главный вопрос философии есть вопрос о человеке.. известное, сколь бы условным оно ни было, деление истории человеческой мысли на три эпохи и соответственно три парадигмы, определяющие, тск, лицо каждой эпохи, по разному отвечают на вопрос о человеке.. естественно, что философия не может ограничиваться человеком, вернее, той ее частью, которую мы по преимуществу именуем антропологией, но с другой стороны, вопрос о человеке, есть и вопрос онтологический и гносеологический и даже теологический.. ведь все, чем занята философия, есть человеческим "продуктом", поэтому, человек всегда будет в самом центре любой философии (об этом, возможно, в следующий раз).. итак, "два слова" о человеке в свете трех парадигм: 1) премодерна или традиции (древность), 2) модерна (новое время) и 3) постмодерна (современность и далее)... ... "человек мера всех вещей" говорит самая близкая нам для понимании эпоха модерна, человек в центре мироздания (европейский ренессанс впервые заговорил о человеке как об автономной и центральной "фигуре"), он (человек модерна) своим рацио проникает в его тайны, изучает и рождает науку, ту, которую мы знаем и теперь... но в эпоху премодерна человек не был "мерой вещей" и как бы равным (тождественным) самому себе, человек традиции бОльше самого себя, потому что ощущает и осознает свою "связь" с абсолютом (творцом), возвращение к которому понимает главной целью своего земного странствия-бытия... в постмодерне же человек "умаляется" еще больше, он уже не "мера вещей", он даже теряет индивидуальность, он виртуализирован, он "фрагментарен", он становится "двухмерным"... если в модерне он был "трехмерным", в премодерне он выходил за трехмерность, общался с богами и "ходил по водам", то сейчас человек это "плоская" картинка на большом мировом экране, несмотря на 3D и супер-качество, но всего лишь картинка... в традиции человек мыслил себя как целостную личность, в модерне он становится индивидуумом (обособленной личностью, знающей себе "меру"), в постмодерне он теряет даже индивидуальность (например, различные половые "шахер-махеры") и становится дивидуумом, уже совершенно потерявшим память о том, что такое личность.... об этом и многом другом в интересной книге, увы слишком одиозного, а. дугина - "постфилософия. три парадигмы в истории мысли".. тема невероятно интересная, важная и своевременная….
в пору вспомнить мудрейших и просвещенных, говоривших о себе, а значит о человеке "не последнем"… сократ: "я знаю то, что я ничего не знаю"… эта максима для трезвого взгляда на мир, вторая – для столь же трезвого, только на себя… апостол павел : "Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего…" (Рим.7, 15-23). "этот разрыв между природой [человека] и ипостасью [его личностью] составляет трагедию («грех») человеческого существования, последним следствием которой является смерть" (яннарас).. в этом контексте христос для человека есть "тот", кто разрушил смерть своим воскресением из мертвых… яннарас продолжает: "здесь мы … должны остановиться, чтобы ответить на вопрос: а что такое, собственно, «личность?» Что значит «личностное существование»? Трудно, а скорее всего и невозможно точно определить эти понятия. Даже в отношении человека, чья телесная индивидуальность являет зримо и непосредственно его «личность», личные элементы человеческой экзистенции, — даже в этом случае почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности, сообщает существованию личностный характер. Обычно на поставленные вопросы отвечают приблизительно так: личностное существование отличают от всех прочих форм существования два момента: самосознание и инаковость. Самосознанием мы называем знание нашего присутствия в мире, уверенность в том, что я есть и должен быть, что я представляю собой особое бытие, обладающее особым характером, отличающим меня от всего существующего вне меня. Это отличие и составляет мою абсолютную инаковость, определяет мое существование как нечто единственное в своем роде, неповторимое и ни с чем не сравнимое" (яннарас)...
у дугина о том, что человечество постепенно теряет "традиционное" понимание сути человека как личности, становясь в новое время (эпоха модерна) в обществом "свободных индивидуумов" (где внутренняя и внешняя свобода еще "обнаружеваемы"), а вот во время новейшее (пост-время, эпоха постмодерна) трасформируется вероятно в некое общество-матрицу ("новых людей", о которых говорил еще ницшеанский заратустра)… свобода в таком обществе уже совсем иллюзорная, это о внешней свободе, а о внутренней будет знать совершенно незначительное число людей (евангельское "малое стадо")… картина, естественно, мрачная и еще далека от действительности, но зато как видна тенденция!.... возразите мне, оптимисту по природе, друзья, очень бы хотелось ошибаться….
какой выход?.. возврат к ПОНИМАНИЮ "традиции", нет, не к самой традиции, такое невозможно (а то превратимся в одиозно-фашиствующих "дугиных"), а именно к пониманию, продолжая жить жизнью того века, который "на дворе"…. понимание же традиции оградит нас сетей "князя мира сего", потому что понимая главный посыл традиции (христианской, в первую очередь) о нашем высоком призвании и той цене, которой мы искуплены, мы выберем свободу подлинную, а не иллюзорную…
(продолжение следует в виде доплнений и одновременно компиляции с записью о "задачах" философии)
Комментарии
Это каким же образом он ее "имеет" свою связь с абсолютом да еще и "непосредственную", если не секрет ?
