Философия Вячеслава Иванова и Русский духовный ренессанс

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
История философии

В начале каждого века Россия переживает своеобразный ренессанс. Возрождение страны началось и после Великой смуты в начале 17-го века; и в начале 18-го (Петровские реформы); в начале 19 века – реформы Александра I, война с Наполеоном, восстание декабристов; в 20-м веке – Великая русская революция; в 21-м веке – новое возрождение России.
Период возрождения заканчивался в 20-х годах каждого столетия; затем следовал период стабилизации и в последующем «застой».
Русский Ренессанс – это не только военное, политическое и промышленное возрождение, но прежде всего возрождение духовное!
«Самой характерной и блестящей фигурой» русского духовного ренессанса Николай Бердяев называл Вячеслава Ивáнова.

17 февраля 2017 года я участвовал в работе XI Сретенской научно-практической конференции «Психея и Пневма», которая проходила в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге. В рамках конференции были организованы слушания – «Новое о Вячеславе Иванове: после юбилея». В дискуссии приняли участие Константин Исупов (РГПУ), Алексей Юдин (РГПУ), Александр Ермичёв (РХГА), Стефан Каприо (Папский восточный институт в Риме), Андрей Шишкин (Исследовательский Центр Вячеслава Иванова в Риме) и другие.

Принято считать, что духовное возрождение синоним возрождения религиозного. Однако это не всегда так. Не всякая духовность религиозна, хотя всякая религиозность духовна. Духовный Ренессанс это не только расцвет культуры, но прежде всего нравственное возрождение.

Ренессансом «Серебряного века» называют расцвет русской культуры в начале 20 века. Подъём в искусстве и философии сопровождался пробуждением интереса к религии и изменением отношения к Православной Церкви.

В начале ХХ века русский ренессанс проходил под знаком реабилитации религиозно-культурных ценностей. Флоровский называл этот период «перевалом сознания», когда вдруг открылось, что человек есть существо метафизическое. С этого времени начинается расцвет русской религиозной философии.

Важным событием общественной и духовной жизни стали религиозно-философские собрания. В октябре 1901 года обер-прокурор Победоносцев принял Мережковского, Философова, Розанова, Миролюбова и Тернавцева, которые разъяснили цель этих собраний. Церковь согласилась по миссионерским соображениям.
Первое собрание состоялось 29 ноября 1901 года с разрешения Святейшего Синода. Интеллигенция ждала нового откровения. Всего прошло двадцать одно заседание. Прекращены они были по решению Синода.

Русское общество хотело революции, оно ждало революции из крестьянской среды, но крестьяне почему-то не пробуждались. Сторонники идеализма доказывали, что освободительное движение возможно не на экономическом материализме, а на основе метафизической и религиозной философии.

Считается, что Русский духовный ренессанс начался в 1874 году и заканчивается началом 90-х годов XIX века. Условно выделяют две «формации».
«Первая формация» возникла на основе литературы и литературной критики. Это предтечи и деятели русского символизма: Мережковский, Гиппиус, Розанов, Андрей Белый. Интерес к религии проснулся у них, будучи преломлённым через призму эстетики.
Ко «второй формации» принадлежали профессиональные философы: Струве, Булгаков, Бердяев, Франк. Они прошли через увлечение марксизмом и в 90-е годы XIX века участвовали в полемике с народниками.

В начале ХХ века Русский духовный ренессанс уже полностью состоялся как признанное явление общественной жизни России. Характерными чертами того времени были две основные метафизические концепции.
Первая – концепция всеединства Владимира Соловьёва. Свою задачу Владимир Соловьёв видел в том, чтобы объединить науку, философию и религию.
Другая концепция Лопатина и Козлова – метафизика персонализма.

Одной из наиболее ярких фигур «Серебряного века» русской культуры и Русского духовного Ренессанса начала ХХ века был Вячеслав Иванович Ивáнов.
Вячеслав Иванович Ивáнов (1866, Москва – 1949, Рим) — русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, педагог. Доктор филологических наук, идеолог дионисийства.

Иванов 1910 год_1

Вячеслава Иванова называли человеком, который пришёл в мир смотреть, а не делать. Это был образец русского человека, каким видел его Достоевский, то есть подлинно «всечеловек» и гражданин мира, в себе и собою связавший Третий Рим с Первым.

Родился Вячеслав Иванович Иванов в семье землемера и внучки сельского священника. Обучался на историко-филологическом факультете Московского университета (два курса 1884–1886 гг.), затем в Берлинском университете (1886–1890), где, помимо филологии, много занимался историей под руководством известного историка Моммзена (первого лауреата Нобелевской премии).

Иванов провёл в Европе всю свою молодость, в общей сложности 18 лет. Начиная с 1891 года много путешествовал: подолгу жил в Италии, некоторое время в Афинах, затем в Женеве. На пасху 1901 года посетил Палестину, Каир и Александрию.

