в отошении солипсизма я бы в компанию к ним добавил и большую часть современной науки. Психологии, социологии и даже биологии. Да и потсмодернизм, конечно. Хотя и не считаю их взгляды солипсизмом.
а что в этих науках Вам видится солипсического? по мне дак вся наука, в том числе и названные Вами, базируется на материалистическом мировоззрении, то есть весьма далеки от солипсизма.
Имхо, материализм преобладает только в науках о природе, да и то уже многие сторонние наблюдатели сомневаются. А что касается наук о человеке и обществе - очень даже наоборот. Социальный конструктивизм (развился, кстати, из феноменологической социологии) и эпистемы Фуко в социологии, в психологии - Келли (теория личностных конструктов), Пиаже и Вацлавик; в биологии теория аутопоеза (последние три - это радикальный конструктивизм, с философскими, кстати, обобщениями), также теория научных революций Куна. Это всё уже признанные теории. Хотя ещё есть много вопросов и далеко не всё ясно, но материалистическая теория отражения уже, по-моему, никем серьезно не рассматривается.
Кстати, можно попробовать организовать факультатив по этим теориям. Мне кажется это будет задача попроще, чем Фихте или Гуссерпя анализировать. Хватило бы только времени.
Когда я сказал о материализме науки я имел в виду когнитивные науки, нейрофизиологию, генетику. Мне почему-то представляется, что именно они являются реально передовыми сейчас науками, сулящими в скором будущем новые технологии, которые существенно изменят нашу жизнь.
Касательно же факультатива по перечисленным Вами теориям, то было бы интересно преждехотя бы просто узнать в чём именно заключается их солипсичность, без деталей, в самом общем виде и на пальцах – расскажите? Мне почему-то по-прежнему продолжает казаться, что наука не может основываться на солипсизме (подобном фихтевскому и гиренковскому, насколько я их понял), она всегда обязательно объективна(т.е. главным действующим лицом в ней является что-нибудь трансцендентное индивидуальному, эмпирическому человеческому сознанию).
Мне кажется, здесь Вы уже упускаете важный момент, что я не считаю эти науки солипсизмом (я об этом прямо указывал в начале). Я говорил о солипсизме лишь условно вслед за Вами. Но здесь эта условность уже теряется, поэтому, чтобы не было путаницы предлагаю не говорить больше о их солипсизме, а лишь о достаточно радикальной форме идеализма. Именно поэтому (а не как солипсизм) я предлагал добавить современную науку в компанию к Фихте и Гиренку.
О конструктивизме в различных его формах говорят и нейробиологи, и психологи когнитивисты (а вот генетиков я не знаю ). См. например:
Познание служит организации внутреннего мира субъекта, а не задачам описания объективной онтологической реальности.
и ещё, например:
Реальность принципиально множественна (существуют различные её версии и варианты).
(с) Статья о радикальном конструктивизме в википедии
Если "на пальцах" и кратко то смысл таков, что внутренняя картина мира создается прежде всего внутренними процессами познающего субъекта, которые на этом этапе ничего не знают о внешнем мире. Но это конечно не солипсизм, потому что из множества внутренних картин возможны не любые. Отбираются только те, которые позволяют познающему эффективно адаптироваться к окружающему миру.
Попробую ещё несколько соображений "на пальцах". Безусловно, что материальный мир существует и он един. Вопрос не в мире, а в способе познания доступном человеку.
Вы наверное знаете, что существуют несколько справедливых и равноправных формулировок квантовой механики. Матричная Гейзенберга, волновая Шредингера, и позже Фейнман предложил интегралы по траекториям. Возможны и другие. Все они одинаково верны и об одних и тех же материальных и физических сущностях. Но физики знают насколько у них разный потенциал при решении различных задач. Т.е. любая теория всего лишь модель-конструкт, подходящих моделей может быть множество. А эти модели и задают внутренний мир и возможности физика как ученого.
Кстати, любая модель задает язык, на котором субъект "общается" с миром или ведет себя в этом мире определенным образом. По-моему, никто сейчас не оспаривает гипотезу лингвистической относительности. Но конструктивисты говорят ещё радикальнее, поведение определяется исключительно внутренними конструктами, т.е. языком-моделью, на котором говорит субъект в данный момент, в данной ситуации. Этот язык-модель может изменяться по ситуации, он и задает текущую реальность для субъекта.
Всё это кстати применимо и не только к науке и человеку. Я встречал вот такой забавный пример рассуждений:
Так, если вы ударите по камню, он среагирует на ваш удар сообразно линейной причинно-следственной цепи. Его поведение можно рассчитать, руководствуясь основными законами ньютоновой механики. Но если вы ударите собаку, ситуация будет совершенно иной. Собака отреагирует на удар структурными изменениями, сообразными ее собственной природе и (нелинейной) организационной модели. Результирующее ее поведение, вообще говоря, непредсказуемо.
