Девиантология нашей жизни

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
История философии

Всякая теория является продолжением и отражением жизни её творца. Отцом девиантологии в России называют доктора юридических наук, профессора Якова Ильича Гилинского. Он признанный в мире специалист по преступности и девиантному (отклоняющемуся) поведению. У него более 630 научных публикаций, свыше 140 на иностранных языках.
С Яковом Ильичём Гилинским мы познакомились, когда я начал работать в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. Он стал для меня "отцом" в науке. В студенческие годы под руководством Я.И.Гилинского я занимался изучением отклоняющегося (девиантного) поведения молодёжи: мы проводили опросы в школах, на производстве, в местах заключения, в неформальных молодёжных объединениях.
Сегодня моему учителю и научному руководителю Якову Ильичу Гилинскому исполняется 85 лет. Накануне я провёл несколько интервью с Яковом Ильичём; он рассказал о своей жизни в теории и о своей теории в жизни.

Я.И.Гилинский свыше десяти лет был адвокатом, защитником по уголовным делам; случалось ему защищать людей, обвинявшихся в измене родине, в антисоветской пропаганде и агитации. Его кандидатская работа была посвящена уголовному процессу и уголовному праву; докторская диссертация – социологическому исследованию преступности и иных антиобщественных проявлений.

В студенческие годы я под руководством Я.И.Гилинского занимался изучением девиантного поведения молодёжи и, в частности, неформальных молодёжных объединений. Мы проводили исследования как в Ленинграде, так и в других городах СССР. Всего мною было опубликовано около 40 научных работ.

Яков Ильич подарил мне 3-е издание своей монографии «Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». На 175 странице книги он упоминает и меня как исследователя девиантного поведения.

Гилинский девиантология

Когда я попал в автокатастрофу, Яков Ильич приехал ко мне в больницу, и мы с ним долго беседовали. Содержание нашего разговора я включил в свой первый роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», который стал для меня «кандидатской диссертацией».

То, что «все мы преступники», я впервые услышал от Якова Ильича Гилинского. Тогда меня это очень удивило, но и обрадовало. Яков Ильич убеждённо доказывал, что с позиции теории «отклоняющегося поведения» каждый человек хотя бы раз в жизни нарушил уголовный закон. Впоследствии я убедился, что мой научный руководитель был прав.

В статье "Преступность как повседневность" Я.И.Гилинский пишет:
"Мировая криминология постепенно, step by step двигалась к пониманию: преступность — порождение общества, преступность — элемент общества, преступность — порождение культуры, преступность — элемент культуры..."
«Преступность» была, есть и будет, пока существует общество, государство. Преступления, как определённые поведенческие акты, деяния (убийство, изнасилование, побои и т.п.), будут всегда, пока существуют люди. А «преступления» те или иные деяния или нет — будет объявлено теми или иными государствами, пока они существуют. А не будет государства, будет некая община, —смотрите у Т. Кампанеллы. В «Городе Солнца» (1623)".

Я.И.Гилинский полагает, что нет вида поведения, являющегося по своей природе преступным. «Преступление и преступность – понятия релятивные (относительные) «как договорятся» законодатели». «То, что в одной стране – преступление, в другой – не признаётся таковым. То, что преступным было вчера, не преступно сегодня, и наоборот». «Все мы преступники не потому, что есть пьянство, наркотизм, проституция. А потому, что такой уголовный закон!»

По мнению Я.И.Гилинского, преступность есть социальный конструкт. Преступность почти полностью конструируется контролирующими институтами, которые устанавливают нормы и приписывают поступкам определённые значения.
Те, кто пишут уголовный закон, «делают» всех нас преступниками. Государству выгодно держать всех под страхом наказания. Компромат есть на всех!

А может ли сам Закон быть преступным?

По мнению профессора Я.И.Гилинского, преступным может быть назван закон об ответственности за оправдание гомосексуализма.
«Постмодернизм в криминологии не без основания рассматривает преступность как порождение власти в целях ограничения иных, не принадлежащих власти, индивидов в их стремлении преодолеть социальное неравенство, вести себя иначе, чем предписывает власть», – пишет Я.И.Гилинский. – «Ясно, что правовые (в том числе уголовно-правовые) нормы и их реализация … непосредственно зависят от политического режима».

Я.И.Гилинский считает, что преступность – не сама болезнь, а показатель более глубоких социальных недугов. Уровень преступности, наркомании и самоубийств является показателем дезорганизации общественного организма. В то же время уровень преступности есть проявление функционального оптимума той или иной социальной системы.

