Вчера я посмотрел новый фильм Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи". Каждый год режиссёр снимает новую картину благодаря своему продюсеру и дорогому товарищу Алишеру Усманову.
По моему мнению, это лучший фильм Кончаловского за последние годы, как и, бесспорно, лучшая роль Юлии Высоцкой. Поражаюсь смелости Кончаловского, решившего создать такой фильм и показать его, когда народ бунтует в Беларуси, в Хабаровске и в других городах.
После просмотра фильма мне удалось поговорить с двумя пожилыми зрительницами, жившими в то непростое время, и оценившими фильм Кончаловского.
На премьерном показе 9 ноября в Киноцентре «Октябрь» Андрей Кончаловский поделился: "Должен вам сказать, с Алишером Усмановым, с которым я задумывал эту картину, мы долго думали почему мы работаем вместе, и должен сказать, что нас объединяет любопытство. Любопытство в том смысле, что каждый раз, когда мы делаем фильм, есть желание понять, ещё раз попытаться, безуспешно, безуспешно попытаться понять, зачем люди живут. Но этот вопрос поставить необходимо каждый раз, если мы хотим заниматься искусством: какой смысл человеческой жизни".
На пресс-конференции, посвящённой выходу в прокат его нового фильма "Дорогие товарищи", Андрей Кончаловский, в частности, сказал:
"Это кино о смысле жизни. Любое искусство пытается понять, зачем люди рождаются и за что умирают".
"... любопытно, сможем ли мы ещё раз напомнить зрителю, что он должен задумываться о смысле своей жизни. Размышления о смысле жизни это вроде бы такая высокая взята нота, но именно это всегда и вызывает у серьёзного зрителя это чувство".
"... главное в ощущении правды это то, что зритель должен верить происходящему. .... Если фильм фальшивит, только режиссёр виноват".
Мы знакомы с Андреем Сергеевичем: я подарил ему свой роман, а он мне — сборник своих фильмов. В целом мне нравится творчество Андрея Кончаловского. Я пытаюсь учиться у него, хотя наши взгляды не во всём совпадают.
Я родился в 1959 году, во времена Хрущёва. До сих пор помню сероватый батон за 13 копеек. После окончания школы и до призыва на службу я работал на Октябрьском электровагоноремонтном заводе столяром. Зарабатывал примерно 100 рублей. Каждый год весной снижали расценки, что вызывало возмущение рабочих, поскольку плата за работу падала. Рассказывали, что рабочие где-то бузили, но сам лично я ни в чём не участвовал.
О том, что случилось в 1962 году в Новочеркасске, мне рассказал мой дядя — член профкома завода "Большевик", представитель рабочей интеллигенции — Сергей Борисович Садков.
1-3 июня 1962 года в Новочеркасске в результате забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода им. С.М.Будённого и других горожан в ответ на повышение цен произошёл расстрел мирных граждан. Выступление было подавлено силами милиции, армии и КГБ СССР.
Указание подавить «антисоветский бунт» силой исходило лично от Хрущёва. Эти кровавые события рассматриваются как предвестник заката его политической карьеры.
Вся информация о новочеркасских событиях, в том числе о количестве погибших и раненых, была засекречена. По официальным данным, частично рассекреченным только в конце 1980-х годов, при штурме городского отдела милиции было убито 5 человек, при разгоне демонстрации 17, ещё 70 человек получили тяжёлые огнестрельные ранения. Позже вечером 2 июня было убито ещё 2 человека.
На суде, состоявшемся в Новочеркасске 13-20 августа 1962 года, семерым из «зачинщиков» забастовки были вынесены смертные приговоры, и они были расстреляны, 103 человека получили сроки от 2 до 15 лет лишения свободы.
Как же и почему случилось возмущение трудящихся?
К началу 1960-х годов в стране образовался острейший дефицит продуктов питания. В ряде регионов страны были введены карточки на большинство видов продовольственных товаров. В этих условиях руководство страны вынуждено было пойти на повышение цен.
31 мая 1962 года было опубликовано во всех центральных газетах Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении цен на мясомолочные продукты». Было решено повысить розничные цены на мясо и мясные продукты в среднем на 31% и на сливочное масло — на 25—35%. И, конечно, это было сделано в ответ на "просьбу всех трудящихся".
Уже на следующий день во многих городах страны появились листовки с призывами свергнуть «антинародную советскую власть». Но за исключением Новочеркасска дальше этих призывов события не пошли.
Народ ещё помнил (а некоторые и сегодня помнят), как при Сталине ежегодно снижали цены. Сталинская политика ежегодного снижения цен имела большу́ю поддержку советского народа. Да и сейчас имеет, когда цены только растут и растут.
За три месяца до описываемых событий администрация Новочеркасского электровозостроительного завода на 10% снизила расценки за тяжёлый труд, что привело к уменьшению заработной платы и почти на треть увеличила норму выработки.
Завод был не из передовых, туда принимали даже бывших уголовников, что повлияло на возникновение бунта.
В 10 утра 1 июня около 200 рабочих сталелитейного цеха прекратили работу и потребовали повышения расценок за их труд. В 11 часов они направились к заводоуправлению, по пути к ним присоединились рабочие других цехов, в результате около заводоуправления собралось до 1000 человек. Люди требовали от начальства ответа на вопрос «На что нам жить дальше?».
Директор завода Борис Николаевич Курочкин, выступая перед собравшимися рабочими, неудачно пошутил: «Нет денег на мясо — ешьте пирожки с ливером". Это вызвало всеобщий гнев. Главного инженера сначала хотели сжечь, но его удалось отбить от толпы. Бастующие перекрыли железнодорожную магистраль, на остановленном локомотиве кто-то написал: «Хрущёва — на мясо!».
