Эпигонам Гуссерля и не только.
(Перед чтением очень желательно почитать учебник логики).
Читаем известное положение Эдмунда: «В естественной установке вещи даны мне как существующие вне моего сознания, в пространстве и времени».
Разберёмся с данным суждением «великого и ужасного» с точки зрения распределённости использованных терминов: субъекта и предиката. Выделим анализируемую часть: «…вещи даны мне как существующие вне моего сознания…».
Отсутствие квантора общности «все» говорит о том, что перед нами ЧАСТНОутвердительное суждение. А как гласит университетский учебник логики, в данных суждениях его субъект является НЕРАСПРЕДЕЛЁННЫМ, т.е. не охватывает всего класса предметов, которые входят в термин/понятие «вещи».
Аналогична ситуация и с распределённостью предиката «вне моего сознания»,т.е. он нераспределён, ибо вне моего сознания могут существовать не только некоторые вещи, но и целые галактики.
Таким образом, с позиции учебника логики суждение Эдмунда выглядит так: "НЕКОТОРЫЕ вещи даны мне как существующие вне моего сознания". Пристёгнутые через запятую ВСЕОБЩИЕ философские категории «в пространстве» и «времени» здесь логически абсурдны, ибо к частноутвердительному суждению не могут присоединяться всеобщие термины
Резюмируем. С позиции формальной логики известное суждение Гуссерля о вещах – ошибочно, ибо представляет собой эклектическую смесь частного с общеутвердительным.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ дисциплина мысли у Эдмунда была слабой и поэтому у него получались такие «винегреты».
НЕКРИТИЧЕСКОЕ восприятие такой эклектики эпигонами Гуссерля привело к тому, что доныне с его работами носятся как известный субъект с ПИСАНОЙ ТОРБОЙ.
Такие вот печки-лавочки, господа эпигоны.
Спасибо.
Комментарии
Вообще-то, на сколько мне известно (кажется это написано в ИФЕ 1989), во времена Гуссерля-Хайдеггера было принято называть вещью всё. Ну, типа, как мы сейчас можем сказать: "Любовь - это такая вещь". Так что тогда и галактика была вещью, и множество всех вещей - тоже вещь.
Виктору. Дело не в том что принято называть термином "вещь", а что нет. Суть критики уважаемого многими идеалистами Гуссерля в том, что он часто излагал свои взгляды без оглядки на правила и законы логики. А НЕКРИТИЧНО мыслящие слушатели его разглагольствования заглатывали не анализируя. Пургу Эдмунд гнал, как современный Чалмерс это делает сейчас.
Вы отбросили первую часть предложения. Объясните - почему нельзя считать выражение "в естественной установке" субъектом суждения? Тогда естественно :) что не все вещи будут даны нам как существующие вне нашего сознания.
Спокусу. Судя по вопросу учебник логики не раскрывали, а я ведь предупреждал в начале поста. Субъектом суждения всегда является предмет мысли. Подлежащее если со стороны русского языка. Можно добавить "в естественной установке + вещи" и это будет субъектом суждения. Но опять же без квантора общности "все" эта добавка сути не меняет. Суждение остаётся ЧАСТНОУТВЕРДИТЕЛЬНЫМ.
А вот без "вещей" выражение "естественная установка" АБСОЛЮТНО бессмысленна, т.е. пришей/пристебай ни о чем.
В естественной установке ЧТО?????? О чём речь? Нет подлежащего - предмета мысли.
Могут быть разные установки (позиции, точки зрения,..). Здесь, например, даётся характеристика, так называемой, естественной установке [взгляда на вещи]. Почему автор не имеет на это право с точки зрения учебника логики?
Халепный вы наш, о правах вообще вопрос не стоит. Все имеют право говорить всё, что ВЗБРЕДЕТ в голову. Речь идет о том, что реализовывать свои права надо с учетом определённых правил. Вы же не ездите по улице без ПДД? Полиция вам быстро разъяснит где и как ездить.
Так и с изложением своей точки зрения. Чтобы вас адеватно понимали, извольте соблюдать правила и законы логики, правил русского языка и т.д. Иначе это будет базар/вокзал.
Вы невнимательны. Я говорю не о гражданских правах, а о праве с точки зрения учебника логики. Именно на этом вы настаиваете третий мессадж подряд, начиная с открытой вами темы.
Вы не имеете права говорить, например, что некий объект в одно и то же время и в одном и том же отношении есть и его нет, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "учебника" ЛОГИКИ.
Теперь вам остаётся самая чепуха - показать где у Гуссерля пробой (с точки зрения логики) в его суждении относительно "естественной установки", что является субъектом суждения, который (субъект) характеризуется предикатом, т.е. тем, что указывает на свойства, особенности такого вида мыслительной уставновки. Для другого вида мыслительной установки субъект суждения может быть другой, например, когда установка не естественная, а трансцедентальная. В этом случае будет и другой предикат.
Вы же, в своём анализе, неверно отбросили часть гуссерлевского предложения, выплеснув вместе с водой и ребёнка. После этого, очутившись возле пустого корыта, вы правильно характеризовали "нахождящееся там" ничто с точки зрения логики.
P.S. Прошу не держать меня за сторонника Гуссерля. Но зачем возводить на него напраслину!? Он вполне может отсидеть своё и "за дело" :)
Спокусу: ну это смотря с позиций какой логики размышлять о праве (например, на ФШ наши уважаемые философы так и не прекратили спор о том какая логика есть истинная, а какая - словоблудная лабуда). А если это делать "по Гегелю", то у него однозначно есть такое: "Поскольку мысль возвысилась до существенной формы, надо стремиться понять и право как мысль. Может показаться, что понимание права как мысли открывает путь к случайным мнениям, однако истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета... Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно, лишь правильное мышление есть знание и познание предмета и поэтому наше познание должно быть научным" (см. Предисловие к "Философии права" Гегеля).
Халепному. Да, у вас есть полное право НЕ СЛЕДОВАТЬ Таблице умножения, теореме Пифагора, законам математики и физики, формальной логики и диалектики. Это вы и делаете, притягивая за уши вопрос о правах к законам формальной логики.
Следовать или не следовать различным законам - есть право каждого. Для тех кто не следует есть выражение: дуракам законы не писаны. Поэтому следуйте законам и забудьте о праве не следовать, т.е. нарушать законы, чтобы не выглядеть дураком.
Вопрос о правах нарушать законы логики за километр пахнет демагогией.