Философ-это странник..Это "Франсуа Вийон" бытия.

Аватар пользователя Метафизик
Систематизация и связи
Основания философии

Вийон: "От жажды умираю над ручьем. Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя. Куда бы ни пошел, везде мой дом, Чужбина мне — страна моя родная. Я знаю все, я ничего не знаю. Мне из людей всего понятней тот, Кто лебедицу вороном зовет. Я сомневаюсь в явном, верю чуду. Нагой, как червь, пышнее всех господ. Я всеми принят, изгнан отовсюду. Я скуп и расточителен во всем. Я жду и ничего не ожидаю. Я нищ, и я кичусь своим добром. Трещит мороз — я вижу розы мая. Долина слез мне радостнее рая. Зажгут костер — и дрожь меня берет, Мне сердце отогреет только лед. Запомню шутку я и вдруг забуду, И для меня презрение — почет. Я всеми принят, изгнан отовсюду. Не вижу я, кто бродит под окном, Но звезды в небе ясно различаю. Я ночью бодр и засыпаю днем. Я по земле с опаскою ступаю. Не вехам, а туману доверяю. Глухой меня услышит и поймет. И для меня полыни горше мед. Но как понять, где правда, где причуда? И сколько истин? Потерял им счет. Я всеми принят, изгнан отовсюду. Не знаю, что длиннее — час иль год, Ручей иль море переходят вброд? Из рая я уйду, в аду побуду. Отчаянье мне веру придает. Я всеми принят, изгнан отовсюду."

ГОРЯЙНОВ С.А. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.(2003) Из "Философии Ландшафта" .

1. ФИЛОСОФСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ – МЕНТАЛЬНОСТЬ СТРАННИКА.

