Бурные 80-е и 90-е годы прошлого (ХХ) века сняли пелену с глаз российского народа. Понадобилось 83 года, чтобы пали чары марксизма, наложенные на россиян Плехановым, Лениным и другими – так называемыми «русскими учениками Маркса и Энгельса». Придя к власти в стране, используя коварство и обман, они насильственно нарушили естественно-исторический процесс развития российского общества. И когда не только теоретически, о чём говорили народники, но и практически стала очевидной несостоятельность марксизма в преобразовании российского общества – выяснилось, что за годы засилья марксизма российский народ чуть ли не превратился в манкурта. Крах марксистской формационной теории вновь поставил россиян перед выбором дальнейшего пути развития. Современные поиски самоидентификации российского народа, русской идеи и т.д. – от разрыва связи времён, от потери преемственности поколений. Следовательно без установления связи времён, без обретения преемственности поколений мы, в лучшем случае обречены на вечное беспамятство, в худшем – на рабство.
Блажен, кто верит, что заграница нам поможет. Ему что богу свечка, что кочерга чёрту. Такому и заграничный яд слаще отечественного мёда. История красноречиво свидетельствует, что заграница нам поможет лишь в одном случае, а именно, скатиться в низ, в яму. Не зря говорят: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». А значит, мы должны черпать силы из своих истоков, а не чужих.
И здесь, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что одним из них – истоков живительной силы россиян, является народничество, основополагающие положения которого таковы:
1. Народничество исходило из объективной возможности и научной обоснованности перехода России из царизма в социализм минуя капитализм;
2. Народничество видело благость перехода от царизма к социализму в сохранение, использование и приумножение свойственных россиянам коллективистских начал. В основе построения социалистического общества они видели общинное землевладение, идею права на землю и мирское самоуправление.
"Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное self-government на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос русской революции — тот самый, что и вопрос о великом социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные умы" (Герцен о социализме. Избранное. стр. 381)
Идея справедливости была и остается краеугольным камнем жизнедеятельности российского народа. Как говорил Достоевский устами своего героя:
"высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда её" Записки из Мертвого дома)
3. Узаконенное право не должно противоречить справедливости. Размышляя над буржуазном праве Чернышевский писал, что оно:
"могло служить только к замаскированию несправедливостей, которые должны были возникнуть из господства индивидуализма, к замаскированию варварства, оставлявшего бедняка в беспомощности" (Н.Г.Чернышевский В 2-х тт. Т.1 с.583).
Как говорится в газете "Аргументы и факты":
Для русского человека несчастье - не просто бедность, нехватка денег, а нарушение справедливости, триумф людей без стыда" (АиФ 2004, № 44);
4. На знамени народничества нет ни уничтожения классов вообще, ни уничтожения эксплуататорских классов в частности. Это у марксистов уничтожение классов – необходимое условие достижения всеобщего благосостояния. Отсюда и иное отношение к богатству у народников, марксистов и эксплуататоров, и в прямом и в переносном смысле. Это у марксистов речь идёт о том, чтобы отобрать и поделить, а у эксплуататоров – отобрать и рассовать по карманам. Это у марксистов эксплуатируемые экспроприируют эксплуататоров, а у эксплуататоров – эксплуататоры экспроприируют эксплуатируемых. Другое – у народников.
У народников стержнеобразующим столпом общества является справедливость. Вся российская культура покоится на справедливости. Не имевшие своей головы, далёкие от российской культуры и российской действительности «русские ученики» Маркса и Энгельса взамен справедливости делали упор на равенство – и тем самым здорово навредили России, российскому народу.
Отнюдь не поиском равенства был озабочен российский народ во главе с народниками. – «Не равенства я требую, а справедливости!» – восклицал Ф. Достоевский устами одного из братьев Карамазовых. А разве бабы, боявшиеся переработать, или крестьянин, готовый возместить убытки от потравы хлеба, о которых говорил Энгельгардт, не исходили из принципа справедливости? А разве всенародная жалость к беглым каторжникам, – в коих россияне преимущественно видели невинно пострадавших, а то и пострадавших за правое дело, – не проникнуто чувством справедливости? А разве 9 января 1905 года десятки тысяч людей, зная о готовящейся расправе, не шли к царю за справедливостью? Да, да, да и ещё раз – да!...
Народники никогда не акцентировали внимание на помещиках (феодалах) и капиталистах (буржуазии), – как на представителях эксплуататорских классов, подлежащих уничтожению. Если они и обращали на них внимание, то персональное, в свете ответственного или безответственного поведения каждого в конкретном случае. И правильно делали. Классы сами по себе не страшны. Страшны их представители безответственного поведения.
Комментарии
Это тот который никогда не просыхал?
