Если следовать подобной логике (Игорь Д.)истолкования Маркса видимо следует признать прямую рефлексивно данную связь между докапиталистическими и капиталистическими формами обмена.
Единое в примитивной экономике в данном случае — это субъективная оценка стоимости при прямом обмене. точнее приобретаемая вещь есть метафора данного Единства конкретного домохозяйства (единство экономии субъективности). Тогда у Маркса капиталистическое хозяйство с позиции оценки положения пролетария, у которого нет ничего кроме собственных рук, связано пустым для рыночной трансакции Единым труда, как его вневременным основанием.
Проблема здесь видимо в том, что количественное измерение (стоимость) качества (как в форме потребительной, так и в меновой стоимости — момент нужности продукта) не совпадает как с количественным временным измерением труда, так и с его труда основным качеством: неизбежным (и в своём в себе бытии не требующим артикуляции в форме различия продуктов и стоимостей)повторением. Труд есть вещь которая всегда остаётся на месте, в котором экономика и появляется (противоположное труду вовсе не отдых, как в социологии, а полное отсутствие субъекта отношения). но по видимости это место пустое, как в анекдоте, в котором главный редактор газеты не желает уходить в отпуск, считая, что тиражи тут же упадут.
Однако кажется это вовсе не гегелевский ход. Всё-таки у Маркса Труд сам по себе и труд как стоимость (рабочее время) никогда не совпадают (все попытки ограничить рабочий день — временные меры), даже диалектически (в гегелевском смысле). Это место разрыва артикулированного экономически отношения и одновременно его обоснования как отношения некой близости даже не равных (демократия), а доверенных друг другу (солидарность, признание Другого в труде).
«Капитал» это именно научная критика, попытка показать капитализм как он есть, но это не наука экономика. а её противоположность в буквальном смысле.
возможно натурализация бесклассового общества Труда есть ничто иное как плата за отказ от ненаучной натурализации капитала (следствие — неопределённость в экономической теории с точки зрения положения субъекта понятия собственности — старый вопрос о том, нужно ли отдавать долги), базовой для экономической теории, где отношение субъектов обмена есть чистая вневременная идеализация. Поэтому и переход от одного к другому здесь не диалектический, а скорее истерический, в теории — гипотетический, т.е. мы имеем различные гипотезы о природе Единого (революции, кризисы перепроизводства, перегрев экономики и т.д.).
Комментарии
С тем, что “Капитал”- это лишь научная критика, не могу согласиться. Это – научная концептуальная теория (модель) капитализма, цельная, стройная, вызывавшая восхищение даже её будущих критиков. Но “Капитал” создавался после “Манифеста”, научная задача искажалась предубеждением, для которого трудовая теория стоимости подходила больше, чем субъективные оценки, объективированные в рыночной цене.
"Это – научная концептуальная теория (модель) капитализма, цельная, стройная, вызывавшая восхищение даже её будущих критиков."
Я как раз это и имел в виду. Трудовая теория стоимости - то, что проясняет работу механизма капиталистического производства, делает её понятной с точки зрения понятия о деятельности (Труд), а не пассивного восприятия и включённости в механизм извлечения прибыли - идеологизированного удовольствия (Потребление). И в этом смысле это также и критика.
1. Написано свежо, хорошо, но больно уж непонятно. Попробем разобраться, о чем идет речь.
2. Сначала говорится, что с позиции Игоря Д. следует говорить о
.
Далее, речь идет о неком "Едином"? Что это такое? Кажется, дальше дается определение:
Но уточнение этого определения несколько меняет смысл:
Итак, Единое - это все-таки не оценка, а то, что существует в оценке, и это существование есть метафора, т.е. иное значение. Иначе говоря, в обмене [т.е. состоявшемся единстве?] благодаря субъективной оценке вещь в свете "Единого конкретного домохозяйства" приобретает другое значение. Проще говоря, каждый субъект обмена оценивает вещь, участвующую в обмене, по-разному, в зависимости от своей "экономии субъективности".
