Философия любви и бытия как нетождества

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Философская антропология

Последнее время каждый день я переживаю «день сурка». Встаю утром, и слышу, что ночью опять обстреливали город, что погибли мирные жители, что политики встретятся для переговоров о прекращении огня... И так каждый день. И ничего не меняется. Хочется проснуться, проснуться!.. Или заснуть и не просыпаться никогда.

Многие люди живут в состоянии постоянной депрессии. Им кажется, что ночью на их головы упадут «смерчи», и они не проснуться вовсе. А политики всё переговоры переговаривают… Соглашения для вида подписывают …
Вот если бы переговоры «нормандской четвёрки» проходили где-нибудь в подвале одного из домов Донецка ночью и под обстрелом, думаю, политические лидеры гораздо быстрее договорились бы о реальном прекращении огня. А то ведь над их головами не взрываются «грады», их дети не погибают от «смерчей»!..

В этих непростых условиях войны и взаимного уничтожения я решил изложить весьма спорную мысль, выбрав для этого праздник – День всех влюблённых.
Высказанную мною мысль следует понимать не как утверждение, но как вопрос.
Действительно ли ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?

У Льва Николаевича Толстого есть рассказ, в котором он описывает страдания матери, потерявшей новорождённого сына. С молитвой она обращается к Богу, пытаясь найти ответ, почему Бог послал ей такое несчастье. Ночью она видит сон, что сын её не умер, а вырос и стал её мучителем, отчего она стала желать его смерти. Когда женщина проснулась, она поняла, какое благо послал ей Бог, забрав у неё сына.

Как-то Льву Толстому задали вопрос:
– Какова цель жизни человека на земле?
– Служить добру, – ответил Толстой. – И через это создавать Царство Божие на земле.
– Но служить чем? Любовью? Непременно любовью?
– Конечно. Только любовью.

«Без любви жить легче. Но без неё нет смысла», – говорил Лев Толстой.
«У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть».
«Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит».
«Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера».
«Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же».
«Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся».
«Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».
«Сильные люди всегда просты».
«Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает».
«Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное».
«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви».

Валентинка_1

 

Когда я попал в автокатастрофу и стал инвалидом, я тоже спрашивал: за что мне такие несчастья. А спустя год понял, что случившееся со мной – великий подарок судьбы!
За несколько часов до катастрофы я записал в дневнике важную мысль: «Нет ни добра, ни зла, есть лишь наши оценки происходящего».

То, что иногда первоначально видится нам как зло, позднее может оцениваться как добро.
Всё зависит от нашего восприятия. Хочешь видеть добро – увидишь добро. Хочешь зло – будет зло.

Являются ли страдания злом?
Лишь отчасти. Наши страдания иногда кажутся иллюзорными. Но иногда страдания полезны. Боль не всегда зло. Иногда она свидетельствует о неблагополучии в организме.

Является ли смерть злом?
Не всегда. В некоторых случаях смерть для измученного неизлечимой болезнью человека самое что ни на есть благо.

Сегодня для многих очевидна относительность «добра» и «зла».
«Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать», – писал Роберт Пенн Уоррен.

Гейдар Джемаль в лекции «Бытие и тайна нетождества» высказал мысль, что "добро и благо – это ложные понятия, сопряжённые с принятием бытия за подлинное. Они неизбежно и неразрывно связаны с самообманом по поводу бытия, с идеей отождествления бытия и сознания".

Я тоже считаю, что люди выдумали такие понятия как «добро» и «зло». Поскольку это помогает им лучше ориентироваться в понимании собственного блага.
Каждое человеческое существо стремится к выживанию. Поэтому можно сказать, что продолжение жизни есть благо. Соответственно, то, что способствует продолжению жизни есть «добро», а что этому препятствует есть «зло».

Понятия «добро» и «зло» не только субъективные, но и относительные. Одно и то же событие в разных контекстах и системах координат может быть одновременно и «злом» и «добром».
Психика человека весьма неустойчивая система, и потому наши представления о добре и зле могут меняться ежеминутно под влиянием переживаемых эмоций и даже перемены погоды.

