Глобальный ареал. Исчерпание границ. И что дальше?

Аватар пользователя knignik
Систематизация и связи
Другое

Предисловие

 

Одна из задач любого исследования – уменьшить количество сущностей (исходных принципов, на которых строится исследование), до необходимого минимума. В этой статье все рассуждения будут строиться на использовании всего двух базовых понятий, таких, как понятие ареала и понятие экспансии.

 

Я отдаю себе отчёт, что далеко не для всех эта тема будет интересной. Ведь в современном мире происходит громадное количество самых разных событий: в повседневной жизни граждан, в политике, культуре (например, в жизни звёзд), криминальной среде, в бизнесе и власти. Они вспыхивают и быстро гаснут, как отблески фонарей на бутылочном стекле, зачастую давая ложные отражения, но на них пасутся сонмища журналистов, аналитиков, обозревателей и прочих "экспертов". Которые тратят колоссальное количество времени, сил, энергии, да и материальных ресурсов... На что? Да на в большинстве случаев ложное, конъюнктурное "освещение" событий, которые завтра уже будут забыты и сменятся новыми, но такими же малозначительными. Не понимая, от слова "совсем", да и не пытаясь понять действие очень немногих глубинных движущих сил, порождающих этот фейерверк событий. Зачем, ведь это труд неблагодарный, и гонорар на нём не заработаешь. Поэтому в информационной политике в полную силу действует "эффект водомерки", т. е. поверхностного мышления.

 

Иногда автора обвиняют в сложности и объёмности текстов, определяя их как "нечитаемые". Это ещё одно следствие "синдрома водомерки" в общественном мышлении. Это ещё одно следствие установки на мелкотемье (лишь для того, чтобы по быстрому заработать) в освещении жизни общества, как СМИ, так и некоторыми специализированными учреждениями, разными там институтами и проч. Но это означает, что люди абсолютно не понимают как весь масштаб и глубину развивающегося глобального катаклизма, так и его потенциальные последствия. Демонстрируя весьма легкомысленное отношение к этой важнейшей и актуальнейшей проблеме - вроде как к возникновению временного дефицита того или иного товара в супермаркете. Нужно просто побегать по другим супермаркетам и найти, или подождать, и он рано или поздно появится сам по себе. На самом же деле человечество встало перед вызовом, сравнимым с тем, перед которым оно стояло на заре своего существования, когда речь шла о самом его выживании. И нам сейчас, чтобы выжить, необходима такая же максимальная мобилизация.

 

И ещё один вопрос: о необходимом и допустимом масштабе исследования подобного рода. Поставим его так: можно ли понять, что происходит с миром людей, анализируя лишь мизерный отрезок истории, вне основного её контекста? Или что-то понять можно, лишь исследуя всё явление, а всё явление – это даже не явление жизни, а Вселенная, с её универсальными законами? Автор данного исследования считает, что разумно поступать именно так, поскольку лишь так мы сможем получать более-менее внятный ответ на вопрос, что происходит.

 

Что происходит?

 

Человеческий мир переживает сейчас очень сложный этап в своей истории, возможно, самый сложный за всю историю, сущности которого, к сожалению, никто не понимает. Он бурлит, как закипающая кастрюля с не очень ароматным содержимым, причём этот процесс кипения становится всё интенсивнее буквально на глазах. Колоссальное количество аналитических статей ничего не проясняют, поскольку мысль в них скользит по поверхности событий и ограничивается чаще всего констатацией. И присутствует ощущение, что времени до дня "Ч" (и  часа "Х") осталось совсем ничего. Это если не учитывать мнение записных оптимистов, а держать руку на реальном пульсе времени. В этой большой цитате, практически целой статье, приведён образец такой аналитики, по сути – констатации.

 

"НАПРЯЖЁННОСТЬ В МИРЕ РАСТЁТ. ВОЙНА НЕИЗБЕЖНА.

 

Мировая экономика в депрессии. Люди по всему миру требуют перемен. Эпидемия подготовила общество к большой крови: от депрессии и апатии к злости и насилию. Мир подталкивают к большой войне.

Продолжается война в Сирии и Ливии. Пахнет кровью на границе Армении и Азербайджана. Созданы условия для схватки Турции и Греции, за которой стоят Египет, Израиль и Франция. Соединенные Штаты расколоты на два народа и две элиты, созданы предпосылки для ожесточенной гражданской войны. Возникла напряжённость на границе Индии и Китая. Есть и множество других «пороховых погребов», которые могут в любой момент взорваться: Индия и Пакистан, Китай и Япония, Южная и Северная Корея и т. д.

Неожиданно начались события в Белоруссии, которая считалась оплотом стабильности. В перманентном кризисе Украина. Неприятные звоночки прозвучали и в России: Архангельск, Башкирия и Хабаровск. К сожалению, после краха СССР Россия так и осталась на перепутье. Не решаясь сделать шаг ни к полной победе капитала и либерализма, ни к возрождению русскости и самодержавия, самостоятельной роли в мире. Это положение русского воина на распутье уже погубило миллионы жизней, и за нерешительность Москвы ещё дорого заплатит каждый гражданин великой державы. Так и не смогли создать свою полноценную государственность, не имеют своего видения будущего и пути бывшие республики СССР.

Таким образом, в мире нарастает беспорядок, хаос. Происходит окончательный слом послевоенного порядка. Разрушение СССР стало первым этапом в начале глобальной смуты. Установился однополярный мир по-американски, но он быстро канул в Лету. Начался глобальный кризис, кризис капитализма, кризис либеральной модели, кризис нефтедолларовой системы. Его залили деньгами. Однако только отсрочили обострение. В 2013 году был открыт ближневосточный фронт мировой гибридной войны. С этого времени воронка хаоса в мире только увеличивалась. В частности, в 2014 году была «взорвана» Украина.

С этого времени ситуация никак не улучшилась. Росли долги, накапливались противоречия, взаимные обиды и ненависть. Либеральная идеология выродилась и уже неспособна вернуть прежнюю стабильность 1980-х — 1990-х годов. Что дальше? Скатывание в хаос.

Таким образом, на наших глазах происходит обрушение старого мирового порядка. Через локальные конфликты в Ливии, Сирии, Йемене и Афганистане, которые стали региональными. Через подготовку новых войн, включая конфликт Греции и Турции за спорные территории, морские шельфы и углеводороды. Через оружие пандемии. Через удушение среднего класса в Европе и США, что ведёт к серьёзным социальным потрясениям. Через обрушение рынка нефти и газа, вообще всех сырьевых товаров. Кроме продовольствия и золота, что является ещё одним сигналом о приближении бури. Все коренные проблемы можно решить, но через кровь и жестокость. У человечества нет метода универсальнее и эффективнее, чем война.

Война при наличии ракетно-ядерного оружия кажется безумием. Однако когда-то и развал СССР казался невозможным кошмаром. И ядерные удары США по Японии. Да и 2020 год принёс уже немало сюрпризов. В частности, американские демократы прямо сейчас ведут дело к гражданскому противостоянию в США. Они призывают не признавать возможную победу Трампа на выборах. На фоне вирусного психоза, крупнейшего падения ведущих экономик мира, включая американскую, со времен Великой депрессии это весьма опасно. С учётом уже начавшейся в США эпидемии насилия, «чёрной революции». Однако, судя по всему, демократы и сторонники глобализации готовы к гражданскому столкновению. Соединенные Штаты в тяжелейшем кризисе, возможно, уже скоро мы увидим величайшую геополитическую катастрофу XXI столетия — вторую гражданскую войну и развал США. Демократы такой перспективы не боятся. Они даже проектируют её. Как раньше США во главе с президентами-демократами планировали «цветные революции» по всей планете.