Прошу прощения за задержку с ответом, очасти она была вызвана загруженностью другими делами, а отчасти тем, что почему-то мне не пришло уведомление о поступлении вашего комментария на мой комментарий, и я обнаружил его лишь спустя несколько дней после его действительного появления. Разъяснения ваши понял и возражений нет.
Идеализмы я бы разделил на два вида: которые отталкиваются от субъективного Я и которые не отталкиваются от него. К первым я бы отнёс к примеру Фихте и Гиренка. Они, даже если и переходят от субъективного идеализма к объективному, т.е. от индивидуального субъективного Я ("моего Я") к некоему объективному, абсолютному Я - то делают это именно способом экстраполяции от первого ко второму. И в итоге у них "моё Я" и "трансцендентальное Я" (объективное, абсолютное) весьма плотно, трудноразличимо соединены. Второй же вид объективного идеализма - он изначально строится как объективный, он не есть экстраполяция "моего Я" на то Я, которое является предметом их рассмотрения. Так мне это видится.
Точно не знаю, может и есть у них независимое от субъекта, но мне представляется, что простого существования независимого недостатчоно, чтобы не быть солипсистом. Тут надо смотреть какую роль играет во всём их построении это независимое, насколько оно значимо в их системе не номинально, а реально. В принципе, уже Кант независимое от сознания загнал в область абсолютно непознаваемого, тем самым весьма уничижив его. Ну а Фихте и Гиренок в этом направлении, в моём представлении, ещё дальше пошли. Впрочем, это я всё весьма предварительные соображения высказываю, вовсе не имея в виду развивать и отстаивать их в дискуссии. Фихте мы сейчас проходим, Гиренка держу среди первых в очереди - так что вскорости думаю с ними должно пояснее стать.
"Собака отреагирует на удар структурными изменениями, сообразными ее собственной природе и (нелинейной) организационной модели. Результирующее ее поведение, вообще говоря, непредсказуемо."
У Гегеля есть такая мысль: "Живое прерывает причинно-следственную цепь".
Этих подробностей не знаю. Интересно, что современная физика обнаружила, что хаос (т.е. фактически разрыв причинно-следственных связей, аналог свободы воли) присутствует на самом низком материальном уровне - на уровне квантово-механических процессов.
Я чувствовал, что постмодернизм и радикальный конструктивизм близки, но чтобы настолько. Замечательное определение философии:
...философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты.
Но концепт не дается заранее, он творится, должен быть сотворен; он не формируем, а полагается сам в себе (самополагание). Одно вытекает из другого, поскольку все по-настоящему сотворенное, от живого существа до произведения искусства, способно в силу этого к самополаганию, обладает аутопойетическим характером, по которому его и узнают. Чем более концепт творится, тем более он сам себя полагает.
Жиль Делез, Феликс Гваттари. Что такое философия? (выделение моё)
Комментарии
а что в этих науках Вам видится солипсического? по мне дак вся наука, в том числе и названные Вами, базируется на материалистическом мировоззрении, то есть весьма далеки от солипсизма.
Имхо, материализм преобладает только в науках о природе, да и то уже многие сторонние наблюдатели сомневаются. А что касается наук о человеке и обществе - очень даже наоборот. Социальный конструктивизм (развился, кстати, из феноменологической социологии) и эпистемы Фуко в социологии, в психологии - Келли (теория личностных конструктов), Пиаже и Вацлавик; в биологии теория аутопоеза (последние три - это радикальный конструктивизм, с философскими, кстати, обобщениями), также теория научных революций Куна. Это всё уже признанные теории. Хотя ещё есть много вопросов и далеко не всё ясно, но материалистическая теория отражения уже, по-моему, никем серьезно не рассматривается.
Кстати, можно попробовать организовать факультатив по этим теориям. Мне кажется это будет задача попроще, чем Фихте или Гуссерпя анализировать. Хватило бы только времени.
Когда я сказал о материализме науки я имел в виду когнитивные науки, нейрофизиологию, генетику. Мне почему-то представляется, что именно они являются реально передовыми сейчас науками, сулящими в скором будущем новые технологии, которые существенно изменят нашу жизнь.
Касательно же факультатива по перечисленным Вами теориям, то было бы интересно прежде хотя бы просто узнать в чём именно заключается их солипсичность, без деталей, в самом общем виде и на пальцах – расскажите? Мне почему-то по-прежнему продолжает казаться, что наука не может основываться на солипсизме (подобном фихтевскому и гиренковскому, насколько я их понял), она всегда обязательно объективна (т.е. главным действующим лицом в ней является что-нибудь трансцендентное индивидуальному, эмпирическому человеческому сознанию).
Мне кажется, здесь Вы уже упускаете важный момент, что я не считаю эти науки солипсизмом (я об этом прямо указывал в начале). Я говорил о солипсизме лишь условно вслед за Вами. Но здесь эта условность уже теряется, поэтому, чтобы не было путаницы предлагаю не говорить больше о их солипсизме, а лишь о достаточно радикальной форме идеализма. Именно поэтому (а не как солипсизм) я предлагал добавить современную науку в компанию к Фихте и Гиренку.
