Эссе "О свидетельствующем вопрошании"
Предисловие
Все рассуждения в этом эссе необходимо рассматривать, отбрасывая всякую догму. Прежде чем размышлять о его содержании, следует исходить из того, что ни во что нельзя верить без знания об истине.
Если отбросить веру целиком, останется нечто, что изначально можно трактовать как «свидетеля» и явления, ему предстающие. Однако я стремлюсь доказать, что ни свидетель, ни явления не требуются.
I. Всякое размышление должно начинаться с вопроса о цели самого вопрошания. Для этого необходимо ответить на фундаментальные вопросы:
-Кто вопрошает?
-Возможно ли знание о вопрошающем?
-Чем является вопрошание?
Казалось бы, ответ очевиден: вопрошание — это акт вопрошающего субъекта. Но тогда возникает новый вопрос: что есть этот субъект? Является ли он частью чего-то большего или есть само «всё»? Ответы порождают бесконечную цепь вопросов.
---
Западная философия погрязла в дилемме о необходимости субъекта. Её антропоморфизм проявляется в понятиях «данность», «явление», которые требуют того, кому является опыт. Но можно ли отличить субъектное от не-субъектного?
Однако нужен ли этот дуализм «я» и «не-я»? Без радикализма, признавая феномены в иной форме, «субъектность свидетеля» сама оказывается лишь феноменом.
Даже самонуждаемая идентичность свидетеля — как первичная основа для явлений — есть не более чем феномен.
---
Формализуя отсутствие свидетеля и приравнивая его к прочему, мы устраняем нужду в феноменальности. Феномены перестают являться, ибо являться некому. Остаётся лишь нечто.
II. Трансцендентный наблюдатель (свидетель явлений)
Кажется очевидным присутствие свидетеля всякого феномена, который улавливает явления. Однако, мышление с внутренним диалогом или визуализация, как акт деятельности феноменального "я" - тоже феномены для трансцендентального свидетеля
(Если это не так, то как это формально обосновать, чтобы не погружаться в догму?).
Из чего следует, что не существует никакого "взаимодействия" между трансцендентальным свидетелем и феноменальным "я". Потому что, по своей природе, феноменальный "я" ничем не отличается от феноменального красного яблока.
III. Парадокс взаимодействия
Как феноменальный "я" размышляет о трансцендентном свидетеле? Это невозможно, потому что убежденность в "присутствии" трансцендентного наблюдателя - феномен. Такое умозаключение следует из того, что мы не можем знать о существованине
ноумена. Следовательно остается феноменальное "я" и остальные феномены?
В следствии, устранятся нужда дуализма, где явление - является кому то, является откуда то. Остается "нечто".
IV. Нечто
Не является ли "нечто" подменой субъектности, но в более темной бездне? Введя "нечто", я просто сказал - не знаю. Однако, знать по определению невозможно, потому что будет уже выход за пределы возможного (догма).
Комментарии
Диоген_в_балаклаве, Эссе "О свидетельствующем вопрошании"18 Август, 2025 - 23:31
Поразительно хорошее эссе! Суть эссе проста: бытие или "есть" для того чтобы быть, не нуждается во внешнем подтверждении - ни в наблюдателе, ни в познании.
Размышление правильное, но на мой взгляд, не полное.
Действительно, "всякое размышление должно начинаться с вопроса о цели самого вопрошания". Но вот раскрытие этого фундаментального вопроса не полное. Нет самого важного пункта. Остался не поднятым вопрос о том, почему вопрошающий вопрошает? Что это за субъект, которому надо вопрошать?
Да, термин "субъект" философский. Но все-таки в данной ситуации не будет лишним уточнить, что вопрошающим является не просто субъект, а субъект конкретный - человек. Без этого уточнения все размышление повисает в неопределенности абстракций. Ведь не каждый субъект является вопрошающим, как и не нельзя свести субъект к акту вопрошания.