Демократы, глобалисты и либералы не собираются уступать Трампу. Иначе их проект глобализации планеты рухнет. Поэтому радикализация конфликта в США неизбежна. Очевидно, что в этом случае Соединенным Штатам будет не до мировых проблем. Мировой жандарм и арбитр, который и так уже во многом сложил свои полномочия, будет занят внутренним конфликтом. Появится «окно возможностей». К примеру, Эрдоган прямо сейчас строит новую турецкую империю. Отсюда активность турок в Северной Африке, Сирии, Ираке, на Кавказе и Балканах, акватории Средиземного моря и т. д. Китай может решить проблему Тайваня, канализируя недовольство своего среднего класса. По всей планете вспыхнут старые и новые конфликты. Начало на фоне огромной накопленной энергии в людях может быть вполне стихийным. К примеру, греки не уступят турецким кораблям или случайно собьют самолет. Индийские пограничники откроют огонь по китайцам на спорной территории, те ответят. Прежняя система окончательно рухнет, пока центры силы («престолы») создадут новый порядок. https://topwar.ru/174634-naprjazhennost-v-mire-rastet-vojna-neizbezhna.html"

 

Очень многие уже понимают, что человеческий мир рушится, но никто не видит глубинных корней катастрофы. Мешает пониманию происходящего отсутствие единой системы смысловых, мировоззренческих координат, в которой можно было бы оценить и вычленить единый источник, казалось бы, самых разных явлений в современном глобальном социуме. В свою очередь, причина отсутствия такой единой системы смысловых координат заключается, в конечном счёте, в поликультурности человеческого мира. Культура нашей цивилизации лоскутная, она зарождалась в разных точках земного ареала, поэтому содержит разное понимание одних и тех же явлений. Только лишь потому, что видит их с разных сторон. Это же касается и картины мира – единой, согласованной такой картины нет, а значит, нет единого согласованного взгляда на мир вообще и мир людей, социум, нет единого понимания мира и человека и места, и роли человека в этом мире. Нет единой идеологии, единой цели, нет единого понимания, что происходит, и что нам делать сейчас. Именно эта лоскутность мировоззрений, дисперсность идеологий порождает чудовищный узел противоречий, когда разные страты, как внутри локальных сообществ, так и внутри цивилизации, воспроизводят и воспроизводят ситуацию "Лебедь, Рак и Щука" в многомиллионном, даже многомиллиардном уже варианте. Монархисты, коммунисты, фашисты, разные религиозные системы и ещё Бог весть кто, а также жестоко конкурирующий между собой мировой бизнес видят разные пути развития мира, достижения своих целей. Кардинально разные, к тому же готовые защищать именно свою точку зрения, свою выгоду, любым способом. В том числе силой оружия. Передел, глобальный передел, бесконечная цивилизационная война - вот суть деструктивного процесса, разрушающего нашу цивилизацию.

 

Ведь что содержит любая картина мира, из каких элементов может быть сформирована предельно общая картина мира? Это элементы человеческого (исторического) опыта, в разных областях деятельности, вот только исторический и культурный опыт, как уже говорилось, у всех цивилизационных образований (локальных цивилизаций) разный. Поэтому и единой согласованной, целостной картины мира у человечества не существует, есть разные: религиозная, научная, физическая и т. п. (хотя правильнее было бы сказать во множественном числе -религиозные, научные и т. д.), а вот полной комплексной – нет! Поэтому у каждой из перечисленных картин мира своя элементная база. В рамках простейшего примера, у физической картины мира – это атом и элементарные частицы, у астрономической – различные космические объекты, у религиозной – Бог, наука социология рассматривает социум как систему людей-атомов, применяя к описанию этой системы законы статистики и термодинамики (?!) и т. д. Но Вселенная – это сложнейшая целостность высшего порядка, и человек - тоже, но по причине отсутствия целостной, органичной картины (карты) мира человечество проложить оптимальную, непротиворечивую траекторию своего развития не может. Отсюда все коллизии, связанные с деятельностью человека (человечества) и его развитием.

 

Но понять, что происходит с миром людей в целом, особеннно в настоящей кризисной ситуации, крайне важно, понять хотя бы в самых общих чертах. Поэтому, если задать вопрос, существует ли возможность построить некую предельно общую схему, которая сводила бы все деструктивные явления, происходящие в глобальном социуме, к какому-то общему знаменателю, то ответ будет утвердительным: да, возможно. Но лишь в рамках другой мировоззренческой, смысловой системы координат, чем в той, традиционной, в которой человек ориентировался тысячелетиями, системе, которую предлагает СВФ – системно-вакуумная физика. Эта система позволяет взглянуть на процесс как бы со стороны, в то время, как ошибки аналитиков происходят зачастую от того, что они находятся внутри процесса, и панорама целого заслоняется от них ближайшими событиями, частностями.

 

Но, прежде чем приступить к построению нашей схемы, ещё раз коснёмся причин неэффективности современной аналитики, всех её видов. Она неэффективна ещё и потому, что современная аналитика – это анализ процессов в глобальном социуме, разворачивающихся как бы на некой плоскости, которую мы назовём "плоскостью базового ареала". Это плоскость, формируемая двумя координатными осями "экономика-политика", и все процессы на ней (имется в виду – с позиций человеческих интересов), принято описывать и оценивать в этих двух плоских координатах. В том числе явления развивающегося глобального кризиса, генезис которого определяется исключительно как экономический. И решения по выходу из этого кризиса тоже ищутся на этой плоскости. Но при существующей, скажем так, структуре обстоятельств, конструктивного решения здесь быть не может, все решения будут тупиковыми. Что это за обстоятельства?

 

Когда смотришь разнообразные политические ток-шоу, слушаешь их участников, политологов разного разлива, аналитиков, обозревателей, просто журналистов и пр., невольно вспоминаешь о стране "плоскатиков" и их двумерной жизни. Хотя иногда возникает и гораздо менее приятная ассоциация, как будто бы вся эта публика не один уже год жуёт и бесконечно пережёвывает весьма неаппетитную субстанцию (сами догадываетесь какую). А потом пихает всё это нам. А мы едим.

 

"Плоскатиков" придумал Эдвин Эбботт и написал про них в книге "Флатландия", изданной в 1880 году. Он придумал целый мир на плоскости, в котором существ представляли многоугольники, отрезки, окружности. Эти существа жили по своим правилам, различали друг друга ощупыванием. У них была, своя двумерная наука, которая логично объясняла, почему мир устроен именно так - двумерно. Однажды Флатландию посетила Сфера, которая, проходя через плоскость этого мира, меняла размеры своего сечения. Естественно, что плоские жители Флатландии могли видеть лишь Окружность, но ее свойства были для них невероятны - она могла увеличиваться в размерах и уменьшаться, появляться "из ничего" и исчезать "в никуда". Это "ничего и никуда" было третьим измерением, о котором "плоскатики" даже не догадывались.

 

Ну чем не наш мир? Ведь у нас тоже есть наука, которая совершенно логично объясняет, почему должны быть богатые, и почему должны быть бедные (в основном, конечно, потому, что богатым так хочется). А деньги во время кризисов тоже исчезают неизвестно куда, хотя никакие микробы или другие стихии их физически не истребляют. Поэтому где-то, в каком-то измерении (название которого по совершенно случайному совпадению наверняка сходно с названием какого-то крутого банка, или ряда таких банков), они есть и даже накапливаются.

 

Но для надёжности аналогии приведём ещё один пример "плоского" мышления - это игра в "15" в переложении на политико-экономическую ситуацию в нашей стране и в мире в целом. Игра в "15" заключается в следующем. В коробочке, рассчитанной на 16 квадратных плиток, находится только 15 пронумерованных плиток и одно пустое место. Расположив в коробочке все 15 плиток в произвольном порядке, с пустым правым местом в нижнем углу, пытаются затем разместить их в порядке возрастания, с пустым местом в том же правом нижнем углу, передвигая плитки, но не вынимая их из коробочки (из плоскости). Доказано, что существует начальное расположение плиток, при котором плитки (не вынимая их из плоскости), разместить в порядке возрастания невозможно (раздел математики "комбинаторика").

 

Осмысление всех процессов, происходящих сейчас в мире, как и поиск выхода из сложившейся ситуации, осуществляется тоже в плоской, двумерной, политико-экономической системе координат. И можно очень строго доказать, что при наличном раскладе, скажем так, факторов политического, экономического, идеологического плана решения системных проблем, от которых зависит само существование мира людей (органической составной частью которого является и наша страна), не существует. Мы в тупике, и выход из этого тупика возможен только через изменение базовых установок мышления человека - т. е. через выход в третью, мировоззренческую координату, и далее в новое пространство возможностей. Но это для современной аналитики оказалось слишком сложной задачей.

 

Итак, приступим к построению нашей предельно упрощённой схемы. Чтобы не использовать графику, просто представим себе окружность (или, точнее, круг), и обозначим его как простейшую модель базового земного ареала. Очаги человеческой культуры зародились в разных точках этого ареала, мы их изобразим маленькими кружочками. Эти очаги можно связать с самыми первыми формами организации социума – родами. Т. е. это были самые первые и самые простые прообразы современной системы "общество", которые, тем не менее, обладали всеми базовыми свойствами такой системы, которую в том числе можно определить как "живую", развивающуюся. Одним из таких важнейших свойств являлось свойство экспансии. Что это такое?

 

"Экспансия (от лат. expansioраспространение, расширение) — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры или биологического вида".

 

"Культурная экспансия. В отличие от биологической экспансии, которая предполагает расширение среды обитания определенных биологических видов (как правило, с вытеснением из этой среды автохтонных видов), культурная экспансия характеризует расширение области применения культурных объектов — символов, смыслов и средств их выражения. При этом один биологический вид не вытесняет другой.

Примером культурной экспансии в противопоставлении экспансии биологической можно назвать заимствование неандертальцами элементов искусства у людей современного типа.

Культурая экспансия имеет место и в современном мире. В наше время наиболее известным примером является распространение американской культуры. При этом современная культурная экспансия основана не на биологическом, а на политико-экономическом превосходстве.

Характерным отличием культурной и политико-экономической экспансии от биологической является то, что они могут и зачастую проводятся целенаправленно, сознательно. В этом случае можно вести речь не о стихийной экспансии, а о политике экспансионизма".

