Вопросы к академической дискуссии
ВЗРОСЛЫЕ – ЭТО «ДУРНЫЕ ДЕТИ» …
Детство и цивилизация.
Детство и культура.
Детство и общество
Общество как кругооборот вещей, идей и людей. В
каком смысле слова «ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕСТЬ КАБАК»? / В.В. Розанов /.
ШКОЛА: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО … ОБРАЗОВАНИЯ.
Социология, журналистика, рынок, общественное мнение и биржа. Детство в современной России.
Психолог в школе: Зло или Благо. Психология или психогогия?
Психология – разновидность социологии и наоборот. Социология или социо-доксия?
Разрыв поколений и дефектология детства. Софиогония и софиогенез. ЗПР – детская софиологическая революция!
Почему социология не может быть наукой о современной России. Казачья станица – против «социологии образования».
Диплом вместо… образования.
МЕСТО В ЖИЗНИ и СОФИОГЕНЕЗ ДЕТСТВА.
Что есть ребенок? Что есть взрослый? Что есть зрелый человек? Мужчина и мальчик, женщина и девочка.
Школьный класс: место в школе или место в жизни?
Психо-генез, сомато-генез, социо-генез ребенка. Уроки тифлосурдопедагогики Соколянского и Мещерякова.
Э.В.Ильенков о Спинозе, Фихте, Гегеле и Фейербахе. Проблема идеального и «производство Человека».
Знание и не-Знание; молчание и речь. / Дионисий АРЕОПАГИТ и Николай НОСОВ/. Завуч как мастер современной цивилизации: производство знаний, распределение знаний, обмен знаний, потребление знаний…
Предметность Знания и квази-предметность школьного «предмета». Знание «эйдетическое», «софийное» или позитивистское… Наркомания – «меональное» знание о жизни.
Педо-гог как «детский гений». Жизненные проблемы детства в зеркале « психологии», «философии сознания», «философии жизни» и «мифологии детства»…
Детская игрушка как философская проблема. «Диалектика мифа» /А. Лосев/ или «мифология рассудка» /М.Лифшиц/. Жаждет ли логики современный педагог?!
Безлюдность, бездетность, бесполость – черты советской и постсоветской официальной педагогики.
Директор школы и формы общественного рассудка: школьная форма, расписание уроков,
школьная линейка, правила уличного движения,
деньги, единица мер и весов, микросоциум,
закон о правах ребенка, правила личной и общественной гигиены, правила противопожарной безопасности, реклама, средства массовой информации, школьный класс, школьный коридор, школьный двор, школьная администрация, школьный сторож и вахтер.
Архитектоника софиологической педагогики:
воображение – рассудок – разум – мудрость;
души – архонты – герои – гении – демоны – ангелы - архангелы – начала – власти – силы – господства – престолы – херувимы – серафимы...
МЕТАФИЗИКА ДЕТСТВА И ЛОГОС ЖИЗНИ.
Философия имени: почему ученик идет к доске? Против агрессии психоанализа в школе и жизни.
Между метафизикой «дурной» и «конкретной». Место логики и метафизики в современном образовании :
а) Пайдейя Платона и «русская тайна» Мартина Хайдеггера;
б) Кант и Гегель – спор о метафизике. Современное высшее образование – заложник его недорешенности;
в) Владимир Соловьев. Русская философия обретает Софию;
г) Иван Ильин. Закон конкретности Бога и Человека;
д) Алексей Лосев – состоявшаяся Россия. Русская школа перед лицом греческой мудрости. Союз Техне, Христа и Софии как «единство единого».
Вперед, к диалектической логике! Резолюция II Российского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении», 7-12 июня 1999 г., г. Екатеринбург.
ОТ СОФИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ К
СОФИОЛОГИИ БОГАТСТВА.
Политэкономия или «экономическая наука»? Что такое «национальное богатство».
Какое именно «знание о богатстве» ответственно за экономический развал России? Герман Лопатин на Ставрополье: между Доксой и Софией.
а) академическая медаль им. Германа Лопатина;
б) почему современная журналистика должна стать софиологической?
РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ – значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ ПРОТИВ ДЕТСТВА!
Философское ученичество – идеал образования:
а) Сократ и его ученики;
б) Платон и его ученики;
в) Аристотель и Александр Македонский;
г) Гегель и его ученики.
Греческий язык у Г. Гегеля, М. Хайдеггера, А. Лосева и А.А. Тахо-Годи.
Алексей Лосев о «Человеке в футляре» А.П. Чехова.
Классическое образование и судьба России.
Бизнес: жизнь Дела и дело Жизни. Какие языки на пути к искусству жить лучше изучить вашему ребенку?
СОФИОЛОГИЯ ДЕТСТВА – ЦАРСКАЯ НАУКА!
Эмблема философско – педагогических Чтений:
Знак
ЗНАЧЕНИЕ
С М Ы С Л
ОРГКОМИТЕТ : Барбашина Г.И., Бирюков И.А., Балаклеец Л.И., Буртник В.В., Дадунцева Е.В., Гукин В.А., Заблоцкая В.П., Келасов Ш.В., Туранкин В.Ф., Зимарин Н.И., Закота Е.Ф., Тебякин В.А., Сушко Г.А., Умнякова С.А., Умняков К. В., Волгунова Л.В., редакция газеты «Искра» Предгорного района.
