Попался мне в руки «Атлас мировой истории», двухтомник карманного размера. Прелюбопытная вещица – карты на каждой нечётной странице. На чётных - краткие статьи в энциклопедическом стиле. Одну из них в моём переводе хочу представить форумчанам: Dtv-Atlas zur Weltgeschichte, Band1, Seite 212. Меня она навела на размышления, о которых пока умолчу. Каковы будут мнения?
Der Humanismus.
(lat. humanitas = Menschlichkeit; von „studia humanitas“
Италия: «студия гуманиста» (грамматика, риторика, поэтика) преподаётся в школах и университетах традиционно «ораторами», «поэтами» или «гуманистами» (кавычки в оригинале). Новым является изучение античной литературы для углубления в стиль. Словестное обдумывание выражается в критике схоластики (незнание лат. авторов или лат. стилеобразования). Посыл для движения происходит через Платоновский ренессанс: эмигрировшие из Византии учёные (Manuel Chrysoloras, Bessarion) преподают c 1400 греческий язык и основывают около 1440 Платоновскую академию во Флоренции. Становится востребованным свободное духовное развитие человека, который мог бы сам себя усовершенствовать с помощью классической античной литературы.
Сильное воздействие исходит от Петрарки (1304-74). Знаток Августина, Сенеки и Цицерона, он ищет в сельской идилии «мудрость вдохновения» для усовершенствования духа и души, а также обновления римско-итальянского послания. Его друг Боккаччио (1313-75) пишет «Декамерон» - первое произведение Нового времени.
Во Флоренции Леонардо Бруни создаёт в «Cicero novus» (1415) идеал образованной и в то же время политически ангажированной личности. Как переводчик Платона врач Фичино (1433-99) выступает за эстетическую религию (Бог как красота). Пико делла Мирандола (1463-94) создаёт проект картины мира из христианских, античных и иудейских культурных ценностей.
В Риме первый гуманист среди Пап Николаус V (1447-55) создаёт ватиканскую библиотеку. Его секретарь Лоренцо Валла (1405-57) вводит филологический гуманизм в критику текстов и библии: сравнение «Vulgata» с греческим первоисточником; свидетельство Константинова Дарения как подделки.
В новом стиле Петрарки пишет стихи Torquato Tasso (1544-95). В середине 15 столетия через студентов, книгоиздателей (Бадиус в Париже, Фробен в Базеле и др.), итальянских клерков и дипломатов гуманизм распространяется в Европе.
Германия: 1348 – основание университета в Праге; подготовленое мистикой «Devotio moderna» придаёт немецкому гуманизму особую религиозную направленность (буквально: серьёзность). Короткое предвестие при дворе Карла IV в Праге: знакомство канцлера Иоганна фон Ноймаркт с Петраркой («Землеустроитель из Богемии» - 1400).
Филологическое направление: Оценка античных и раннехристианских произведений как углублённого понимания жизни; конфликт со схоластическим обучением. Рудольф Агрикола устремляет реформу латинской школы (Шлеттштадт, Девентер). Новое образование охватывает до 1500 года все университеты. Максимилиан I призывает их коронованного «Poeta laureatus» Конрада Цельтиса (Conrad Celtis – 1459-1508), учителя словестности и стихосложения, в Вену. Иоганн Ройхлин (Iohann Reuchlin – 1455-1522) способствует преподаванию греческого и древнееврейского языков. От нападок кёльнских доминиканцев его выручает Ерфуртский кружок, собиравшийся вокруг Мутиануса Руфуса (1515-1517), сатирическими «Письмами тёмных мужей» (Dunkelmaennerbriefen)(Crotus Rubeanus, Hutten), направленными против схоластической необразованности. Филипп Меланхтон (Philipp Melanchthon 1497-1560) „Praeceptor Germaniae“ становится создателем гуманистической гимназии и старается осуществить синтез реформации и гуманизма.