3. Далее, труд, согласно Марксу, также есть некоторый товар, который может участвовать в обмене. Однако, у автора поста здесь есть какая-то проблема:
Кажется, это можно понять в том смысле, что Единое (т.е. "вневременное основание" для обмена) труда пусто для обмена. "Пусто" - это как?
4. Читаем далее:
Вроде как получается, что меновая стоимость такой потребительской стоимости (качества) как труд не может быть соизмерено ( в терминологии автора "не совпадает") с количеством времени труда, а сам труд как качество есть повторение,
.
Что же мы поняли? Согласно автору, время труда не может быть мерилом стоимости труда, а сама потребительская стоимость труда как товара есть "дело повторения". Поясняя это, автор пишет:
Иначе говоря, труд как товар не обменивается, а остается (поскольку согласно автору у него нет потребительской стоимости, кроме "дела повторения") на пустом месте, т.е. труд есть голая деятельность своего воспроизводства.
5. Вывод красивый, но правдоподобный ли? Ведь основания, на которых Маркс измерял стоимость товара в вложенном в него труде, а сам труд - в потраченном времени человека, есть. И эта основание существует как в докапиталистическом обмене, так и в капиталистическом. Действительно, то, чем человек обладает на самом деле есть время его жизни - все остальные вещи и блага, доступны ему только через потраченное на них время. Мы тратим время, чтобы заработать деньги и на них обеспечить свою жизнь. Мы тратим время на свое образование, имидж и т.д., чтобы использовать его в дальнейшей жизни и т.д. Поэтому верно будет сказать, что единственная "валюта", на которую мы меняем все на свете есть время нашей жизни. Точно также и в экономике - все измеряется временем, которое тратится на продукты производства. Стоимость товара - это количество (определенным образом расчитанное) времени, которое требуется среднему рабочему для его производства, включая все затраты, связанные с ним - сырье, амортизация станков, аренда и т.д.
6. Но вернемся к нашему автору. Далее, идет критика Маркса со стороны Гегелеского подхода:
Труд сам по себе - т.е. "дело повторения" - и труд как стоимость, выраженная в среднем времени, затраченном средним по отрасли рабочим "не совпадают"? Что бы это значило? Совпадать или не совпадать могут только однородные сущности, например, количественные. А что здесь имеем мы? Труд как нечто неразличенное на количество и качество и время как количественную меру труда. И как это "не совпадение" поясняет замечание о попытках ограничить рабочий день? Но оставим пока это затруднение. Идем дальше:
Опять трудное место. "Несовпадение" труда самого по себе и его количественной меры (время) есть место разрыва экономически различенного отношения. В то же время этот "не совпадение" есть обоснование солидарности [рабочих?]. Здается мне, что под "несопадением" автор имеет в виду, известную теорию прибавочной стоимости Маркса, где рабочему недоплачивается часть его труда, которую капиталист присваивает себе в качестве прибыли. Иначе откуда вообще разговор о солидарности? Рабочих обманывают - следовательно, они солидаризируются против системы обмана.
7. Идем далее:
Так, все-таки Маркс прав или не прав? Измеряется или нет продукт в затраченном на его производство труде, а сам труд временем труда? Или автор хочет сказать, что "Капитал" именно создавался, чтобы быть орудием критики капитализма, который Марксу не нравился в плане социальной несправедливости, а не наукой экономики, т.е. описанием того, как работает экономика безотносительно к вопросам справедливости.
8. Читаем далее:
Проще говоря, выводы Маркса о бесклассовом обществе есть неизбежная плата за ненаучные цели в анализе капитализма. Точнее было бы сказать, что выводы о справедливом обществе (без классов и собственности) и есть цель анализа Маркса, к которой он искал оправдание путь от своей действительности - капитализма. Это и был материализм и как бы прагматизм Маркса, который "научно обосновывал" путь к лучшему обществу из настоящего, а не пытался грезить как Томас Мор и др. социлисты-утописты.