А К А Д Е М И Ч Е С К И Е М Е Р О П Р И Я Т И Я
философско- педагогических
Чтений
СОФИОЛОГИЯ ДЕТСТВА – ПРОБЛЕМА
ФИЛОСОФСКАЯ! И ГРЕЧЕСКАЯ…
Презентация брошюры И.М. Мануйлова
«АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Конспект лекций»,
Пенза – 1999 год.
Оргкомитет – общество «Виктория»
О Б Щ Е С Т А Н И Ч Н О Е
АКАДЕМИЧЕСКОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
по
АКАДЕМИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ
« С О Ф И О Л О Г И Я Д Е Т С Т В А »
в г. Ессентуки – станица Ессентукская
Т Е М А : публичная презентация и общественно-
академическая экспертиза краевой целевой программы
«Здоровьесберегающие технологии и образование детей
на 2001-2004 годы», по авторству проф. Базарного В.Ф.
СОФИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ : Диплом ради
Истины, карьера – ради места в Жизни!
Академическое заседание ректорского корпуса и
организаторов народного образования КМВ и
Ставрополья.
г. Ессентуки – Пятигорск.
Презентация издания общества «ЗНАНИЕ»
города Ессентуки
« С О Ф И О Л О Г И Я за 10 лет »
/ 1991 – 2001 г.г. /
НАУЧНЫЙ АКТИВ
философско-педагогических Чтений и гости академической
России
1. ШИМИНА А.Н., д. ф. н., профессор, зав. кафедрой философии Воронежского госпедуниверситета.
2. ГУСЕВА Н.В., д. ф. н., профессор, директор ИПК учителей г. Усть-Каменогорска, АН Республики КАЗАХСТАН.
3. ЛОБАСТОВ Г.В., д. ф. н., профессор, проректор Московского института делового администрирования.
4. МИХАЙЛОВ Ф.Т., д. ф. н., профессор, институт философии РАН.
5. ГУКИН В.А. координатор Педагогического общества России по Свердловской области
6. КОРКУНОВ В.В., кандидат педагогических наук, профессор, академик, зав. кафедрой коррекционной педагогики и социальной психологии Уральского госпедуниверситета.
7. ЭЙНГОРН Н.К., к. ф. н., профессор Уральского госуниверситета.
8. СМОЛЬНИКОВА Н.С., к. ф. н., доцент кафедры культурологии УрГПУ.
9. РУБЦОВА А.Н., директор школы № 182 «ПОИСК», г. Екатеринбург.
10. КОМБАТОВ А.И., инструктор Клуба избирателей Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга.
11. СЕРГЕЕВ Г.А., работник министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Секретарь городского семинара по русской, немецкой и греческой философии « РУССКИЙ ЛОГОС».
12. ТЮШЕВА Н.М., зам. директора шк. № 27 г. Екатеринбурга.
13. МИРОШНИКОВ Ю.И., д. ф. н., профессор, зав. кафедрой философии УО РАН.
14. ОЧКИН В.Л., доцент каф. философии Пензенского педагогического университета.
15. МАНУЙЛОВ И.М., к. ф. н., доцент Пензенского технического университета.
16. ТАХО-ГОДИ А.А., доктор филологических наук, профессор МГУ.
17. КЕССИДИ Ф. Х., д. ф. н., профессор
МГУ, Греция. ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ»
города Ессентуки
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ
Свердловское областное отделение
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ ОРГКОМИТЕТ
II Российского философского конгресса
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Ч Т Е Н И Я
Академическое задание:
«С О Ф И О Л О Г И Я Д Е Т С Т В А»
Эон - ребенок, играющий в пессейю,
ребенку принадлежит царская власть.
Гераклит ЭФЕССКИЙ, VI-V в. до н.э.
Председатель оргкомитета
философско-педагогических
Чтений: БАТУРИН А.Д.
Ученый секретарь: МОЛЧАНОВ В.А.
г. Ессентуки
2001 г.
Комментарии
Исследуя людей, нельзя их подразделять по полам, возрасту, социалке и проч, поскольку за этим как правило нет ничего кроме попыток УЙТИ ОТ ТЕМЫ. Нужно подходить к вопросу с позиции естествоиспытателя -----ЕСТЬ антропогенная материя и закономерности её развития, ВСЁ более ничего не нужно. Вся наша жизнь есть сплошной НУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ всё что надо это иметь мужество к наблюдению и обобщению полученных результатов, а не загонять самого себя в интеллектуальные ловушки
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Путь к истине проложили через Ессентуки
Философы России установили, что в курортном городе есть «особое пристрастие к академическим формам самодеятельности» в хорошем смысле
Летом 99-го в Екатеринбурге прошел Всероссийский конгресс «XXI век. Будущее России в философском измерении». Спустя два года решили послушать «эхо» того конгресса и провести новый семинар. Вопрос – где? Философы выбрали станицу Ессентукскую Предгорного района. Оказалось, местные жители рады принять гостей и ничего не имеют против «софии», т.е. мудрости.