 

"Политико-экономическая (этническая) экспансия. Политико-экономическая экспансия означает расширение зоны обитания, зоны влияния отдельного государства или народа (этноса). Вопрос о политико-экономической (или этнической) экспансии является одним из наиболее интересных в человеческой истории, все известные случаи экспансии привлекают наибольшее внимание как профессиональных историков, так и общественности.

Некоторыми из наиболее известных примеров политико-экономической экспансии являются:

 

- финикийская и греческая колонизации Средиземноморья;

- завоевания Александра Македонского и последовавший период эллинизма;

- древнеримские завоевания;

- завоевания и империя Карла Великого;

- экспансия норманнов (викингов);

- завоевания и империя Чингизхана;

- великие географические открытия и колониальные захваты европейских государств;

- империя Наполеона I;

- территориально-политическая экспансия Третьего рейха.

 

Во всех названных и других случаях активной экспансии интересным является вопрос об ее источниках и движущих силах. Далеко не всегда экспансия была связана с нехваткой территории для проживания, с избытком населения, с очевидным экономическим превосходством над окружающими народами. В наибольшей степени это проявляется на примере завоеваний монголов Чингизхана и завоеваний других степных этносов. В данном случае нехватка рациональных объяснений их экспансионизму привела Л. Н. Гумилева к выдвижению теории пассионарности, согласно которой именно биологические причины (избыток биохимической энергии живого вещества), если они проявляются одновременно у большого числа представителей того или иного народа, лежат в основе его экспансионизма.

Другим важнейшим примером экспансионизма, для которого до сих пор нет четкого ответа по поводу его причин и источников, является германский экспансионизм первой половины XX века. Разумеется, к нему нельзя сводить причины Второй мировой войны или тем более причины Первой мировой войны. Но и традиционные объяснения, принятые в советской историографии, по поводу империализма, то есть чисто экономических условий, как основной движущей силы этих двух войн, нельзя считать достаточными.

Точно также остается открытым вопрос о причинах и источниках британской, американской или русской экспансии.

В целом можно констатировать, что данный интереснейший вопрос еще мало изучен в гуманитарных, социальных и биологических науках, поскольку лежит на их стыке. Вместе с тем вопрос об источниках и движущих силах политико-экономической и этнической экспансии, о способах управления этими процессами в современном мире приобретает для России исключительное значение ввиду ее географического, демографического и экономического положения".

 

Уже отмечалось выше, что в этом исследовании мы применили способ описания истории цивилизации через такие понятия, как ареал и экспансия. Но уже очевидно, что существующих знаний об этом свойстве живой и живой-разумной материи, явно недостаточно. Применим для доказательства этого утверждения следующие рассуждения. Вот мы имеем глобальный кризис, природу которого не понимаем, ошибочно полагая, что это экономический кризис, поэтому абсолютно не имеем корректных представлений о способах выхода из этого кризисного состояния. Для того, чтобы искать решение этой проблемы, с которой человечество ещё не сталкивалось, традиционных представлений о мире и мире человека явно недостаточно. Поэтому в данном исследовании мы и используем в качестве базового такое понятие, как экспансия, которое позволяет вычленить единую причину, единый фактор, формирующий колоссальное количество, казалось бы, очень разных явлений в глобальном социуме. Но существующие определения экспансии, одно из которых мы привели выше, не совсем полно, не совсем корректно. Поэтому крайне необходимы другие, более общие определения экспансии. Посмотрим, какие ещё существуют определения экспансии, вот, например, определение с претензией на предельную обобщённость:

 

"Экспансия – это расширение, распространение чего-нибудь, например, влияния за какие-нибудь первоначальные пределы". https://languages.oup.com/google-dictionary-ru/.

 

Но это определение, содержащее такие обороты, как "что-нибудь", "какое-нибудь", "куда-нибудь", явно не может служить, извините за тавтологию, образцом определённости. Ведь мироздание состоит из совершенно конкретных сущностей, явлений, объектов, которые, исходя из принципа системной организации (всё, что существует, существует в форме системы), все имеют системный генезис. Поэтому необходимо другое, системное определение экспансии, которое было бы предельно общим, но в то же время и конкретным. В таком определении источником экспансии, т. е. какого-то преобразующего воздействия, всегда является какая-то система, а сама экспансия всегда направлена на окружение системы, т. е. на какие-то конкретные подсистемы гиперсистемы, материнской системы. Изменения состояния инертных систем под воздействием других систем не экспансия – это действие основного потока изменения (с натяжкой можно назвать экспансией). Поэтому понятие экспансии в полной мере применимо лишь к "живым" и "живым-разумным" системам, и, что необходимо помнить, тоже осуществляется в рамках основного потока изменения. Поэтому определение понятия экспансии должно выглядеть приблизительно вот так.

 

СВФ. "Экспансия системы – это её специфическое воздействие на своё системное окружение (некоторые подсистемы "материнской" системы, или гиперсистемы), в результате которого состояние и структура этих подсистем изменяются соответствующим образом, оптимальным для экспансивной системы".

 

Как это можно изобразить на нашей схеме? Маленький кружочек – это локальный ареал, ареал рода той или иной расы, а экспансию этого живого образования можно схематически изобразить как увеличение диаметра этого кружочка. И, что очень важно, вектор экспансии  направлен внутрь  базового ареала. Но то же самое характерно для родов, населяющих другие локальные ареалы – они осуществляют экспансию и векторы этой экспансии также направлены внутрь базового ареала. Площадь которого ограничена, и свободного пространства в результате локальных экспансий становится всё меньше.

 

История становления человеческой цивилизации традиционно описывается как история становления этносов. Возникает вопрос: эта интеграционная тенденция имеет чисто земную локализацию, или же она является проявлением какой-то более общей закономерности? Но сначала давайте напомним, что такое этнос.

 

"Этнос – это группа людей, связанная кровным родством. Исторические формы этносов – это род и племя, народность и нация. Племя существовало в период первобытного общества, народность – в период рабовладения и феодализма, нация – в период капитализма. Общее происхождение от общего предка, межпоколенная преемственность, общность исторической судьбы, общие традиции, культура, язык и территория объединяют людей в единый этнос. Племя состоит из нескольких родов.

Племя – это этнос, которому удалось упорядочить воспроизводство людей, исключить случаи появления детей с наследственными болезнями, обусловленными кровосмешением, создать собственный диалект и обычаи, завоевать свою территорию.

В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство.

Нация – это этнос, которому удалось построить капиталистическое общество – общий национальный рынок, демократию, частную собственность, правовое государство, национальную культуру.

Таким образом, племя, народность и нация – это три ступени эволюции этноса. Не каждое племя способно создать своё государство и превратиться в народность, поэтому отсталые племена обречены попасть в зависимость от более передовых народностей и быть ассимилированными. Не всякая народность способна построить капиталистическое общество и стать нацией, отсталые народности и племена обречены стать колонией более передовых наций и рискуют быть ассимилированными. Возможно, что сегодня человечество вступает в четвёртый период эволюции этноса – создание глобального общества, где происходит беспрепятственное смешение различных наций народностей и племён. Этот прогноз является спорным".

 

Если эта интеграционная тенденция имеет не чисто земной генезис, а более глубокие, вселенские корни, то в рамках какой закономерности, в рамках какого вселенского процесса происходило становление этих социальных конструкций, симбиозов? Можно ли как-то эту тенденцию привязать к эволюции такой системы, как сама Вселенная? Да, вполне возможно.

 

В структуре процесса эволюции Метагалактики принято выделять самые важные этапы. Первым по важности событием является отделение вещества от излучения, после которого становятся возможными ядерные реакции синтеза (интеграции, концентрации) нейтронов и протонов в ядра гелия и водорода. В качестве следующего этапа можно назвать рекомбинацию – присоединение ядрами гелия и водорода свободных электронов и возникновение нейтральных атомов, образующих дозвёздный газ. Но само возникновение вещества в этой первичной топке можно рассматривать как начало некой фундаментальной тенденции, которая проявляется на всём протяжении эволюции Вселенной. Именно этой тенденции – тенденции интеграции, концентрации – мир обязан возникновением всё более сложных материальных конструкций: атомов, молекул, небесных тел – планет и звёзд и далее жизни и разума.

 

Коацерватная капля, прообраз клетки – проявление той же тенденции, которая на биологическом уровне заканчивается возникновением высокоразвитого организма. Очередным качественным скачком в проявлении этой тенденции является появление социальных групп. В мире людей в качестве её основных вех можно назвать образование племён из родов, народностей из племён и далее наций. Современный мир людей представлен содружеством наций. Но если следовать логике этой тенденции – тенденции вселенской интеграции, то содружество наций тоже должно превратиться в целостность более высокого ранга.