Иванов втора жена

В июле 1894 г. Иванов познакомился с Лидией Зиновьевой-Аннибал, поэтессой и переводчицей, спустя пять лет ставшей его женой. Ещё в 1893 году у него возникло влечение к замужней Лидии, и это влечение казалось ему поначалу «тёмной, почти животной страстью». Однако совместная жизнь оказалась «для обоих порою почти непрерывного вдохновения и духовного горения».
В мае 1896 г. по обоюдному согласию Иванов оформил развод со своей первой женой Дмитриевской. В союзе с Лидией Зиновьевой-Аннибал родилась дочь Лидия (1896-1985).

Иванов с женой

В 1896 г. произошла встреча Вячеслава Иванова с Владимиром Соловьёвым. Соловьёв стал духовным наставником Иванова («покровителем музы и исповедником сердца»).

В 1905 году В.И.Иванов приехал в Россию и поселился в Петербурге на 6-м этаже дома на углу Таврической и Тверском улиц. Так называемая «Башня» стала идейным центром русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов и философов. По средам сюда съезжались поэты, мыслители, художники. В литературных средах на своей «Башне» Иванов видел прообраз соборных общин и время от времени разнообразил их оригинальными проявлениями своего «дионисийства».

Иванов башня

«Башня» была известна на весь Петербург. Она стала приютом духовности и спасения для многих писателей, поэтов и философов. Блок там впервые прочитал свою «Незнакомку». "Почти вся наша молодая тогда поэзия, если не вышла из Ивановской "башни", то прошла через неё", – писал критик Сергей Маковский.

Иванов портрет Сомова

Иванова стали именовать «Вячеславом великим». Он был одним из главных русских знатоков античных культов и мистерий. Основным предметом его научных работ были Дионис и происхождение театра трагедии. Он проповедовал идею эротико-мистического коллективизма. Такой вид деятельности Вячеслав именовал «соборным искусством», считая, что в его создании должно участвовать всё человечество.

Высшую задачу поэта-символиста Вячеслав Иванович видел в раскрытии символов, что являются ядром религиозного мифа.
Основные темы поэзии Иванова, его религиозного «мифа» — смерть и последующее возрождение, отчаяние и следующая за ним надежда; темы воскресения, прославления жертвенного страдания.

По мнению Иванова, в лирике метафору как основной поэтический приём должен заменить религиозный миф, который является высшей реальностью человеческого духа; в обеспечении этой замены и состоит, согласно Иванову, подлинная задача поэта-символиста.

По Иванову, поэт не должен стремиться к уединению, он обязан стать «голосом народа». Принцип «искусства для искусства» Иванов отвергал. Задача символистов — уход от «индивидуального», интимного в искусстве, создание народного, синтетического искусства, которое отступит от иллюзий, ознаменует объективные реальности.

В 1906 году Иванов и его жена сблизились с С.М.Городецким с целью образования «духовно-душевно-телесного слитка из трёх живых людей». Эта дружба дала Иванову новые темы, и в 1907 году он выпустил сборник «Эрос». Отношения Иванова с Городецким современники считали более чем дружескими. Позднее его место в «тройственном союзе» заняла Маргарита Сабашникова, которая, ради этих отношений, пошла на развод с Максимилианом Волошиным.
Нетрадиционные сексуальные союзы были тогда в моде. Например, Мережковский, Гиппиус и Философов.

Петербург в конце самодержавия сравнивали с тяжёлой опухолью. "Серебряный век" — выражение декадентской культуры. Станислав Куняев написал превосходную книгу о серебряном веке — «Любовь, исполненная зла».

Скоропостижная смерть жены в 1907 году стала для В.И.Иванова большим ударом. Он год не проводил никаких собраний в «Башне».
Иванов вступил в отношения с дочерью Лидии от первого брака — Верой Шварсалон (1890–1920). У них в 1912 году родился сын Дмитрий (1912—2003).
Историю сожительства уважаемого профессора с падчерицей, которая всколыхнула петербургское общество, мог бы замять фиктивный брак Веры с жившим в той же квартире гомосексуалом Михаилом Кузминым. Однако тот отказался от заключения фиктивного брака.

Зимой 1913 года Вяч.Иванов и Вера, пережидавшие скандал за границей, обвенчались в православной церкви города Ливорно — там же, где Иванов венчался в 1899 году с её матерью. Иванов говорил, что Лидия явилась ему во сне и пожелала, чтобы он женился на её дочери от первого брака.

Иванов дочь Лидия

В 1913 году Иванов вернулся в Москву. Февральскую революцию 1917 года встретил восторженно, а Октябрьскую не принял совсем. Хотел уехать из России, но разрешения не получил. Чтобы выжить, был вынужден читать лекции по линии Наркомпроса.
Вячеслав Иванович говорил, что главная обязанность поэта – не утерять способность размышлять о вечном. Иванов жил «в большом времени», он мыслил веками и тысячелетиями.

Иванов среднее

Всю жизнь Иванов исследовал Дионисийское начало. Для него дионисийские мистерии – это выход из обычной реальности и соединение с энергией космоса.