Национальное направление: Открытие и собирание немецких литературных памятников разбудило национальное сознание, которое противопоставлено историческим предрассудкам о германском варварстве. Цельтис (Celtis) производит первое издание Тацития (Tacitus) „Germania“; Якоб Вимпфелинг (1450-1523) составляет в 1505 году первую немецкую историю; Ульрих фон Гуттен (Hutten) (1488-1523) борется против римского церковного засилия и правления за новое немецкое государство.
Космополитическое направление: Интернационально известный учёный Эразмус фон Роттердам (1467-1536) ищет согласования гуманистического осмысления и христианской набожности. Его научный труд достигает своей вершины в греческом издании Нового Завета от 1516.
Новолатинскими поэтами и переводчиками предстают среди прочих Виллибальд Пиркгеймер (Willibald Pirckheimer), Eobanus Hessus, историк Beatus Rhenanus, Joh. Turmair, прозванный Aventinus и Peutinger.
Англия: Распространение оксфордского Нового учения («New learning»).Ученик Ficinos Джон Колет (John Colet) (до 1519) оснует школу Св.Паула в Лондоне и находится в дружеских отношениях с Эразмом, как и канцлер Генриха VIII Томас Мор (1478-1535). В «Утопии» (1516) описывается проект идеального государства по образцу «Politeia» Платона. Wyatt и Howard переводят поэтические формы Петрарки на английский язык. Первый поэтический бум характеризуют Lyly, Sidney, Edmund Spenser, драматурги Christopher Marlowe (1564-93), Ben Jonson, John Webster и прежде всего William Shakesheare (1564-1616) из Stratford-on-Avon.
Франция: В конце 15 века «Studia humanitatis» становится твёрдой традицией. Роберт Гагуин делает известным Платона. Новые исторические описания возвышает галло-римское наследие. Jacques Lefevre (Faber Stapulensis) переводит в 1523 греческий Тестамент (Новый Завет); специалист по греческой культуре (Graezist) Guillaume Bude создаёт College de France и национальную библиотеку. Frankois Villon (1431?-89?) пишет стихи ещё в манере вагантов; сатирик Rabelais (1495-1553) пишет уже в новом стиле („Gargantua und Pantagruel“) как и поэты плеады: Ronsard, Pelletiers, Bellay, которые развивают теорию искусства речи с упором на римскую традицию. За национальную чистоту языка ратует Malherbe; форму эссе создаёт моралист Michel de Montaigne (1533-92).
В этом перечне явно не достаёт изобретателя книгопечатанья Гутенберга (1397-1468), Лютера - переводчика библии на немецкий (1483-1546), а также живших и проповедавших в то же время реформаторов, таких как Цвингли (1484-1531) и Менно Симонс (ок. 1496-1561). И, разумеется, в области изобразительных искусств и архитектуры необходимо упомянуть творцов итальянского Возрождения (15-16 вв.), проявивших себя ярко и разносторонне.
Комментарии
БСЭ,3-изд,ст.Италия
Като-Камбрезийский мир 1559 закрепил раздробленность И.; Испания овладела Миланским герцогством, Сицилией, Сардинией и Юж. И., а мн. др. итал. гос-ва (за исключением Венеции, Папской обл. и Савойского герцогства) попали в зависимость от неё. Ограничение Испанией вывоза товаров из И., многочисл. поборы способствовали дальнейшему упадку пром-сти и торговли И. В 17 в.
наступил глубокий упадок итал. экономики. И. стала страной с преим. с.-х. экономикой, из экспортёра готовой пром. продукции она превратилась в экспортёра сырья. Мануфактурная форма пром. произ-ва в основном сохранилась лишь в крупнейших центрах Сев. И.
Уже в 16 в. началось наступление католич. реакции: был учреждён орден иезуитов (1534), реорганизована инквизиция (1542, учреждена в Риме Конгрегация инквизиции - верх, трибунал по делам о ересях) и т. п. Бедственное положение нар. масс, чужеземный гнёт и католич. реакция
привели к возрастанию еретич. движений, к протестантизму в радикальных формах, к нар. восстаниям (в 1599 в Юж. И. был раскрыт заговор, подготовлявшийся Кампанеллой, в 1647 вспыхнуло восстание в Палермо, в 1647-48-в Салерно, в 1647-в Неаполе во гл. с Мазаньелло и Дженнаро Аннезе).