 

Вопрос, в какой форме это может осуществиться, является сейчас наиболее актуальным среди всех проблем глобального социума. Именно он составляет главное содержание современного исторического процесса. Главный смысл этого шага – системный, он заключается в подчинении человеческого сообщества вселенским (системно-физическим) принципам развития.

 

Но сейчас вернёмся к нашей основной задаче, и попытаемся ответить на вопрос, как можно эволюцию цивилизации (в контексте экспансии этносов) отразить на схеме, показать, как и в чём конкретно проявляется эта эволюция. А проявляется она в том, что площади локальных ареалов, занятых этносами, постепенно увеличиваются – заметим, при неизменном сохранении направлений векторов экспансии этносов.

 

Очевидно, что схема предложенная здесь невероятно упрощена, она не учитывает множество важных исторических событий, таких, как миграция племён, скажем, в силу самых разных причин, ассимиляция или уничтожение более слабых этносов более сильными, всю совокупность факторов, перемешивающих племена, народности, народы и их культуры, придающие им новое содержание. Но именно отстранение, абстрагирование от бездны этих деталей и позволяет увидеть основной стержень, магистральную траекторию развития цивилизации как экспансии составляющих её этносов.

 

Одно из важнейших проявлений описываемой тенденции – постоянное сокращение площади базового ареала, т. е. свободного пространства за счёт увеличения площадей локальных ареалов этносов и увеличения протяженности их границ. Совершенно закономерно, что по причине ограниченности земного ареала наступает момент, когда границы локальных ареалов полностью смыкаются и свободного пространства не остаётся вовсе. При том, что инерция существующего экстенсивного способа развития и направление экспансии этносов (на этом этапе уже национальных государств) внутрь базового ареала сохраняется неизменным. Поэтому по инерции возникает, и всё время усиливается специфическое взаимное давление локальных ареалов друг на друга, стремящихся сохранить направление экспансии и уровень потребления. Этот момент характеризуется возникновением специфического исторического тупика экстенсивного развития цивилизации. В такой ситуации, во-первых, важно понять саму ситуацию, а, во-вторых, иметь волю и стремление к поиску оптимального решения проблемы, оптимального – значит, в интересах всей цивилизации. К сожалению, обычно берут верх эгоистичные мотивации, и нации начинают "пихаться локтями". Иногда очень больно, о чём свдетельствует опыт двух мировых войн. Который, к сожалению, никого ничему не научил.

 

Но такое поведение абсолютно неконструктивно, ведь базовый ареал содержит ограниченное  количество невозобновляемого ресурса, необходимого для обеспечения жизнедеятельности цивилизации, а человечество потребляет всё более интенсивно, в результате чего этот ареал закономерно истощается. С другой стороны, на ситуацию всё сильнее влияет демографический фактор – народонаселение планеты постоянно увеличивается, причём вовсе не в арифметической прогрессии. Даже с учётом интенсификации развития за счёт фундаментальных и прикладных открытий науки, и появления всё новых и новых способов извлечения ресурса из естественного окружения, проблема переполнения ареала – в рамках стереотипного, линейного мышления - кажется неразрешимой. И именно эта неспособность видеть нелинейные, нестандартные решения  обусловливает ситуацию примитивного линейного решения проблемы, которую можно определить как глобальный передел (цивилизационная война). И, увы, его постоянную эскалацию. Поэтому выход из сложившейся проблемной ситуации может обеспечить лишь нестандартное, качественно новое решение. О котором мы и поговорим чуть позже.

 

Но этим проблемная ситуация не исчерпывается. Столкновение локальных цивилизаций одного временного периода (назовём их так), порождает соответствующие напряжения и массу деструктивно-конструктивных явлений и внутри них самих. Какой механизм здесь действует? Вычерпывание ресурсов ареала есть проявление внешней экспансии системы "цивилизация", т. е. экспансии в отношении естественного окружения, Природы. Но процесс внешней экспансии порождает необходимость обеспечения соответствия, подстройки структуры общества, его производительных подсистем к структуре окружения, с учётом всё новых и новых знаний об этой структуре, полученных с помощью познания. Что и означает развитие общества, т. е. усложнение его организации, структуры. Усложнение потому, что усложнение представлений о свойствах естественного окружения открывает новые возможности их использования, и, обычно, влечёт за собой необходимость реорганизации, усложнения преобразующих возможностей общества. Этот процесс всегда содержит много противоречий, он происходит в форме внутренней экспансии, как конструктивной, так и, к сожалению, деструктивной.

 

Дело в том, что абсолютно все подсистемы системы "общество" (гиперобщества "цивилизация") обладают свойством экспансии, это важнейшее свойство "живых" систем, обусловливающее саму возможность их существования. Жизнь сама по себе есть экспансия, экспансивно всё живое и живое-разумное: отдельные животные, захватывающее территорию "соседа", и популяции животных, в процессе поиска ресурса дла пропитания захватывающих новые ареалы, отдельные растения, неожиданно прорастающие там, где их раньше не было, и обеспечивающие экспансию популяции растений, растений данного вида. Экспансивен отдельный индивид, обитающий в своём специфическом ареале, в отношении другого индивида или социальной группы (также обитающей в своём специфическом ареале). Экспансивна и социальная группа того или иного ранга в отношении индивида или другой социальной группы. Примеры здесь – рейдерство, захват власти и т. п. Но приведённое выше определение экспансии слишком узко, оно не охватывает все её проявления, к тому же оно содержит определение лишь деструктивной экспансии, а ведь экспансия может носить и конструктивный характер. Например, деятельность системы образования – это пример конструктивной экспансии (но с некоторыми важными оговорками). Или, например, деятельность законодательной и исполнительной власти (с теми же важными оговорками).

 

Таким образом, в предложенном контексте структуру глобального социума можно определить как сложнейшую систему специфических ареалов разного масштаба, от индивидуального до национального и цивилизационного. С соответствующей экспансией их "обитателей" в отношении своего системного окружения. Когда происходит столкновение (сжатие) внешних границ локальных цивилизаций, оно неизбежно порождает массу явлений (и деструктивных, и конструктивных) и внутри обществ, составляющих цивилизацию. Возникает как бы некая внутренняя ударная волна, проходящая по всей структуре взаимодействующих цивилизационных образований. И как же реагирует вся эта сложнейшая структура внутренних специфических ареалов, составляющих структуру локальных сообществ, на внешние воздействия, на сжатия границ национальных ареалов? Ответ прост: реагирует очень болезненно, очень чутко, стараясь адаптироваться к вновь возникающим условиям и обрести системное равновесие. Тем самым, деструктивное по сути явление может способствовать развитию локальных социумов.

 

Хотя закономерен и обратный процесс, а именно то, что параметры экспансии цивилизации, как целого, её скорость и конкретные направления, жёстко связаны с процессами внутренней экспансии, как деструктивной, так и конструктивной и являются факторами развития цивилизации как целого. В настоящий период ситуация характеризуется тем, что столкновение исторически сложившихся центров экспансии становится всё более интенсивным и разнообразным (по форме, а не по сути) и, соответственно, и к сожалению, всё более деструктивным. Чётко выраженного фактора, способного стабилизировать ситуацию, ни в одном из локальных социумов пока не наблюдается.

 

Наше время не является в этом смысле исключением. Даже в Новой и Новейшей истории можно найти огромное количество примеров экспансии одних народов в отношении других, как конструктивного, так и деструктивного типа. Одним из ярчайших примеров такой экспансии является, например, колонизация Америки: конкиста, английская колонизация, французская колонизация. Это, увы, пример деструктивной экспансии, геноцида, поскольку в результате этой колонизации были, по сути, уничтожены некоторые коренные народы континентов, их самобытная культура. В качестве же примера конструктивной экспансии можно назвать культурную и этническую ассимиляцию малых народов более сильными народами, примеры такой экспансии можно найти, например, в истории России.

 

Но в наше время, к сожалению, экспансия этого типа имеет всё более деструктивный характер, о чём идёт речь в обширной цитате в самом начале статьи. Глобальный передел набирает обороты, становится всё интенсивнее, хотя и принимает другие формы, формы информационных и т. н. гибридных войн. Что, кстати, не исключает эскалацию до полноценной "горячей" фазы этого глобального противостояния, включающего обмены ядерными ударами. А пока это т. н. "цветные революции", и установление с их помощью внешнего управления над странами "третьего мира". С единственной целью (как и в традиционной схеме колонизации), для интенсивной выкачки ресурса из стран-колоний. Ярчайшим примером такой колонизации является Украина.

 

Мы подошли к рубежу в исследовании, когда настало время подвести итоги исследования и сделать основной вывод. Итак, что мы имеем? А имеем мы развивающийся глобальный кризис, обусловленный не столько объективными причинами, факторами непреодолимого действия, сколько собственным недомыслием. И в качестве решения имеем новый метод описания истории цивилизации с помощью такого базового для этого процесса понятий, как ареал и экспансия. Вывод же, который мы можем сделать, таков. Экспансия – важнейшее свойство живых систем, крайне необходимое для их выживания. Но на определённом этапе развития цивилизации неуправляемая, спонтанная экспансия становится смертельно опасной для самой разумной жизни (на данном этапе, видимо, не очень разумной). Поэтому главный вопрос, на который нам следует ответить теперь, это вопрос "что делать".