В одной из последних своих статей – в Вестнике Казанского юридического института МВД России №1(35) 2019 – Я.И.Гилинский пишет:
«Преступность почти полностью конструируется контролирующими институтами, которые устанавливают нормы и приписывают поступкам определённые значения. Преступность – социальный и языковый конструкт.
<...>
В то же время действующее уголовное законодательство многих стран, включая Россию, – избыточно и делает каждого гражданина преступником.
<...>
Но если преступления – «нормальные» деяния, если «преступления» совершает каждый из нас... Может, бессмысленно искать причины, факторы, обусловливающие именно преступность (преступления)?
<...>
Конечно, на состояние, тренд, структуру преступности влияют многочисленные из выявленных криминологами факторов. Но те же самые факторы влияют и на другие нежелательные или желательные деяния, на любые поступки людей. Так, рост экономического неравенства может привести к росту насильственных и корыстных преступлений, к «уходу» в пьянство и наркопотребление, к уходу из жизни (суицид), к творческим поискам, просто к нищете одних и сверхбогатству других. Одни и те же социальные, экономические, политические, психологические и прочие факторы воздействуют на любое поведение людей. Поэтому являются ли «криминогенные» факторы криминогенными? Да. Но в равной степени алкогенными, наркогенными, суицидогенными, «порождающими» творческую активность и обыденную, повседневную жизнедеятельность... »

По мнению Я.И.Гилинского, жесточайшая антинаркотическая политика в России даёт обратный эффект. В то время как рапортуют об изъятии больших партий героина, одновременно возрастает употребление синтетических наркотиков, которые гораздо опаснее.
Значит, нужно бороться не только с последствиями, а прежде всего устранять саму причину употребления наркотических веществ.

Я.И.Гилинский убеждён: коррупция – это системная болезнь. И бороться нужно не только с отдельными взяточниками, лечить нужно всю систему. Когда коррумпирована вся страна, сам по себе рост заработной платы полицейских приводит только к увеличению суммы взятки. Чтобы справиться с коррупцией, нужны не призывы, нужна политическая воля.

Раньше считалось, что корни преступности следует искать в социальных условиях жизни. Другая точка зрения предполагает, что корни преступности заключены в генетике человека.

Научно доказанным бесспорным фактом является изменение преступности вместе с изменением социальных условий.
Многочисленные психологические эксперименты доказывают, что при определённых условиях каждый человек может стать злодеем и преступником.

Зимбардо и гилинский

Источник зла не в природе людей, а в дезорганизации общества. Убийцами не рождаются, ими становятся. И виновато в этом общество!

«Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости», – признавал более двух тысяч лет назад Аристотель. – «Люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда»,

Многие великие гуманисты видели причину преступности в праве частной собственности. Пока не исчезнет класс богатых, — говорил писатель начала XVI века Томас Мор в романе «Утопия», — не исчезнет и преступность.

В 1885 г. на 1 Международном конгрессе антропологов в Риме А.Лакассань, исходя из социологических представлений о природе преступности, произнёс знаменитую фразу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает».

Г.Манхейм добавил: «Каждое общество обладает таким типом преступности и преступников, которые соответствуют его культурным, моральным, социальным, религиозным и экономическим условиям».

По А.Кетле «общество заключает в себе зародыш всех имеющихся совершиться преступлений, потому что в нём заключаются условия, способствующие их развитию; оно… подготовляет преступление, а преступник есть только орудие».

Эмиль Дюркгейм называл преступность реакцией на социальные изменения и платой за них. Дюркгейм утверждал: «Преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно».

Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм одним из первых заметил «двойственность» в понимании преступления. Есть обычные преступники и такие «преступники» как Сократ.
«Гений не следует нормам, он нарушает и создаёт их», – писал Иммануил Кант.

«Каждый новый шаг вперёд необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, но освящённого привычкой порядка», – признавал Ф.Энгельс.

Отклоняющееся поведение по сути условно и противоречиво. То, что одни называют терроризмом, другие называют борьбой за самоопределение. Часто оказывается, что признанный террорист затем признаётся главой государства.

Профессор Я.И.Гилинский считает, что для объяснения абсурдного мира нужна «абсурдная» теория. Мир становится всё более неустойчивым. Надо избавиться от иллюзии, будто возможно всё контролировать. Постепенно приходит понимание, что «человечество уже исчерпало тот потенциал своего развития, который оно получило при завершении предыдущего этапа антропогенеза… Возможности порядка, существовавшего тысячелетия уже исчерпаны».