Мистерии зародились около 1500 лет до нашей эры в микенскую эпоху греческой цивилизации. Они праздновались ежегодно в течение двух тысяч лет. Обязательным условием допуска к мистериям было непричастность к убийству и владение греческим языком; также к участию допускались женщины и некоторые рабы.
Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» у греков, или инициациями у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него, а также сильной возбуждённости или экстаза.

Иванов предполагал, что мистерии являются прямой реализацией мифа. В театре мистерий зрители становятся как бы соучастниками действия, таким образом, приобщаясь к самому мифу.

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.
Известный специалист по мифологии И.М.Дьяконов считает: "миф – это образная, метафорическая модель мира", и "попытка познания эмоционально-образным путём самого мира".

Миф – это не сказка, не искусство, а ответ на метафизические вопросы. Мифы – самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ» (это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру).
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

У Сократа рассказ определяется как "не вымышленный миф, а правдивое сказание"(логос). Филон говорил о тех, кто "следует за неподдельной истиной взамен вымышленного мифа". Аристей в послании к Филократу утверждает: "в Писание не вошло ничего, что бы не выражало мифический смысл". Плутарх считал, что миф – это священное повествование о Богах.

Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Миф – это «убеждающее слово»!
Древние люди верили мифам безоговорочно. Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Один из древнейших мифов – миф о Дионисе. Для посвящённого Дионис являл собой божественный дух, проникающий всё сущее, преобразователя душ, посредника между небом и землей.
Дионис – сын Зевса и Персефоны. Зевс есть великий Демиург. Дионис – Его сын, Его проявленный Глагол.
Дионис представлял собой эзотерическую истину, основу и внутреннюю суть вещей, открытую лишь для посвящённых. Он являл собой тайны жизни, прошедшие и будущие существования, отношения души к телу и неба к земле.

Фридрих Ницше в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» показал особое представление о дионисийском начале.
Дионис – бог-«страстотерпец», его ежегодно повторяющееся страдание самопожертвования умирания и воскресение является условием жизни всего Космоса.
Дионис тот самый «умерший» бог, из частиц которого созданы люди. Он приносит в жертву самого себя.

Образ Диониса был центральным для творческой идеи Вячеслава Иванова. Он видел в Дионисе предтечу Христа, а в античной Дионисовой религии языческий Ветхий Завет. Иванов усматривал в нём способ преодоления индивидуализма, рождение личного опыта, являющегося сверхличным по значению.
Иванов называл «дионисизм» первопамятью культуры. Дионисизм означает свидетельство восхождения человека-творца к Богу в ответ на Божье нисхождение к человеку.

Я тоже, как Иванов, много занимался изучением греческих мистерий и Дионисом, и для этого посетил Грецию и Италию.

Так кто же я? Вернее, что я есть? Крестовских Дмитриев не перечесть.
Димитрий?.. Деметрий?.. или я...
— Дионис!
Я — весь этот мир!
И я за всех, за этот мир весь отвечаю.
И жертвуя собой, его лишь сохраняю.
Благодаря лишь жертве мир ваш существует.
И если бы не я, то мир давно б погиб.
Но мой не слышат предостереженья крик.
Даже когда спускаюсь в мир в людском обличьи.
Я жертва—жертвователь, Бог, Я царь ночи΄
Мне силы тьмы сполна подчинены.
Но тьма не смерть, не Хаос, где страдаешь.
Тьма для тебя есть то, что ты не различаешь.
В ней сила жизни, Сила Света.
— Куда же ты влечёшь меня?
— Вглубь мира. В тебе самом вселенную открыть.
— Но разве это может... может быть? Ведь Космос — он вовне, а не внутри?
— Внимательнее на себя взгляни, и ты увидишь этот мир внутри. …
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

В 1920 году умерла жена Вера. Иванов с семьёй решил уехать в Баку. Там открылся университет, где Иванов стал заведующим кафедрой, а в 1923 году он защитил докторскую диссертацию «Дионис и прадионисийство».

Иванов старый

В 1924 году Иванов наконец получил разрешение уехать с семьёй в Италию. Последние десятилетия Иванов провёл в Риме, не публиковал новых поэтических произведений, поддерживал общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов. До 1936 года Иванов сохранял советское гражданство и не сдавал паспорт, что породило преследование со стороны итальянских фашистов. Будучи не допущенным до кафедры профессором, Иванов умер в Риме в возрасте 83 лет.

Иванов преклонный

Большевистская революция сбросила представителей «русского духовного ренессанса» с корабля истории. Но не уничтожила. В большинстве своём они эмигрировали.
Сегодня в столице Италии существует «Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме».

После окончания слушаний «Новое о Вячеславе Иванове: после юбилея», я обратился к участникам дискуссии с вопросом: видят ли они сегодня конец эпохи гуманизма?

Сегодня идея революции уже вряд ли кого-либо соблазнит. Революция в переводе означает «переворот», когда одна группа людей свергает другую группу господствующих, чтобы занять их место. В итоге ничего не меняется – человеческую природу изменить невозможно.

Хочется думать, что и сейчас Россия переживает духовный ренессанс.
Есть элементы духовной жизни, которые разделяются и атеистами: искусство, этика, эстетика, нравственность.
Навязываемый спор «патриотов» и «либералов» (этих «нанайских мальчиков») имеет цель отвлечь от корня проблем.

