STUMBLING POINTS. (ЗАПНУТЬСЯ)
Слово преткновение/спотыкаться — изначально имеет негативные коннотации.
Фраза - «не ставь камень перед слепым» подразумевает, что он споткнется и упадет.
Но — в нашем духовном контексте — появляется противоположный смысл.
Идет речь о ситуациях, когда человек [на автопилоте] проскакивает текст, не останавливаясь и не замечая его мощные и глубинные смыслы.
И если человек затормозил, (вдруг) обратил внимание и задумался в процессе «движения» по тексту — это также может быть описано словом СПОТКНУЛСЯ/ПРЕТКНОВЕНИЕ/ЗАПНУЛСЯ, но уже рассматривается как ценный результат — дающий возможность человеку погрузиться вглубь текста и его смыслов (или жизненной ситуации/истории — как текста).
= - = - =
Но в данном случае — важно, что идет речь о «путешествии» по значимому тексту/жизненному опыту, а не просто по рутинному «участку».
а) Еврейские тексты — по определению рассматриваются как «плодородные» преткновенными местами.
б) Другие духовные тексты — с большой вероятностью — также должны обладать таким свойством.
в) возможно, что наличие такого свойства — делает текст важным.
г) в литературных (авторских) текстах — мы можем говорить о соотношении рутинного/глубинного.
При этом с позиции постмодернистской идеи о «смерти автора», мы можем разделить то, насколько сам автор вкладывал в текст глубинные смыслы и/или насколько читатель умеет «спотыкаться» и погружаться в «узлы преткновения».
= - = - =
ПРОНЕССЯ МИМО
Название Песах — происходит от слова ПРОЙТИ МИМО, или ПРОЙТИ НАД.
В английском языке аналогичным является слово PASS OVER – пройти над.
В контексте истории Песаха, когда шла речь об ангеле смерти, который нес зло в дома — тот факт, что он прошел мимо (миновал) являлось ДОБРОМ для жителей дома.
Интересно, что в процессе работы с текстом — эта же идея — рассматривается как слово ПРОСКОЧИТЬ — т. е. Хотеть зайти, но пройти мимо — не остановившись.
В данном случае — появляется негативная коннотация.
= - = - =
Можно связать данную ситуацию с процессом, который мы назовем РУТИНИЗАЦИЕЙ.
Особенно "одиозно" это выглядит в процессе еврейской молитвы, когда человек много лет читает один и тот же текст. И постепенно (или почти сразу) возникает ситуация, когда человек читает текст, но проскакивает мимо его смыслов, не останавливаясь.
Иногда это создает ценность экономии времени (быстро отмолился и освободился), но такой подход — девальвирует саму молитву и рассматривает ее как навязанное бремя, тратящее время.
= - = - =
Ключевым ресурсом в этих ситуациях является понятие СМЫСЛ.
Во время преткновения — мы можем обнаружить скрытый в тексте смысл.
а во время минования, мы не замечаем/игнорируем смысл.
Комментарии
Вы мыслите, о значении смысла слов, в том же направлении, что и я. Однако, почему-то, Вы проскальзываете с понимания значения глубинного смысла слов в смысл текста, тем самым, как бы, придавая второстепенное значение самому слову! Но ведь же именно слова вносят смысл в любой текст! А перенос значимости на сам текст направляет порядок осмысления именно на мысли, вложенных в текст, а не как на глубинное осмысление самих слов, из которых состоит текст! И всего бы ничего, но, Вы же сами понимаете и указываете на двойственность ключевых слов. Поэтому, когда в тексте применяются ключевые слова с двойственным смыслом, мы эту двойственность не замечаем, т.к. принимаем смысл слова только тот, который является общепринятым и переносим осмысление на сам текст. И получается, что и само преткновение имеет двойственный характер. В одном типе преткновения человек "спотыкается", когда ему вдруг осознанно доходит сам смысл мысли заложенной в тексте и другой тип преткновения возникает, когда человек осознал двойственный смысл ключевого слова. И тогда возникают сомнения в самом тексте. Именно борьба за единое понимание слов является ключевым моментом в любом мировоззрении. Причем борьба идет не за всякое слово, а именно за ключевые слова, те, которые являются основой мировоззрения. То есть, борьба за те слова, которые кодируют, программируют сознание человека. Придание значения смысла, кодирующему слову, в нужном направлении, является определяющим мотивом для тех, кто готовил сам текст. Определить же двойственность ключевого слова - задача по силам только для очень пытливого ума. А таких то умов - раз, два, да и обчелся. Вот на это и рассчитано применение кодирующих, двойственных ключевых слов, чтобы перенести осмысление не на сами слова, а на смысл текста. На этом и Вы и делаете свой акцент!