Человек это субъект. Это бесспорно. Но также бесспорно, что не всякий субъект это человек. Мы не знаем наверняка, любой ли субъект вопрошает. Поэтому когда мы ведем речь о вопрошающем субъекте, мы должны рассматривать не абстрактные возможности, которое могут быть только надуманными, а ситуацию человеческого существования.
Если мы зададимся вопросом о том, почему человек вопрошает, то на мой взгляд, и открытия будут более продуктивными, чем констатация :
Дополнение к главе "II. Трансцендентный наблюдатель (свидетель явлений)
Мною было создано допущение, при котором меня можно понять неправильно. Я вещал о трансцендентном и трансцендентальном, однако не дал четких понятий, что имел ввиду. Так что же я имел ввиду?
Под трансцендентным свидетелем, я подразумеваю - дихотомическое разделение "я" и "не я", где свидетельствующий "я" потусторонен по отношению к феноменам (и формам ноуменов).
Под трансцендентальным свидетелем , я подразумеваю - мыслящего субъекта, который свидетельствует о том, что ему является. Он свидетельствует о себе (себе = феноменальном "я").
Умозаключение "Я мыслю - следовательно существую" в моем понимании - Трансцендентальный свидетель познает феномен "я".
Почему нельзя верить без знания об истине?
Если я знаю, хоть истину, хоть её отсутствие, то я непременно верю хоть в истину, хоть в её отсутствие.
Таким образом, "вера" есть изначальна.
При отсутствии веры пропадает и знание.
Если отбросить веру целиком, то остаётся неверящее действие объективной истины (реальности) или её ожидание. Ожидание без всякой веры.
При ожидании истины непременно должно быть "нечто ожидающее". Например, ожидающее удара маятника. Но не верящее. Ожидающее, но не ждущее. Например мембрана. Разумеется, что не буквально мембрана, потому что мембрана ничего не ожидает, но входит в состав ожидающего.
Не совсем понимаю, как можно знать "хоть истину"/"хоть ее отсутствие". Мне даже не понятно, что является объектом этого суждения, сама истина или то что она в себе несет (?).
Какой то парадокс получается, если знание о отсутствие истины - это истина, то получается оно само себя исключает. А если серьезно, мое эссе о "невозможности" что либо знать по определению, где знание = истина. Ваше рассуждение изначально стоится, что вы знаете.
Вообще, мое эссе предполагало больше не то, что мы не знаем истины, а даже сама концепция существования истины - ничто иное, как вера в нее.
А что если истина - всего лишь концепт, в "существование"/"не существование" которого ты всего лишь веришь. Если вера "первична", то чем вера в истину или ее отсутствие отличается от веры в бога или его отсутствие? Напомню, Кант возник чтобы противостоять "пучку восприятий" Дэвида Юма (великого скептика). По Канту: концепция бога настолько же доказуема, насколько и опровержима.
Если с такими же критериями подходить, то перед ножом "доказательств" встает "Я". В своем эссе я и показал, что "я" - можно также доказать, как и опровергнуть. (справедливости ради, такие "ножи" не новы, Готлиб Фихте, близкий знакомый Канта показал это на примере солипсизма (однако, сам солипсизм конечно "я" не устраняет, просто показывает его непознаваемость, как у канта))
Как будто, мне следует объяснить, что из себя представляет истина(объективная). Истина (объективная), в понимание Канта - ноумен. Однако, истина несравнима, поскольку единственное отличие истины от не истины - истинность. Истину невозможно сравнить с другой истиной. (утверждение, что 1+1=2 - истина, неподверженная скептике)
Истина не подвержена скептике любого порядка. Такой истиной обычно принималась концепция "я", от которой уже все философы строили свои интерпретации. Если ты знаком с Рене Декартом, то его диалектический подход заключался в вычленении всякой "догмы", где он остановился на своем знаменитом - Cōgitō ergō sum (Я мыслю - следовательно, существую).
