Погружение в бытие
1. Скорость погружения в единство бытия.
Состояние погружения сознания в единство бытия знакомо, пожалуй, каждому. Только не каждый сможет его идентифицировать именно как погружение. Оно может быть кратковременным, почти незаметным. Такое состояние вообще не может длиться вечно. Зачастую его трудно отличить от переживания. Человек и так большую часть жизни испытывает хронический дефицит мысли, во сне или под действием наваждения, в состоянии транса. Но здесь нет никакого осознания и даже необходимости в нём, только инстинктивная защита психики и организма от стрессов. А для эффективного погружения в единство бытия самое первое условие - чтобы действие было хотя бы минимально осознанным.
Чтобы преодолеть инерцию мышления, человеку порой достаточно мгновения. Моргнул глазом и решение найдено. Но такое бывает, когда припрут обстоятельства. Чаще всего проходит время между постановкой вопроса и ответом на него. К тому же у разных людей это происходит по-разному. Бандиты, например, способны думать и просчитывать ходы очень быстро, так как это вопрос их выживания во враждебной среде. Обстоятельства влияют на скорость погружения сознания в единство бытия, и эту скорость можно регулировать, если потренироваться. При этом необходимая степень погружения у каждого может быть своя собственная, врождённая или выработанная опытным путём, что вовсе не отменяет самого принципа очищения сознания от артефактов мышления в приближении к единству бытия. Сама сознательная попытка это сделать есть уже акт генерализации мысли и унификации мышления.
Такое действие можно приравнять к медитации, когда самого усилия не надо, а требуется только снижение активности интеллектуальной составляющей сознания. Наверно, трудно найти человека, у которого нет в запасе какого-нибудь расслабляющего или, наоборот, бодрящего режима для психики, способного помочь человеку преодолеть преждевременный износ нервной системы из-за деструктивного влияния мышления. Периодическое погружение в единство бытия - естественное состояние человека. С другой стороны, здесь нет никакой мистики и никакой иррациональности, как нет никакой иррациональности вообще. В состоянии единства с бытием человеку легче видеть связи в мире вещей и понятий, связи, которые были для него до этого неочевидны.
2. Глубина погружения в единство бытия.
Однако никто не знает, на какой глубине залегает это единство, насколько глубоко сознание человека должно погрузиться, очистившись от раздробленности мышления, чтобы достичь дна. По большому счёту, в обычных жизненных обстоятельствах такая задача перед человеком и не стоит, но любопытство философии безгранично и она готова пойти по стопам Гегеля, который мечтал об обретении "дисциплины ума" в её наиболее чистом, беспримесном виде. Сознание человека может погрузиться сколько угодно глубоко при достаточной тренировке, но останется ли от него что-нибудь после какого-то очередного, самого глубокого погружения и сможет ли оно выкарабкаться обратно наверх - большой вопрос. Поэтому в самом погружении важен даже не столько момент его осознания, сколько контроль постепенной утраты его осознанности. А это значит, что без мышления не обойтись.
В какой бы степени человек ни погрузился в бытие, у него есть память, в которой фиксируется некоторый достигнутый результат. Этот результат можно протестировать мыслью. Мысль человека рефлексирует, анализирует, взвешивает знание, полученное им в процессе медитации. И степень безопасного погружения в единство бытия рано или поздно становится для сознания известной. Хотя, для философии такой уровень безопасности может периодически снижаться по мере усложнения вызовов, встающих перед ней с течением времени. Философ либо живёт в мире уже обжитых интеллектуальных просторов, пересекаемых накатанными путями, паразитируя на уже готовом знании, либо бредёт по заснеженной целине в никуда, рискуя потеряться. А перебраться через пропасть, которую ещё не преодолел никто, так и вообще представляется маловероятным, неким сюжетом из фентези.
Надо думать, исходя из ограниченности человеческих сил и средств в исследовании бытия, полученное человеком понятие о бытии и его единстве нельзя считать окончательным. Сама рефлексия как избыточная мыслительная деятельность сознания требует нового погружения в единство бытия для эффективного осуществления своей деятельности. Получается, что сознание человека постоянно бежит от борьбы внутренних векторов мышления в убежище единства. