"Философия права" Гегеля и социализм

Аватар пользователя ЛАС
Систематизация и связи
Философское творчество

"Философия права" Гегеля и социализм

 Это продолжение темы "Философия социализма": http://philosophystorm.org/filosofiya-sotsializma  Причина продолжения в том, что  ссылки  на второй странице  не работают, работать неудобно, ЭП не открывает ссылки.

Надеюсь,   в содержании «Философии  социализма» откроются  иные стороны социализма, при использовании логики  гегелевской «Философии права».

Для удобства осознания содержания будем давать ссылки  при обсуждении  на

СУЩЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ 

Начнем  с осознания идеи социализма.

§ 1 ИДЕЯ СОЦИАЛИЗМА

§ 2.  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛИЗМА

§ 3.  СУЩНОСТЬ ПРАВА РЕАЛИЗУЕТСЯ ТОЛЬКО В СОЦИАЛЗИМЕ

 

§ 4.  МИР ДУХА, ДУХОВНОЕ, СВОБОДА ВОЛИ  В СОЦИАЛИЗМЕ

§ 5 ПРИРОДА ВОЛИ, ОГРАНИЧЕННОСТЬ РАССУДКА, СВОБОДА «ОТ И ДЛЯ» В СОЦИАЛИЗМЕ

§ 6 КОНЕЧНАЯ ВОЛЯ ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВСЕОБЩЕГО ПОНЯТИЯ ВОЛИ И СОЦИАЛИЗМ.

§ 7 СТАНОВЛЕНИЕ МОМЕНТОВ РАЗУМНОГО ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗМА

 

§ 8-9 прокомментировал по существу в §7, для себя не увидел ничего нового.

Пропускаю.

 § 10 «Дитя – человек в себе, обладает разумом только в себе»

§ 8, 9, 11, 12.  ПОНИМАНИЕ ТОГДА, КОГДА МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ 

 

§ 13  ГЁТЕ И ГЕГЕЛЬ О ВЕЛИКОМ

ПРАВО-ВОЛЯ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА, ВЫРАЖЕННАЯ В ЗАКОНЕ

§ 14 ВСЕОБЩАЯ ВОЛЯ  КАК ПЕРВЫЙ МОМЕНТ ПОНЯТИЯ  ПРАВА

§ 15 НЕСВОБОДА ПРИ ПРОЗВОЛЕ ВОЛИ  РАЗРЕШАЕТСЯ  В ТРАГЕДИИ

ИСТИНА  В ФОРМЕ РАЗУМНОГО ПОНЯТИЯ

22.    ВСЕОБЩАЯ СВОБОДА КАК НАЛИЧНОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ. КРУГ, ПОНЯТИЕ,  ИДЕЯ,  КОНКРЕТНОЕ,  РЕАЛЬНОСТЬ

§ 28 ДИАЛЕКТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

§ 30  СТУПЕНИ  РАЗВИТИЯ  ПОНЯТИЯ СВОБОДЫ (ПРАВА).

§ 31. РАЗУМНОСТЬ ПРЕДМЕТА

§ 31. ВЫСШАЯ ДИАЛЕКТИКА ПОНЯТИЯ

§ 32 НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ ПОНЯТИЙ ПОНЯТИЯ («матрёшка» понятий)

§ 33 ДЕЛЕНИЕ: Право, мораль, нравственность

ссылка

§ 34   ПОНЯТИЕ  ЛИЦА В БУРЖУАЗНОЙ РОССИИ

§ 40 Социализм: частная, государственная, общественная собственность и ОФП

О  СУЩНОСТИ ПРАВА и объективный ДУХ 

ссылка

СКРЕПЫ СССР 

 

§ 41  СОБСТВЕННОСТЬ  КАК АТРИБУТ ЛИЦА  ПРАВООТНОШЕНИЙ

ссылка

§ 45 Истинное и правовое определение собственности

(собственность   есть единство присвоения и отчуждения)