Недавно в Петербурге открылся вполне легальный бордель с силиконовыми девушками. Интим-услуги посетителям оказывают куклы, куклы-массажёры и даже куклы-роботы. Раньше такое заведение закрыли бы сразу как "притон разврата". А сейчас он работает вполне легально, хотя и не без проблем. Как расценить это заведение, до сих пор вопрос.

Одни считают, что это нечто нехорошее и противозаконное. Их разубеждают: «это всего лишь отель с прокатом оборудования». «Можно прийти с женой, с подругой, да даже одному — просто поспать: это же отель с почасовой оплатой!» Стоимость комнаты — от 1,5 тысячи рублей за час, вместе с куклой услуга обойдётся в пять тысяч рублей.

"Куда мы катимся?! — вопрошают некоторые. — Это начало конца! Дальше Апокалипсис!!!"

Здесь есть о чём поспорить, в том числе и юристам. Помимо, административной ответственности, есть и уголовная — за организацию проституции (статьи 240-241 УК РФ). И хотя в таком борделе нет человека, которого вовлекли в занятия проституцией, но есть организация „иных действий сексуального характера“.

Существует проект федерального закона "О регулировании платных услуг сексуального характера". Оказание платных услуг сексуального характера в Российской Федерации признаётся одним из видов экономической деятельности и подлежит государственной регистрации. Закон направлен на признание прав граждан на предоставление и получение платных услуг сексуального характера в условиях контроля этих услуг со стороны государства.

Наступает эпоха "общества наслаждения" и "потребительского цинизма". Если "отель-бордель" с силиконовыми куклами открыли, то кафе, где бесплатно кормили нищих пенсионеров, закрыли.

То, что ещё недавно казалось немыслимым, становится актуальным. Что вчера казалось отклонением, сегодня стало нормой. Например, смена пола нынче модный тренд, а не перверсия; секс уже не только реальный, но виртуальный и ментальный.

"Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет". (Гёте "Фауст").
О девиантологии Якова Гилинского можно сказать, что его теория "пышно зеленеет". Девиантология – это новая "сумасшедшая" теория о нормах и отклонениях.

Я.И.Гилинский полагает: Девиантология – это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль). В широком смысле, это наука о тех отклонениях, которые являлись необходимым условием развития. В перспективе девиантология может стать более общей теорией девиаций в природе и обществе (на физическом, биологическом, социальном уровнях организации мироздания).

Девиантология как наука базируется на следующих базовых методологических принципах:
1\ Принцип универсальности законов мироздания.
Ощущается необходимость объединения исследований неживой и живой природы и общества, изучения их с точки зрения универсальных законов мироздания.
Девиантность здесь предстаёт как инобытие всеобщих закономерностей самодвижения материи, как модификация, доразвитие фундаментальных свойств мироздания.

2\ Принцип универсальности общенаучных методов познания действительности.

3\ Принцип относительности знаний. Всякое знание о любом предмете действительности – относительно, неполно, ограничено.

Карл Поппер писал: «Следует признать, что в каждый момент времени наши научные теории зависят не только от экспериментов и т.п., проведённых к этому моменту, но также от предпосылок, которые мы принимаем без доказательств, т.е. принимаем, не осознавая их…. Научные результаты «относительны» … лишь постольку, поскольку они являются результатами определённой стадии научного развития и подлежат смещению в ходе научного прогресса».

4\ Принцип дополнительности, который сформулировал Нильс Бор.
Лишь противоречивые, взаимоисключающие концепции в совокупности могут достаточно полно описать изучаемый объект.

Организация и дезорганизация неразрывно связаны, одно не может быть без другого, а девиации не только вредны, но и полезны с точки зрения выживания и развития системы.
Девиации присущи всем уровням и формам организации мироздания. Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения.

Девиации служат механизмом изменчивости, а следовательно, существования и развития каждой системы. Без девиаций «ничего никогда породить не могла бы природа», а «порождения» природы не могут без девиации изменяться (развиваться). Отсутствие девиаций системы означает её не-существование, гибель.

Дезорганизация общественного организма, выражающаяся в преступности, не есть проявление нестабильности, а скорее цикличности социума, когда время нестабильности (перемен) всего лишь переход к новой устойчивости.
Но сама по себе стабильность (за которую так ратуют некоторые политики) есть смерть общественного организма. Вне динамики нет развития!

Постепенно норма воспринимается как девиация, а девиация как норма. Отклонение может стать нормой, а норма отклонением. То, что было девиантным вчера, становится нормой сегодня. Существует даже мода на девиантов. Отклонение и протест используется в качестве новой моды.
Однако распространённость девиации ещё не является основанием для признания её нормой.

Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение не является аномалией. Это скорее оборотная сторона жизни, тень легальных процессов.
Преступность, наркомания, самоубийства это такое же нормальное проявление функционирования социальной системы, как и наводнения.
Девиантное поведение есть проявление естественных флуктуаций, цикличности природных процессов.

Цикличность природы находит своё выражение и в цикличности процессов, происходящих в социуме: в цикличности истории, в цикличности проявлений девиантного поведения. Давно отмечен сезонный характер преступности и самоубийств. Например, пик изнасилований приходится на лето, а самоубийства чаще всего совершаются весной. Отмечается также, что рост насильственных преступлений связан с солнечной активностью.

Понятие «девиантное поведение» носит конвенциональный характер. Такие понятия как Хаос и Космос тоже являются условными. Хаос в нашем понимании есть отсутствие упорядоченных процессов (дезорганизация), тогда как Космос – организованное пространство. Но такое разделение основано на определённом понимании происходящих процессов. То, что мы не видим или не понимаем, для нас есть Хаос.

Отклоняющееся поведение как девиация имеет много общего с флуктуациями, происходящими в природе на уровне макро и микромира.
Процессы, происходящие в микромире, о которых говорит квантовая теория, не есть хаотические процессы. Замечено, что электрон движется не по случайной траектории движения, а выбирает её, то есть «думает». Отсюда понятие «думающий электрон».
Понятие «аттракторы» тоже выражение неслучайности выбора траектории движения.
Таким образом, хаотические (то есть как бы случайные) процессы, происходящие в микромире, не есть случайные, но пока непознанные в своей закономерности.

Принцип неопределенности Гейзенберга действует не только на уровне элементарных частиц, но и на уровне личности, и на уровне общества.

Девиантное поведение подчиняется общим закономерностям. Например, нормальное распределение Гаусса (известный «колокол») иллюстрирует в двумерной проекции: чем более опасен тот или иной вид отклоняющегося поведения, тем он менее распространён, и наоборот.

Отклоняющееся поведение может иметь для общества как негативное, так и позитивное значение. Позитивное служит средством развития системы – это социальное творчество. Негативное (преступность, терроризм, коррупция и др.) – дезорганизует систему, способствует её разрушению.

Уровень негативного девиантного поведения коррелирует с уровнем позитивного. Чем больше простора для социальной активности, тем меньше различных форм так называемого «ухода» (в пьянство, наркоманию, в самоубийства).
Я.И.Гилинский считает, что есть симметрия в отклонениях: когда количеству позитивных отклонений соответствует количество негативных отклонений.

Исходным для понимания девиации является понятие нормы как пределов допустимого. Норма может пониматься как наиболее распространённое, среднестатистическое, типичное.
Также норма может пониматься как функциональный оптимум: что для одного нормально и адекватно (например, температура тела 37 градусов), то для другого ненормально и признак заболевания.

В массовом сознании девиантность связана прежде всего с негативными явлениями. Однако нет ни одного поведенческого акта, который был бы «девиантен» сам по себе, по своему содержанию, независимо от социального контекста.
То, что нормально для одного общества или субкультуры, ненормально для других. Например, «преступное» у нас употребление наркотиков, в Нидерландах не считается преступлением. Законное у нас употребление алкоголя незаконно в странах мусульманского мира. Проституция в Амстердаме вполне легальное занятие. А в ОАЭ за проституцию могут казнить.

Самое сложное – проблема социального контроля. Действующая система наказаний не эффективна с точки зрения профилактики и предупреждения преступлений.
Преступность – не сама болезнь, а показатель более глубоких социальных недугов.

Гилинский считает, что человеческая активность может проявляться как в позитивном ключе (в творчестве), так и в негативном (преступность и т.п.). Давно замечено, что негативные отклонения и позитивные взаимосвязаны, как связаны гений и сумасшествие. Причём, если с преступностью знают что делать, то что делать с сумасбродным гением, не знает никто.
Творческий процесс и самого творца часто понимают как отклонение от нормы и даже как патологию.

Книга Гилинского Творчество_1

Станислав Лем писал, что отклоняющееся поведение это «полоса свободы, которую мир оставляет в распоряжении эволюционирующего общества, уже выполнившего долг адаптации…»

В.Поклад пишет: «положительной девиацией следует считать поведение, которое регулируется не позитивными ценностями (деньги, власть, образование), а естественными (абсолютными) ценностями, коими являются Истина, Добро и Красота. В этом же состоит наиболее чёткий критерий отличия позитивных девиаций от негативных».