Я люблю не Отечество – я люблю Человечество!

Русских всегда критиковали за мессианство. Однако надо признать: только та сила в России, которая ставила мировые задачи, могла решить русские проблемы.

Кинорежиссёр Андрей Кончаловский считает:
«Почему Россия такая? Я ищу эту причину лет 25-30. Многие думают, что, если сменить человека в Кремле, всё сразу станет хорошо, но разве от этого в подъездах перестанут писать или мусор в окно выбрасывать? Значит, от человека в Кремле зависит не так много, как нам кажется. Путин — Добро или Зло? Это, безусловно, человек, который объединил государство — иначе бы мы развалились».

Философ Владислав Лекторский считает:
«То, что называлось духом, душой, — это ведь и возможность принимать свободные решения. … Но ведь ещё Кант сказал: есть мир природы и мир свободы. Изучать один мир методами другого нельзя. Свобода — фундаментальный факт нашей жизни. Если бы человек не был свободным существом, он бы не нёс никакой ответственности за свои поступки. Вся наша мораль, вся наша правовая система, вся наша социальная жизнь основана на этом.
<...>
Если вы высокообразованны и высокоразумны, это не означает, что вы нравственны. Вообще то, что делает человека человеком, нельзя объяснить исходя из естественнонаучного представления о нём, из его биологической природы…
<...>
Ещё Макиавелли писал в своём трактате «Государь», что политик имеет право нарушать и попирать какие-то нормы. Потому что если человек думает о государстве, он может нарушать моральные заповеди в интересах общества в целом. Считается, что в политике мораль особого рода. Но, конечно, сегодня, когда политические ошибки стали глобальной угрозой для человечества, внедрение морали в политику — главнейшая потребность нашего времени».

В день празднования 1030-летия Крещения Руси 28 июля 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве сказал:
«Христианская традиция стала основой для создания светской культуры, включая литературу, живопись, музыку, архитектуру. В этом заключается поистине всемирное значение равноапостольного подвига князя Владимира. Мы подарили человечеству не только такие шедевры церковного искусства, как творения Рублёва и Дионисия, замечательные архитектурные ансамбли храмов и монастырей, но и гениальные произведения Достоевского и Гоголя, Чайковского и Рахманинова, Репина и Васнецова, Бердяева и Лосского.
<…>
Сегодня, вспоминая великого князя Владимира, мы одновременно вспоминаем и молимся о нашем Президенте Владимире Владимировиче Путине, который носит имя этого князя. Думаю, случайностей не бывает, особенно когда речь идёт о людях, деятельность которых действительно меняет мир».

Патриарх И Путин

Президент В.В.Путин в своём выступлении сказал: «Православие сделало то, чего раньше не было: оно обратилось к человеку, к его совести и к его душе, обратилось с вечным призывом к милосердию, добру и любви. И этот призыв был услышан».

«Всё человечество мучает вопрос: каким образом совместить материализм быта с запросами духа. Россия и представляет собой поле поиска наиболее подходящей материальной формы для духовного содержания. Мы и Запад и Восток одновременно, и потому для нас не может быть приемлемо то, что годится только для Запада или только для Востока. Это разные культуры и даже различные цивилизации. Совместить их, наверно, невозможно, нужно или выбирать, или идти своим собственным путем. На мой взгляд, судьба России заключается в поиске наиболее оптимального соединения потребности тела в комфорте с потребностью духа в свободе от материальных благ. Ведь в этом, по сути, и состоит идеал земной жизни — привести в гармонию физические и духовные влечения. Вся история России представляет собой мучительную борьбу между западными доктринерами, видящими условие человеческого счастья в удовлетворении всё возрастающих материальных потребностей, и между последователями духовных традиций Востока, полагающими, что истинное счастье не зависит от бытовых условий и заключено в отношении к действительности и связи с Вечным».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Духовность – главная составляющая русской культуры. Духовностью пропитана великая русская литература, искусство, музыка.
Как сохранить русскую культурную традицию? Какова судьба русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве?
Об этом размышляли писатели, художники и философы в Санкт-Петербурге 19 января 2018 года. В Русской христианской гуманитарной академии состоялись слушания на тему "Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала XXI веков".

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

ПРИГЛАШАЮ ПОСМОТРЕТЬ МОИ ВИДЕОРОЛИКИ ПО ТЕМЕ ПОСТА:

РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС И ВЯЧ.ИВАНОВ

17 февраля 2017 года в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге прошли слушания «Новое о Вячеславе Иванове: после юбилея».

https://www.youtube.com/watch?v=KAghBzFm9hs&feature=youtu.be

 

СУДЬБА РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ 1-я часть

19 января 2018 года в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге состоялись слушания на тему "Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала XXI веков".

https://www.youtube.com/watch?v=dGOxtIw4DXA&feature=youtu.be

 

СУДЬБЫ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ 2-я часть

19 января 2018 года в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге состоялись слушания на тему "Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала XXI веков".

https://www.youtube.com/watch?v=-jxnU9ICuJc&feature=youtu.be

 

ФИЛОСОФЫ О КОНЦЕ ГУМАНИЗМА

Мнение учёных-философов о конце эпохи гуманизма

https://www.youtube.com/watch?v=X9vcUAaWij4&feature=youtu.be

А по Вашему мнению, существует ли РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя Фристайл

Духовность – главная составляющая русской культуры. Духовностью пропитана великая русская литература, искусство, музыка.
Как сохранить русскую культурную традицию?