То, что мыслитель – путешественник давно забыто академическими философами, хотя известно, что все античные философы предпринимали длительные «одиссеи» по средиземноморской ойкумене. Именно это в первую очередь подчеркивалось древними историками философии как свидетельство мудрости этих философов. Не ученые звания и почетные регалии, а количество и длительность путешествий было критерием авторитетности их учений. Самый первый античный философ – Фалес, был купцом-путешественником. Именно менталитет путешественника как нельзя близок ментальности философа, ибо философская мысль - это движение по пространству-времени бытия. Философская мысль не генерализирует и не индивидуализирует, - философская мысль – это хорологическая и историографическая деятельность, потому-то большинство античных философов были, прежде всего, географами и историографами. Вообще география и историография, наряду с медициной, являются первыми формами знания: география была учением о «Макрокосмосе», историография – учением о «Микрокосмосе», медицина – учением о человеке. Следует также отметить, что наиболее философичны мифологемы кочевых скотоводческих народов - странников. Именно глобальная миграция индоевропейских скотоводческих племен, произошедшая в середине II тысячелетия до н.э., и инициировала возникновение философии Запада и Востока. Народ Авесты – прародитель философии. Все исходные архетипы философствования основаны на ар-хетипах «арийского» мышления. В новоевропейской традиции Канта можно считать предтечей философии Ландшафта, во многом это обусловлено тем, что он был еще и географом, в этом «архетипическая» основа его философии. Считается, что Кант совершил «коперниканскую» революцию заставив объект вращаться вокруг субъекта, но это понимание неточно. Первый шаг в этом сделал Декарт, освободив субъект, сделав его свободным и самодостаточным. Кант же существенен не тем, что заставил объект вращаться вокруг субъекта, не утверждением о том, что объект является сателлитом или эпифеноменом субъекта, а тем, что ввел утверждение об активном динамизме субъекта-наблюдателя. Субъект-наблюдатель находится в коррелятивном отношении к объекту «вещи в себе» и при определенных конфигурациях (априорных формах) субъекта высвечивается та или иная сторона реальности. Но истинная «коперниканская революция» совершается в современной и завершится в будущей философии. Она состоит в том, что, как Коперник «заставил» Землю вращаться вокруг Солнца, так и в философии «коперниканской революции» совершается путем утверждения того, что субъект движется и вращается вокруг и внутри объекта и является переменной величиной. Существенным прорывом Канта к философии Ландшафта было и то, что Кант сделал время формальным условием внутреннего чувства. Но он не конкретизировал тот факт, что последовательность представлений во внутреннем чувстве – это путешествие. Сам язык, организующий сознание – темпоральное образование, в котором заложена временная составляющая. Говоря-мысля, человек путешествует: он указывает движение предметов и на свои перемещения в среде предметов. Философ - это «охотник-добытчик» бытия. Фигуры («топы-тропы») речи воспроизводят тропы его охотничьих приключений. Язык, потеряв временную составляющую, превращается в метаязык формальных заключений, который применяется для номологического вневременного «научного» утверждения, это язык вечного «Неба». Философ Ландшафта нарративист - повествователь, он использует язык живых метафор, складчатый язык изменчивой «Земли». Вообще для философии Ландшафта, которая завершает «коперниканскую революцию» в философии, близок не только Кант, но близок также окказионалист Н. Мальбранш и перипатетик Г.В. Лейбниц. Мир человека и мир окружающей природы находится в трагическом диссонансе, в постоянной динамичной корреляции между субъектом и объектом. Странник-субъект, блуждающий как «блоха» по объективному телу мира, либо лишь «окказионально» в определенных точках «откровения» достигает слияния с ним, либо (в более мягкой форме) находится в состоянии «предустановленной гармонии» с ним. Эти «окказиональные» точки слияния с миром создают опорные островки «вечных» законов, оформленных в номологический дискурс, но эти островки находятся в безбрежном океане нарративных блужданий сознания субъекта. Философия Ландшафта, тем не менее, отличается и от окказионализма, и от лейбницеанства и от кантианства. Во всех этих концепциях структура субъекта константна и задана в априорных константных формах сознания. Сам субъект в этих философемах занимает определенное место между Богом и миром, между человеком и животным, рассматривается в координате вертикальной иерархии. В этом и состояла задача прежней философии, дабы идеологически обосновать выделение человека из природного окружения, идеологически утвердить его «человечность». Но когда в XXI веке человек становится человеком, теперь состоит задача утвердить его как Человека, дополняя вертикальную координату человеческой экзистенции горизонтальными координатами. Основным недостатком предыдущей философии было утверждение о субъекте константно расположенным между миром и Богом, между «Землей» и «Небом». Если он и движется, то движется в одном направлении – это вертикальное направление его движения: восхождение к идеалам «истины и веры». Но существует и иное «горизон-тальное» измерение - это движения субъекта как в диахронии истории – от прошлого к будущему, так и движение субъекта в синхронии пространства настоящего. Т.е. расположенность субъекта более многомерна, она объемна. Субъект теперь расположен не по линии одной вертикальной координаты - не только между «Небом» и «Землей», как мыслилось до начала XIX века. В XIX веке – веке «Истории» он приобрел еще и диахронную координату - историческое измерение. К концу XX века он приобрел объёмную горизонтально-вертикальную многомерность, плюралистичность и способность воспринимать Другое. Вот таков философ Ландшафта – посткантианец, постокказионалист и лейбницианец. Субъект-перипатетик мыслит симулякрами – игрой ландшафтных эпистем. Он не подходит к миру с жесткой эгоцентричной эпистемой. Эпистема субъекта-перипате-тика формируется в процессе путешествия. Его логика – это логика шахматиста, мир для него шахматная доска с фигурами. И это шахматное мышление не забавляется интровертными игровыми саморазличиями смыслов, смыслы сами «различаются-играют» при экстравертном подходе к саморазличиям самого мира, к реальной игре ландшафтных многообразий. Субъект-перипатетик органично сочетает интровертно-упорядочивающий подход с экстравертно-различающим, игра смыслов внутри своего сознания служит здесь лишь одним из средств. Исходный дуализм познания между рационализмом и психологизмом, который продолжается со времен полемики Сократа с софистами разрешается в концепции субъекта-перипатетика, который есть одновременно трансцендентальный субъект, когда он останавливается и рассматривает с определенной точки зрения, и эмпирический субъект, когда он находится в процессе движения от одной стоянки – точки зрения к другой. Ландшафтный мыслитель - это субъект пространственно подвижный, движется он предпочительно горизонтально. Но движется он не по прямой, ибо «прямой» истины не бывает, он вообще не движется как абстрактная точка, - он путешествует как чувствующий, мыслящий и переживающий человек. Путешествует же он по «барочным» складкам Бытия: по извилистым «тропам», по «горам и ущельям» мира, следуя логике изгибов своей души. Такое видение, в принципе, было заложено, М. Мерло-Понти, который понимал познающего субъекта как пространственно перемещающееся тело, находящееся в режиме «наличия в мире» в объекте познания, хотя, к сожалению, не смог вскрыть подробно смысловую феноменологию этого явления, постоянно сваливаясь в психологизм. Более адекватно дал описание этих движений Ж.Делёз в работе «Складка. Лейбниц и барокко» (1988), но сделал это, на мой взгляд, еще на уровне первоначальных интуиций. Если линейно-вертикальный классический мыслитель движется в русле гегелевской «Феноменологии духа» или, в лучшем случае, что подметил Э. Блох (1885-1977), как гетевский «Фауст», а, в худшем, как парящий над «презренным» миром «Заратустра»; - то пространственно-многомерный «горизонтальный» неклассический мыслитель двигается более в интенциях «Прогулок одинокого мечтателя» Ж.-Ж. Руссо, или же внимательного и уважительного к реальному миру путешественника Леви-Стросса в «Печальных тропиках», в русле феноменологии путешествия по ландшафтным многообразиям мира, - его забот, страстей и чудес.

