О справедливости

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Недавно на форуме рассматривалось понятие "справедливость". К определённому мнению форумчане так и не пришли.

Предлагаю посмотреть на это понятие с несколько иной стороны.

  • БСЭ определяет справедливость как "понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах".
  • А вот так Википедия: "понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания..."

Первый источник при формулировке данного понятия выбрал системой координат человека. Это видно из фразы "соответствующее определённым представлениям". То есть имеются в виду представления человека.

Более современный источник уже не уточняет, чьё требование берётся за основу при рассмотрении понятия.

С этой точки зрения мне, лично, ближе второе определение, как более широкомасштабное, и не ограниченное субъективностью человека.

Формулировку Википедии я, собственно, и хочу взять за основу при рассмотрении вопроса.

Пользователь lehrer верно заметил, что "Слово справедливость применяется всеми , при этом всем известно.что это понятие ,в общем случае, относительно и может субъективно оценивается для каждого случая, каждым человеком , как субъективным субъектом.

надо , наполнить понятие справедливость (применительно к системе ОГ) объективностью..."

Надо-то оно надо, но как? Ответ того же пользователя не ахти как удовлетворил:

"что позволит даже численно знать что надо делать для повышения справедливости в обществе, государстве и иметь возможность численно мониторить этот параметр."

Ведь для того, чтобы "повышать справедливость" надо сперва наложить на неё границы человеческого сознания, и повышать её уже в пределах этих границ, ибо "истинная справедливость" не поддаётся повышению в силу того, что конролируется законами природы.

Определение справедливости, предложенное Википедией, на мой взгляд, и является определением "истинной справедливости".

Различие между определениями БСЭ и Википедии поясню на примере. Мальчик не завязал шнурки перед выходом на улицу, и шагая по тротуару, запутался в них и упал.

Я знаю этого мальчика (соседа) - он замечательный смирный ребёнок, никогда не обидел и мухи. В том, что он не завязал шнурки не было никакого злого умысла с его стороны. А тут он падает и разбивает нос.

С точки зрения человека (БСЭ), он этого не заслужил. Ведь с точки зрения человека - незавязывание шнурков - безвредная житейская невнимательность, а разбитый нос - суровое наказание.

Но с точки зрения истинной справедливости (Википедия), как неминуемого воздаяния природы, незавязывание шнурков - причина, а разбитый нос - следствие. И в этом нет никакого "наказания".

Учитывая этот факт, можно постараться не "повысить справедливость" на благо общества, а расширить это понятие до пределов, заданных Википедией. И сделать так, чтобы человек в ситуации с "домогающимся начальником", грубо говоря, видел не несправедливость (зло торжествует, невинный человек страдает), а неприемлимую для тебя и твоих принциповабсолютную справедливость, которая есть следствие твоих ошибок в прошлом. Конечно, очень важно объяснить людям, что незыблемо только прошлое, но оно сглаживается настоящим.

Так можно "повысить справедливость" относительно жизненных принципов людей. То есть, если спермотоксикозный начальник для тебя несправедливость, то не попадайся ему.

Отвечая на вопрос Догена о противоположности справедливости, нужно сказать, что она возможно только при субъективном взгляде субъекта (который основывается на его системе координат). Если какой-то неприятный тебе тип (бандит) живёт припеваючи, это несправедливо только для тебя, но пойди объясни это причинно-следственной связи. В этом случае ты можешь либо "восстанавливать справедливость", то есть добиваться того, чтобы этот тип жил согласно твоей системе координат (бандит - тюрьма), либо попробовать изменить свою систему координат. Важно, что изменить не означает перевернуть с ног на голову (бандит - крутой парень, деньги, респект), а приблизить её к причинно-следственной связи.

Тут же отвечу на ещё один вопрос Догена:

- Можно ли оправдать убийство справедливостью? Назвать убийство справедливым?

- Можно. При системе координат человека со схожими взглядами на жизнь, или при осознании беспристрастности причинно-следственной связи.

Для затравки попробую сформулировать несколько необычное определение справедливости.

Справедливость - один из основных принципов жизни. Данный принцип является абсолютным и не имеет исключений. Противоположность справедливости - мифологическое явление, существование которого не доказано человеком. Возможно, такое явление достижимо при определённом использовании принципов справедливости.

Явление это есть хаос...

