Гуртовцев А.Л.
ФИЛОСОФИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Предисловие к работе
“СЕМЬ ПРИНЦИПОВ
САМООРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА”
Эпиграф (“Система природы”, 1770 г.):
“Люди всегда будут заблуждаться, если станут
пренебрегать опытом ради порожденных
воображением систем. Человек – произведение
природы, он существует в природе, подчинен
ее законам, не может освободиться он нее, не
может - даже в мыслях - выйти из природы”
Франц. философ Поль Анри Гольбах (1723-89)
Содержание работы: Предисловие – 1. Принцип клеточного строения организмов – 2.Принцип единства организма и среды – 3. Принцип единства организма и его вида – 4. Принцип единства наследственности и изменчивости организмов – 5. Принцип борьбы живых организмов за существование – 6. Принцип естественного отбора организмов и их видов – 7. Принцип популяционной эволюции организмов всех видов – Заключение – Приложение: мир живой природы в фотографиях (53 шт.)
Живая природа является неотъемлемой частью материального мира и продолжением эволюции косной, неживой природыматериального мира в соответствии с законами вечно движущейся материи, ее свойствами и отношениями. Еще в 6 в. до н.э. об эволюции материи, создающей весь Космос, всю Вселенную, все Мироздание, прозорливо заявлялутверждал древнегреческий философ-диалектик Гераклит Эфесский, понимавший материальное космическое первоначало мира в виде постоянно меняющего свои формы огня: “Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерно воспламеняющимся и мерно угасающим”. Со времен Гераклита минуло более 2,5 тыс. лет, но современное человечество в своей массе продолжает придерживаться вопреки научным данным науки ложных религиозных взглядов на то, что мир неживой и живой пПрироды был якобы когда-то создан когда-то богом или богами и управляется ими до сих пор. Мистические, мифологические, и религиозные предрассудки и заблуждения продолжают и нынедо сих пор цепко держать в своих цепких объятиях сознание многих доверчивых, легковерных,, некритически мыслящих людей.
Между тем, согласно всем научным данным (астрономическим, физическим, химическим, биологическим, палеонтологическим и др.), природа является творцом самое себя. Для ее развития и, эволюции не требуются внешние, нематериальные, “божественные”, “духовные”, вымышленные силы, ибо ее движущее, организующее начало содержится в ней самой природе. Таким единственным, субстанциальным началом являетсяЭто - материя во всех своихее формах (вещество, поле), состояниях вещества (плазма, газообразное, жидкое, твердое, фазопереходное), видах полевых фундаментальных взаимодействий (сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное) и видах движения (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное). Материя, ее коренные свойства, и отношения и, ее силы создают весь видимый и невидимый мир, окружающий человека, а также его самого человека с его исключительно материальным типом сознанияем и мышленияем (фундаментом сознания и мышления человека является становится новый структурный вид материи, создаваемый в живых организмах, - “кодирующая материя”, отражающая в своих кодах, формируемых в нейронной сети головного мозга высших организмов, весь окружающий мир и его свойствасвойства).
Природа, живая и косная, бесконечно разнообразна. За ее необозримым, несчетным множеством различных форм, объектов и явлений теряется для большинства людей понимание целостности, общности, единства, связности и взаимообусловленности всех ее внутренних процессов. О, особенно тех, что происходятщих в живой природе. Более того, та целесообразность и разумность, которая прослеживается в строении и поведении живых организмов, настолько удивляет наблюдателей, что поневоле у них возникает крамольная мысль о сверхразумном творце, который заранее предусмотрел, спланировал, спроектировал и практически реализовал подобные чудесные организмы. Но, суровая правда жизни заключается в том, что в природе в целом нет никакого разума, нет желаний, намерений, планов и проектов по созданию живых тварей (разум возникает лишь у наиболее сложно организованных стадных животных на определенной стадии их общественной эволюции). Всёе в природе связано с вечным движением материи, с ее свойствами, законами, свойствами и отношениями. Движение материи создает и одновременно разрушает все материальные, природные образования, начиная с элементарных частиц, атомов и заканчивая звездными системами с их планетами и живыми существами, обитающими на некоторых из них.