Да это тот, который по Вашему «никогда не просыхал» Тот, который ошибочно был обвинён в смерти отца, но с готовностью принял предстоящее страдание, ибо мысленно хотел убить его, а значит мог убить, а, следовательно, морально считал себя виновным. Это тот, кто на пике душевного страдания видит во сне погорелые деревенские избы, измученных крестьян и плачущего на груди у матери голодного ребенка, и ему страстно захотелось:
Это тот, кто после суда говорит Алёше:
Кстати, об Алёше. Ваше глумление над Дмитрием, требующего справедливости, очевидно ничто, по сравнению с Вашим глумлением над Алёшей требующего расстрела в рясе священнослужителя. Когда Иван (ещё одни брат) рассказал ему о помещике, который затравил восьмилетнего мальчика на глазах у матери, то даже кроткий и религиозный Алеша, выросший на идее о прощении врагам своим, не в состоянии заглушить в себе непосредственное нравственное чувство справедливости, требующее отмщения зверю-помещику, тихо вымолвил:
Ведь это тоже требование справедливости вызывающее у Вас глумление.
Глумитесь, Совок, глумитесь. Авось зачтётся…
Да Вы батенька не из попов ли. Верите в сочинение про алкашей ангелов, сочинённое тоже не вполне трезвым игроком в азартные игры, в расчёте получить гонорар, навешивая лапшу на уши сердобольным читателям, верующим в ангелов, и спустить этот гонорар незамедлительно. В таком случае почитайте библию там сказки ещё почище.
Вам виднее...
Справедливость гораздо более расплывчатая категория нежели равенство.
Равенство перед законом. И от каждого по спобностям, каждому по труду. И вот эти две идейки МЛ конечно в СССР никогда не исполнялись. Что и стало одной из причин развала Союза.
Справедливость выше равенства.
Философия "народничества" действительно необходима русскому народу, но не в этих, заимствованных у того же марксизма или европейских утопистов формулах перехода к "социализму"...
Самая здоровая идея русского народничества состоит в том, что все вопросы улучшения параметров общественной жизни должны решаться в рамках русского национального Государства, которое само должно строиться снизу вверх - от общин...
Что нельзя совершать "преждевременные революции", пытаясь загонять людей дубиной в рай, что надо лишь способствовать более успешному эволюционному развитию общества самоотверженной работой наиболее "продвинутых" представителей русского народа...
Что не надо осыпать проклятиями "эксплуататоров", которые являются организаторами экономической жизни общества и воспитывать ненависть к ним наемной братии; надо лишь поднимать образовательный и нравственный уровень тех и других и находить компромиссные решения, исходя из интересов развития нации...
Здорово же Вас побила судьба, коли даже на пенсии продолжаете гнуться и ломаться вместе с генеральной линией партии развалившей страну. Это какое надо иметь сознание, чтобы договориться до того, что:
Может, тогда поясните, откуда в лексиконе народников появилось слово "социализм"?!
Известное дело: при отсутствие аргументов выискивают ошибки в тексте для обвинения автора в неграмотности. Этому Вас хорошо выучили.
Так вот, не важно откуда появилось слово, важно каким содержанием оно наполнено:
У кого же мы заимствовали данное определение социализма, - дорогой Вы мой?
У авторов этого бредового понятия - у европейских "социалистов", совершенно абсурдно привязав его к местным условиям, за что и получили основательную взбучку со стороны Г.Плеханова /"Наши разногласия"/
Так приведите аналог, а не пустомельте!
Эк, на что замахнулся ещё один новоиспеченный "уважаемый профессор - специалист по марксизму"...
Что-то приспичило? В народники потянуло...
"Боже мой, какая глупость" - иногда проговаривает моя соседка уже пяти лет от роду...
Господи, скука-то какая...
Скукотища прямо-таки...
Что, больше предложить нечего?..
Так поговорите с соседкой...
Так я с ней и говорю. И Вы знаете, не зря говорится, что устами младенца лепечет истина.
В том числе про марксизм. Вот она-то мне и лепечет: а ведь еще Ульянов-Ленин говорил, что нельзя вполне понять Маркса, не проштудировав всей "Логики" Гегеля. и что из теперешних марксистов и 1/2 века спустя никто не понял Маркса...
Выходит, что любой "марксист", понося Маркса, поносит и Гегеля, а с ним и всю немецкую классическую философию.
Соседка лепечет, что от этого-то у них и начинается философический понос...
Вам не чувствуется, что и Вас, дружище, понесло не в ту степь?
Эка заслуга уподобиться той самой моське, что гадит на слона...
Тьфу...
Это ж как надо измельчать в своей науке...
asmaturusу.
Собака лает - ветер носит. Коли нет у Вас аргументов по существу, можете продолжать пустозвонить.
Полнейшая глупость. Народничество не движение, а совокупность различных движений от пропагандистского до революционного. В народничестве была одна единственная здравая идея: учить массы, но и она потухла под влиянием революционных идей. А то, что народники хотели сразу же проскочить капитализм, не их вина, а незнание сущности государства. А то, что они незацикливались на помещиках и капиталистах это полная чушь, бла – бла – бла. Именно борьба с помещиками и зарождающимся капитализмом (с лавочниками и зажиточной крестьянской верхушкой) на местах позволило охранке уничтожить народничество арестами и высылкой лучшей части молодежи, ушедшей в деревни.
Еще большая глупость. Не страх надо искать в классах, а уровень прав у каждого класса, искать способы подъема этих уровней у наемного труда и представителей свободного труда.
С логикой у Вас явно не лады, коли вслед за "полнейшей глупостью" находите "еще большую глупость"
От полноты чувств-с
Чувство к делу не пришьёшь...