Связанные материалы Тип
о едином Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Доген

Давайте "схлопнем" обе фразы в одну: "Справедливость - один из абсолютных, не имеющих исключений, принципов жизни." Вы думаете, убрав человека, вы лишили ваше определение субъективности? Отнюдь. Это ваше определение, практически все определения, понятия, имена - всё это человеческое ... Я пришел к дурацкой мысли - все мои определения несусветная чушь.; надо просто рассматривать конкретное явление и ответ прийдет сам собой, ибо мы образованные . живые люди.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Во-первых, я не говорю, что объективно познал истину. Моё рассмотрение субъективно как и любое другое.
Во-вторых, я не убрал человека, а попытался не смешивать его ограниченность с независимыми законами природы.
Вообще, я же сказал: "посмотреть с другой стороны", а именно...
Человек обычно рассматривает справедливость как оценку природой его (человека). То есть, опять-таки, "он бандит - он плохой - он в тюрьме" - значит справедливость. Или "он бандит - он плохой - он свободен" - значит несправедливость. Я просто напросто предложил засунуть такое рассмотрение в мусорное ведро, ибо "плохой" - это оценка, выдуманная человеком.
Это происходит из-за того, что человеку кажется, будто природа, верша справедливость, оценивает его, а если природа оценивает, то она и сама субъективна.
Я же просто предлагаю рассматривать справедливость/несправедливость не как оценивание, а как факт. То есть, природа не оценивает твои качества, и на основании этой оценки, поступает с тобой спрвд\нспрвд, а она воздаёт то, к чему ТЫ САМ шёл.
Для наглядности: ученик впахал на уроке, а учитель занизил оценку. Большинство начинает искать спрвд\нспрвд в этом. А справедливость есть только одна, и она есть в том, что ученик впахивая приобрёл опыт, знания и т.д.
Надеюсь, вы меня поняли.

Аватар пользователя Доген

д-f Вы интересный собеседник! Думаю, что понял вас и скажу о своём виденье проблемы: 1. Природе наплевать на то что она создает, она живет и развивается по своим, если они есть, законам. Создав жизнь, она не изминилась и осталась такой же, как и до создания жизни (как мать родившая ребенка или мужчина зачав его). У природы нет цели, цель свойственна человеку. Проблемы выживания - это проблемы живого, а не природы она и так создала все условия для жизни и занята "своими проблемами". У природы нет человеческих понятий, - это у человека есть человеческие понятия о природе; у природы лишь природные понятия, как у человека человеческие.

2. Судьба - это то что мы вибираем. Нет иной судьбы, кроме той что мы выбрали.

3.О примере ученик - учитель: труд ученика, приносящий ему "плоды" - знания, опыт, есть результат, факт его труда (и труда учителя, кстати), а вот то что учитель , по каким-то своим "причудам" занизал оценку, можно и нужно рассматривать с позиций спр/неспр, ибо в этой конкретной ситуации присутствуют ученик-учитель, а природа занята своими делами и ей просто некогда вмешиваться во взаимоотношения между её произведениями.

Думаю и вы меня поняли. С ув.д.
р

Аватар пользователя Сергей Александров

Природе наплевать на то что она создает, она живет и развивается по своим, если они есть, законам.

Чтобы говорить о природе, надо знать о природе чего идёт разговор.
Нет просто природы, есть природа человека, природа дерева, природа гравитации, природа эволюции, чего угодно.
Под природой в обеденном понимании имеют в виду загородный отдых.

Аватар пользователя Доген

Сергей Александров пишет:


Природе наплевать на то что она создает, она живет и развивается по своим, если они есть, законам.

Чтобы говорить о природе, надо знать о природе чего идёт разговор.
Нет просто природы, есть природа человека, природа дерева, природа гравитации, природа эволюции, чего угодно.
Под природой в обеденном понимании имеют в виду загородный отдых.

 

Я говорю о Природе, включающей и все ваши природы.

Аватар пользователя Сергей Александров

Такой не знаю.
Природа камня кардинально отличается от природы воды, потому одно камень , а другое вода.
Если всё смешать то "каша" получится.

Аватар пользователя Доген

Сергей Александров пишет:

Такой не знаю.
Природа камня кардинально отличается от природы воды, потому одно камень , а другое вода.
Если всё смешать то "каша" получится.

