Побывать в Мексике и не посетить Мехико (столицу страны) всё равно что в Египте не посмотреть пирамиды. Нас предупреждали, что Мексика страна "третьего мира" и здесь может быть опасно. Но мы не представляли себе всех опасностей и пустились в полное приключений путешествие.
Путешествую я не ради развлечений, а ради постижения всей глубины разнообразия мира. Метафизическое странствие по Мексике дало понимание нашей европейской ограниченности.
https://vk.com/video1243120_456244139
Ещё будучи дома мы заранее купили билеты из Канкуна в Мехико и обратно. В отеле Канкуна заказали отельное (!) такси до аэропорта. Пока ехали в аэропорт, я несколько раз повторил водителю, что мы летим в Мехико и был уверен, что он знает куда нас везти. И он знал — но привёз не туда. Когда приехали в аэропорт, а это было ночью, нас встретили несколько человек. Я вышел из такси, зашёл в здание и увидел, что там никого нет. Я очень удивился, а встретивший нас мексиканец ответил, что вылет в Мехико из другого терминала, куда нам самим не добраться и предложил свою машину за 500 мексиканских песо (30 долларов США).
Я понял, что мы "попали" на деньги. Вокруг никого не было. Оставалось либо согласиться, либо отказаться от Мехико. На это и был расчёт вымогателей. В конце концов я согласился, но сказал, что поедем не на его машине, а только на такси. Возможно, это нас спасло.
Пока мы ждали такси, подвозили других "жертв", которым тоже предлагали машину за 30 долларов. Таксисты, очевидно, действовали в сговоре с местной преступностью и не могли ей не подчиниться.
Когда наконец подошло такси, мы заплатили 30 долларов "посреднику". Поездка до нужного терминала заняла минуту. А если бы мы сели не в такси, то не знаю, какова была бы наша судьба. Но в конце концов до Мехико мы долетели.
Следующее испытание нас ждало в метро мексиканской столицы.
В Мехико метро является основным общественным транспортом и самым протяжённым в Латинской Америке. В центре города проходит под землёй, а на окраинах выходит на поверхность. Ежедневно в подземке перемещается свыше 4 млн человек.
Когда подошёл поезд, нас с силой втолкнули в вагон, и я почувствовал, что кто-то шарит по моим карманам. Как опытный путешественник, деньги и документы я носил в потайной сумочке на груди под одеждой. Я ощущал как открывают рюкзак и повернулся. Передо мной стояли два молодых "бычка" и нагло ухмылялись. Окружающие в страхе молчали. Не сумев ограбить, нас выпустили, и на станции "Сокало" нам посчастливилось выйти из метро.
На центральной площади города — Сокало (площадь Конституции) располагаются Национальный кафедральный собор, а также национальный дворец. К памятникам старины относится и замок Чапультелек, в котором ранее находилась президентская резиденция. Мы зашли в базилику Святой Девы Гваделупской — сооружение, являющееся главной святыней для католических жителей Мехико и всей страны — и поблагодарили Господа за избавление от грабителей.
Неподалёку от центральной площади Сокало разбит городской парк Аламеда. Там мы передохнули и пришли в себя.
В Мехико находится одно из самых известных сооружений Латинской Америки — небоскрёб "Латиноамериканская башня". Рядом берёт начало целый «проспект небоскрёбов» — Пасео-де-ла-Реформа, респектабельный, просторный, с многочисленными деловыми центрами, самыми дорогими гостиницами, зданиями Национальной лотереи, Центральной фондовой биржей.
Мы прошли по всему проспекту Пасео-де-ла-Реформа, который заканчивается у парка Чапультек, где когда-то находилась летняя резиденция императора Монтесумы. Это самое популярное место развлечений с аттракционами и зоопарком, здесь же расположено множество музеев.
Мехико крупнейший политический, экономический и культурный центр страны, относится к глобальным городам «альфа». Население — 9 209 944 человека (на 2020 год). В пределах агломерации проживает 21 миллион человек (на 2020 год девятая по величине агломерация в мире).
Мехико расположен почти в самом центре страны. Город находится на высоте 2240 м над уровнем моря. Со всех сторон окружён горами.
По причине высокого уровня загрязнённости воздуха выхлопными газами в черте города над ним постоянно нависает густое облако смога, однако небо остаётся высоким и лазурно-голубым, особенно в весенне-летнее время. В течение всего года время от времени отмечаются небольшие подземные толчки, которые обычно не причиняют особого беспокойства местным жителям и не вызывают разрушений. Самое крупное из землетрясений в городе произошло 19 сентября 1985 года, в результате которого погибли 10 тысяч человек и рухнула 100-метровая телебашня.
В Мехико было несколько слоёв цивилизации. Первый слой – город, погибший под потоком лавы во время извержения вулкана Шитле три тысячи лет назад.
