Почему люди боятся умереть? Основные причины три:
это страх неизвестности (будет что-то после смерти, не будет, а если будет, то что?), страх физических страданий в процессе умирания и просто нежелание уходить из этой жизни со всеми ее радостями, делами и волнениями. Но самое главное это все же страх личного исчезновения, перспектива потери себя, боязнь превратится в ничто. Все остальное – это страхи и переживания связанные с уходом из жизни, но не страх самой смерти.
Если нет реального пути, нет надежды, избежать чего-то тягостного, неприятного и опасного, то сама эта неотвратимость вызывает у человека чувство беспомощности и порождает тревогу. И тогда человек начинает себя от нее защищать. Люди постоянно защищают себя от страха смерти. Им хочется личного бессмертия, они жаждут его. В человеке изначально заложено стремление быть, существовать, а сам факт смерти, угрожает этой базовой потребности.
В таких условиях человек неосознанно включает защитные механизмы своей психики. При этом в основном используются приемы рационализации, смещения, вытеснение, сублимации и конверсии.
Взрослый человек может постараться отнестись к факту неизбежной смерти рационально, еще античные стоики и эпикурейцы утверждали, что смерти боятся глупо, когда человек еще есть, смерти еще нет, а когда она наступила, то человека уже нет.
Осознаваемая тревога смерти в обычной популяции психически нормальных людей – редкость. Она в целом выше у тех студентов-медиков, которые отличались меньшей авторитарностью, а также у тех, кто собирался стать психиатром. У людей религиозных тревога смерти менее выражена. Выше она у потерявших одного из родителей, а также у правонарушителей и подростков. Усиливается тревога и по мере приближения людей к своему жизненному финалу, особенно если они отличались психологической незрелостью и были мало вовлечены в социальную активность. Отмечается положительная корреляция между страхом смерти и невротизмом.
Но в своей повседневной жизни люди обычно используют неосознаваемые механизмы психической защиты, и у них тревога по поводу смерти присутствует на уровне бессознательного. Страх смерти живет в глубине их психики и редко переживается во всей своей полноте.
На уровне сознания свыше 70 процентов испытуемых отрицают наличие у них тревоги по поводу смерти. На уровне фантазий в ответ на вопрос о том, какие мысли и образы приходят в голову, когда вы думаете о смерти, отрицали ее 27 процентов, амбивалентно отвечали 62 процента, а 11 процентов обнаруживали выраженные признаки тревоги. При использовании теста скорости реакции на связанные со смертью слова и теста словесно-цветовой интерференции большинство испытуемых обнаруживали выраженную реакцию отвращения к смерти. При исследовании кожно-гальванической реакции и использовании тахистоскопа в ответ на определенные слова и образы, реакция на слова и образы, связанные со смертью и нейтральные по отношению к ней, существенно отличались. До 29 процентов снов обычных людей свидетельствуют о наличии у них страха смерти. Такие сны чаще снятся людям либо с низким, либо наоборот высоким уровнем сознательной тревоги по поводу смерти.
Детям предложили закончить рассказ с открытым финалом, где не было предварительного упоминания о смерти. Примерно половина детей упоминали о смерти, похоронах, убийствах и приведениях.
Не только психологи, но и психотерапевты часто обходят молчанием вопросы, связанные с наличием у пациентов переживаний по поводу страха смерти. Они либо игнорируют их, либо объясняют другими причинами, которые лучше вписываются в их психотерапевтическую концепцию.
Основной механизм бессознательной защиты от тревоги по поводу смерти – это отрицание. В процессе психотерапии отрицание смерти пациентом наслаивается на отрицание ее врачом, что приводит к уходу подобной проблематики из поля их зрения.
Суть отрицания в том, что смерть временное явление подобное сну. Дети, столкнувшись с проявлениями смерти, пытаются осмыслить их, а затем как-то защитится от нее. Основные способы защиты: это иррациональная убежденность ребенка в собственной исключительности (все умрут, а я останусь жить, так как я не такой как все) и то, что появится некий спаситель или спасительное средство, которые помогут избежать всеобщей участи.
Персонификация смерти, когда в возрасте пяти – десяти лет смерть наделяется конкретным обликом, что снижает уровень психического напряжения.
Высмеивание смерти. Детские страшилки. Бравада перед лицом опасности и возможной гибели (перебежать дорогу вблизи транспорта).
Дополнительно используются различного рода действия направленные на достижение личного хотя бы символического бессмертия. Слава, власть, богатство, дети – все это суррогаты бессмертия.