Хрущёв отдал приказ подавить «антисоветский бунт» всеми возможными средствами и в самый кратчайший срок.
Рабочие сорвали со здания заводоуправления портрет Хрущёва и подожгли его. Часть наиболее радикально настроенных рабочих начала штурмовать здание, попутно устраивая там погром и избивая пытавшихся мешать им представителей администрации завода.
На митинге звучали предложения отключить подачу газа с газораспределительной станции, выставить пикеты у заводоуправления, собраться на следующее утро в 5-6 часов и идти в город, чтобы поднять там восстание, захватить банк, телеграф, обратиться с воззванием по всей стране.
С 18:00 до 19:00 к заводоуправлению были подтянуты сводные части милиции в форме численностью до 200 человек. Около 19:00 произошла первая попытка подавления волнения силой. Около 20:00 к зданию заводоуправления подъехали солдаты. Но военные в столкновения не вступали.
В ночь с первого на второе июня в город ввели танки. Танки вошли в заводской двор и стали вытеснять ещё остающихся там людей, не применяя оружия. Ввод в город танков был воспринят народом крайне негативно, и ночью стали распространяться листовки, резко осуждающие нынешние власти и Хрущёва лично.
Появление на заводах солдат в больших количествах крайне возмутило многих рабочих, которые отказались работать «под дулом автоматов».
Утром рабочие остановили поезд «Москва-Баку», а затем под красными флагами и портретами В.И.Ленина двинулись в центр города, к зданию Новочеркасского горкома партии.
Часть протестующих ворвалась внутрь здания горисполкома и разбила стёкла окон, двери, повредила мебель, телефонную проводку, сбросила на пол люстры, портреты. Они избивали партийных и советских работников и сотрудников КГБ, которые были в здании. Несколько протестующих пробрались на балкон, выставив красное знамя и портрет Ленина, начали выступать с требованиями о снижении цен. Пьяный Владимир Шуваев призывал убивать солдат и вешать коммунистов.
Очевидец событий Борис Казимиров говорил: «Я тоже был их участником. Вышел со всеми на площадь. Правильно народ возмущался. А потом увидел, как появились милиционеры — без оружия. И вдруг крик из толпы: „Бей ментов!“. Камни стали выворачивать. И озверелая масса побежала убивать милиционеров. Вот тогда я бы сам стрелял по толпе».
Митингующие вновь начали напирать на солдат, намереваясь то ли обезоружить, то ли смять оцепление. Те, отбиваясь и защищая своё оружие, вольно или невольно снимали автоматы с предохранителей и в горячке начинали стрелять. Пули хаотично полетели в гущу толпы, рикошетили от асфальта и стен домов. 10-15 демонстрантов упали. После выстрелов и первых убитых толпа в панике побежала прочь. На площади погибли 17 человек.
Павел Аптекарь в 2007 году писал: «Автоматчики дали несколько очередей в воздух, но задели несколько человек, в том числе мальчишек, следивших за событиями с деревьев».
Александр Лебедь (будущий генерал, а тогда мальчишка) рассказывал, как после первых выстрелов кубарем скатился вниз, как каким-то чудом перемахнул через высоченный забор. Видел вроде бы и убитых малышей.
Вся площадь была залита кровью. На солнце она быстро засыхала, и вся площадь была в бурых пятнах. На следующий день рано утром власти пытались смыть их сначала струей из пожарной машины, затем пригнали машину со щетками, а после, отчаявшись смыть следы преступления заасфальтировали всю площадь. В этот же день вечером на этой же площади (!) они устроили танцы для молодежи, чтобы та смогла отогнать от себя «чуждые» мысли.
По городу ползли самые жуткие слухи о людях, расстрелянных из пулемётов чуть ли не сотнями, о танках, давивших толпу. В больницы города с огнестрельными ранениями всего обратилось 45 человек, хотя пострадавших было гораздо больше (по официальным данным — 70 человек получили тяжёлые огнестрельные ранения).
Все тела погибших поздно ночью вывезли из города и похоронили в чужих могилах, на разных кладбищах. Долгие почти 30 лет родственники погибших 2 июня 1962 года в Новочеркасске не знали, где и как похоронены их близкие.
Информация о новочеркасских событиях в СССР была засекречена.
Первые публикации появились в открытой печати только в конце 1980-х годов. В ходе исследования документов и свидетельств очевидцев было установлено, что часть документов пропала, никаких письменных распоряжений не было обнаружено, а истории болезней многих пострадавших исчезли. Многие документы из архивов КГБ СССР, посвящённые Новочеркасскому восстанию, остаются до сих пор нерассекреченными.
13-20 августа 1962 года в Новочеркасске состоялся открытый судебный процесс над самыми активными участниками «волнений». Им были предъявлены обвинения в бандитизме, массовых беспорядках и попытке свержения советской власти. Почти все участники признали себя виновными. 7 человек были приговорены к смертной казни и расстреляны, остальные 103 получили сроки заключения от 2 до 15 лет с отбыванием в колонии строгого режима.
Реабилитация всех осуждённых произошла в 1996 году после Указа Бориса Ельцина. Главная военная прокуратура РФ в 1992 году возбудила по факту новочеркасского расстрела уголовное дело против Хрущёва и ещё восьми человек, которое, однако, было прекращено в связи со смертью фигурантов.
