От бытия и небытия к науке и религии

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Заметка первоначально шла как комментарий к "Определению понятия бытия". Но, открыв для себя новое понятие бытия и небытия, я решил добавить как заметку. да и формат более подходящий.

Во-первых, неуместно рассуждать о бытие, как о чём-то существующем независимо от сознания людей. Но если говорить о бытии как о чём-то существующем для сознания определённых людей и независимо от сознания других людей (например, умерших), то наука непременно ближе к онтологии такого бытия. А религия дальше.

Грубо говоря, сексуальность это бытие. Наука, изучая сексуальность, не призывает, в отличие от религии, перебарывать данное искушение по отношению "к жене ближнего". Цель науки разобраться в причинах и закономерностях данного явления, познать его как бытие.

Религия, нарекая данное явление "дьявольским искушением", призывает избавляться от него, совершенно не считаясь с онтологией явления.

Не правильно говорить, что наука живёт в мире бытия. Скорее, цель науки - жить в мире бытия, развивая его онтологию. Конкретно, наука стремится познавать онтологию бытия (приближаться к ней) и предсказывать бытие будущего. Единственное, где можно встретить принципы в науке, это область разработок. Но эти принципы отличаются от религиозных тем, что эти принцпы сами становятся частью бытия, чем могут похвастаться далеко не все религиозные предрассудки. Науке принципы нужны для прогресса, поэтому они сами становятся частью бытия; религии они нужны для сущестования, и здесь, напротив, если принципы религии станут частью бытия, этой религии уже некуда будет развиваться.

Конечно же, бытие не имеет противоположностей для одного человека, ибо полученный субъектом фрагмент в единицу времени, в принципе не может иметь противоположностей. Другое дело - люди. В одну единицу времени им может представиться разное бытие одного объекта, мой любимый пример - с дальтониками. С этой точки зрения, бытие не однозначно. Также и учёным один предмет изучения может представляться по-разному, хотя, казалось бы, все учёные хотят лишь объективности.

А вот то, что в религии живёт небытие, это безусловно. Всё бытие религии заканчивается тогда, когда она от описания (любви, ненависти, дьявола, пусть даже!) переходит к нравоучениям. Это ясно! Если принцип становится способом существования, превращаясь в предрассудок, как может быть иначе?! Принцип возможен только там, где есть разногласие.

Но если наука сама использует свои принципы (создание противоракетной обороны, принцип - защита), изобретения на основании которых потом используются только по назначению, сохраняя данные принципы, то принципы религии могут вообще не приниматься во внимание ни государством ни людьми. Наука всегда имеет результат - разработана ли модель самолёта, построен ли сам самолёт, или его используют по назначению - материальный результат есть всегда. Единственное, что может иметь религия, если к ней не прислушаются, это факт существования идеи того или иного поведения. Это всё, что может внести религия в бытие при неудачном для себя исходе. Что касается материального воплощения (или невоплощения) идеи, то здесь уже впору вести речь об обманутом ожидании, т.е. небытие. Материальное воплощение религиозной идеи намного менее гарантировано, чем научной.

Конечно, не факт, что всякая научная разработка будет обязательно использоваться, и не останется таким же потенциалом, как религиозная идея.

Есть три варианта использования научной или религиозной разработки.

1. Прямое использование (летать на изобретённых самолётах, жить по изобретённым заповедям).

2. Потенциальное использование (наличие самолёта или религиозной идеи, как альтернативного варианта).

3. Неиспользование (более низкая степень возможности альтернативного использования самолёта\р. идеи).

Значит, чем больше нужда в подобном продукте, и чем уникальнее тип продукта, тем больше шансов, что именно этот продукт будет использоваться.

В технологиях, разработкой которых занимается наука, нужда велика, а продукт уникален.

В религии в век демократии нет почти никакой нужды, хотя продукт по-своему уникальный. И всё же, религия гораздо ближе к неоправданным ожиданиям (к небытию).

Соперничество на технологическом и религиозном рынке вполне сопоставимо. Поэтому, отбросив вопрос уникальности, займёмся рассмотрением востребованности.

За любой востребованностью стоит нужда, и инстинкты жить и жить лучше. Как сделать так, чтобы человек нуждался в использовании религии?

Такие технологические достижения, как мобильные телефоны, человек использует из-за нужды преодолевать расстояние для разговора, как можно быстрее. Значит, и религию человек будет использовать, когда это станет его нуждой. Например, если религия гласит "не укради", а в уголовном кодексе за кражу полагается расстрел на месте, тогда и религия будет соблюдаться.