Папская курия, инквизиция преследовали и осуждали на смерть нар. вожаков и передовых мыслителей (Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини и др.).
Дилетант: "Уже в 16 в. началось наступление католич. реакции: был учреждён орден иезуитов (1534), реорганизована инквизиция (1542, учреждена в Риме Конгрегация инквизиции - верх, трибунал по делам о ересях) и т. п. Бедственное положение нар. масс, чужеземный гнёт и католич. реакция
привели к возрастанию еретич. движений, к протестантизму в радикальных формах, к нар. восстаниям (в 1599 в Юж. И. был раскрыт заговор, подготовлявшийся Кампанеллой, в 1647 вспыхнуло восстание в Палермо, в 1647-48-в Салерно, в 1647-в Неаполе во гл. с Мазаньелло и Дженнаро Аннезе).
Папская курия, инквизиция преследовали и осуждали на смерть нар. вожаков и передовых мыслителей (Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини и др.)."
М.Г. Во-первых, спасибо за перевод с советского. Я так понимаю, Вам политический аспект (католическая реакция) представляется наиболее существенным. Меня же занимает, как это следует из тегов, само явление "студии гуманиста". Какая плотная, мощная интеллектуальная волна предшествовала и сопровождала Реформацию. Как они впитали весь лучший предыдущий опыт. И, не смотря на контрреформацию, в половине тогдашней цивилизации они победили. Далеко не все протестантские направления были сколько-нибудь радикально-гуманистическими, а последние оказали влияние на образ мышления на многие века. От этого опыта небрежно отмахнулись в современной России, посадив её в исторические туманности с языческими предрассудками, отторгнув все наработки гуманистов.
Маргарита, спасибо за цитату из Вашего Атласа. Мне тоже интересно, как один и тот же период истории в разных источниках освещается по-разному. Может, в нищете и притеснениях есть начало, причина духовного расцвета.
Подумалось, а кто читал тогдашних выдающихся философов, сочинителей7 Один - два, три могли оценить. Вот и не очень понятно, насколько хорошо (плохо) тогда жили. Мы тут у себя не можем в этом разобраться. Еда есть, развлекаловка тоже, а на душе кошки скребут...
Уважаемая Маргарита!
Спасибо за интересный пост.
Вы совершенно правы, утверждая, что Реформация оказала влияние, особенно в Европе и в США, на образ мышления на многие века, вплоть до наших дней. Но, Ф. Ницше, в своей философии, поставил точку в «эпохе гуманизма» и показал проблемы свойственные «формальной самодостаточной бюргерской жизни», о которых и сегодня пишут интеллектуалы в Европе.
Действительно, современная Россия во многом отмахнулась от европейского интеллектуального и духовного опыта, но не только от европейского, но и своего российского, времен «серебряного века» (например, триумфальные «Русские сезоны в Париже» и многое, многое др.).
ЕС
Силаев: "Ф. Ницше, в своей философии, поставил точку в «эпохе гуманизма» и показал проблемы свойственные «формальной самодостаточной бюргерской жизни», о которых и сегодня пишут интеллектуалы в Европе."
Не могли бы Вы цитатку к "точке"в «эпохе гуманизма»? Спасибо.
Уважаемая Маргарита!
Вот цитата про "точку"в «эпохе гуманизма»:
«Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море, где может потонуть ваше великое презрение. В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это -- час великого презрения.
Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.
Час, когда вы говорите: "В чем мое счастье! Оно -- бедность и грязь и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование!"
Час, когда вы говорите: "В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он -- бедность и грязь и жалкое довольство собою!"
Час, когда вы говорите: "В чем моя добродетель! Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это бедность и грязь и жалкое довольство собою!"
Час, когда вы говорите: "В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливый -- это пламень и уголь!"
Час, когда вы говорите: "В чем моя жалость! Разве жалость -- не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие".
Говорили ли вы уже так?
Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!
