Ищу материал по данной теме.
Пока нашел только Фромовскую Анатомию человеческой деструктивности, но там в основном рассматривается агрессия и деструктивность отдельно взятого идивида, а мне нужно рассмотреть насилие как социальное явление.
Если тема неподходит под профиль сообщества удаляйте.
Комментарии
Все, что касается природы власти: Ницше, Маркс, Фуко ("Надзирать и наказывать", "Нужно защищать общество" и пр.).
За эти два дня написал что-то такое.
Я правда не философ, да и статья у меня получилась далекой от философии. Но если не лень, мог бы ктонибудь укзать мне на недочеты работы?
Роль насилия в социальных сферах бытия.
Проблема места и роли насилия в человеческом обществе всегда привлекала к себе внимание исследователей. Человеческая история и особенно история европейских народов насыщена войнами и военными конфликтами. Сейчас насилие стало универсальным средством разрешения различных конфликтов, как внешних, так и внутренних.
Перед тем как подойти к проблеме насилия в социуме, нужно помнить, что общество детерминировано отдельным индивидом, и невозможно рассматривать проблему насилия только на примере социума, не вдаваясь в психологию отдельного индивида.
Понятие насилия.
Насилие это использование силы – явное или скрытое – с целью добиться от человека или группы людей чего-то, на что они не хотят согласиться добровольно. В узком смысле насилие - это нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле насилие - любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп. Насилие также является одним из древнейших и примитивнейших способов решения проблемы. Но развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. В XX веке произошло две мировых войны, в которых погибло более 70 млн. человек. Насилие присутствует везде и всегда, в любом обществе и при любом государственном строе.
В истории развития социальных конфликтов с применением в них различных форм насилия можно выделить три основных этапа:
Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. Затем, в период рабовладения человек пришел к пониманию того, что выгодней не убивать противника, а заставлять его работать на себя.
Второй этап политический. Одни социальные группы доминируют над другими. На этом этапе действует принцип "согласись, а то убью".
Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе - "дай это, а я тебе дам то."
В связи с этим стоит классифицировать на два основных вида: прямое насилие и структурное насилие.
Прямое насилие выражается в действиях, фрустрирующих основные потребности человека — в выживании, благополучии, идентичности и свободе. «Я рассматриваю насилие как ущерб (отнюдь не неизбежный), наносимый основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающий реальный уровень их удовлетворения ниже того, что потенциально возможно». К таким действиям относятся убийства, покушения, телесные повреждения, блокада, санкции, нищета, навязывание стандартов другой культуры, репрессии, незаконные репрессии, задержания, изгнание. Крайними формами проявления такого насилия являются различного рода войны, геноцид, террор, массовые убийства людей. Сейчас все чаще встречаются аномалии, когда прямое (физическое) насилие становится инструментом удовлетворения извращенных психических потребностей, таких как садизм или мазохизм.
Структурное насилие, или санкционированная обществом система эксплуатации — получения «вышестоящими» значительно большего блага по сравнению с «нижестоящими», включает смерть от голода и болезней, манипуляцию сознанием граждан, ограничение информации, маргинализацию, разобщение, социальную несправедливость в распределении ресурсов, загрязнение окружающей среды, неравные шансы. Структурное насилие отличается от прямого тем, что действует косвенно, через общественные институты. Оно, как правило, не осознается индивидами и социальными группами, подвергающимися его влиянию. В отличие от прямого насилия, которое изменчиво и динамично, структурное насилие статично и стабильно.
Одной из крайних форм структурного насилия является насилие глобализации. “Для глобальной державы, все отличные от нее формы являются ересями. Поэтому они обречены либо на возвращение волей-неволей в глобальное устройство, либо должны исчезнуть.”
Не маловажным для исследования этой проблемы представляется понятие "культурное насилие", введенное норвежским ученым Йоханом Галтунгом. Под культурным насилием понимается "любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме".
Основная цель культурного насилия заключается в том, чтобы придать прямому и структурному насилию легитимную форму, чтобы насилие воспринималось как необходимое средство в достижении цели и в решении возникающих проблем.