"непосредственную" связь (с творцом/абсолютом) имеет всякий человек, независимо от того, признает это или нет (но это уже другой разговор).. человек традиции не просто это ("непосредственную" связь ) "признавал", он этим жил, об этом присно помнил, этим дорожил и в этом, тск, "контесте" проводил всю свою жизнь.. человек традиции был совершенно религиозным, если понимать под религио - "связь" с тем, кто выше человека, кто есть началом/абсолютом бытия и проч... связь эта была сознательной, мифологичной, философской, культовой, не имеет значения, но она была живой.. человек тридиции взывал к небу, читал свои молитвы, приносил жертвы, служил тому, кто безмерно выше, и к еоторому он надеялся вернуться позле "изгнания"... это общая "каритинка" почти для всех религиозных традиций.. в христианстве она неимоверно утончененная (неоплатонизм + теология), изящная и эстетическая (христианское искусство)...
все же что за связь и с каким абсолютом ?
все же что за связь и с каким абсолютом ? Что то из упанишад ?
Сори записи иногда дублируются
говоря о т.н. традиции употребляю самые общие понятия (абсолют, творец, начало) лишь для обозначения или указания на общий, тск, принцип... как мыслится эта связь в различных религиозных традициях, это тоже, как уже обмолвился выше, другой разговор, да и не для того мы здесь, чтобы повторять известные вещи, представленные в самых разных и столь же авторитетных источниках... говоря в общем и об обще религиозном), я говорю все же как христианин... христианство понимает всякого человека как того, кто имеет в себе "образ и подобие" независимо от признания этого факта или нет.. "образ и подобие" того, кого понимает исключительно как личность, верховную, абсолютную, божественную, но именно личность... которой можно сказать "ты", с которой можно вести разговор, молиться, взывать, проклинать, любить, ненавидеть, но иметь отношения как с личностью.. этот христианский "абсолют" имеет живую связь с каждым человеком, и при этом самым "феноменальным" и "эмпирическим" способом и проявляется как совесть, как голос того, кто денно-нощно дает о себе знать, даже когда этот голос делают почти неслышимым... кроме этого "присутствия" и связи с человеком у него ("абсолюта") есть еще миллион и бо.. способов "достучаться" до человека... его энергии (именно как энергии, а не сущностное присутствие, творец в своей сущности/природе апофатичен, недоступен для человеческого сознания) невидимы, тонки и без преградны... но это тоже очень интересный и отдельный разговор..
как христианин как вы думаете - откуда взялась легенда о сатане и его борьбе с богом в христианстве ? В классическом иудаизме ничего похожего нет
Это чье изобретение ? Абсолюта ?
во-первых, что вы подразумеваете под "классическим иудаизмом" (?), это явление более позднее и наряду с исламом является, т.н. аврамическими религиями, взявшими за основу ветхозаветную традицию ("традицию авраама")... таковы современные иудаизм и ислам... а "классическая" ветхозаветная традиция, о которой мы знаем из библии, имеет "продолжение" в христианстве, традиции новозаветной.... о сатане, падшем ангеле или ином антиподе, враге, противнике творца/абсолюта/бога говорит почти всякая древняя религия... и дело не в "изобретениях", конечно, а в тех подлинных интуициях, которые легли в основу подобных воззрений, присутствующих в древних мифах и религиозных верованиях "от начала" (истории)... "абсолют" ничего не "изобретает", он один раз создал мир, вдунул в него "жизненную силу", и мир живет, развивается, эволюционирует, а в нем и его высшее творение - человек... а вот человек "изобретает", творит, развивается, деградирует, падает, встает.... живет, о.с...
но творец, при этом, мир не оставил, его "промысел" в отношении мира (в целом и человека в частности) не прекращается никогда и проявляется очень разнообразно, "скрыто" и "открыто", последнее зависит уже способности человека видеть и понимать....
я бы поспорил относильно "во всех почти" - вы возможно имеете ввиду мифы
но все же вернемся к христианской мифологии. Христианство вышло из иудаизма - к Христу часто обращаются как "равви" Он утверждает, что пришел исполнить закон, то есть тору. В торе во первых нет мифа о противостоянии ангелов и бога и во вторых сатана является совершенно обычным ангелом - слугой бога. Да и как подумайте можно противостоять богу ? В мифе о грехопадении людей ничего не сказано о змее как сатане - змея там - просто змея - откуда взялись сюжеты с сатаной как врагом бога ?
