Бытие части
1. Масса щебёнки
Превращение бытия в многообразие субъектов не может быть, конечно, подобно простому процессу дробления породы в гравий, в щебень на фабрике строительных материалов, потому что субъект есть сам часть процесса становления бытия, часть, которая активно участвует в нём и даже определяет его. Субъект в равной мере как есть, так его и нет, он постоянно находится в процессе становления. Стоит только субъекту сказать себе - я готов, можно принимать меня за образец для других субъектов, какими им быть, и субъект тут же исчезает, превращается в кусок той же строительной щебёнки, непропорциональной величины и потому нуждающийся в дальнейшей обработке до определённого стандарта. Но у субъекта стандарт один - быть непохожим ни на кого, но, вместе с тем, быть готовым считаться с таким же правом быть самим собой у других.
Казалось бы, в современную эпоху поголовной и безудержной унификации личности, человеку почти невозможно выделиться из общей массы щебёнки, не противопоставив себя её объединённому вектору движения или неподвижности, в зависимости от обстоятельств. Однако такой конфликт интересов можно рассматривать как ещё один вызов для субъекта как подобия бытия для испытания его способности к становлению себя самим собой, а значит - и самим бытием. Немногие могут вырваться вперёд, но конец этой гонке положить не представляется возможным, так как движение субъекта вперёд к самому себе есть также и движение назад и в сторону от себя самого, через ошибки и разочарования как новые вызовы для субъекта, через трудные и порой безнадёжные поиски своей идентичности.
2. Неповторимые жизненные обстоятельства
Особенно трудно бывает для человека как субъекта ассоциировать себя со старостью или с приобретённой инвалидностью, когда сначала он был сам по себе и вдруг стал непонятно кем. Потеря частичной функциональности тела человека часто может рассматриваться им как трагедия, как путь в никуда, хотя такие обстоятельства тоже есть в некотором смысле некие новые возможности для обретения субъектом своего лица, причём - почти наравне с намеренным и целенаправленным строительством человеком своего тела. Даже полностью парализованный человек может надиктовать целую книгу морганием век и такая работа способна поддерживать его жизненный тонус годы, пока не будет полностью закончена.
У каждого субъекта свои неповторимые жизненные обстоятельства, свои пути к себе и от себя. Но в рамках философии это никому неинтересно, так как мало совместимо с привычной академической логикой, с развёртыванием сложной топологии философских категорий и скрупулёзным просчитыванием их связей. Именно поэтому описания субъекта в философской литературе грешат схематизмом, чрезмерной обобщённостью и оторванностью от жизни, как будто может существовать субъект вообще, некий собирательный образ для обозначения человека в его самых базовых функциях. Но в рамках независимой философской логики рассмотрение субъекта предусматривает обращение только к двум базовым функциям - делимости субъекта по бытию и неделимости по понятию, в то время как вся драматургия переживаний субъекта вращается вокруг них, меняя только маски субъекта, но не его суть.
3. Природа дождевого червя
Как субъект, человек имеет полное право отделить от себя или заблокировать любую свою часть, уменьшив тем самым степень целостности своего тела, степень интеграции его частей в единое целое. Но в большинстве случаев нарушение физической целостности субъекта происходит помимо его воли и желания. То есть, такой процесс дезинтеграции организма субъекта возможен, но нежелателен для него самого в силу испытываемой при этом организмом боли. Следовательно, физическая боль есть первый признак способности части бытия отделять себя от него, проводить с бытием различие, несмотря на определённую встроенность организма в единое бытие, в его различные биологические цепочки.
Можно спорить, считать ли дождевого червя субъектом, но то, что он способен испытывать боль, в этом нет никакого сомнения, если судить по аналогии с проблемами в собственных кишках человека. Другое дело, что единство понятия червя о самом себе может быть ничтожным по сравнению с аналогичным понятием о себе человека. А это уже второй признак становления субъекта как части бытия, но уже в целостности понятия о собственном уникальном бытии. Хотя, здесь не обязательно, чтобы каждый человек обладал понятием о своём "я", отличном от понятия о себе червяка, зачастую ему не поможет в этом даже элитное образование. В конечном счёте, всё зависит от степени личного осознания субъектом целостности своего "я", несмотря на имеющееся у него представление о сложности строения своего организма и своей психики.