- В станице Ессентукской мы решили провести семинары только по одному направлению – софиологии детства, - говорит кандидат философских наук Валерий Молчанов. – И мы очень рады, что на проведение такого мероприятия люди в курортном регионе очень активно откликнулись.
Что означает «софиология детства»? Если объяснить доступно, то вот пример. Хозяйничают в нашей сегодняшней жизни, в большей или меньшей степени, бюрократы. А бюрократ – это есть государственный муж, впавший в детство ни к месту и не ко времени. Значит, поняв проблемы, «лежащие» ещё в его детстве, можно будет понять и природу его сегодняшнего поведения. Иными словами, детство – исток всему. В детстве спрятаны все объяснения нашим поступкам в юности, среднем возрасте и старости.
Эту тему можно развить, - продолжает Молчанов. – Поняв проблемы детей сегодня, мы будем знать, каких сюрпризов ждать от них завтра. Если эти сюрпризы плохие, то поведение сегодняшней ребятни можно и нужно корректировать. В общем, софиология детства – очень полезное направление в науке человекознания. Это не просто теория. Направление несет пользу и с практической точки зрения. Я очень рад, что нашлись люди, приветствующие развитие софиологии здесь, на Ставрополье, и в частности в Ессентуках. Чтобы наща работа в регионе не прошла бесследно, решено выпустить академическое пособие – сборник статей по софиологии детства за последние 10 лет. Это будет нечто вроде монографии. Очень рекомендую почитать эту книгу всем, кто работает в сфере образования, тем, кто не сможет попасть на наш семинар.
- За счёт каких средств вы намерены выпустить сборник?
- Когда я говорил, что мы нашли здесь абсолютную поддержку, то имел в виду и то, что дело поддержали финансово. Спонсирует выпуск книги предприятие «Юг-георесурс». Я скажу более: главный геолог этого предприятия Анатолий Батурин – председатель нашего оргкомитета.
Выяснилась очень любопытная деталь: философия для геолога далеко не безынтересный предмет. А сам Анатолий Батурин, увлекавшийся философией ещё в институте, и сегодня с удовольствием подискутирует по поводу трудов Гегеля и Канта, как и его коллега Валерий Лаутен.
В итоге получается, что ессентукские геологи ищут сразу два важных источника: первый – философский, для здоровья духовного, второй – нефтяное месторождение, для финансового оздоровления всего курорта.
Рита БАГРОВА.
«Комсомольская ПРАВДА», 13 сентября 2001 г.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ПЛАТОНА
На путях и в лабиринтах человеческого познания давным-давно известен один вопрос: что на свете всего труднее? Имеется и ответ на него: увидеть собственный глаз.
И в самом деле, увидеть самого себя со стороны – все6го интереснее. К счастью, такая уникальная возможность обозреть местность как бы с высоты птичьего полёта возникла у нас с вами благодаря грядущим осенним философско-педагогическим чтениям, что должны состояться в г.Ессентуки – станица Ессентукская.
Тема чтений звучит так: «Софиология детства». Она проистекает из того академического задания, которое исполняет постоянно действующий Оргкомитет Второго всероссийского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении», который прошел в центре России - в Екатеринбурге 7-11 июня 1999 года. Под девизом «Два года после конгресса» подводятся предварительные итоги прошедшего времени. То есть, проходит своеобразный смотр академической общественности страны со времени её последнего общенационального форума.
Пришло время отчитаться перед ессентучанами о предварительно проделанной работе, поделиться и некоторыми выводами, тоже, конечно предварительными…
Для начала сошлюсь на мнение одного из своих коллег, Молчанова В.А., Учёного секретаря Уральского отделения философского общества СССР. Как кандидат философских наук он исполняет сейчас роль и Учёного секретаря нашего Организационнного комитета.
Его мысль такова: «Пока нигде, из известных мне уголков академической России я не встречал такого искреннего интереса к Проблеме, такой сильной «интуиции Познания» среди людей, не получающих за познание деньги, такого развитого вкуса к академической жизни как таковой…»
- Ну и что же? – переспросил я его.
- Как это «что» – удивился он. – Тот, кто обладает подобными качествами, больше всего приближен к пониманию Блага. А тот, кто владеет понятием «блага», тот и приобщился к «Блаженству», как утверждают Августин и Платон. …Приоткроем учебник истории философии и увидим, что одного уже XXV веков принято именовать «божественным», а второго XVI веков подряд называют «блаженным»! Шутки – шутками, но не ясным для меня пока что остаётся в этом вопросе лишь одно: то ли здесь сказываются жизненный темперамент юга Росси, то ли врождённое чадолюбие ессентучан, то ли живейший отклик души на те беды, что избежали мы с вами, и которые роковым образом обрушились сегодня на детей. На детство как таковое, точнее говоря… То ли, наконец, тот очевиднейший факт, что Россия ныне кровоточит. А рана болит и кровь течёт, прежде всего, на Кавказе. Ведь, известно же: «Во много мудрости много и печали». Как, впрочем, и наоборот.
Оставим нашего читателя пока что наедине с подобными размышлениями, а сами обратимся к тому, как обстоят дела в Оргкомитете философско-педагогических Чтений. То есть, в том месте, где осуществляется ныне общенациональная академическая инициатива наших земляков.