§ 46 ПРИ СОЦИАЛИЗМА ИСЧЕЗАЕТ «ДЕЛО ПРОИЗВОЛА» СОБСТВЕННОСТИ

ссылка

§ 48 Единство и противоречивость души и тела

§ 49 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНЯТИЯ ПРАВА

§ 53-56   ВЕЩНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОБСТВЕННОСТИ – ЯВЛЕНИЕ ИДЕИ ПРАВА

§ 57 ЧЕЛОВЕК ПОСРЕДНИК МЕЖДУ РАЗУМОМ В СЕБЕ И РАЗУМОМ ДЛЯ СЕБЯ

 

 

§ 63 ХАРАКТЕР И ЦЕННОСТЬ ВЕЩИ

§58- 62

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮТ НЕ ОДНОВРЕМЕННО

ссылка

§ 66-67. ЖИВОТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (Маркс) СЛЕДСТВИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ  ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЧТО ЕСТЬ СОЦИАЛ

ссылка

СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ: ПРИСВОЕНИЕ и ОТЧУЖДЕНИЕ 

КОНЕЦ ТРАДИЦИОННОЙ ИСТОРИИ И ЗАКОН ВОЗРАСТАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ТРИ ЗАКОНА ЦЕЛОГО И СОЦИАЛ СССР.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ, СНЯТИЕ, ФОРМЫ СОЦИАЛИЗМА

ЛАС, 6 Ноябрь, 2022 - 13:18, ссылка

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗУМНОМ ПОНЯТИИ ПРАВА

ЛАС, 8 Ноябрь, 2022 - 10:38, ссылка

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ( НЕ ПОНЯТИЕ) ПРАВА С ПОЗИЦИИ СУБСТАНЦИИ (ГЕГЕЛЬ)

ссылка

  В  ПОТЕЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВСЕ АКТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗМА СИДИТ КАК СНЯТАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ (логика Фихте)

СТАНОВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ ЕСТЬ ДОСТОВЕРНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ, НО НЕ ИСТИНА  МЫШЛЕНИЯ

§ 72-71. ДОГОВОР РЕАЛИЗУЕТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ  И ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРАВА

§ 82 ГОСУДАРСТВО И ЗАКОН: ПРАВОВОЫЕ И НЕПРАВОВЫЕ

§ 94 Различие между правовым и моральным

 

 

Комментарии

Аватар пользователя ЛАС

 

§ 66-67. ЖИВОТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (Маркс) СЛЕДСТВИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ  ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

§ 66

Гегель «Философия права»:

…в том же заключается возможность отчуждения личности и ее

субстанциального бытия – происходит ли это отчуждение бессознательно или с ясно

выраженным намерением. – Примерами отчуждения личности служат рабство,

крепостничество, неспособность обладать собственностью, несвобода в овладении

этой собственностью и т.д.; отчуждение разумности интеллекта, морали,

нравственности, религии происходит в суеверии, в признании за другими авторитета

и правомочия определять за меня и предписывать мне, какие поступки я должен

совершать…

§ 67

Прибавление. Указанное здесь различие представляет собой то различие, которое

имеется между рабом и современной домашней прислугой или поденщиком. Афинский

раб имел, может быть, более легкие обязанности и более духовную работу, чем

обыкновенно наша прислуга, и все же он был рабом, потому что весь объем его

деятельности был отчужден господину.

ЛАС

Марксизм все это объясняет классовыми отношениями, отношения частной собственности  как общественных отношений единства присвоения и отчуждения. По закону классовых отношений (20/80) экономическое, политическое, правовое,  нравственное, религиозное  и другое присвоение  справедливо для 20% (собственников) и для 80% населения (не собственников) распространяется процесс отчуждения.  Всю эту несправедливость  потребления ресурсов и антигуманизма  уничтожает СОЦИАЛИЗМ, т.к. его историческая функция в абсолютном выравнивании, т.е. в снятии классов, в снятии частной собственности, в снятии ОТЧУЖДЕНИЯ в сфере общественных отношений.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: ну предположим только классовых противоречий, возникающих на основе действия того или иного права собственности, - этого маловато будет. Потому Маркс и сделал свой вывод о диалектической взаимосвязи такого: "Производственные отношения (при организации и реализации которых в основном реализуется, в том числе, и соответствующее действие тех или иных прав собственности): это отношения, в которые вступают люди в своем общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни (на что, собственно, и нацеливает Гегель в приведенной Вами цитате из "Философии права").  

