THE RISE OF ORIENTAL WOMAN

Аватар пользователя evrog

Прежде всего поясним, что мы понимаем под словом ORIENTAL и почему его могут ошибочно отождествлять только с Китаем и Японией. Словарь Macmillan дает следующее определение: an old-fashioned word for someone from eastern Asia, especially China or Japan. This word is now considered offensive. Очевидно, что это определение отражает современное значение слова, которое часто употреблялось (с негативными коннотациями) писателями и поэтами стран-колонизаторов в 19 – нач. 20 в. и таким образом приобрело отрицательный оценочный компонент. Ср.: у Киплинга в романе “Kim”:

“All hours of the twenty-four are alike to Orientals, and their passenger traffic is regulated accordingly.”

“'Ah! That's your opinion as Secretary to the Regimental Lodge,' said Father Victor; 'but we might as well tell the old man what we are going to do. He doesn't look like a villain.'

'My experience is that one can never fathom the Oriental mind. Now, Kimball, I wish you to tell this man what I say word for word.'”

Отнесение значения к Китаю и Японии, видимо, связано с частотностью современного употребления слова и его контекстуальной детерминированностью. Очевидно, что для Киплинга такого ограничения не существовало, ведь он писал об Индии и многочисленных странах к северу от нее – вплоть до России, которой (с натяжкой) автором отдано промежуточное место между Востоком и Западом. Антоним ORIENTAL, который приводится в словаре, – OCCIDENTAL – определяется гораздо шире, как вообще Западный (т.е. относящийся к континентам Северная и Южная Америка, а также к Европе). В принципе, эту несостыковку можно объяснить тем, что словарь Macmillan является учебным (Advanced Learners’ Dictionary), поэтому, учитывая интернациональную роль современного английского, авторы словаря сочли нужным предупредить студента о негативных коллокациях лексемы ORIENTAL, употребление которой будет намеком на расовую дискриминацию.

Словарь Merriam-Webster дает дефиницию, где обозначены гораздо более широкие географические границы:

3 often capitalized, sometimes offensive : ASIAN.

4 capitalized : of, relating to, or constituting the biogeographic region that includes Asia south and southeast of the Himalayas and the Malay Archipelago west of Wallace's line.

Аналогично Cambridge Advanced Learner's Dictionary:

The Orient noun [S] OLD-FASHIONED the countries in the east and south-east of Asia.

Compare the Occident.

Oriental adjective.

Объясним теперь, зачем мы берем для нашего исследования столь неоднозначное английское слово, когда его можно заменить синонимами Eastern и Asian. Asian относится непосредственно к странам Азии, то есть служит географическим разделителем, что неприемлемо в анализе культур, которые никогда не ограничиваются конкретным локусом. Eastern слишком размыто, так как существует только в оппозиции с Western: то есть чтобы определить, относится ли данный феномен к Eastern, придется искать адекватную оппозицию в Western – но данный метод явно не оправдает себя в отношении уникальных культурных явлений, возникших не в оппозиции, а в ходе, скажем, инверсии старых культурных сценариев. В то же время ORIENTAL обладает определенным культурным значением: когда европейский Запад столкнулся с Востоком в ходе завоевательных войн и был еще не готов к рациональному осознанию восточной культуры, слово ORIENTAL имплицитно отсылало к собирательному образу пока неведомого Востока. В процессе осмысления Западом восточной культуры этот образ изменился и слово «отмерло» – осталось, как некий знак, отсылающий к ранне-рефлексивному периоду постижения Востока Западом, поэтому сегодня Macmillan с полным правом характеризует его как old-fashioned и offensive. Мы же считаем это слово наиболее подходящим эпитетом, чтобы маркировать им все те феномены, которые сейчас приходят с Востока в Западную Культуру, которая с их помощью десемантизирует и инвертирует старые культурные сценарии, истертые и потерявшие свою актуальность в массовой культуре. Итак, Oriental Woman – это инверсия западного культурного сценария о герое-устроителе миропорядка, которая возникла в ходе заимствования Западом элементов женской культуры Востока (среди таковых элементов – игры-головоломки типа «Маджонг» и гадания, мода на брюки и юбки с заниженной талией, танец живота и сопровождающая его символика (украшения, пояса с монетами и т.п.), мотивы восточной (например, индийской) музыки, сыгранные на оригинальных восточных инструментах и замиксованные в западных хитах, а также специфические персонажи блокбастеров, сочетающие в себе базовое западное значение и его восточные версии). Здесь мы хотели бы поподробнее обсудить последнее заимствование – женский персонаж с элементами ORIENTAL в картинах проката 2000-х гг., так как массовое искусство наиболее показательно отражает мифологическое основание культуры, на уровне которого и происходит семантизация заимствованных феноменов