На 1 сентября 2001 года он насчитывает в своём составе примерно 20 человек. Почти все они представляют общественность Предгорного района и города Ессентуки: общественные деятели и руководители муниципалитета, депутаты Госдумы и рядовые избиратели, профсоюзные работники и руководители трудовых коллективов, трудящиеся на ниве духовного производства и работники промышленности, пенсионеры и молодежь, педагоги и социологи, беспартийные и известные на КМВ партийцы, русские и греки, умудрённые жизненным опытом и думающие «делать жизнь с кого?..»
В настоящее время разработана и функционирует эмблема Чтений по софиологии детства. Творческую и организационную роль здесь сыграли директор детской художественной школы В.Ф.Туранкин и начальник управления культуры администрации г.Ессентуки Заблоцкая В.Ф.
Эмблема эта красуется на временном бланке Оргкомитета, который (бланк) предоставлен нам, вновь воспрянувшим из бездействия и забытья, обществом «Знание» по решению Правления, во главе с его председателем, Буртником В.В.
Если «Детство» – это проблема общечеловеческая, то «София» – проблема философская. Вот почему, по настоятельной просьбе греческой общественности Предгорного района Ставропольского края, специальным пунктом запланирована презентация брошюры И.М.Мануйлова «Античная философия. Конспект лекций». Пенза – 1999 год. Это предполагает рецензирование, аннотирование, написание сопроводительного текста издания (предисловия и послесловия), академическую регистрацию издания, символическую творческую премию автору, командировочные расходы для него, наконец, презентационный тираж самой брошюры, от 100 экземпляров и более… К настоящему времени получено согласие общественной организации «Виктория» в лице председателя Афанасова К.М. на полный объём финансирования этого пункта Программы Чтений.
Следует выразить признательность Оргкомитета директору Главпочтампта г.Ессентуки Панаэтову К.С. и его коллеге по Предгорному району за конкретную, своевременную и охотно оказанную помощь на предварительном этапе нашей общей работы.
Достигнута предварительная устная договорённость с директором швейной фабрики «Малыш» Чуенко С.В. на изготовление в подарок ессентучанам партии летних маечек с эмблемой Чтений.
Члены Оргкомитета обратились с официальной просьбой о помощи академическому мероприятию к председателям Советов ассоциаций греческих общественных объединений России и Ставрополья Чопозову Г.П. и Полиеву Я.Г., а также к директору УФПС по краю Кириченко Ю.П.
Никакого ответа на эти обращения пока что ещё не поступило.
Ждём мы большего проявления активности и от членов молодёжной администрации г.Ессентуки Легецкого А.Н. и Алексинцева А.Н., тем более, что узкие места весьма очевидны. И связаны они вот с чем.
К сожалению, после того, как газеты «Ессентукская панорама» 7 июля и «Кавказская здравница» 10 июля с.г. опубликовали первую информацию о философско-педагогических Чтениях по фундаментальной проблеме детства, мы не обнаружили какого-то заметного оживления в среде местной педагогической общественности в связи с этим фактом. Более того, первоначально грядущие Чтения носили название «летние», в расчете на то, что даже сугубо профессиональный энтузиазм педагогов, который давно и прочно обрёл такую организационную форму, как «августовский педсовет», захочет непременно соединить устоявшееся производственное собрание с методологической высотой своего высокого призвания…
Но, увы! И мероприятие из летнего естественным образом превратилось в осеннее.
В настоящее время депутат Госдумы Ставропольского края Зимарин Н.И. обратился с официальным запросом к руководителю народным образованием г.Ессентуки Власенко А.А. относительно совместного поиска путей решения вопроса. А именно: как избежать того, чтобы дежурный «методический» энтузиазм педагогов проявил бы себя вместо методологии детства, а не на основе её. Ведь сама-то по себе методика – это и есть та же самая методология, но без… Царя в голове!
Вопрос этот – на контроле помощника депутата Тебякина В.А.
Положительное отношение к животрепещущей софиологии детства проявилось со стороны главы администрации Предгорного района майдана А.И. Только-только остыв от уборочной кампании нынешнего года, он выразил согласие с тем, что если хлебная нива имеет на нас и свои права, и свой законный срок, то софиология детства – вечная нива нашей жизни – предъявляет к нам свои требования и ежедневно, и всегда. Понятно, почему его коллеги и единомышленники Закота Е.Ф. и Гюльбяков Н.К – активные помощники и участники нашего Оргкомитета.
При благосклонном отношении главы администрации станицы Ессентукской Светашева В.А. идёт подготовка одного из пунктов рабочей программы академического мероприятия – общестаничного родительского собрания, посвященного фундаментальным законам детской души. Идея эта давно и горячо была поддержана социальным педагогом станицы Ессентукской Пальченко Е.Ю. и в составе Оргкомитета курируется ею. Ведь проблема, на которую сегодня обречен каждый родитель, но которую он весьма редко осознаёт, состоит в том, что в школу мы посылает ребёнка для образования, а получает он… социализацию. Социализация… вместо образования! - это и есть тот фундаментальный конфликт, что пронизывает всю нашу жизнь и всё общество, но вот более и трепетнее всего повёрнута к ней, оказывается, именно детская душа.
