Атлас мировой истории

Аватар пользователя deutsch
Систематизация и связи
Термины: 

Попался мне в руки «Атлас мировой истории», двухтомник карманного размера. Прелюбопытная вещица – карты на каждой нечётной странице. На чётных - краткие статьи в энциклопедическом стиле. Одну из них в моём переводе хочу представить форумчанам: Dtv-Atlas zur Weltgeschichte, Band1, Seite 212. Меня она навела на размышления, о которых пока умолчу. Каковы будут мнения?

Der Humanismus.

(lat. humanitas = Menschlichkeit; von „studia humanitas“

Италия: «студия гуманиста» (грамматика, риторика, поэтика) преподаётся в школах и университетах традиционно «ораторами», «поэтами» или «гуманистами» (кавычки в оригинале). Новым является изучение античной литературы для углубления в стиль. Словестное обдумывание выражается в критике схоластики (незнание лат. авторов или лат. стилеобразования). Посыл для движения происходит через Платоновский ренессанс: эмигрировшие из Византии учёные (Manuel Chrysoloras, Bessarion) преподают c 1400 греческий язык и основывают около 1440 Платоновскую академию во Флоренции. Становится востребованным свободное духовное развитие человека, который мог бы сам себя усовершенствовать с помощью классической античной литературы.

Сильное воздействие исходит от Петрарки (1304-74). Знаток Августина, Сенеки и Цицерона, он ищет в сельской идилии «мудрость вдохновения» для усовершенствования духа и души, а также обновления римско-итальянского послания. Его друг Боккаччио (1313-75) пишет «Декамерон» - первое произведение Нового времени.

Во Флоренции Леонардо Бруни создаёт в «Cicero novus» (1415) идеал образованной и в то же время политически ангажированной личности. Как переводчик Платона врач Фичино (1433-99) выступает за эстетическую религию (Бог как красота). Пико делла Мирандола (1463-94) создаёт проект картины мира из христианских, античных и иудейских культурных ценностей.

В Риме первый гуманист среди Пап Николаус V (1447-55) создаёт ватиканскую библиотеку. Его секретарь Лоренцо Валла (1405-57) вводит филологический гуманизм в критику текстов и библии: сравнение «Vulgata» с греческим первоисточником; свидетельство Константинова Дарения как подделки.

В новом стиле Петрарки пишет стихи Torquato Tasso (1544-95). В середине 15 столетия через студентов, книгоиздателей (Бадиус в Париже, Фробен в Базеле и др.), итальянских клерков и дипломатов гуманизм распространяется в Европе.

Германия: 1348 – основание университета в Праге; подготовленое мистикой «Devotio moderna» придаёт немецкому гуманизму особую религиозную направленность (буквально: серьёзность). Короткое предвестие при дворе Карла IV в Праге: знакомство канцлера Иоганна фон Ноймаркт с Петраркой («Землеустроитель из Богемии» - 1400).

Филологическое направление: Оценка античных и раннехристианских произведений как углублённого понимания жизни; конфликт со схоластическим обучением. Рудольф Агрикола устремляет реформу латинской школы (Шлеттштадт, Девентер). Новое образование охватывает до 1500 года все университеты. Максимилиан I призывает их коронованного «Poeta laureatus» Конрада Цельтиса (Conrad Celtis – 1459-1508), учителя словестности и стихосложения, в Вену. Иоганн Ройхлин (Iohann Reuchlin – 1455-1522) способствует преподаванию греческого и древнееврейского языков. От нападок кёльнских доминиканцев его выручает Ерфуртский кружок, собиравшийся вокруг Мутиануса Руфуса (1515-1517), сатирическими «Письмами тёмных мужей» (Dunkelmaennerbriefen)(Crotus Rubeanus, Hutten), направленными против схоластической необразованности. Филипп Меланхтон (Philipp Melanchthon 1497-1560) „Praeceptor Germaniae“ становится создателем гуманистической гимназии и старается осуществить синтез реформации и гуманизма.