В 1914 году русский философ и социолог Питирим Сорокин в работе «Преступление и кара, подвиг и награда» обратил внимание на то, что, в отличие от уголовных преступлений, подвиги и награды совершенно не изучаются.

Может ли быть преступлением произведение искусства?

Может, если в действиях художника или в художественном произведении усмотрят возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), а также призывы к свержению государственного строя, пропаганду наркомании, педофилии или оскорбление чувств верующих.

Английский писатель Оскар Уайльд, как известно, отсидел в тюрьме не просто за гомосексуальную связь, но, не в меньшей степени, за своё творчество, которое расценивалось как вызов общественному мнению и пощёчина общественному вкусу.
Французский поэт Поль Верлен и поэт Артюр Рембо состояли в гомосексуальной связи, за что могли также быть привлечены к суду за преступление содомии.
Наш Сергей Есенин часто привлекался за хулиганство.

«Любое творчество – всегда преступление, конечно, не в юридическом смысле этого слова… Творчество (преступление) как созидание, – писал Б.С.Грязнов. – Художник может стать сильнее отпущенного ему природой (Бога), то есть творчество оказывается делом дьявольским … Итак, творчество есть боль, страдание. Творчество есть преступление. Творчество есть дьявольское дело. Творчество есть героизм».

Фридрих Ницше говорил, что творчество и креативность это путь человека к сверхчеловеку, сотворение самого себя, когда «тварь и творец соединены воедино».

П.Хиндемит рассматривал творчество и преступление как две стороны единого процесса. Томаса Манна преследовала мысль: творчество как преступление.

Честные художники пытаются нести правду, но власть их не любит. Искусство в руках государства всегда служило цели оболванивания масс.
Всё, что не поддаётся рациональному объяснению, надзору и контролю, все формы поведения, имеющие характер неупорядоченных и хаотичных, определяются властью как источник социального зла.

В одной из последних своих статей «Запрет как криминогенный фактор» Я.И.Гилинский утверждает: «Запрет часто служит значительным криминогенным (девиантогенным) фактором, порождает многочисленные «теневые» последствия, расширяя поле коррупции, деятельности организованной и экономической преступности…»

В интервью Б.З.Докторову Яков Гилинский сказал:
«Трагедия России не в криминализации (это лишь – следствие), а в полном разрушении и выворачивании наизнанку всех институтов и сфер деятельности – медицины, образования, науки, армии, полиции, промышленности (кроме «трубы»), сельского хозяйства, и далее – везде. С моей, реалистической, точки зрения, Россия давно миновала точку возврата и отстала навсегда… Сколь кровавыми или бескровными будут попытки изменить катастрофическую ситуацию – покажет будущее».

В свои 85 лет Яков Ильич продолжает активно работать. Он ездит по миру, участвует в различных международных конференциях, пишет книги, выступает по телевидению. Его творческая энергия меня поражает и восхищает.

Я.И.Гилинский неустанно говорит об актуальных проблемах общества, в том числе российского. В России нарастает социальное неравенство. Расслоение населения по доходам сейчас выше, чем в начале нулевых. Всё это провоцирует социальную напряжённость и конфликты, которые могут привести к общественным бунтам.

Мы (социологи и криминологи) не враги, а истинные патриоты Отечества. Мы хотим помочь, предупреждаем, советуем. Но чаще всего власть держащие нас не слышат или не хотят услышать.

Яков Ильич Гилинский был научным руководителем моей диссертации. Свои споры с ним я описал в романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» (который и стал моей «диссертацией»).
— Сколько я потратил сил на то, чтобы достучаться до власть предержащих и заинтересовать их результатами проведённых исследований. Но даже когда мне удавалось поговорить с высокопоставленными чиновниками, они лишь кивали головами, соглашались, признавали актуальность и злободневность моих исследований, но ровным счётом ничего не делали. А ведь они могли и должны были по роду своей деятельности воспользоваться рекомендациями учёных, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
— Ну, я, пожалуй, побольше вашего обивал пороги различных кабинетов.
— Тем более. Значит, вам это знакомо лучше, чем мне. К тому же, в самой диссертации должен решаться вопрос о практической значимости проведённой работы. А если она никому не нужна, то и цена её ноль.
— Дорогой Дмитрий Валентинович, вы заблуждаетесь по поводу практической значимости науки. Я тридцать лет занимаюсь проблемами преступности, и ни разу не видел, чтобы результаты научных исследований воплощались в соответствии с нашими рекомендациями. Никому ничего не нужно!»
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

Поздравляю Якова Ильича Гилинского с днём рождения и желаю ему творческого долголетия!