Элизабет Суонг, «Пираты Карибского моря – III». Элизабет Суонг, дочь губернатора на одном из колонизированных Карибских островов. Согласно мужскому варианту сценария о Золушке она влюбляется в бедного кузнеца и решает выйти за него замуж, но кузнец еще не прошел инициацию: для этого ему необходимо победить врага и стать героем, восстановившим порядок. Но в сюжете появляются диверсионные элементы, которые приводят к полной инверсии женского персонажа – «принцессы» – в героя-добытчика блага и победителя врага. При этом Элизабет Суонг переодевают сначала в мужской костюм, а потом в традиционный наряд тайской женщины, в котором она и совершает главный подвиг – возглавляет армаду пиратов и идет против а). Мифического врага – Корабля-призрака и стихии моря; б) Идеологического врага, провозглашающего доктрину торговых отношений – нового губернатора Карибов. Элизабет, между тем, остается верна The Doctrine of Action (действия, поступка), как и любой другой Западный герой, и не подвергается ни одному заклятью, то есть в отличие от своего жениха остается человеком.

Элизабет Кедо, «Убить Билла». Путь, которому идет главная героиня фильма, – это путь восточного воина. Когда во второй части сталкиваются два героя – Западный Ковбой Бадд и Восточный Самурай Кедо – побеждает именно Восток, причем исключительно восточными методами. На первый взгляд кажется, что Кедо – не более чем герой-мститель, но на ней лежит функция установления порядка, ведь все ее жертвы обладают деструктивным началом (извращенцы, мафия, отряд наемников). Цель ее похода – отомстить – трансформируется во второй части в возвращение к себе: в финале фильма Кедо обретает дочь и из воина превращается в обычную женщину. Интересно, что русские зрители не чувствуют этого возвращения так явно, как его представил режиссер: в финальной сцене, когда Кедо говорит “Thank you!”, некоторые зрители склонны утверждать, что слышат имя “Nikki” – дочки первой из убитых Кедо врагов, которой героиня обещала, что, если та пожелает, сможет отплатить за смерть матери. В последнем фильме Тарантино «Доказательство смерти» также прослеживается семантика восточных воинов в женских образах героев-мстителей (вторая часть фильма). В первой же части женские персонажи сделаны по образцу западных рекламных роликов – доступная супер-сексуальная девушка «на продажу», в тарантиновской концепции – «мясо».

«Мистер и Миссис Смит». «Она» – героиня Анжелины Джоли – гораздо ярче воплощает концепцию культурного героя, чем «он» (герой Брэда Питта): «она» меньше, чем «он», поддается эмоциям, очень рациональна, склонна к лидерству и при этом выбирает общечеловеческие ценности (семья, любовь, жизнь), а не сугубо утилитарные (карьера). В ее образе нет ярких черт Oriental Woman, но по функции этот персонаж легко вписывается в ряд остальных.

Ряд можно продолжить: Лилу «Пятый элемент», Принцесса Амидала «Звездные Войны», Мать Александра Македонского «Александр», хотя он не так уж и многочислен. Характерная черта персонажа по принципу Oriental Woman, которая отличает ее от обычного женского персонажа, состоит в том, что она несет функцию водворения порядка, хотя ее методы могут быть крайне деструктивными и на первый взгляд сулят только хаос. Инверсии в семантике женского персонажа (мы рассматриваем только фильмы о героях) приводят к тому, что она, вместо традиционной роли «принцессы», либо становится персонажем-помощником (Лилу), либо героем (Кедо), но чаще совмещает обе функции (Принцесса Амидала, Миссис Смит, и т.д.).