Город возродился и был отстроен ацтеками в 1325 году под названием Теночтитлан, что означает «место кактусовой скалы». Но так как в этом городе находились храмы в честь ацтекского бога войны Мехитли, в ходу было и второе название города — Мехико. Именно это второе название было усвоено испанскими завоевателями после окончательного захвата города в начале XVI века.
В 1521 году город был разрушен и отстроен заново испанским завоевателем Эрнаном Кортесом. Сохранились лишь руины дворца Монтесумы и остатки пирамид Тлателолько.
Основатели города индейцы-ацтеки первоначально вели кочевой образ жизни и занимались охотой и рыболовством. Их племена появились в окрестностях современного Мехико приблизительно в 1200 году. Согласно древнеиндейскому преданию, сюда им повелел явиться бог солнца Уицилопочтли, который велел ацтекам поселиться в том месте, где им встретится орёл, сидящий на высоком кактусе и удерживающий в клюве змею. Индейцам удалось обнаружить такую местность, которая полностью соответствовала описанию, и они решили основать здесь поселение — Теночтитлан (в переводе с ацтекского — «дом кактусовой скалы»), — выросший на западном берегу озера Тескоко.
Территория Теночтитлана была около 7,5 км². Город пересекала сеть каналов, а сообщение с сушей осуществлялось при помощи дамб, снабжённых подъёмными мостами. Окружало город озеро — точнее, целая система рукотворных водохранилищ, — созданная стараниями поколений ацтеков. Три дамбы соединяли центр города с сушей.
Теночтитлан стал центром гигантской империи ацтеков. В XV—XVI веках Теночтитлан являлся одним из крупнейших городов в мире: численность населения к началу XVI века составляла почти 500 тыс. человек. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Сегодня центр Теночтитлана похоронен под площадью Сокало – центре Мехико.
Учёные давно знали, что древний город ацтеков Теночтитлан нужно искать под современным Мехико. Когда в конце 1960-х в Мехико строили метрополитен, то обнаружили много старинных артефактов доколумбового периода.
В 1978 году при прокладке кабеля экскаваторщик случайно наткнулся на камень с древним рельефом. Оказалось, что это восьмитонный диск с изображением Койольшауки – богини Луны. Тогда власти приняли решение начать раскопки. За четыре года был раскопан Темпло Майор – главный ацтекский храмовый комплекс, построенный около 1325 года. Было найдено большое количество артефактов: алтари для человеческих жертвоприношений, сосуды для жертвенной крови и каменные короба для сердец.
Сам храм был обнаружен в 1970-х годах и был назван учёными в честь Койольшауки — богини Луны, которую её брат Уицилопочтли расчленил и бросил в глубокое ущелье. К счастью, большая часть храма сохранилась до наших дней.
Теночтитлан достиг вершин традиции цомпантли. Главные атрибуты религиозных сооружений ацтеков: цомпантли, выставленный на площадке в Темпло Майор и окружённый башнями из человеческих черепов.
На кодексе, начертанном испанским священником в 1587 году, изображены жрецы в ритуальных одеждах и цомпантли — огромный частокол, унизанный черепами.
В 1810 году в городе вспыхнуло массовое народное восстание: повстанцы решительно выступили против господства испанских завоевателей. В 1821 году, после продолжительной войны за освобождение от испанского владычества, Мексика наконец обрела независимость, и Мехико был провозглашён столицей нового государства.
С 1821 года Мехико — столица независимой Мексики.
В 1847 году, во время Американо-Мексиканской войны из-за территории Техаса, город захватили войска Соединённых Штатов Америки.
В конце революционного десятилетия (1910-1920) в Мехико была проведена национализация предприятий, ранее принадлежащих промышленным фирмам США и Великобритании. С 1929 года в столице размещается правительство страны. Потери населения за период гражданской войны, по разным источникам, составляют от 500 тысяч до 2 млн человек, при этом население страны на 1910 год составляло 15 млн человек.
В детстве я смотрел фильм о гражданской войне в Мексике "Золотая пуля" (итальянский, 1966 года, реж. Домиано Домиани - в главной ролик Джан Мария Волонте).
В Мексику в поисках лучшей доли постоянно прибывают иммигранты, в основном из более бедных стран. Как и во всей Мексике, преобладающим языком в федеральном округе является испанский, на нём говорит подавляющее большинство жителей столицы. Однако вследствие проживания на территории города ещё и других малочисленных этнических групп на улицах можно услышать языки коренных жителей Мексики.
В 1950 году в пределах города Мехико началось большое наводнение, которое уничтожило огромное количество жилья. Но уже в течение следующего десятилетия население Мехико удвоилось, а с интервалом чуть больше двадцати лет оно продолжает удваиваться.