 

Что делать?

 

Мы как-то ответили на вопрос "что происходит". А теперь попытаемся найти ответ и на вопрос "что делать".

 

Очевидный ответ на этот вопрос, указывающий на выход из тупика заключается в развороте векторов экспансии локальных цивилизаций (национальных государств) во внешний гиперареал. Но это очень сложная проблема, ведь для этого требуется согласованное действие всех наций, составляющих цивилизацию, т. е. объединение цивилизации, переход этой системы в качественно новое состояние. А для этого необходимо кардинально изменить наше отношение к миру и друг к другу. Возможно ли это, учитывая нынешнее состояние цивилизации и уровень противоречий внутри неё? Ответ - да, воможно, если изменить систему базовых представлений о мире и человеке, о его месте и роли в большом мире и провести их через систему образования. Это позволит поставить общую цель, которая сыграет роль основного объединяющего фактора. Итак.

 

Что может произойти, если этого не сделать?

 

Базовый земной ареал в изложенной в первой части статьи схеме, вполне можно рассматривать и как некий замкнутый объём, в котором постоянно возрастает концентрация разрушительных факторов. Здесь имеются в виду материальные факторы разрушения, в первую очередь созданные целенаправленно, т. е. это самое разнообразное оружие, в том числе оружие массового поражения. Ну, и созданные, так сказать попутно, факторы, загрязняющие Природу и создающие экологическую проблему. Но, самый, казалось бы, безобидный, а на самом деле разрушительный фактор, это некорректность наших представлений о мире и человеке, некорректность существующей картины (карты) мира, не позволяющая современному человечеству определить свои смысловые координаты в мироздании и найти выход из глобального эволюционного тупика. В сочетании с естественной человеческой активностью, но канализированной в силу естественной экспансивности и сложившихся исторически стереотипов на внутреннее деструктивное  противостояние, человечество имеет все шансы уничтожить свою планету. Ведь одномоментное высвобождение в замкнутом объёме громадной энергии, скорее всего, начисто уничтожит всё, что там существует. А это – всё более реальная перспектива. Да, пока огнедышащие ядерные драконы смирно стоят в своих стойлах, запертые стальными дверьми и сложными кодами, исключающими произволный их запуск. Но настоящие замки, охраняющие пока человеческий мир от разрушения, это здравомыслие, гуманизм, духовность, в нашей рыночной реальности всё более стремительно ржавеют. Поэтому всё большей становится вероятность, что эти огненные драконы всё же вырвутся на свободу и испепелят планету.

 

Какие существуют основания называть происходящее с миром людей

кризисом цивилизации?

 

 Состояние группы развитых стран и называют сейчас кризисным, но к слову "кризис" пристраивают эпитеты "финансовый", "экономический" и другие, а также различные их сочетания. На самом же деле это кризис самих оснований, принципов бытия, на которых зиждется современная цивилизация. В условиях, в которые мы пришли в своём развитии, они перестают быть эффективными, не работают.

 

Кому направлено это обращение?

 

 Это обращение направлено не неким безликим "массам", но тем людям, которые даже в условиях жуткой информационной войны не потеряли способность воспринимать происходящее критически, мыслить объективно, действовать конструктивно. Людям, которые способны воспринять сложную идею и понести её дальше. К последним можно отнести прогрессивно мыслящую интеллигенцию, в первую очередь инженерный корпус, настоящих учёных, честных политиков (если таковые ещё остались в природе).

 

 

Современная цивилизация - целостность, в которой процессы, происходящие в одном сегменте, могут оказывать критическое воздействие

на другие сегменты

 

 Одним из условий, которое необходимо выполнить для корректного осмысления сложившейся ситуации, является определение и описание нашей цивилизации как целостности высокого ранга. Исходя из количества и плотности возникших в процессе развития разных стран межгосударственных экономических, культурных и прочих связей, объективно наш человеческий мир и представляет собой целостность. Которая, увы, закономерно, как развивающаяся система, содержит пока достаточное количество больших и малых противоречий. Устранение этих противоречий, развитие которых может нести угрозу самому существованию человека, составляет одну из актуальнейших теоретических и практических задач для учёных и политиков, для сознательного (не обывательского) сектора общества.

 

 

Какова корректная система отсчёта для объективной

оценки положения дел

 

 Что происходит с нашим миром, что происходит с нами, людьми, как правильно понять и описать это? Основной продукт, который поставляет познание – это картина мира, карта мира, следуя которой человек осуществляет своё движение-развитие сквозь его структуру. Не нужно объяснять, насколько важно для человека, чтобы эта карта мира была правильной, предельно правильно отражала его "географию". Одним из важнейших условий построения любой карты является выбор правильной системы координат, в которой описывается объект, правильной точки отсчёта, обеспечивающей оптимальное счисление любой "точки" объекта (в философской карте мира роль таких точек играют различные события, явления, закономерности, предельно общие принципы).

 

 Но и в наше вроде бы "просвещённое" время ситуация в познании сохраняет черты, характерные для познания двухтысячелетней давности, когда была создана и функционировала геоцентрическая система мира, получившая завершение в трудах древнегреческого астронома Клавдия Птоломея. Эта система представлений сохранилась вплоть до позднего средневековья, а центральным его представлением было антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной.

 

 Одним из основных недостатков современного познания также является антропоцентризм, но антропоцентризм не космологический, а мировоззренческий. Он проявляется в том, что мы исследуем и описываем наш мир, его явления, преимущественно исходя из их сиюминутной, утилитарной полезности, зачастую весьма некорректно и ограниченно понимаемой полезности для человека. Нашим познанием мир описывается и оценивается исключительно в контексте потребностей человека, отношение к миру также формируется исходя из потребностей человека. А ведь отношение к миру целиком и полностью формирует структуру деятельности человека, базовые его приоритеты! Антропоцентрическое же отношение, более или менее оправданное на ранних стадиях развития цивилизации, совершенно неприемлемо на более поздних стадиях и может привести (и, как мы видим, неизбежно приводит) к очень опасным деформациям в сооружаемом здании цивилизации. К деформациям, способным обрушить само это здание. В этом смысле в нашем познании продолжает действовать "комплекс Птоломея", ставящий человека центром Мироздания.

 

Но только точное, не искажённое понимание места и роли человека в большом мире, во Вселенной, позволит реализовать правильную стратегию его освоения, устойчивого и эффективного развития сообщества людей. Построить корректную картину мира, в которой явление Homo sapiens является всего лишь одной из подсистем гиперсистемы "Метагалактика", подчиняющейся базовым её законам, поможет новейшая методология познания, СФКМ – системно-физическая концепция мира (СВФ – системно-вакуумная физика). В такой картине мира подсистема "Человек" имеет свою системную функцию, своё предназначение, смысл существования в этом мире, обусловленный фундаментальными его законами, а не представлениями, оправдывающими неограниченное его потребление. Жизнь и развитие цивилизации, руководствующейся фундаментальными вселенскими законами, помогут обеспечить ей стабильность и процветание.

 

 Переход к кардинально новым принципам и формам существования человека в мире – в этом и заключается содержание актуального исторического момента, а не какой-то "новый мировой порядок", установление которого может привести к гибели самого мира людей.

 

Что происходит с цивилизацией?

 

 Вопрос "что происходит" (с тем или иным объектом, системой) предполагает существование какой-то цепочки событий, связанных с этим объектом, смысл которых пока непонятен и его надлежит прояснить. Если задать этот вопрос применительно к цивилизации людей, то самым обобщающим ответом на него будет следующий: система "цивилизация" проходит очередной этап развития. Гораздо сложнее будет ответить на вопрос, а каково же конкретное содержание этого этапа? Правильный ответ на этот вопрос весьма важен и актуален, потому что сейчас не только учёным, аналитикам, но и простым обывателям ясно, что с миром людей творится что-то неладное. Но точное понимание происходящего пока отсутствует. Заметим: не только у обывателей, но и у специалистов самого разного профиля. Формально развитие любой системы состоит из двух основных фаз – разрушения и созидания; созидание нового состояния системы неизбежно разрушает "старое" состояние. По всем наблюдаемым признакам, сейчас в обществе (в локальных сообществах и глобальном сообществе в целом) доминирует фаза разрушения. К основным "результатам" её деятельности можно отнести разрушение морали, разрушение культуры, вырождение науки, смещение её центра тяжести в прикладной сектор, разрушение оптимальной структуры мировой экономики – смещение её центра тяжести в виртуальный сектор, целенаправленное разрушение национальных государств в контексте процесса глобализации, передел сфер влияния, уже зачастую силовыми, военными методами, что чревато спонтанной эскалацией и многое, многое другое.

