Человек и общество

Аватар пользователя С. А. Бобров
Систематизация и связи
Социология

С позиции материализма, существует только материя в её непрерывном движение, в составе бесконечного количества материальных объектов (субстанций), в бесконечном их качественном разнообразии. При этом, все материальные образования (субстанции) с их массами, внешними формами и качественными характеристиками (внутренними формами), это результат предыдущего бесконечного движения. А значит, и любые противоречия есть результат определённого вида движения. Но поскольку противоречия выступают и как побудительная основа дальнейшего движения, то получается, что формирование новых противоречий, это этап смены побудительных основ движения, влекущие за собой и изменения соотношений внутренних видов движения в субстанции. С позиции диалектики это выглядит как переход количества (одного вида движения) в качество (в другой вид движения).

Не только для человека и общества, и даже не только для любого живого организма, а вообще для любой открытой термодинамической системы, условием их существования и развития является возможность обмена материей и энергией с окружающей средой. А значит, для живых организмов, в том числе и человека, и общества, это базовое, фундаментальное противоречие, которое должно постоянно разрешаться. И от степени разрешения этого противоречия зависит будет ли организм хотя бы просто существовать, или будет способен и развиваться. Но обмен материей (а в конечном счёте и обмен энергией сводится к движению материи) происходит не обменом материи в каком-то чистом виде, как некой абстракцией, а материей в виде конкретных субстанций со вполне определёнными качественными характеристиками. И именно этой, качественной стороной, т.е. идеальным, определяются те виды субстанций, которые потребляются ли утилизируются живыми организмами (как субстанциями-потребителями), количественно определяемые той массой материи, которая в них содержится.

Но потребности, это не только питание, это и условия обитания, включая и жилище и т.п, а в более общем выражении — комфорта в целом (в конечном счёте вплоть до эстетических наслаждений), и безопасность. Но человеком не рождаются, человеком становятся в процессе (каждый своего) общественного бытия, которое формирует его сознание. Именно это (сформированное в рождённом животным), его персональным общественным бытием сознание и превращает животное в человека, во вполне конкретного индивидуума. Любой индивидуум, по сути, есть только носитель (в меру его физиологических возможностей) этого, определённым образом усреднённого его персональным бытием, сознания той части общества (в том числе и опосредованно, через источники информации) в котором он формировался. И в процессе формирования сознания могут развиваться или приглушаться те или иные естественные потребности и формироваться новые, в том числе и иррациональные, удовлетворение которых ведёт не к благу, а во вред как непосредственно носителю этого сознания, так и обществу в целом. Но в любом случае эти потребности требуют их удовлетворения, на что и направляется вся мыслительная деятельность человека, рождая соответствующие идеи и волю к их реализации. Таким образом, человека (именно как человека) рождает не человек, его рождает общество, как и любой живой организм свою клетку, и реализуя свою волю, реально он реализует волю, сформированную в нём его бытием, и в первую очередь общественным.

Само же общество, как некую саморазвивающуюся систему, как правило, рассматривают только как сообщество людей (социум), а всё созданное ими только как некую искусственную природу. Но если признаётся, что общество, это саморазвивающаяся система, а значит и некий цельный материальный объект (субстанция), то оно должно включать в себя и все элементы необходимые для его функционирования и развития, а это далеко не только люди. 

Как ранее уже отмечалось (см. От стада к обществу), человек, это животное способное изготавливать орудия труда орудиями труда и именно это отличает человека от просто животного, а общество от стада. И именно изготовление орудий труда орудиями труда и их применение создало и условия для ускоренного развития умственных способностей людей (как особого вида живых организмов). То есть, развитие общества обуславливается непрерывном перетоком идеального (образов) из головы человека в идеальное создаваемых им материальных объектов (субстанций) и обратно, и это неразделимо, это единая система, единый организм, единая субстанция. Создавая новые субстанции (материальные объекты), общество меняет своё качественное состояния, свою среду (среду обитания человека), а соответственно и бытие людей (его членов), а это, в свою очередь, меняет их сознание, создавая условия для рождения новых идей по реализации их текущих потребностей, которые формируют и волю людей к их реализации. 

Таким образом дальнейшее развитие общества всегда определяется текущим его состоянием, включающим и всё созданное обществом (идеальное, включая и сознание) на данном этапе его развития. А это значит, что если мы рассматриваем общество как некую саморазвивающуюся систему (открытую термодинамическую систему), единый организм, субстанцию, то в неё не могут входить только люди. Общество — это и люди и всё ими созданное, поскольку только так оно может представлять из себя нечто целое, систему, субстанцию способную к саморазвитию. То есть, всё созданное людьми, это никакая не искусственная природа, это неотъемлемая часть общества, как субстанции, как цельного организма, элементом которого является и человек.