Национальное направление: Открытие и собирание немецких литературных памятников разбудило национальное сознание, которое противопоставлено историческим предрассудкам о германском варварстве. Цельтис (Celtis) производит первое издание Тацития (Tacitus) „Germania“; Якоб Вимпфелинг (1450-1523) составляет в 1505 году первую немецкую историю; Ульрих фон Гуттен (Hutten) (1488-1523) борется против римского церковного засилия и правления за новое немецкое государство.

Космополитическое направление: Интернационально известный учёный Эразмус фон Роттердам (1467-1536) ищет согласования гуманистического осмысления и христианской набожности. Его научный труд достигает своей вершины в греческом издании Нового Завета от 1516.

Новолатинскими поэтами и переводчиками предстают среди прочих Виллибальд Пиркгеймер (Willibald Pirckheimer), Eobanus Hessus, историк Beatus Rhenanus, Joh. Turmair, прозванный Aventinus и Peutinger.

Англия: Распространение оксфордского Нового учения («New learning»).Ученик Ficinos Джон Колет (John Colet) (до 1519) оснует школу Св.Паула в Лондоне и находится в дружеских отношениях с Эразмом, как и канцлер Генриха VIII Томас Мор (1478-1535). В «Утопии» (1516) описывается проект идеального государства по образцу «Politeia» Платона. Wyatt и Howard переводят поэтические формы Петрарки на английский язык. Первый поэтический бум характеризуют Lyly, Sidney, Edmund Spenser, драматурги Christopher Marlowe (1564-93), Ben Jonson, John Webster и прежде всего William Shakesheare (1564-1616) из Stratford-on-Avon.

Франция: В конце 15 века «Studia humanitatis» становится твёрдой традицией. Роберт Гагуин делает известным Платона. Новые исторические описания возвышает галло-римское наследие. Jacques Lefevre (Faber Stapulensis) переводит в 1523 греческий Тестамент (Новый Завет); специалист по греческой культуре (Graezist) Guillaume Bude создаёт College de France и национальную библиотеку. Frankois Villon (1431?-89?) пишет стихи ещё в манере вагантов; сатирик Rabelais (1495-1553) пишет уже в новом стиле („Gargantua und Pantagruel“) как и поэты плеады: Ronsard, Pelletiers, Bellay, которые развивают теорию искусства речи с упором на римскую традицию. За национальную чистоту языка ратует Malherbe; форму эссе создаёт моралист Michel de Montaigne (1533-92).

В этом перечне явно не достаёт изобретателя книгопечатанья Гутенберга (1397-1468), Лютера - переводчика библии на немецкий (1483-1546), а также живших и проповедавших в то же время реформаторов, таких как Цвингли (1484-1531) и Менно Симонс (ок. 1496-1561). И, разумеется, в области изобразительных искусств и архитектуры необходимо упомянуть творцов итальянского Возрождения (15-16 вв.), проявивших себя ярко и разносторонне.

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

БСЭ,3-изд,ст.Италия
Като-Камбрезийский мир 1559 закрепил раздробленность И.; Испания овладела Миланским герцогством, Сицилией, Сардинией и Юж. И., а мн. др. итал. гос-ва (за исключением Венеции, Папской обл. и Савойского герцогства) попали в зависимость от неё. Ограничение Испанией вывоза товаров из И., многочисл. поборы способствовали дальнейшему упадку пром-сти и торговли И. В 17 в.
наступил глубокий упадок итал. экономики. И. стала страной с преим. с.-х. экономикой, из экспортёра готовой пром. продукции она превратилась в экспортёра сырья. Мануфактурная форма пром. произ-ва в основном сохранилась лишь в крупнейших центрах Сев. И.

Уже в 16 в. началось наступление католич. реакции: был учреждён орден иезуитов (1534), реорганизована инквизиция (1542, учреждена в Риме Конгрегация инквизиции - верх, трибунал по делам о ересях) и т. п. Бедственное положение нар. масс, чужеземный гнёт и католич. реакция
привели к возрастанию еретич. движений, к протестантизму в радикальных формах, к нар. восстаниям (в 1599 в Юж. И. был раскрыт заговор, подготовлявшийся Кампанеллой, в 1647 вспыхнуло восстание в Палермо, в 1647-48-в Салерно, в 1647-в Неаполе во гл. с Мазаньелло и Дженнаро Аннезе).
Папская курия, инквизиция преследовали и осуждали на смерть нар. вожаков и передовых мыслителей (Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини и др.).