Однако, мое эссе призывала усомниться в истинности. К сожалению, для малорекурсивных умов, неспособных к глубокой рефлексии - очевидным остается когито Декарта, как "само-подтверждение", но для меня - нет.
Диоген_в_балаклаве, 23 Август, 2025 - 22:06, ссылка
Не совсем понимаю, как можно знать "хоть истину"/"хоть ее отсутствие".
-----------------------
Объектом (мне) является "истина".
Предметом обсуждения для нас двоих является написанное на мониторе слово "истина".
Ваш объект, разумеющийся под словом "истина", мне не известен.
Когда я говорю, что я не знаю вашего объекта, то я это именно "знаю". Знаю для себя, а не для кого-то ещё.
Другими словами, я знаю (для себя), что я не знаю "вашей истины".
В твоих рассуждения все равно есть "несомненное", что к сожалению осложняет диалог.
Я предлагал в своем эссе откинуть всякую догму. Заглянув в эту бездну, я не увидел в ней "монитора" или "я", или человека (у которого конечно же есть сознание), что написал этот комментарий.
Я бы мог что то сказать про "истину", однако не видится мне смысла даже в потугах. Может, тема для эссе хорошая.
Заглянув в эту бездну, я не увидел в ней "монитора" или "я",...
δόγμα (dogma) — «мнение», «решение» или «постановление».
"Я не увидел" - это и есть догма.
Вера - это Чувство, которое создаёт ощущение уверенности в предопределённости к-нибудь события.
Вера и предопределённость - это пара коррелят-необходимость.
Дуальность.
Например, я зажёг спичку - она загорелась с необходимостью. Ведь если бы она не загоралась, то зачем она?
Всякий раз, когда я зажигаю спичку в России, кто-то в Америке видит отклонение стрелки измерительного прибора. Это корреляция.
В общем смысле коррелят может обозначать принцип или аргумент, который строго связан с другим принципом или аргументом.
Вера (Чувство) это коррелят предопределённости (необходимости).
Но не наоборот: для действие предопределённости Вера не является аргументом.
Однако, именно Вера понукает (императив, стек) к действию в предопределённом направлении, стремясь быть аргументом к действию.
Вера - мнимая величина. Необходимость - реальная величина.
Ощущение уверенности в предопределённости события в действительности - это "знание". Это комплексное понятие.
Как это выразить комплексно, графически, пока не очень понятно.
"Эссе "О свидетельствующем вопрошании"".
Свидетельство вопрошания - это регистрация ответа на вопрос.
Мне не важно, откуда начать - я всегда возвращаюсь в место начала. (По Пармениду).
Здесь "место" - оно же место "свидетельства".
"Заглянув" в это место, ничего не видно, пока не придёт "ответ-на-вопрос", но можно увидеть и "вопрошающего с его вопрошанием".
Спасибо.
Всякое размышление должно начинаться с самого факта размышления. Что это такое? Его не нужно изначально привязывать к субъекту - тогда и отпадёт необходимость его искусственно "отвязывать".
Размышление по своей сути есть структурирование. А любая структура - это уже не НИЧТО. Следовательно, как только мы имеем факт размышления, мы уже имеем структуру. Можно даже сказать - мы имеем истину.
Окей, если для тебя так, то скажу проще. Мое эссе не настолько "высоко", чтобы отвечать чем является "по своей сути" размышление. Структурирование - абстрактная деятельность мышления. Ты "привязываешь" мышление к абстрактно-лингвистическому понятия о деятельности - ладно, без комментариев, пусть будет догматическое допущение.
Ты спросишь почему догматическое допущение? Та потому что оно также доказуемо как и опровергаемо. Или я не прав? Если не прав - построй пожалуйста логически последовательную цепь суждений, исходя из которых размышление отождествляется со структурированием. Где потом, ты расширяешь смысл одной ПРЕДПОСЫЛКИ, и конечно же истинно (сарказм) отождествляешь сразу со второй ПРЕДПОСЫЛКОЙ.