"падший ангел", сатана, дьявол, "противник" бога, без разницы, идея ПОЧТИ (были также дуалистические религии, там "черное" и "белое" две равные, но противоборствующие силы) повсеместная... и разницы большой между древними мифами или религиями нет, все религии (и не только, об этом кратко в новой записи) питаются исключительно мифами, мифы же подлинной действительностью, которая, как известно, самая "разнообразная" (не буду пока искать лучшее слово)... христианство, как уже говорил, от христа, который пришел в мир "не разрушить традицию", а "исполнить".. и ветхозаветная традиция это не совсем иудаизм, в том смысле, в каком мы его знаем сегодня... во времена христа были те, кого называли "иудеями", и среди которых было много различных течений (фарисеи, саддукеи и проч.), и которые осуждал христос, упрекая их лицемерстве и соблюдении "буквы", а не сути закона, но это уже другая тема... возвращаясь к вашему вопросу, надо сказать, что в данном контексте не имеют значения "особенности" сатаны и его разлычные образы, вполне достаточно понимать его именно как "падшего ангела"... в этом как раз суть понимания божьего творения, сдавшего мир изначально благим, но наделившего отдельную "тварь" (высшее творение) свободой.. среди оказались те, кто не вынес испытания ею (свободой) и отпал... в древних мифах и сказаниях сюжетов с "отпадением" некой части ангелов полно, не только библия говорит об этом... а вы прямо "вцепились" в эту "сатанинскую" тему, настолько она вам "близка"...
меня больше волнует вопрос - каким образом невероятное число народа поверили в этот избретенный неизвестно кем миф - вас не смущает что в первоисточнике его нет ?
или например Христос явился как еврейский мошиах - и тут внезапно решением никейского собора его назначают богом - причем это все это закручивает человек убивший своего сына и сваривший в кипятке свою жену - как это можно понять ? - деньги и власть не пахнут ?
мне нравится, что у вас все новые и новые вопросы.. надеюсь, интерес неложный.. а вы не думали, как это в принципе возможно, чтобы столько людей (народов, традиций) "поверили" в какую-то "небылицу", называемую "мифом", в данном случае, говорим о конкретном мифе (о сатане - "падшем ангеле"), для подобной манипуляции сознанием и внушения одновременно стольким народам, необходимы какие-нибудь сверх ресурсы, по хлеще современных, не думали?.... продолжая разговор о смысле мифологии (мифа), необходимо отметить, что миф никогда или, точнее, в принципе, не "изобретается", не такова его природа, тск, миф "образуется".. миф это образное выражение подлинных интуиций человека/народа/человечества в восприятии действительности... например, есть некий факт, некое явление в истории мироздания.. первобытное общество не имело таких технических возможностей коммуницировать, как это возможно в наше "высокотехнологическое" время.. но были "очевидцы", были пророки, были просветленные, были философы, были жрецы, то бишь, люди с повышенной восприимчивостью "живой" действительности (такие люди были всегда, есть и сейчас, возможно "процент от" изменился)... было, наконец, откровение свыше, если мы совершенно не отрицаем некое "разумное-первоначало"... и вот в такой "мало-коммуницируемой" среде, через людей "особых" появляется представление/информация о... факте, имевшем место, но который, "увы", не был "зафиксирован" научно... далее это "представление" обрастает различными образами, в зависимости от специфики культурной среды, становится преданием, и мы "получаем" полноценный миф... благо, когда он еще может быть зафиксирован позже как письменное свидетельство, как писание, как библия, без разницы...
да, христос явился именно как мессия, тот, кого обещал бог послать в пророчествах и других преданиях древних... явился не просто ангел, а сам творец, вторая ипостаcь пресвятой троицы (почему мы знаем и мыслим бога три ипостасным это, тоже, уже другой разговор, кроме мифологического основания для подобного понимания бога есть основание и чисто рациональные)... изначально христианский миф мыслил иисуса христом, человека иисуса, родившегося от девы, мессией христом, спасителем, никто кроме самого бога не мог преодолеть пропасть образовавшуюся между богом и человеком после падения человека, последнее понимается как факт преслушания, человек имея свободу и ум не совладел свободой и исказил свой ум... очень смешно звучит то, как никейский собор "назначил" христа богом, на первых четырех соборах были осуждены основные ереси и сформулированы догматы веры, в том числе т.н. христологический - понимание христа.. в свете догматов (4-й халкидонский собор) христос понимается, как богочеловек, божественная личность сочетавшая ("ипостазировавшая") в себе две природы, божественную и человеческую: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно... лучше всего, ко, почитать что-то типа догматического богословия владимира лосского, написано очень просто ясно и глубоко, считаю лучшая книга на тему христианской догматики для светско-образованного человека.. или "вера церкви" современного греческого философа яннараса а вот история византии с бесконечными интригами, дето и отцо убийствами, думается, не для данного разговора...
p.s. из лосского "грехопадение": "люцифер увлек за собой других ангелов, но пали не все: змий ниспроверг треть светил, символически говорит "Апокалипсис" (Откр.12.4). Таким образом, зло имеет своим началом грех одного ангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха - гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха - это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и потому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими. Змий книги Бытия, как и "древний змий" "Апокалипсиса",- это сатана (Откр.12.9; 20.2). Он присутствует в земном раю именно потому, что человек должен пройти через искус свободы"...