Военной прокуратурой в начале 90-х было установлено, что солдаты не стреляли по толпе. Скорее всего, это дело рук внутренних войск или КГБ. На крышах сидели 10 снайперов, там же было установлено два пулемета.
В сквере перед площадью, на которой произошли трагические события, установлен памятный знак-камень из белого мрамора с лаконичной надписью: "1962 г." и православным восьмиконечным крестом.
Президент РФ Владимир Путин 1 февраля 2008 года возложил цветы к памятному знаку «Жертвам новочеркасской трагедии 1962 года».
Президента Путина как-то спросили, что нужно, чтобы быть политиком. Он ответил, что самое главное – это способность чувствовать боль простого человека так же, как свою собственную.
Третьего дня, прогуливаясь, я свернул на Басков переулок и в окне на первом этаже одного из домов увидел надпись о помощи пожилым людям "Долго и счастливо". Оказалось, что это дом 12 – тот самый, в котором жил В.В.Путин. Я зашёл, рассказал о себе, мне пообещали помочь.
В 1991-1992 годах я тоже занимался благотворительной деятельностью – был исполнительным директором Ассоциации организаций социальной помощи Петербурга.
В этом году ПФР начислил мне пенсию в размере 7683 рубля. Путин обещал всем повысить пенсии в 2021 году аж на 6,3%. Вот я и думаю: куда же потратить прибавку в 484 рубля (хлеб+булка=100 рублей)? И таких как я — в России 20 миллионов!
Уже неоднократно опытным путём доказано, что на минимальную пенсию выжить НЕВОЗМОЖНО! В условиях мегаполиса даже надбавки не спасают.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга установило на 2020 год величину прожиточного минимума пенсионера в размере 9514 рублей. Эту сумму можно условно считать минимальной пенсией в СПБ.
Но почему пенсионеру планируют только 86% прожиточного минимума, или пенсионер не человек? Хотя ему больше приходится тратить на лекарства и на лечение?
У моей бабушки (блокадницы) в 1972 году пенсия была 71 рубль 80 копеек. Пенсию приносили на дом, и бабушка 1 рубль 80 копеек отдавала мне на книги, — спасибо ей!
Впервые купюру 100 рублей я увидел, когда отец получил отпускные. Сейчас на сто рублей можно купить только хлеб и булку.
Многие откладывали с зарплаты на сберкнижку на старость. Однако всё, что было накоплено за долгие годы непосильным трудом при советской власти, украли молодые реформаторы в период проведения гайдаровских реформ.
Говорят, что сейчас на Руси живётся хорошо. Кому-то, возможно; а кто-то вынужден нищенствовать.
Какая-то новорусская дама предлагает выселить из столицы всех нищебродов; по её мнению Москва — для элиты.
Хрущёв тоже тратил все средства на космическую гонку, что привело к обнищанию населения и к бунту в Новочеркасске.
Может, вместо того, чтобы строить космические корабли для полёта на Луну, направить средства на повышение жизненного уровня людей?
Русский народ умный: он, может быть, не всё знает, но всё понимает. Я убеждался в этом неоднократно!
Строительство коммунизма в СССР было, конечно, утопией. Это многие понимали. И как всякую утопию, построить в реальности её было невозможно, а потому повсеместно использовались ложь и насилие. В середине 80-х все ждали, когда же этот эксперимент наконец закончится. Началась "перестройка" и всё рухнуло!
Многие задаются вопросом: почему сейчас происходят протесты?
Это происходит, когда власть теряет контакт с народом!
Олигархи и властители не любят вспоминать Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года, как и Великую Октябрьскую криминальную революцию 1993 года.
Часто приходится слышать, в особенности от молодых, что жизнь при советской власти была не настоящей, мы влачили жалкое существование, которое нельзя в полном смысле назвать бытием.
Но так ли это? И что такое бытие? И какое бытие мы влачим сейчас?
Я достаточно пожил при социализме и могу сказать, что всё было не так плохо, как нас в том сейчас пытаются уверить. СССР была мировой сверхдержавой; были величайшие достижения в области науки, культуры и искусства.
Да, были и недостатки, но они не превосходили преимуществ.
Если при социализме стремились сохранять социальное равенство, то ныне при капитализме, напротив, усиливают неравенство и тем самым стимулируют неестественный отбор.
В борьбе за место под солнцем побеждает наиболее сильный, наглый и беспринципный. Выживает лишь тот, у кого сильнее мышцы, зубы и когти.
Выходит, эволюция развивается не в сторону духовности, а по линии развития физических качеств силы, и не всегда ума?
Нужно честно сказать: добивается успеха лишь тот, кто сильнее расталкивает других локтями, кто ради достижения успеха готов на всё, для кого цель оправдывает средства и в достижении успеха все средства хороши.
Доктор биологических наук, заведующий лабораторией НИИ морфологии человека Сергей Савельев в лекции «Социальная эволюция мозга человека» сказал:
«Мы все хотим хорошего, но всегда получается по-плохому. Потому что мы являемся участниками биологической эволюции, и когда надо принимать решение, поступаем как бабуины 65 миллионов лет назад, и никак иначе. И отбор у нас такой. Кто идёт по иерархической лестнице и достигает максимальных вещей? Самые интеллектуалы? Нет. Редко, случайность. Самые ответственные социально? Нет. У нас отбор негативный. Мы отбираем худших, а не лучших».
В науке это называется «закон отрицательной селекции».
В соответствии с дарвиновской теорией «естественного отбора», главная задача в условиях жёсткой конкуренции – выжить любой ценой.