Свои творения природаона создает не по выверенным чертежам и строгим алгоритмам некоего внеприродного “сверхразума”ому чертежу, а методом проб и ошибок, который, с одной стороны, ориентирован на хаос и случайности, а, с другой стороны, действует в любом хаосе ий любой случайной ситуации действует закономерным образом, обусловленным атрибутивными свойствами материи. Так, например, атомы как химические элементы образуют между собой разнообразные химические соединения строго в соответствии с валентными особенностями своих внешних электронных оболочек, формируемых вокруг положительно заряженных атомных ядер. Результаты работы главного метода природыэтого метода всегда, без исключений, подвергаются самой же природой бесконечным реальным испытаниям на устойчивость и жизненность. Окончательный выбор всегда делает организмов, в ходе которых естественный отбор делает окончательное “заключение”(он “работает” как в косной, так и в живой природе): что не удалось, то разрушается до элементов, из которых, как из деталей конструктора, природа вновь и вновь будет пытаться создавать новые материальные образованияуничтожается. Как результат, “пПутевкуу в жизнь” получаютполучает лишь “удачныеое, проверенные на практике, “выжившие” творениярешение”. Такова глубинная технология “сверхразума” природы: ее “творчество” направляют случайности, материальные законы и естественный отбор”.
Замечательно то, что новые материальные образования, прошедшие контроль отбора, становятся конструктивными элементами, кирпичиками других, позднейших, более сложных природных структур. Так, в частности, элементарные частицы образуют атомы, а те – молекулы, последние создают макромолекулы, а они – полимеры и биополимеры, которые формируют органеллы, живые клетки и одноклеточные микроорганизмы. Живые клетки, объединяясь друг с другом в ткани и органы, создают многоклеточные организмы разных видов, которые вступают на уровне популяций в межвидовые и внутривидовые отношения. “Мудрость” и “экономичность” природы заключаются в том, что, однажды создав различные “рабочие” элементы, природа, не останавливаясь на достигнутом, продолжает строить из них новые, более высокие уровни своей иерархической организации.
Чтобы понять многое, его надо свести к единому первоначалу, которым может быть лишь одна все порождающая субстанция - материя (философские попытки свести мир к двум и более различным, независимым субстанциям изначально были обречены на неудачу, так как сразу же возникал тупиковый вопрос об их взаимодействии: если оно имеется, то автоматически якобы разные субстанции превращаются в разновидности одной единственной, всеобщей, материнской субстанции). Тысячелетние попытки многочисленных мыслителей всех времен и народов противопоставить материи некую иную, нематериальную, духовную, мыслительную, разумную или даже сверхразумную субстанцию оказались провальными. Многословные трактаты, написанные философами-идеалистами, мистиками или религиозными деятелями, пытавшимися объяснить на свой доморощенный лад происхождение окружающего мира и человека в нем, являют собой удручающую картину произвола, бессилия и заблуждения человеческого мышления. Ведь написать какие-то слова, предложения и тексты еще вовсе не означает, что они в той или иной мере будут истинны, т.е. правильно, адекватно отразят в себе окружающий мир, реальность (а другого мерила истинности просто не существует!).