Именно такого рода «грехопадение» – переход с «вертикальной» системы мысли на «горизонтальную» - открывает ему глаза, он начинает различать истинные основы «добра и зла» и начинает стыдиться мерзкой «наготой» своих мыслей и поступков. Философ в таком режиме начинает не «теоретизировать» или смутно «бормотать» что-то непонятное, - он начинает говорить, ибо сам строй речи создан на базе феноменологии путешествия первобытного человека по ландшафтам ойкумены. Философ Ландшафта – это мыслитель, т.е. путешественник в виртуально- ментальном и реально-природном времени-пространстве.

2 ИЗГИБЫ-СКЛАДКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛОВ ФИЛОСОФСТВУЮЩЕГО СТРАННИКА. «ОДИССЕИ» ФИЛОСОФА

В классической новоевропейской философии существовал, как правило, абстрактный субъект философствования. Для философии Ландшафта же, как и для древних философов, нет абстрактного субъекта, нет абстрактных идей, - есть «идея-человек» (М. де Унамуно), есть осуществление своей философии как своей жизни. Этот момент правильно подчеркнул современный французский историк философии Пьер Адо. Он утверждает, что античная философия была образом жизни: «Мудрость рассматривается во всей античности как способ бытия, как состояние человека, существующего совершенно иначе, нежели остальные люди, и являющего собой своего рода сверхчеловека. Если философия есть активность, смысл которой – упражнение в мудрости, то упражнение это по необходимости заключается не только в том, чтобы говорить и рассуждать определенным образом, но и в том, чтобы определенным образом быть, действовать, смотреть на мир. Следовательно, если философия не только дискурс, но и жизненный выбор, экзистенциальное предпочтение, то именно потому, что она есть стремление к мудрости» (Адо П. Что такое античная философия? М. 1999. С.236-237). Философский дискурс, как правильно подчеркивает П. Адо, - это лишь оправдание и обоснование «философской жизни». А «философская» жизнь – это и есть странствие по ландшафтным многообразиям мира. Пространство и время философствования философа Ландшафта находится в перманентном состоянии скептической изостении.

Это состояние характеризуется не поиском Истины, а поиском путей Судьбы.

Она состоит не в вопросе: что есть Истина? Она состоит в проблеме Алисы в Стране Чудес: «Куда идти, куда идти?».

Философия – не религия (или теология), – она не укрепляет веру и не является туманящей разум религиозной проповедью, а всегда своей рефлексией будит сомнение в человеческом уме и вызывает смятение в человеческом сердце. Философия – не наука, она не занимается выявлением фактов, их верификацией и обоснованием, попытка новоевропейских философов превратить её в науку потерпела закономерный крах. Философия – не искусство, она не обращается к человеческим эмоциям, она обращается, прежде всего, к человеческому разуму. Философия будущего, отказавшись от этих попыток редуцировать философское знание к тем или иным формам менталитета, став философией Ландшафта – как наиболее адекватной формы этого типа знания, которое не является номологическим (номотетическим), а феноменологическим; станет заниматься выявлением природных и культурных событий, описанием и сообщением о них.

Философ Ландшафта – это охотник. Он пользуется охотничьей парадигмой мышления, которую вывел историк К. Гинзбург. Современный французский литературовед А. Компаньон так интерпретирует специфику этой парадигмы: «Процедуры охотника и гадателя – иные, чем у логика и математика, и их практическое понимание вещей сближается с греческим metis, воплощенном в Улиссе, то есть индукцией на основе незначительных деталей, подмеченных на периферии восприятия: искусство детектива, художественного знатока (занимающегося атрибуцией художественных произведений – все это относится к охотничьей парадигме» (Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М. 2001. С.155).