Природа насилия и агрессивности.
Агрессивность это устойчивая готовность индивида или социальной группы к нападению (агрессии) на других с целью нанесения физического или психологического ущерба, либо уничтожения другого человека или группы людей. Следовательно, агрессия является одним из видов насилия, а агрессивность можно рассматривать как предрасположенность или готовность к насилию.
Естественно ли насилие?
Это крайне спорный вопрос, и вряд ли мы сможем найти однозначный ответ на него. Поэтому для лучшего понимания проблемы нужно рассмотреть несколько точек зрения.
Австрийский ученый Конрад Лоренц считал, что агрессивность является врожденным инстинктом, определенным свойством всех высших животных. Согласное его теории в каждом человеке постоянно накапливается специфическая энергия, необходимая для инстинктивных действий, когда накапливается достаточное количество этой энергии, может произойти взрыв, даже при полном отсутствии раздражителя. Людям и животным нужен раздражитель, чтобы сорвать на нем зло и освободится от энергетической напряженности. Если нет раздражителя, они сами ищут его и даже создают соответствующие ситуации.
Человек создает политические партии, говорит Лоренц, чтобы обеспечить себе ситуации борьбы, в которых он может разрядиться (освободиться от излишков накопившейся энергии); но сами политические партии не являются причиной агрессии.
Так теория Лоренца основывается на двух идеи гидравлической модель насилия (шарик, в который постоянно поступает воздух, и который обязан спускать излишек воздуха, чтобы не взорваться).
Эта теория сразу завоевала популярность, потому что наличие инстинкта, не подлежащего контролю, снимает с человека всякую ответственность за свои действия. Естественно, намного легче сослаться на какой-то фактор, нежели признать, что виною всему мы сами, вернее созданные нами социальные, политические и экономические обстоятельства.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что агрессия в человеке — это проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Согласно его теории в человеке соединены два начала Эрос (влечение к жизни, сексуального инстинкта) и Танатос (влечение к смерти или инстинкта смерти). Танатос противостоит Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию, человек стремится “разрушить другого человека, чтобы сохранить себя”. Так например, преобладание инстинкта смерти выражалось через мелкие неосознаваемые поступки, мелкие разрушения
В дальнейшем эту теорию развил неофрейдист Эрих Фромм. Он предложил разделить понятие агрессии на два вида. Первый вид является общим, как для человека, так и для животных — это импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен "злокачественной" агрессией — деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и почти отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет врожденной программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Вторая главная заслуга Фромма заключается в том, что он первый доказал зависимость человеческих страстей от экзистенциальных потребностей, детерминированных специфическими условиями человеческого существования.
В нашем обществе, где культивируются жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста "впитывают" навыки агрессивного поведения. Особенно негативно влияет на ребенка насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца относительно других членов семьи.
Крайне интересное замечание сделал современный психолог Артур Роберт Уилсон. Он также придерживался теории о том, что все потребности человека связаны с той культурой, где он живет и многие естественные аксиомы поведения в одной культуре, вовсе не кажутся естественными в другой. Но самое интересно, Уилсон заявляет о существовании племя индейцев Зуни, в котором, никогда не было самоубийств, а единственное убийство, о котором упоминается в фольклоре, произошло около трехсот лет назад.
К моему сожалению ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные не удалось.
По-моему одной из главных причин возникновения девиантного насилия, является чрезмерное стремление современного общества идеально запрограммировать человека, создать идеальный, стерильный мир и распространить по всему миру этих искусственных построений. Человеческие существа бесконечно воспроизводит себя в виде отбросов или в виде обыкновенных статистов, удел которых - обслуживать этот холостой механизм. Все более плотные скопления миллионов людей на городских территориях, их совместное проживание там неизбежно ведут к росту насилия.
С другой стороны идеальный стерильный человек тоже приходит к насилию. Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения. Возможно, эти причины возникновения агрессии и насилия можно будет преодолеть, избавившись от иллюзорно-утопического стремление к идеализации и глобализации.
