Еврейские понятия рабства и свободы относятся не столько к древним реалиям «рабовладельческого» строя (как нас учили в школе), сколько к режимам работы нашего сознания.
Дело в том, что когда человек воспринимает мир, существует 2 возможности работы с принимаемой информацией о мире.
1. Реактивная модель – все, что я делаю зависит только от того, что воспринято мной. В этом случае работа нашего сознания как бы запрограммирована внешней средой. Мы являемся «биороботом», в котором работает встроенная ПРОГРАММА автоматического принятия решения. Подобная система работы присуща всем животным, и ее механизм в данном случае называется инстинктом. С подобной программой рождаются ДЕТИ, для них это – механизм выживания. У взрослых такая модель важна в профессиональной деятельности в виде навыков, например, для водителей машины в большинстве ситуаций на дороге.
2. Активная модель – я сам (мое сознание) АКТИВНО включаюсь в ВЫБОР принятия решения. Эта модель – характерна для ВЗРОСЛОЙ работы с реальностью и цель родителей - подготовить детей к тому, чтобы к кризису 13 лет (Бар-Мицве) ребенок умел сам включаться в процесс принятия решений.
Здесь нам хорошо видно, что первая модель соответствует понятию из Торы – «РАБСТВО», т.к. человек полностью ЗАВИСИМ от внешней среды. А вторая модель соответствует понятию «СВОБОДЫ».
Процесс подлинной самореализации человеку доступен именно в режиме СВ. А в режиме РБ он обречен просто заниматься выживанием.
За этими двумя моделями скрывается бездонный океан мудрости, которую мы будем потихоньку «вычерпывать» на наших страницах.
Для начала обращу внимание на важный, но мало осознаваемый аспект.
Переключение сознания между режимами РБ и СВ зависит от многих факторов. При этом во многих случаях «переключателем» (или еще лучше сказать триггером) является сама внешняя среда, часто – окружающие нас люди (особенно близкие нам люди).
Агрессивность внешней среды часто «загоняет» сознание чловека в режим РБ.
Так современная «рекламно-телевизионная» манипулятивная индустрия специально вводит человека в режим РБ, для того чтобы навязать ему нужные решения.
И поэтому, еще более высоким уровнем сознания обладает человек у которого присутствует «диспетчер» - часть сознания, которая отслеживает, в каком режиме (РБ или СВ) находится человек.
Почему это важно? Дело в том,что в режиме РБ у человека без «диспетчера» отсутствует возможность понять, что он находится в РБ.
И поэтому, у такого человека даже не возникнет понимание, что он «попал в рабство». (те евреи, которые не хотели выходить из Египта).
Как сказал кто-то из классиков: «Рабство - это когда человек теряет желание избавиться от своих цепей».
Даже при таком минимуме информации, которую я здесь представил – мы уже можем дать один из ответов на главный вопрос современного еврейства.
- Почему большая часть еврейства является светской и не имеет ни малейшей заинтересованности обратить свое внимание на иудаизм?!?
Дело в том, что а) современная цивилизация не учит работе над собственным сознанием; б) современная агрессивная среда интенсивно загоняет людей в режим РБ; в) находясь в РБ - человек не осознает, что он в РБ и как следствие у него не возникает ни дискомфорта от этого, ни желания из этого режима сознания выйти.
При этом важно понять, что иудаизм – провозглашая приоритет СВ над РБ – тоже не дает ясной картины, которую я попытался описать.
Поэтому, если мы посмотрим на ситуацию в данном аспекте – то мы увидим, что для человека важно уметь переходить от РБ к СВ, и правильное использование еврейского опыта позволит человеку выйти на гораздо более высокий уровень самореализации.
Комментарии
Реплика к тексту «Рабство и свобода как режимы работы сознания». Проблема духовного рабства и духовной свободы совсем не еврейская, а общечеловеческая. В психологии существуют понятия – «интроверт» и «экстраверт». Первое характеризует человека, внимание которого более обращено внутрь себя, второе – человека, внимание которого более обращено на внешние факторы. Более свободен тот, кто поступает, ориентируясь на себя, на свои мысли и чувства. Но когда хочешь есть, поневоле думаешь о хлебе, а хлеб не лежит внутри нас. Когда нависла внешняя угроза, тут уж не до копания в собственных мыслях и чувствах. Характер (его основа) дается от природы, а тяжелые внешние обстоятельства могут превратить человека в раба обстоятельств.
Есть люди – «книжники». Они все думают, думают. Потом начинают писать, излагать свои мысли. Среди них немало духовно свободных людей. Однако… Однако и здесь возможны варианты. Некая «великая» мысль идеологического характера, как опытный рыболов в сеть, может захватить целые «косяки» думающих и пишущих. Образуется течение, учение,…изм. Возникает ситуация, как в Восточной деспотии: один свободен, а остальные – рабы.
Как чувствовали себя граждане Германии в период власти нацистов? Поневоле они были духовными рабами – надо было выжить. Было, конечно, и сопротивление, но слишком часто оно стоило жизни. А наши граждане при Сталине? Чувствовали себя так же. Однако многих (в Германии и у нас) это устраивало – тихих по характеру, покладистых, не претендующих ни на что, кроме угла в бараке, примитивного пайка, возможности свободно ходить в баню или в магазин. Я скажу более: людям, склонным по природе к духовному рабству, нравится их рабское положение: за все отвечают «фараон» и его партия, а мое дело – слушаться, делать то, что прикажут. Многие из тех, кого Моисей вывел из египетского плена, тоже хотели вернуться назад, потому что свобода оказалось благом, ради которого надо тяжело работать физически и много думать. И рисковать, и воевать.
Превращает ли религия человека в духовного раба? Но в синагогу, в мечеть, в храм никого силой не загоняют! А если парторг института или завода предлагал Иванову вступить в партию, то Иванов мог и не устоять. Его отказ наверняка означал – о продвижении по лестнице службы забудь. Что касается иудеев, то им, как народу, их религия помогла выжить. А возьмите христианство! На начальном этапе христианство было религией свободы.
И вот еще что я прочитал у автора текста «Рабство и свобода»: «Современная агрессивная среда интенсивно загоняет людей в режим рабства». То есть превращает в духовного раба. Здесь явное преувеличение опасности. Автор не знает, что такое советская пропаганда. Вот когда от «агрессивной среды» не было спасения! Тесть партийный, теща партийная, дочь партийная (в стране их было 19 миллионов) – куда было деться беспартийному зятю? Тора по этому поводу молчит? Современные средства информации не опасны для образованного и самодостаточного человека. Хочешь послушать новости – включил телевизор, не хочешь – выключил. К тому же из 50 (и более) программ можно выбрать то, что приятно, что по душе. А Интернет – великое поле свободы. Зайди к Гегелю, к Канту, Марксу, если все обыденное опротивело. Понедельник, 4 июня 2012 года