Субъект-перипатетик путешествует в сетке экзистенциальных координат: это вертикальные координаты восхождения – «дантовы» координаты; это горизонтальные координаты реальной жизни – «бальзаковы» координаты; это, как синтез – извилистые многомерные координаты философских «одиссей» - путешествий по многообразиям мира и культуры.

Путешествия сознания по дантовым координатам имеют свою логику, оно «блуждает» в ином пространстве. Блуждания Фауста по «дантовым» координатам мира – вот путь философа в мире культуры. Это его дорога. Эрнст Блох сравнивал «феноменологию духа» Гегеля с блужданиями Фауста. Но для философа Ландшафта важнее бальзаковы координаты 

3. БАЛЬЗАКОВЫ КООРДИНАТЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛОВ ФИЛОСОФА ЛАНДШАФТА

Человеческая культура, как верно подметил один из первых европейских «геологов» культурного Ландшафта – О. Бальзак, представляет из себя «Человеческую Комедию». Комедию «взлетов» и «падений» «Мысли», «подъемов» и «опусканий» тектонических плит «Обществ», «прорывов» и «изгибов» золотых рек «Капиталов- Товаров», «болот», «трущоб» и «гнилых местечек» «Жизненного мира» Повседневности – т.е. «Комедию» всего культурного Ландшафта, в котором «Личности» выступают ничтожными угловатыми камешками, нещадно перемалываемыми в «муку» жерновами Истории. Вот как красочно описывает выдающий французский историк и философ И. Тэн мировоззрение О.Бальзака: «Слог Бальзака поражает вас своим величием, своим богатством и своей оригинальностью. Это гигантский хаос; здесь вы находите все: искусство, науки, ремесла, историю, философские и религиозные системы; нет предмета, о котором он бы не говорил. В десяти строках у него укладываются мысли, пришедшие со всех концов света. Тут вы встретите идею Сведенборга, рядом с ней метафору мясника или химика, через две строчки вам попадается кусочек философской тирады, затем шуточка, намек на волнение, греза художника, музыкальная фраза! Мимо вас в своеобразной процессии проходят педанты, метафизики, сладострастные силены, бледные ученые, неунывающие артисты, рабочие в блузах; тут вы увидите костюмы всех веков, наряды серьезные и шутовские, блеск роскоши и отрепья нищеты: здесь мелькает рубище, тут возле него вы замечаете платье, шитое золотом, там лохмотья, украшенные пурпуром и алмазами; пропитанная пылью атмосфера оглашается криками толпы, и газ обливает её своим резким, но обольстительным светом» (Тэн И. Бальзак. Спб.,1894. С.52-53).

Прекрасно понял основной «нерв» творчества гения Бальзака в такой же степени гени-альный мыслитель И. Тэн. Вот что он пишет: «..преследуемый и наученный, он понял, что деньги – могущественнейшая пружина современной жизни. Он рассчитывал со-стояние своих действующих лиц, объяснял их происхождение, увеличивание и употребление; уравновешивал издержки и доходы и в роман внес привычки бюджета. Он излагал спекуляции, экономию, покупки, продажи, контракты, коммерческие приключения, промышленные открытия, комбинации и ажиотаж. Он изображал адвокатов, сыщиков, банкиров; он всюду ввел гражданский кодекс и векселя. Коммерческие дела он сделал поэтическими. Он описывал турниры в роде турниров античных героев, но на этот раз около наследства или приданного, среди законников вместо солдат» (Тэн И. Критические опыты. Спб., 1869) 

 

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

Номадический, географический философ это плевок в лицо человеческой отзывчивости. Обожествление безучастности. Лозунг сформулирован ещё даосами и гласит "не привязывайся".

Аватар пользователя Метафизик

Вы это о чём??? Я сравниваю поэзию Франсуа Вийона с исходной экзистенциальной установкой философа. А Вы это на какой предмет?? 