В столице открыто более 100 музеев, в их числе Национальный исторический музей, экспозиция которого повествует о развитии истории и культуры Мексики. Имеются также Национальный музей антропологии, в котором хранится коллекция экспонатов, отражающих развитие культур коренных народов Мексики.
Мы посетили музей антропологии, а также дом-музей Льва Троцкого и музей Фриды Кало. Об этом читайте мою статью "Фрида Кало и Троцкий".
О происхождении названия страны МЕКСИКА существует несколько гипотез. Согласно одной из них, бог войны и покровитель страны Уицилопочтли имел тайное имя «Мецтли», или «Меши». В этом случае топоним «Мексика» будет означать «место Меши» или «земля войны».
Другая гипотеза основана на том, что название «Мексика» происходит от словослияния астекских слов mētztli («луна») и xīctli («пупок») и, таким образом означает «место в центре Луны», что может аллегорически означать местонахождение Теночтитлана (древней столицы Мексики – теперь город Мехико) в середине озера Тескоко.
Ещё одна гипотеза гласит, что название страны получено от Мектли, богини агавы.
Свидетельства пребывания человека на территории Мексики относят по меньшей мере к ХХ тысячелетию до нашей эры. Недавно в мексиканской пещере Чикиуйте археологи нашли самые древние следы присутствия человека в Северной Америке. Находка подтвердила, что первые Homo sapiens проникли на территорию Нового Света как минимум 30 тысяч лет назад, а не 15 тысяч, как считалось ранее.
Раскопки на территории Чикиуйте начались в 2012 году, после того как мексиканские археологи обнаружили там необычно древние орудия труда возрастом около 20 тысяч лет. Возраст многих из этих орудий труда и костей составлял от 25 до 30 тысяч лет, что сильно удивило археологов. Учёные пришли к выводу, что пещера служила временным пристанищем для разных групп людей, которые перемещались по Северной Америке за стадами крупных животных.
Эксперты были вынуждены признать, что современные индейцы Америки не были потомками первых народов Нового Света.
Мы посетили деревню племени майя, где до сих пор старинный образ жизни.
Историки до недавнего времени предполагали, что заселение Северной Америки людьми из Южной Сибири и Алтая произошло 14—15 тыс. лет назад в ходе одиночной волны миграции. Однако последние археологические открытия и расшифровка ДНК индейцев опровергли эту теорию. Антропологи выяснили, что территория Нового Света заселялась в результате трёх или даже четырёх волн миграции. Предки индейцев приходили на эту территорию в разное время из разных регионов.
Кто же первым заселил Мексику?
Сравнивая образцы ДНК древних и современных обитателей разных частей света, учёные доказали: Америку «открыли» жители побережья Байкала. Викинги и полинезийцы пришли после них. Люди переселялись из Сибири в Северную Америку в эпоху последнего оледенения.. Культура кловис зародилась там 13,5 тысячи лет назад. Её представители — родоначальники всего коренного населения обеих Америк.
Коллектив ученых под руководством Эске Виллерслева из Университета Копенгагена в Дании продемонстрировал по ДНК, что из Сибири была только одна волна миграции. Люди оказались в Берингии (сейчас там Берингов пролив) не ранее 23 тысяч лет назад и провели там в изоляции почти восемь тысячелетий. После чего отправились осваивать Северную Америку.
Из какой части Сибири те, с кого началось заселение Америки, — на этот вопрос ответила группа исследователей под руководством Йоханнеса Краузе (Институт изучения истории человечества Макса Планка, Германия). Они установили, что ДНК из зуба, найденного на стоянке Усть-Кяхта к югу от Байкала, принадлежал ближайшему «кузену» коренных американцев, жившему 14 тысяч лет назад.
Таким образом, индейцы оказались родственниками жителей Чукотки.
Примерно в то же время, в 1000-м году из Гренландии на запад, как гласит легенда, отправилась ладья с викингами под предводительством Лейфа Эрикссона, сына Эрика Рыжего. Высадились они на полуострове Лабрадор и ныне канадском Ньюфаундленде. Через несколько лет по его следам к берегам Винланда — так норманны назвали остров — прибыли корабли Торфинна Карлсефни.
Среди коренных племён ещё во времена Колумба ходили легенды о королевстве белых людей, но подтверждение археологи нашли только в 1960-е в местечке Л’Анс-о-Медоуз. Землянки, кузница и артефакты не оставляли сомнений — это дело рук викингов. Судя по летописи, Ньюфаундленд они покинули из-за конфликта с местными племенами.
В XII—V вв. до н. э. на территории Мексики процветала культура ольмеков, оказавшая значительное влияние на формирование более поздних классических цивилизаций сапотеков, тотонаков, тольтеко, майя. Расцвет этих цивилизаций пришёлся на IV—IX вв. н.э.