ГИЛИНСКИЙ О ЖИЗНИ В ТЕОРИИ

Яков Ильич Гилинский накануне 85-летия о своей жизни и теории девиантного поведения накануне 85-летия

https://www.youtube.com/watch?v=jU0gP0HN-tI&feature=youtu.be

 

ГИЛИНСКИЙ О ТЕОРИИ В ЖИЗНИ

Яков Ильич Гилинский накануне 85-летия о теории девиантного поведения и своей жизни

https://www.youtube.com/watch?v=F5APuIm-H6Y&feature=youtu.be

 

ГИЛИНСКИЙ – О ДЕВИАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА

Гилинский Я.И. (РГПУ, Санкт-Петербург) сделал доклад «Девиантность и социальный контроль в обществе постмодерна» на конференции «Тревожное общество: о чём (не) говорит социология», посвящённой 25 лет СПАС, 01.12.17

https://www.youtube.com/watch?v=f48JVcusyVI&feature=youtu.be

 

ГИЛИНСКИЙ О ПИСАТЕЛЯХ И ПРЕСТУПНИКАХ

Доктор юридических наук, профессор Я.И.Гилинский поделился своим мнением о писателях и преступниках

https://www.youtube.com/watch?v=SZ_6PdHJrSM&feature=youtu.be

 

ГИЛИНСКИЙ И ЕГО СТУДЕНТЫ О САМОУБИЙСТВАХ

Профессор Гилинский Я.И. и его студенты о проблеме самоубийств

https://www.youtube.com/watch?v=Ea_TXZXS4Gw&feature=youtu.be

 

ГИЛИНСКИЙ О МАРКСИЗМЕ

Я.И.Гилинский о марксизме сделал доклад 06.10.2018 на конференции в Социологическом институте на конференции

https://www.youtube.com/watch?v=2MiaTb1ElgM&feature=youtu.be

А по Вашему мнению, какова ДЕВИАНТОЛОГИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя Алла

Привет, Николай..

Вы как всегда "не в ту степь".

Нет общепринятой Этики - нет общественного единства.
Нет единства - нет и преступлений.
--------------------------------------
А в общем, все и всякие действия и поступки, которые вредят становлению и развитию единения семьи, рода, племени, нации, а в пределе, самого человечества - всегда были и всегда будут тем, что мы называем ПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
----------------------------------- 
Преступление - это всегда та или другая форма ПРЕДАТЕЛЬСТВА.

Аватар пользователя Олан Дуг

Николай Кофырин, 16 Июнь, 2019 - 07:02

А по Вашему мнению, какова ДЕВИАНТОЛОГИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ?

Я этот вопрос обдумывал в несколько ином ключе.

Принцип Дурака

Олан Дуг

      Важнейшей чертой проявления Разума является Свобода Воли, т.е. возможность выбора своего Будущего. И хоть говорят о «множестве вариантов», но мы всегда выбираем из двух - или…, или… Просто за этим выбором всегда стоит следующий, и т.д., и складывается впечатление, что мы выбираем из множества.

      Регрессивный анализ своих выборов показывает, что основной выбор у каждого состоит из двух вариантов: жить или умереть. Живая природа отличается от мертвой тем, что сохраняет удачные варианты своей организации в потомстве, отбраковывая при помощи смерти неудачные. 

      Выбор смерти можно было бы считать самым неудачным, если бы не одно обстоятельство – смерть ради сохранения потомства и близких.  Эта черта характера помогает себя закрепить в потомках, и считается одним из самых героических проявлений характера, в отличи от малодушия, которое выражается в добровольном уходе из жизни и считается самой презрительной чертой.

      В предыдущих рассуждениях я применял лексическую шкалу оценки проявления Разума ( идиот, дурак, глупый, обыкновенный, сообразительный, умный, мудрый).

      Вопрос: Что необходимо для перехода к метрической шкале?  
      Ответ: Эталон. Некий неизменный, стабильный процесс, предмет или факт (событие), с которым можно было бы сравнить степень достоверности прогноза. 

      Вопрос: Есть ли такой в свойстве прогноза будущего?
      Ответ: Нет.

      Вопрос: Тогда на чем же основывается лексическая шкала?
      В поиске ответа на этот вопрос придется провести более детальные рассуждения.

      В чем заключается Мудрость? В прогнозе будущего.
      Какой прогноз может быть? 
      Будущее:
      -  не изменится;
      -  станет лучше;
      - станет хуже.

      Первый вариант прогноза не требует никаких действий. Всё стабильно и можно продолжать жить, как жил.