4. Субъект как результат
При всём многообразии социальных ролей, которые субъект исполняет в тех или иных жизненных обстоятельствах, он всегда может сказать про себя - вот он я, положить о себе некоторое первоначальное единство понятия, не подлежащее разложению. На такие условия также указывает наличие в любом человеческом языке местоимения "я", которое использует индивид, когда говорит о себе и описывает свои намерения и действия. Однако чаще всего такая самоидентификация субъекта по понятию о самом себе хоть и желательна, но бывает практически недостижима в силу невозможности окончательного формирования такого понятия, которое всегда будет неполным и всего лишь предварительным.
Человек может формировать своё "я" всю свою жизнь и не достичь окончательного результата, если ему, конечно, нужен именно какой-то свой результат, а не выбор, навязываемый ему средой и собственной физиологией. Большей частью человек удовлетворяется теми схемами и возможностями для самореализации, которые у него уже имеются в наличии, но и здесь вопрос о том, насколько хорошо конкретный субъект может реализовать эти схемы и возможности, чтобы стать в этом деле уникальным и неповторимым по отношению к другим субъектам, оказывается не последним. Для субъекта весь мир наполнен возможностями для самореализации и даже их крайний дефицит есть также уникальнейший шанс для того, чтобы доказать собственную состоятельность как субъекта, а значит и всего бытия в целом.
5. Пути субъекта
Вот и получается, боль - она осязаема, страх лишиться части себя обусловлен реальными обстоятельствами, горьким жизненным опытом, но возможность обрести себя, собрать в единое целое - всегда под вопросом, всегда проблема духовного роста, так как критериев целостности субъекта, кроме его личного суждения о самом себе, нет. Организм субъекта может быть разобран на конкретные запчасти, но дух субъекта как его стремление к единству с самим собой есть всегда процесс сборки, обретения силы, целостности и не может иметь фиксированных пределов.
Даже если субъект избрал путь лжи и разрушения, тотального подавления других субъектов, препятствующих утверждению в бытии какого-то одного, устраивающего всех или большинство, идеального образца или примера становления субъекта самим собой, если субъект вообще отказался от строительства себя как уникальной части бытия в угоду каким-то извращённым корпоративным интересам и ценностям, то такая линия всё равно будет работать на трансформацию бытия в свою противоположность, на его распад, эта деятельность будет способствовать появлению в бытии субъектов, ещё более стойких к воздействию на них ограничительных мер, накладываемых средой, которая не всегда бывает для субъекта благоприятной, но чаще всего равнодушной и даже враждебной.
По большому счёту, в идеальной среде реализовать себя может и дурак, индивид, в наименьшей степени одарённый способностью к становлению себя субъектом, а для собственно субъекта, для появления у человека осознания себя субъектом наиболее благоприятными могут оказаться именно экстремальные, несовместимые с понятиями о комфорте условия выживания человека. Стоит человеку вступить в неизведанное, попробовать себя на излом, и он уже не просто рядовой член социума, стреднестатистический индивид, запись в документе, а живая история человечества и даже всего бытия.
6. Осознание субъекта самим собой
Из этого следует, что субъект как самостоятельное частное бытие не может быть положен откуда-то извне, из устоявшейся философской традиции как некая ходячая философская категория, так как он не столько часть этой традиции, сколько часть всего бытия в целом. Он сам эту традицию утверждает или трансформирует и сам же способствует становлению бытия через его распад из бытия единого в многообразие субъектов. И чем яснее осознание субъекта себя самим собой, тем полнее в его лице реализует себя бытие в целом.
На субъекта, на его формирование может влиять множество жизненных факторов - наследственность, болезни, жизненные условия и обстоятельства, культура, язык. Но самый главный из них - сам субъект как независимое и самостоятельное начало, который в какой-то момент становится независим даже от себя, когда обретает осознание того, сколько ему ещё предстоит сделать, чтобы стать поистине самим собой, не похожим ни на кого, но таким же самостоятельным и уникальным субъектом как и любой другой, подобный ему. Для самого субъекта он сам и есть самый главный ресурс, которого всегда будет недостаточно, даже если других возможностей будет вдоволь. Сколько много денег ни заработай, а всегда будет чего-то не хватать, какой-то одной своей самой необходимой части.
Комментарии
Очень интересная тема, но текст под ней "печали полн"...