автор Грачев М.П.
Этюд 3. Оценка - самостоятельная форма мысли
В диалектической логике пяти разделам философского знания можно сопоставить следующие виды оценок:
1. Онтология - онтооценка
2. Гносеология - гносеологическая оценка
3. Аксиология - ценностная оценка
4. Праксиология - прагматическая оценка
5. Логика - логическая оценка.
При таком положении, определение ["Оценка (оценочное высказывание) – высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность некоторого объекта" (Ивин А.А. Оценки в процессах коммуникации // Философия науки. Выпуск17. М.: ИФ РАН, 2012. С. 203-213.)] относится к философскому региону "Аксиология".
© Грачёв М.П. MindMaps-12. Высказывание в динамике рассуждения (структура оценки) (18.10.2008)
Между тем, констатирующие оценки "Светает", "Распогодилось", "Вечереет", "Дождит" нейтральны. Они не несут собой какого-либо ценностного смысла. Ибо у природы нет плохой погоды. Данные оценки относятся к онтологическому региону.
Равным образом, логические оценки: "Истинно", "Ложно", "Неопределенно". Каким может быть определение оценки в логике?
Определение оценки в ЭДЛ. Оценка - форма мысли, отображающая в диалектической логике рефлексивное отношение субъекта рассуждений к своим и чужим высказываниям, а также, к предметам (вещам, объектам) внешнего и внутреннего мира.
В ЭДЛ оценка есть одна из четырех форм мысли в составе высказывания: оценка, вопрос, суждение, императив.
"Оценки столь же фундаментальны, как и описания, и не сводимы к другим употреблениям языка. Однако в отличие от описаний они не являются истинными или ложными" ( Ивин А.А. Оценки в процессах коммуникации // Философия науки. Выпуск17. М.: ИФ РАН, 2012. С. 203-213 )
За исключением случая, когда оценки "истинно" и "ложно" рассматривают как описания. Например, "лгу". В этом случае рассуждающий впадает в неразрешимый парадокс Лжеца.
Плюс "из описаний логически не выводимы оценки, а из оценок не выводимы описания", (Ивин А.А., там же).
Из изложенного следует, что "оценка" есть самостоятельная форма мысли и смешивание её с описанием (суждением) надлежит квалифицировать как нарушение закона тождества. В чём и состоит простое разрешение парадокса "Лжец", в котором в рассуждении одновреременно оперируют и описанием "лгу" и оценкой "лгу".
--
Грачёв Михаил Петрович
Москва. 11 апреля 2015 года.
Комментарии
Оценка в структуре логической формы "диалог" (обсуждение с ортодоксальным логиком*):
— TS. :) А! Вот Вы всё это к чему. Так Вы конституируете оценку в отдельную логическую форму. Только вот относительно диалога... Не знаю - не знаю. Ивлев-то это точно в виду не имел. И не слишком ли широко так понимать диалог?
— MG. Так, замыкание в цельную систему напрашивается само собой.
— TS. Однако, такого рода обобщения пока выглядят отнюдь не логическими. Скорее общеметодологическими.
— MG. Что это меняет? Разве можно обойтись без формулировки общеметодологических вопросов при переходе от старой логической модели естественного мышления, какой является "моно-логика", к новой модели, представленной "диа-логикой"?
________________
*) TS: Татьяна Викторовна Сальникова. Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Область научных интересов: проблемы логической семантики, логический анализ естественного языка, проблемы обоснования логики, психологизм и антипсихологизм в логике, логические основы когнитивистики.
--