смотрим что на эту тему говорит раввин
Как относится иудаизм к Сатане?
относительно мифа о восстании ангелов
http://mifologies.ru/index.php?catid=58&id=434:2011-01-01-12-53-42&Itemid=67&option=com_content&view=article
видно что в основе некий еврейский фольклор причем апокрифический
с дикими параноидальными фантазиями
я пока теряюсь, что вам ответить на ваш "иудаистский" напор в отношении темы сатаны, темы, надо признать, довольно "прозрачной", но позже я еще вернусь к ней.. а сейчас вспоминается вот этот эпизод..
– А дьявола тоже нет? – вдруг весело осведомился больной у Ивана Николаевича.
– И дьявола…
– Не противоречь! – одними губами шепнул Берлиоз, обрушиваясь за спину профессора и гримасничая.
– Нету никакого дьявола! – растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич не то, что нужно, – вот наказание! Перестаньте вы психовать.
Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.
– Ну, уж это положительно интересно, – трясясь от хохота проговорил профессор, – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! – он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность – раздражился и крикнул сурово: – Так, стало быть, так-таки и нету?!
....
Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной.
Это была отрезанная голова Берлиоза"....
я сильно не люблю людей присваивающих себе монополию на истину
http://www.youtube.com/watch?v=qqyoqUrWd9c
"я сильно не люблю людей присваивающих себе монополию на истину"... вы действительно считаете, что я "претендую" на "монополию на истину" или вы о ком?.. не "претендовать" на истину совсем, значит "свалиться" в некий релятивизм, он же "глупая бесконечность" .. всякий, имеющий те или иные убеждения, их как-то получил, иногда выстрадал, иногда может их убедительно и глубоко аргументировать, и что, он в таком случае есть "монополист"... смысл убеждений в том, чтобы их понимать, в них верить, вернее, им доверять, по-другому не бывает, при этом, разумеется, уважать право другого на иное мнение, но лишь право, а с чужим мнением, особенно, если речь идет о принципиальных вещах, можно и нужно не соглашаться, если оно противоречит убеждениям... или что-то не так я понял?...
gird, 5 Март, 2015 - 17:21, ссылка
Так как смысл слова заложен в само слово а извлекать смысл легко, то
Д -то что выходит, часть чего то
Ь - завершенное развитие
Я -
Вол -воля
Воля вышедшая из Я, не согласуется с Волей Бога. Эгоизм.
По всей видимости есть.
"об этом и многом другом в интересной книге, увы слишком одиозного, а. дугина - "постфилософия. три парадигмы в истории мысли".. тема невероятно интересная, важная и своевременная, как считаете, друзья?… "
Что это Вы Дугина с маленькой буквы?
У Дугина в лекциях (кажется о Хайдеггере)я встречал эту же трёхступенчатость через метафору яйца. Сначала (премодерн) яйцо открыто сверху (влияние Бога), затем (модерн) оно закрыто (обособленно), а в постмодерне яйцо открыто для влияние снизу (сатана).
я бы "яйца" оставил в покое, мне интересен концепт в общем.. если вы заметили, я больших букв не употребляю, удобнее и проще...
gird
А если всё же ближе к делу - к основному вопросу философии, к человеку...
У Вас родился какой-то свой "концепт"? Это интересно! Может, поделитесь?..
Милости просим. Лично я готов внимать...
С уважением...
никакого "своего" концепта.. человек мыслится мною в рамках христианской антропологии, но... новое время всегда требует от "новых" слов, упрекая то же христианство в архаизме и отсутствии "новых взглядов" на "старые проблемы", а человек всегда будет именно "проблемой".. поэтому говорить о человеке всегда актуально... а, во-вторых, говоря выше о "концепте", имелся ввиду интересный взгляд на философию в целом и человека в частности с свете т.н "трех парадигм".. не могу не согласится с главной идеей автора (дугина) о той тенденции, какую можно наблюдать в трасформации сознании человека от древних времен до наших, особенно в контесте постмодернизма...
когда вы говорите о человеке - какие атрибуты вы приписываете этому человеку ?
Скажем может этот человек быть мужчиной или женщиной со всеми вытекающими :) ?
Почему идеалом христианство является некий гумункулус - который перестал быть быть мужчиной или женщиной ?
об этом и многом другом будет говорится в общей компиляции двух записей "главный вопрос" и о "задачах" философии"... ваш вопрос очень понятен и ответ должен быть столь же очевиден... отмечу лишь, что говоря о человеке, христианская мысль различает в человеке те же понятия, что и в творце, а именно: личность. сущность (природа), энергии... а когда речь шла о творце, то святые отцы (не попы, нет, а действительно святые и умудренные отцы церкви, такие как григории богослов и нисский, василий великий, максим исповедник, григорий палама и др..) говорили: посмотри на человека, то что различишь в отношении личности и природы (цитата не точная) перенеси на творца и не ошибешся... в христианской антропологии, после всеобщего воскресения мужчина остается мужчиной, а женщина женщиной, но живут они как ангелы, не женясь и не совокупляясь... любовь имеет много проявлений, которые нам еще не доступны, но они подражательны самому творцу....