В XII в Центральной Мексике появляются ацтеки. Покорив многие обитавшие там племена, они создали могущественную империю. Ацтеки были достаточно поздними гостями в мексиканских долинах. Когда пришли в Мексику с севера, были дикарями по сравнению с соседями. Но они были великими воинами. Постепенно они подчинили себе соседние племена.
Империя ацтеков всего за 200 лет завоевала огромную территорию по всей центральной и южной части современной Мексики. К 1518 году ацтеки добились выплаты дани с большей части Мексики и Центральной Америки. При этом нередко ацтеки сталкивались с серьёзным сопротивлением со стороны локальных общин (некоторые из которых позже даже станут союзниками испанцев в войне против Теночтитлана).
Ацтеки не знали гончарного круга. Все свои изделия из глины они лепили вручную. Это и глиняные жаровни, и горшки для замачивания маиса, сковородки для приготовления тортильи, кубки для пульке (алкогольного напитка из агавы) и др.
В 1517 году началось целенаправленное исследование и завоевание Мексики европейцами. Испанцы послали к берегам Мексиканского залива три экспедиции. Первую в 1517 году возглавил Франсиско Эрнандес де Кордоба, вторую в 1518 году — Хуан де Грихальва и третью в 1519 году — Эрнан Кортес, покоритель империи ацтеков.
Кортес высадился на побережье Мексики в 1519 году, у него было всего 600 солдат, и он никак не мог бы завоевать многомиллионную Мексику. Отправив один корабль обратно в Испанию, Кортес сжёг весь оставшийся флот. Дав понять, что обратной дороги нет, только вперёд, где ждёт победа или смерть. С помощью индейской принцессы Марицы Кортес смог заручиться поддержкой индейских племён, которые ненавидели господствующих над ними ацтеков.
400 испанских конкистадоров под предводительством Эрнана Кортеса, вступили в Теночтитлан 8 ноября 1519 года. Увиденный ими город превосходил все ожидания. Испанский солдат Бернар Диас написал: «я думал, что такой земли открыть в Новом свете нельзя. Мы были потрясены, увидев огромные каменные дворцы и здания, которые поднимались прямо из воды. Некоторые солдаты говорили, что это скорее сон. Но никому даже никогда ни снилось, что мы увидели».
Ацтеки — далеко не мирный народ — военной силой подчинили себе большую часть соседей. Но испанцев встретили на удивление радушно. Ведь, по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый светлолицый — белокожий — бог Кецалькоатль должен был вернуться в год тростникового прута.
Глава империи ацтеков Монтесума II знал об идущих по его стране испанцах. Его беспокоили пророчества, предшествующие появлению Кортеса. Таинственные поющие голоса были слышны по ночам, молния ударила в город, когда на небе не было ни облачка, гигантская комета пронзила ночное небо. Ацтецкие жрецы-пророки нашли этому объяснение: это были знамения возвращения Кетцаткоатля. И Монтесума верил, что Кортес может быть человеческим воплощением бога Кетцаткоатля. Поэтому Монтесума дружелюбно приветствовал Кортеса дарами, в том числе золотом. Но золотые дары только разожгли алчных испанцев. Монтесума поселил Кортеса с его воинами в своём дворце и фактически уступил ему трон без боя.
Корни ацтецкого фатализма, помешательства на конце света, начались за много лет до этого. В 1300 – 400 гг. до н.э. в Мексике царили олмеки. Они создали календарь, определяющий движение небесных тел и судьбу цивилизации. В музее антропологии мы видели ацтецкий солнечный камень ошибочно называемый календарём. На самом деле это апокалиптический монумент, изображающий конец света, когда Солнце сталкивается с Землёй.
Индейцы верили, что история плывёт циклами, её ход определяется петлями, и все цивилизации, рано или поздно, подходят к концу. Кортес как раз и олицетворял собой этот конец.
Ацтеки думали, что Кортес это бог Кетцаткоатль. Эта ошибка стоило им империи. Миф о том, что пернатая змея когда-то вернётся из-за восточный морей дошла до Кортеса. Ему невероятно повезло, потому что он появился на побережье Мексики в год, помеченный как первый в ацтецком календаре, именно когда предсказывали возвращение Кетцаткоатля.
Политика Кортеса привела к конфликту с местными властями: вспыхнуло восстание ("ночь печали"), и испанцам Кортеса пришлось оставить Теночтитлан. Потерпев поражение, Кортес пополнил армию людьми и оружием и развернул новое наступление на ацтекскую столицу — Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан.
Испанцам удалось покорить Теточитлан, нападая с суши и на воде (бригантины). после трёхмесячной осады. Поражение индейцев было неизбежно. Город был опустошён оспой, которую занесли в Новый Свет испанцы. Из 200 тысяч человек, которые жили в городе Теночитлан выжило менее 70 тысяч после осады. Умерло 90% населения. Ацтецкие храмы были разрушены, книги сожжены или похоронены. Сохранились лишь руины дворца Монтесумы и остатки пирамид Тлателолько.