О конструктивизме в различных его формах говорят и нейробиологи, и психологи когнитивисты (а вот генетиков я не знаю ). См. например:
и ещё, например:
(с) Статья о радикальном конструктивизме в википедии
Если "на пальцах" и кратко то смысл таков, что внутренняя картина мира создается прежде всего внутренними процессами познающего субъекта, которые на этом этапе ничего не знают о внешнем мире. Но это конечно не солипсизм, потому что из множества внутренних картин возможны не любые. Отбираются только те, которые позволяют познающему эффективно адаптироваться к окружающему миру.
Попробую ещё несколько соображений "на пальцах". Безусловно, что материальный мир существует и он един. Вопрос не в мире, а в способе познания доступном человеку.
Вы наверное знаете, что существуют несколько справедливых и равноправных формулировок квантовой механики. Матричная Гейзенберга, волновая Шредингера, и позже Фейнман предложил интегралы по траекториям. Возможны и другие. Все они одинаково верны и об одних и тех же материальных и физических сущностях. Но физики знают насколько у них разный потенциал при решении различных задач. Т.е. любая теория всего лишь модель-конструкт, подходящих моделей может быть множество. А эти модели и задают внутренний мир и возможности физика как ученого.
Кстати, любая модель задает язык, на котором субъект "общается" с миром или ведет себя в этом мире определенным образом. По-моему, никто сейчас не оспаривает гипотезу лингвистической относительности. Но конструктивисты говорят ещё радикальнее, поведение определяется исключительно внутренними конструктами, т.е. языком-моделью, на котором говорит субъект в данный момент, в данной ситуации. Этот язык-модель может изменяться по ситуации, он и задает текущую реальность для субъекта.
Всё это кстати применимо и не только к науке и человеку. Я встречал вот такой забавный пример рассуждений:
Прошу прощения за задержку с ответом, очасти она была вызвана загруженностью другими делами, а отчасти тем, что почему-то мне не пришло уведомление о поступлении вашего комментария на мой комментарий, и я обнаружил его лишь спустя несколько дней после его действительного появления. Разъяснения ваши понял и возражений нет.
Идеализмы я бы разделил на два вида: которые отталкиваются от субъективного Я и которые не отталкиваются от него. К первым я бы отнёс к примеру Фихте и Гиренка. Они, даже если и переходят от субъективного идеализма к объективному, т.е. от индивидуального субъективного Я ("моего Я") к некоему объективному, абсолютному Я - то делают это именно способом экстраполяции от первого ко второму. И в итоге у них "моё Я" и "трансцендентальное Я" (объективное, абсолютное) весьма плотно, трудноразличимо соединены. Второй же вид объективного идеализма - он изначально строится как объективный, он не есть экстраполяция "моего Я" на то Я, которое является предметом их рассмотрения. Так мне это видится.
Я сам никогда не думал о солипсичности Фихте или Гиренка.
Если они признают существование трансцендентального, значит это не солипсизм? Или у них нет существования независимого от субъекта?
Точно не знаю, может и есть у них независимое от субъекта, но мне представляется, что простого существования независимого недостатчоно, чтобы не быть солипсистом. Тут надо смотреть какую роль играет во всём их построении это независимое, насколько оно значимо в их системе не номинально, а реально. В принципе, уже Кант независимое от сознания загнал в область абсолютно непознаваемого, тем самым весьма уничижив его. Ну а Фихте и Гиренок в этом направлении, в моём представлении, ещё дальше пошли. Впрочем, это я всё весьма предварительные соображения высказываю, вовсе не имея в виду развивать и отстаивать их в дискуссии. Фихте мы сейчас проходим, Гиренка держу среди первых в очереди - так что вскорости думаю с ними должно пояснее стать.
"Собака отреагирует на удар структурными изменениями, сообразными ее собственной природе и (нелинейной) организационной модели. Результирующее ее поведение, вообще говоря, непредсказуемо."
У Гегеля есть такая мысль: "Живое прерывает причинно-следственную цепь".
Интересно. У человека - свобода воли, а у животного это как назвать?
А растения? Сейчас многие считают, что также прерывают. Но естественно на другом уровне процессов.
Этих подробностей не знаю. Интересно, что современная физика обнаружила, что хаос (т.е. фактически разрыв причинно-следственных связей, аналог свободы воли) присутствует на самом низком материальном уровне - на уровне квантово-механических процессов.
Много всяких идей и теорий... Ещё есть представление, что жизнь возникает на границе хаоса и порядка.
Случайно нашел в интернете интересный опыт духовной практики. О солипсизме тоже есть. Мир то реален, а вот его восприятие...
http://shamin.ru/esse/limits.php
cedrus
Я чувствовал, что постмодернизм и радикальный конструктивизм близки, но чтобы настолько. Замечательное определение философии:
Жиль Делез, Феликс Гваттари. Что такое философия? (выделение моё)