Участвовал в работе международной научной конференции «Эстетика в XXI веке: вызов традиции?» , проходившей 28-29 марта на факультете философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета. С докладами выступили профессор Грякалов А.А. (Эстетическое и субъективность), профессор Бенно Хюбнер – Германия (Искусство Истины и\или эстетика очарования), профессор Савчук В.В., доцент Савченкова Н.Н. (Психоаналитическое приближение к произведению искусства: сублимация и проблемы Реального), профессор Прозерский В.В. (Эстетика и айстезис: возврат к истокам или новый виток развития?) и другие.
На мой взгляд, эстетика не просто форма, а метод постижения и способ выражения истины. Чувственно-эстетическое произведение ближе к истине, чем рационально-философское. Если художник освободился от диктата теолога, философа и идеолога, то означает ли это, что теперь искусство создаёт философию и теологию, что искусство первично по отношению к философии и теологии и определяет их? Мне кажется, что так и есть. Но что же может называться искусством в такой ситуации (постмодерна)? – То, что называют искусством? Мне кажется, художник, рационально использующий психоаналитические приёмы (как, например, Сальвадор Дали), всё же вносит в своё творение собственную кодировку, имеющую так сказать, характер вторичной рефлексии в процессе расшифровки. Особенно это видно на примере фотографии. Мне кажется, фотография позволяет увидеть то, что не видимо. Фотография есть констатация времени и пространства, которого нет.
Приведу показавшиеся мне наиболее интересными моменты дискуссии (намеренно не указывая авторства):
1\ Эстетический ренессанс сейчас невозможен. Эстетическое, как константа культуры, не обменивается ни на что.
2\ Современность возникает из чувства возвышенного. Опыт возвышенного приводит субъекта в чувство.
3\ Дионисийская составляющая выше оформленности.
4\ Современность как проект будущего.
5\ Эстетическое как чистый различитель.
6\ Возвышенное даётся как различитель значительного и незначительного.
7\ Человечность состоит в преодолении.
8\ Жизнь может быть оправдана как эстетический феномен.
9\ Эстетическое не имеет своего места, но способно создать любое место, провоцирует на сознание места.
10\ Эстетическое придаёт всему суть.
11\ Всеобщее возникает не на уровне общего.
12\ Сверчеловечность метафизична.
13\ Возвышенное можно находить и бесформенном предмете.
14\ Вера как прообраз единства
15\ Кочевье эстетическое производит места существования и в эстетическое.
16\ В ситуации постмодерна эстетическое рассматривается современность.
17\ Нужно понять современность как проявленную вечность.
18\ Вневременность настоящего…
19\ Время нужно вернуть в эстетику
20\ Время есть то, что оно постоянно не есть…
21\ Современно сообщество обладает собственной моделью сборки
22\ Вопрос об истине связан с вопросом о смысле совместного существования
23\ Искусство человеку нужно, чтобы не умереть в однозначности определений
24\ Маргиналы рано или поздно становятся централами.
25\ Люди смотрят не только на то, чего не могут увидеть.
26\ Требования эпохи – контроль над сотворением смысла.
27\ Истина владеет человеком, он же ей не обладает
28\ Культура висит над бездной
29\ Эстетическое создаёт метафизические концепты
30\ Возвышенное это не то, по сравнению с чем, всё является малым.
31\ Какое отношение музыка имеет к истине?
32\ Эстетическая теория Адорно оказалась бессильной.
33\ Эстетика как способ социальной критики
34\ В современном искусстве ничто не понятно само по себе. Непонимание связано чисто и с тем, что в современном искусстве нечего понимать
35\ Искусство должно сказать что-то больше, чем способно искусство.
36\ Исчезновение эстетики приводит к отсутствию этики и к отсутствию философии
37\ Смерть является развлечением современного человека
38\ Что придаёт эстетическому произведению силу чувства удовольствия?
39\ Есть ли предел свободы чувственности, к которой стремится искусство?
40\ Любое произведение искусства это симптом, как отражение внутреннего конфликта.
41\ В художнике воплощается соединение-разрушение
42\ Анализ – это правильно организованный бред, примиряющий с действительностью
43\ В любой бредовой конструкции в качестве ядра структуры лежит фантазм истинности
44\ Бред знает что-то большее о реальности, чего не знает сама реальность
45\ Задача психоаналитика в анализе произведения.
46\ Найти правильно организованный бред, и является фантазмом истинности.
47\ Истина как способ принятия реальности
48\ Что такое катарсис и что такое сублимация? до сих пор трудно определить.
49\ Философия как смещение влечения с объективной цели и есть сублимация.
50\ Сублимация как защитный механизм приносит удовлетворение.
51\ Новая этика любви строится на сублимации, а не на реальном удовлетворении.
52\ Искусство – это прямое дело Эрота.
53\ Что такое любовь на языке сублимации?
54\ Каков глубинный мотив критиков при анализе произведения? Критик выбирает тот текст, который его задевает. Так что это работа со своими мотивами.
55\ Всегда нужен другой, которые видит то, что не видится в себе нам самим.
56\ Задача общество ввести защиту от психоанализа.
57\ Психоанализ основан на теории множества.
58\ Человек живёт в мифе, не догадываясь об этом.
59\ Как мы присутствует в целом, так и целое (миф) присутствует в нас.
60\ Весь космос для античного человека это его коммуникативное поле. И потому он должен поддерживать космос через ритуальные действия.
61\ Всё, что творит человека, всё это отражается в космосе.
62\ Весь мифологический космос был произведением искусства
63\ Искусство – это то, что космично по своему содержанию.
64\ Искусство нужно человеку как космос, в который человек входит как в коммуникативное поле. Искусство – это коммуникативное поле.
65\ Искусство – это островок мифологического сознания в нашем мире.
66\ Массовая культура особенно мифологична.
67\ В высоком искусстве присутствует различие между мифом и рациональной жизнью.
68\ Эстетические чувства это свободные чувства.
69\ Эстетическое противоположно вожделению
70\ Идёт реанимация мифа, возвращение прежних форм восприятия мира.
Желающие прослушать аудиозапись дискуссии, могут скачать аудиофайл в формате dvf по ссылке для скачивания. Ссылки для скачивания здесь:
http://newruslit.fastbb.ru/?1-3-0-00000034-000-0-0-1207029303
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература