положительное – созидающее и отрицательное – порушающее...