      Второй вариант рождает надежды на райскую жизнь, но мудрость второго порядка подсказывает, что жить в раю хотят все и за свое место придется побороться, и к этой борьбе надо основательно готовиться.

      Третий вариант однозначно говорит, что или надо основательно окапываться и готовить запасы или, как птицы, улетать на юг, в райские земли (где или ты съешь кого-то, или тебя кто-то съест).

      Вопрос: Всегда ли Рай является райским местом?
      Жизненный опыт подсказывает, что почти всегда райское место возникает между могильным холодом и адским жаром. Так если полюс является местом максимального Холода, а экватор местом максимальной Жары, то Рай весной перемещается к полюсу, почти достигая его летом, и обратно к экватору осенью, почти достигая его зимой (перелетные птицы летят весной к полюсу, а осенью к экватору).

      Поэтому реальное распределение комфорта существования имеет форму кривой  нормального распределения (кривой Гаусса) и имеет колоколообразную форму, края которой являются критическими для Жизни по температуре (с одной стороны замерзнете, с другой зажаритесь).

      Итак, зона комфорта постоянно перемещается. Идиот идет в противоположную сторону и погибает. Умный идет в сторону её перемещения и выживает, но дается ему это только при постоянном приложении сил. Мудрый заглядывает немного дальше,  видит что зона спустя время возвратится и переждать (создав запасы и защиту) гораздо проще, чем постоянно двигаться и бороться за место под солнцем.

      А что же Дурак? Почему почти во всех сказках Иван-дурак оказывался мудрее всех? Просто по тому, что общество (семья, племя, коллектив) считает Дураком всякого, кто отклоняется от общепринятых действий.

      Не хочешь бежать с нами на Юг? Ну и гибни Дурак в холоде и голоде.
      Но когда изможденное постоянной борьбой и движением племя весной вернется назад и встретит упитанного и довольного Ваню, который успешно пережил короткую зиму, самое  лучшее, что они скажут ему так это то, что он очень хитрый и везучий парень.

      Общество считает Дураком любое отклонение от общепризнанных норм: и в сторону идиотизма, и в сторону мудрости, и лишь при стабильном присутствии как отрицательных, так и положительных результатов производит коррекцию своих общепризнанных норм и действий. 

      Это механизм реализации изменчивости и в то же время стабильности общества. Гумилев называл таких Дураков – пассионариями. 

      Пассиона;рии — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбироватьиз внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики. (Википедия)

      Лично в моей жизни любое общение с новым человеком проходило в три этапа.
1. Какой Вы умный, Олег!(Как вы много знаете, и какие блестящие идеи генерируете!)
2. Вы, Олег, Дурак!(Нельзя говорить всем о своих идеях и планах. Нужно их не раздавать, а продавать или менять!)
3. Какой Вы хитрый, Олег Анатольевич! (Вы говорите правду там, где все врут, все принимают её за ложь и терпят поражение. А пытаясь осуществить ваши планы, допускают ошибки, а вы на их ошибках учитесь, исправляете свои планы и их осуществляете.)

      Вся беда в том, что очень трудно отличить Дурака-мудреца, от Дурака-идиота. Хуже того. Дурак-идиот, обещающий райские куши, гораздо привлекательней сообществу, чем Дурак-мудрец, призывающий к труду, терпению и предсказывающий непогоду и лишения.
      Поэтому и говорят: Страшнее Дурака только Дурак с инициативой. Ещё страшней, когда этот Дурак увлекает за собой толпу.

Аватар пользователя Фристайл

Гилинский полагает, что нет вида поведения, являющегося по своей природе преступным. 

По мнению Я.И.Гилинского, преступность есть социальный конструкт. Преступность почти полностью конструируется контролирующими институтами, которые устанавливают нормы и приписывают поступкам определённые значения.

А может ли сам Закон быть преступным?

Чтобы справиться с коррупцией, нужны не призывы, нужна политическая воля.

1) На фоне всех ранее прочитанных мною ваших тем, эта - лучшая.  Но парадокс, одна из наименее популярных. Видно  уже от вас никто не ждал ничего путного.

2) По сути цитат.

Вообще, с точки зрения масштабов Метагалактики человеческое копошение, еще мельче по значимости, чем копошение муравьев для человека. Чего они там делят, большинству не интересно, а потому у муравьев с человеческой колокольни  "нет вида поведения, являющегося по своей природе преступным". 