Аватар пользователя deutsch

Дилетант: "Уже в 16 в. началось наступление католич. реакции: был учреждён орден иезуитов (1534), реорганизована инквизиция (1542, учреждена в Риме Конгрегация инквизиции - верх, трибунал по делам о ересях) и т. п. Бедственное положение нар. масс, чужеземный гнёт и католич. реакция
привели к возрастанию еретич. движений, к протестантизму в радикальных формах, к нар. восстаниям (в 1599 в Юж. И. был раскрыт заговор, подготовлявшийся Кампанеллой, в 1647 вспыхнуло восстание в Палермо, в 1647-48-в Салерно, в 1647-в Неаполе во гл. с Мазаньелло и Дженнаро Аннезе).
Папская курия, инквизиция преследовали и осуждали на смерть нар. вожаков и передовых мыслителей (Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини и др.)."

М.Г. Во-первых, спасибо за перевод с советского. Я так понимаю, Вам политический аспект (католическая реакция) представляется наиболее существенным. Меня же занимает, как это следует из тегов, само явление "студии гуманиста". Какая плотная, мощная интеллектуальная волна предшествовала и сопровождала Реформацию. Как они впитали весь лучший предыдущий опыт. И, не смотря на контрреформацию, в половине тогдашней цивилизации они победили. Далеко не все протестантские направления были сколько-нибудь радикально-гуманистическими, а последние оказали влияние на образ мышления на многие века. От этого опыта небрежно отмахнулись в современной России, посадив её в исторические туманности с языческими предрассудками, отторгнув все наработки гуманистов.

Аватар пользователя Дилетант

Я так понимаю, Вам политический аспект (католическая реакция) представляется наиболее существенным. Меня же занимает, как это следует из тегов, само явление "студии гуманиста".

Маргарита, спасибо за цитату из Вашего Атласа. Мне тоже интересно, как один и тот же период истории в разных источниках освещается по-разному. Может, в нищете и притеснениях есть начало, причина духовного расцвета.
Подумалось, а кто читал тогдашних выдающихся философов, сочинителей7 Один - два, три могли оценить. Вот и не очень понятно, насколько хорошо (плохо) тогда жили. Мы тут у себя не можем в этом разобраться. Еда есть, развлекаловка тоже, а на душе кошки скребут...

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемая Маргарита!

Спасибо за интересный пост.
Вы совершенно правы, утверждая, что Реформация оказала влияние, особенно в Европе и в США, на образ мышления на многие века, вплоть до наших дней. Но, Ф. Ницше, в своей философии, поставил точку в «эпохе гуманизма» и показал проблемы свойственные «формальной самодостаточной бюргерской жизни», о которых и сегодня пишут интеллектуалы в Европе.
Действительно, современная Россия во многом отмахнулась от европейского интеллектуального и духовного опыта, но не только от европейского, но и своего российского, времен «серебряного века» (например, триумфальные «Русские сезоны в Париже» и многое, многое др.).

ЕС

Аватар пользователя deutsch

Силаев: "Ф. Ницше, в своей философии, поставил точку в «эпохе гуманизма» и показал проблемы свойственные «формальной самодостаточной бюргерской жизни», о которых и сегодня пишут интеллектуалы в Европе."

Не могли бы Вы цитатку к "точке"в «эпохе гуманизма»? Спасибо.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемая Маргарита!

Вот цитата про "точку"в «эпохе гуманизма»:

«Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море, где может потонуть ваше великое презрение. В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это -- час великого презрения.
Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.
Час, когда вы говорите: "В чем мое счастье! Оно -- бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование!"
Час, когда вы говорите: "В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он -- бедность и грязь и жалкое довольство собою!"
Час, когда вы говорите: "В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!"
Час, когда вы говорите: "В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый -- это пламень и уголь!"
Час, когда вы говорите: "В чем моя жалость! Разве жалость -- не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие".
Говорили ли вы уже так?

Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!
Не ваш грех -- ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!
Но где же та молния, что лизнет вас своим языком?
Где то безумие, что надо бы привить вам?
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- эта молния, он -- это безумие!

Так говорил Заратустра».