 

Природа и есть каша, но не такой уж я тупой чтоб в этой каше не отличить камень от воды и вас от меня ...

Аватар пользователя Сергей Александров

я тупой чтоб в этой каше не отличить камень от воды и вас от меня

Я не готов говорить о природе чьей-то тупости. Себя от меня Вы можете отличить только потому, что Вам и мне при рождении была дана разная при-рода.
То что заложено при рождении/появлении, то и природа.
Просто Природа когда появилась, когда родилась, что ей было дано при рождении?
Имеет ли смысл говорить о природе Природы?

Аватар пользователя Доген

Сергей Александров пишет:


я тупой чтоб в этой каше не отличить камень от воды и вас от меня

Имеет ли смысл говорить о природе Природы?

 

д-филосову СА. Вас от меня я могу отличить ещё и потому, что вы цитируете недословно и в этом плане вас не отличить от философа СК.

Лично мне интересно наблюдать процессы природы природствующей в Природе ... иньересно наблюдать "восход" солнца, зная что его лучи долетают до меня за 8 минут а я вижу его мгновенно; наблюдать как лист падает с дерева на землю совершенно неповреждённый и не принося никакого ущерба земле; да и много чего ещё для моего тупого ума интересно ...

Аватар пользователя Пермский

Сергей Александров, 10 апреля, 2013 - 13:59.
Природа камня кардинально отличается от природы воды, потому одно камень , а другое вода.
Если всё смешать то "каша" получится.

Как быть с (1) природой, противостоящей человеку, и (2) природой мироздания?

Аватар пользователя Горгипп

Всё справедливо, что по закону. Никто ведь не жалуется на закон тяготения, свалившись со стремянки - сам виноват, учитывай... Так же действуют общественные законы. Другой вопрос, какие нужны, чтобы все и каждый были ими удовлетворены? На то есть философия.

Аватар пользователя Доген

Горгипп пишет:

Всё справедливо, что по закону. Никто ведь не жалуется на закон тяготения, свалившись со стремянки - сам виноват, учитывай... Так же действуют общественные законы. Другой вопрос, какие нужны, чтобы все и каждый были ими удовлетворены? На то есть философия.

 

д-г. Законы Природы это законы Природы и она живет по ним и ей плевать на общественные законы.Общественные законы оглашены человеком, приняты обществом, но не каждым человеком и потому "необязательны" для исполнения. Законы Природой приняты Природой, утверждены всей Природой и потому неукоснительно исполняются Природой. Человек "выходец" Природы, рождён законами Природы, и хотя он часть Природы он обязан исполнять законы Природы и жить согласно им. Общественные законы есть "фикция" относительно законов Природы. И пока человечество в целом будет игнорировать законы Природы, как открытые так и "закрытые", пока не признает их главенство над общественными законами, оно будет влачить жалкое существование ...

Аватар пользователя fatalist-nigilist

Горгипп, в правильном направлении рассуждаете!
Человек не обижается, упав со стремянки, потому что знает о законе тяготения. А если бы он принимал это не как беспристрастный закон, а как его личное (человека) оценивание, получились бы непонятки. Человек принимает судьбу не как закон причинно-следственной связи, а как субъективное отношение природы, и поэтому делает из природы субъект, а из себя объект! Это же неправильно!

Аватар пользователя Виктор

Горгипп

Всё справедливо, что по закону.

Именно так. Само слово справедливо говорит об этом. То есть, с-праведливо то, что с правом, по праву, по закону. Замечу, закон только тогда закон, когда из него нет ни одного исключения, ни для тех кто закон разрабатывает (принимает, утверждает), ни для тех, кто следит за исполнением закона и судит за его нарушение.

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Справедливость не для нас , а от нас. Потребительское отношение к понятию справедливость и не только искажает все. правильно было замечено, что ПСС -это одна из основ справедливости . У Природы есть цель.