Можно вполне без всякого яйца и "премодерна":
Классицизм (золотой век) - Небо открыто для непосредственного общения и все признают его реальность.
Модернизм (серебрянный век) - Небо закрыто, но жива память о его реальности и возможности живого общения с ним, но уже начинается подкоп в ад, в бездну.
Постмодернизм - (железный век) - забвение неба, неверие в реальность идеального (Неба), открываются бездны подземной псевдо-творческой тьмы. Нарастает духовная жажда, тоска по Небу, ностальгия по Родине.
между прочим метафора (идея) яйца чрезвычайно интересная и имеет четкий смысловой оттенок... касательно премодерна, классицизма, золотого века и проч... дело, ко, не столько в словах, сколько в понятиях, смыслах, акцентах.... классицизм понятие более культурологическое, и имеет место, скажем, в том же модерне или новом времени.... от премодерна можно легко отказаться в пользу традиции и тд... вопрос ведь касается другого, а именно тех кардинальных трансформаций в мысле и сознании, которые, действительно, можно с очевидностью наблюдать как это показано у дугина... "забвение неба" и "тоска по родине" они имеет место в любую эпоху, но здесь другое, здесь кардинальные, тотальные изменения во всем самоощущении человека, а значит и в образе его жизни, и в жизни общества в целом... это смены целых парадигм, то бишь, фундаментальных скрепов, смысловой матрицы, по которой живет человек индивидуадльный и коллективный.... просто, если книгу не читали, то очень рекомендую...
Если есть яйцо, то будет и рождение. Хадеггер, по словам, Дугина, кстати, был уверен, что именно в России родится некий новый второй центр. А это хорошо стыкуется с моими представлениями.
Кстати встречал, что где-то в Европе есть изображение, связанное со Вторым Пришествием, где Купель с Младенцем снизу держит сатана. В общем, у каждого своя функция, и без дела никто не останется.:)))
Что за яйцо ?
Cатана это мифический персонаж, причем в разных мифах, например христианстком и иудаистком он абсолютно разный - вы какого из них имели ввиду ?
Дугин вроде как придерживается христианской традиции, так что скорее всего оттуда.
Христианство взяло некий мелкий миф из апокрифической книги Еноха расказывающий историю об ангеле Азазель (никакого сатаны в нем нет) и раздуло из него совершенно невероятных размеров историю, видимо с целью придать игровые мотивы собственному мифу
Иудеи свои мифы взяли где-то ещё. И так можно долго копаться.
А если почитать Новую Хронологию, то вообще не понятно: кто и у кого что взял.
удивительно, что кем то совершенно произвольно модифицированный миф положен в основу христианского мировоззрения. Причем такая модификация позволила большую часть людей отнести к врагам человечества, поскольку главный герой мифа изрек - "кто не со мной тот против меня"
Честно говоря, мне не очень понятно: что Вас так заботит христианское миропонимание? Вы же вроде, если я правильно понял, сторонник толтекской традиции в её изложении Кастанедой. Или именно это Вас так ополчило на христианство? А вот, например, Марез, хотя и не соглашался полностью с христианством, но вполне мог различить пересечение своих взглядов и с Каббалой и с христианством.
Или Вы пока ещё синтезом заниматься не желаете?
я не люблю христианства по многим причинам, но я не против христианства. Я высказываю свое мнение, а не ополчаюсь.
Я мог бы признать, что учение Хуана Матуса имеет некие пересечения с дзогчен, дзен, нетеистической санкхьей итп, но с теистической религиозностью типа аврамических религий оно никаких пересечений иметь не может
"но с теистической религиозностью типа аврамических религий оно никаких пересечений иметь не может"
Ох, как же много Вам открытий ещё предстоит! Даже завидно слегка.:)))
- Запомни, сынок, умный человек всегда во всем сомневается. Только дурак может быть полностью уверенным в чем-то...
- Ты уверен в этом, папа?
- Абсолютно!...))))
А еще "ближе к телу" можно?
Про христианскую антропологию... про три парадигмы дугина... про их философскую связь... про все другое "невероятно интересное в философии человека"...
Error... дубль получился...
Ошибка...
Что за чертовщина... еще один дубль выскочил...
Почему-то не удаляются, приношу извинения...
про "чертовщину" не надо, "дубли" не наблюдаются... мы еще вернемся к вашим "конкретным" вопросам, но сначала можно ознакомиться с дополнением по основной записи...
Извините, но пока по-прежнему, философией человека и не пахнет. Всё вокруг да около...