«Нравственные исходные существования человеческой мысли, она исходит из того, что существует только добро. Это заложено в структуре человеческого сознания», – считает Гейдар Джемаль. – «Потому что человек тем самым констатирует совпадение факта существования с фактом переживания этого существования. Естественно, он благодарен за то, что он существует».

На мой взгляд, люди больше думают о существовании зла и несправедливости в мире, нежели о торжестве добра.
Самоубийцы своим уходом из жизни как раз говорят о том, что ничего хорошего в жизни они не видят. Но если они не видят смысла жизни, это ещё не означает, что его нет, – просто они его не видят.

«Моё ощущение, моя мысль и то, что я переживаю это едино, – считает Джемаль. – И если прекрасно, что я есмь, то прекрасно и то, что совпадает с этим «я есмь», то есть то бытие, частью которого «я есмь» и является».

На мой взгляд, человек понимает, что его переживания радости, любви и гармонии могут не совпадать с той несправедливостью и злом, которыми наполнен мир. Двое влюбленных, празднующих свою свадьбу, воспринимают мир совсем иначе, чем двое разводящихся.

«Человек уже не может сказать, что праздник моего «есмь» есть праздник и позитив бытия, частью которого это «есмь» является. Потому что «есмь» не есть часть бытия. Это совершенно разные вещи», – считает Джемаль.

Я же полагаю, что «я есмь» это часть бытия. В противном случае, нужно утверждать, что всё существует бессознательно, и сама природа бесчувственна и бессознательна. Но это не так. Всё в природе чувствует, переживает и по-своему осознаёт. Сознание является частью природы. Другой вопрос, насколько индивидуальное (субъективное) сознание адекватно реальной действительности (объективному бытию).

«Человеческая мысль говорит о том, что всё есть благо, бытие есть благо, – полагает Джемаль. – Оно есть одновременно мысль, идея, сознание, мышление есть бытие, и мышление и бытие как две стороны, есть третья сторона – благо – такой треугольник. … Мы уже согласились с тем, что если есть мысль, то она не есть бытие».

На мой взгляд, мысль есть бытие! «Я мыслю, следовательно, существую», – говорил Рене Декарт.

«Мышление и бытие – вещи противоположные», – считает Джемаль. – «Сознание и бытие не тождественны. И именно в этом нетождестве и существует секрет сознания. Секрет сознания в том, что сознание не совпадает ни с чем, а является чёрной амальгамой зеркала».

Разумеется, сознание и бытие не тождественны. Но на мой взгляд, сознание есть налёт ртути зеркала, создающий эффект отражения.

«И бытие не есть благо. И вообще реальность есть не благо. А что же тогда? – Прямая противоположность, зло. Есть абсолютное чистое зло».

На мой взгляд, и зло, и добро – это только наши оценки.

«Когда говорят, что всё есть благо, не объясняют, что зло есть недостаток блага».

Я не уверен, что зло есть недостаток добра. По моему мнению, в самом факте сознания ничего не заложено. Представления о добре и зле есть результат воспитания и программирования сознания в соответствии с принятыми в обществе представлениями.

«Если бытие есть, то единственный способ описать сознание – это то, что его нет, то есть что оно есть не бытие», – считает Джемаль.

На мой взгляд, сознание есть бытие. Мы вряд ли сможем сказать что-либо о своём существовании и о существовании вообще, если бы у нас не было сознания.
Если бытие есть свет, то сознание (подобно зеркалу) отражает свет и движение в свете. Но если света (бытия) нет, то нет и движения, и соответственно нет и сознания.

«Есть нечто подлинное, подлинность которого сопряжена с его отсутствием», – полагает Джемаль. – «Бытие существует вместо того, что должно было бы быть, но его нет. Не потому, что оно слишком прекрасно, чтобы быть. Вместо этого есть бытие, которое изображает, что оно прекрасно. Но оно в действительности является суррогатом отсутствующего».