В своей философии Ф. Ницше говорит о духовной бедности, грязи и жалком довольстве собой, большинства людей эпохи гуманизма.
Точка, хватит "сюсюкать" и лгать, это негуманно, потому, что недостойно имени — Человек!

P.S. Думал, что потребуется цитировать всю книгу …

ЕС

Аватар пользователя deutsch

Уважаемый Евгений,
цитата про "точку" в «эпохе гуманизма» на мой взгляд в "молоко". Вы пишете: "В своей философии Ф. Ницше говорит о духовной бедности, грязи и жалком довольстве собой, большинства людей эпохи гуманизма". Перечтите первый пост в этой теме, приведённый перечень повлиявших на ход мировой истории состоит из бедных духом, грязных и жалких? Далее без комментариев относительно Ваших трактовок. Касательно самой цитаты:
«Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море, где может потонуть ваше великое презрение. В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это -- час великого презрения."
Всё-таки даже извращать можно только до определённой степени. Не может быть никакого человекоуважения на основе презрения. (Из советского устного народного творчества: "Мой начальник такой святой, такой святой, что и в туалет не ходит.") Гуманизм особое внимание уделил (практически начинался с этого) общественной гигиене (следствие великих эпидений). Римские водопроводы уже тысячу лет не функционировали, бассейны давно засыпаны или перестроены, впервые занова "повернулись лицом" к естественным потребностям человека. Какое презрение со стороны гуманистов? Вы о чём? Ничто не могло быть выше возрождения здорового телесного бытия.
"Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель."
Вы совершенно не поняли то, что процитировали. Ницше нельзя понять, не зная европейской средневековой истории. Впрочем, это относится также к другим немецким философам.
"Разве жалость - не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие"
Совершенно верно - уже как только не использовала русская литература образ деятельного немца, человеколюбие проявляется в деятельности, солидарности, а не в самолюбовании своим мнимым превосходством.

Теперь я Вам скажу:
Точка, хватит лгать, это негуманно, потому, что недостойно имени — Человек!

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемая Маргарита!

Вы, похожи, из ученицу Кашпировского. По одной цитате и комментарию, как по фото, Вы с энтузиазмом тролля, обвиняете в извращениях, непонимании, «незнании европейской средневековой истории», и даже во лжи… Ну, да ладно.

1. Бессмысленно судить о философии Ницше по одной «цитатке».
Бессмысленно судить о философии Ницше с позиции: «общественной гигиены», «водопроводов», «туалетов» … Если Ницше и говорит о гигиене, то о гигиене духа.
Ницше развенчал гуманизм, но сам остался гуманистом, и в этом его трагедия, трагедия его философии, как и всех гуманистов.
Ницше сложный противоречивый неоднозначный философ-критик. Его честные и яркие мысли одними воспринимаются как глоток родниковой воды, в для других — это зеркало, в котором отражается их неприглядный лик, с которого Заратустра сорвал маску. Поэтому его творчество любят и ненавидят язычники и христиане, идеалисты и материалисты, философы и политики …

2. Европейская средневековая философия сформировалась на базе христианского осознания личности, на что потребовалось более 1000 лет!
Постепенно произошла трансформация культуры в культ человека-личности — гуманизм.
Гуманисты строят утопическое общество, в котором должны быть гуманные человеческие отношения. Но, такое абстрактное «строительство» возможно только с нарушением свободы конкретной личности.
Личность свободна творить и зло.
Поэтому, Заратустра Ф. Ницше и Великий инквизитор Ф.Достоевского говорят об одном. Как высказался один острослов: «Любой народ продаст свою свободу за колбасу».

3. Ф. Ницше написал честно: «Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители».
Потом, он спросил:«Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? »
… «И весь народ начал смеяться над Заратустрой».