Агнон, Шмуэль

 

4638534_pic_1358644313 (315x154, 30Kb)

 

Лауреаты Нобелевской

премии по литературе

 

 

Догадайтесь с двух раз, что общего между этими литераторами, писавшими на русском языке?

Вы когда-нибудь задумывались о генетической принадлежности  всех тех, кто именует себя русскими? Американцами? Бразильцами?

Все эти люди - метисы. И я метис, хоть и не считаю себя русским, и вы метис, хоть совершенно не в курсе вашей родословной.

Какая нахрен духовность? Вы когда-нибудь вплотную с кондовыми русскими общались?

Какая нахрен русская культура?

Какую русскую культурную традицию вы собрались сохранять? Ау, традиция!

Болтаете, болтаете,

 и чем дольше болтаете, тем несерьёзнее, опереточнее выглядите.

Аватар пользователя Корнак7

Какая нахрен духовность? Вы когда-нибудь вплотную с кондовыми русскими общались?

Какая нахрен русская культура?

Слабоватый у вас списочек, Фристайл.

Чехов, Ломоносов, Сеченов, Пирогов, Боткин, Павлов, Булгаков, Лобачевский, Лермонтов, Менделеев, Мичурин, Попов, Туполев, Сухой, Носов, Суворов, Кутузов, Жуков, Есенин, Толстой, Достоевский, Гоголь, Бехтерев, Бутлеров, Вавилов, Вернадский, Калашников, Капица, Королев, Курчатов, Кулибин, Лебедев.

Могу еще пару таких списков составить с именами куда более известными, чем в вашем

Аватар пользователя Фристайл

Могу еще пару таких списков составить с именами куда более известными, чем в вашем

Скажите, Ломоносов, Сеченов, Пирогов, Боткин, Павлов, Булгаков, Лобачевский, Менделеев, Мичурин, Попов, Туполев, Сухой, Суворов, Кутузов, Жуков,Бехтерев, Бутлеров, Вавилов, Вернадский, Калашников, Капица, Королев, Курчатов, Кулибин, Лебедев по-вашему литераторы?

Ведь автор темы про какую-то русскую духовность тут вещал, если вы не заметили? Здесь я выступаю вовсе не с позиций, кто круче, кто интеллектуальнее, тут мне достаточно всё ясно, я с позиций, что нефига вещать про что-то особенно русское.Среди значительных по таланту авторов, писавших на русском языке, процент русских явно уступает  процентной доле в национальном составе. Вы тут помянули про Пушкина с Лермонтовым, так ни для кого не секрет, что они - метисы.

Я в хочу перефразировать известное утверждение: Патриотизм — последнее прибежище негодяя.  В конце концов, патриотизм, имеет массу оттенков, и часть из них я поддерживаю полностью. Но есть квасной патриотизм, для которого всё, что у нас - замечательно, всё, что у них - плохо и подло. Ну к примеру, в Украине вошла в обиход речёвка "Слава Украине - героям слава". За какие такие достижения Украине слава? Каким таким её героям слава? Бандере что-ли? Или может слава вот этим сынам России:

Из плена – в антисоветские формирования.

Эрлихман даёт такую цифру:

823,23 тыс. человек пленных "освобождены немцами и в основном вошли в состав антисоветских формирований" (Эрлихман В. "Потери народонаселения в XX веке. Справочник" М., 2004).

У исследователя Пушкарёва ещё более высокий показатель:

"Из числа пленных поступили в немецкие вооружённые силы 960 тыс" (Пушкарёв Б. С. "Две России XX века. 1917-1993" (М., 2008).

Учитывая, что из примерно 5,7 миллионов пленных умерло около 3,3 млн., а 319 тыс. были отпущены по домам немцами – получается, что из 2,1 млн. оставшихся перешли на сторону противника от 40 до 46%. И это после гибели миллионов их товарищей в немецком плену! Следует заключить, что среди погибших пленных процент потенциально активных борцов с Советской властью был как минимум не ниже, а скорее выше. Что и подтверждается практически всеми мемуарами советских военнопленных. 

Не стоит забывать про фанатов всевозможных спортивных команд. Ведь психология здесь примитивнейшая: всякие безмозглые чмо собираются в стаи, дабы на них пал отблеск славы каких-то там спортсменов.

Поэтому есть раздел  среди фанатов, который я бы поименовал "квасным патриотизмом", то есть несамокритичный патриотизм, патриотизм гопоты. Вот такой квасной патриотмзм гопоты и есть последнее прибежище негодяя. Именно такой патриотизм, под видом какой-то русской духовности, и пытается протащить автор темы.