 

 Т. е. сейчас происходит разрушение устоев, формировавшихся тысячелетиями. Этот процесс носит характер глобального кризиса, потому что пока совершенно непонятно, куда качнётся маятник истории, маятник судьбы человеческой цивилизации, впереди полная неопределённость.

 

Основные альтернативы

 

 Тем не менее, основных вариантов дальнейшего развития истории не так много. Приведём их и рассмотрим, что каждый из них обещает человеку.

 

 Вариант первый, и самый приемлемый, так как это путь прогресса – выход в новое пространство возможностей. Пространство возможностей человека – это аналог ареала животных, с тем отличием, что размер пространства возможностей есть производная от глубины и качества человеческих познаний. Каждое крупное открытие открывало для человека новое пространство возможностей и обеспечивало новый виток развития цивилизации. Переход в следующее, самое крупное пространство возможностей может обеспечить новейшая методология познания, использующая системно-вакуумный теоретический конструктор.

 

 Второй вариант, к реализации которого есть все предпосылки, это "сваливание" в "новый феодализм". И он не кажется совсем уж невероятным, если учесть стремление ТНК – транснациональных корпораций установить некий "новый мировой порядок". А по сути – владычество над миром и возможность использования оставшихся энергетических и сырьевых ресурсов узким кругом "избранных". С жесточайшим ограничением потребления и человеческих прав для тех, кого господа соизволят оставить себе в услужение. Именно так может закончиться игра в демократию, демократическая сказочка, созданная для охмурения масс. Ясно, что этот вариант развития цивилизации стопроцентно регрессивный, даже если она сможет осуществлять космическую экспансию.

 

 Третий вариант – одномоментная (по историческим меркам) катастрофа, неважно, какими причинами она будет обусловлена: полномасштабным военным конфликтом или глобальным природным катаклизмом, скажем, падением астероида или извержением мегавулкана. Сценариев таких катастроф много, но один из них уже приведён в действие и достаточно быстро развивается. Это глобальное изменение условий существования жизни на планете, которое грозит вымиранием множеству видов. В последние годы количество, скажем, пчёл на планете уменьшается весьма стремительно, а роль этих насекомых в производстве продуктов питания весьма велика. Уже в недалёком будущем прогнозируются "ресурсные" войны: войны за воду, за продовольствие, не говоря уже об энергии и сырье, и т. д. Если Homo доведёт себя до такого состояния, до драчки за еду и воду, он навсегда потеряет право называться sapiens, это будет просто разновидность скотины.

 

 Избежать всего этого ужаса: и нового крепостничества, и катастрофы можно лишь реализацией первого варианта.

 

Основные вызовы

 

 Термин "вызов" или "Вызов-и-Ответ" обычно связывают с именем Арнольда Тойнби, британского историка, автора двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций "Постижение истории". Вызов "по Тойнби" - это такая ситуация, при которой существование данного общества оказывается под угрозой. Вызов может быть самым различным. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шусмерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю.

 

 Каждая цивилизация даёт сформулированный её "творческим меньшинством" Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и, в особенности, другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту, стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия.

 

 Здесь необходимо отметить следующие моменты, которые мы не находим у Тойнби.

 

 Первый: что стадии возникновения и роста общества обеспечивает реальная, истинная элита, реальное "творческое меньшинство", но добытый обществом ресурс начинает постепенно "прибирать к рукам" доминантно-потребительский сегмент общества, который шаг за шагом занимает место истинной элиты, формируя при этом "элиту", т. е. квазиэлиту. Но, не обладая свойствами, необходимыми для обеспечения эффективного развития общества, именно квазиэлита обусловливает надлом и разложение общества. Иногда закономерно завершающиеся его гибелью.

 

 Второй: Тойнби не применяет логику "Вызова-и-Ответа" к развитию человеческой цивилизации, как целого (по крайней мере, эту идею не найти в самых распространённых публикациях его трудов). Да это и закономерно, потому что Тойнби считал концепцию единой цивилизации ложной. Наверное, именно поэтому к типам "вызовов", которые сейчас во весь рост встали перед человечеством, он не относит такие, как энергетический, ресурсный, продовольственный, экологический - рукотворный и естественный "вызовы", демографический, нашу уязвимость перед разрушительными воздействиями среды и многие другие.

 

 Третий: сама логика А. Тойнби "развёрнута" на 180 градусов. В соответствии с этой логикой, крупные проблемы, которые встают перед цивилизацией на её историческом пути в процессе её функционирования и развития, и препятствуют и одному, и другому, можно называть вызовами. Таким образом, вызов – есть результат развития системы "общество", но движение развития обусловлено свойством развития этой системы (и породившей её гиперсистемы) и направлено от общества к среде. Так что это общество бросает вызов окружению, осуществляя его преобразование и налетая при этом на препятствия (хотя на самом деле картина ещё сложнее). Ведь поскольку все проблемы человека, в конечном счёте, обусловлены недомыслием, вызовы не обязательно продуцирует внешняя среда.

 

 Из этой логики и нужно исходить, формируя структуру Базового, или Основного Вызова Человека Природе, сущность которого должна заключаться в оптимизации естественного нашего окружения. Ясно, что важнейшим условием достижения успеха на этом пути является постижение законов нашего мира. Поэтому фундаментальной, корневой проблемой человеческого сообщества (вызовом по Тойнби) является проблема эффективного познания устройства Мироздания.  Если следовать этой логике, то самый главный вызов сейчас – это человеческая ограниченность, несовместимая с достигнутым уровнем развития разрушительного инструментария.

 

 Таким образом, все перечисленные выше глобальные вызовы имеют общий корень – несовершенство мировоззрения и несовершенство познавательной методологии.

 

Какие факторы обусловили кризисное состояние

глобального сообщества?

 

 Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход), традиционно определяется как "переломный момент, тяжёлое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое положение". Известны следующие виды кризисов:

 

 - перелом в течении болезни;

 - кризис перепроизводства;

 - общий кризис капитализма;

 - кризис политический;

 - кризис экономический;

 - кризис энергетический;

 - кризис биржевой;

 - кризис аграрный;

 - кризис валютный;

 

 И так далее.

 

 Но, как видим, в этом списке (и не только в этом) нет определения кризиса цивилизации. Есть термин – мировой кризис, но он опять же сводится к экономическому и оценивается преимущественно через состояние мировой финансовой системы, через монетарные процессы.

 

 Экономические кризисы объясняли: пятнами на Солнце, войнами, несовершенствами капиталистической системы и злокозненностью стран-конкурентов. Ученые же давно пришли к выводу, что колебания экономики – явление неизбежное и нормальное.

 

 Причины колебаний в ходе экономического развития объясняют по-разному. Одни экономисты (Ж. Б. Сэй, Д. Ри-кардо и другие) вообще отрицали возможность всеобщих экономических кризисов; частичные же кризисы перепроизводства объясняли нарушением пропорциональности между различными отраслями производства, которая восстанавливается самим ходом движения рыночной экономики. Другая группа экономистов (Дж. Кейнс, Э. Хансен) объясняют кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, которая отстает от роста доходов, поэтому выход из кризисов видят в стимулировании совокупного спроса. Наконец, ряд экономистов усматривают причину кризисов в недостатках кредитно-денежной политики.

 

 Существует также достаточно распространённое мнение, что кризис можно рассматривать как чуть ли не основной фактор развития. Т. е., в соответствии с этим мнением, чтобы начать развиваться, организм, например, должен переболеть, а если не переболеет, не пройдёт через смертельную развилку, так и остановится в своём развитии. В то время, как кризис – это болезнь, к которой часто приводит неправильное поведение, и которую лучше не допускать.

 

 Какие явления в современном глобальном сообществе можно рассматривать, как кризисные?  В ближайшей исторической перспективе нам угрожает:

 

 - истощение запасов легкодоступных сырьевых ресурсов;

 - истощение запасов невозобновляемых источников энергии;

 - интенсивное загрязнение природной среды, в том числе тепловое;

 - критическое информационное загрязнение интеллектуальной среды, проблема образования;

 - продуктовая проблема, товарное производство и рыночные принципы вынуждают производить некачественные продукты питания или просто подделки;

 - проблема питьевой воды;

 - состояние здоровья цивилизации и состояние медицины;

 - демографическая проблема;

 - полномасштабный военный конфликт, война локальных цивилизаций за выживание;

 И так далее…

 

 Какие причины породили эту ситуацию?

 

 - неразумное, неоптимальное использование ресурсов в товарном производстве, понуждающие конкурентов тратить огромные количества сырья и энергии на производство некачественных, а зачастую просто ненужных товаров;

 - некорректные, "насекомые" ценности, которые тормозят развитие общества, ставка не на устойчивость, а на богатство (ложная устойчивость);

 - неоптимальная организация общества, при котором оно поедает само себя в процессе деструктивной внутренней экспансии;

 

 Отсюда, плохая организация общества, плохие приоритеты деятельности, некачественные ценности, никудышняя экономика – все эти причины обусловлены недомыслием, несовершенным знанием человека о мире и принципах его развития, что побуждает человека вести себя как заурядное насекомое-потребитель.

