«Деньги не приносят счастья. Но, хотя бы, дают утешение
в его отсутствие.» (неизвестный автор)
В детстве, впервые услышав гениальную сказку Пушкина о старике и золотой рыбке, я никак не мог понять, почему старуха, превратившись, наконец, в вольную царицу, выгоняет прочь своего старика, как будто тот сделал что-то не так. Казалось бы, она должна в ногах у него валяться, ведь именно его поимка золотой рыбки обеспечила ей, не только безбедную, но, абсолютно счастливую старость. Но почему-то для нее этого оказалось мало. Почему-то вдруг, ей срочно захотелось стать владычицей морскою. Зачем? Какой в этом прок? Но тут удивительно другое.
Пушкин 200 лет назад, создал произведение, вошедшее в мировую классику, которое с молоком матери, впитали в себя все российские люди. И в этом произведении главной нитью проходит мысль о том, что богатство не приносит счастья. Люди понимают умом, что это так, но, несмотря на такое понимание, они в своей каждодневной жизни напрочь игнорируют данную прописную истину. У них, все равно, существует абсолютное убеждение, что материальное благополучие всегда ведет к счастливому концу. Что, чем больше денег, находится у них карманах, тем больше счастья «находится у них сердцах». Я, вслед за Пушкиным, еще раз хочу показать, что это не так. Совсем не так. Попросту говоря, не в деньгах счастье. И даже не в их количестве.
Еще говорят, что деньги дают свободу. Подразумевая, скорее всего, что, располагая деньгами, мы можем делать все, что нам угодно. Можем где угодно путешествовать. Что угодно есть и пить. С кем угодно заниматься любовью. Свобода дарит нам счастье, думаем мы. Именно в это ее ценность. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Ну, о счастье, к счастью, мы уже говорили в предыдущем разделе. Оно там, где, в представлениях человека об окружающей действительности, «количество» определенного, познанного, ясного, полностью уравновешено таким же «количеством» неопределенного, непознанного, неясного. Там, где знакомого, столько же сколько и незнакомого. Материального – столько же сколько и духовного. Где разум находится в полной гармонии с чувствами. «Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью». (Аристотель) Тут больше нечего добавить. Давайте лучше обратимся к анализу того, что, с философской точки зрения представляют из себя маленькие идолы человечества – деньги.
Первое, что, прежде всего, нужно понять, это то, что деньги всегда есть мера вещей. Вещи (я имею в виду материальные вещи) можно измерить различными способами. По весу, по размеру, по температуре. Это все их физические характеристики. Существует специальная система унифицированных единиц измерения, таких как, килограмм, кубический метр, градусы Цельсия и т.д. Она нужна для того, чтобы, не видя сам предмет, а только его характеристики, иметь о нем полное представление. В разговорах между собой мы иногда хвастаемся нашими победами. И, чтобы окружающие осознали важность этой победы, мы обязательно переводим ее на язык цифр. Например, рыбаки любят хвастаться добытыми килограммами рыбы. Другие не видели эту рыбу, но отчетливо представляют ее себе, поскольку рядом с ними всегда найдется какой-нибудь предмет, по весу соответствующий весу пойманной рыбы. То есть, у нас «в руках» имеется только количество некоторых единиц измерения, но за ними угадывается какой-то материальный предмет. Причем, предметы могут быть абсолютно разными. Можно сказать так. «Имея» некоторую единицу измерения, мы, тем самым, «имеем» некий виртуальный предмет, который в любое время, по нашему желанию, можем обратить в реальность. Приведем пример. Мы устанавливаем столб. Он должен стоять ровно. Это необходимо проверить отвесом. Для отвеса нужен груз весом около одного килограмма. Итак, у нас имеется только цифра, указывающая вес. И ничего больше. Но мы нисколько не переживаем. Посмотрев по сторонам, мы обнаруживаем камень с похожим весом и его-то и используем в качестве груза. Если бы не было камня, нашлось бы что-то другое. Вот так. Очень просто абстрактную цифру мы превратили в реальную вещь.