Если жить важнее всего, то ради сохранения своей жизни можно пожертвовать любыми идеалами, пойти на любое преступление.
Если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, то стоит ли жертвовать своей жизнью во имя чего-либо?
Если наш мир есть результат долгой эволюции, то жить надо по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает, где каждый за себя и выживать надо любой ценой.
Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы отдать ради неё жизнь?
Что важнее: жизнь или идея?
Если важнее идея, то ради высокой идеи можно пожертвовать своей жизнью, а если потребуется, то и жизнью других людей.
Человек – существо порочное. Устройство общества может либо потворствовать его порочности, либо ограничивать. Ограничение инстинктивной природы человека и есть культура. Но инстинкты сильнее культуры. Поставьте человека в нечеловеческие условия, и он нарушит любые запреты.
А.С.Кончаловский в 2008 году говорил: "Человек рождён как животное, и любой хороший человек может стать животным в течение часа, ну пяти часов, если его поместить в тюрьму. … Человек гораздо в большей степени животное, чем мы думаем, чем мы хотим думать. Животным свойственны эгоизм, самосохранение и репродукция. Это главное, что определяет и человека тоже, а не только этический код или вера в добро, особенно поиск истины».
21 января 2017 года на «Эхо Москвы» Кончаловский заявил: «Для меня как для режиссёра и для художника сегодня самое сложное — пытаться достичь вот того, что за рябью находится, не правду, а увидеть истину».
Неделю назад я посмотрел фильм "Пока мы молоды" (While We're Young). Главный герой в исполнении Бена Стиллера говорит: "Я пытаюсь снять фильм одновременно зрелищный и интеллектуальный" (думаю, это и желание самого Бена). Он цитирует Жака-Люка Годара: "Документальный фильм всегда о ком-то другом, художественный —всегда обо мне".
"Может ли документалка быть чем-то личным?" — спрашивает герой Бена, и сам отвечает. — "Документальный фильм может и должен быть обо мне".
"Я делаю фильмы, чтобы понять правду", — говорит герой Бена Стиллера. — "Твоя задача быть честным, люди должны верить тебе".
Я в чём-то похож на героя Бена Стиллера, мне нравятся мысли и этические принципы, которые были озвучены в фильме "Пока мы молоды".
"Мы старались быть открытыми и учиться у тех, кого снимаем".
"Мы не пытались быть объективными. Мы хотели сказать, что предмет съёмок сам по себе гораздо интереснее, чем мы — кинематографисты".
"Меня и моих коллег критиковали за стремление к объективности там, где не может быть объективности. Но мы просто пытались ухватить правду. Это была правда непосредственного опыта".
"Мы видели правду не посредством того, что говорили о своих мыслях, но посредством различных этических подходов к кинопроизводству, которые позволили миру открыться нам".
Я согласен с этими этическими принципами создания документального кино, в котором недопустима неправда и подтасовка. Однако молодые режиссёры в погоне за успехом грешат злоупотреблениями, подтасовками, ссылаясь на собственное видение проблемы.
Если для документального кино абсолютна необходима полная достоверность и правдивость, то для художественного фильма, в основе сюжета которого лежат реальные события, не обязательно быть абсолютно правдивым и достоверным. Каждый видит реальность по-своему, со своей точки зрения, поэтому правда у каждого своя.
9 ноября на пресс-конференции Андрей Кончаловский сказал:
"Я не журналист. Это журналист должен заниматься правдой. Либо следствие должно заниматься правдой. Я всё-таки надеюсь, что это художественное произведение, поэтому оно может опираться на факты и обобщать их. Правда в искусстве и правда в жизни это разные вещи. Правда в искусстве — это то, во что вы верите. Если вы смеётесь, плачете, если герои вам дороги, то это правда. ... Даже куски стенограмм вошли в картину. Документ может стать художественным процессом. Искусство — это всегда ложь, которая помогает нам понять правду жизни".
«В чём смысл жизни, я не могу вам сказать, – признался мне Кончаловский. – Ищите сами. Вообще, человек не может жить без поисков смысла жизни. Смысл человеческого существования в том, чтоб постараться понять жизнь, а в конце её сказать: «Я так и не понял». В этом есть всё величие. Попытка, что в своих догадках ты провалился, но всё равно пытаться достичь истины. Я не знаю, в чём смысл жизни. Если кто-то знает, в руки ему флаг».
Я давно занимаюсь проблемой смысла жизни, написал два романа и снял более тысячи видеороликов.
Когда умирал мой сосед по квартире, с которым мы жили рядом 20 лет, перед смертью он согласился ответить на мои вопросы. За два дня я отснял более двух часов нашего интервью, а в итоге сделал ролик на 10 минут, который посмотрели уже почти миллион человек.
Полностью интервью опубликовал в романе-быль "Странник"(мистерия).
— Вот хотел с вами посоветоваться. Вы прожили большую жизнь, накопили огромный жизненный опыт...
— А проку? — произнёс сосед с безнадёжностью. — Есть у меня и награды, и почётные звания... Ну и что?! Кому они сейчас нужны? Что от них пользы? Страдали, работали, а всё псу под хвост! Всё, всё бессмысленно! Что жил, что ни жил!
— Но ведь остаются дети, внуки…
— Ну и что? С чем они остаются? С пшиком?
— Что же, неужели нет смысла в жизни?
Сосед долго молчал; видно было, что он напряжённо думает.
— По-моему, нет, — ответил он, наконец. — Главный результат жизни – что вот валяюсь сейчас на койке на последнем издыхании. Только зачем человеку мучиться? — с отчаянием проговорил сосед, и в голосе зазвучали слёзы.