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 10 Декабрь, 2022 - 11:09, ссылка

Это выражено в специфических четах права собственности  Черкасовым в " Теории собственности".

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: дык производство общественной жизни по Гегелю реализуется не только на действии права собственности, а на таком: "Мораль, нравственность, государственный интерес представляют собой, каждое в отдельности, ОСОБОЕ ПРАВО, так как каждая из этих форм есть определение и наличное бытие СВОБОДЫ. В столкновение они могут приходить между собою лишь постольку, поскольку они находятся на одной линии, поскольку каждая из них есть одинаковое ПРАВО;..." (см. параграф 30 и Примечание к нему, понять суть чего а предлагал Вам изначально). Вот и получается, что в процессах общественного развития всё гораздо "глубже и ширше", о чем и отразил Маркс. Однако.

 

 

 

 

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 10 Декабрь, 2022 - 16:55, ссылка

"Мораль, нравственность, государственный интерес представляют собой, каждое в отдельности, ОСОБОЕ ПРАВО, так как каждая из этих форм есть определение и наличное бытие СВОБОДЫ. В столкновение они могут приходить между собою лишь постольку, поскольку они находятся на одной линии, поскольку каждая из них есть одинаковое ПРАВО;..." (см. параграф 30

Это естественно, т.к. право, мораль, нравственность  есть три момента бесконечного понятия права. Мораль есть действительность, сущность права. Нравственность как единичный момент  есть интеграл снятого права (всеобщего) и морали ( особенного) 

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: к сожалению у Вас, при отражении сути права, глубина этой ЕСТЕСТВЕННОСТИ "пролетает как лист фанеры по ветру". Однако. 

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 12 Декабрь, 2022 - 12:43, ссылка

 Исследовал право ещё в объективном духе, Философии духа.

 Откройте  содержание Философии права, может не пролетите, а приземлитесь.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: дык в Вашем понимании как раз и отсутствует диалектическое взаимодействие тех прав, которые Гегель определил ОСОБЫМ ПРАВОМ действия таких различных метафизических сущностей, как нравственность, мораль, справедливость, любовь и т.д. Но ведь именно на основе такого диалектического взаимодействия в том или ином сообществе людей и реализуется то, что Маркс определил "производством общественной жизни". Однако.  

Аватар пользователя ЛАС

А В ВАШЕМ ПОНИМАНИИ ЧТО?

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а для Вас разве не есть понятным то, как Гегель изобразил диалектическое движение суждения (в котором участвуют различные моменты - в нашем случаен особые права различных метафизических сущностей), при его трансформации в истинное умозаключение (или для превращения субъективного понятия в объективное - см. Р.1 Субъективность в Кн.3 "Наука логики")? И что является основой для определения уровня общественного развития (или производства общественной жизни по Марксу) в соответствующем сообществе людей (государстве).. 

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 15 Декабрь, 2022 - 15:07, ссылка

ЛАС-у: а для Вас разве не есть понятным то, как Гегель изобразил диалектическое движение суждения (в котором участвуют различные моменты - в нашем случаен особые права различных метафизических сущностей), при его трансформации в истинное умозаключение

На основании чего такие выводы?

Мне то как раз понятно, что термины в суждениях силлогизма(понятия и есть всеобщее- особенное и единичное.Все это подробно в НЛ, т.к. это её ПРЕДМЕТ, а не ФП.

 И что они есть по содержанию в праве. 