безвредная житейская невнимательность

Невнимательность -это небезвредное качество и Цель у Природы это сделать человека равным Богу-совершенным . Все наши проблемы от таких "качеств"!!! Именно поэтому в Каббале судьба названа Матерью. чтобы философствать надо иметь правильные базовые вещи На ФШ это не решено и не решается.А именно -СВЯЗИ причинно-следственные . Кстати карма - связана в певую очередь с этим, во вторую- с реинкарнацией. СВЯЗИ -не бывают не согласованные . А согласованность-это признак цели и смыслов . Что может быть проще , но понять эту простоту и мешают кучи предубежденности. В справедливости нужно понять , что главное -это правильная реакция на последствия , а не вопрос почему все это мне, чем я провинился. Конечно многим быстрее будет это увидеть через раскрытый механизм справедливости, но опять таки большинство из понявших главное в справедливости видят именно указанное Качественно верующие так и относятся к ударам судьбы. Представьте , что Вам надо отобрать людей в спецназ. Бог тоже нас воспитывает . Земля-место невыученных уроков, где "безобидная" невнимательность-очень тяжела в последствиях. Кстати , если бы философы хоть что -нибудь знали , то не устраивали бы конкурсы и коференции. Сейчас и проходит конкурс про справедливость в РАн иф. Сопричастность -вот о чем говорит любая правильно понятая категория философии

Аватар пользователя fatalist-nigilist

"В справедливости нужно понять , что главное -это правильная реакция на последствия , а не вопрос почему все это мне, чем я провинился. Конечно многим быстрее будет это увидеть через раскрытый механизм справедливости"
Не об этом ли я твержу???
"но опять таки большинство из понявших главное в справедливости видят именно указанное"
Для природы это указанное и есть главное в справедливости, хотя согласен, что нельзя останавливаться на постижении механизма. Хотя начать необходими именно с его раскрытия.

Аватар пользователя Stay

Справедливость не для нас , а от нас.

и т.д. Довольно сумбурно, но интересно. Спасибо.

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Согласен , что несколько двусмысленно , Но обыкновенно люди воспринимают справедливость потребительски. Техничексая сторона справедливости . Наример зарплаты топ менеджерам и работягам , академикам и преподавателям решаться по справедливости не раньше , чем тогда, когда не первом месте не будет материальное у активного большинства. Для духовности гармоничное обустройство жизни всех ее сторон -это средство, тест. если все будут хотеть только мат "справедливости", то это не достижимо

Аватар пользователя Сергей Александров

По поводу духовности.
Даже Христос упрекнул фарисеев, напомнив им, что не человек для субботы , а суббота для человек.
А что такое справедливость , по сравнению с субботой для иудея того времени .
Потребительское, на мой взгляд, гораздо выше идеалистически- фарисейского.

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Потребительское, на мой взгляд, гораздо выше идеалистически- фарисейского.

Два сапога -пара.

Есть подход , который ищет основания философских категорий в действительности , законах природы, ее механимах, а есть в человеческих , придуманных и потерявших связь с законами Природы. Формализм последователей Учителей опровергается еще одной хорошей цитатой. что придет время когда молиться и поклоняться Богу будут не на горе сей , а в душе человека.
Формализм -это вообще великая проблема общества и науки : ЧС на Сп -причина кризиса и краха капитализма -это у науч. ком.Уничтожив ЧС на СП и проблемы решаться. Медведев весь формален, переложил бумаги с левого края на правый и проблемы решаются, этого достаточно думает наше руководство и печатает законы ....

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Согласен , что несколько двусмысленно , Но обыкновенно люди воспринимают справедливость потребительски. Техническая сторона справедливости . Наример зарплаты топ менеджерам и работягам , академикам и преподавателям решаться по справедливости не раньше , чем тогда, когда не первом месте не будет материальное у активного большинства. Для духовности гармоничное обустройство жизни всех ее сторон -это средство, тест. если все будут хотеть только мат "справедливости", то это не достижимо.

И еще очень важное справедливость не может быть попрана!!! Точно также как не может быть попран закон тяготения. В этом мире ничего случайного и незаслуженного нет. Это не призыв к мягкотелому фатализму!!!и попранию права
Есть события с позиций обывателя . которые выглядят как несправедливые: распятие Христа. Но эта жертва сознательная, педагогическая на всех планах, провидческая . На Иисуса закон кармы уже не действовал, он отработал все свои ошибки. Провидение вело Его

Аватар пользователя fatalist-nigilist

И еще очень важное справедливость не может быть попрана!!!

Я об этом и писал. Она может быть попрана для конкретного человека с его точки зрения, и он будет уверен, что это так. Но это проблемы его восприятия.