А у вас, между прочим, сработал тот же механизм: "наших бьют". Подумать, у вас желания не возникло.

Аватар пользователя Андреев

Фристайл, 26 Август, 2018 - 08:57, ссылка

Среди значительных по таланту авторов, писавших на русском языке, процент русских явно уступает  процентной доле в национальном составе. Вы тут помянули про Пушкина с Лермонтовым, так ни для кого не секрет, что они - метисы.

И что, будете, генетический анализ делать? Или прямо с измерения черепов начнете, антифашист, вы наш? :))))

Аватар пользователя Андреев

Проблема не в русской духовной традиции, а в том, что все традиции уже давно умерли, еще до того, как Ницше провозгласил "Бог умер". Любой ренессанс, любая серьезность сегодня выглядит как вериги и рыцарские доспехи. Поэтому серьезно можно говорить о серьезном только очень не серьезно. Это пытается делать новое философское направление - метамодернизм

Но есть, однако, единственное, что не поддается ни модернизму, ни постмодернизму - это пещерное антихристианство талмудистов. Они через века, через традиции и через периоды разрушения традиций уверенно несут знамя родства по крови, а не по духу, и неустанно записывают в "свои" всех, кто от них отрекался, кто с ними боролся, кто их уничтожал. Им на все плевать, кроме стремления найти "свой" ген и, таким уродливым нацистским путем, возвысить себя и унизить других. 

Какая нахрен духовность? Вы когда-нибудь вплотную с кондовыми русскими общались?

Какая нахрен русская культура?

Какую русскую культурную традицию вы собрались сохранять? Ау, традиция!

Вот вам образец живого нацика, оскобляющего великую культуру, и записывающего в "свои" людей, которые агрессивнейшим образом возражали против привязывания их творчества к любой национальности, хоть еврейской, хоть русской. Замечательно сказал об этом русский поэт Александр Моисеевич Городницкий:

Неторопливо истина простая
В реке времён нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову - создаёт народ.

...И не отыщешь выхода иного,
Как самому себе ни прекословь, —
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови - порождает кровь.

И об упомянутых нобелевских лауреатах:

О Пастернаке:

"Роман пока называется "Мальчики и девочки". Я в нем свожу счеты с еврейством, со всеми видами национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства и его допущениями, будто существуют еще после падения Римской империи какие-то народы и есть возможность строить культуру на их сырой национальной сущности."  (Пастернак)

О Бродском:

Шимон Маркиш, многолетний товарищ Бродского и литературовед, занимавшийся проблемой еврейской идентичности внутри русской культуры, о своем друге писал: «Смею полагать, что в этой уникальной поэтической личности еврейской грани не было вовсе. Еврейской темы, еврейского „материала“ поэт Иосиф Бродский не знает – этот „материал“ ему чужой»

"..Наверное, я христианин, но не в том смысле, что католик или православный. Я христианин, потому что я не варвар." (Бродский сам о себе)

Какой же нужно быть нацистской сволочью и пещерным варваром, чтобы посмертно заносить людей в свои списки по генетическому признаку. Фу-уу :(((

Аватар пользователя Фристайл

Вот вам образец живого нацика, оскобляющего великую культуру,

Я так понимаю, что вы - дохлый нацик, столь страстно любящий все русское, что эмигрировал в Америку? 

Аватар пользователя Андреев

Не важно, куда люди эмигрируют. Русские по духу живут по всему миру - и в Германии, и в Израиле, и в Америке. И русофобы живут не только за границей, но и в России, и даже в границах Садового кольца. Главное - как ты относишься к людям. Если по-христиански (притчу о добром самарянине читали?) - значит, цивилизованно, если религиозно-генетически - значит, ты варвар. 

В этом смысле англо-саксонская спесь и еврейская ксенофобия ничем не лучше германского нацизма и великорусского шовинизма. Дело не в крови. Когда это поймете, станете цивилизованным человеком. А пока - недобитый нацик. 

Аватар пользователя Фристайл

Русские по духу

Вы гордитесь, что от вас никогда не стиранными портянками дух идёт? Не удивительно, что ваша врачебная деятельность испускает ровно тот же запах.

Аватар пользователя Андреев

С чего вы беретесь выносить суждения о том, что вам не известно? Вы что, ясновидящий? Или интуиция вам с успехом заменяет информацию, и вы воспринимаете "вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз, представляя себе фильм по названию, живопись по фамилии", а культурную значимость автора по генетическому профилю? :))))

испускает ровно тот же запах.

Леня, о том, какой запах испускает ваша писанина, даже говорить неприлично... 

Аватар пользователя Николай Кофырин

Приглашаю посмотреть исповедь НАСТОЯЩЕГО РУССКОГО МУЖИКА -

мой видеоролик ГОРЬКАЯ ПРАВДА СОЛОВКОВ

Старожил о жизни на Соловках

https://www.youtube.com/watch?v=UayorknhjRo&feature=youtu.be

 

 

 

Аватар пользователя Совок.

Болтаете, болтаете,

 и чем дольше болтаете, тем несерьёзнее, опереточнее выглядите.

