Аппарация значимого

Аватар пользователя Философское кафе
Систематизация и связи
Термины: 

Мы в Инетах тут и там, сидя тихо по домам, а преумные новостные ленты все разносят по умам. С этого ныне модно начинать все – от дня рождения до революции. Рано или поздно, но мы замечаем новость: САМ приехал к НАМ. То есть, как? – спрашиваем мы – правда, ОТТУДА – СЮДА? Вывернутый наоборот волшебный опыт мартынчиковского мальчика, с воодушевлением провожающего поезда в прекрасное не-здесь и почти не обращающий внимания на приехавших в скучное тут. Теперь это тут посетят. САМ посетит.

САМ - самый амбициозный мыслитель. Ведь если не самый – то чего его ждать. Пусть он едет не к нам, в столицу, а хотя бы в Пермь. А если не амбициозный - так и не мыслитель вовсе. Ведь у нас с малых ногтей учат – если ты простой парень, амбиций не имеющий и свитер с оленями носящий, то и нечего с тобой кофе пить. Словом, все знают. Но никто не волнуется. Это стыдно волноваться и даже хотеть пойти чуть-чуть, - а стыдно. Лучше даже заболеть или, например, экзамен в этот день сдавать, чтобы потом всем можно было жаловаться: хотел, старик, да не вышло. Ведь все мы САМого читали по -заграничному, знаем лучше, чем он сам себя знает. Все его ошибки и неправильные перспективы на зубок, и даже в пьяном виде при выключенном счетчике продекламировать можем, похрустывая скушенной на закуску лампочкой Ильича, - ведь мы новых ощущений ищем, интересных. Если не выйдет не пойти, - можно всегда отмолчаться: я, мол, Эдмунда Гуссерля читал. А еще лучше – Псевдо-Дионисия. Не всякую современную дрянь слушал. А если не читал или не хочет в этом сознаться, то лучше запастись цинизмом каким, чтобы точно не приняли за дурака: был на арт-хаузе в «Мире искусства», кушал в Макдональдсе или, на худой конец, – сидел в «Бурлеске». Если все же идем, как-то между делом: после экзамена или перед баром. Думаем настойчиво о непрочитанных комиксах и мокрых ботинках – так оно пофилософствее этого вашего САМого будет. И пореволюционнее. По приходе, ожидая лектора, ищем глазами знакомых. Тут противоречие: и хотим найти, чтобы одним дураком, фетишистом, идолопоклонником не быть, и не хотим – засекут, засмеют. Встречаясь взглядом, чувствуем взаимную неловкость. Есть, правда, серьезные люди, они тебе кивают важно: мол, правильно, что пришел, может, в последний раз такое откровение слышим. Кого же мы видим?

САМ. Лектор. Комета над домом нашим. Очень милый человек. Харизматичная речь его обращаена к народу недалекому, хотя и симпатичному. Говорит он ровно, и, даже увлекаясь, остается в рамках всего того, что вы от него ожидаете. Никто не рискует зазором между своим явлением и своей славой, - ведь туда может скользнуть новое, что своим драконьим хвостом опрокинет какие-то из старых карточных домиков, выстроенных САМим в юности. Каков был бы конфуз приехать к дикарям и там сказать: то, за что вы меня любите и почитаете, - чушь собачья. Он приехал, чтобы получить баллы научной активности, что напрямую связанно с уровнем его зарплаты в родном университете, а также посмотреть чужую страну, которую он так хорошо знает по фильмам эпохи холодной войны.

Рядом с ним – свита. Пара заграничных дам, во все глаза рассматривающих публику и строящих планы на вечер; переводчик, настоящая Храбрая Сердцем, готовая представить свой труд на суд сварливой толпе интеллектуалов; бритый спокойный человек лет сорока с ровным взглядом и уверенными движениями; и маленький, пожилой человек в больших тяжелых очках на покрытом морщинами лице, с парой больших родинок на висках и в аккуратной, но поношенной одежде. Они тут по долгу службы.

В зале – легион. Среди них явно заметны:

Мужчина средних лет в рабочем комбинезоне и вязаной шапочке, с дредами и бородкой. Он не имеет отношения к академической философии, но сам кое-что читал: Лао-цзы, Конфуций, Сенека, Ницше, Достоевский, Кафка, Камю, сборники афоризмов, Стругацкие. Вследствие этого уверен в некоторых мыслях, пришедших ему на ум случайно или из обобщения жизненного опыта. Он пришел послушать равного себе, другого, заграничного философа чтобы проверить, в чем современные академики не правы.

Девушка в нарочито мятой мужской одежде, как ей кажется, стильной, с волосами, подстриженными под каре и покрашенными хной, в огромных винтажных очках , почти как у дедушки из свиты. У ее блокнот Moleskine – потому что такой же был у Хемингуэя и Пикассо. Там - ее умные мысли о самосознании, громкие фразы разных ловких людей, карандашные рисуночки. В толпу она попала случайно, узнав на арт-сайте что-то про приезжающую знаменитость, великого философа наших дней, и наскоро прочла пару его книг, взятых у бойфренда с прической под Элвиса.