ЕС

Аватар пользователя deutsch

Силаев: "Вы с энтузиазмом тролля, обвиняете в непонимании, ...и даже во лжи…“
Бог с Вами, Евгений! Я скопировала Ваше обвинение, почему Вам не понравилось его на себя примерить? Будьте, пожалуйста, корректнее.
«Бессмысленно судить о философии Ницше по одной «цитатке».»
Я вовсе не судила о философии Ницше, Вы прислали цитату, которую мы и обсуждаем в историческом контексте наработок великанов мысли и духа 15-16 веков. И то, что они (не мы им чета) обратились с человеку в его окружении, это - нам урок. Нельзя никогда и ни при каких условиях отрывать человека от его среды . В «безвоздушном» пространстве, в искусственной среде, в теоретической модели человек способен только выполнять разработанную для этих условий программу его жизни и деятельности.
« … Если Ницше и говорит о гигиене, то о гигиене духа.» -
Кто против? Не забывайте однако, «из какого сора растут цветы». Человек без патологии психики не может основываться только на своих теоретических построениях, будучи изолирован от повседневной реальности.
« Ницше развенчал гуманизм, но сам остался гуманистом, и в этом его трагедия, трагедия его философии, как и всех гуманистов.»
Извините, но нельзя выдавать желаемое за действительное. Если понимать счастье как возможность заниматься в жизни тем, чем хотелось бы, то счастливее творцов эпохи Возрождения найти трудно – какая трагедия? Гуманизм воплотился в реальной идеологии социальной справедливости, общественного и экологического сознания. Кто кого развенчал? Вы о чём? О фашистах с их человеконенавистничеством? Это не ко мне.
«Ницше сложный противоречивый неоднозначный философ-критик. Его честные и яркие мысли одними воспринимаются как глоток родниковой воды, в для других — это зеркало, в котором отражается их неприглядный лик, с которого Заратустра сорвал маску. Поэтому его творчество любят и ненавидят язычники и христиане, идеалисты и материалисты, философы и политики … » Слова-слова.

«Гуманисты строят утопическое общество, в котором должны быть гуманные человеческие отношения. »
Плохо знаете историю, уже построили и не абстрактно, а совершенно реально прожили, как Вы пишете, в гуманных человеческих отношениях в течение 330 лет и повлияли на идеологию всего европейского сообщества. Впрочем, в учебниках об этом не писали.
« Но, такое абстрактное «строительство» возможно только с нарушением свободы конкретной личности. Личность свободна творить и зло.»
А с этим - к юристам, они объяснят Вам о творении зла и о рамках свободы конкретной личности, творящей зло.
«Любой народ продаст свою свободу за колбасу». Нет сомнения, что Вы «святой».
«Ф. Ницше написал честно: «Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители».
Потом, он спросил:«Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? »
… «И весь народ начал смеяться над Заратустрой».»
А это к чему? Призовите себя заглянуть в себя, один из столпов гуманизма: «Познай самого себя».

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемая Маргарита, Вы замечательный апологет европейского гуманизма. Пишете на русском языке, а мыслите категориями европейских ценностей.
Вот компиляция из Вашей и моей цитат, как ответ на Ваш последний вопрос: «Познай самого себя, разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?». Все это, я отношу к самому себе, в первую очередь, и поэтому, я благодарен философии Ф. Ницше.
Спасибо за беседу.

ЕС

Аватар пользователя deutsch

Дилитант: "Может, в нищете и притеснениях есть начало, причина духовного расцвета."

Вообще-то, хорошо известны "три источника": открытие америки, изобретение пороха, гелиоцентрическая система Коперника, но самое главное - конец одной формы производства:натурального хозяйства, и начало другой: раннекапиталистическая специализация производства. "Богатство общества определяется наличием свободного времени его сограждан." Далеко не в пролетарской среде зародилась взаимопомощь-взаимовыручка и тем более интерес к личности человека. Рост общественного сознания всякий раз пытался вернуться к корням христиантства с их братствами и идеалами. Кризис церкви (идеологии), кризис имперского правления Германо-Римской Империи, кризис способа производства.

Аватар пользователя Дилетант

"Богатство общества определяется наличием свободного времени его сограждан."

Надо полагать, что "несвободное" время - это время на производство необходимого для жизни продукта. Свободное время - время на "производство" и удовлетворение желаний.
"Время собирать камни, и время бросать камни".

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемая Маргарита!

