"Булгаков полагает, таким образом, моральный идеал в трансценденции индивидуального. То есть, человек должен спасти себя сам, посредствам развития как интеллектуального, так и духовного: он должен дойти мыслью до трансценденции и притронуться к ней, к своей собственной самости, находящейся как в нем самом, так и вне него. Ибо, только в этом случае он может вообще стать индивидуалистом. И этот идеальный тип человека не бежит от жизни, не отрекается от неё, а наоборот устремляется вперед, он деятелен, справедливо деятелен. Он берет на себя ответственность за все свои поступки, претерпевает мученичество духовное, но все его помыслы направлены на встречу с ничто, пока еще темным и мрачным ничто. Этот тип асоциален и одинок; в своем одиночестве он прозревает пограничную ситуацию, в которой сама жизнь или то, что во всеобщности своей дано в условии задачи, как известное, обратно отражаясь в призрачном кристалле трансцендентального ничто, реализуется со знаком минус и в прямо-противоположной стороне: становится чем-то неизвестным. Короче говоря, Булгаков полагает необходимость в защите добра; из всей канвы его творчества и из его собственных слов вытекает одно – добру требуется защитник, который будет бороться со злом, и такая борьба, по самому своему определению, справедлива, ибо она происходит в ответ на зло. В самом деле, сколько бы просуществовало государство Россия, если бы она каждому своему оккупанту и захватчику только и делало, что подставляло то одну щеку для ударов, то другую? Нисколько. Не было бы уже у нас ни государства, ни народа, ни культуры, ни традиций, ни даже православия.
Естественным образом становится понятным и другое: справедливое ничто в том виде, в котором её представляет Булгаков, совершенно то же самое, что и справедливость у Платона, где она добродетель правильного отношения к другим людям и сумма всех добродетелей вообще. Булгаков, вполне конкретно говорит, что морально-нравственный человек – это человек справедливый. Справедливость, если её этимологически разбирать, образуется из двух частей: «с» и «праведность» (правда), то есть человек, существующий с-праведностью, суть человек справедливый, правдивый. Справедливый – это также поступающий по совести, как в отношении к людям, к животным, к традициям и устоям, который может быть и судьёй, и депутатом, и чиновником, и родителем, и просто человеком без определенного вида деятельности, но если он справедлив во всех этих ипостасях – это и есть достаточное основание воли морального действия. Понятно, что справедливость не заложена в природу человека от рождения, ибо от рождения своего человек существует исключительно «для-себя». Таким образом, в процессе саморазвития, если такое происходит в процессе человеческого существования, как мыслил Булгаков, человек должен придти к царству справедливости, но единолично, несмотря, на ту пошлость, которая находится перед его глазами."