9. И наконец, читаем:
От одного к другому - это, по-видимому, от капитализма к бесклассовому обществу. Различные гипотезы о природе Единого почему-то даны в странных примерах - революции, кризисы, перегрев экономики и.д. Ведь революции, кризисы перепроизводства были реальностью для Маркса, а не гипотезами. Основываясь на этих реальностях он, в частности, пытался понять сущность экономики.
Сейчас не имею времени как для подробного объяснения своей интерпретации Маркса, так и комментария к Вашим собственным. Сделаю только несколько замечаний:
1. к п.9. переход этот - переход от одного порядка мышления к другому (гипотэзы в платоновском смысле). Я не имел в виду догматику исторического материализма с её прямолинейной схемой производительные силы прямо обуславливают производственные отношения. Один порядок - политэкономия Маркса, другой - классическая и неоклассическая теория экономики.
Вы правильно заметили: осознание обмана (для этого впрочем не нужно знать марксистскую политэкономию) порождает самое общее понятие об определённом враге. проблема однако в другом: рабочий - тот, кто не имеет ничего кроме собственных рук в отличии от домохозяина, для которого его хозяйство и есть универсум, в котором он и оценивает требующийся продукт, конечно сообразуясь с правилами, характерной для традиционного общества экономической /социальной игры (отсюда нападки коммунистов на мелкобуржуазные инстинкты крестьянства в более поздние относительно Маркса времена).
Соответственно Труд сам по себе, как такое мыслительное и вполне материальное (здесь ещё одна проблема: признание в труде не имеет формы понятия, но это и не простое переживание, поскольку оно не телеологично, это поле идентификации по принципу свой / чужой, собственно реальность производственного отношения) Единое никогда вполне не совпадает ни со временем труда, ни с мгновением рыночной трансакции. Это не действительность и не потенция. это то, что только действительно и в этом смысле не отделимо не только от объекта (во всём многообразии его определений:производительные силы, продукт и т.д.), но и от субъекта (производственные отношения, класс =бесклассовость в случае уничтожения контрагента и т.д.)
В классической и неоклассической схеме такое единое присутствует только в идеализированном понятии о равновесии обмена на конкурентном рынке или социального оптимума в теории рационального выбора. это Единое включённое в обмен, и потому не прозрачное, не способное прояснить ситуацию обмена (в том числе относительно того кто честен, а кто нет, да это и не нужно), помимо всегда изменчивого результата. Именно поэтому данная ситуация неизбежно влечёт не просто кризисы, но именно непосредственное непонимание действий Другого. Не в том смысле, что непонятно почему тот или другой в данной ситуации поступает так или иначе (каждый стремится к увеличению прибыли), но почему он вообще так поступает в отношении Другого такого же.
Труд сам по себе в этом сысле и полнота (как основание всякого социального/экономического отношения)и пустота (в силу субъективной вовлечённости или вовлечённости Субъекта в саму процедуру признания в труде, как процедуру производства и удержания истины - это этическое действие, т.е. деятельность как таковая, деятельность не идеализированного механизма, а вполне определённых субъектов производственных отношений).
Научная критика капитализма поэтому есть наука о том, как Капитал работает.
И здесь уже включается понятие рабочего времени, как времени труда включённого в структуру рыночного обмена, оборот капитала, в некую фантазматическую, фетишизированную реальность. Сам концепт рабочего времени есть инструмент, который вскрывает её в качестве таковой, и делает понятной с точки зрения Единого / Труда самого по себе. И дело сдесь не в потребностях, а в том, что действителен только труд (потребности - нечто пассивное, делующее пассивным, с точки зрения субъективности вовлечённой в производственные, т.е. человеческие отношения).
Время жизни в этом порядке - пустое (идеологически собственническое) понятие. Проще труд и есть жизнь. А рабочее время в структуре обращения капитала есть как раз включение времени, т.е. смерти в порядок деятельности. здесь внутри этого мира как раз и релевантны вопросы о том, Кто или что даёт возможность трудиться, Время, Жизнь и т.д., Кто субъект Дара, непроизводительной экономики и т.д..