— Неужели всё так...
— Безнадёжно?
— Да. ... Ну а посмертное существование?
— Не верю я в это.
— А Бог, по-вашему, есть?
— Нет, — сказал сосед удручённо. — Высшей справедливости нет! Ни на земле, ни на небе.
— Но ведь это ужасно, жить без веры в справедливость.
— Да, ужасно.
Сосед тяжело вздохнул.
— Вы смерти боитесь?
— Нет. Я бы даже сейчас не возражал…
— А если всё-таки есть загробная жизнь?
— И слава богу. Вообще, интересно, если бы что-то было.
— А если будет суд за прожитую жизнь?
— Тоже интересно. Какие-то выводы можно было бы сделать.
Дмитрий удивился.
— Вы удовлетворены тем, как прожили жизнь?
— Нет, конечно, — ответил сосед обречённо. — На тройку с минусом. Особых достижений не вижу. Главное, наверное, получение под старость этой квартиры. Я её сам выменял. Это немаловажный фактор: создать нормальные условия для жизни.
Дмитрий не мог сдержать любопытства.
— Вам семьдесят шесть лет. Это много или мало?
— Как ни странно, мне кажется, мало. Жизнь пролетела незаметно. — Сосед посмотрел на Дмитрия с завистью: — Эх, мне бы твои годы, я бы уж пожил в полную силу, на всю, что называется, катушку!
— А что было самым трудным?
— Самое трудное было определить это самое трудное, найти правильный подход к жизни. С годами появился более трезвый подход к существованию на этой грешной земле. В жизни нет совершенно бессмысленных и несвязанных между собой явлений. Надо быть честным по отношению к себе и окружающим, работать честно, честно выполнять то, что тебе поручили. Жульничать не следует, получать что-то себе за счёт других. Хотя, тем не менее, это повсеместно распространено.
— Как же можно призывать быть честным, когда все повсеместно врут? — удивился Дмитрий.
— В этом основная трудность жизни: невзирая на сложные ситуации, быть собой, быть честным с самим собой во всеобщей лжи, оставаться порядочным человеком, — исповедовался сосед. — Жизнь далека от порядочности! — он словно оправдывался. — И ещё нельзя доверять окружающим людям, которые могут тебя заложить в любой момент. Там где им выгодно, пойдут на что угодно; думают одно, говорят другое, а поступают совершенно иначе. Это, видимо, свойственно человеческой натуре. Люди по большому счёту не меняются, поскольку всё в них определяется биологической природой. Неизменным остается лишь стремление к власти.
Дмитрий с удивлением посмотрел на соседа.
— А к чему в этой жизни следует стремиться?
— Как ни странно, стремиться нужно к собственному благоденствию. Главное — личное счастье, развитие своей семьи, создание наилучших условий для своих потомков. Материальное благосостояние должно стоять на первом месте! Люди отвечают на призывы общества, и совершенно отказываются, при этом, от личных благ. А все эти принципы и призывы быть честным — просто обман! Говорится одно, а делается совершенно иное. Просто дурят народ! Люди живут честно, но это, в какой-то степени, признак их недалёкости. Глупо быть честным. Кто абсолютно честен, тот дурак. … Однако надо стараться быть порядочным человеком. Хотя это и не соответствует природе человека. Жизнь ведь — она непорядочна! Но надо стараться не совершать поступков, за которые потом будет стыдно, не польщаться на мелкие подлости.
— А если бы вы родились вновь, как бы жили?
— Я бы прожил свою жизнь иначе; многое бы сделал, чего не делал, и наоборот. Хотя знание ошибок не всё могло бы изменить. Были в моей жизни поступки, которые не очень меня красят; кое-что не хочется вспоминать. — Сосед тяжело вздохнул. — Вообще-то, я бы хотел всё забыть и начать жить с белого листа».
(из моего роман-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература.
"Жизнь есть бытие к смерти", — говорил известный немецкий философ Мартин Хайдеггер.
12 ноября 2020 года в Русской христианской гуманитарной академии состоялась презентация книги «Мартин Хайдеггер: pro et contra» (СПб.: Изд-во РХГА, 2020. Серия «Русский путь») совместно с презентацией научной монографии А.Б.Паткуля «Идея философии как науки о бытии в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера» (СПб.: Изд-во «Наука», 2020).
https://www.youtube.com/watch?v=KQjlSp6mj_E
ЗРИТЕЛИ О ФИЛЬМЕ ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ КОНЧАЛОВСКОГО
Мнения зрителей о фильме "Дорогие товарищи" А.С.Кончаловского после просмотра
ПРАВДА ВОЕННОГО ПЕНСИОНЕРА
Правда военного пенсионера
КОНЧАЛОВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ
Мнения об А.С.Кончаловском и его фильмах
ПРАВДА ВЕРУЮЩЕГО ПЕНСИОНЕРА
Правда верующего пенсионера 84 лет
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
А как лично Вы относитесь к МАРТИНУ ХАЙДЕГГЕРУ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Комментарии
Мартин Хайдеггер - такой же пустозвон, как и все прочие платонисты.
Подтверждение этого тезиса - в том, что никакие философствования известных на данный момент авторитетов и энтузиастов - не дают конкретных ответов...