С деньгами все обстоит почти точно так же. Только они мера не веса вещей, а их стоимости. В отличие от физических характеристик, стоимость к таковым не относится. Скорее эта характеристика социальная, ибо она не имеет никакого значения вне человеческого общества. Стоимость измеряет ценность вещи. С течением времени и под воздействием определенных условий она может изменяться, иногда очень значительно. Но впрочем, и остальные характеристики вещи тоже не остаются вечно неизменными. Вещь стареет, подвергается воздействию природных факторов, изменяется в результате человеческого вмешательства, ломается или, наоборот, в результате ремонта восстанавливает свои первоначальные качества.
Мы говорили, что меры вещей – это как бы сами вещи только в своем наиболее общем, виртуальном воплощении. Так же обстоит дело и со стоимостью. Хотя здесь опять имеется определенное отличие. Вещи, обладающие физическими характеристиками, есть везде. А, обладающие стоимостью, только там, где присутствуют большие группы людей. Но, все равно, задавшись целью, отыскать товар, обладающий определенной стоимостью, мы легко можем это сделать, просто гуляя по магазинам достаточно крупного людского поселения. Но – только отыскать. Взять их себе во владение просто так мы не можем. В отличие от вещей, у которых характеристика стоимости отсутствует или бесконечно мала. Это еще одно их отличие. Вещи, обладающие стоимостью, скорее всего уже кому-то принадлежат. И, более того, их стоимость во многом определяется теми, кому они принадлежат.
Чтобы взять килограмм чего-то, нужно просто наклониться и подобрать его. А, чтобы взять «ценную» вещь, нужно отдать за нее, другую, соответствующую ей по стоимости, вещь. Но таскать всюду с собой эти, необходимые для обмена вещи, тяжело и поэтому была придумана специфическая вещь, легко помещаемая в кармане, и столь же легко обмениваемая на любые «тяжелые» вещи. Эта вещь называется деньги.
У нас в уме вертится виртуальная вещь. Один килограмм. Мы оглядываемся по сторонам и подбираем понравившийся нам предмет, обладающий похожим весом. Так идея превращается в реальность. А в нашем кармане лежит другая виртуальная вещь - деньги. Пройдясь по магазинам, мы обмениваем ее на понравившийся товар. Так простая бумажка превращается в реальную вещь.
Деньги специально придуманы так, чтобы не иметь каких-либо физических характеристик. Кроме характеристик бумаги, на которой они отпечатаны. Да и то это пока. Все больше и больше они превращаются лишь в цифру на экране компьютера. А их передача происходит по проводам, соединяющим компьютеры между собой. Их единственная характеристика – быть мерой стоимости. А стоимость немыслима вне вещной формы ее воплощения. Говоря о килограмме или градусе, мы всегда представляем себе конкретную вещь, обладающую этими характеристиками. Точно так же мы рассуждаем и о деньгах. Поэтому, не стоит ей придавать какого-то иного статуса, кроме одного - быть суммой всех вещей, которые можно купить на эту стоимость.
Посмотрите на пятикопеечную монету. Что вы увидите? Только пятикопеечную монету. Теперь взгляните на толстую пачку пятитысячных купюр. А там… красивые машины, банки икры, шампанское, белый теплоход, стол в шикарном ресторане, полностью заставленный едой, дома на побережье обставленные лучшей мебелью, и так далее, и тому подобное. Нет никаких денег. Они только кошелек, в котором прячутся вещи, и ничего более.
Итак, деньги – это виртуальные вещи. Вещи, которых у нас в настоящее время нет, но которые в любой момент мы можем получить в свое полное обладание. Представим себе бедняка в продуктовом магазине. Вот он подходит к прилавку, чтобы поинтересоваться ценами. Он видит только ценники, то, что находится за ними, его не интересует. Он даже туда и не смотрит, поскольку понимает, в его кармане никогда не будет столько денег, чтобы это купить. Ему нужны только два, три самых дешевых товара, не более того. Такие вкусные вещи, как: окорок, буженина, икра, шампанское, для него просто пустой звук. Он и не догадывается, что за этими словами стоит что-то реальное. Его не преследуют муки выбора – что купить. А мечты его не простираются дальше самого необходимого для жизни.