В финале, мы хотели бы отметить, что в современном западном кинематографе инвертированный женский персонаж является залогом успешных продаж: он приносит фильму большую популярность, чем, скажем, старый традиционный мужской персонаж-герой. Ср.: например, фильмы “Batman Begins” или “Superman Returns” с мужчинами-супергероями. Здесь, конечно, необходимо сделать оговорку: новые (для кино) мужские персонажи все еще очень популярны – Spiderman, Ghost Rider – но это совсем не отрицает возрастающий успех Восточных Воительниц. Хотя, возможно, конечно, что Rise of Oriental Woman приведет когда-нибудь к Fall of Western Man, но это уже совсем другая история.

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

1. Действительно, с определенного момента в массовом сознании, которое в частности проявляется в киноблогбастерах, возник образ женщины-героя, сильного, властного персонажа. Но почему Вы связываете его с Oriental Woman? Разве на Востоке (как бы его не понимать) женщины другие, чем на Западе? Да, образ женщины изменился, как Вы пишете, от "принцессы" к женщине-герою. Но дело здесь не в Oriental Woman ("Восточные Воительныцы" - это что, новый миф?), а в изменении роли женщины в мире. Из подчиненной, репродуктивной, пассивной роли, женщины завоевали право быть также и активными, самостоятельными, равноправными с мужщинами. Отсюда и инверсия - в массовом сознании на деле произошло выравнивание роли мужщины и женщины и поэтому, естественно, появлись не только герои-мужщины, но и герои-женщины.
2. А ваше

Хотя, возможно, конечно, что Rise of Oriental Woman приведет когда-нибудь к Fall of Western Man, но это уже совсем другая история.

идет в русле Вашего женского шовинизма, если так можно выразиться, но не более того. Равенство мужщин и женщин и означает на деле, что между ними больше не будет существенного различия в смысле их ролей в общественной жизни. Так, что не смотря на Rise of Oriental Woman (подразумевая выравнивание роли женщины) никакого Fall of Western Man не ожидается.
3. По-видимому, Вы поддались соблазну формальной логики, в которой если одна из противоположностей возрастает, то другая - убывает. Но мужщина и женщина не находятся в таком противопоставлении. Возрастание роли женщины не означает умаление роли мужщин, как верно и обратное. :)))))

Аватар пользователя evrog

Как-то вы однобоко обо мне судите (. Есть, конечно, и феминистская версия (так скажем, "социологическая", кхе-кхе), но она-то как раз построена на достаточно формальном анализе сего культурного феномена: женщины эмансипировались - причина, образ женщины-героини - следствие.
Меня, скорее, интересует общекультурная подоплека феномена. "Граница между востоком и западом" - тоже культурная химера. Поэтому мою теорию очень сложно привязать к историческим и социологическим фактам - больше всего она повязана на языке, менее - на образном строе массовой культуры (который и был предметом исследования в данном материале).
Почему женская эмансипация не есть прямая причина возросшей популярности образа восточной воительницы: потому что сие возрастание хронологически (2000-е гг.) происходит позже, чем, скажем, выход книг о феминизме в массовой печати (если не ошибаюсь начало 90-х: т.е. когда феномен фактически кодифицировался). К тому же в кино есть аналогичный образ эмансипированной западной женщины: в "Супермэне" - успешная женщина-журналистка, заработавшая первую премию и победившая своих коллег; из воительниц (не-восточный тип): "Настоящая Маккой" - грабанула пару богачей на предмет исторических ценностей и ее "дубликат" в "Западне" (героиня Кетрин Зеты Джонс), Зена" из сериала про "Зену" и т.д. - все они ближе к западному типу воительницы (их образы построены на базе скандинавского эпоса; даже внешне: длинные открытые ноги, широкое белое лицо, распущенные длинные волосы - в общем, невеста, "дочь Фрейи" перед обрядом инициации). Ну все это ИМХО, конечно...

Аватар пользователя actuspurus

1. А действительно были (или даже есть?!) какие-то восточные воительницы? Вы имеете в виду легендарных амазонок?
2. Естественно, сначала нечто - в нашем случае эмансипация - становится реальностью, а уже потом этот феномен осмысливается в литературе и кино. Говорить о причинном наследовании: эмансипация - новые персанажи женщин-воительниц в кино, действительно, не совсем корректно. Скорее речь идет о расширении и развитии феномена "освобождения" женщины. :)))

Аватар пользователя evrog

1. Речь идет о культурных сценариях, которые могут найти выражение в любом образе. Восточная воительница - это собирательный женский образ, характеризующийся в современной массовой культуре некоторыми вышеупомянутыми чертами (Амазонки в восприятии соверменного кинематографа являются западными воительницами - ср. например, Зена из одноименного сериала).
2. Персонажи "женщин-воительниц" не имеют отношения к свободе (эмансипации в социальном плане), так как они не вступают в соревнование с мужскими персонажами, а действуют обособленно и могут быть связаны узами брака.