 

 Следуя этой логике, можем утверждать, что главная причина кризисов общества заключается в том, что при кардинальном изменении условий бытия, условий его жизни, которые неизбежны, весь инструментарий, весь комплекс методов, с помощью которого общество осуществляет свою жизнедеятельность и развитие, не меняется. Хотя это обновление разумно делать превентивно, до появления кризисных явлений, по крайней мере, сразу после возникновения первых признаков кризиса.

 

 Таким образом, в основе всех кризисов системы "общество" всегда лежит методологический кризис, кризис знания.

 

Как должен строить своё бытие, свои отношения с миром человек, чтобы

избежать цивилизационной катастрофы?

 

 Если быть кратким, то делать это он должен на системных принципах, на принципах гармонии, опираясь на базисные законы нашего мира, а не нагромождаемые тысячелетиями завалы условностей. Человек должен выполнять своё предназначение, свою системную функцию в системе Мироздания, а не бессмысленно потреблять его, для такого потребления достаточно простейших форм жизни.

 

Что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

 Основная задача в сложившейся ситуации заключается в том, чтобы изменить вектор стратегического развития глобального сообщества, как целого, откорректировать его базовые приоритеты. Для этого необходима консолидация локальных сообществ, чтобы обеспечить эту консолидацию необходима выработка единой цели для всех людей (не одинаковой, а именно единой). Единую цель невозможно выработать без точного определения системных координат человека во Вселенной; не пространственных, а именно системных, позволяющих установить его системную функцию. А это невозможно без нового знания о мире, без качественно нового его понимания. Новое же знание не построить без новой методологии.

 

СФКМ – системно-физическая концепция мира (СВФ –

системно-вакуумная физика)

 

 Такое знание есть, хоть оно пока и не получило распространения. Это СФКМ – системно-физическая концепция мира (СВФ – системно-вакуумная физика). Являет собой новейшую методологию познания, принципиально новый ("вертикальный") стиль теоретического мышления. В качестве основного приёма использует синтез системных и "вакуумных" представлений. В качестве основного инструмента использует системно-вакуумный теоретический конструктор (как альтернативу атомно-молекулярному теоретическому конструктору). В чём заключается основная новизна этого подхода?

 

Не будет преувеличением сказать, что вся современная наука, где непосредственно, а где опосредованно (та же социология, скажем, не рассматривает индивида, как систему, для неё это атом социума) базируется на атомистской гиперпарадигме, т. е. на таком понятии (представлении), как атом. В СВФ (системно-вакуумной физике) понятие атома заменено понятием "универсальной физической системы", что обусловило эффект органического объединения предметных полей философии, религии и собственно науки и, тем самым, возможность синтеза единого понятийно-категориального аппарата, по сути - универсального языка описания Действительности, т. е. Единой науки.

 

Поэтому предложенная методология являет собой не что иное, как универсальную концептуально-методологическую основу, необходимую для взаимопонимания специалистов разных областей знания.

 

С помощью предложенного метода становится возможным формирование действительно новой, единой, согласованной научной картины мира. Это достигается применением принципиально новой системы смысловых координат, в рамках которой Вселенная описывается  как органическая целостность, с помощью универсального понятийно-категориального аппарата, а все явления в ней, в том числе такие, как жизнь и разумная жизнь, как органичные подпроцессы единого процесса - Вселенной.

 

Такую науку можно определить одновременно как физику с философским уровнем обобщений и как философию, построенную по канонам естественной науки. Системно-вакуумная физика даёт однозначные ответы на вопросы, традиционно являющиеся прерогативой философии и религии – так называемые "вечные" вопросы, важнейшим из которых является вопрос о смысле жизни.

 

Эта концепция обеспечивает возможность создания громадного количества новых технологий. Она способна обеспечить выход из развивающегося глобального кризиса и обеспечить тысячи лет гармоничного развития человеческой цивилизации. На её основе возможно создание идеологии общества нового типа – "общества системного социализма" – полноценной космической цивилизации.

 

 Словосочетание "космическая цивилизация" в 20 веке, в основном благодаря усилиям журналистов, превратилось в могучий стереотип. Причём стереотип достаточно некорректный, так как в качестве основного признака такой цивилизации рассматривалась техническая возможность выхода в космическое пространство. В системной же физике этот термин наполнен больше этическим и организационным содержанием. Главное для такой цивилизации – научиться жить в гармонии, в мире со своим окружением, естественным и социальным, согласуя своё бытие с законами мироздания. Технологические же возможности – приложатся. В конце-концов, все мы и так находимся в космосе, а живи мы в пространстве в каком-то искусственном сооружении, всё равно в первую очередь нам пришлось бы решать проблемы организации эффективной согласованной деятельности и справедливого распределения её результатов.

 

Какие конкретные преобразования нужно осуществить, чтобы обозначился

переход к обществу нового типа?

 

В мышлении, в первую очередь научном, следует задействовать новую общенаучную методологию, новый теоретический конструктор. Это обеспечит возможность создания огромного количества принципиально новых технологий, что позволит уйти от проблемы сырьевого, энергетического, экологического и прочих кризисов. Возникнет новое мировоззрение, которое позволит найти строгий ответ на "вечные" вопросы, определиться человеку со своими координатами в структуре Мироздания (просьба не путать с астрономическими координатами), со своим назначением в мире, и, исходя уже из этого понимания, организовывать свою деятельность. Предварительно создав соответствующий этой задаче общественный строй.

 

 В образовании, понимаемом как интеллектуально - функциональное воспроизводство общества, нужно менять практически всё, то, что сейчас называют "реформами" в образовании, проблему не решит. А основная проблема заключается в информационной избыточности. В значительной мере решить её сможет новая познавательная методология, заменив множество понятийно-категориальных аппаратов одним. Но всё же обеспечить учащегося необходимыми знаниями на всю жизнь в условиях динамичного технического прогресса, невозможно, необходима более гибкая система. Человека необходимо учить учиться, а образование он должен иметь возможность получать или совершенствовать всю жизнь. Новые возможности коммуникации позволяют уже сейчас начать реализацию этой идеи. Пора загрузить Интернет настоящим делом.

 

 В экономике тоже нужно провести кардинальные преобразования. Во-первых, любой ценой нужно уйти от товарного производства. Товарное производство на этой стадии развития капитализма, в условиях зоологической конкуренции и стремления к наживе любой ценой порождает опасное количество фальсификата. Также бессмысленно в гонке за наживой расходуется громадное количество энергии и ресурсов, загрязняется среда, блокируется интенсивное развитие общества. В "системном" обществе не возбраняется частная инициатива в экономике, но права произвольно распоряжаться прибылью "хозяин" не имеет. Он такой же член коллектива, как и все, он без коллектива и общества – никто, поэтому тоже должен получать строго "по труду".

 

 Существующая финансовая система должна быть уничтожена окончательно и бесповоротно. Мерилом труда должна стать единица под названием "бидж" – идея, высказанная украинским фантастом В. Савченко в книге "За перевалом". "Бидж" образован двумя первыми слогами слов "бит" и "джоуль" – минимальных единиц информации и энергии, совершенно строгое количество которых тратится при производстве любого продукта. Универсальная методика нормирования такого труда в первом приближении уже существует. Только это поможет прикончить навсегда свистопляску с разницей в курсах валют, на которой единственно наживаются спекулянты.

 

 Такие деньги, как бидж – это не товар, это естественный эквивалент труда. Деньги в нынешнем виде должны исчезнуть бесповоротно. Деньги в нынешнем виде – это безличный носитель информации, "сообщающей" о том, что их обладатель может приобрести. Но они совершенно не содержат информации, имеет ли их обладатель на это право, заработал ли он их действительно. Новые деньги должны содержать эту личностную информацию. Ясно, что при существующих социально-экономических условиях подобные преобразования реализовать невозможно, поэтому их нужно менять в первую очередь.

 

 В обществе нового типа в перспективе должен исчезнуть институт власти – в нём просто отпадёт необходимость. Новые идеи будет выдвигать наука, обсуждать их и планировать необходимые изменения будет образованное, по-настоящему грамотное общество с помощью новейших средств коммуникации, внедрять – специализированные структуры, осуществлять учёт и распределение – те же компьютеры. И ни к чему тогда будут эти полчища чиновников, от которых зачастую больше вреда, чем пользы.

 

Необходимость организованного движения

 

Идея нового общества, необходимость в котором давно назрела, существует. Но очевидно, что для воплощения этой идеи в реальность необходима согласованная деятельность множества людей. Обеспечить такое согласование может лишь соответствующая структура, организация. Такой организацией в новых условиях может быть лишь партия – но партия нового типа. Дело в том, что ни одна из действующих в мире партий не подходят сейчас на эту роль. Партия – это идеология, а громадное количество партий даже у нас, в Украине, не имеют идеологии. Точнее, они имеют примитивнейшую идеологию – идеологию наживы. Идеология же левых партий (и это действительно идеология) страдает тем недостатком, что она безнадёжно устарела, она базируется на знаниях двухвековой давности. На представлениях, которые в новых условиях не работают. Адаптация же этой идеологии к новым условиям, косметический её ремонт, в том числе, за счёт идей, подобранных в Интернете, ни к чему не приведёт. Можно лишь подставить под удар и окончательно уничтожить тот протестный потенциал в обществе, который ещё остался.