и вы извините, текст о "философии человека" еще не закончен, поэтому сейчас могу лишь на конкретный вопрос дать конкретный ответ ("милости просим")... а также, позволю себе еще "два слова"....главная "философская" мысль о человеке: человек не равен самому себе, он выше... новое время (модернизм) сделало его равным самому себе, а новейшее (постмодернизм) идет еще дальше, оно делает человека совершенно "мизерным", предлагая человеку "продать свое первородство за чечевичную похлебку".... об этом должна говорить новая "философия о человеке", отвечая на подобный вызов времени и предлагая человеку выход, хотя он находится совершенно на поверхности - в евангелии.... но философия об этом будет говорить на языке своего времени, одновременно отвечая и на онтологические, и гносеологические вопросы, которые в каждую эпоху ставятся по-новому....
Учение о личности и есть учение о сущности человека. Человек не просто думающее животное, а существо разумное - субьект, имеющий в своем обладании совесть-сознание, интеллект-разум и свободную волю. Субьект (subject -подлежащее, хозяин, мастер) - это тот, кто говорит о себе "я есмь". Это образ Бога, Который в ответ на просьбу Моисея назвать Свое имя сказал "Аз есмь АЗ ЕСМЬ" (Исх. 3, 14).
Личность человека - копия личности Творца: "Я и Отец - одно есть". Без качественной теологии и метафизики невозможна ни серьезная философия, ни антропология. "Познайте истину и истина сделает вас свободными" "Аз есмь Истина". Истина - постижение своего и божественного "Аз есмь". "Гнози си ауто"- познай самого себя, которое начинается с признания своего незнания "Знаю, что ничего не знаю, а другие тоже не знают, но думают, что знают. Не ведают своего незнания" (Сократ). И потому не ведают, что творят.
вижу, вы человек верующий, учились даже в тихоновском, поэтому с вами наверняка все эти вопросы интресно и полезно обсудить, и мы это обязательно сделаем.... ведь понятия, которые затронуты в нашей беседе фундаментальнейшие и требут очень внимательного и трепетного подхода и рассмотрения... я очень бы хотел не упустить такую возможность... за неимением времени, плюс, как я понимаю, у нас с вами сейчас впечатляющая разница во времени, поэтому мы немного ограничены в возможностях полноценного общения, но и это преодолимо, если есть желание и горит сердце (вы в чикаго?.. я сейчас в шеньяне и мне пора ложиться спать)...
Очень символично: нити русской религиозной философией протянутые над всей планетой от Чикаго до Шеньяня :))
...
да, учение о личности очень сложное для изложения и понимания, но есть много интересных материалов, с которыми желательно ознакомиться (не исключаю, что они вам известны), в частности, книга современного греческого философа христоса яннараса "личность и эрос" (доступна в инете) .. я согласен, что "Учение о личности и есть учение о сущности человека", вернее, о сути человека, если под сущностью понимать природу.. восточное богословие разделяет эти понятия, личность или ипостась, с одной стороны, и природа или сущность, с другой.. самое, как по мне, интересное определение о личности, что она, личность, есть "несводимость к природе".. . это очень важно для понимания, потому что такое представление вытекает из христологии догматики… я бы даже дерзнул сказать, что "личностность", как категория, не различима у творца и человека, она не имеет "качества", она или есть, или ее нет… в отличии от природы, разная природа имет разные качества, например, между природой божественной и природой человеческой бездна, а личности равны (!), но это надо правильно понимать… ведь не зря говорится, что человек это ответ на логическую загадку-ловушку, мол, если бог всемогущ, может ли он создать такой камень, который не сможет поднять… этим "камнем" есть человек, без воли человека, бог не может спасти человека, в этом величие человека и его трагедия…
Да, именно это я и хотел показать цитатой из Исхода. Аз есмь - это и личность человека, и Имя Бога. И это не сводимо ни к интеллекту, ни к душе (психике), это НАД(сверх)природное. Интересно, что если заменить "природа" на "естество", то личность - это сверхестественное :))
понятие личности это "разгадка" бытия и ответ на главный онтологический вопрос – что есть бытие?.. вопрос, которым все время занималась философия, а в западной мысли последнего века к нему вплотную подошли хайдеггер и французские экзистенциалисты, для нас же, приверженцев «абсолютного мифа», особо интересен будет взгляд современного греческого философа христоса яннараса.. далее, воспользуемся некоторыми его мыслями из книги «личность и эрос»..