Очень впечатляюще взятие Теночитлан описано в романе Генри Райдера Хаггарта "Дочь Монтесумы". Помню, в детстве на меня этот роман произвёл очень сильное впечатление и только укрепил желание побывать в Мексике.
Я часто думаю: если бы цивилизация ацтеков оказалась гораздо более сильной в военном отношении, чем испанские конкистадоры, то как бы повёл себя Кортес?
Последним императором ацтеков считают Монтесуму II. На самом деле им был Куаутемок.
Он родился между 1495 и 1502 годами и был сыном императора Ауисотля. Монтесуме же он приходился племянником. Куаутемоку было лет 23-24 когда пришли испанские завоеватели. Они обманом пленили Монтесуму и стали устанавливать свои порядки. Молодой военоначальник Куаутемок летом 1520 года подготовил успешное восстание против завоевателей (в "ночь печали" погибли 800 испанцев), а после смерти Монтесумы стал императором.
В начале мая 1521 года Кортес подошёл к Теночтитлану, имея 900 воинов испанцев и 300 тысяч союзных индейцев. Куаутемок сосредоточил в столице около 300 тысяч своих войск.
После долгого изнурительного штурма, Кортес овладел Теночтитланом. Куаутемок хотел пасть в битве, но его захватили в плен и казнили. Золота Монтесумы не нашли. Считается, что ацтеки сокровища утопили. Но до сих пор предполагают, что золотые сокровища Монтесумы где-то спрятаны.
Ацтеки признавали ценность золота, но мерилом богатства считали нефрит. Золото они добывали известным способом отделения с помощью ртути. По сути это было ртутное золото. И пользующиеся им в Европе не подозревали, что наносят вред своему здоровью.
Куаутемок до сих пор почитается в Мексике как герой: ему устанавливают памятники, его именем называют детей, города, корабли.
13 мая 1521 года Эрнан Кортес торжественно заявил о том, что Теночтитлан переходит во владение короля Испании. Город был отстроен заново и стал называться Мехико.
Испанцы решили осушить озеро, не имея возможности поддерживать сложную систему водостока. Жители мексиканской столицы расплачиваются за это опрометчивое решение до сих пор.
Испанские конкистадоры, в 1519 году пришедшие в столицу империи ацтеков Теночтитлан, увидели бесчисленные горы костей, следы варварских жертвоприношений в стенах древнего храма. Могучие башни храма и стены были сложены из человеческих черепов. Одна лишь стойка этого величественного сооружения несла в себе до 13 000 черепов. 75% изученных на данный момент черепов принадлежали мужчинам, возраст которых преимущественно колеблется от 20 до 35 лет. Оставшиеся 20% принадлежали женщинам и 5% — детям.
В 1521 году храм был разорён, святыни — уничтожены, а на руинах некогда великого города-государства заложен фундамент того, что позже станет Мехико. Кортес специально уничтожал индейские дворцы и произведения искусства в процессе обращения индейцев в христианскую веру.
Историки и археологи знают о том, что конкистадоры были склонны преувеличивать факты, чтобы подчеркнуть варварство аборигенов и собственные заслуги.
До сих пор не могут объяснить, почему феномен человеческих жертвоприношений (которые также были распространены на территории Европы и Азии) достиг такого размаха именно в Мезоамерике.
Без жертвоприношения само существование народа в те времена считалось невозможным. Как показали раскопки, в жертву богам приносились тысячи людей: представители знати и простые люди. Но жертва знати ценилась выше, чем жизнь простолюдина. Часто вместо членов племени в жертву богам приносились пленники.
Жертвоприношение производилось через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения было вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца.
Сцена жертвоприношения хорошо показана в фильме Мэла Гиббсона «Апокалипсис».
Вероятно, массовое жертвоприношение помогало укрепить групповую идентичность. «Самая ценная жертва — это всегда человеческая жизнь», поясняют специалисты.
Некоторые исследователи утверждают, что убийства пленных и рабов помогали укреплять иерархию и вертикаль власти. Чем мощнее государство, тем больше жертв оно могло принести. В жертву приносили самых разных людей. Это был отличный способ продемонстрировать свою власть и политическое влияние, к тому же помогавший держать в подчинении население самой империи. В данном случае религия и политика идут рука об руку.
Испанские конкистадоры "цивилизаторы" не только победили империю ацтеков и разграбили богатства Мексики, они фактически уничтожили население материка. Если до прибытия конкистадоров в Мексике проживало более 24 миллионов индейцев, то к 1600 году их было уже около 1 миллиона. Индейцев погубила эпидемия лихорадки коколитцли, которая поражала индейцев, но щадила испанцев.
В парке Шкарет мы посмотрели историческое шоу о покорении Мексики.