Не смотрел, но…. У меня вопросы к мотивам создания фильма!? Художник нашел тему, почему именно эта тема , в то время , когда нынешнее время в России полно сюжетов , по драматизму , по меньшей мере соответствующими драматизму событий ВОВ. Для кого снимался фильм, почему французы…, да и фастфуды тут тоже в копилку, вспоминаю его философский фильм про побег из тюрьмы, глубокое знание деревенской жизни из другого фильма. Вспоминаю и Толстого, когда он дорос до осмысления Истины , его поменявшееся отношение к «Войне и миру». У меня есть ответ и он не в пользу ХОРОШИХ мыслей художника. Фрося Бурлакова: а что это такое? домработница: это мысли художника Фрося:а что они такие маленькие? ДОмработница:а потом их делают большими Война-это вскрывшийся гнойник «мирных» общественных отношений. это следствие, и Любое философское осмысление войны, претензии на это осмысление, обязано искать те людские качества, которые ведут к войне. Кончаловский не обладает этим системным взглядом, поэтому корни зла им не видны, а показать ужасы, психологические нюансы переживаний коллизий, без глубоких связей, со стилистической изысканной оболочкой – это увод своей совести от настоящих философских путей. Если человека не волнует семейная приспособляемость, готовность прислуживать любой власти, а ведь это соучастие и оправдание и всего низменного, что питает войны, не волнует качество продуктов, которые едят люди. Если он не видит, что его брат снимая «Статского советника». призывает к уродливой честности , где раб должен быть честным на своем месте, а статский советник на своем – преподнося это как святое устройство Руси, если он в своей постановке Анны Карениной не видит исканий Левина, а выводит на передний план Анну, если посыл «Рая» для западной публики, т.е меркантильный, потому что точно не философский – Он участвует в подготовке острой фазы ада И только тогда, когда он увидит эти связи – он начнет становится настоящим художником И будет экранизировать «Воскресение».
это на прошлый его фильм, как можно не видеть угодничество, что вы оцениваете, ведь фильм пахнет грязными деньгами со всех сторон. Разберите мотивы и увидите -фильм для запада, это такая ложка дегтя , что запах не услышать может только ковид головного мозга потому совесть этот фильм не разбудит, там нет глубинной правды, да не смотрел и это , но все ОЧЕВИДНО, по одной теме.
Я думаю, что фильм создан для осмысления настоящего нашего бытия.
существуют ложные логические схемы, будто показ чего-нибудь плохого -поможет избежать этого в настоящем и будущем, но если это все сопровождается ложью в другом, и этой лжи несравненно не меньше, то и пользы нет, есть вещи в наших душах, которые эту ложь убирают, ни один фильм Михалковых -Кончаловских не делает наши души лучше, Утомленные солнцем про это же, но там показана драма МЕЩАНСКОГО БЫТА, а само по себе мещанство не те качества, которые избавляют мир от лжи и ада...
Довожу до Вашего сведения, что "осмысление бытия" -
чисто платонистическая заморочка.
То, что нужно понимать
(иметь представление о действительных причинах и взаимодействиях их следствий)
платонисты предлагают "осмыслять" -
выдумывать недействительные причины покрасивше
и подчинять "трансцендентному влиянию" этих выдумок
все прочие представления и факты...
Но покуда платонисты живут и здравствуют "выдумывая недействительные причины покрасивше", до тех пор вам не опровергнуть их, ...а живут платонисты долго = Аминь!
Что тут скажешь - вирус "платонизьма" неистребим...
Наверно загадка как можно в упор не видеть то что стремиться донести Кончаловский во след всем великим художникам:
для того , чтобы убрать хвост у Кончаловского нет ни желания , ни знаний, и более того, его желания животные и он это не видит.
вы на костюмчик повелись
Желание приписать свои грехи оппоненту давно отмечено в науке психологии.
Что касается хвоста, то его убрать при всём желании Вы не в силах. Он нами унаследован от наших предков в качестве атавизма.
/Я родился в 1959 году, во времена Хрущёва. До сих пор помню сероватый батон за 13 копеек./
Странно как ребенок вообще может помнить такую ерунду , когда перед ним весь огромный прекрасный мир. Пересказ всех диссидентских баек в наше время. Насколько живучи все таки мифы.
Я регулярно ходил в булочную за хлебом, куда посылала меня мать! И до сих пор хорошо помню все цены и весь ассортимент хлебобулочных изделий того времени.
Николай :
Да я не о том . Что бы в детстве обращать внимание на такую прозаику как еда. Вы голодали ?
Ничего в том странного нет. Я например помню прекрасные булочки за 4 копейки, которые продавали в булочной на углу ул. Красной, году этак в 57...
Очень хорошо помню серый хлеб в котором, как говорили , были в основном добавки кукурузные, в году 60-м...
Прекрасно помню моему детскому изумлению в 61 году, когда мне мама дала булочку из белого хлеба, я нгачав её есть, изумился тому, что я вспомнил этот вкус белой выпечки, я его уже забыл когда ел такой.
После снятия Хрущева стали сразу печь из белого хлеба булочки и распространять для детей.
Созерцателю :
Все так . Но Вам будут постоянно рассказывать именно про какую то плохую булочку , создавая образ очень ущербной страны. И никогда не расскажут какие достижения были в это самое время. Будут улучшать человека, путем постоянного размахивания дерьмом у него перед носом. Хорошо , что многие стали понимать, чем сейчас занят Дьявол - он именно подбивает всех на борьбу со злом и плачет как мало добра в мире. Но хвост и копыта всегда выглядывают из под одежды.
Как можно относиться к "философу" который написал более 100 томов? Нормальный человек напишет столько? Толстой написал меньше и не философии, но говорил: "Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану." - (письмо Фету 1871г)
Относиться к Хайдеггеру надо так же, как и ко всем другим неадекватам - не тратить на них своё время.