По моему мнению, жизнь (бытие) – объективна, сознание – субъективно. Сознание – функциональный механизм адаптации человека к окружающей жизни.

Наше сознание субъективно и потому несколько искажённо отражает объективную реальность. Возможно, вся объективная реальность недоступна для нашего трёхмерного восприятия и пяти органов чувств. Нам кажется прекрасной или ужасной окружающая жизнь, которая на самом деле лишь искажённое отражение всей полноты бытия, недоступной нам.

Жизнь – объективна и внеоценочна, она ни добро, ни зло. Это наше сознание вносит свои оценки с точки зрения понимания собственного блага. Одному дождливая погода кажется худшим временем года, а другой любит гулять под дождём. Что благо для одного, то неблаго для другого.

У каждого свой взгляд на жизнь, свои представления о добре и зле, своя правда и своё понимание истины.
Правда – это твой честный, субъективный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя, а истина – она одна. Не двигаясь, можно увидеть лишь одну сторону медали.

То, что хорошо для одного, вовсе не может быть непременно хорошо и для другого. Что для волков благо, для овец – смерть!

Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё... Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Побеждает не разум, а грубая сила!

— А как же мораль?
— Мораль устанавливает тот, чья сила больше. Но публично это не признают, потому что нравственные идеалы необходимы для повседневной жизни простых людей.

— Жизнь жестокая вещь: либо приспосабливайся, либо умри! А совесть... это химеры, муки совести – интеллигентская блажь. У дикаря нет совести; он сожрёт тебя и не подавится.
Чтобы выжить, есть два пути: либо убивать, либо примириться. Но всё равно побеждает сильнейший! Короче: или жрать другого против своей совести, или быть съеденным самому.

Что же такое мораль? Некий Абсолют или оправдание собственных действий?

«Все виды морали … являются ни чем иным, как правилами поведения в соответствии со степенью опасности, которая заключается в каждом человеке; рецепторами против его страстей, его хороших и дурных склонностей, в которых выражается желание власти и господства». (Фридрих Ницше).

Когда Моисей вернулся с горы Хорив со скрижалями Божиими, одна из заповедей которых «не убий», он приказал убить всех, кто поклонялся золотому тельцу. «Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:23). А было их три тысячи!

Выходит, призывы к любви были лишь оправданием применения силы?!

Сегодня повсеместно сделана ставка на силу. Миром правит Её Величество Ложь!
Политики врут не переставая, словно соревнуясь во лжи. Но люди всё, всё понимают.
Политикам кажется, что все проблемы они смогут решить силовым давлением. Но это заблуждение. Насилие в ответ порождает только насилие. Все проблемы можно решить только любовью!

Но если в этой жизни правит Сила, то значит и во вселенной правит Сила, а не Любовь?

Если мир сотворён Богом, а Бог есть Любовь, то и всё в мире есть любовь.

А как же война?

Любой правитель скажет, что он безмерно любит свою родину, но вынужден начать войну, чтобы защитить свой народ, и воюет исключительно из любви ко всему человечеству. Так было, когда начали войну в Афганистане, а потом в Ираке.

То же самое могут сказать и про войну в Украине. Политики с пеной у рта доказывают, что война ведётся ради защиты населения своей страны. А то, что в результате гибнут люди, ну так это «лес рубят – щепки летят».

На войне посылают убивать, обосновывая это государственными интересами. При этом солдат уверяют, что “с нами Бог” и что, мол, они находятся под защитой закона. Таким образом властители хотят избавить убийц от угрызений совести. Ведь убивают-то не они! Да и умирать приходится не им. Как себя оправдать, когда, сам того не желая, убьёшь ни в чем не повинного ребенка?

Простым людям нужен не суверенитет, а жизнь без бомбёжек. Простые люди готовы жить при любой власти, лишь бы не было войны, и не убивали их детей.

Война — признак интеллектуального бессилия или коварства властителей. Таким образом они решают задачу повышения собственного рейтинга за счёт чужих жизней. Властители, развязывающие войну, не любят свой народ, если они вообще кого-то любят. Ведь политиком, как и любым человеком, в конечном итоге управляет либо ненависть, либо любовь.