Вот почему Оргкомитет готовит свой очередной программный пункт, который звучит так: публичная презентация и общественно-академическая экспертиза краевой целевой программы «Здоровьесберегающие педагогические технологии и образование детей на 2001 – 2004 годы». Мы обратились к нашему Ученому секретарю с просьбой высказаться о Программе, составленной профессором-медиком Базарным В.Ф.
- Валерий Алексеевич, что можно уже сегодня сказать на этот счет?
- По крайней мере, выступление самого автора по краевому телевидению и знакомство моё с официальными документами заставляют сделать вывод пока такой: медик занялся педагогикой, а породил… юриспруденцию! А ведь один из весьма известных классиков нашей отечественной истории, вслед за Августом Бебелем, любил настойчиво повторять: юридически – значит фальшиво. И классик-то этот, между прочим, сам же юристом и был…
- Простите, но Ваш вывод сделан не сгоряча?
- Да нет. Я сам 15 лет проработал преподавателем философии в медицинском институте, и потому-то профессор медицины, занявшийся мировоззренческой проблематикой, - это предмет, известный мне как свои пять пальцев.
- Сказав так, что Вы имеете в виду?
- Я имею в виду, что Владимир Филиппович несомненно имеет острую интуицию детства. Это и понятно: медицина – эмпирическое знание о человеке. Но пока ещё не наука о нём. Педиатрия связывает медика с детством и толкает к педагогике. Особенно ежели врач сам патриотически и граждански озабочен. Но ведь две теоретически несозревшие дисциплины о человеке – медицина и педагогика – не дадут одного теоретически зрелого Человековедения с большой буквы. В итоге-то так и получится: удвоенная незрелость. Просто ни с того, ни с сего медик заговорит языком педагогики, а педагог станет бормотать на языке медицины. А отвечать за все это опять станет ребёнок!
- А основание для таких предположений в самих официальных документах КЦП Вы нашли?
- Ну да! Судите сами. Автор ставит вопрос о здоровье как педагогической категории, но что это такое – ответа нет. Программа у него образовательная, но что такое «образование» вы даже намека не найдёте. Но есть предчувствие. Его-то автор и предлагает нам с ним разделить… Программа фактически предлагает нам спасти детство. Как? Спасая здоровье. Но ведь основанием-то спасаемого нами детского здоровья является ни что иное, как сущность детства. И ни что иное вместо него. А что же у автора указано как основание проблемы? Ответ (цитирую): «Закон Ставропольского края «Об образовании». То есть, опять то же самое: Матрёна кивает на Кузьму, тот – на Фёдора, а уж Фёдор кивает… на Матрёну. Между тем, «основанием» для разработки Программы может быть не «Закон Ставропольского края», а суть самой проблемы – софиология детства. Именно она-то, опираясь на всю мировую культуру и историю философии, позволит медику, педагогу и управленцу заговорить о предмете языком самого предмета. Не одалживая для своих целей чужой язык! – заключил свой обзор В.А.Молчанов.
Понятно, что аргументы наших специалистов по софиологической педагогике могут быть подвергнуты острой дискуссионной проверке. Но, естественно, в режиме научной демократии. О которой известно: истину не голосуют. Когда не монопольно господствует точка зрения «специалиста» за деньги, а свободу имеет слово родителя и самого ребёнка…
Приглашением профессора Базарного на академическое родительское собрание сейчас озабочен член Оргкомитета и заместитель главы администрации Предгорного района Е.Ф.Закота. Ясно, что свободу слова тут должен получить не тот, кто «профессионал», а тот, кто компетентен. Как, скажем, член Оргкомитета, бывший директор средней школы, известный общественный деятель С.А.Умнякова и другие. Среди других мы мыслим, например, директора Центральной библиотеки Предгорного района и Елизавету Дадунцеву. Первое заседание по этой проблеме с библиотекарями всего района она провела ещё 27 июня с.г. То есть, раньше всех!
Сотрудник аппарата администрации КМВ, молодой филолог Константин Умняков сейчас готовит стандарт визитной карточки участника грядущих чтений. Свой пункт Программы формирует сейчас и председатель профсоюза учителей и работников науки Предгорного района Г.И.Барбашина.
К творческим заботам Оргкомитета приобщены сегодня и такие искренние энтузиасты софиологии детства, в качестве высшего уровня академического Знания, как: депутат Городовиковского райсовета Республики Калмыкия Л.И.Балаклеец; помощник главы г. Черкесска Б.Х.Тохчуков; бывший директор средней школы г. Пятигорска, помощник депутата Госдумы РФ Сушко Г.А.; зам. председателя Совета ветеранов Пятигорска И.А.Бирюков. Ивану Алексеевичу за 80 лет, и он человек с острым умом, богатым жизненным опытом, блестящим публицистическим даром и развитым вкусом к настоящей академической жизни. Слушая его, вспоминаешь слова классика отечественной философии Алексея Лосева, который прожил 95 лет. Он писал: «Я так долго живу потому, что непрестанно мыслю…».
Первого сентября в общество «Знание» г.Ессентуки приезжал уполномоченный представитель губернатора Ставропольского края Виктор Писаренко, который лично и заинтересованно курирует философско-педагогические Чтения – первый крупный проект возрождённого «Знания». Он ознакомился с уже проделанной работой и горячо одобрил её, взяв под усиленный творческий контроль.