Мое внимание к Вашему тексту привлекло именно название, а потом уже, читая, я переключился к теме нашего обсуждения — Гуманизму.
Дело в том, что формат «Атласа мировой истории», безусловно интересная «штука», но, с моей точки зрения, должен быть дополнен приложением — «Всеобщая историческая схема» на листе формата А1.
Дело в том, что для таких как я, у которых плохая память на имена и даты, очень трудно ориентироваться в историческом времени. Кроме этого, есть проблема восприятия синхронности исторических событий различных регионов. Например, читая историю России, интересно понять, а что в этот период происходило в Китае?, иногда вспомнить трудно … Историки пытаются решать такие проблемы с помощью «Синхронических таблиц» …
Дело в том, что короткие интервалы времени мы мыслим в абсолютном времени: «через 5 мин. выхожу …», «два дня назад был в …», а «длинные» в относительном времени: «за год до войны …», «через месяц после свадьбы …», …
Для ориентации в историческом времени необходимо держать в памяти достаточно подробную систему таких исторических «точек-событий».
Имея «стартовую» систему, в дальнейшем, она наполняется событиями и их взаимосвязями, формируя в сознании определенное «цельное» представление.

Например, говоря о европейской культуре, на более широком историческом периоде, интересно понять влияние Кордовского эмирата с их любовью к сложным логическим и графическим построениям (философия, арабские цифры, часы, арабская вязь и др. ), в отличии от европейской любви к простым понятным прагматичным построениям (формальная логика, римские цифры, романский стиль и др. )
Большое влияние на европейскую культуру Византии (особенно после варварских Крестовых походов), с приоритетом духовного, религиозного над материальными, прагматичными (языческими) ценностями в жизни европейских народов.
Европейская историческая наука, в своей самодостаточности, не очень любит акцентировать внимание на этих факторах.

P.S. «Всеобщая историческая схема» в моей редакции была издана небольшим тиражом в Москве (1991г.)
ЕС

Аватар пользователя Дилетант

ЕС

короткие интервалы времени мы мыслим в абсолютном времени: «через 5 мин. выхожу …», «два дня назад был в …», а «длинные» в относительном времени: «за год до войны …», «через месяц после свадьбы …»,

Интересная мысль.
Получается, что короткие промежутки времени (5 мин) отмеряются не иначе, как от собственного "я", в котором за ноль принят текущий момент. То есть время вокруг идёт, а моё внутренняя точка отсчёта "стоит". И этот текущий момент всегда равен нулю. "я" - это "миг между прошлым и будущим".

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Владимир!

Действительно, очень интересно! Только, это Ваша идея, в я, просто рассуждал о восприятии времени.

ЕС

Аватар пользователя deutsch

Силаев:"Мое внимание к Вашему тексту привлекло именно название, а потом уже, читая, я переключился к теме нашего обсуждения — Гуманизму."

Евгений, должна извиниться за эту типично журналистскую уловочку, когда называют статью "в бровь, а не в глаз". Впрочем, место гуманизма на исторической карте по моему скромному разумению необходимо в настоящий момент особенно ярко высветить. Вчера, например, некто нимало сумняшися на Первом канале изрек буквально следующее: "Медицина как область экономики ...". Во всём мире, даже при крутом капитализме медицина хотя бы официально является социальной (исключительно затратной)сферой. По-русски говоря, совсем ... (стёрла).

Вы пишете: "«Всеобщая историческая схема» на листе формата А1."
Я рада тому, что Вы находите ценность исторического подхода в философских обобщениях. Я пришла к необходимости синхронного подхода исторических событий ещё в средней школе. Помните, мы изучали сначала Фонвизена ("Недоросль"), затем следовали русские писатели в хронологической последовательности, и в старших классах я с удивлением обнаружила, что Чацкий современник Онегина. То же касалось композиторов и (о ужас)учёных. Скажите мне с разбегу, мог ли Пушкин слышать про три основных закона Ньютона; а музыку каких западных композиторов мог слушать Ломоносов? В старших классах я выписала из БСЭ 8 тыс.выдающихся личностей и на обратной стороне географической карты (1,5м х 2м)стала наносить линии их жизни разными цветами по роду деятельности. Таблица состояла из столбцов за +/- 20 веков (ось времени) и строк (вертикальное деление), соответствовавших территориям современных государств,включая Азию, Америку, Африку и пр.Австралии. Выявился значительный пробел информации в средневековье, вплоть до Возрождения. Почему-то сгустки интеллектуальности приходились на античность, итальянский Ренесанс, 8-11 века персы и Средняя Азия, а также русский и французский 19 век. Пришлось нанести также главные исторические события (миграции, войны, революции), которые совпадали со сгустками интеллектуальной деятельности, одно предшествовало другому. В этой таблице моей усидчивости хватило только примерно на половину выписанных данных (са.4000 имён). А когда появились компьютеры, такая ручная работа стала не актуальной. Интернет мне здорово помог в написании исследования за 15 веков германской истории с переходом на Россию вдоль одной сохранившейся в исторических архивах фамилии. (Эта книга, 500 стр, полностью готова, но проблема с изданием). Удивительно, что европейские этапы развития в средневековой Европе синхронны происходившему на Руси(допетровской).