Не ваш грех -- ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!
Но где же та молния, что лизнет вас своим языком?
Где то безумие, что надо бы привить вам?
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- эта молния, он -- это безумие!
…
Так говорил Заратустра».
В своей философии Ф. Ницше говорит о духовной бедности, грязи и жалком довольстве собой, большинства людей эпохи гуманизма.
Точка, хватит "сюсюкать" и лгать, это негуманно, потому, что недостойно имени — Человек!
P.S. Думал, что потребуется цитировать всю книгу …
ЕС
Уважаемый Евгений,
цитата про "точку" в «эпохе гуманизма» на мой взгляд в "молоко". Вы пишете: "В своей философии Ф. Ницше говорит о духовной бедности, грязи и жалком довольстве собой, большинства людей эпохи гуманизма". Перечтите первый пост в этой теме, приведённый перечень повлиявших на ход мировой истории состоит из бедных духом, грязных и жалких? Далее без комментариев относительно Ваших трактовок. Касательно самой цитаты:
«Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он -- это море, где может потонуть ваше великое презрение. В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это -- час великого презрения."
Всё-таки даже извращать можно только до определённой степени. Не может быть никакого человекоуважения на основе презрения. (Из советского устного народного творчества: "Мой начальник такой святой, такой святой, что и в туалет не ходит.") Гуманизм особое внимание уделил (практически начинался с этого) общественной гигиене (следствие великих эпидений). Римские водопроводы уже тысячу лет не функционировали, бассейны давно засыпаны или перестроены, впервые занова "повернулись лицом" к естественным потребностям человека. Какое презрение со стороны гуманистов? Вы о чём? Ничто не могло быть выше возрождения здорового телесного бытия.
"Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель."
Вы совершенно не поняли то, что процитировали. Ницше нельзя понять, не зная европейской средневековой истории. Впрочем, это относится также к другим немецким философам.
"Разве жалость - не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие"
Совершенно верно - уже как только не использовала русская литература образ деятельного немца, человеколюбие проявляется в деятельности, солидарности, а не в самолюбовании своим мнимым превосходством.
Теперь я Вам скажу:
Точка, хватит лгать, это негуманно, потому, что недостойно имени — Человек!
Уважаемая Маргарита!
Вы, похожи, из ученицу Кашпировского. По одной цитате и комментарию, как по фото, Вы с энтузиазмом тролля, обвиняете в извращениях, непонимании, «незнании европейской средневековой истории», и даже во лжи… Ну, да ладно.
1. Бессмысленно судить о философии Ницше по одной «цитатке».
Бессмысленно судить о философии Ницше с позиции: «общественной гигиены», «водопроводов», «туалетов» … Если Ницше и говорит о гигиене, то о гигиене духа.
Ницше развенчал гуманизм, но сам остался гуманистом, и в этом его трагедия, трагедия его философии, как и всех гуманистов.
Ницше сложный противоречивый неоднозначный философ-критик. Его честные и яркие мысли одними воспринимаются как глоток родниковой воды, в для других — это зеркало, в котором отражается их неприглядный лик, с которого Заратустра сорвал маску. Поэтому его творчество любят и ненавидят язычники и христиане, идеалисты и материалисты, философы и политики …
2. Европейская средневековая философия сформировалась на базе христианского осознания личности, на что потребовалось более 1000 лет!
Постепенно произошла трансформация культуры в культ человека-личности — гуманизм.
Гуманисты строят утопическое общество, в котором должны быть гуманные человеческие отношения. Но, такое абстрактное «строительство» возможно только с нарушением свободы конкретной личности.
Личность свободна творить и зло.
Поэтому, Заратустра Ф. Ницше и Великий инквизитор Ф.Достоевского говорят об одном. Как высказался один острослов: «Любой народ продаст свою свободу за колбасу».
3. Ф. Ницше написал честно: «Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители».
Потом, он спросил:«Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? »
… «И весь народ начал смеяться над Заратустрой».