Это не призыв к мягкотелому фатализму

Фатализм вообще сложное понятие. Я его понимаю не совсем так, как многие.
В любом случае, мы своими действиями заводим себя в тот или иной сектор. А дальше, всё ли предрешено нашим поведением, или мы имеем выбор (опять же на основании сформированных нами ранее убеждений, определённых выводов из опыта) - в любом случае справедливость незыблима.
Кстати, выбор - не это ли одна из причин того следствия, которое за ним следует? Не эта ли причина является следствием из других причин? Или вы хотите сказать, что выбор это единственное исключение из правила причинно-следственной связи?

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Все верно , каждое следствие -причина последующего

Аватар пользователя Виктор

Если причина вдруг стала следствием, то значит это была не причина.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

СА, вы когда изучаете природу кофейного зерна, учитываете, что она неразрывно связана с природой дерева, на котором это зерно растёт?
Вот и тут - изучаем природу справедливости, опираясь на природу Всеобщего Мироустройства.

Доген, по первому пункту я понял вас. Природе наплевать на понятия того, кого она создала - она не опускается до оценки хороший\плохой, убийца\благодетель и т.п. Но ей жизненно важно, чтобы созданное ей жило по её законам. И её законы должны действовать независимо от того, понимает их человек или нет.

По второму пункту ещё уточну свою точку зрения. Вот люди спрашивают: судьба предрешена, или мы сами её создаём? Мы сами её предрешаем. Когда наступает момент свершения судьбы, она уже предрешена каждым предыдущим нашим действием. То есть одно другому не вредит.

В примере ученик-учитель природа и не должна вмешиваться, ибо это уже начнётся оценивание. Всё должно делаться по уже заложенным ею законам.

А не получается ли из вышесказанного что судьба это и есть справедливость?

Аватар пользователя Доген

д-f.-Доген, по первому пункту я понял вас. Природе наплевать на понятия того, кого она создала - она не опускается до оценки хороший\плохой, убийца\благодетель и т.п. Но ей жизненно важно, чтобы созданное ей жило по её законам. - ((( Может быть Природе и важно, мы можем только предполагать, но что зораздо важнее, и мы это знаем, человеку важнее жить по законам природы.Закон Природы - человек должен жить в границах земля-атмосфера, рыба должна жить в воде, выход за пределы этих границ приводит к гибели.)))) И её законы должны действовать независимо от того, понимает их человек или нет. -((((Законы Природы ничего и никому не должны, они просто есть и просто действуют и ей наплевать понимет её законы живое, в том числе и человек, иль нет; она установила законы жизнедеятельности, а если человек такой тупой, то туда ему и дорога.))))-

По второму пункту ещё уточну свою точку зрения. Вот люди спрашивают: судьба предрешена, или мы сами её создаём? Мы сами её предрешаем. Когда наступает момент свершения судьбы, она уже предрешена каждым предыдущим нашим действием. То есть одно другому не вредит. -((((Есть ли судьбы иль нет, разве это важно? Вожно лишь то, что у человека, конкретно у каждого кокретного человека, Всегда Есть Выбор!(Из каждого безвыходного положения есть как минимум два выхода, и столько же входов. д.) И потому разговоры о судьбе, как о чём- предопределённом вне нас, бесмыссленны; стоит лишь размышлять над тем, что может последовать за тем, иным или другим нашим выбором.)))))-

А не получается ли из вышесказанного что судьба это и есть справедливость?

 

-((((Сделанный нами выбор можно назвать и судьбой, можно назвать справедливым, ибо его мы сделали сами, но Справедливость это нечто другое.)))))-
д-f.Вы единственный кто меня понял! C ув.д. P.S.Причино-следственные связи я рассматриваю с некоторых пор по схеме - причина-следствие-причина...

Аватар пользователя Шадрин В.В.

ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СТАРЦА И ЧЕТЫРЕ СВЯЩЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

"После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное было подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное, подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет".

Апокалипсис 4 : 1 -8

Это видение двадцати четырех старцев, сидящих на престолах, и четырех священных животных может быть понято только при условии, что вы знакомы с каббалистическим деревом жизни - сефиротическим деревом. Дверь открылась в Небе, и голос, который уже ранее разговаривал со Святым Иоанном, теперь приказал ему: "Поднимайся!" Описание двадцати четырех старцев, сделанное Святым Иоанном, открывает нам, что он поднялся до третьей сефиры: Бина, с которой связана ангельская иерархия Аралим - что христианская традиция как раз и называет "престолы". Затем он видит четырех священных животных. Это описание показывает, что он достиг и первой сефироты - Кетер, с которой связана ангельская иерархия Серафинов: Хайот Ха-Кадош. Таким образом, самые возвышенные сферы творения были открыты Святому Иоанну в духе.