совершенно согласен.
знакомство с работами Хайдеггера и Гуссерля ничего не прибавляет и ничего не убавляет в жизни человека.
всё то же самое можно найти на нормальном языке в немалом количестве.
они скорее отталкивают людей от поднимаемых идей
М-м-можно по-мед-леннее? Я зап-писываю....кто авторы?
Авторы, довольно подробно разобравшие "Я" - четверопутчики Гурджиев с Успенским. Алексей Ксендзюк и Михаил Папуш ныне здравствующие.
А разве Хайдеггер где-то разбирает "Я"?
А разве он занимается чем-то еще помимо этого?
Я ж и говорю - вопрос непростой и мало кому доступный.
Хайдеггер занимается Бытием, как таковым - его интересует не ЧТО есть, а что такое ЕСТЬ.
Это и есть Я.
Читайте внимательно и различайте бытие вещей и бытие Я - дазайн.
Или: "Это и есть ВСЕ" или "Это и есть МИР" или "Это и есть Истина"....
Почему вы решили, что Хайдеггера интересует именно "Я", а не Бытие как таковое?
Ткните цитатой в мою не внимательность : )
Мы перешли в тему, где для понимания нужен опыт дазайна.
К сожалению, он, этот опыт, мало кому доступен. И умственные способности тут не имеют значения.
Я могу как Хайдеггер болтать об этом часами, но в данном случае буду столь же непонятен.
Хорошо, а причем здесь "Я"?
Опыт "Я", вроде как у всех есть...
Такой опыт встречается, насколько я могу судить, у очень многих, но крайне редко.
А то, что обычно принимается за Я, скорее про психику, тело. Самые разные варианты.
Хайдеггер точно не про психику писал, и не про психологию, и не про сознание, и не про субъекта....обычно, именно все вышеуказанное связывают с "Я". Он писал о Бытии как отверзтости мира, явленной как присутствие присутствующего в его непотаенности...об алетейе.
Вы просто не постигаете сути писанного Хайдеггером и замену терминов понимаете как подмену понятий и идей.
Бытие, дазайн, может быть только у Я и ни у кого больше.
Это вопрос языка. Не может быть бытия, созерцания вне субъекта-источника-носителя бытия. Говорить о бытии как таковом - значит издеваться над языком.
Hу, это голословно.
У Хайдеггера не бывает простой "замены терминов".
"Подобная процедура - когда Хайдеггера пытаются подогнать под мерки унаследованных понятийных схем - первое, что приходит в голову. Однако вскоре оказывается, что это не подходит".
"Когда такой мыслитель - по-мнитель, как Хайдеггер, пытается, продумывая - у-по-миная традицию, обнажить то, что в ней свершалось и происходило, и при этом про-зреть ее о-граниченность, то он неизбежно будет вынужден, шаг за шагом, оставить язык традиции. У Хайдеггера это может быть прослежено очень четко. Так, в Бытии и Времени больше нет места для традиционной субъект-объектной проблематики, а с понятием здесь-бытия вводится новый способ понимания человека".
"М. Хайдеггер сам о себе в изложении Вальтера Бимеля" Изд-во "Урал LTD" 1998 г, стр. 234.
Традиционный способ говорить о человеке как о сознании, субъекте, "я" и т.п. отсутствует в "Бытии и Времени". Вместо этого мы находим термин "здесь-бытие". Конечно, это вводит в заблуждение. Однако речь не идет о том, чтобы заменить одно описание другим, а все остальное оставить по-старому; с изменением имени происходит смена виденья, смена понятий, а значит - мышления".
(Там же. Стр.71.)
Это один из самых популярных способов описания ситуации поиска и нахождения Я, пришедший с Востока. Быть здесь и сейчас. У него есть свои недостатки, но использовать можно
А что его искать? Оно и так всегда есть. Это способ отыскания кое-чего другого...того, что остается незамеченным в то время, пока "Я" держит себя при себе.
Это вы о чём? - этому ничтожеству кончаловскому за этот фильм заплатили те, коим нужно, чтобы полыхало везде по России... - никто не спорит, что те события трагедия, но таких трагедий по всему миру было и будет не счесть...
И заметьте свою беспринципность - в Хабаровске выступают в основе своей наймиты ныне посаженного вора и убийцы, а вам это всё равно - лишь бы "побороться" против "кровавого режима"...
А чем вы огорчены? - а тем, что эта фильма от кончаловского никого и не торкает - вы заметили?
ПОЖИВЁМ - увидим!..
Вот вы про себя говорите "ПОЖИВЁМ" - а вы уверены в этом? - а ну как "кровавый режим" вас, в нарушение всех международных законов, схватит и бросит в свои холодные застенки? - а там не сахар, зато здоровье всякого там тает как сахар в воде... - и всё...((
PS
Зато это ничтожество кончаловский снимет о вас потом малость кина и бабок срубит - не верите?
Про 13 копеек не помню. У нас хлеб всегда стоил 16. Серый. А белый 20. Но это был Хлеб! Через дорогу в 50 метров запах слышен был.
И что примечательно стоил этот хлеб 16 копеек с того самого 1959 года и до перестройки. А зарплата за это время выросла раза в два.
И водка всегда стоила 3.62/4.12. И колбаса и всё остальное не менялось по цене десятилетиями вообще.
Ну, а ставить в один ряд Беларусь и Хабаровск - значит вообще ничего не понимать, или искажать реальность намеренно со скрытым умыслом.
А водка не всегда стоила 3,62, было время и 2,87 насколько мне помнится.