ЕС
Силаев: "Вы с энтузиазмом тролля, обвиняете в непонимании, ...и даже во лжи…“
Бог с Вами, Евгений! Я скопировала Ваше обвинение, почему Вам не понравилось его на себя примерить? Будьте, пожалуйста, корректнее.
«Бессмысленно судить о философии Ницше по одной «цитатке».»
Я вовсе не судила о философии Ницше, Вы прислали цитату, которую мы и обсуждаем в историческом контексте наработок великанов мысли и духа 15-16 веков. И то, что они (не мы им чета) обратились с человеку в его окружении, это - нам урок. Нельзя никогда и ни при каких условиях отрывать человека от его среды . В «безвоздушном» пространстве, в искусственной среде, в теоретической модели человек способен только выполнять разработанную для этих условий программу его жизни и деятельности.
« … Если Ницше и говорит о гигиене, то о гигиене духа.» -
Кто против? Не забывайте однако, «из какого сора растут цветы». Человек без патологии психики не может основываться только на своих теоретических построениях, будучи изолирован от повседневной реальности.
« Ницше развенчал гуманизм, но сам остался гуманистом, и в этом его трагедия, трагедия его философии, как и всех гуманистов.»
Извините, но нельзя выдавать желаемое за действительное. Если понимать счастье как возможность заниматься в жизни тем, чем хотелось бы, то счастливее творцов эпохи Возрождения найти трудно – какая трагедия? Гуманизм воплотился в реальной идеологии социальной справедливости, общественного и экологического сознания. Кто кого развенчал? Вы о чём? О фашистах с их человеконенавистничеством? Это не ко мне.
«Ницше сложный противоречивый неоднозначный философ-критик. Его честные и яркие мысли одними воспринимаются как глоток родниковой воды, в для других — это зеркало, в котором отражается их неприглядный лик, с которого Заратустра сорвал маску. Поэтому его творчество любят и ненавидят язычники и христиане, идеалисты и материалисты, философы и политики … » Слова-слова.
«Гуманисты строят утопическое общество, в котором должны быть гуманные человеческие отношения. »
Плохо знаете историю, уже построили и не абстрактно, а совершенно реально прожили, как Вы пишете, в гуманных человеческих отношениях в течение 330 лет и повлияли на идеологию всего европейского сообщества. Впрочем, в учебниках об этом не писали.
« Но, такое абстрактное «строительство» возможно только с нарушением свободы конкретной личности. Личность свободна творить и зло.»
А с этим - к юристам, они объяснят Вам о творении зла и о рамках свободы конкретной личности, творящей зло.
«Любой народ продаст свою свободу за колбасу». Нет сомнения, что Вы «святой».
«Ф. Ницше написал честно: «Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители».
Потом, он спросил:«Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? »
… «И весь народ начал смеяться над Заратустрой».»
А это к чему? Призовите себя заглянуть в себя, один из столпов гуманизма: «Познай самого себя».
Уважаемая Маргарита, Вы замечательный апологет европейского гуманизма. Пишете на русском языке, а мыслите категориями европейских ценностей.
Вот компиляция из Вашей и моей цитат, как ответ на Ваш последний вопрос: «Познай самого себя, разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?». Все это, я отношу к самому себе, в первую очередь, и поэтому, я благодарен философии Ф. Ницше.
Спасибо за беседу.
ЕС
Дилитант: "Может, в нищете и притеснениях есть начало, причина духовного расцвета."
Вообще-то, хорошо известны "три источника": открытие америки, изобретение пороха, гелиоцентрическая система Коперника, но самое главное - конец одной формы производства:натурального хозяйства, и начало другой: раннекапиталистическая специализация производства. "Богатство общества определяется наличием свободного времени его сограждан." Далеко не в пролетарской среде зародилась взаимопомощь-взаимовыручка и тем более интерес к личности человека. Рост общественного сознания всякий раз пытался вернуться к корням христиантства с их братствами и идеалами. Кризис церкви (идеологии), кризис имперского правления Германо-Римской Империи, кризис способа производства.
Надо полагать, что "несвободное" время - это время на производство необходимого для жизни продукта. Свободное время - время на "производство" и удовлетворение желаний.