Аватар пользователя Софокл

Я только о вашим понимании экзистенциалов. Симпатизируете Виньону. А он говорит следующее:"От жажды умираю над ручьем. Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя. Куда бы ни пошел, везде мой дом, Чужбина мне — страна моя родная. Я знаю все, я ничего не знаю.... Но как понять, где правда, где причуда? И сколько истин? Потерял им счет... Отчаянье мне веру придает. Я всеми принят, изгнан отовсюду." Вы ему вторите:"Следует также отметить, что наиболее философичны мифологемы кочевых скотоводческих народов - странников". Но это может сойти за невинную шалость. Но далее вы продолжаете на полном серьезе:"Кант же существенен не тем, что заставил объект вращаться вокруг субъекта, не утверждением о том, что объект является сателлитом или эпифеноменом субъекта, а тем, что ввел утверждение об активном динамизме субъекта-наблюдателя. Субъект-наблюдатель находится в коррелятивном отношении к объекту «вещи в себе» и при определенных конфигурациях (априорных формах) субъекта высвечивается та или иная сторона реальности". То есть вы ставите Канту в заслугу открытие динамизма реальности. Для вас подлинный философ тот кто "Философ Ландшафта... мыслитель, т.е. путешественник в виртуально- ментальном и реально-природном времени-пространстве".

Дорогой "Путешественник", вы абсолютно правы. Зачем надрываться то? Коль жизнь путешествие - игра?! Прибыл- побыл и ушел. Такая у вас экзистенциальность. Ваш "охотник ланшафта", интересующийся вопросом "куда идти", вовсе не охотник. Настоящий охотник, не просто стремится добыть добычу для удовлетворения своего любопытства, но накормить свою семью, чтобы его род продолжился. Для охотника, вопрос добычи это вопрос жизни и смерти. Охотник знает, в отличии от Виньона, разницу между причудой и правдой. Охотник не путает чужбину с домом. Его задача не в высвечивании сторон реальности, как это кажется вам, а в утверждении ценности бытия своего рода своей семьи наперекор любым обстоятельствам. Душевное здоровье вашего рутешественника, может и хорошо персонально для него. Но не требует мобилизации душевных сил. Не требует поступка подвига. На мой взгляд, этика вашего философа - проповедь эгоизма и духовной трусости.

Аватар пользователя Метафизик

Ну, правильно рассуждаете.. Вот уже моя философия Ландшафта постепенно входит в менталитет "уркаинцев" (см. Пелевин)..Положительное явление..

Я Франсуа Вийона не записывал вообще-то в свои друзья. Просто близко отражает суть философа. Но не полностью.. Он не народник. А посыл "критически мыслящей личности" в "Исторических письмах" Лаврова- "В народ"!!! Как и у Г.Гессе в "Игре в бисер" Йозеф Кнехт..Он тоже пошел..в народ...

А не таскался, как Заратустра, с трупом..

Кант сделал субъект динамичным, независимым от бытия. Почитайте самое начало "Критики чистого..". Не реальность..  А, если по природе, то больше раннего Шеллинга со своим "учеником" Энгельсом..А если по культуре, то больше Гегеля с Гизо и Марксом..

Аватар пользователя Галия

Или это - обожествление гармонии между "отзывчивостью" и "непривязанностью"?

Аватар пользователя Метафизик

ГОРЯЙНОВ СУБЪЕКТ-ПЕРИПАТЕТИК-это и есть НОМАД ДЕЛЁЗА.

Смотрю, многие не понимают истоки тропологики субъект-перипатетика. Нет ничего оригинального. Хотя и отношение скептическое к постмодернизму, но постмодернисты, особо Делёз, внесли много интересного в философию. Особо интересен концепт-номадическое. Постмодернисты отразили по-своёму сложную и динамичную ситуацию современного мира. По-своему, со стороны больше эстетики. Философия Ландшафта же -это своего рода отрициние отрицания. Отходя от игровых симулякров и деконструкций постмодернистской философии, она снова возвращается в сциентистским онтологическим схемам. Но уже обогащенная опытом постмодернистской мысли.. И опытом её негативного конца.. Так вот, в общих чертах. Номад-это кочевник. Вот и субъект-перипатетик- это кочевник. Но он не просто скользит по поверхности, как по тонкой коже, скрывающей ничто..Он не игривый мальчик, склонный к суициду, катающийся по тонкой корке ледяной корке, под которой АД. ОН ГЕОГРАФ КУЛЬТУРНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА Он еще и геолог, который вскрывает глубины смысла и бытия. Но самое главное, он путешественник-географ, т.е. учёный-исследователь, который, выбирая реперные точки, анализирует и размышляет над бытием.. И он не несется по бытию, выражая то ужас, то радость. Он идет медленно, вдумчиво. Иногда останавливается, присев, разведя гераклитов огонь, осматривается. Бывает заходит днем с фонарем в джунгли современных мегаполисов, ища Человека.. Он гуляет со смыслом, с теодолитом мысли, размечая мир геодезическим линиями смысловых пространств. Бывает он становится проповедником, пророком. Становится номадом-пастухом человеков, ловцом человеков, как Иисус Христос. Но в основном он индивидуалист, номад-пастух своих концептов ,которые он выпускает на выпас в этот мир..Ибо он всегда знает, что такое Ад. "Ад-это другие" (Сартр)

Аватар пользователя Галия

Философия – не религия (или теология), – она не укрепляет веру и не является туманящей разум религиозной проповедью, а всегда своей рефлексией будит сомнение в человеческом уме и вызывает смятение в человеческом сердце.