Итак, чтобы религия стала бытием, необходимо, чтобы она содержала в себе такие идеи, которым в данном государстве, в данное время не следовать невозможно. Для этого государственная идеология и религия должны быть согласованы. И этого невероятно удобно достичь в современном мире, когда телевизор и СМИ заменяют библию...

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

Конечно же, бытие не имеет противоположностей для одного человека, ибо полученный субъектом фрагмент в единицу времени, в принципе не может иметь противоположностей.

Надо думать, что исходным является утверждение:

полученный субъектом фрагмент в единицу времени, в принципе не может иметь противоположностей

Если не трудно, на основании чего такое утверждается?
Мне, например, это не очевидно.
1. Какой смысл вложен в понятие субъект? Может ли субъект что-либо получить?
2. Что такое единица времени? Секунда, минута, час, сутки, год, вся жизнь?
3. Если фрагмент - это часть чего-то, то уже имеет отличие. А если есть отличие, то всегда есть возможность противопоставления - противоположения.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

1. Какой смысл вложен в понятие субъект? Может ли субъект что-либо получить?

Самое примитивное понятие субъекта - тот, кто познаёт. Допустим, человек.
Хотя для меня субъект это ещё и то, без чего невозможно бытие.

2. Что такое единица времени? Секунда, минута, час, сутки, год, вся жизнь?

Здесь единица времени - момент от познания до познания. Я знаю что-либо об объекте; единица времени истечёт тогда, когда изменится моё знание об объекте.
Я смотрю на фото - знаю, что оно есть.
Вдруг узнаю человека на фото - знаю, что на фото есть мой знакомый.
Вспоминаю, что сам сделал это фото - наступает новая ед. времени.
Вдруг начинаю сомневаться, что его сделал именно я. Появляется противоположность, но она появляется в другую ед. времени, ведь противоположность это новое познание.

3. Если фрагмент - это часть чего-то, то уже имеет отличие. А если есть отличие, то всегда есть возможность противопоставления - противоположения.

Об этом следует говорить тогда, когда речь идёт о людях, а не о человеке.
Сторона шара - это часть шара. Представьте, что шар наполовину синий, наполовину красный.
Он повёрнут ко мне красной стороной. И хотя, как Вы говорите, это только часть и возможно противопоставление, всё же я пока обладаю только одним знанием - шар красный.
А если два человека смотрят на шар с разных сторон, то возможны разногласия.
Мне и раньше казалось, что при изучении бытия невозможно обойтись без понятия "нормы". Сейчас я подошёл к этому вопросу вплонтую.
Для затравки - подумайте над такой ситуацией: человек произносит слово, а я услышал другое слово, не то, которое он говорил. Что здесь, грубо говоря, бытие? Я уверен, что здесь не обойтись без "нормы"!

Аватар пользователя Дилетант

Он повёрнут ко мне красной стороной. И хотя, как Вы говорите, это только часть и возможно противопоставление, всё же я пока обладаю только одним знанием - шар красный.

Согласен с ходом рассуждения. Но если следовать этим ходом дальше, а не останавливаться, то неизбежен вопрос - а каким образом ВЫ узнали, что шар красный?

человек произносит слово, а я услышал другое слово, не то, которое он говорил. Что здесь, грубо говоря, бытие?

Привлекать понятие Бытие для объяснения отсутствия (искажения) очередного отпечатка нерационально. Это всё равно, что из пушки по воробьям.

А пока получается, что Вы за исходные, аксиоматические, как кажется Вам, очевидные понятия, принимаете вовсе неочевидное всем, а очевидное только Вам.
Казалось бы, такая простая фраза: "человек произносит слово". А попробуйте объяснить что такое "человек", "произносит", "слово" - до какой глубины объяснения сможете дойти?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

каким образом ВЫ узнали, что шар красный?

На этот вопрос я ответил для себя прежде, чем начал рассуждать о бытие.
Есть разные среды, которые по-разному отражают световые лучи. Одинаковые до взаимодействия со средами с/л, после взаимодействия, по-разному воздействуют на наш мозг.
Только взаимодействие мозга с лучами (а в случае запаха, слуха и проч, взаимодействие с молекулами) и порождает бытие.
Возможно, Вы скажете, что шарик только мне представляется полностью красным, но объективно, он наполовину синий.
Но и я возражу. Если бы земной шар был населён дальтониками, Вы бы назвали этот шар объективно наполовину зелёным, или ещё неизвестно каким. Я и раньше догадывался, что объективность условна, а пример с шариком показывает, что и объективность и бытие опираются на норму.
Ещё пример.
Два человека смотрят на одно яблоко. По норме - красное. На яблоко падают лучи, отражаются, и совершенно одинаково идут в глаза человека. Но один видит его нормально, зелёным, а другой - скажем, сиреневым. Вот и всё бытие. Норма!