"Время собирать камни, и время бросать камни".
Уважаемая Маргарита!
Мое внимание к Вашему тексту привлекло именно название, а потом уже, читая, я переключился к теме нашего обсуждения — Гуманизму.
Дело в том, что формат «Атласа мировой истории», безусловно интересная «штука», но, с моей точки зрения, должен быть дополнен приложением — «Всеобщая историческая схема» на листе формата А1.
Дело в том, что для таких как я, у которых плохая память на имена и даты, очень трудно ориентироваться в историческом времени. Кроме этого, есть проблема восприятия синхронности исторических событий различных регионов. Например, читая историю России, интересно понять, а что в этот период происходило в Китае?, иногда вспомнить трудно … Историки пытаются решать такие проблемы с помощью «Синхронических таблиц» …
Дело в том, что короткие интервалы времени мы мыслим в абсолютном времени: «через 5 мин. выхожу …», «два дня назад был в …», а «длинные» в относительном времени: «за год до войны …», «через месяц после свадьбы …», …
Для ориентации в историческом времени необходимо держать в памяти достаточно подробную систему таких исторических «точек-событий».
Имея «стартовую» систему, в дальнейшем, она наполняется событиями и их взаимосвязями, формируя в сознании определенное «цельное» представление.
Например, говоря о европейской культуре, на более широком историческом периоде, интересно понять влияние Кордовского эмирата с их любовью к сложным логическим и графическим построениям (философия, арабские цифры, часы, арабская вязь и др. ), в отличии от европейской любви к простым понятным прагматичным построениям (формальная логика, римские цифры, романский стиль и др. )
Большое влияние на европейскую культуру Византии (особенно после варварских Крестовых походов), с приоритетом духовного, религиозного над материальными, прагматичными (языческими) ценностями в жизни европейских народов.
Европейская историческая наука, в своей самодостаточности, не очень любит акцентировать внимание на этих факторах.
P.S. «Всеобщая историческая схема» в моей редакции была издана небольшим тиражом в Москве (1991г.)
ЕС
ЕС
Интересная мысль.
Получается, что короткие промежутки времени (5 мин) отмеряются не иначе, как от собственного "я", в котором за ноль принят текущий момент. То есть время вокруг идёт, а моё внутренняя точка отсчёта "стоит". И этот текущий момент всегда равен нулю. "я" - это "миг между прошлым и будущим".
Уважаемый Владимир!
Действительно, очень интересно! Только, это Ваша идея, в я, просто рассуждал о восприятии времени.
ЕС
Силаев:"Мое внимание к Вашему тексту привлекло именно название, а потом уже, читая, я переключился к теме нашего обсуждения — Гуманизму."
Евгений, должна извиниться за эту типично журналистскую уловочку, когда называют статью "в бровь, а не в глаз". Впрочем, место гуманизма на исторической карте по моему скромному разумению необходимо в настоящий момент особенно ярко высветить. Вчера, например, некто нимало сумняшися на Первом канале изрек буквально следующее: "Медицина как область экономики ...". Во всём мире, даже при крутом капитализме медицина хотя бы официально является социальной (исключительно затратной)сферой. По-русски говоря, совсем ... (стёрла).
Вы пишете: "«Всеобщая историческая схема» на листе формата А1."