Юноша лет двадцати с тонкой, длинной шеей, на которой болтается лохматая, явно недавно стриженая голова, с высокими скулами и сощуренными глазами. Делает резкие, смешные движения головой, откидывая несуществующую, но, видно, доселе долго пребывавшую в пользовании челку. Иногда что-то коротко набирает на стареньком мобильнике, раскачиваясь в людском лесу сосенкой. Или записывает в небольшой, кожзаменителем обтянутый блокнот. Смотрит как-то пьяно, нервно, то на САМого, то на зрителей. Он читал кое-что и пришел, чтобы отметиться: да, был, видел лично, сам задал ЕМУ вопрос, прочувствовал, проникся таким-то и таким-то настроением от вкуса его мыслей, теперь лучше, ближе понимаю некоторые тексты.

Рядом с ними спокойный мужчина, лысеющий в стремлении к акме. С глубоко посаженными глазами и аккуратной бородкой. Это преподаватель философского факультета, уже немного уставший от множества своих проектов, дел, постоянного чтения и размышлений, закоснелости большей части своих старших коллег по цеху, понявший многое из уроков современной теории и ничего нового не ожидающий. Он пришел сюда как социолог, посмотреть, кто из его студентов и друзей отважится слиться с мейнстримом. САМим он, как правило, интересуется мало – мнение составлено уже несколько лет назад, изменений не предвидится.

Дама бальзаковского возраста, пухлая, прическа пучком. Всем своим видом показывает баснословное духовное богатство и широкую эрудицию. Знает названия основных философских произведений на языке оригинала, что очень любит показать. Носит дорогие очки и пользуется продукцией Apple. Сварлива, испытывает проблемы с быстрым принятием решений и редко кого хвалит: если человек только не может похвастать двадцатилетним стажем посещения центральных библиотек, музеев и театров. В глазах видны страдания, а на небольших усиках – желтые следы курения. Она пришла сюда, чтобы лично прикоснуться к культуре (ее любимое слово).

Молодой человек с волосами до плеч. С тонкими дужками и небольшими диоптриями очки, которые он ни за что не променяет на линзы. Ножки и ручки, почти лишенные мускулов. Хитро смотрит на САМого, не отвлекаясь на аудиторию. Этот парень уже выбрал свою дорогу в философии и указательными знаками этой своей трассы готов мерить все другие. Кто не следует им – либо сознательные фашисты (универсальное обозначение всех врагов), либо паразиты на его пути, то есть, в конечном счете, тоже фашисты. И сам он фашист, и знает это, но лечится, старается. Цель прихода ясна – понять, в чем фашизм САМого.

Молодой человек с наушниками на шее, ринофимой на носу, косой челкой до губ, которую он постоянно убирает за уши. Этот читал о САМом ВСЕ и носит футболку с ЕГО именем. Пришел сюда задать богохульный, каверзный вопрос, чтобы САМ понял: есть равные ЕМУ, есть понявшие ЕГО.

Все заканчивается внезапно - как и ожидалось. Собственно, внезапность в наших сериальных днях – это фигура умолчания самого интересного. Мы выходим из аудитории, оставляя там лектора собирать листочки в папочку, и направляемся к любимому приуниверситетскому кафе, чтобы отметить завершение еще одной аппарации на нашем небосклоне.

1 Аппарация – англ. apparition, астрономический термин, обозначающий появление кометы в зоне видимости. Также является обозначением способа перемещения магов в мире «Гарри Поттера». Русскоязычным читателем по таинственным переводческим причинам известен под названием «трансгрессия».

http://datepalmcompote.blogspot.ru/2012/11/blog-post.html#more

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

Да, мысль проста: философия мертва.
Cette pens?e est simple - la philosophie est morte.

Аватар пользователя Философское кафе

почему мертва?0о

Аватар пользователя Софокл

Видимость, кажимость - иллюзия реальности. Вы же об этом писали? Разве вы в вашем эссе не разоблачаете то, что все пришедшие пришли на эту вечеринку по мотивам далеким от философии?

Аватар пользователя Философское кафе

разоблачаю выходит, если вы так прочти. значит, эссе не вышло - хотелось тепло потрунивать над собой и другими, ходящими на приезд философских звезд. как Розанов какой-нибудь - над прихожанами церкви. Вроде все свои, все такие, но смешно. Я думаю, что эти мотивы ничем не менее философичны, чем мотивы слушателей Сократа, друзей Эпикура..ну и так далее, по истории философии. Поэтому заключить от мотивов к смерти философии, полагаю, нельзя. Но раз вы заключили, значит, эссе так себе.

а вы были когда-нибудь на такой вот философской звезде? заметили кого-то похожего? Какие были ощущения? Зачем шли?

Аватар пользователя Софокл

Никогда не был. Каждый человек - философ, каждый человек - звезда... Только очень часто получается, что люди не хотят смотреть на звезды, оттого звезды им и не нужны.
А если серьезно, то философия это состояние твоей души. Озабоченность и интерес. Для того, чтобы пребывать в этом состоянии не обязательно куда то ходить. Хотя ходить можно и даже нужно )))

Аватар пользователя Дилетант

хотелось тепло потрунивать над собой и другими, ходящими на приезд философских звезд.

Но повеяло хладом..
Думал, что только у меня такое чувство, ан нет.
И не только в философии. Обстановка схвачена.