Во многих отношениях индейцы стояли на одном уровне с известными народами Европы. Они были искуснейшими ремесленниками и строителями. Немногие европейские города могут похвастаться столь совершенной архитектурой и немногие страны — столь же справедливыми законами.
Кортес поражался порядку и дисциплине ацтеков. Он писал королю: "... здешний обиход и обращение почти не уступают образу жизни в Испании, благоустройства и порядка здесь не меньше, и как подумаешь, что народ здесь дикий ... то можно лишь дивиться, сколь разумно здесь всё устроено".
Некоторые учёные связывают крах цивилизации ацтеков с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий был культурным, религиозным и торговым центром Мезоамерики, оказывающим культурное влияние на всю цивилизацию.
В Мехико мы поехали ещё и для того, чтобы посетить всемирно известный комплекс Теотиуакан. Переночевав в гостинице "Бразилия", что возле автовокзала, ранним утром на первом автобусе мы отправились в "город богов".
Теотиуакан — «место, где родились боги», или «город богов» — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от Мехико. Современные исследователи считают, что площадь этого древнего поселения составляла 26-28 кв. км, а население — около 200 тыс. человек. Это один из самых старых и крупных городов западного полушария.
Точную дату основания Теотиуакана учёным установить не удалось. Люди на этой территории жили со II тысячелетия до н. э. Тогда это были земледельческие области. Известно, что во II веке н. э. сюда массово переселились жители другого города долины Мехико — Куикуилько, после того как тот был разрушен в результате извержения вулкана.
В эпоху своего наивысшего расцвета (250-600 гг. н.э.) Теотиуакан контролировал центральные нагорья Мексики и поддерживал контакты с центрами соседних цивилизаций, и майя в том числе. Это был город с чётко организованным укладом, во главе которого стояли жёсткие правители. Правильная сеть улиц, пересекающихся под прямым углом с центральным проспектом города, свидетельствует о том, что Теотиуакан развивался по тщательно продуманному плану.
Искусство, мифология и архитектура Теотиуакана — всё было посвящено пантеону божеств. Главным из их числа был Кетцалькоатль (Кукулькан) — бог со змеиным телом, покрытым птичьими перьями.
Возведённый в честь него храм Пернатого Змея — одно из крупнейших зданий древнего города. Находится оно на центральной площади, которую испанцы назвали La Ciudadela (Цитадель). Храм построен в форме пирамиды и украшен рельефами, на которых изображены змеи, драконы, демоны и головы Кетцалькоатля, извергающего пламя.
В ходе раскопок, проведённых в 1980-е годы, под зданием и поблизости от него были найдены захоронения 137 человек — по всей видимости, принесённых в жертву: их руки были связаны за спиной... А несколько лет назад археологи обнаружили под храмом замурованный туннель, назначение которого пока точно не известно. По одной из версий, именно там проводились наиболее сакральные ритуалы; по другой — там могли быть похоронены правители и жрецы.
От Цитадели проложена 3,5-километровая забетонированная Дорога мёртвых. Она ориентирована с юга на север и на всём своём протяжении поднимается под углом 30° — так, что если стоять у её начала, на южном конце, то кажется, что она ведёт прямо на небо. По её обеим сторонам расположено множество небольших храмов. Именно они, возможно, дали название дороге. По одной из версий, пришедшие в Теотиуакан ацтеки приняли их за усыпальницы.
С восточной стороны находится гигантская пятиярусная пирамида Солнца. Её высота составляет 64 м, размеры основания — 222 х 225 м. Длина её фундамента лишь на 3% меньше знаменитой пирамиды Хеопса в Египте.
Пирамида Солнца была обнаружена и впервые исследована Леопольдо Батресом в первом десятилетии XX века. Следующие раскопки проводились в 1992—1993 гг. под эгидой мексиканского Национального института антропологии и истории.
Пирамида Солнца представляет собой 5-ярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Пирамида Солнца выполнена из булыжника, глины и земли, облицована камнем и была увенчана деревянным храмом. Общий объём пирамиды — 993 тыс. кубометров.
В Мексике и Центральной Америке принято возводить новые храмы на остатках предыдущих. Так и пирамида Солнца строилась на остатках более древних строений, пока не достигла своего нынешнего размера. Основные работы, скорее всего, завершились в I веке н. э., а храм на вершине был построен 300 лет спустя. К нему ведёт 248 ступенек, по которым взбирались и мы.
На вершине пирамиды солнца ацтеки молились богу дождя – Тлалоку. Без дождя в этой части Мексики не выжить. Когда мы первыми взобрались на вершину пирамиды Солнца, начался дождь. Однако мы не только не испугались, но и поблагодарили Небеса за благодать. И, о чудо, через несколько минут дождь прекратился!..
