В контексте психофизической проблемы существует "спор" между Э.Ильенковым и А.Д. Майданским по поводу интерпретации спинозовского учения о субстанции. Как известно, первым вопрос о возможности соединения материальной и духовной сущности в человеке поставил Декарт, он же предложил на него ответ, который, однако, показался неубедительным ещё в то время (не говоря уже о сегодняшнем дне). Альтернативное решение предложил Спиноза, на позицию которого в дальнейшем встали и марксисты. В их числе Ильенков. В одном из очерков своей "Диалектической логики", он даёт несколько иную интерпретацию учению Спинозы, нежели ту, которую мы чаще всего увидим в учебниках. Она дана с материалистических позиций, и Спиноза здесь выступает как материалист. Два равноправных атрибута субстанции у Ильенкова превращаются в "мыслящее тело", т.е. мышление рассматривается как способ действия мыслящего тела и т.д. Причём, советский философ подаёт это не как свою идею, построенную на философии Спинозы, а как истинное понимание самого учения Спинозы. Майданский с этим не соглашается и в своей статье "Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы" (Вопросы философии, 8/2002)даёт критический анализ ильенковскому очерку.
Вопрос к форумчанам: кто, на ваш взгляд, из этих учёных наиболее правильно понимает учение Спинозы?
Комментарии
Извините, но никакого "спора", даже в кавычках между Э.Ильенковым и А. Д. Майданским по поводу интерпретации спинозовского учения о субстанции нет и не может быть. В силу разных весовых категорий. Это не спор, это скорее ситуация. когда осёл пинает мертвого льва...Да, Ильенков дал собственную интерпретацию идей Спинозы, но (и это важно) в историко-философском контексте. При этом Ильенков (насколько мне известно) никогда не говорил, что Спиноза - материалист. Он просто слишком хорошо знал Спинозу. Что касается Майданского, то он в своей статье (и в некоторых других работах) опирается на некоторые фрагменты из Спинозы, интерпретирует исключительно тексты (почти герменевтически), или даже просто отдельные фрагменты. Какой из подходов правильный? Мне кажется, что первый. Ну кто наиболее правильно понимает учение Спинозы - Спиноза, конечно, кто ж ещё.
Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под тем, что Ильенков дал интерпретацию Спинозы в историко-философском контексте? И в чём ценность, на ваш взгляд,подхода Ильенкова?
Не знаю, как возможно пояснить это в коротком посте. Но попробую, очень схематично. Ильенков (в Диалектической логике и в ряде других работ) рассматривал философию Спинозы не изолированно, а как один из этапов становления европейской философской мысли (Декарт - Спиноза - немецкая классическая философия - Маркс). В этом, безусловно, ценность подхода Ильенкова. И, хотя бы поэтому, взгляд Ильенкова предпочтительнее, чем фрагментарные размышления Майданского.