А. БАТУРИН,
председатель Оргкомитета
осенних философско-
педагогических Чтений
«Софиология детства»
«ИСКРА», 3 октября 2001 года, тираж 2792.
ДЕТСТВО - ИСТОК ВСЕМУ
Генеральное заседание Оргкомитета осенних философско-педагогических чтений по академическому заданию «Софиология детства», состоялось в станице Ессентукской на базе средней школы № 7. Своеобразный смотр академической общественности страны явился вполне закономерным следствием Второго всероссийского философского конгресса «XXI век: будущее России в философском измерении», который прошел в Екатеринбурге в июне 1999 года. Под девизом «Два года после конгресса», подводились предварительные итоги прошедшего времени.
Открыл заседание, рассказав об итогах работы и задачах на перспективу, А.Д.Батурин, главный геолог предприятия «Юг-Георесурс».
Не лишним будет напомнить, что оргкомитет насчитывает в своём составе около двадцати человек. Почти все они представляют общественность Предгорного района и города Ессентуки: депутаты Госдумы и рядовые избиратели, профсоюзные работники и руководители трудовых коллективов, педагоги и социологи. Творчески сотрудничает Оргкомитет и с Предгорной райгосадминистрацией. Что символично, в числе единомышленников представители как русской, так и греческой национальностей. Это свидетельствует о возможности предварительного разрешения вопроса о греко-русском возрождении для всей России на базе Предгорного района. Ведь если «софия» – проблема греческая, «логос», согласно книге философа В.Эрна, написанной ещё в начале XX века, - проблема русская, то детство – проблема общечеловеческая. По настоятельной просьбе греческой общественности Предгорного района специальным пунктом запланирована презентация брошюры И.М.Мануйлова «Античная философия. Конспект лекций». Пенза, 1999 год.
С докладом о научных задачах Оргкомитета выступил учёный секретарь кандидат философских наук Молчанов В.А.
«Софиология детства – это не просто теория, это очень полезное направление в науке человекознания, которое несёт пользу и с практической точки зрения. Детство – исток всему. Поняв проблемы детей сегодня, мы будем знать, каких сюрпризов ждать от них завтра», - считает В.А.Молчанов.
О детской игрушке как о философской проблеме говорила Л.В.Волгунова. Со своими пунктами программы выступили: директор Центральной районной библиотеки Е.В.Дадунцева, председатель профсоюза учителей и работников науки Предгорного района Г.И.Барбашина, представитель греческой общественности Ш.В.Келасов и известный общественный деятель С.А.Умнякова. О сотрудничестве органов народного образования района с Оргкомитетом софиологических чтений рассказала К.И.Баркова.
Н. КУРГАНОВА.
На снимке: председатель Оргкомитета осенних философско-педагогических чтений А.Д.Батурин.
«ИСКРА», 27 октября 2001 года
Адрес редакции: 357350, станица Ессентукская Предгорного района Ставропольского края. улица Гагарина, 100. Телефон: 2-11-08.
Уважаемый Кларк, вы упорно повторяете ошибку ГУМАНИСТОВ-ОТОГЕНЕЗНИКОВ, ища полного цикла развития в крохотном отрезке времени именуемым ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ, ход мысли верен:---- ГЛЯДИ в ИСТОК, но всегда ли этот ИСТОК напрямую связан ранним периодом развития отдельно взятой особи???????????? Васильев Григорий
Сентябрь 2001 года. «ленинский путь»
«ДЕТСТВО-НЕ ЖДЁТ!»
12 марта 2001 года в «Российской газете» было опубликовано Постановление Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Первая мысль пришедшая мне в голову после ознакомления с документом: «Нам разрешили быть патриотами!» Почти 10 лет все СМИ пытались усиленно навязать мнение, что «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание» – это понятие прошедшего времени. А телевидение сделало всё, чтобы поставить знак равенства между патриотами и экстремистами. Словом, сделали само понятие ругательным. С целью определения задач, поставленных в Правительственном постановлении, по инициативе депутатов районного Собрания на базе Башантинского агроколледжа был проведён расширенный педсовет на тему: «Педагогика 21 века».
Смысл этого мероприятия был кратко определен редактором районной газеты «Вперед» Иващенко В.И. Свой информационный материал о педсовете он дал в газете под названием «Патриотизм вместо бездуховности».
По данной проблеме высказали своё мнение директор агроколледжа Башанкаев В.Н., депутат Народного Хурала Дикалов А.Н., преподаватель Хмелевский В.И., специалист комитета по делам молодежи Бултуков С., студенты Фишер О. и Сарангов Д.
С большим интересом преподаватели и студенты педотделения слушали выступление гостя из Екатеринбурга, кандидата философских наук, научного консультанта Педагогического общества России по Свердловской области МОЛЧАНОВА Валерия Алексеевича. Он рассказал о работе научной и педагогической общественности Урала по проблемам детства, познакомил с работой секции «Софиология детства» в рамках 2-го Российского философского конгресса: «21 век: будущее России в философском измерении», привёл примеры из опыта работы межшкольного семинара учителей «Философия для детей или… «Софиология Детства»?»