Насилие в социальных формах бытия.
Власть и насилие.
Любая власть строится на том или ином виде насилия. Любые властные отношения предполагают неравенство между субъектом и объектом власти. Но для начала нужно разобраться, что такое власть.
Власть - это способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, в случае необходимости навязывая ее тем, кто является объектом властного воздействия. “Политическая власть, как правило, рассматривается прежде всего как волевая деятельность преследующего свои цели политического субъекта.”
Политическая связь основана на господстве одних, чья властная воля
доминирует, и подчинение других, на которых она направлена. Но нельзя ставить знак равенства между властью и насилием, благодаря которому она держится, это будет крайне односторонне. Режим, не поддерживающийся большинством населения, скорей всего будет нежизнеспособен. Но сомнительно и то, что какая-нибудь политическая власть может иметь полную поддержку всего общества. Всегда есть группы населения, недовольные существующими политическими институтами. Чтобы преодолеть их сопротивление властным решениям, приходится прибегать к средствам принуждения, в том числе к насилию.
Легитимное насилие.
Любая силовая структура по своей сути занимается легитимным насилием.
Насилие (или принуждение) позволяет осуществлять внешний контроль над индивидом, который нужен для координации действий индивидов в случаях когда стратегия поведения, оптимальная для отдельных индивидов противоречит оптимальной для общества в целом. Легитимное насилие для индивидов оборачивается только необходимостью отказа от части своего дохода в пользу структуры, следящей за порядком. Поэтому для того чтобы в обществе были обеспечены порядок и стабильность, государство должно иметь монополию на использование физического принуждения. Политика как особая сфера жизнедеятельности отличается от других тем, что государственная власть может применять насилие в масштабах общества. Так многие диктатуры (в переводе “неограниченная власть”) держались благодаря насилию со стороны силовых структур. Наполеон, Муссолини, Хорти и другие диктаторы ликвидировали демократическое правовое государство при помощи его же легальных средств.
Но сейчас общество все дальше и дальше уходит от прямого (физического) насилия, заменяя его структурным насилием, оправданным культурными институтами. Интересное замечание о развитии форм государственных форм насилия сделал французский философ Мишель Фуко, по его словам “исчезло тело как главная мишень судебно-уголовной репрессии". "Наказание, теперь должно поражать скорее душу, чем тело".
Нелегитимное насилие.
Нелегитимное ("девиантное") насилие опасно напрямую не для структуры, а для индивидов. Они отвлекаются на обеспечение собственной безопасности и тем самым работают менее эффективно. В результате социум в целом (и государство, как его "показательная" часть) становиться раздробленным и еще больше ослабляется.
Нелегитимное насилие проявляется не только на уровне отдельных индивидов, но и в экономике и политике.
В экономике насилие проявляется, например, во время ведения переговоров с использованием "неэкономических" средств воздействия, таких как компромат или шантаж. Иногда доходит до покушений и даже убийств. Теневая экономика, нарушения КЗОТ, все это яркие примеры нелегитимного насилия в экономической сфере. Также экономическим насилием можно считать торговлю оружием, наркотиками, поддержку терроризма и т. п. Так, например, во время ВОВ некоторые американские корпорации через посредников торговали с нацисткой Германией стратегическим сырьем.
В политической сфере нелегитимное насилие присутствует в не меньших размерах. Одним из примеров является марш несогласных, когда несколько тысяч людей несогласных с действиями власти вышли на улицу, а их разогнали силы ОМОН. Любая дискриминация, будь то дискриминация женщин или афроамериканцев, тоже является нелигитимным политическим насилием. Все захватнические воины также являются насилием. Интересное мысль высказал Ж. Бодрийар, по его мнению, войны, помимо политической и экономической стратегии нацелены на нейтрализацию дикости и выравнивание всех территорий. Их цель — минимизировать непокорное пространство, колонизировать, подчинить все дикие зоны. Запрограммировать их по своему желанию и устранить “недостатки”.