Это человеки придают поступкам нравственно-моральную оценку. Беда в том, что на планете Земля практически не осталось уже уголков, куда можно забиться, и жить своим уставом. Да и желающих и способных так жить не сыскать. А потому, не в теории, а на практике, мы должны приспособиться жить в человечьем общежитии. Как бы мы ни отгораживались, от дурно пахнущих и невоспитанных соседей, но очень многие заканчивают свой земной путь в 8-местной вонючей больничной палате с пердящими и смердящими соседями, от которых старательно отгораживались всю жизнь.

Таким образом, неприемлемо рассуждать о каких-то природных или неприродных преступлениях.

Скорее всего, даже само существование любого человека доставляет какие-то неудобства всем остальным. Но человеческой практикой выработан порог терпимости соседей по Земле, в пределах которого поведение соседа не встречает осуждения. Далее по высоте порога: морально осуждаемое поведение; поведение требующее легкого наказания; поведение требующее жесткого наказания; поведение, несовместимое с жизнью в обществе. С учетом того, австралий  больше нет, изолировать преступника уже невозможно высылкой его туда, откуда он не может вернуться.

Значит, природное  преступление определяется пониманием человеческого сообщества правил общежития.

Но таки я с вами согласен, что очень многие законы сами по себе преступны, соответственно все властьимущие, кто участвовал в из создании - преступники. Проблема в том, что подчас лучше плохая власть, чем отсутствие власти. Пример тому: боестолкновение. Хуже плохой командир, принимающий массу ошибочных решений, по чьей вине гибнет большая часть личного состава, чем неуправляемая толпа, гибнущая целиком, либо, что еще хуже, переходящая на сторону противника.

Но вы не коснулись самой грязной, отвратительной стороны законности, это - правоприменение. Ведь кто-то должен решать, кто прав, кто виноват, кто преступник, а кто жертва. А свод законов - это всего лишь слова, причем подчас прямо противоречащие друг другу, да еще не соотнесенные с реалиями. А решать судьям нужно здесь и сейчас. В каком бы ты настроении ни был, да еще с учетом личных обстоятельств. Ну например, что скажет председатель суда, что прокурор, что квалификационная коллегия, какую квартиру тебе дадут, пошлют ли твои документы на продолжение судейского срока,... Все судьи ежедневно совершают должностные преступления, все судьи - самые серийные преступники в стране, но именно самому преступному сообществу общество доверяет вершить свою судьбу. Не говоря уже о ментах, прокурорских и подобной братии.

Плохо?

Ещё как плохо!

Но откуда берутся все эти плохиши?

Дык не из воздуха, это твой сосед, от которого ты нос воротишь, не способный сказать ничего разумного, насмотрелся зомбоящик, пошел и проголосовал. И ты неспособен ничего изменить, ибо голосуй-не голосуй, а твой голос ничего не значит в машине для голосования. Ты - заложник быдла.

Но быдло не понимает, что творит. Может ли быть преступницей гадюка? Может ли быть преступницей соседская алкоголичка, бросившая свой бюллетень, и обеспечившая продолжение преступного безумия властной верхушки?

Значит, все мы ходим по минному полю, и это наш единственно возможный способ существования.

Можно сколько угодно и справедливо ругать отечественные реалии. Но возьмем гораздо более демократичную и законопослушную Финляндию. ребенок в детсаду рассказал, что мама шлепнула по попке, и ребенка тут же изымают на 6 месяцев в эрзацсемью. Шлепнула мама, не шлепнула мама, ребенок сказал, маму по закону лишили самого для неё дорогого. 

Мне запомнилась одна сценка во Флоренции. З-х летний карапуз затеял истерику, свалился под ноги прохожим и с воплями катается по грязи. Рядом стоит отец, без каких-либо внешних проявлений и комментариев, наблюдающий эту сцену. По уму ли это? Чтобы из ребенка не выросла девиантная личность, любые девиации полезно пресекать в корне, пока они не заколосились. И гораздо правильнее отшлепать несколько раз ребенка в детстве, чем ставить выросшего к стенке.

И снова вопрос: кто именно и по каким правилам будет решать, оптимальна ли родительская педагогика, не нарушаются ли права ребенка?

Аватар пользователя Алла

Фристайл, 18 Июнь, 2019 - 21:31, ссылка

И снова вопрос: кто именно и по каким правилам будет решать, оптимальна ли родительская педагогика, не нарушаются ли права ребенка?

Интересно: А что первичнее право или обязанности? 

И Что такое Право на Жизнь?

Может быть есть ещё и "право" посрать? .... А?

Да и вообще, возможны ли права за пределами межчеловеческих ОТНОШЕНИЙ?