  Согласен.   Болтология уже ни в какие ворота.  Особенно про любовь автора к человечеству.  А что такое любовь.  Пушкин давно определил: " У попа была собака, он её любил. Она съела кусок мяса он её убил."

 А хвилософ  Андреев как всегда невпопад. Путает божий дар с яичницей.

    

 

    

Аватар пользователя Владимир К

Совок., 25 Август, 2018 - 12:16, ссылка

 ...А хвилософ  Андреев как всегда невпопад. Путает божий дар с яичницей.

В видении реальности "марксодарвинистами" тоже просматривается национальность:

Совок., 9 Август, 2018 - 06:37, ссылка

  ...Из всего этого набора мне представляется реальным только обращение к Английским Джельтменам оформленным в Европейский Союз.

Аватар пользователя Совок.

обращение к Английским Джельтменам оформленным в Европейский Союз.

    Здесь нет никакого национализма.  Английские джентльмены  это метафора олицетворяющая цивилизацию. Хотим мы или не хотим но вклад англичан в формирование вектора цивилизации наибольший, так сложилось исторически и хотя уже человечество переходит к глобализму что подтверждает ЕС ядро этого глобализма англоязычное.  

Аватар пользователя Андреев

Хотим мы или не хотим но вклад англичан в формирование вектора цивилизации наибольший, так сложилось исторически

:)) Это вам сами англичане так сказали, или вы можете привести исторические свидетельства их положительного вклада в формирование цивилизованных отношений между нациями в мире, цивилизованного отношения к другим народам?

Аватар пользователя Владимир К

Совок., 26 Август, 2018 - 16:07, ссылка

...Английские джентльмены  это метафора олицетворяющая цивилизацию.

Подозрительна ваша метафора и в другом отношении. В этом:

Джентльмен (англ. gentleman) — мужской образ, сформированный в викторианскую эпоху.

Изначально слово «джентльмен» означало мужчину благородного происхождения (это было базовым определением аристократа, следующим званием было — эсквайр), но потом так стали называть образованного и воспитанного мужчину, почтенного и уравновешенного (чопорного и невозмутимого).

Клайв Льюис в своём трактате «Просто христианство» отмечал, что в XIX веке «джентльменом» называли каждого мужчину, живущего на доходы с капитала и имеющего возможность не работать, безотносительно к его личным качествам.

Кроме того, в Англии по сей день монархия. Для меня монархия это отсталость. А вы еще и монархист?

Аватар пользователя мсб

Какая нахрен духовность? Вы когда-нибудь вплотную с кондовыми русскими общались?

Какая нахрен русская культура?

Какую русскую культурную традицию вы собрались сохранять? Ау, традиция!

-----------------------------

Именно благодаря русской духовности, русской культуре и развившемуся на их основе русскому языку, литераторы, какой бы национальности они ни были: от евреев и украинцев до горцев Кавказа, сумели в полной мере раскрыть свой талант и подняться до мирового уровня. Но людям, с вашим узколобым мировоззрением этого не понять, вам лишь бы что нибудь обхаять и замарать.

Аватар пользователя Фристайл

Именно благодаря русской духовности, русской культуре и развившемуся на их основе русскому языку, литераторы, какой бы национальности они ни были

Видите ли, выражать на русском мысли вовсе не тождественно " исключительно благодаря русскому языку выражать мысли". Духовность - бред шарлатанов. Рационально опровергните, если в состоянии. Но опыту, с рациональной аргументацией  у вас проблемы. Поэтому тут у вас полная импотенция.

 

Аватар пользователя Vladimirphizik

Для всех.

Приведу одну маленькую-маленькую выписку. Французский поверенный в делах при русском дворе Беранже сообщал 13 августа 1762 года шифрованной депешей в Версаль:

«Я должен предупредить, что императрица приказала написать г-ну д’Аламберу приглашение обосноваться в России. Она готова выплачивать ему 10 тыс. рублей пенсиона, что соответствует 50 тыс. ливров, дать ему возможность продолжать составление Энциклопедии и опубликовать ее в Петербурге. Взамен она просит лишь обучать математике великого князя (Павла Петровича)».

«Один из моих русских друзей уверяет меня, что г-н д’Аламбер ответил отказом и что аналогичное предложение сделано было г-ну Дидро».

Об отношении Петра Первого к иностранцам всем известно.

Немецкая слободка, поволжские немцы на территории России и т.д. и т.п.  

Могу еще посоветовать почитать нынешние законы РФ об ускоренном предоставлении гражданства РФ для всех желающих иностранцев. Там есть информация о приоритетах (принадлежность к науке, искусству и т.д.). 

Можно еще много что упомянуть, но суть не в этом. Это - политика любого государства, в т.ч. и России.

Аватар пользователя Совок.

Именно благодаря русской духовности, русской культуре

   А беспробудное  русское пьянство и хамство в адрес большевиков совершивших революцию и освободивших народ от скотской жизни.  Благодаря этой русской духовности русский держиморда сверг Советскую власть, обворовал весь народ, разжёг национальные конфликты и продолжает успешно пенсионную реформу. 