Любая субстанция возникает (нарождается) в определённой среде и это среда некой более крупной субстанции. И, соответственно, новая субстанция зарождается в условиях и на законах функционирования этой более крупной субстанции. Возникновение новой субстанции всегда происходит на основе случайных столкновений элементов той среды, в которой она образуется. И если в результате столкновения образуются устойчивые в той среде соединения, то они сохраняются, и общество в этом не исключение. Таким образом, зарождение общества, как новой субстанции, началось с зарождения стада. Это в стада некоторые виды животных сбивались стихийно, но получив стадным образом жизни определённые преимущества в удовлетворении своих потребностей, становились стадными животными навсегда, закрепляя это генетически. В развитии стадо (с переходом в общество) постепенно обретало атрибуты самостоятельной субстанции, как организма, открытой системы, с существованием за счёт обмена материей и энергией с окружающей средой уже не непосредственно его членов (частностей), а субстанции в целом. И превращение стада в общество, это не более чем качественный переход, изменение качественного состояния всё той же вновь образовавшейся в виде стада субстанции в процессе её развития. А завершение становления общества как самостоятельной субстанции (начавшей своё формирование со стада), вероятно, надо отнести к периоду окончательного установления разделения труда и товарообмена.  Именно с этого периода люди стали удовлетворять ощутимую часть своих потребностей не напрямую от природы, как это было в стаде, которое только повышало их возможности в этом, а опосредованно через общество, всё более и более увеличивая эту часть с развитием общества. Общество становилось всё более и более самостоятельным потребителем природных ресурсов, и утилизатором отходов своей жизнедеятельности (обмен материей и энергией с окружающей средой) и всё большим и большим посредником в этом для людей как для частей своего организма. 

В любом процессе есть взаимодействующие стороны и они неизбежно влияют друг на друга. Но если нас интересует сам процесс, направленность развития субстанции, то мы рассматриваем факторы определяющие эту направленность, как причину, а всё им вызываемое, как следствие. Поэтому, все разговоры о взаимном влиянии друг на друга человека и общества малопродуктивны. В любом организме его клетки выделяют отходы своей жизнедеятельности и утилизация их, это функция организма. Пока организм здоровый, успешно функционирует и развивается, для него это не проблема, а просто условия его существования. Если же это становится проблемой (кризис), то значит начинается смена качественного состояния организма или его гибель. Направленность развитие любых частностей определяется общим. Это общее своей средой создаёт условия, под которые приходится подстраиваться частностям, определяя, таким образом, направленность их развития. На основе этого (и всего ранее изложенного) следует исходить из первичности развития общества (по отношению к человеку), а развитие человека рассматривать только как развитие элемента (частного) общества, направляемое обществом путём формирования его среды обитания, под которую он вынужден подстраиваться. Ещё стадо, как общее, начало формировать сознание своих особей, как частностей его составляющих. А в обществе, практически всё развитие идёт через формирование сознания и воли людей. Но не по воле людей, а именно только через их волю, которая сама является продуктом (бытие определяет сознания) каждого текущего состояния общества, сама является производным от его состояния. А поскольку сознание каждого индивидуума формируется не воспитанием в виде наставлений и т.п., а его реальным бытием в целом, то и развитие общества в целом продолжается стихийно, в соответствии с его сущностью, его законами функционирования и развития, как самостоятельной саморазвивающейся субстанции.

Разница бытия отдельных членов общества обуславливает и разницу их сознаний, которые формируют и идеи обеспечения более полного удовлетворения их потребностей, и волю по их реализации. И если эти идеи (формируемые бытием) формируют соответствующую волю в достаточной для её реализации части общества, то они реализуются. Только это вовсе не значит, что реализация этих идей обязательно обеспечивает возможность дальнейшего развития общества, может быть и совсем наоборот, чему есть и исторические примеры. Знания человека и общества, как о природе в целом, так о них самих всегда ограничены, что всегда вносит определённую ошибку в реализацию сформированных сознанием идей и весь вопрос только в значимости этих ошибок. Чем меньше глубина теоретической проработки вопроса, тем существеннее ошибки и тем меньше результат соответствует породившей его идеи. Но именно этот результат и формирует новое бытие, при этом весьма разное для разных людей, включая и бывших единомышленников, которое, в свою очередь, формирует и их новое, и, соответственно, разное сознание. В результате такого формирования сознания может формироваться воля достаточного количества людей (в зависимости от их положения в обществе) способного на свершение таких изменений в нём, которые могут вести как к его дальнейшему развитию, так и к деградации и гибели. 