Заключение.
Итак, насилие в современном обществе является необходимым сдерживающим фактором. Любой выход за рамки законов приводит к применению той или иной формы насилия.
Для всего общества насилие – это метод регулирования, эффективный даже когда он не применяется.
Для отдельного индивида насилие - это нарушение установленных правил или психическое отклонение.
До сих пор больше половины населения земного шара живет в условиях авторитарных и тоталитарных диктатур. Несмотря на то, что их становится все меньше (практически оставшиеся диктаторские режимы относятся к авторитарным и существуют в странах «третьего мира») и насилие якобы уходит из жизни человеческого общества – это лишь видимость благополучия. Применение насилия не искоренилось, а только эволюционировало на новый более высокий уровень. Вместо клейма или отрубания головы, человека теперь лишают имущества и статуса. Насилие как сдерживающий фактор стало намного более гуманно, но тем не менее размеры применяемого насилия нужно сокращать.
Чтобы хоть как-то минимизировать применение насилия в обществе власти в первую очередь нужно руководствоваться несколькими принципами:
1)Насилие должно быть только реакцией на другое насилие.
2)Насилие может быть лишь последним средством, когда все другие исчерпаны. Правительства часто прибегают к насильственному подавлению оппозиционных выступлений, когда не исчерпаны ненасильственные средства урегулирования конфликтов.
3)Объектом насилия не должно становится мирное население.
4)Применение любого вида насилия должно свестись к минимуму.
5)Всегда следует максимально придерживаться фундаментальных прав и свобод человека. Ориентиром для политических субъектов должны быть нормы международного гуманитарного права, в частности Гаагские и Женевские конвенции.
Для того чтобы снизить уровень "злокачественной" агрессии и деструктивности, нужно изменить атмосферу, сложившуюся в обществе, изменить поведенческий стереотип производства и потребления. К сожалению, менять психику человека очень сложно. Но мне, кажется, если сама система себя изживет и покажет свою несостоятельность, человечество сможет освободиться и перерасти ее.
Список использованной литературы
1) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности
2) Социология. Учебное пособие.
3) Обществознание. Учебно-методическое пособие для абитуриентов.
4) Ж. Бодрийар “Насилие глобализации”
5) Ж. Бодрийар “Город и ненависть”
6) Мишель Фуко “Надзирать и наказывать”
7) Г.И. Козырев “Проблема насилия в теории”
Я Васильев Григорий автор антропологического исследования ОТ ЭВОЛЮЦИИ К МОДИФИЦИРОВАНИЮ, классифицирую все девиантно-нелогические проявления нашего повседневного бытия, (объединённые одной характеристикой) с одной стороны эти явления не укладываются в логические нормы, а с другой определяют КАЧЕСТВО НАШЕЙ ЖИЗНИ, СТЕПЕНЬ УДОЛЕТВОРЁННОСТИ нашим повседневным бытиём. Весь спектр этих явлений я определяю как ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ БАЗА. Роль и значение этой ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ состоит в обслуживании (поддержании стабильности) самого существования АНТРОПОГЕННОЙ МАТЕРИИ. Поскольку единственно известная форма (на сегодняшний день) жизни (как метода существования материи)в БЕЛКОВОЙ ФОРМЕ является крайне нестабильной и стремящейся к упрощению и самораспаду под влиянием тенденции : ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ, то единственная возможность активного противостояния этой разрушительной закономерности ---ЭТО ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ ОСТРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ, (по причине естественного монополизма в биосфере антропогенной материи) и отсутствия факторов внешнего отбора, и поэтому вся сила и воздействие ФАКТОРА ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА сосредоточна в условиях ВНУТРИВИДОВОГО АНТАГОНИЗМА, и перманентная активность экзистенциальной среды является условием самого существования АНТРОПОСФЕРЫ , её фундаментом. Васильев Григорий автор антропологического исследования ОТ ЭВОЛЮЦИИ К МОДИФИЦИРОВАНИЮ
А Платон "О государстве" не устроит?