Аватар пользователя Vladimirphizik
  1. Беларусь. Первое место в списке самых пьющих стран заняла Беларусь. По данным ВОЗ, в …

  2. Украина. Второй в списке стран, где больше всего употребляют алкоголя, оказалась …

  3. Эстония. Третья строчка в списке стран, население которых больше всего употребляло …

  4. Чешская республика. Четвертую позицию по количеству употребления алкоголя (16,47 …

  5. Россия - на шестом месте.

  6. …………………….

  7. Кстати, именно интеллигенция в России вела скотскую жизнь накануне революции. Даже в стартовом топике данной темы приведены примеры. Воровство в верхних эшелонах власти достигло пика (например, поставки в армию картонных сапог и т.д. и т.п.). Все шло к развалу. В воздухе витала идея грядущих перемен. Только не благодаря большевикам. Большевики просто не упустили свой шанс.

Аватар пользователя Совок.

Россия - на шестом месте.

  Можно поздравить в лидирующей шестёрке.   Подумайте сами, какая может быть культура в крепостной России.   Крепостническая кулацко-мещанская культура  жива до сих пор. Именно этим и объясняется что в России до сих пор монархия.  Народ выбирает себе хорошего царя по своему вкусу, алкаша  Ельцина, а на втором месте по популярности проходимец Жириновский лгущий и клевещущий на революцию.

Аватар пользователя Vladimirphizik

1) Помещики гордились своими крепостными самородками. Хвастались друг перед другом своими домашними театрами, поэтами и мастеровыми. Так что не все так было убого.

2) Ельцин власть забрал у Горбачева. Это был дворцовый переворот. Народ в переворот пригласили позже. Как статиста (для галочки). Народ до сих пор исполняет роль статиста. По той причине, что народу на все наплевать. Народ живет сам по себе. Это не Европа. Чем выше уровень частной собственности - тем выше уровень участия народа в политике.  

Аватар пользователя Совок.

Народ в переворот пригласили позже.

  Что-то у Вас слабовато с философским анализом и фактами.  Никакой это был не дворцовый переворот а была революция с расстрелом из танков Советской власти.  Почитайте марксистов и узнаете что историю творит народ.  Именно большинство народа было за Ельцина и он неустанно этим всенародно избранным статусом гордился. И он был свой в доску для спившегося народа такой же алкаш как и все.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Никакой это был не дворцовый переворот

Восстановите хронологию событий и все поймете. Пока же напомню основные события:

25 февраля 1986
На XXVII съезде КПСС Горбачев провозглашает политику «гласности»

27 января 1987
На пленуме ЦК КПСС Горбачев провозглашает политику «перестройки»

7 февраля 1990
ЦК КПСС отменяет шестую статью Конституции СССР и этим снимает монополию Компартии на власть

Все: ворота во власть широко раскрыты для разных сил. Прозвучала команда "фас!". События в Якутии, в Алма-Ате, крымские татары, Карабах, Прибалтика, Баку и т.д. - все они "подогревались" грузовиками со спиртным, арматурой и деньгами. Народ был пешкой в закулисных играх разных местечковых сил. А в центральных силах появилось трио: Горбачев + Ко, Ельцин с Сахаровым + Ко и будущая ГКЧП. За исключением Сахарова, это все были партийные функционеры высокого ранга. Междусобойчик на верхах. И после этого Вы будете утверждать, что вся перестройка от старта до финиша не была дворцовым переворотом с использованием народа, как разменной пешки?

 

Аватар пользователя Корнак7

Совок., 26 Август, 2018 - 16:44, ссылка

Россия - на шестом месте.

  Можно поздравить в лидирующей шестёрке.   Подумайте сами, какая может быть культура в крепостной России.   Крепостническая кулацко-мещанская культура  жива до сих пор. Именно этим и объясняется что в России до сих пор монархия.

А чем объясняется монархия в Англии, которой вы восхищаетесь?

Нелогично как-то получилось

Аватар пользователя Совок.

А чем объясняется монархия в Англии, 

  Есть форма и содержание. По форме Англия королевство, а по содержанию самое старейшее демократическое государство.  Мы философы и занимаемся только содержанием явлений.  В философии логика философская (марксистско-дарвиновская) а не формальная.  Так что всё логично. 

Аватар пользователя Николай Кофырин

В 2010 году я был в Италии, и эта страна любви осталась в моём сердце навсегда.

https://www.youtube.com/watch?v=0NltZrsx_NE&feature=youtu.be

Аватар пользователя Пенсионер

Николай Кофырин, 26 Август, 2018 - 08:51, ссылка

В 2010 году я был в Италии, и эта страна любви осталась в моём сердце навсегда.

https://www.youtube.com/watch?v=0NltZrsx_NE&feature=youtu.be

Посмотрел фильм и с удивлением обнаружил, что начинается видео с композиции "Укротители коней" русского скульптора Клодта. Император Николай I подарил этих коней королю обеих Сицилий Фердинанду II.

Да ещё и английский двухэтажный автобус мелькает.

Я просто так это говорю, в тему. Бодаться не буду.