Двадцать четыре старца и четыре священных животных находятся перед престолом Бога, чтобы славить и петь Ему. Но самого Бога святой Иоанн не описывает и не упоминает Его имени. Он говорит только: "престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису". Идею Бога можно передать лишь через образ света. "От престола исходили молнии, и семь светильников горело перед ним" - семь светильников, "которые суть семь духов Божиих."

Тот же самый образ находим мы в книге Зогар, где говорится: "Семь видов света содержатся в величайшем, и там живет Древнейший из Древнейших, Таинственнейший из Таинственнейших, Скрытнейший из Скрытнейших: Айн-Соф". Айн-Соф (то есть бесконечный, без границ) или же Айн-Соф-Аур (то есть свет без границ) - имя, приписываемое каббалистами Абсолюту: наичистейшей квинтэссенции Божества, а семь духов являются семью видами света: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, индиго и фиолетовым. Поскольку цвета, получающиеся при разложении белого света призмой, имеют символическое значение - они представляют собою первичную дифференциацию изначального света: Бога. Именно потому, что свет разлагается на семь составляющих, цифра семь является числом всеобщности и так часто встречается в Апокалипсисе: семь церквей, семь печатей, семь светильников и семь звезд...

Двадцать четыре старца, восседающие вокруг престола Бога, одеты в белые одежды и имеют на головах золотые короны. Белые одежды, так же как и золотые короны, - это символ духовного света, исходящего от этих тонких сущностей. Белые одежды - это тело славы. Корона, расположенная над головой человека, символизирует тонкую материю, которая более не является физическим телом, не есть голова, но эманация духа, мудрости, всемогущества. Эта Корона из золота, а золото, согласно духовной символике, является не чем иным, как конденсированным светом.

В Каббале двадцать четыре старца фигурируют как Повелители судеб. Ничто из того, что делают люди, не ускользает от их внимания: ни один поступок, ни одно чувство, ни одна мысль. Их функция - награждать или наказывать существа, согласно их заслугам. Судьба человека после смерти или в следующей жизни зависит от того, что Они решат. Эти решения не подлежат обсуждению. Вот почему именно Двадцать Четыре Старца обращаются к Богу со следующими словами: "Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты принял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым, боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю" (Апокалипсис 11 :17).

Что касается четырех священных Животных, пребывающих в сефире Кетер, то они воплощают четыре принципа материи. Бог-Абсолют - это неуловимое, то, что нельзя понять. Представить Его себе можно только через Его проявления; а материя как раз и есть проявление Бога. И поэтому материя, имеющая божественное происхождение, достигшая такой степени чистоты и тонкости, является непостижимой, непознаваемой, так как она и дух едины. Эта изначальная материя символизируется четырьмя священными Животными, являющимися основой четырех элементов: тельца, представляющего землю, орла - воду, человека - воздух и льва - огонь.

Пророк Иезекииль описывает их в своем видении (Иезекиилъ, 1:4 - 13). Уровень этих существ настолько высок, что именно им дано право прославлять Господа. День и ночь имя Господа славится устами Серафимов, не прекращающих повторять: "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". Они сами они святые и не прекращают славить святость Господа.

Почему величайшей похвалой, какую только могут воздать создания Господу, является прославление Его святости? Естественно, из-за повседневного употребления, из-за того, что их столько раз повторяли по всякому поводу и без оного, слова "святой" и "святость" потеряли свое настоящее значение. В действительности святость - это качество света, некоторые славянские языки передают это значение довольно точно. Например, в болгарском "святой" произносится, как "светил", а "святость", как "светост"; "свет" звучит как "светлина", а мир - как "свет". Видно каким образом святость связана со светом. То есть святость - это прежде всего качество Бога, потому что Он является чистым светом, и именно с помощью света Он создал мир. Если человек и может называться святым, то только в той мере, в какой он обладает светом, сияющим на высшем ментальном плане, то есть плане истинного разума, истинной мудрости.