Проще говоря, ну чисто, чтобы не цепляться к словам: ты сперва отождествляешь стул и стол, потому что они оба деревянные и у них есть ножки, а потом в следующем суждение отождествляешь их назначение. Получается стол у нас чтобы сидеть!
А если смотреть со стороны моего эссе, то я прям не знаю. Ну пусть даже твои "идеи" будут истинными, но они "самоуничтожаются" под давлением скептики этого же эссе. Тот же инструментарий применим и к твоим двум абзацам.
Однако сразу субъективизируете его, добавляя ему некое "Я". От чего и рождаются такие "химеры" о которых остальная часть эссе.
Я назвал это структурированием, потому что, по моему мнению, разум считывает уже готовую структуру (порядок) и на ней обучается. А не наоборот. Даже если я не прав, это не отменяет ключевого вопроса - что такое разум? Ведь именно основываясь на логике, вы делаете свои далеко идущие выводы.
Если смотреть со стороны вашего эссе, то и ваши "идеи" точно так же самоуничтожаются. Логика одинакова: если скепсис разрушает мою позицию, то он разрушает и вашу.
И что же у нас остается? Вы говорите "ничто". Но ведь остается логика (структура порядок) А это уже не ничто.
"Ничто" никогда не чистое. В нём всегда остаётся логика. Потому что она не только субъективна. Именно поэтому я призываю сначала разобраться с тем, что такое логика (размышления), а уже потом делать выводы с помощью этого инструмента. Иначе вы и дальше будете "блуждать в трех соснах".
Опять же, дело ваше. Лишнее словоблудие среди философов никогда не осуждалось. А если оно ещё и приправлено "птичьим языком", на котором любит изъясняться, эта публика, получится красивое эссе, многим понравится. Вот только толку от этого ноль.
Проблема ответа на вопрос "что такое разум?" заключается в основопологающей предпосылке что есть разум. К такому выводу пришел радикальный скептицизм Рене Декарта, где "несомненное" начало "разума (как формы мысленного потока)" само-доказывала себя. Проблема (на мой взгляд) заключается в необоснованности такой позиции, где происходит подтверждение идеи "разума", через предпосылки о его необходимости.
С таким же успехом, можно обосновать идею фундаментальной причинности, где этим "фундаментом" будет - бог (как форма "я" или что еще угодно догматику).
Насчет саморазрушение скептицизма. Конечно, радикальный скептицизм обязан сомневаться в сомнении, однако, диалектический инструментарий противоречий "абсолютен" в этом случае. Своим эссе (как форму деконструкции "я"), я лишь "показал", что "я" - такая же удобная "фикция" в которую мы верим, а не знаем.
Также насчет саморазрушения. Я ставлю перед собой задачу продемонстрировать способность к разрушению фикций, которые казалось бы, являются несомненными. На примере этого эссе, я показываю, что вера в "я" = вера в бога.
Конечно, я считаю, что "слепо" разрушать все - абсурд, где мне либо останется жить веря в бога (или другую сказку), или смотреть в бездну, зная что она смотрит в меня.
Наверное, мне нужно будет проделать еще некоторую работу, чтобы "отделить" разные "веры", где все таки нужно "божественное" отделить от "условий всякого познания "я"".
Насчет "ничто" (когда я упоминал "нечто") или "логики" я не вижу смысла говорить, потому что - это такие же разрушающиеся фикции под давлением сомнения. Может быть, если будет наитие - я объясню это в другом эссе, также показав на примере, что мир вполне может быть устроен и без них (кстати, я это уже сделал в этом эссе, может, не так очевидно для тебя).
p.s. Даже если скептицизм само-разрушается - это не значит, что мы должны его отбросить. Только потому, что остается слепая догма, от которой никак не защитится. Скептицизм Юма (который критиковал причинность и "я") предопределил всю философию Канта и онтологии-феноменологии.
Для эгоизма первобытной клетки которая "пожирая убивала и убивая пожирала" )))) всё от туда от безмозглой матушки природы пред которой складываю свой разум..