Я рада тому, что Вы находите ценность исторического подхода в философских обобщениях. Я пришла к необходимости синхронного подхода исторических событий ещё в средней школе. Помните, мы изучали сначала Фонвизена ("Недоросль"), затем следовали русские писатели в хронологической последовательности, и в старших классах я с удивлением обнаружила, что Чацкий современник Онегина. То же касалось композиторов и (о ужас)учёных. Скажите мне с разбегу, мог ли Пушкин слышать про три основных закона Ньютона; а музыку каких западных композиторов мог слушать Ломоносов? В старших классах я выписала из БСЭ 8 тыс.выдающихся личностей и на обратной стороне географической карты (1,5м х 2м)стала наносить линии их жизни разными цветами по роду деятельности. Таблица состояла из столбцов за +/- 20 веков (ось времени) и строк (вертикальное деление), соответствовавших территориям современных государств,включая Азию, Америку, Африку и пр.Австралии. Выявился значительный пробел информации в средневековье, вплоть до Возрождения. Почему-то сгустки интеллектуальности приходились на античность, итальянский Ренесанс, 8-11 века персы и Средняя Азия, а также русский и французский 19 век. Пришлось нанести также главные исторические события (миграции, войны, революции), которые совпадали со сгустками интеллектуальной деятельности, одно предшествовало другому. В этой таблице моей усидчивости хватило только примерно на половину выписанных данных (са.4000 имён). А когда появились компьютеры, такая ручная работа стала не актуальной. Интернет мне здорово помог в написании исследования за 15 веков германской истории с переходом на Россию вдоль одной сохранившейся в исторических архивах фамилии. (Эта книга, 500 стр, полностью готова, но проблема с изданием). Удивительно, что европейские этапы развития в средневековой Европе синхронны происходившему на Руси(допетровской).
Согласна с тем, что "Для ориентации в историческом времени необходимо держать в памяти достаточно подробную систему таких исторических «точек-событий».
Имея «стартовую» систему, в дальнейшем, она наполняется событиями и их взаимосвязями, формируя в сознании определенное «цельное» представление."
Каждая новая информация, которая по определённому признаку избирается из общего потока информации, или образует новую "опорную точку", или дополняет ясности к имеющей "точке". Главное - фиксировать эту информацию. Вы, например, фиксируете информацию о влиянии арабской культуры на европейскую, но упускаете, что ещё Александр Македонский со своими "варварами" проложил дороги через пустыни. О захватчиках римлянах вообще в плане "варварских походов" говорить не принято, хотя по факту они грабили и эксплуатировали во всей Европе.
Восприятие исторического времени действительно не линейно. Прошедшее сублимируется до отдельных фактов, тогда как "вчерашнее" сохраняет живые эмоции, которые, вероятно, и есть истинное наполнение времени жизни каждого из нас.
"P.S. «Всеобщая историческая схема» в моей редакции была издана небольшим тиражом в Москве (1991г.)" Нет ли Вашей книги в интернете?
Уважаемая Маргарита!
В интернете моих книг и схем нет.
«Всеобщая историческая схема» была издана, как листовая продукция (700ии х 850мм). Схема, во многом, аналогична Вашей таблице. По-центру листа, снизу вверх ось времени в логарифмическом масштабе, от 40 000 лет до н.э. — до 2000г. Крайний левый столбец — «Северная и Южная Аиерики», а справа «Китай и Япония».
Не трудно, заполнить весь лист текстами и датами исторических событий — сложнее, сформировать запоминающийся образ схемы, в котором, каждое представленное событие приобретет свое характерное место. Для этого, я старался использовть известные всем события, из разных областей и имена. Например, «Семь чудес Света», «Нефертити», «Заратуштра», «Юлий Цезарь», «Жанна Д'Арк», «Установление Южного и Северного полюсов», «Покорение Эвереста и Марианской впадины» и др.
Многие наименования событий снабжены графическими значками с портретами или символами. Большое значение для восприятия схемы имеет ее цветовое решение.
Взгляд на «Всемирную историю», на всю сразу, для многих был неожиданным. Причина «неожтданности» очень простая — те события и периоды, о которых мы больше знаем, занимаю в нашем представлении и «больше места» в отличии от схемы. Например, история Китая огромна, в сравнении с историей США.
Имея перед собой «Всеобщую историческую схему», интересно читать рассуждения, таких историков, как А.Дж.Тойнби и Л.Н Гумилев.
У меняя, еще, есть макеты хронологических схем истории культуры Средневековья, эпохи Возрождения, а также истории Украины, но, как и у Вас — нет издателя.
С Новым годом! Всего наилучшего,
ЕС
Евгений Силаев пишет:
М: Мне кажется в такой схеме именно ось времени - главный образ, она и формирует для каждого события его место.