Дорога мёртвых заканчивается у 42-метровой пирамиды Луны. Она располагается на небольшом холме и зрительно не уступает по размерам пирамиде Солнца. На её вершине создана площадка, использовавшаяся для ритуальных церемоний в честь Чальчиутликуэ — богини воды и Луны.
Пирамида Луны находится у северного конца «Дороги Мёртвых». В глубине пирамиды Луны археологи нашли погребальную камеру с останками 12 человеческих тел. У всех них были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры. Согласно одной из версий, это были враги обитателей Теотиуакана.
Две другие жертвы, по-видимому, относились к местной элите, так как были аккуратно посажены, на них были украшения из нефрита, ожерелья из изделий, имитирующих человеческие челюсти и другие знаки высокого положения.
Пока не выяснено, в честь чего были принесены в жертву эти люди, но известно, что ритуал был совершён во время существенной перестройки этого древнего сооружения.
Около 150 года до н.э., когда возводилась пирамида Луны, она представляла собой лишь небольшую платформу, имевшую отклонение на 11-12 градусов к востоку от севера. Данная платформа была сооружена ещё до того, как город был встроен в чёткую городскую ортогональную планировку и является одним из древнейших известных нам общественных сооружений Теотиуакана.
В 200-250 гг. строится третья по величине пирамида – храм Пернатого Змея.
Вскоре после постройки, пирамида Пернатого Змея примерно около 300 года была осквернена и ритуально уничтожена, а непосредственно перед ней воздвигли платформу.
По непонятным причинам Теотиуакан опустел в середине VII века — в период своего максимального расцвета. Пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины: город был разрушен почти до основания, все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Не дошло до наших дней даже подлинное название города. Своим нынешним именем Теотиуакан (в переводе с ацтекского — «Город богов») он обязан ацтекам.
Жители Теотиуакана шли на войну согласно перемещений планеты Венера. Венера (утренняя звезда) связывалась с богом Кетцаткоатлем, которого также называли «пернатый змей». Культ Венеры позволял Теотиуакан главенствовать в Мексике и во всей Центральной Америке.
Теотиуакан почитался во всей Мезоамерике как место рождения богов. Люди верили, что именно в пирамиде Солнца боги создали текущий мир. Здесь начались первые во всём мире акты жертвоприношений.
Ацтеки восприняли религиозные представления живших здесь ранее тольтеков и верили, что именно в пирамиде Солнца боги создали текущий мир. Согласно древней легенде, бог пожертвовал собой здесь и переродился в виде Солнца.
Теотиуакан закончил своё существование примерно в 750 году нашей эры. Пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины. Ацтеки преувеличивали мощь и величие тольтекского государства. Хотя, безусловно, Теотиуакан был исторически значимым, важным и почитаемым местом для тольтеков.
Мексиканский писатель и археолог-любитель Антонио Пинья, опираясь на известные космогонические мифы, предположил, что строители Теотеуакана создавали город как "невероятный аппарат, способный улавливать и трансформировать с пользой не только для человечества, мощные космические энергии".
Пирамида, по предположениям индейцев, является центром вселенной, она - связующее звено между космосом и потусторонним миром.
Майя представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня — подземный мир, срединный мир (земля) и верхний мир (небо). Эти три мира объединяет гигантское мировое древо. Люди верили, что с его помощью великие боги могут услышать их молитвы.
Ствол мирового древа проходит через срединный мир. Его обитатели поддерживают тесную связь с богами и предками.
Корни древа уходят с шибальбу (подземный мир). Шибальба — это тень срединного мира, его обитатели прокляты демонами тьмы.
В кроне мирового дерева находится верхний мир — дом прародителей богов и звёздного чудища. Майя верили, что дождь — это кровь чудища, который он проливает в ответ на человеческую жертву.
Атеист скажет, что всё это бредни и дикость нецивилизованных людей. Но последние научные данные доказывают, что атеизм не всегда безоговорочно прав.
В более глубоком понимании – это цепь превращений и перехода из одного состояния в другое. Древние люди никогда не ощущали себя живущими только в одном мире. У них существовало понятие «тональ» (ощущение пребывания в физическом теле и физическом мире) и «нагуаль» (отождествление себя с каким-либо животным: ягуаром, койотом, орлом….
взлететь хочу, как два орла, и руки, словно два крыла, вдруг оторваться от земли, проникнуть в дальние миры, в душе лишь чувство затая, любовь мой компас у руля, любовь с полетом я сравню, путь в поднебесье укажу, царит где радость лишь одна, любовью множится она ...но чтобы к ней ты мог взлететь ты силой должен овладеть сокрыта в радости она а тайна чувству отдана чтоб силой этой овладеть на зло любовью ты ответь открыв суть тайны лишь собой поймешь смысл радости любой в тебе самом рычаг сокрыт и путь к могуществу открыт тебе возможности даны постигнуть дальние миры войди в себя ты целиком стань дуновенья ветерком и растворив себя в других поймешь что больше нет чужих ты в нем а он живет в тебе идя к нему придешь к себе и силу что в тебе растет любой любовью назовет ты вдруг почувствуешь творца хоть у любви и нет лица и благость вдруг к тебе придет душа в блаженстве расцветет поймешь ты сразу птичий крик и шепот тополей седых крик утки трели соловья ведь в каждом будет твое я услышишь говор муравьев и мудрых птиц ночной полет поймешь реальность своих снов и вещий шепот божьих слов..."
