Человек есть познающая и преобразующая себя природа, или себе же противоположность, а вкупе - единство противоположностей «человек – природа», или в одном слове «вторая природа», с тем или иным успехом существующая в отношении к «первой природе», стихиям. Вторая природа суть изменённая первая. Неоткуда взяться лишнему. Всё якобы специфическое у человека – в полной мере реализованные возможности первой природы.
Материя деятельна – это прерывно-непрерывный противонаправленный процесс созидания и порушения, или движение как изменение. Созидающее самодвижение – системообразование в направлении от простого к сложному, исторически логический процесс положительного развития, преодолевающий отрицательный, противопоставленный, тем, что первым делом превращает его в тождественную противоположность себе, условно отрицательный. Например, как человек превращает ненадёжную опору, встав на снегоступы, чтобы не проваливаться в глубокий снег. Так становится причиной себя и своих изменений в данном отношении.
Открывающаяся субъекту перспектива, судьба – быть наперекор не быть, или бытие. Добившись динамического равновесия положительного и отрицательного, он повторяет своё бытие как житие, пока не понадобится использовать его как сторону исходного основания к развитию.
Житие содержит возможности нового бытия и небытия, которые составляют исходное отношение развития, прогресса или регресса жития. В результате противопоставления одна из возможностей становится действительностью, которая заключает в себе новые возможности… Прогресс – процесс продвижения бытия и отступление небытия, а регресс – процесс продвижения небытия и отступление бытия.
Объектом философии является реальность, всё существующее, предметом – процесс существования существующего, движение как изменение.
Конкретная наука предметно изучает объект, взятый из реальности. Философия же обобщает знание объектов до объекта вообще как логико-предметного единства формы и содержания. Потому выступает наукой вообще - философией, или «наукой наук» (Гегель). В её логические формы определений (процессуальные законы самодвижения) кладётся всякое предметное содержание. В этом смысле она является «наукой логики» (Гегель), или диалектикой.
Философия раскрывает реальность как процесс положительного развития от исходной материи и одновременно существование как повторение на уровнях иерархии более сложных образований материи: иная (первоматерия) – неживая – живая – одухотворённая - теоретическая.
По уровню сложности это наипростое – простое – сложное – сложное сложного - сосложное (наисложное) самодвижение объектов, составляющих реальность как объект. Так же всякий объект реальности проходит подобные этапы развития в лице составляющих его объектов. Например, новорожденный ребёнок: начиная от противоположных половых клеток, наипростого.
Вообще всякое наипростое, исходное развивается до наисложного, завершённого, которое, в свою очередь, выступает как наипростое стороной следующего исходного отношения. Например, новорожденный и его мать.
Первоматерия являет собой предельно наипростое наисложное самодвижение. Мудрёное выражение. Оно означает то, что даже самое элементарное образование есть одно как многое, свёрнутое: содержит возможности многого.
Первоматерия как мнимое – ничто, в действительности – нечто: с одной стороны, исходная - для восхождения к предельно наисложному, завершённому, с другой - завершённая - для нисхождения к предельно наипростому наисложного завершённого как исходного.
Существование выше названных образований материи обозначается в зависимости от уровня развития самоотражения соответствующих субъектов: иносуществование – существование – жизнь – предметное бытие - логическое бытие. В зависимости от того насколько субъект является причиной себя и своих изменений его существование осуществляется как спонтанное - непроизвольное – произвольное – предметно волевое - логически волевое.
Бытие – положительное развитие (прогресс) согласно процессуальным законам самодвижения, «исторически логический процесс». В конце концов, законы абстрагируются субъектами как теоретическая материя, полагающая соответствующую теоретическую реальность существования, предметную материю. Например, теоретическая реальность логического бытия – теория философии. В результате исторического логического процесса живая материя преображается в одухотворённую истинным смыслом бытия: стать предельной причиной себя и своих изменений.
В отличие от гегелевской теории, водружается во главе всего не некая логическая идея, а логическое бытие. Человек, постигая логику вещей, приходит к логике собственного существования, бытия.
Взаимодействие субъектов опосредствуется средствами сообщения, предметно выражающими их связи и отношения: действие - сигнал – знак – знак знака (предметный символ) – сознак (логический символ). Это логическая форма предметных средств сообщений, или язык вообще. Или снятая ими форма «внутренней деятельности вещей» (Гегель), собственно абстрактная возможность человеческого мышления. Язык вообще есть то, что аналитическая философия называет «глубинной грамматикой языка».
«Внутренняя деятельность вещей» и тождественно представляющая её система средств сообщения являют свойство материи «отражение». Всякое отражение (в том числе сознание) есть явление, сущность которого вообще - «внутренняя деятельность вещей» и тождественная ей деятельность средств сообщения. Сущность человеческого сознания соответственно представляют деятельность мозга и мышление (не упуская из виду его единство с переживанием).