Теперь в магазин заходит богатый. Для богатого реально существует все, что представлено на полках этого магазина. Более того, это все уже почти принадлежит ему, поскольку он в состоянии все это купить. Стоит лишь сунуть руку в карман и достать оттуда деньги. И все. Но ему пока не нужно все. Пусть оно пока полежит здесь, «на складе». А он возьмет только то, что необходимо в данный момент. И вот тут его начинают преследовать муки выбора. Ведь ассортимент богатый. Похожих вещей много, но выбрать надо что-то одно. И не факт, что самое дорогое, всегда самое лучшее. Да и какой смысл переплачивать за марку? Вот так. Деньги заставляют человека «работать». Пока, только виртуально. «Сладкая работа» по выбору понравившихся вещей. Но потом, работы станет больше. И не вся она будет такой же сладкой.
Вот мы видим, как некто получил приличное количество денег. Можем ли мы утверждать, стал ли он, вследствие этого, чуточку счастливее, или нет? Давайте рассуждать. Мы узнали, что деньги – это вещи. Получив деньги, человек окружил себя вещами. Реальными или виртуальными. Нам это не важно. Важно то, что материального в его окружении стало больше. А ведь мы знаем, что счастье там, где материального вокруг ровно столько, сколько и нематериального. Если до этого, человек имел мало материальных вещей, гораздо меньше, чем «вещей» духовных, то тогда, получая деньги, он делает шаг по направлению к счастью. Но, ведь возможна и другая ситуация. Когда этих материальных вещей у него много и без этого. Он уже и так «заслонился» ими от окружающего «свободного пространства», что подпитка его внутреннего Я духовными ценностями Я внешнего стала крайне затруднена. Тогда, «подняв» лишние деньги, еще более привязав себя к вещам, он не приближается, а, наоборот, удаляется от счастья в сторону абсурдности, бессмысленности существования, в котором нет возможности удовлетворения духовных потребностей человека. Ведь вокруг одни вещи и больше ничего.
А как мы можем судить, мало ли у конкретного человека денег для счастья или достаточно? Ведь от нас полностью скрыт его духовный мир. А он, мы знаем, не в меньшей степени влияет на счастье. Однако, можно разделить весь мир на два типа людей. Одних из них, деньги ведут к счастью, других, наоборот, от него отдаляют. Да, но какова же пропорция между этими двумя типами людей? Не знаю. И никто не знает, поскольку нельзя найти никакого объективного критерия «достаточности денег». А раз так, нужно считать, что мир поделен между ними ровно напополам. И значит, существует только 50 процентов того, что кому-то деньги приносят счастье, а кому-то нет.
Итак, у нас имеется два события. Наступление одного из них (получение денег) только в половине случаев приводит к наступлению другого (счастье). Математики говорят, что, в таком случае, эти события никак не коррелированны между собой. То есть, другими словами, между этими событиями отсутствует какая бы то ни было связь. А это именно то, что нам и требовалось доказать.
Интересно, а что по этому поводу думают ученые. Ведь наверняка в своих исследованиях они ставили на обсуждение и этот животрепещущий вопрос. Вот что я нашел на этот счет, полазив по интернету. Не буду останавливаться на частностях. Перейду сразу к главному.
Наука, как это ни странно, «научилась» определять уровень счастья. Вот, говорят ученые. Возьмем репрезентативную выборку людей, с определенным материальным положением. И зададим им вопрос, счастливы ли они. Потом возьмем другую группу, с более высоким материальным положением. И спросим у них то же самое. И так далее. Получилось нечто вроде социологического опроса населения. И если он произведен достаточно качественно, и количество людей, принимающих в нем участие достаточно большое, его результаты, думают ученые, будут достаточно объективными.
Дальше они строят кривую процента счастливых людей в зависимости от их материального положения. Кривая у них получается, естественно, растущей. Сначала круто, потом менее круто, а затем и вовсе прекращает свой рост. Инженеры в этом случае говорят, что процесс перешел в режим насыщения.