так почему же личность есть «разгадка» бытия?. не потому ли, что о ней можем сказать, что личность есть «несводимость к природе», природа имеет качества, а личность нет, ее «лик» мы узнаем через природные качества, но сама личность смотрит на нас как бы из «по-таенности», из-за/из-под бытия.. греческий философ называет это «ЛИЧНОСТНЫЙ «СПОСОБ БЫТИЯ».. перед тем, как продолжить, посмотрим как определяет бытие современная западная философия и снова (см. запись «о гипнозе науки») воспользуемся философским словарем Андрэ Конт-Спонвиля, философа для запада «народного».. определение бытия он начинает паскалевской цитатой: «невозможно дать определение бытия, не впадая в нелепость [т.е. не пытаясь объяснить какого-либо слова этим же словом]».. с этим трудно поспорить и, тем не менее, вопрос всегда будет ставиться и всегда на него будут отвечать.. затем, делая краткий экскурс (не забываем, сейчас мы в «пределах» словаря) в историю понятия бытия, философ заключает: «бытие прежде всего не понятие, поддающееся определению, это опыт, присутствие, акт действия, в предположительном виде присутствующие в любом определении, но не содержащиеся ни в одном из них. Значит, бытие это молчание и условие речи» (в словаре есть также определения «бытия-в-мире или DASEIN» и «бытия-для-себя»).. браво, Конт-Спонвиль!.. именно, о бытии мы должны говорить/мыслить в первую очередь в личностных категориях, только личность личностью может быть узнаваема через «молчание», еще до всякого слова, и только личность может быть «условием речи» - «в начале бе слово», говорится в евангелии о второй ипостаси творца... поэтому говоря о бытии, мы должны в первую очередь мыслить о «личностном способе».. мыслить бытие вне его личностного «лика» - исповедовать некий безличностный бытийный миф.. но подлинный «онтолог» тот, кто вступает с бытием в личностные отношения и только так возможно получить знание о бытии, познание это некий «эротический» процесс, об этом и пытается говорить греческий философ христос яннарас в своей книге.. так же мыслили и отцы церкви… поэтому, говорит яннарас: «ответы на онтологический вопрос в конечном счете сконцентрированы в двух основных терминах: личность и эрос. Для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности; а способ этого приближения, делающий личность доступной познанию, есть эрос» …. далее философ уточняет: «Обращаясь к историческому прошлому, я ищу в нем опору для изысканий более "личного" свойства: мне бы хотелось исследовать возможности современной философской терминологии и проблематики применительно к такой онтологии, которая строится вокруг терминов "личность" и "эрос"..
личность мыслится как «отношение» и предполагает личности другие и любовь, как наивысшее проявления этих отношений, личность как неотъемлемый модус бытия, его «лик», вне личностных отношений бытие немыслимо... с другой стороны, мы понимаем, что немыслимость бытия есть также необходимой категорией, потому что «мысль требует немыслимости» (лосев), как и все «явленное» не-являемого… личность в нашем случае, как раз и есть тем «феноменом», тем понятием, которое одновременно причастно двум сторонам бытия: явленной и не-являемой, катафатической и апофатической... катафатическая сторона символическая (положительный символизм), апофатическая – отрицательно-символическая… очи и сердце человека самые выразительные органы его личностности, его глубинной сути… эта глубина «обретается» во взгляде человека, а хранится и имеет источником сердце…. поэтому, почти все духовные практики в один голос говорят о «хранении сердца», в глазах чистота сердечная отражается как в спокойной воде лик луны или еще лучше, как играющее на водах солнце пасхальным утром…
но «бытийное» понятие личности и соответственно понимание сути человека, кардинально отлично от понимания человека как индивидуума, которого современный либерализм возвел в ранг «неприкосновенности», наделяя «предикатами» некоего божка и обещая «земной рай», если тот (человек-божок) примет его (современного мира) «условия игры», они просты и очевидны – де-сакрализация личной и общественной жизни, всех «христов», «магометов» и прочих - на периферию!.. все больше и больше вера, религиозность, сакральное воспринимаются современным обществом как некая «фанатичность» и явный архаизм, зачастую на уровне шуток или различных комиксов, от невинных до оскорбительных, но тенденция уже намечена, и реакция фундаментально настроенных уже отнюдь не шуточная… поэтому, для понимания человека, для новой философии о человеке, важно различать в человеке такие понятия как личность и индивидуум, личностность и индивидуализм… первое есть бытийная категория, вторая – категория философии совершенно не «абсолютного мифа», а мифов «относительных», где человеку отведено большое и уютное место, максимально удаленное от сакрального и максимально приближенное к профанному, в котором легко быть индивидуумом, но совершенно невозможно оставаться личностью… это судьба «последних людей», пророчески предвосхищенных еще ницшеанским заратустрой: «Буду же говорить я им о самом презренном существе, а это и есть последний человек".. Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя. Смотрите! Я показываю вам последнего человека. "Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?" – так вопрошает последний человек и моргает. Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех. "Счастье найдено нами", -- говорят последние люди, и моргают»…. новая философия о человеке должна «вступиться» за человека, а главное дать ему, надежду на иное будущее, не «матричное»… если уж евангелие только памятник культуры, а не что-то большее, то философия не должна молчать…
«кусочек» из подлинной философии древних: «Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб, начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: — долго уже времени пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою. Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше — ничто пред жизнию вечною, так что, тогда как в мире всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, — обетование жизни вечной покупается за малость некую» (Антоний Великий)..
думаю что вы неправы
Бытие личности действительно личностно, но человеку доступно много больше
Больше чем бытие? Что может быть еще больше?
Имел ввиду, что человеку вообще говоря доступно и безличное бытие
Безличное бытие, это состояние большинства живущих на земле.
Натянув личину Разума, даже не стараются стать личностью.
браво!.. тем не менее, думаю, у нас с вами разное понимание личностности...
Не менее что? Я и не собирался подстраиваться под чье то мнение и понимание!