(из моего романа-исследования "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак" на сайте Новая Русская Литература
Впервые Мексику, Теотиуакан и мексиканские народные танцы я увидел в фильме "Великолепный" с Жан-Полем Бельмондо. Я мечтал увидеть мексиканские народны танцы своими глазами – и увидел!
А Вы бы хотели побывать в МЕХИКО?
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Комментарии
Да, что ж вы никак не научитесь-то любить? Более 2 тыс. лет это твердят гордецы, а любить так и не научились.
А в чем смысл-то? Разве это любовь - говорить, что смысл везде, не говоря, в чем состоит смысл? Это пустословие, а пустословие - это ненависть к читателю, это отъем времени у людей.
А Ваше пустословие - это необходимость?
Это ложь! И ложь это вот поэтому:
Разнообразие мира состоит и в том, что в мире есть ВСЁ: и любовь, и ненависть, и ложь Ваша.
Не постигнете Вы никогда даже того разнообразия, которое на поверхности, а уж про глубину и говорить нечего.
Спасибо за комментарий.К сожалению, он скорее злой, чем содержательный.
Не просто злой, но и глуповатый.
Евгений Волков, 9 Август, 2025 - 11:34, ссылка
Глуповатый и слепой - это ты.
Ты не знаешь, что Кофырин - это ученик Гилинского, "криминолога всея руси", который пытался легализовать легкие наркотики и нетрадиционные сексуальные отношения, пропаганда которых запрещена законом РФ.
Вы тут, блин, в игрушки играете, идиоты.
Вишь ли, не понравилась критика Волкову.
А кто тебе виноват, Волков, что ты слепой на оба глаза и глухой на оба уха?
Нарцисс хренов.
Николай Кофырин, 9 Август, 2025 - 10:57, ссылка
Это кто такой говорит? :)))
А это говорит ученик продажного ушлёпка Гилинского, который пытался легализовать легкие наркотики и рекламировал нетрадиционные сексуальные отношения, что в России сейчас запрещено законом.
Добрый ты наш странник недоделанный, любвеобильный. :)))
Удалишь коммент, я его опубликую в другом месте! Понял! Не?
Чтоб тебя больше тут не было, странник, блин, блудливый!
Это - первый ключевой аспект, на который следует обратить внимание в такой поездке.
Второй - знакомство с Календарем ( на иллюстрации - центральный фрагмент фриза вашигтонского Капитолия):
-самым точным на планете даже на сегодня. Кстати, Юлианский был заменен на Григорианский после ознакомления с майянским - и уточнен. ВСЕ совпало по датам - конкистадоры, Диего де Ланда - и последующее введение Григорианского календаря в Европе. И не только Календаря.
Над читать диссертацию Ю.Кнорозова. ОЧЕНЬ ВНИАМАТЕЛЬНО.
https://www.youtube.com/watch?v=JpvisWpfn4c
Спасибо за существенные дополнения.
Советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, добился наибольшего успеха в расшифровке текстов майя и сделал свои открытия в 1950-е годы. Ни разу не побывав в Мексике, не выходя из кабинета, советский исследователь сделал то, чего не добились ученые, годами проводившие полевые исследования в Центральной Америке. Сам Кнорозов иронично замечал: "Я — кабинетный учёный. Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам". В 1995 году Кнорозову вручили серебряный орден Ацтекского орла за исключительные заслуги перед Мексикой.
Кнорозов утер нос американцу Томпсону, нащупав ПРАВИЛЬНЫЙ алгоритм дешифровки глифов. Эта была научная сенсация мирового уровня, оттого - сразу докторская вместо кандидатской. Его в конце 40-х как муха ужалила, озарение, не иначе. И он бросил свои "шаманские" разработки и полностью переключился на майя.
Я сделала акцент на пирамиду, календарную пирамиду, конечно же, чтобы продемонстрировать, как ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ Знание, связанное с гармониками Цолькина, которое еще до конца не понято СЕГОДНЯ, было понято в древности - и распространилось по всему миру на его Основе:
https://www.academia.edu/129425649/%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C_
Собственно ПРО ЭТУ Пирамиду у меня чуть подробнее ЗДЕСЬ, на ФШ:
http://philosophystorm.ru/mirovoe-derevo-i-piramida