 

 И, подчеркнём ещё раз, что это задача не для какой-то отдельной страны, а для всей цивилизации, для её решения нужно искать единомышленников по всему миру. Хотя начинать решение этой проблемы можно с любой отдельно взятой страны – хотя бы с Украины.

 

 И нам нельзя больше надеяться на чудо, ждать чуда – нужно активно действовать.

 

Эпикриз

 

Мы попытались в какой-то мере, насколько это возможно в рамках данной статьи объяснить и обосновать эволюцию цивилизации через понятие экспансии. Что сделано в этом плане? Осуществлена попытка построения универсальной схемы исторического взвимодействия основных компонентов человеческой цивилизации – локальных цивилизаций одной исторической эпохи, попытка свести к некоему общему знаменателю всё многообразие явлений, составляющих жизнь общества (гиперобщества "цивилизация"). Хотя это описание описание происходило в основном в "тезисном варианте", поскольку настоящая тема очень глубокая, а статья имеет естественные ограничения по объёму, поэтому детальное описание в ней нереально.

 

Автор исходил из утверждения, что экспансия – важнейшее свойство живого, без которого невозможно ни распространение, ни сохранение жизни, но это свойство может иметь и деструктивные проявления. Самое существенное в данной схеме – направление векторов экспансии развивающихся локальных цивилизаций.

 

Не отмечен важный момент, а именно, что все явления интеграции родов, племён и народностей в целостности более высокого порядка сопровождались разворотом векторов экспансии их локальных ареалов "вовне", т. е. что этот способ интеграции абсолютно не нов и многократно опробован в истории.

 

Было показано, как взаимодействие основных глобальных центров экспансии – локальных цивилизаций одной исторической эпохи, порождают сложные напряжения, деформации внутри них самих, и, как следствие, формируют ответную реакцию системы "общество", в контексте "подстройки" соответствия структур и функций общества и окружения. Но были недостаточно описаны исторические особенности, характеристики такой подстройки, традиционно осуществляющиеся в форме силового перехвата управления обществом ( в частности классовую интерпретацию исторического процесса, и историческая периодизация как последовательность ОЭФ).

 

Недостаточно прописана такая альтернатива деструктивному, силовому способу реорганизации общества, как управляемое наукой его планомерное развитие. Но это опять же вследствие ограничения по объёму статьи.

 

Следовало также подчеркнуть, что при взаимодействии локальных цивилизаций наличествуют и конструктивные моменты, например, взаимное обогащение культур, в какой-то форме глобальное разделение труда, и многие другие. Т. е. цивилизация уже действует как целостность, хоть и содержащая противоречия. Поэтому вполне обоснована актуальнейшая необходимость систематической работы по трансформации цивилизации в качественно новую целостность. Современное состояние цивилизации - ситуация тупика, возня на пятачке, борьба за остатки ресурса, что не пристало Разуму.

 

Так что же нам следует предпринять для выхода из эволюционного тупика? А нам необходимо всего-навсего кардинально преобразовать глобальный социум, привести его устройство к оптимальному для существования и развития виду. Хотя начинаться это глобальное преобразование вполне может (и даже должно) с какой-то конкретной страны. Но начинать это общее преобразование следует с "преобразования" наличной системы представлений, с синтеза соответствующей картины мира, с выбора оптимальной системы координат для описания явления Разума и осмысления роли и функции человека в Мироздании. И, соответственно, с выработки и постановки объединяющей цели.

 

Отвлечёмся немного, и попытаемся в самых общих чертах ответить на вопрос, что есть человек во Вселенной? В соответствии с принципом системной организации Вселенная – это сложнейшая из известных нам систем. Она представлена множеством разнообразных явлений, состоит из громадного количества специфических подсистем, у каждой из которых есть своя системная роль и функция в этой материнской гиперсистеме. Такие явления, как жизнь и жизнь разумная не являются в этом плане исключением – они выполняют особую антиэнтропийную функцию. Исходя из главного свойства Разума – способности к оптимизации, он способен бороться с энтропией целенаправленно. Отсюда "разумные"  системы, такие, как человечество, выполняют роль специфического мультипроцессора. Вселенная мыслит Человеком. И, соответственно, другими разумными подсистемами, а они должны существовать во Вселенной.

 

Но как же должен выглядеть конкретный алгоритм этого преобразования? Любая продуктивная деятельность – это преобразование какой-то системы - четыре этапа. На первом этапе формируется, как бы "извлекается из воздуха", общая идея преобразования, т. н. концептуальная модель преобразования. На втором этапе концептуальная модель, своего рода эскиз, трансформируется в логическую модель, строгий план, чертёж. Третий этап – это уже сборка, изготовление собственно объекта, вне зависимости от его природы и назначения (от выкапывания выгребной ямы до изготовления космического корабля или нового общественного устройства, нового общества). Четвёртый этап преобразования – эксплуатационная адаптация объекта, вычленение допущенных ошибок. Применительно к преобразованию общества эти этапы содержат соответственно:

 

- синтез новой теории мировоззренческого ранга, содержащей элементы новой картины мира; (место человека в мире)

- идеология, или согласующий алгоритм, способный организовать функционирование и развитие общества, и инструмент преобразования – политическую партию;

- собственно построение нового общества;

- его эксплуатационная адаптация, т. е. собственно жизнь общества в новых условиях.

 

Если подвергнуть анализу все настоящие, революционные преобразования общества, которые известны истории, то окажется, что все они происходили по описанной схеме.

 

Понятно, что оптимальный вариант такого преобразования общества (в настоящее время это т. н. "системный социализм"), может осуществить лишь наука. Отсюда можно сделать вывод, что именно наука, а не экономика, ориентирующая развитие общества на удовлетворение примитивных потребностей, должна обеспечивать управляемое развитие общества. Но та наука, которая существует сейчас, неспособна выполнять эту функцию в силу ряда причин. Наука в условиях "рынка", капитализма, всегда будет находиться в роли прислуги. Для того, чтобы наука, а не экономика, начала доминировать в процессах развития общества, она должна быть подвергнута глубинному реформированию. Какова эволюционная обусловленность и необходимость последнего? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо рассмотреть бытие человека в "энтропийном" аспекте: мы живём "в окружении" разрушительных энергий, и только качественное знание может обеспечить нам паритет, возможность выживания. Но мы совершенно некорректно  используем подаренную нам Вселенной исторический период, который можно назвать "лакуной устойчивости", потратив это поистине "золотое" время на банальное повышение уровня потребления. И то далеко не для всех.

 

Лишь в самых общих чертах обозначена, но совершенно не раскрыта демографическая проблема, особенно актуальная в условиях нарастающего сырьевого, энергетического и прочего дефицита. Существуют поистине драконовские варианты решения демографической проблемы, которую предлагают неомальтузианцы, т. н. "золотой миллиард". А именно – посредством войн и прочих интенсивно истребляющих народ технологий резко уменьшить количество населения планеты. Аргументируя это тем, что ресурсов планеты не хватит на всех (особенно на таких с особенно "золотыми" аппетитами). Что можно ответить этим упырям (всё равно ведь не поймут)? Самый первый совет – так начните с себя! Но если задействовать более серьёзную аргументацию, то можно сказать следующее. Человечество, как любой живой организм, вынужден бороться за выживание. Но свойство разумности, которым располагает человек, позволяет ему делать это активно, наступая, а не защищаясь, посредством оптимизирующей экспансии в естественное окружение. У человека очень важная и долговременная роль в мироздании, а для её реализации нужно очень много людей. Поэтому неомальтузианцы, предлагающие секвестр человечества, самые настоящие преступники против как против человечества, так и против самой Вселенной.

 

Не раскрыты в достаточной мере и многие другие вопросы, скажем, национальная проблематика, языковая проблема, которые в рамках СВФ – системно-вакуумной физики решаются однозначно, но в одной статье сделать это просто невозможно. Зато уже можно дать конкретный ответ, на вопрос,  "что делать": умнеть!

 

г. Запорожье, сентябрь 2020

 

Комментарии

Аватар пользователя Geo

Неожиданно начались события в Белоруссии

 

Почему эти события, для вас неожидынны, а не ожидаемы, так же как и начало движухи в России ?

 

Аватар пользователя knignik

Будьте внимательны, это из цитаты:

https://topwar.ru/174634-naprjazhennost-v-mire-rastet-vojna-neizbezhna.html

 для меня все эти события абсолютно ожидаемы

 

Аватар пользователя Geo

Вы правы, извиняюсь, бросил поверхностный взгляд