Меня всегда интересовало: есть ли у политиков мораль? В чём цель их жизни, и каковы средства достижения цели? Имеется ли у политиков жизненная философия, объясняющая их действия?

«Добро всегда побеждает», – наверное, убеждены они.
Почему? Да потому что победитель объявляет себя победой добра!

«Правда на стороне сильнейшего», – уверены некоторые политики. – «С нами Бог», «Бог всегда на стороне сильных батальонов».

Как-то репортёр французского телевидения спросил Александра Солженицына: верно ли, что Бог всегда на стороне сильных батальонов?
– Мой личный опыт этого не подтверждает, – ответил Солженицын. – И наблюдения над человеческой историей этого не подтверждает. Рисунок истории гораздо более сложен, чем мы можем постичь. Когда нам кажется, что история развивается безнадёжно, это только мы проходим через испытания, в которых мы можем вырасти.
Я долгие годы страдал: за что такая несчастная судьба России? Ну почему Россия попала в руки бандитов, которые делают с ней что хотят. Но прошли десятилетия и весь мир повторяет эту картину. И я понял: значит это и есть узкие, страшно тяжёлые ворота, через которые мир должен пройти. Просто Россия прошла первая. Мы все должны протиснуться через этот ужас.
Это не значит, что Бог нас покинул. Бог дал нам свободу воли, и мы вправе делать так или делать иначе. И если человечество, одно поколение за другим, одна нация за другой, одно правительство за другим делают ошибки, то это не Бог с нами ошибается, это мы ошибаемся.
Цель человеческого развития мы всё время видим не там. Люди, начиная от индивидуальных своих ощущений до исторического сознания наций и обществ, чаще всего принимают материальное благополучие за ту цель, к которой мы идём. А мы не к этой цели идём. Наоборот. В этот страшный ХХ век нам открыт путь большого духовного возвышения…»

К сожалению, представители глобальной олигархической власти мыслят другими категориями, не духовными.
Я уверен, что у заправил тайного мирового правительства есть своя философия, оправдывающая их человеконенавистническую политику. Вот только в чём она? Кто он, Доктор ЗЛО?

«Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть», – говорил Лев Толстой.
Но нам очень хочется персонифицировать зло, – в Сатане ли, в своём враге, в чужом или просто незнакомом человеке. При этом каждый считает себя олицетворением добра.

«Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой», – писал Лев Толстой.
«Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью».

Да что политики. Священнослужители (!) вместо миролюбия и прощения врагов, как заповедовал Христос, призывают продавать оружие, чтобы убивать ближних своих. Вместо любви они призывают к войне!

Мир, кажется, действительно сошёл с ума! Последняя надежда – что вмешаются инопланетяне и остановят войну. Хотя бы ради спасения планеты от людей.

«Что любовь всё спасёт, – это христианская точка зрения и абсолютно правильная, – считал Александр Солженицын. – Но в наш ХХ век мы провалились в такие глубины бытия, в такие бездны, что дать это условие, что любовь всё спасёт, это значит требовать подняться на всю ступень. Я считаю, что это практически невозможно. Я думаю, надо дать промежуточные ступеньки, по которым можно как-то дойти до этой высоты. Сегодняшнему человечеству сказать «любите друг друга» – ничего не выйдет, не полюбят, не спасут любовью. Нужно обратиться с какими-то промежуточными, более умеренными призывами. Один из таких призывов: хотя бы не действовать против справедливости. Вот как ты понимаешь справедливость, хотя бы её не нарушать. Не то что люби каждого, но не делать другому такого, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. По крайней мере, не делай такого, что нарушает твою совесть. Это уже будет ступенька на пути к любви».

«Вы печалитесь о том, что в мире слишком много зла. Нет, ровно столько, сколько и добра. Все уравновешено. И что вообще есть зло? То, что вы называете злом? Но что кажется нехорошим, мгновение спустя может показаться благом. Если в результате действия зла возникнет то, что вы назовёте добром, то как же тогда ориентироваться в мире, лишённом безотносительных основ? Нет зла, как нет и добра. Есть то, что тебе нужно. Надо зло — оно вокруг, надо добро — везде будет добро.