Аватар пользователя Роман Вячеславович

В одном из своих комментариев я рассматривал мужчину и женщину как носителей совершенно разных философий данных изначально (от рождения). Это и является способом познания противоположного и соответственно, взаимного притяжения..

Эмансипация, на мой взгляд, есть приближение этих двух философий в попытке слиться и получить нечто среднего рода. Некую среднюю матрицу - мужчины похожи на женщин (и это "набирает обороты" в западном мире - гейпарады, однополые браки, "непрофильные" профессии, обретение новой внешности, аксессуары..итд), женщины на мужчин (мужские профессии, карьера, снижение интереса к созданию семьи, особенно многодетной итд), что увы смещает и межполовые интересы и влечения в сторону суррогата (чем-то же нужно восполнить утрачиваемое пространство статуса противоположностей).

На востоке, же этого приближения двух матриц не происходит, либо происходит значительно медленней, что является несомненно, КАЧЕСТВОМ в глазах Western.

Как бы OLD-FASHIONED со временем не вошло в моду на западе, по крайней мере западные кинематографисты это уже поняли и делают на этом хорошие деньги..

Видимо, для многих мужчин на западе old-fashioned ORIENTAL WOMAN становится и вовсе не offensive, раз они ищут брака не в своей стране, а в поиске old-fashioned ORIENTAL WOMAN на этом же самом, до сих пор не понятном для них востоке..

ах, да чуть не забыл немного красок..
http://www.playcast.ru/playcasts/view.php?card=388659&code=fbe054641ebab...
..а почему собственно, немного :))
http://www.playcast.ru/playcasts/view.php?card=387795&code=27a4635afbc67...

Аватар пользователя evrog

Хороший стих :)

Мне кажется, как такового слияния мужского и женского не будет даже на западе. Либо одна сторона станет активно использовать и синтезировать образы и понятия, которыми оперирует другая, либо произойдет некий взаимообмен, но женское всегда останется женским, а мужское мужским.

Вообще-то, интересный вопрос: в природе, если происходит перенаселение одним видом определенной территории, то зверюшки группируются по половому признаку и прекращают межполовые сношения. А вдруг современное человеческое сообщество именно к этому и движется (вследствие урбанизации)? Бр-р-р... Не хоца об этом думать...

Аватар пользователя Роман Вячеславович

А вдруг современное человеческое сообщество именно к этому и движется (вследствие урбанизации)?

а вдруг человечество движется к коммунистическому или глобалистическуму муравейнику, где будут солдаты (только ратный труд и никаких других вариантов), рабочие (понятно, все тяжёлые интеллектуально не ёмкие профессии), бизнес люди и леди :))которые будут беспокоится только игрой под названием Большие деньги, суррогатные матери и детские приёмники (своего рода инкубаторские фабрики с маткой муравьихой в центре)
..и не фантастика это, были уже подобные поползновения на обустройство таким образом (Ленин со своим коммунистическим обустройством общества и Гитлер (структуризация общества, наций, и выведение чистой породы - арийцев))

Одна из самых интересных вещей - доступность комсомолок и принцип удовлетворения всех желаний комсомольцев..даже из комсомола исключали девушек за отказ комсомольцу...

может сейчас, в период катастрофической ситуации европейской демографии пора вспомнить инкубаторы Маркса? ;)))

Вот и выходит, что восток более традиционен, а значит более устойчив..

Аватар пользователя Игорь Д.

.

Аватар пользователя actuspurus

Опять многозначительная точка! ВОТ ЭТО ФИЛОСОФ! Последователен и чертовски глубокомысленнен. Последую примеру авторитета и поставлю ........................................................

Аватар пользователя evrog

Кстати, а что значит "."? Несогласен, частично согласен, согласен, брехня, стебусь, скучно, зачем я зашел на эту страничку, или еще что-нибудь многозначительное?;)