Но вот незадача. На самом интересном месте, там, где хочется опросить очень богатых людей, исследование останавливается. Ну не любят такие люди откровенничать с незнакомыми интервьюерами. И говорят они подчас совсем не то, что думают. Им важно хорошо выглядеть в глазах общественного мнения. Да и вообще их не так много «для репрезентативной выборки». Можно применить метод аппроксимации полученных ранее результатов. Судить о поведении в отношении денег очень богатых по тому, как ведут себя в отношении их просто богатые. А ведь это уже не наука. Это чистого рода домыслы. И, почему тогда бы не предположить, что вышеозначенная кривая, в области очень материально обеспеченных людей, поползет вниз, сначала робко, а затем и все круче и круче. А если это будет так, то выводы ученых нисколько не будут противоречить тому, что не в количестве денег кроется смысл понятия счастье.
Тут надо еще учитывать вот что. Все люди «зомбированы» «истиной», что, чем больше денег, тем больше счастья. В них это вдолблено с пеленок. Влито с молоком матери. Поэтому, когда к ним обращаются с вопросом – счастливы ли они, они сразу начинают считать свои деньги. И если тех оказывается больше, чем у соседей, машинально отвечают на него утвердительно. А существуют еще и национальные черты. Русские, к примеру, склонны представлять себе ситуацию хуже, чем она выглядит на самом деле. Американцы же, наоборот. На все смотрят слишком оптимистично. Причем, как и русские, так и американцы, видят–то все вполне одинаково. Но вот, сообщить об этом вслух предпочитают по-разному. Так что, судить об уровне счастья человека по его ответу другому человеку абсолютно не перспективно.
Хорошо. От других мы никогда не дождемся объективного ответа. Но может быть, мы дождемся его от самих себя? Самому себе-то мы врать не станем. Что мы можем сказать о влиянии материального благополучия на степень удовлетворения жизнью на своем собственном примере? Ну, во-первых. Каждый, на кого неожиданно «сваливается» куча денег, сравнимая пусть даже с его дневным доходом, хоть на мгновение, но становится счастливее. Но эйфория, от внезапно свалившегося богатства быстро проходит. Все свободные деньги сразу распределяются по статьям личных расходов. И что остается в итоге? А тут все опять индивидуально. Один человек чувствует прилив счастья. Другой – никакого такого прилива не ощущает. Я и самому себе могу сказать, что счастлив, хотя, встав на мое место, кто-то другой, подобного счастья, ни вокруг, ни внутри себя, тот не обнаружит. И это не удивительно. Ведь, как мы знаем, одна из компонент счастья связана с нашим внутренним Я, и с его способностью находить вокруг себя Я внешнее и общаться с ним, получая энергию для дальнейшего развития. Но Я каждого человека уникально. Один больше любит уходить во внутренний мир, заниматься какими-то бессмысленными, с точки зрения окружающих, делами. Писать стихи, выпиливать лобзиком, лезть в горы. Другому не нужно никакого дополнительного хобби. Он целиком вовлечен в процесс по овладению вещами. Его внутренний мир очень беден, поскольку такова его сущность. Таким его создал Бог. И естественно, вне зависимости от количества «завоеванных» им материальных ценностей, он будет менее счастлив, чем тот, для которого любая, поднятая мелочь – шаг на пути к счастью.
Мы все, уже с рождения, расставлены богом по своим местам. Одни приближены им к счастью. другие – удалены от него. Первым-то и делать в течении жизни ничего не надо. Им и так хорошо. Но великий закон субстанциального тяготения не обмануть. Он требует от них постоянной борьбы за увеличение своего жизненного пространства путем покорения (притяжения к себе) более «слабых» объектов, лежащих на пути. Им кажется, что, овладевая деньгами, они, тем самым, приближаются к счастью. Но на деле, наоборот, они отдаляются от него в сторону абсурда. Другие же, далекие от счастья, пребывают в постоянном страхе перед слепой необходимостью, перед ударами судьбы, перед «хищниками», вожделеющими их внутренностей. И для них деньги – это способ закрыться ими от этих хищников. Это страховка от несчастных случаев. Это стена между их внутренним миром относительной свободы и внешним миром, в котором все свободны по отношению к ним. Обогащаясь, эти люди действительно становятся счастливее. Проходит страх. Мир для них становится «добрее». Но хорошо бы и им, не прозевать остановку под названием счастье, и не проехать дальше, туда, где деньги уже становятся лишними, а проехав ее, подумать, и все-таки, возвратиться назад.
«Деньги приносят малую толику счастья. Но потом они уже приносят только еще больше денег». (Нейл Саймон )