Вообще-то, назначение религиозной проповеди - прояснять разум. Что совпадает с предназначением философии.

Философия – не наука, она не занимается выявлением фактов, их верификацией и обоснованием, попытка новоевропейских философов превратить её в науку потерпела закономерный крах.

Где же "крах", если философия, как наука, занимается выявлением закономерностей?

Философия – не искусство, она не обращается к человеческим эмоциям, она обращается, прежде всего, к человеческому разуму.

Если философия обращается к разуму, следовательно, здесь необходимо искусство, т.е. методология, как обращаться.

Философия будущего, отказавшись от этих попыток редуцировать философское знание к тем или иным формам менталитета, став философией Ландшафта – как наиболее адекватной формы этого типа знания, которое не является номологическим (номотетическим), а феноменологическим; станет заниматься выявлением природных и культурных событий, описанием и сообщением о них.

С выявлением природных и культурных событий, описанием и сообщением о них вполне успешно справляются СМИ. Выявленные факты и причины событий исследуют науки. А философия, как всегда, прояснит, где искать эти причины, в т.ч. причину любого ландшафта.

Аватар пользователя Метафизик

Философ как был и так будет странником. И таким ,как Франсуа Вийон. ВСЕГДА.. Такими были все.. Декарт, Вольтер, Кант, Витгенштейн. Почитайте внимательно биографии. Мы все такие.. Мы другие...В этом-то причина.. И никогда непонятны-ни при жизни, ни после смерти. После смерти нас просто "стилизуют" разные г-софы (прохфессора,ахадемики).Но никогда не понимают. И не поймут...

Аватар пользователя Галия

Философы, обычно, и не ставят себе целью, чтобы их понимали академики. Если, конечно, не обучают их.

Аватар пользователя Метафизик

Не ставят.. Вот самый близкий по времени- Витгенштейн (хотя по типу философии мы разны)-не ставил. так с Расселом общался немного. Своих "последователей" вообще игнорировал. Работал то санитаром, то учителем.. Ему было абсолютно было наср... на их мнения, даже последователей.. ОН ФИЛОСОФ.

А наш Михаил Константинович Петров. Ему четко было наср.. на Ильенкова, Дынника и прочих.. ОН ФИЛОСОФ..Его до сих пор ненавидят "ахадемики", стараются игнорировать..

Аватар пользователя Галия

Арсению Чанышеву бытие было равно небытию, но, тем не менее, он был авторитетным академическим профессором философии. Тончайший знаток тайн разума (мистики) Владимир Соловьев тоже был почётным академиком Императорской Академии наук, хоть и по филологии, но признанным философом. Который сам, в свою очередь, восхищался "русским Сократом" Николаем Фёдоровым. Философы, знаете ли, тоже свою карму отрабатывают.. вот как наш Петров отработает, так сразу и повесится на почётную доску пантеона святых.

Аватар пользователя Метафизик

А, Чанышев. Неплохие курсы по истории древней философии..Фёдоров как-то в русские Сократы не лезет. По сути и функциям..Это ближе к Лаврову.. Его идеями была проникнута молодежь, пошедшая волнами в народ...

А М.К. Петров не мой. Это достояние русской философии ХХ века. И он уже отработал. Его "отработали" до инсульта.Повысили еще в звании от зав-кафедрой иностранных языков до инженера-исследователя НЦ и лишения прав преподавания философии.. Многие из тех, кто в этом помогал, до сих пор лезут "на пантеон". Им удается, по той причине что "говно" вообще-то всегда всплывает..Но они думают, что по другой причине..

Аватар пользователя Галия

Причина инсульта раскрывается в названии: "ин"-в, "сульт"-соль, суть, т.е. стремление проникнуть в суть вещей не должно нарушать баланса связей.

Аватар пользователя Метафизик

Читайте П.Адо....