Кинематограф

Аватар пользователя Дмитрий

Очень часто цитируют Владимира Ильича: "Важнейшим для нас из искусств является кино". Только вот, к сожаленью, цитату приводят обычно неполностью. Полностью она звучит следующим образом: "Пока народ безграмотен, важнейшими для нас из искусств являются кино и цирк". Такое отношение Ленина к кинематографу становится понятным в свете следующих замечаний. Отличительной особенностью кино от прочих видов искусств состоит в том, что обычно это есть коллективное творчество, что уже само по себе звучит как-то противоречиво. Поэт пишет стихи, писатель пишет книгу, художник рисует картину, композитор сочиняет мелодию, а кино снимают: продюссер, режиссер, сценарист, актеры, гримеры, костюмеры, осветители, оператор, конечно же, и т.д. И среди всего этого народа один несчастный, забитый человек - режиссер. Считается, что главный человек - это сценарист, ибо все начинается со сценария, но это теоретически. На практике же, вся ответственность лежит на режиссере, так как в большинстве случаев не режиссер подстраивается под сценарий, а сценарий подстраивается под режиссера так, что на протяжении всего времени сьемок его успевают переиначить, переутвердить по сто раз и в итоге от первоначального сценария ничего не остается. Режиссер Берман известен своей "горячностью" на съемочной площадке, так своиственной вообще многим режиссерам. Не случайно, например, в общественном сознании закрепился такой своеобразный образ режиссера, как нервного, вечно недовольного и орущего на всех человека. А он не с проста орет. Уже с первого дубля Берман кричал на актеров, что они играют не так. Нет, они хорошо играют, но не так! Не так, как он задумал, чтоб они играли. Понять идею, замысел режиссера съемочной группе, конечно же, трудно, плюс финансовые ограничения, плюс сроки, в которые непременно надо уложиться, плюс человеческий фактор - актер заболел или осветитель напился, или оператор не так камеру поставил, плюс технические неполадки - рухнула декорация. Режиссеру уже с первой сцены приходится наблюдать, как его замысел гибнет у него на глазах. По любому получается уже не так, как было задуманно в начале. Короче говоря, режиссер - это резко ограниченный обстоятельствами, несвободный художник. Отсюда встает вопрос: зачем снимать кино? Следует ли вообще браться за это дело? Примерно на такой же вопрос наталкивает фильм Феллини "8 1/2" Пользуясь случаем, прорекламирую. :)

Конечно, здесь преувеличение. Не все так драматично, и можно перечислить целый ряд выдающихся режиссеров. Георгий Данелия, например, как-то сказал, что фильм может снять абсолютно любой человек. Вот посадите в кресло прохожего, научите его говорить три слова: камера, мотор, снято, - этого будет достаточно для идеального фильма. Только вот вряд ли этот прохожий будет просто спокойно сидеть и снимать, это волшебное кресло подействует и на него. Но обычно все великие режиссеры стремились достичь одну и ту же цель - превалирование зрительного ряда над всем остальным. Зритель должен быть захвачен сюжетом в действии на экране, и это крах для режиссера, если зрители при выходе из кинотеатра обсуждают "как" это было сделано (красиво-некрасиво, динамично-нединамично), а не "что" было сделано.

Кстати, известен случай, когда в кино продюссер, режиссер, сценарист, актер был один единственный человек. Это, конечно же, Чарли Чаплин. Он снимал в несерьезном жанре, я видел один из его фильмов давно, скажу честно, впечатления не произвело, но все равно смотрится как-то живо.

Комментарии

Аватар пользователя МакСергеев

дом строит тоже не один архитектор

книгу может написать один члеове кно издать - нет
исполнить музыку один человек может а может и не исполнить - чаще не может - нужен оркестр

изобразить полотно оддин может, но часто нужны позёры и ученики для прорисовки деталей ,а ели это фреска мозаика - тем более

скульптура статуэтку можн осделать но Рабочего колхозницу однйо Мухиной трудновато воздрузить :)

Аватар пользователя Дмитрий

Да, да... Пейзаж один человек тоже нарисовать не может. Нужно небо, Солнце, природа, планета Земля и т.д. :)))

Аватар пользователя molbard

чтобы нарисовать пейзаж, нужна работа все исторической культуры по воспитанию эстетических чувств и способностей художественного видения и творческого преображения действительности

Аватар пользователя Nataly

А я бы обратила внимание на слова Ленина в этой фразе: "ПОКА НАРОД БЕЗГРАМОТЕН". ...
Т.е. он понимал, что кроме хлеба безграмотным=некультурным людям нужны еще и зрелища. При этом через эти виды деятельности можно развивать сознание людей от примитивного восприятия зрелища в цирке к интеллектуальному и духовному кино. Не зря же в конце жизни В.И. говорил о культурной революции и взял на неё курс. Об этом тоже забывают или умалчивают, как о части приведенной фразы.
Н.В.Гоголь писал: есть театр и ТЕАТР. Мы можем сказать есть кино и есть КИНО.
А цирк разве не может развивать вкус человека? Тем более, что он доступен любому зрителю.
Театр тоже искусство коллективное, но кино в восприятии проще, поскольку не требует изначально развитого воображения для принятия театральной условности.

Аватар пользователя Дмитрий

Я, наверное, был очень категоричен, когда говорил о коллективном творчестве, но все же сам делал акцент на главенствующей роли режиссера. За то, что увидет зритель на экране ответственен именно он. Сам я кино не снимал, однако свои рассуждения строю от впечатлений разных талантливых режиссеров. Так вот они пинают на ограничения своей, так сказать, духовной свободы обстоятельствами, которые им неподвластны. Режиссер чувствует себя свободней в театре, чем на съемочной площадке, да и то там тоже много чего может произойти.

Режиссер стремиться к тому, чтобы свою мысль передать на экране, зритель должен ее "увидеть". Так вот у них это невсегда получается.

Ну, хорошо. Спасибо Вам за сообщение, Наталья.

Аватар пользователя Nataly

Режиссер действительно ответственнен за результат.
Театр, кстати, у нас в не меньшем упадке, чем кино.
Может ли творец передать идею, зависит от уровня таланта. Чаще отсутствие мысли, идей режиссер оправдывает чем угодно. Или пытаются всех убедить как это талантливо (Продолжение "С легким паром", например). Но есть и действительно хорошее кино. Можно по разному относиться к Н.Михалкову, но "12" - это Искусство.
А что касается духовной свободы, то она на то и духовная свобода, что не зависит от внешних обстоятельств. А.И.Куинджи говорил, что художник и в тюрьме должен быть художником. Хотя возможность внешнего творческого выражения действительно может пострадать от внешних обстоятельств. Но "Город Солнца" Кампанелла сочинил в тюрьме в кромешной тьме, испытывая адские муки. Судьба ему дала возможность издать книгу после.
Твориц по сути создает свое произведение один на один с Богом. А вот реализация имеет разные виды в зависимости от вида искусства. В любом случае творчество тогда истинно, когда не для себя, а для людей.