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: свободой реализации своего ОСОБОГО ПРАВА в общем процессе "производства общественной жизни". А как Гегель реализовал свои мысли в ФП на основании того, что он отразил в НЛ, так он на это указал в самом начале ФП. Однако.

Аватар пользователя ЛАС

§ 72-71. ДОГОВОР РЕАЛИЗУЕТ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРИРОДУ  И ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРАВА

 До договора Гегель рассмотрел ещё интеллектуальную собственность § 71

В качестве определенного бытия наличное бытие существенно есть бытие для другого (см. выше прим. к § 48); собственность с той стороны, с которой она есть в качестве внешней вещи наличное бытие, есть для других внешностей и в связи последних необходимость … Это опосредованно, заключающееся в том, что я обладаю собственностью уже не только посредством вещи и моей субъективной воли, а также посредством другой воли и, следовательно, в некоей общей воле, составляет сферу договора.

Разум делает столь же необходимым, чтобы люди вступали в договорные отношения — дарили, обменивались, торговали и т. д.,— как то, чтобы они имели собственность

§ 72

Собственность, чья сторона наличного бытия или внешности не есть больше только вещь, а содержит в себе момент некоей (и, следовательно, другой) воли, осуществляется посредством договора как процесса, в котором воплощается и опосредуется противоречие, состоящее в том, что я являюсь и остаюсь для себя сущим, исключающим другую волю собственником в той мере, в какой я в воле, тождественной с другой волей, перестаю быть собственником.

 ЛАС
Договор полностью реализует общественные отношения права, т.е. единства присвоения и отчуждения, единства субъектов права: владельца – невладельца, пользователя – непользователя, распорядителя – нераспорядителя.

Аватар пользователя ЛАС

§ 82 ГОСУДАРСТВО И ЗАКОН: ПРАВОВОЫЕ И НЕПРАВОВЫЕ

ГЕГЕЛЬ

Неправо есть такая видимость, и посредством ее исчезновения право получает определение прочного и действующего. То, что мы здесь назвали сущностью, есть право в себе, по отношению к которому особенная воля снимает себя как неистинную. Если раньше право имело лишь непосредственное бытие, то теперь, возвратившись из своего отрицания, оно становится действительным, ибо действительность есть то, что действует и сохраняет себя в своем инобытии, тогда как непосредственное еще восприимчиво к отрицанию.

ЛАС

 По сущности здесь имеет правовой или неправовой закон. Если сущность права (свобода, равенство, справедливость) реализуется в законе, то закон  ПРАВОВОЙ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ. Если сущность права не реализуется (частная собственность) в законе, то закон НЕПРАВОВОЙ – ВИДИМОСТЬ.

 В  современной России все законы неправовые, включая и  само государство неправовое, что противоречит Конституции РФ. Правовое государство и правовые законы возможно только  при социализме

Аватар пользователя ЛАС

§ 94 Различие между правовым и моральным

Гегель

Абстрактное право есть принудительное право, так как неправо по отношению к нему есть насилие над наличным бытием моей свободы во внешней вещи;

Прибавление. Здесь следует главным образом обратить внимание на различие между правовым и моральным. В области морального, т. е. при моей рефлексии в меня, есть также двойственность, ибо добро — для меня цель, и я должен определять себя согласно этой идее. Наличное бытие добра есть мое решение, и я осуществляю его в себе, но это наличное бытие всецело внутренне, и поэтому принуждение не может иметь места. Поэтому государственные законы не могут распространяться на убеждения, ибо в области морального я есть для себя самого и насилие здесь не имеет смысла.

ЛАС

Мораль отличается от права. Мораль это субъективная свобода, внутренний закон. Правовой закон, реализует социальную сущность: свободу, равенство, справедливость (для господствующего класса). Несоответствие означает насилие. Почему, или диктатура  буржуазии, или диктатура пролетариата. Соответствие права и морали только при  СНЯТИИ КЛАССОВ.