Итак, четыре священных Животных представляют четыре стихии. Но не надо их путать с четырьмя стихиями, составляющими нашу Вселенную: они выше того, что мы можем познать с помощью наших пяти чувств или даже с помощью самых совершенных приборов. Четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - являются лишь слабыми отблесками тех мощных уплотнений материи, которые находятся там, наверху, в сефире Кетер. Вот почему, чтобы подняться до этой сефиры, нужно достичь исключительно высокого уровня эволюционного развития. Даже из тех немногих существ, кому это удалось, большая часть не смогла вернуться назад - в свое физическое тело. Сефира Кетер - это область, где разрушаются все формы, поэтому тот, кто доходит до нее, исчезает. Входя с ней в контакт, человек возгорается, и сам становится пламенем. Те немногие, что вернулись, смогли сделать это только дарованной им милостью Неба: они получали вещество, предохранявшее их физическое тело от разрушения.

Святой Иоанн не исчез во время своих экстатических состояний, описанных в Апокалипсисе, только потому, что ему было даровано это вещество. Та книга, которую Ангел дал ему съесть, сказав: "Она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед" (Апокалипсис 10 : 9) - как раз и есть символ вещества, способного сохранить физическое тело. Пророк Иезекииль также говорит о книге, которую Ангел дал ему съесть (Иезекииль 3:1 - 3). Это вещество символизируется еще и горящим углем, которым Серафим коснулся уст пророка Исайи (Исайя 6:6 - 7).

Ангелы четырех стихий, Серафимы являются, следовательно, высшими существами в ангельской иерархии. Человеческие существа только в самых исключительных случаях смогли достичь их уровня. Вот почему, когда мы обращаемся к ангелу воздуха, воды, огня или ангелу земли, мы можем коснуться только тех светлых сущностей, которые управляют на физическом уровне известными нам стихиями, то есть водой, ветром, огнем, землей. Не нужно путать ангелов четырех стихий нашего физического мира с четырьмя великими Ангелами, воплощающими в себе принципы материи. Огонь, который нам известен, не есть настоящий огонь. Истинные огонь, воздух, вода и земля находятся наверху, и если случается, что они начинают действовать на землю, то совершается это с помощью существ-посредников, которыми они управляют. Именно поэтому Святой Иоанн, описывая катаклизмы, обрушивающиеся на землю, показывает, как четыре священных Животных повелевают стихиями физического плана.

"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: Иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый и на нем всадник, имеющий лук..."

"И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: Иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли..."

"И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: Иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный и на нем всадник, имеющий меру в руке своей..."

"И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: Иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ними, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными".

Апокалипсис 6:1 - 8

Четыре коня и всадники - это символы катастроф, вызванных ангелами четырех стихий там, наверху, потому что эти ангелы столь могущественны, что им достаточно сделать одно движение, чтобы другие силы вступили в действие и опустошили землю. Почему люди не понимают, что все совершаемое ими имеет последствия, и что они не могут безнаказанно продолжать нарушать законы природы, мешать работе стихий? Своими поступками, а также своими мыслями и чувствами, своим анархическим отношением ко всему они сами пробуждают силы природы, которые в конце концов начинают действовать, чтобы привести все в порядок. Природа не есть нечто инертное, бесчувственное, над чем можно совершать все, что угодно. Каждый раз, когда люди выходят за пределы того, что она может вынести, природа наносит ответный удар.

То, что я вам сказал относительно земли в целом, верно также и для отдельного индивиду ума. Если вам не удастся установить гармоничные отношения с четырьмя стихиями, содержащимися в вас (с землей - телом; водой - сердцем; воздухом - интеллектом; огнем - душой и духом), то вас ожидают серьезные препятствия. Я дал вам методы для работы с четырьмя стихиями, постарайтесь же вспомнить и применить их на практике. Постоянно связывайтесь с ангелами четырех стихий, и вы почувствуете, что приближаетесь к великолепию и гармонии.

Аватар пользователя fatalist-nigilist

В Каббале двадцать четыре старца фигурируют как Повелители судеб. Ничто из того, что делают люди, не ускользает от их внимания: ни один поступок, ни одно чувство, ни одна мысль. Их функция - награждать или наказывать существа, согласно их заслугам. Судьба человека после смерти или в следующей жизни зависит от того, что Они решат. Эти решения не подлежат обсуждению.

Не их функция награждать и наказывать, а функция людей, к сожалению, искать в воздаянии награждение или наказание.