Евгений Силаев пишет:
М: Индейские культуры не в счёт? Я же говорю, что избежать субъективного подхода практически невозможно, а включить в схему абсолютно всё не реально. Вероятно поэтому такая вобщем-то простая идея до сих пор реализуется по частям: великие композиторы, эпоха Ренесанса, происхождение хомо сапиенса и т.п. Не исключено, что возможности компьютера и интернета позволят создать такую схему в виртуале.
Спасибо за поздравление к Новому году. И Вам желаю, как говорят немцы: "удачного скатывания" в новый 2013 год!
Уважаемая Маргарита!
Спасибо за поздравление.
1. Вы пишете: «Мне кажется в такой схеме именно ось времени - главный образ, она и формирует для каждого события его место»
Думаю, что абстрактная ось времени, определяя место события, формируется в образ именно этими событиями. Как и абстрактная дата запоминается в «привязке» к событию, которое произошло в это время.
Поэтому, для меня, самое главное во «Всеобщей схеме» — было сформировать запоминающийся единый образ всего исторического времени.
Для формироапния такого образа, субъективный выбор событий — несущественный фактор, главное, чтобы эти события было легко запомнить.
2. Вы пишете: «Индейские культуры не в счёт?». Но ведь «Индейские культуры» существовали до образования США.
3. Вы пишете: «… практически невозможно, а включить в схему абсолютно всё не реально». Включать ВСЕ в схему нет необходимости, и даже неправильно. На схеме нужны только запоминающиеся события-точки и характерные периоды, династии …, например, такие как «Готика», «Барокко», «династия Ленкастеров», «династия Комнинов», …
4. Вы пишете: «Вероятно поэтому такая вобщем-то простая идея до сих пор реализуется по частям …».
Мне кажется, что исходя из вышеизложенного, «Всеобщую схему» сформировать можно. (моя «Всеобщая историческая схема» — тому пример).
ЕС
Уважаемый Евгений, всё правильно, каждый приспосабливается к своему типу памяти, точнее к тому, каким образом она натренирована. Мои слегка возражения касаются только того, что чей-либо "способ" ориентации в историческом времени не может претендовать на объективность и всеохватность. Всякий узкий специалист сделает в схеме красной нитью свой профессиональный уклон. И пусть он будет с этим счастлив и здоров. Специалисту из другой области она окажется неполной и бесполезной. Я-то как раз ратую за единство или хотя бы взаимосвязанность культурно-интеллектуального потенциала общества на каждом этапе его развития и в переломные эпохи.
Писатели, художники берут эти "сублимированные" факты, их окружающие такие же высушенные факты - отпечатки действительных событий, связывают их в схему, каркас, наполняя "остатками" найденных "тканей", и "вдохновляют" их собственным духом, движением, движущей силой. Воссоздание каркаса возможно, видимо, благодаря гармонии, единому порядку, а резонансы подпитываются читателем, который и "оживляет" эти картины прошлого, превращая их в абсолютное для себя (отсчитывая от своего "я") время.
Спасибо, Маргарита. С Наступающим Новым Годом! Новый год, пожалуй, единственная общая отметка для всех. Хотя даже и для него природа делает препятствие в виде 12-и часовой разницы.
Дилетант: "Воссоздание каркаса возможно, видимо, благодаря гармонии, единому порядку, а резонансы подпитываются читателем, который и "оживляет" эти картины прошлого, превращая их в абсолютное для себя (отсчитывая от своего "я") время."
М:"Воссоздание" возможно благодаря архивам и другим материальным памятникам, в том числе приданиям старины далёкой. Умение видеть за фактами события и даже взаимоотношения людей зависит от индивидуальных способностей к образному мышлению, в котором время - тоже образ, у каждого свой.
Поздравляю Вас также с наступающим Новым годом! Впрочем, например, в Израиле новый год начинается в сентябре, а в Китае, кажется, по-нашему в феврале. Немцы отмечают Сильвестр хлопушками, этот праздник принято здесь праздновать не в семье (как Рождество), а с друзьями на свежем воздухе.