Я вслушивалась в каждое слово учёного и по-доброму завидовала уральским педагогам, которые в наше смутное время к воспитанию и обучению подходят творчески, на научной основе. Вот некоторые темы их докладов на секции: «Метафизика детства: против агрессии психоанализа»; «Педагогика ненасилия»; «Учитель: между профессией и компетентностью»; «Психологи в школе: Зло или Благо?»; «Курс философии для детей: чудачество или фундаментальная жизненная потребность?»; «Общественные движения детей и курс детской философии».
Начал своё выступление Валерий Алексеевич с легенды об Урале: «…Когда Семён Праведный умер, его задумали перевести на лошадях в Верхотурье. Сколько лошадей ни впрягали – не могут сдвинуться с места. Решили перенести на руках, но люди не могут поднять гроб и ноги не идут. Позвали ребятишек, и те перенесли…»
Отсюда ВЫВОД: как когда-то, детским плечам, тяжесть гроба, так и ныне тяжесть возрождения из разрухи, по силам лишь тем взрослым мужам государства, что озабочены, не по моде, а всерьёз, проблематикой и сутью детства.
Укоренённость стратегии возрождения в фундаментальных основах проблематики Детства – залог оправданности этого Возрождения!
Интересными были выводы: «Чтобы сформировать гармонию в душе ребёнка, прежде всего следует навести должный порядок – в собственной голове. Иначе вольный или невольный хаос «взрослой» души зловещей тенью упадёт на маленького человечка. Выдавая эту «тень» – за «проблемы детства», требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, помощи и… вожделённых бюджетных средств»
Педагог (если он таков не по названию диплома, а по сути) должен начать с себя. На подобную профессиональную самокритичность способен далеко не каждый. И потому-то «софиология детства» есть воистину формула человеческой доблести в самой профессии педагога…
Эти выводы заставляли задуматься. Мне вдруг вспомнилось, как школьным учителям вместо книгоиздательских выплат, выдавали капусту, лук, муку, что, конечно, давало возможность выжить в условиях частых задержек с выплатой зарплаты, но никак не способствовало их интеллектуальному росту и совершенствованию. А ведь учителю столько надо прочитать, прежде чем войти в класс, в аудиторию!
И действительно, только педагог по призванию даже в это тяжелое время ищет пути профессионального роста.
Учёный рассказал о созидательной, творческой, научной и организационно-методической работе Уральских педагогов, поставивших задачу внедрения диалектической логики в общеобразовательный процесс.
Убедительны и доводы: «…В 1946 г. в СССР было введено преподавание логики не только в вузах, но и средней школе. За несколько лет было восстановлено народное хозяйство, разрушенное Гитлером. Тогда это назвали русским чудом.
Вот и сегодня ЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЗАЛОГ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ.
Девиз живой академической мысли сегодня: «От засилья социологии – к торжеству софиологии!»
В настоящее время учёные Урала работают над возрождением в ВУЗах кафедр диалектической логики. Был проведён (прим: планировался, но проведен не был! – ред.) Всеуральский Круглый стол государственных органов народного образования, профсоюзов и общественности по теме: «Преодолеет ли педагогика свой «рабский статус» или «Уральские учителя в 1999-2000 учебном году: между голодным бунтом и софиологической революцией»
Сейчас педагоги работают над тем, как превратить круглый стол в постоянно действующий форум и орган выработки общественного согласия. (прим: сведения не верны! – ред.)
Это на Урале. А как обстоят дела с педагогической наукой у нас, в Калмыкии? Некоторые аспекты определены были в выступлении министра образования и науки РК Александра Соловьева:
«Министерство общего и профессионального образования РК переименовали в министерство образования и науки. На республиканском уровне задачи Министерства образования и науки в области академической, вузовской и отраслевой науки – координационные, соорганизующие. …Вся Россия уже подошла к пониманию того, что реформа образования необходима, и в первую очередь, в содержательной части…» («Известия Калмыкии», 14 марта 2001 года.)
Было бы интересно продолжить разговор с Министром А. Соловьевым о том, что какие он видит основные направления реформирования и какое место отведено именно науке.
Я надеюсь, что по сути данной проблемы «Педагогика 21 века» могли бы высказаться многие школьные учителя, преподаватели гимназий, КГУ, ибо проблемы детства сегодня в центре всей нашей государственной и общественной жизни. Об этом спорят родители и педагоги, чиновники и врачи, деятели культуры и представители общественности.
Уральские педагоги определили проблемы детства как место сосредоточения и точку роста Народной Судьбы. Лучшая часть педагогической общественности думает именно так. А как думаете Вы, уважаемые коллеги?
Людмила БАЛАКЛЕЕЦ,
Секретарь
Городовиковского РК КПРФ,
Выпускница Воронежского
ГПИ 1978 г.
Я недавно водил детей в школьный музей посвящённый сохранению памяти подвига детей военного времени (соловецкой школы юнг) и какое впечатление? Моих подопечных 11 человек из класса моей дочери там фактически изнасиловали, гид выдала такой объём автобиографической инфы, который недоступен для восприятия мне , творческой личности. Дети зевали , скучали, играли в свои мобилы, занимались кто чем, но экскурсовода это нисколько не смутило, видимо все экскурсии проходят в таком духе, не сказать, что всё было совсем ужастно, детей влечёт всё новое, даже если это новое их угнетает, но методы подачи патриотического воспитания ужастны. На фоне скудности экспонатов, непосильный для восприятия тематический объём.