Согласна с тем, что "Для ориентации в историческом времени необходимо держать в памяти достаточно подробную систему таких исторических «точек-событий».
Имея «стартовую» систему, в дальнейшем, она наполняется событиями и их взаимосвязями, формируя в сознании определенное «цельное» представление."

Каждая новая информация, которая по определённому признаку избирается из общего потока информации, или образует новую "опорную точку", или дополняет ясности к имеющей "точке". Главное - фиксировать эту информацию. Вы, например, фиксируете информацию о влиянии арабской культуры на европейскую, но упускаете, что ещё Александр Македонский со своими "варварами" проложил дороги через пустыни. О захватчиках римлянах вообще в плане "варварских походов" говорить не принято, хотя по факту они грабили и эксплуатировали во всей Европе.

Восприятие исторического времени действительно не линейно. Прошедшее сублимируется до отдельных фактов, тогда как "вчерашнее" сохраняет живые эмоции, которые, вероятно, и есть истинное наполнение времени жизни каждого из нас.

"P.S. «Всеобщая историческая схема» в моей редакции была издана небольшим тиражом в Москве (1991г.)" Нет ли Вашей книги в интернете?

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемая Маргарита!

В интернете моих книг и схем нет.
«Всеобщая историческая схема» была издана, как листовая продукция (700ии х 850мм). Схема, во многом, аналогична Вашей таблице. По-центру листа, снизу вверх ось времени в логарифмическом масштабе, от 40 000 лет до н.э. — до 2000г. Крайний левый столбец — «Северная и Южная Аиерики», а справа «Китай и Япония».
Не трудно, заполнить весь лист текстами и датами исторических событий — сложнее, сформировать запоминающийся образ схемы, в котором, каждое представленное событие приобретет свое характерное место. Для этого, я старался использовть известные всем события, из разных областей и имена. Например, «Семь чудес Света», «Нефертити», «Заратуштра», «Юлий Цезарь», «Жанна Д'Арк», «Установление Южного и Северного полюсов», «Покорение Эвереста и Марианской впадины» и др.
Многие наименования событий снабжены графическими значками с портретами или символами. Большое значение для восприятия схемы имеет ее цветовое решение.
Взгляд на «Всемирную историю», на всю сразу, для многих был неожиданным. Причина «неожтданности» очень простая — те события и периоды, о которых мы больше знаем, занимаю в нашем представлении и «больше места» в отличии от схемы. Например, история Китая огромна, в сравнении с историей США.
Имея перед собой «Всеобщую историческую схему», интересно читать рассуждения, таких историков, как А.Дж.Тойнби и Л.Н Гумилев.
У меняя, еще, есть макеты хронологических схем истории культуры Средневековья, эпохи Возрождения, а также истории Украины, но, как и у Вас — нет издателя.

С Новым годом! Всего наилучшего,
ЕС

Аватар пользователя deutsch

Евгений Силаев пишет:


Не трудно, заполнить весь лист текстами и датами исторических событий — сложнее, сформировать запоминающийся образ схемы, в котором, каждое представленное событие приобретет свое характерное место.

 

М: Мне кажется в такой схеме именно ось времени - главный образ, она и формирует для каждого события его место.

Евгений Силаев пишет:


Например, история Китая огромна, в сравнении с историей США.