Когда зло наступает, силы добра объединяются, чтобы противостоять злу и вернуть равновесие. Лишь тот, кто не живёт в покое, всегда находит себе врага. Вы кричите о несправедливости, но никто не знает, что это такое. Возможно, справедливость — это уравновешенность, возможно — оценка. Никто не может знать, чему соответствует или не соответствует то движение, по поводу которого вы негодуете. Вся чехарда выдуманных людьми понятий есть на самом деле не что иное, как элемент игры, созданной лукавым разумом для того, чтобы скоротать время между очередным рождением и смертью. Вы, люди, живёте в мире собственных выдумок.

Даже в рамках твоей ограниченной жизни легко заметить, что ничего не меняется. Революции и войны тоже ничего по существу не меняют, а лишь создают часто ненужное для всех беспокойство. Законы существования невозможно изменить никакими благими пожеланиями. Одни правители сменяют других, пытаются что-то преобразовать, как они уверяют, “к лучшему”, но всё рано или поздно возвращается на круги своя.

Попытайтесь взглянуть на себя с внешней стороны колбы, в которую мы заключены. Вещи отнюдь не такие, какими кажутся. Нет ни добра, ни зла, — только покой и беспокойство.
Движение есть лишь колебания вокруг состояния покоя; они из покоя исходят и им же поглощаются. В покое нет оценок, он не может быть ни счастьем, ни несчастьем. Это просто покой. А называть вы можете его как угодно — Абсолют, Бог, Единый. Важна лишь сущность. Это колебания могут подвергаться оценке. Так любовь может быть счастьем или несчастьем, какая-то деятельность “хорошей” или “плохой”.
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

«Солнце садится, Солнце встаёт, но каждый новый день иной, чем прежде. Быть может, Бог и наслаждается этим бесконечным и каждый раз неповторимым повторением одного и того же спектакля, которого он Автор. Когда всё предопределено, и всё обязательно случится, любопытны лишь возможные нюансы известного спектакля.

Богу не нужен никакой результат, поскольку Он ни к чему не стремится. У него ВСЁ ЕСТЬ, потому что Он Вечен. ВСЁ — означает всеобъемлющую и исчерпывающую полноту, ЕСТЬ — что пребывает вечно.

Что же тогда Богу нужно от меня? Зачем я Ему нужен, если у Него есть ВСЁ? Для чего-то Он меня создал? Быть может, я как капля дождя, которая делает красоту радуги? И если Бог наслаждается совершенством, а несовершенство Ему неприятно, если Он хочет видеть красоту как совершенство доброты, как выражение любви, то, может быть, Он хочет, чтобы мы походили на Него?

Всё есть Любовь! Всё Бог! Всё Слово!
Мы искры Вечного Огня, и Им живёт душа моя.
Всё достигается любовью,
Любовью мир творится наш,
Любовью правит Бог и нас.
Должны идти мы за любовью,
Служить любви,
Любовью жить,
Творить любовь,
И всех любить!

По отношению к любви всё, всё вторично!
Любовь начало и конец всего!
Всё от любви, и всё с ней гармонично.
А без любви ни Нас нет, ничего!
Любовь есть всё, и все желанья тела
оправданы велением любви.
Всё есть любовь: и творчество, измена…
Любовь — единство тела и души!
И потому любовь — необходимость!
Как жажда тела, как душе мечта.
Любовь не прихоть, она — Божья милость!
Любовь в нас — это Космоса нужда.
Творить любовь – творить необходимость!
Чтоб стать счастливым, надо то понять.
То лучший выбор, что бы ни случилось,
Универсальный Принцип всё решать!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Приглашаю посмотреть мой видеоролик с опросом людей на вопрос ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ

А Вы лично согласны с тем, что ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Связанные материалы Тип
Фромм о любви Дмитрий Косой Запись