Положительное развитие подвигает субъектное самоотражение к тождественному развитию конкретных средств сообщения, без этого оно невозможно. Отрицательное развитие, наоборот, приводит к их регрессу. Человек создаёт предельно отвлечённый от реальности язык, предметно представленный словом. Мысли и чувства, выражаемые словом, ставят вопрос о собственной истинности. Истинное слово суть вторая реальность, копия, существующая в отношении к первой, натуральной.
Идеализм Гегеля определяет истину как «соответствие мышления предмету», что обосновывает деятельностью божественного духа. Материализм же (новый) обосновывает истину уровнем объективности интеллекта. Потому истина не есть нечто одно и раз данное, а исторически развиваемое достоверное знание объекта в тесной связи с развитием интеллекта, равно философии.
Познание первого обращено к духу объекта (логической форме), выражаемому понятием, второго – к системному устройству объекта (логической форме), выражаемому понятием. Но понятие первого – видимое (вынесено из мышления), второго – действительное (вынесено из объекта).
Слово выражает мысли и чувства… С одной стороны, оно подчиняет себе вещное бытие – дело, с другой – само по себе как словесное бытие подчиняется делу, в итоге образуя единство «слова и дела» как противоположностей логико-предметного бытия.
Сказать – логическое бытие, значит, субъекту владеть теорией реальности как объекта или хотя бы её отдельного объекта (ограниченной реальности). Сказать – предметное бытие, значит, субъекту владеть завершённым действием с объектом, полно раскрытым теоретически. Поскольку тотально овладеть реальностью как объектом невозможно, постольку предметное бытие человека совершается в достижимых им границах возможного.
Созидание настроено на производство многообразного как несущественно различающегося сходного (завершённое, единое) из сходства существенно различного (исходное, разное).
Раздвоенное единое существование «разного» есть повторяющееся возникновение-исчезновение сходного и его качественно развивающееся существование, эволюция, обозначаемое как процесс «вторая природа – первая природа». Например, в стадном существовании животных находим сходные черты с общественным существованием человека. Эволюция берёт начало от исходной природы: иной материи, первоматерии.
Многое как одно имеет возможность продолжить себя самого в каком-нибудь из направлений. Например, общество. Но и одно из многого имеет возможность избрать взаимодействие некой направленности, выходящей за границы общей направленности, востребованное необходимостью. Например, часть общества.
Коль положительная сторона существования – созидание, то такому по характеру быть и действию человечества, заботящемуся о своей неуничтожимости. Поскольку бытие не только развиваемые действием противоположности второй природы «человек-природа», но при этом и отношения этого и иного человека (Я и Он), постольку оно ещё и поиск универсальных определений единства действия и отношения, или логического бытия совокупного Я (Мы): исторически логической теории общества, обращаемой в его предметное бытие.
Процесс человек-природа имеет две функциональные стороны: действие и отношение, ценностное. С позиции отношений он суть культурный: выражение отношения действием. Для чего строится необходимое действие, которое само становится культурным.
Философия восходит к реальности как объекту вообще – (1) к логической онтологии: логической форме единства действий и отношений противоположностей. Становится логической философией. Отсюда нисходит как методология единства к противоположностям (2) предметной онтологии действий и отношений, или к двум стороны творчества: познанию и преобразованию. Одно опирается на другое.
Та и другая, в свою очередь, выступают как философии познания и преобразования, или теории логического познания и преобразования – эпистемология (в данном значении термин введён мною. - G.).
Они методологически направляют познание конкретных объектов, или (3) гносеологию отдельных наук и искусств, с учётом того, что творчество как познание – наука, а как преобразование – искусство.
Последние (науки и искусства) методологически направляют преобразование конкретных объектов, или (4) праксиологию отдельных телесных и духовных практик.
Эти же методологически направляют существование произведённых телесных и духовных объектов, или (5) феноменологию отдельного опыта действий и отношений с ними.
Как видно, логическое онтологическое (диалектика) пронизывает все уровни предметного познания и преобразования. Например, если говорим, вот уровень логической философии, то значит, имеем в виду реальный процесс, который обусловливает разделение другого процесса на два противоположных: предметные онтологические, которые затем берутся как логические… и так далее. Скажем, как смена дня и ночи (логическое) обусловливает сон и бодрствование (предметное)…
Логическая философия единства противоположностей (действия и отношения)
Философия познания (действия) Философия преобразования (отношения)
Науки Искусства
Телесная практика Духовная практика
Опыт владения телесными и духовными объектами
Опыт – логико-предметное владение собой и объектом, приобретённое в результате познания и преобразования того и другого. Например, исходный опыт человека являют врождённые рефлексы с сенсорным (предметное отношение) и моторным (логическое действие) компонентами позитивного и негативного характера. А завершённый – предельно возможное владение собой и объектом на достигнутом уровне взаимодействия с ним. Завершённый выступает стороной следующего исходного…