 

М: Индейские культуры не в счёт? Я же говорю, что избежать субъективного подхода практически невозможно, а включить в схему абсолютно всё не реально. Вероятно поэтому такая вобщем-то простая идея до сих пор реализуется по частям: великие композиторы, эпоха Ренесанса, происхождение хомо сапиенса и т.п. Не исключено, что возможности компьютера и интернета позволят создать такую схему в виртуале.

Спасибо за поздравление к Новому году. И Вам желаю, как говорят немцы: "удачного скатывания" в новый 2013 год!

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемая Маргарита!
Спасибо за поздравление.

1. Вы пишете: «Мне кажется в такой схеме именно ось времени - главный образ, она и формирует для каждого события его место»
Думаю, что абстрактная ось времени, определяя место события, формируется в образ именно этими событиями. Как и абстрактная дата запоминается в «привязке» к событию, которое произошло в это время.
Поэтому, для меня, самое главное во «Всеобщей схеме» — было сформировать запоминающийся единый образ всего исторического времени.
Для формироапния такого образа, субъективный выбор событий — несущественный фактор, главное, чтобы эти события было легко запомнить.

2. Вы пишете: «Индейские культуры не в счёт?». Но ведь «Индейские культуры» существовали до образования США.

3. Вы пишете: «… практически невозможно, а включить в схему абсолютно всё не реально». Включать ВСЕ в схему нет необходимости, и даже неправильно. На схеме нужны только запоминающиеся события-точки и характерные периоды, династии …, например, такие как «Готика», «Барокко», «династия Ленкастеров», «династия Комнинов», …

4. Вы пишете: «Вероятно поэтому такая вобщем-то простая идея до сих пор реализуется по частям …».
Мне кажется, что исходя из вышеизложенного, «Всеобщую схему» сформировать можно. (моя «Всеобщая историческая схема» — тому пример).

ЕС

Аватар пользователя deutsch

Уважаемый Евгений, всё правильно, каждый приспосабливается к своему типу памяти, точнее к тому, каким образом она натренирована. Мои слегка возражения касаются только того, что чей-либо "способ" ориентации в историческом времени не может претендовать на объективность и всеохватность. Всякий узкий специалист сделает в схеме красной нитью свой профессиональный уклон. И пусть он будет с этим счастлив и здоров. Специалисту из другой области она окажется неполной и бесполезной. Я-то как раз ратую за единство или хотя бы взаимосвязанность культурно-интеллектуального потенциала общества на каждом этапе его развития и в переломные эпохи.

Аватар пользователя Дилетант

Прошедшее сублимируется до отдельных фактов, тогда как "вчерашнее" сохраняет живые эмоции, которые, вероятно, и есть истинное наполнение времени жизни каждого из нас.

Писатели, художники берут эти "сублимированные" факты, их окружающие такие же высушенные факты - отпечатки действительных событий, связывают их в схему, каркас, наполняя "остатками" найденных "тканей", и "вдохновляют" их собственным духом, движением, движущей силой. Воссоздание каркаса возможно, видимо, благодаря гармонии, единому порядку, а резонансы подпитываются читателем, который и "оживляет" эти картины прошлого, превращая их в абсолютное для себя (отсчитывая от своего "я") время.
Спасибо, Маргарита. С Наступающим Новым Годом! Новый год, пожалуй, единственная общая отметка для всех. Хотя даже и для него природа делает препятствие в виде 12-и часовой разницы.

Аватар пользователя deutsch

Дилетант: "Воссоздание каркаса возможно, видимо, благодаря гармонии, единому порядку, а резонансы подпитываются читателем, который и "оживляет" эти картины прошлого, превращая их в абсолютное для себя (отсчитывая от своего "я") время."
М:"Воссоздание" возможно благодаря архивам и другим материальным памятникам, в том числе приданиям старины далёкой. Умение видеть за фактами события и даже взаимоотношения людей зависит от индивидуальных способностей к образному мышлению, в котором время - тоже образ, у каждого свой.

Поздравляю Вас также с наступающим Новым годом! Впрочем, например, в Израиле новый год начинается в сентябре, а в Китае, кажется, по-нашему в феврале. Немцы отмечают Сильвестр хлопушками, этот праздник принято здесь праздновать не в семье (как Рождество), а с друзьями на свежем воздухе.