Наиболее травмирующее действие оказывает смерть близких людей. На ребенка особенно сильно действует смерть детей, особенно брата или сестры, а также родителей. По некоторым данным свыше 60 процентов шизофренических пациентов имеют в анамнезе раннюю потерю родителей или родного брата или сестры. Среди невротиков и психотиков доля потерявших хотя бы одного из родителей выше, чем в среднем среди популяции. Тут могут сказываться и горечь от потери близкого человека, и чувство вины, и страх собственной смерти. Имеется положительная корреляция между возрастом госпитализации человека с нервно-психическим заболеванием и возрастом смерти его родителей.
Когда человек неожиданно узнает о том, что он смертельно болен, первая его реакция – это реакция отрицания. Иногда возникает ощущение, что он просто не понимает, о чем ему говорят. Затем человек начинает думать, что это ошибка, что этого не может быть. Некоторых людей практически сразу охватывает сильная паника. Реже это гнев, негодование, ощущение какого-то предательства. А нормальная реакция после подобного известия у большинства людей – это чувство краткого ошеломления, затем тревога и ужас, далее отрицание, а затем уяснение существующего положения вещей и конструктивный поиск оптимальной стратегии поведения.
Смертельная опасность – это в терминах экзистенциального подхода в психотерапии так называемая пограничная ситуация, когда человек лицом к лицу сталкивается с глубинными проблемами своего существования в этом мире. Опыт пребывания в подобной ситуации может в корне изменить стиль и направление всей жизни человека. Живя в повседневной суете, люди часто откладывают значимые перемены в своей жизни на потом. Они забывают, что их земное существование может в любой момент прерваться и полноту нашего существования нельзя отложить на неопределенное будущее. Подлинная жизнь идет только в момент настоящего.
Так реальная угроза жизни способна излечить человека от психоневроза. Человеку становится просто не до глупостей, и тогда такая мелочь как навязчивость исчезает как бы сама собой.
Следует различать психотерапевтическую работу с практически полностью социально и психически адаптированными людьми и теми, у кого проблемы, вызванные страхом смерти, достигли уровня выраженной или хотя бы легкой патологии.
Осознание возможности смерти может катализировать личностные изменения в положительную сторону. Конфронтация со смертью, при правильном отношении к ней, изменяет жизненную перспективу, и человек способен обрести новый взгляд на свою жизнь, жить полнее и продуктивней. Обычно каждый человек имеет тот или иной опыт встречи со смертью, надо лишь помочь пациенту вновь осознать его и правильно, продуктивно пережить. Если умер кто-то из близкого окружения пациента, то это всегда возможность расширить горизонт человека, обратиться к глубинным сторонам его существования, добиться личностного роста.
В системе экзистенциальной терапии врач-психотерапевт не стремится полностью убрать тревогу смерти у своих пациентов, так как она способна до определенной степени выполнять положительную функцию, способствует положительным личностным изменениям. Он борется с ее крайними и нерациональными проявлениями, мешающими человеку полноценно жить.
Тревога смерти обратно пропорциональна удовлетворению от жизни. Поэтому основное направление, генеральная линия терапии, усилия врача и пациента должны быть направлены на повышение удовлетворения человека от жизни.
На первом этапе возможно проведение так называемой психологической десенсибилизации. Человек привыкает если не ко всему, то, по крайней мере, ко многому. Для этого человека намеренно помещают в условия, прямо или косвенно связанные с его страхами.
Уже сам разговор о проблемах пациента, воспоминания о пережитом, их психологический анализ и объяснения помогают снизить уровень напряжения.
Когда нормальные механизмы психической защиты сдают, тревога прорывается, превращается в страх и возникает та или иная психическая патология. В легких случаях это снижает плодотворность, эффективность и качество жизни человека, препятствует его дальнейшему росту и развитию, отравляет ему удовольствие от процесса жизни, а в тяжелых приводит к выраженной дезадаптации. Диффузная, базальная тревога, подрывающая основы мироощущения, практически непереносима. Она перерастает в ужас, поэтому неосознанная тревога всегда стремится воплотиться во что-то конкретное, осознанное. С конкретным, определенным страхом всегда легче справится, с ним можно пытаться бороться, избегая предмета или ситуации, которые вызывают этот страх.
Так человек может защищать себя от страха небытия с помощью сохранения символической связи с матерью, но это будет мешать его индивидуализациии и осложнять процесс формирования психически и социально зрелой личности. Вторично возникшая неполноценность в свою очередь может провоцировать возникновение патологии. Очень часто в основе невроза навязчивых состояний, разнообразных фобий лежит угроза личной безопасности и неосознаваемый страх смерти. Наиболее явно это проявляется в случаях невротической ипохондрии и деперсонализации.