Я даю Свое видение того или иного. Это современные называющиеся философами люди отстаивают чужие мнения.
с точностью до наоборот
Механизм разума делает человека личностью поскольку на нем основан личностный механизм восприятия. Вы мне кажется путаете личность с индивидуальностью
Индивидуальность качество индивидуума.
Личина это т.н. имидж индивидуума, Самоосознания Разума данного воплощения Души. Личность это Суть того кто воплощается т.е. Души.
К примеру сейчас, в этом воплощении имеется определенный образ человека его опыт, его имя и все что создает его личину.
Но то что воплощено в тело, Душа имеет свой образ, опыт Всех воплощений, т.е. Личность.
Употребляются же слова Личность и личина?
При условии выведения из внимание понятий Души и воплощений, все сводится к голословию, навязанному, что бы скрыть истину.
А истина в том что каждый человек имеет Душу которая и есть Личность.
Человек становится Личностью в том случае когда добивается проявления Души, когда Душа начинает руководить воплощением.
Но добиться этого трудно, поэтому начали присваивать себе звания незаслуженно, как это обычно делается бездарями!
Давайте "посчитаем" :) Пока оно безличное - он не доступно. А когда оно доступно - оно уже личное. Верно?
Сущность философии, это познание - ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?
Цивилизация (Наука) для чего она вообще существует...
Экономисты не знают ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА ..и откуда она взялась
Именно с этого начинается познание Законов развития человечества.
Цель и смысл бытия человечества (мыслящей материи) во вселенной?
Вообще, приобретение опыта, исполнение желаний, развлечения энергетических Сущностей в плотных телах.
В Солнечной системе, исправление перекосов в развитии Сущностей.
ЮрийГеоргиевич, 5 Март, 2015 - 19:56, ссылка
из названия фило- софия понятно что для удовольствия
Удовольствие Вы получите, если будете иметь благосостояние, которое обеспечивается ЭКОНОМИКОЙ!!! Которую рождает - ФИЛОСОФИЯ!! Как видим философия предназначена совсем не для пустопорожней болтовни, чем занимаются господа Российские философы почти 100 лет после последнего мыслителя на планете Земля -В. И. Ленина... "Кому больше дано с того больше и спрашивается..."
Философия это Марксизм, остальное это философские мемуары.
Почему?
Это факт. Цивилизация в Марксизм, как тот баран в зеркало уставился на целых 100 лет
И ничего не сделала для продолжения его теории. Хотя сделала В 1981 г его труд был продолжен теоремой: Развитие производительных сил при определённых С.Э.Условиях
или Коммунизм как система Фунд. Законов Интенсивного развития экономики....
"... Всю историю надо изучать заново. Надо в деталях ( "Деталь" - " атом" экономики к примеру специальность фрезеровщик) исследовать условия существования общественных формаций. прежде чем пытаться вывести соответствующие им политические частноправовые, эстетические философские, религиозные и т.п воззрения. Сделано в этом отношении до сих пор немного потому, что очень немногие люди серьёзно этим занимались. В этом отношении нам нужна большая помощь. Область бесконечно велика. И тот кто хочет серьёзно работать может многое сделать и отличится." ....
Серьёзно как КАПИТАЛУ подошёл обыкновенное "быдло от станка". Он то и закончил теорию Маркса. Ему было легче исследовать эту тему. Он же работал в "атоме" экономики. А чтобы иметь "МАКРО", для этого надо исследовать "МИКРО"...
Но было поздно. Система - Империализм укрепилась после смерти Ленина и....
Социальная синергетика приведёт к социализму.
Марксизм, это движение, развитие, а не "замороженая селёдка" в морзильнике...
ёпрст...!
"Ребёнок"? Вы откуда такой граммотный взялись то?? Это ведь мой комет!!
Когда и откуда ты его слизал?
ЮрийГеоргиевич, 6 Март, 2015 - 23:06, ссылка
если уповать на экономику то никакого удовольствия не получиш
думаю, удовольствие занимает 50%.. желание понимать + подсознательное ожидание удовольствия от понимания, хотя, как говорит большинство, удовольствие в самом процессе... и это верно.. но когда хорошо поимел (процесс), то осадок (понимание )от удовольствия тоже остается... проза жизни, тск...
"главный философский вопрос (дополнено)"
1. Это вопрос для 20 века. Не ответив на него, цивилизация имеет в своём активе 2 Мировые войны и всё остальное...
2.Это закончить теорию Маркса. Расширить представление о том, что есть экономика и Законы её развития...
И получить еще 2 Мировые войны?
Экономика, это система экономии всеми, для того что бы один мог не экономить.
Закон экономики, кредитование всех и вся. Закабаление и высасывания ресурсов.
Нет главный философский вопрос, заключается в другом!
Гришка Отвяжись . Ты не в этой теме.. "Бурсу пройди"... Потом я тебя в 1 й класс приму.
Чо не понимаешь о чем речь? Или все таки понял, и как устрица в раковину от истины прячешься?