Совершенно верно, 2,87
«После Аушвица бессмысленно думать о том, что поэзия или красота могут спасти мир, – говорил Кончаловский в 2008 году. – Человек не рождён для добра. Человек рождён как животное, и любой хороший человек может стать животным в течение часа, ну пяти часов, если его поместить в тюрьму. … Человек гораздо в большей степени животное, чем мы думаем, чем мы хотим думать. Животным свойственны эгоизм, самосохранение и репродукция. Это главное, что определяет и человека тоже, а не только этический код или вера в добро, особенно поиск истины».
«Понимаете, зло, оно растёт без посторонней помощи. А чтобы было добро, всегда нужно усилие, последнее усилие, чтобы не потерять эту последнюю надежду, чтобы там ... что там за гранью зла … будет чудо … любовь есть».
Репродукция, забота о потомстве плохо увязывается с эгоизмом, которого у животных, кстати говоря, нет совсем, потому как является принадлежностью человека. А у животных инстинкты.
На встрече с А.Кончаловским в 2012 году в Большом зале Ленинградской филармонии я спросил Андрея Сергеевича: «Почему предпочитают снимать фильмы, где насилие и смерть, а не добрые оптимистические фильмы?»
Кончаловский мне ответил: «Насилие и смерть – мы без этого жить не можем – наша жизнь так устроена. Но у человека, который делает кино, художника должна быть физическая, внутренняя боль, если он это показывает… Я не удивлюсь плохому поступку человека, никакому, а вот хорошему удивлюсь …»
«Зло нельзя уничтожить. Человек создан для того, чтобы всю жизнь бороться со злом».
«Добро и зло это две стороны одной монеты, то есть Сатана - это обратная сторона Бога. То есть не будет зла, не будет и добра».
«Зло неизбежно. Зло перерастает в добро, добро в зло. Без зла не было бы добра, как без тени не было бы света».
«В борьбе со злом мы растём. Если бы не было зла, мы бы умерли, мы исчезли бы в самодовольстве. Должно быть зло, но с ним надо бороться всю жизнь, это другой вопрос».
Совершенно верный ответ мыслителя.
не верю.
и вот почему, давайте в силу своих возможностей я представлю здоровую критическую картину осмысления действительности такими широкими мазками , конечно весьма условно.
мы постоянно получаем информацию и ЧТО мы оставляем для анализа , а что наш фильтр мышления не пропускает и почему: Усманов продюсер картины- сам Усманов один из тех кто на сухо доит Россию, уводя деньги за рубеж, т.е голодный бунт в Новочеркасске может повториться сегодня благодаря усмановым, его отец-коррупционер, т.е именно он готов был выполнять все и наверняка выполнял. эти люди из личных корыстных побуждений не только вели СССР к развалу, но и способствуют этому развалу России сегодня, живя за рубежом и продолжая обескровливать Россию. И будь у Кончаловского здоровое мышление при желании осмыслить приоритеты в причинно следственной цепочке , вопрос о том, ЧТО снимать отпадает и насколько мелким и ничтожным выглядит фильм о ужасах Новочеркасска, Количество денег в системе всегда конечно, я помню с каким даже не цинизмом он говорил что людям достаточно тот мизир денег, который они получают в провинции, и сам ест продукты , которых нет в магазинах, а людям -фастфуды и пр. лабуду химическую, Волнует ли его это , если бы волновало он никогда не готовился бы к фастфутизации населения., фильтры мышления Кончаловского настроены таким образом, что они блокируют ГЛАВНЫЕ вопросы жизни, и все эти рассуждения о добре и зле ввиду вышеизложенного -это интеллектуальный панцирь для совести, Мотивы Кончаловского =не Истина, в этом дело. Возьмите перечтите Анну Коренину и читайте о Левине , уделите ему самое пристальное внимание.. чтобы увидеть разницу. Может начнете оценивать что то более осмысленно , а не ориентируясь на незрелое эмоциальное впечатление от фильма, совершенно не беря во внимание ту часть айсберга, которую я попытался вскрыть.
https://navalny.com/p/5620/
о Усманове.
У Л. Толстого есть рассказ "После бала". Вот эта связка один в один Кончаловского и Усманова, учащих родину любить и размышляющих высокопарно о добре и зле. в этом рассказе показано ЧТО прячется за фраками. есть небольшое только исключение Кончаловский СОЗНАТЕЛЬНО НЕ ВЫХОДИТ НОЧЬЮ НА ПЛОЩАДЬ, ГДЕ Усманов делает свои делишки , и делает вид что и не знает про это ничего ...
Тут опять тема про РБ зашевелилась, и опять беспредметно от души, а мне всегда интересна суть , в каком интеллектуальном и эмоциональном состоянии человек склоняется к тому или иному решению, насколько оно системно взвешенно и в интересах всех, не усугубляющая ситуацию, ответственно.
Директор детсада-против Лукашенко, при этом нещадно экономит фонд заработной платы, причем и там где это незаконно. не говоря уж про по нечеловечески,для чего -правильно для премии себе любимой , ей скоро на пенсию и никто не собирается ей скидываться на подарки , так очевидна ее шкурническая деятельность , и когда обездушенно приводят какие то цифры , а ты в ответ о казни Иисуса, то люди даже не понимают о чем речь. Или молодежь у нас самая мудрая и неподдающаяся стадности ...
Такие как Кончаловский переводят внимание в чувственные и интеллектуальные туманы, без соответствующих знаний и опыта рассеить его трудно, так не способствуйте же отуманиванию сердец и мозгов.