Аватар пользователя Дилетант

Есть разные среды, которые по-разному отражают световые лучи. Одинаковые до взаимодействия со средами с/л, после взаимодействия, по-разному воздействуют на наш мозг.

Вот и ответ: на Ваше одно утверждение о единственности (красного), Вы же сами дважды указали на различие. А если более подробно проследить причинно-следственную цепочку, то по дороге наберётся далеко не одно преобразование сопряжённых различий.
Вопрос в общем решается довольно просто - в голове уже есть представление НЕкрасного цвета. Поэтому, когда появляется "красный", отличный от НЕкрасного, то результат сравнения приводит в действие аппарат устранения возникшего неравновесия, который разными путями, способами стремится уравнять, отождествить "красное" (неизвестное явление) и НЕкрасное (набор хранящихся известных отпечатков).
Одним из наиболее лёгких является решение о присвоении "НЕкрасному" явлению знака (слова) "красный" которое помещается рядом со всеми остальными известными НЕкрасными, и при дальнейших явлениях не вызывает никаких разногласий при сравнении.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Вот и ответ: на Ваше одно утверждение о единственности (красного)

Вы попробуйте меня не оспорить, а понять, а я помогу Вам тем, что выражусь более ясно.
Я сказал "разные среды отражают по-разному". А в случае с яблоком, само яблоко - это одна более-менее однородная среда.
А по-разному воздействуют на наш мозг те лучи, которые отражаются от разных сред.
В случае с яблоком, лучи отражаются от одной среды (яблока), но мозг воспринимает цвет яблока по-разному у нормального и дальтоника.
Я же писал в самом тексте, что бытие становится неоднозначно с появлением хотя бы второго субъекта. Тут и необходимо вводить норму.

при дальнейших явлениях не вызывает никаких разногласий при сравнении.

Ну дык и среда не даёт повода для разногласий. Как только лучи отразятся от среды синего цвета, появятся и разногласия.

Вопрос в общем решается довольно просто...(набор хранящихся известных отпечатков).

И что из этого следует?

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Казалось бы, такая простая фраза: "человек произносит слово". А попробуйте объяснить что такое "человек", "произносит", "слово" - до какой глубины объяснения сможете дойти?

А вчера я чем, думаете, занимался?
Всем известно, что если свернуть губы в трубочку, то получится звук "у". Человек, желая донести свою мысль, выделывает определённые звуки, ибо знает, что все люди слышат этот звук одинаково.
Если бы говорящий знал, что мозги людей устроены совершенно по-разному, он для каждого собеседника подбирал бы нужные звуки. Норма!
Но вообще это тяжело представить, похоже на хаос! Ведь только благодаря слуховой норме вообще возможны знаковые изображения звуков (букв).
Если бы мой мозг переиначивал звуки на свой манер, ну или я имел бы ненормальные барабанные перепоники, то что бы тогда Вы назвали бытием? Звук произнесённый, или звук мною услышанный?
Бытие в том, что я услышал звук иначе, чем нормальные люди. Вроде так просто.
Кстати, о норме. У глухонемых ведь свой язык жестов!

Аватар пользователя Сергей Александров

Бытие в том, что я услышал звук иначе, чем нормальные люди. Вроде так просто.

Человек и есть норма, даже на уровне ощущений.
Известно, что если человеку одеть очки, которые переворачивают изображение, то через некоторое время он будет видеть нормально. Также и слух и осязание и вкус способны настраиваться и выбирать себе норму. Особенно это заметно при постоянной помехе, например, монотонный звук через какое время человек перестаёт слышать, а собственное имя человек услышит даже сквозь сильный шум, постоянный неприятный запах человек перестаёт воспринимать, а тонкий еле уловимый запах любимой женщины производит сильный эффект.
Поэтому , если даже человек имеет какие-то особенности в своих рецепторах, то воспинимать он будет нормально. Даже дальтоники , неспособные различать цвета, достраивают своё бытие с помощью воображения, и чаще всего также как другие люди.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Даже дальтоники , неспособные различать цвета, достраивают своё бытие

Браво! Своё бытие!
Но мне кажется, они это делают не оттого, что существует какое-то "объективное" бытие, которое они стремятся познать, а потому что они тесно взаимодействуют с нормальными людьми.
Для меня сейчас это важно!

Аватар пользователя Сергей Александров

потому что они тесно взаимодействуют с нормальными людьми.

Несомненно. Достроивают они ориентируясь на реакции других людей.

Аватар пользователя Сергей Александров

.