Хорошо известно, что из слов человеческого языка, комбинируя их друг с другом, можно составить практически бесконечное количество различных предложений и текстов, но смысл и значение подавляющего большинства из них будет фантастичен и ничтожен. Так, например, 200 тыс. осмысленных слов лексикона русского языка составляют всего лишь 0,00002% от возможного количества средних, 8-буквенных слов, которые можно образовать из 33 букв русского алфавита (иными словами, на 10 млн возможных слов приходится лишь 2 слова, имеющих смысл, понятие). С другой стороны, совершенно ясно (по меньшей мере, автору данной работы), что любые, даже самые фантастические понятия человеческого мышления, включая пустые понятия бога и дьявола, ада и рая, материальны по своему носителю (им является кодирующая материя), что, впрочем, не превращает их автоматически в символы, верно, правильно, истинно отражающие действительность. ВИменно в признании материального единства мира этом заключается смысл подлинной, настоящей, реальной, материалистической философии, коренным образом отличающейся от бесчисленных идеалистических умственных спекуляций большинства философов прошлого и настоящего, выясняющих с серьезным видом пустые свойства пустых понятий, не имеющих никакого отношения к действительности, к познаваемому материальному миру и к науке, изучающей реальность философии.
Философия реального мира (ФРМ), или философия полного материалистического монизма (ФПММ), Она должна объединятьинтегрировать в себе наиболее общие результаты всех частных естественных и гуманитарных наук, интегрируя их в единое научное, всеобщее, системное, философское знание, которое тем самым превращается тем самым в научное мировоззрение (частные науки имеют и частные философии, которые в идеале должны стать всего лишь “веточками” на общем дереве всеобщей философии). Именно такого, объективного, научного мировоззрения не хватает современной человеческой цивилизации, продолжающей до сих пор тешить себя антинаучными, архаичными, религиозными, мифологическими, мистическими измышлениями и догмами о мире и человеке. Сколько духовной энергии человечества и жизней тратилось и тратится понапрасну, в ложном направлении, на иллюзии и самообман, вместо того, чтобы направить все общественные ресурсы на благо человечества, на его гармоничное развитие и самосовершенствование!
Распространенность и живучесть религиозных взглядов свидетельствует о том, что, несмотря на достигнутый в целом научно-технический прогресс, человеческая цивилизация в своей массе все еще остается на достаточно низком уровне социального, правового, экономического, культурного, нравственного и умственного развития. Причины в том, что человеческий мир продолжает зависеть, как и прежде, от экстремальных сил природных и рукотворных стихий, но в еще большей степени - от безмерных амбиций, инстинктов, желаний и страстей самих людей и их частных антагонистических сообществ (групп, партий, корпораций). Они сознательно или бессознательно превращают общество в дикие джунгли, а человеческие отношения в жестокую внутривидовую борьбу за существование и ресурсы, в которой отношения антибиоза (конкуренция, хищничество, паразитизм) господствуют над разумом и отношениями симбиоза (взаимовыгодная кооперация, сотрудничество, взаимопомощь), способными принести людям счастье и благоденствие.
В данной работе я попытался в максимально сжатой и доходчивой форме свести всю живую природу, ее бесконечное эволюционное многообразие и ее эволюцию всего лишь к семи базовым принципам ее самоорганизации. Эти принципы, на мой взгляд, образуют полную, единую, логически непротиворечивуюю систему, и которая позволяетют с единых, наиболее общих позиций эффективно подходитьойти к решению любых частных проблем и задач в живой природе (включая человеческое общество), не теряя при этом из виду ее материальную целостность, глобальную связность и взаимозависимость. Читателям судить, удался ли автору этот замысел.
Приложение к работе: подборка 53 цветных фотографий из мира живой природы с наименованиями и краткими комментариями к ним, иллюстрирующая принципы самоорганизации жизни.
Минск, 14 февраля 2024 г.
Смотрите работу целиком на данном сайте или в интернете (с иллюстрациями) в форматах DOC или PDF
Комментарии
Это хорошо.
Но, думается, что в корне есть другое понимание:
Живая природа является ОТъемлемой частью материального мира, НО продолжением эволюции косной, неживой природы материального мира... на ином, мыслящем уровне.
Хорошее определение.
Структурно-функциональной единицей любого живого организма является кольцо рефлексии сравнения, представляющая собой самоорганизующуюся и саморегулируемую систему, обладающую стремлением к тождеству или растождествлению (различению) сравниваемых "данных".
Остальные шесть принципов могут быть выведены из первого.
Спасибо.