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ УРАЛА ОБСУЖДАЕТ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА.
Конец мая 1998 года оказался богат на весьма важные события духовной жизни Среднего Урала. Усилиями таких инстанций как правительство Свердловской области, Департамент образования, Клуб интеллигенции Среднего Урала, Координационный совет духовного согласия при областном движении «Общество духовной культуры», Уральское отделение международной ассоциации «Мир через культуру» и Областное педагогическое общество было проведено две конференции, а именно: «Образование и духовность» и «О нравственно-половом воспитании подрастающего поколения».
Директор департамента образования и представитель областного правительства Нестеров В.В. и Русакова О.Ф. ввели общественность в актуальность обозначенных выше проблем, открывая работу этих конференций.
Развивая положение о педагогике как профессии, академик Л.М. Андрюхина в докладе «человекоразмерность образования», встретила полемические возражения со стороны доктора философии Эйнгорн Н.К., доцента УрГПУ Смольниковой Н.С., Коркунова В.И. и ряда других. Суть их претензий: неудовлетворительное логическое решение проблемы «Единого и Многого» ведёт к игнорированию прав Абсолютной Истины в науке, культуре и образовании, которая ущемлена претензиями т.н. «плюрализма».
Но ежели Абсолютной Истины нет, то откуда же тогда берутся «академики» и зачем тогда нужны они?! – возник резонный вопрос.
Полемическую искру высекли выступления доктора политических наук Русаковой с докладом «Сексуальная революция в России» и ответ редактора журнала «Урал» Валентина Лукьянина «Половое воспитание в школе как достижение либеральной демократии. Проблема социальной безответственности». С позиций профессиональной компетентности доктор медицинских наук Я.А.Халемин подтвердил катастрофические результаты половой либерализации в школах Среднего Урала. «Положение вопиющее!» – заключил он.
Разруху и мерзость запустения уральской школе несёт и другой противник образования – вопиющая некомпетентность управления и явные злоупотребления на этом пути – отметила директор школы № 182 «ПОИСК» Ангелина РУБЦОВА. В своем докладе «От социологии к софиологии. Методологическое анкетирование педагогического коллектива», она проанализировала на примерах разрушительные действия некоторых руководителей Орджоникидзевского района и поставила вопрос об ответственности Уральского госпедуниверситета, который и предоставил свои «лучшие кадры» в район, чтобы им «руководить». Но, ежели таковы сливки, то, каково же молоко?! – справедливо спросила она…
Глубокие профессиональные рекомендации извлекли для себя присутствующие из доклада-реферата работника Департамента образования правительства Свердловской области Г.А.СЕРГЕЕВА «Эстетика педагогики и педагогика эстетики. Реферат монографии Мих. Лифшица «Поэтическая справедливость»» и из выступления координатора Областного педагогического общества В.А.ГУКИНА «Психолог в школе: Зло или Благо?»
В кратких резюмирующих выступлениях по работе обеих конференций кандидат философских наук Валерий Молчанов отметил:
- На наших глазах неотвратимо и драматично происходит процесс превращения «педагогики как профессии» – в «педагогику как Смысл».
Инстанциями этого процесса являются Сама Жизнь и педагогическое Призвание.
Но если в педагогику сегодня «много званных», то, при этом, в ней «мало призванных», что придает всему процессу ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕКА иррационализирующий характер «социологизма» в, объективно благом, процессе СОФИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Об этом же свидетельствовали острые и яркие выступления студента IV курса УрГУ Бесай Валерия и учениц 11 класса гимназии № 94 под названием «Почему взрослые хотят всё испортить?»
Софиология образования, - продолжил докладчик, - сегодня гласит: что взрослые – это «дурные дети»! Такова, Правда жизни. А Истина жизни состоит в том, что она должна (хочет!) быть софийна, т.е. мудра.
…Жизнь ребёнка движется не от детства к взрослости, а от детства – к зрелости. Взрослость – это лишь только инстанция на этом величественном пути. Как говаривал старый Гегель, «истинен не только результат, но и путь, ведущий к нему».
Выражаясь методично, сомато-генез, психо-генез и социо-генез ребёнка – это лишь «моменты» софио-генеза человека на его жизненном пути к смыслу жизни. Обрести его – значит найти «Место в Жизни». И имя этой находки – образование. И вот почему (если не подменять зрелость «взрослостью»), образование должно быть не столько «высшим», сколько – полным.
Против «взрослой подмены» одного другим, решительно и категорично возражают сегодня даже дети! – заключил В.МОЛЧАНОВ.
По итогам конференций была принята «Резолюция» и рекомендации Уральской общественности в Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ, в Российскую академию образования, а также в Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ.
Комбатов А., Казаков А.
(Опубликовано: «ДЕТСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ. БОГОСЛОВИЕ И КУЛЬТУРА. (Возрождение софиологии и софиология возрождения на Урале)». Екатеринбург, 1998 г. Тираж 100 экз.)
http://rpr.ur.ru/article/OBOB.doc
© Политучеба. Екатеринбург, 2006.
При полном или частичном использовании
материалов ссылка на http://rpr.ur.ru обязательна.