Шопенгауэр считает волю не просто главным, но единственным и определяющим инструментом жизни. Но если жизнь это просто утеха для сознания, то единственно разумное, что может сделать человек, по мнению Шопенгауэра, немного приструнить свою волю.
И действительно, если воля начинает проявлять себя только при взаимодействии с каким-то чужим, не касающимся тебя представлением (основанием), значит любой результат воли нельзя считать сугубо своим достижением. А для человека это очень важно. Если любое проявление воли начинается с какого-то непонятно кем подложенного основания, то с какой стати человек должен поддаваться этому чужому основанию? Итак, логика Шопенгауэра - уменьшать волю.
Ницше призывал бесприкословно следовать "святым" принципам. То есть, призывал к высшему проявлению воли. Он учил о сверхчеловеке. И как же по своему прав он был!
Действительно, если жизнь дана нам благодаря каким-то чужим, посторонним основаниям, и мы не отказываемся от этой жизни, значит по логике и нам следует создавать новые основания для новых людей. И для этого нужно увеличивать волю.
А каково же связующее звено между пониманием (что жизнь - это подчинение чужим основаниям) и желанием/нежеланием подчиняться (этим основаниям). А звено это в личном отношении к миру двух обманщиков. Первый, видимо, не очень любил мир и пользовался не самым большим вниманием у дам, и не понимал, почему должен подчиняться тому, что не любит. Не буду расписывать судьбу второго обманщика. Но у него всё было, по-видимому, иначе.
Теперь нужно определиться, как же вести себя в жизни. Даже если жизнь не предначертана, всё равно любой выбор осуществляется на основании личных качеств человека. Различные дилеммы уводят человека дальше от прямого выбора на основании личных качеств, и наращивают внутреннюю цепочку выбора. Например, вас просят выбрать глазированный сырок из двух предложенных. И вы, вместо схемы личное качество - выбор, используете схему личное качество - выбор инструмента для выбора - выбор. Таким образом, нужно просто меньше думать до решающего момента, и делать более короткий выбор.
Если жизнь предначертана, то вовсе нет смысла думать. Как бы ты не думал, разницы нет. Все дороги ведут в Рим.
Комментарии
Не слышал о таком. Может вы имеете в виду не приструнить , а направить?
Кстати уменьшить волю невозможно, но её можно погасить разделив. Например, утрирую конечно, половину вы направляете в правую руку, а другую в левую, и начинаете ими толкаться.
Воля (философия) — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.
Не иметь целей, не прилагать усилий - уменьшить волю.
Я не зачитывался Шопенгауэром, но вчера вроде читал о таком именно понимании воли Шопенгауэром. Хотя сейчас открыл сайт, где читал это, и вот уже не могу найти. Возможно галлюцинации... А может не про него читал.
Наверно не про него.