Но любые изменения ведут к изменению бытия членов общества и, соответственно, к изменению их сознания. И если идёт деградация общества, то ухудшается положение его членов, формируя соответствующим образом и их сознание, генерирующее идеи противодействия этому, формирующие и волю достаточного количества членов общества для противодействия этому процессу. Таким образом, направленность развития общества от воли и желания человека не зависит, идёт по своим внутренним законам саморазвивающейся субстанции, и чтобы иметь возможность осознанно воздействовать на его развитие (в рамках его естественной направленности) в интересах большинства членов общества, необходимо осмыслить эти законы. А просто благими намерениями, как говорится, выстлана и дорога в Ад.

Комментарии

Аватар пользователя С. А. Бобров

Забавно, все (или почти) хотят как-то и что-то изменить в обществе, а вот тема о том, что это за зверь такой общество, вызывает здесь наименьший интерес. К сожалению, это типичный подход и для всех политических сил общества.

Аватар пользователя VIK-Lug

С.А.Боброву: весьма объективный ответ на вопрос "что это за зверь такой общество?", изложен в соответствующем разделе учебника философии, авторами которого являются Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. (он есть в Яндексе). 

Аватар пользователя С. А. Бобров

Для VIK-Lug. Почитал. У них, как и у подавляющего большинства профессиональных философов, больше истории вопроса, чем его раскрытия. Много о том, кто и что думал об этом из философов прошлого, но совершенно отсутствует генезис рассматриваемых объектов (как общества, так и сознания). Все выводы они делают только на основе наблюдаемых явлений, или, как выражался Ильенков, простых абстракций (восхождение от абстрактного к конкретному). А исходя только из этого, сущность объектов понять невозможно. Ильенков там приводил пример с радиоприёмником и справедливо замечал, что понять его сущность исходя только из того, чем он нам является (простых абстракций), невозможно. Я же сделал попытку (с ошибками или нет, в данном контексте это не важно) всё увязать логически, причинно-следственными связями, начиная от представления о материи и идеальном и заканчивая человеком, обществом и текущей ситуацией в нём. 

Аватар пользователя VIK-Lug

С.А.Боброву: но есть в этом учебнике и такой вывод: "И так, четыре вида совместной активности людей необходимы для самодостаточного существования общественного коллектива, именно они определяют его подсистемы или сферы общественной жизни. Так, производство определенной информации образует духовную сферу общества; создание и оптимизация общественных связей и отношений - его организационную сферу; производство и воспроизводство непосредственной человеческой жизни - его социальную сферу; и, наконец, совместное производство вещей образует его материально-производственную сферу". 

Аватар пользователя С. А. Бобров

Вот это и есть наша философия, которая говорит на таком птичьем языке (для кого?), что даже достаточно высокообразованным людям понять его не просто. Вот попробуйте расшифровать, что значит:

производство определенной информации образует духовную сферу общества

А ведь информация, это, по сути, отражение чего-то на чём-то (в процессе) и, соответственно, сама по себе она не создаётся.

создание и оптимизация общественных связей и отношений - его организационную сферу

Только здесь, по контексту, это результат "активной деятельности людей" и всё. А ничего, что эта активная деятельность людей только продукт их бытия, которое определяется в основном уровнем развития производительных сил общества?

производство и воспроизводство непосредственной человеческой жизни - его социальную сферу

А "производство и воспроизводство непосредственной человеческой жизни" вообще отдельная область, предыдущие и последующую не включающая?

То есть, как я уже писал, берутся просто явления, простые (первичные) абстракции и из них складывается желаемая (или какая получится) мозаика. 

Аватар пользователя Вернер

Что там с социальной мобильностью в Китае?

Вообще вы пишите как в лесу, никого вокруг нет.

Аватар пользователя С. А. Бобров

А что в Китае?

Аватар пользователя VIK-Lug

С.А.Боброву: ну очевидно в Китае его коммунисты реализуют то, о чем Ленин в "Государство и революция" изложил так: "Естественно, что для Маркса встал вопрос о применении этой теории (теории развития в применении к современному капитализму - моё уточнение) и к предстоящему краху капитализма и будущему развитию будущего коммунизма. На основании каких же данных можно ставить вопрос о будущем развитии будущего коммунизма? На основании того, что он происходит из капитализма, исторически развивается из капитализма, является результатом действия такой общественной силы, кот орая рождена капитализмом".  

Аватар пользователя С. А. Бобров

В Китае у власти такие же коммунисты, как у нас в КПРФ.