
Деньги – не столько «мера труда и всеобщий эквивалент стоимости» (по К. Марксу), сколько показатель возможностей и ответственности человека. Обладатели денег в зависимости от их количества реализуют те или иные эгоистичные желания, принимая решения и совершая поступки, и тем самым попадают под действие Закона воздаяния.
У большинства людей определяющим мотивом деятельности становится погоня за деньгами, как средствами удовлетворения страстей и вожделений. Исходя из этого, они выбирают профессии и формируют отношения к труду и собственности, к законам и моральным нормам, к системе социально-экономического и общественно-государственного устройства и пр. А тем самым вновь приобщаются к ответственности – за свои жизни и судьбы, за благополучие и счастье близких, за ситуацию в стране.
Как недостаток, так и избыток денег вызывает проблемы с их тратами и с распоряжением приобретёнными имуществом и собственностью. При этом ответственность из личной (за себя) нередко переходит в социально-общественную (за других людей, том числе нанятых рабочих) и государственную (за судьбу страны и народа).
Часто деньги преобразуются во власть. Человек может реализовать свои интересы по-разному. Во-первых, – за счёт собственных труда и усилий. Во-вторых, создавая или покупая предприятия, а тем самым с помощью денег воплощая свои идеи, представления и отношения, опосредуя свою волю и психическую энергию в физическом труде наёмных работников и производимых продуктах. При этом его желания могут отходить на второй план перед потребностями производства и национальными интересами, а степень ответственности резко возрастает.
Но существует и иная возможность – убедить население в том, что частные (личные и клановые) стремления узкой группы лиц (элиты) к получению богатств как внутри страны, так и за рубежом, тождественны интересам граждан, и без реализации их никак не прожить. Что только элита знает, чего народу желать и к чему стремиться, как управлять государством и выстраивать социально-экономические отношения. Поэтому её представителей надо признать вождями-правителями, «отцами» нации и следовать их мудрым указаниям.
Таков путь власти, строящийся на изощрённых методах насилия и психического воздействия на сознание людей, лукаво называемых «политикой» и «идеологией». Он основан на прямом либо косвенном обмане, скрывающем эгоистичные интересы правящей элиты, которая благоденствует за счёт остального населения и никогда ничего не демонстрирует личным примером, так как пока не способна на это.
Элита, формируя государственный аппарат, определяя принципы управления и опираясь на них, всегда стремится избежать ответственности. А это неизбежно приводит её к некомпетентности во всех вопросах и паразитированию на «теле» общества и народа, к эксплуатации ответственности других людей.
Кроме того, усиленно насаждаемая, пропагандируемая СМИ идея быстрого и лёгкого обогащения, в том числе не вполне честного и законного или даже преступного, извращает суть денег как меры ответственности и потворствует утверждению безответственности в умах граждан. А чем меньше степень их личной ответственности за свои жизни и судьбы, тем легче обосновать необходимость увеличения роли государства и власти чиновников.
Здесь мы встречаемся с очередным парадоксом социально-экономических отношений. С одной стороны, экономика посредством денег поощряет возрастание ответственности граждан. С другой стороны, элита через государство и чиновников всемерно её принижает, насаждая всеобщую безответственность. А сами деньги оказываются своего рода кровопотоком, смешивающим ответственность одних с безответственностью других и циклически движущимся между этими противоположными полюсами.
При этом безответственность и вызываемая ею некомпетентность множеств людей неизбежно приводят к кризисам, «закупоркам сосудов и спазмам мышц» экономики, нарушающим устойчивость товарно-денежного обращения. В определённый момент они могут вызвать паралич власти или даже «смерть» системы государственного управления. И наоборот, чем выше индивидуальная (осреднённая) степень ответственности и компетенции граждан, в первую очередь представителей правящей элиты, тем сильнее и здоровее общественный строй и структура власти, богаче население и страна в целом.
Современная политико-экономическая и финансовая система капитализма стоит на пороге серьёзных потрясений. Нынешние международные элиты, безответственные и некомпетентные (во всех отношениях и странах), не способные преодолеть возникающие проблемы, исчезнут, потеряв всё: власть, деньги, собственность, а кто-то свободу и жизнь.
(Кстати, за последние 150 лет в составе мировых элит произошли существенные перемены. Раньше в них входили аристократы-землевладельцы, затем тех сменили капиталисты-промышленники, потом банкиры, в 80-х годах ХХ века финансисты, а в 2000-х чиновники, которые за счёт коррупции и воровства получили доступ к очень большим деньгам и, приобретая акции, стала владельцами крупной собственности.)
Надвигающийся кризис приведёт к изменению основных принципов организации и функционирования экономических, политических и социальных отношений. Это начнётся с России (а если не начнётся, то нынешняя цивилизация исчезнет с лица Земли) и позволит ей стать мировым лидером, обеспечив небывалый рост экономики и благосостояния граждан, а позже распространится на другие страны.
Для этого в России будут созданы соответствующие условия и введена система полной прозрачности власти, деятельности чиновников и монополизированного бизнеса. Появится новая, национально ориентированная элита, компетентная и ответственная. Резко вырастет эффективность государства и экономики. Изменятся качество жизни и общественная значимость профессионализма, знаний и компетенции людей.
Перечислю некоторые из грядущих фундаментальных изменений в жизни человечества и возможные последствия их:
а) Появление миниатюрных самовозобновляемых источников энергии и «вечных» двигателей. С одной стороны, это приведёт к энергетическому коллапсу из-за сокращения потребности в нефти и газе и использованию их исключительно в нефтехимии, к постепенному исчезновению современных систем электроснабжения, некоторых видов транспорта, коммунальных сетей и мегаполисов. А с другой стороны, – к кардинальному решению энергетической проблемы.
б) Массовое применение «генной инженерии» для искусственного производства продуктов питания: мяса, зерновых и пр., это окончательно решит продовольственную проблему, но вместе с тем вызовет кризис современного сельского хозяйства.
в) Смена парадигм в фармакологии и медицине, появление очень дешёвых и эффективных лекарств и методов лечения заболеваний. Выращивание индивидуальных органов и тканей тела человека (каждому – свои по мере необходимости). Всё это приведёт к резкому увеличению средней продолжительности жизни (до 150 лет и более).
г) Качественные структурные перемены в сфере информационных технологий. Они позволят людям бесплатно в любой точке Земли получать необходимую информацию на индивидуальные приёмники напрямую из «информационного пространства», без посредников и дополнительных технических средств, и по-новому решат задачи связи, коммуникаций и образования (его доступность для всех).
Всё это закроет вопрос о жизнеобеспечении человечества и приведёт к наступлению т.н. «Золотого века». Изменятся менталитет и состояние сознания граждан, повысится их ответственность и постепенно исчезнут деньги. Вместе с тем возникнут ранее неведомые проблемы, в том числе занятости (поиска людьми какой-либо полезной работы, общественно-необходимого вида деятельности), свободного времени (которого вдруг окажется слишком много), трансформации социально-общественных отношений, государственного устройства и др.
Представьте себе людей, у которых нет сложностей с пропитанием, энергообеспечением, образованием, получением информационных и медицинских услуг и появилось много свободного времени. Чего желать, чем выделяться и гордиться? В идеале – знаниями, служением и ответственностью, пониманием личного и общественного долга, трудом и творчеством, производством благ для удовлетворения потребностей человечества. И именно знания станут в таком обществе главной ценностью жизни.