Комментарии
Во первых, не все и не всегда люди боятся умереть. А во вторых, желание людей жить обусловлено теми же самыми причиными, что и желание жить любого другого живого существа. Просто существа, не желавшие жить, не боровшиеся за свое существование или боровшиеся недостаточно успешно - вымерли в процессе эволюции. Остались только жизнелюбывые виды живых существ.:)
+1000...
Другими (философскими) словами: каждая био- и социо- структура обязательно имеет одну имманентную цель - сохранение себя...
Не знаю.. а если посмотреть на это с другой стороны.. Да, у людей слово "смерть" вызывает негативную реакцию, но, возможно, это не страх, а раздражение? В самом деле, ведь есть на что раздражаться: нечто может помешать тебе осуществить твои намерения, и ты ничего с этим не сможешь поделать.. Про себя лично я не могу сказать, что в детстве перебегала дорогу, чтобы доказать что-либо некой персонифицированной смерти. Это были просто попытки переплюнуть взрослых, которые этой смерти то ли боялись, то ли еще что...
Пожалуй одно из самых восхитительных воспоминаний не столь уж далекого детства - отсутствие страха перед чем бы то ни было.
И как же столь многими воспетая жертвенность?
Нельзя же рассматривать все с позиций социобиологии..
В посте материал изложен как исследование... Пока нет оснований не доверять...
Хотя Вы правы: в детстве мыслей о смерти еще нет. По крайней мере я не помню... Бесшабашная безответственность - это да. И инстинкт самосохранения...
Это, извините, у кого как. Люди все разные и дети тоже.
Согласен... Только что отстаивал право других на свою истину... Однако тяга к единообразию и универсализму еще сильна в людях. Причем именно своя система мыслится каждым как та самая правильная, к которой все остальные должны прийти со временем... :-)))))
а разве человеческое существование это не бытие-к-смерти?
расшифруйте...
человеческая жизнь по сути своей трансгрессивна, т.е. тяготеет к завершению себя в трансцендентном, в том числе, в смерти.
Действительно, боятся умереть не все. Особенно этого не боятся те, кто считает, что смерть это переход в другое состояние человека. Имея ввиду существование жизни после смерти не только в узкорелигиозном смысле.
Боятся обычно неизвестности.
Спасибо за статью. Очень полезна. Ищу аргументы в пользу идеи, что вегетарианство - есть защита от страха смерти, причем, в виде угождения (я никого не ем убитого и не поощряю убийства, поэтому я заслуживаю жизни), что в ядре содержит протест против самого существования смерти. Ощущение, что смерть правит миром, отсюда недооценка своего влияния на жизнь. Отвращение к смерти на физическом уровне: я не ем смерть, я не ношу смерть. Значит, смерть меня не касается, в буквальном смысле. Но через продукты мы впитываем энергию, источником которой является солнце. Мясо и овощи, все это - трансформация солнечной энергии. Солнце ежедневно убивает себя, сжигая 4,5 млн. тонн самого себя, излучая свет. Как остаться "чистеньким" в таком случае? Мне нравится, как индейцы решили этот вопрос: "Мы все умрем. Прости меня, что я убил тебя сегодня, чтобы прожить до завтра. А завтра я стану чьей-то пищей." Любовь и благодарность должна быть персональной и деятельной(Достоевский). "Я не ем и не ношу" - всего лишь отрицание. Вопрос: "А что делаешь для торжества жизни?"
Спасибо большое. Кое-кому из веганов я это все припомню.
:)Полная версия вдохновляющей лекции Гари Юрофски о правах животных и веганстве, прошедшей в Технологическом университете Джорджии летом 2010 года.
Мы все умрём. Прощаю тебя, что ты убил меня сегодня, чтобы прожить до завтра. А завтра ты станешь чьей-то пищей.
Ем.
)))))
Перманентный страх смерти - к психиатру.
Всё имеет начало и конец, при том, что начало это чей-то конец, а конец - чьё-то начало...
Оборотная сторона страха смерти - страх бессмертия... Оно выше человеческих сил.
Голодному Робину Бобину хочется есть... Кому-то так же хочется жить. Но однажды наешься, наживёшься... Уход предуготовлен мудрой природой. Упокойся с миром!
Я лично сомневаюсь в Мудрости Матушки Природы. Её мудрость больше похожа на безмозглость.
А мы её создания...
С какой это радости. Безмозглость ничего в принципе создать не может.
Можно , конечно, обсудить природу безмозглости или природу ума,природу мудрости. Можно обсудить природу чего угодно. Так как природа это синоним сущности, субстанции. Но созидающую Мудрую Матушку Субстанцию ...?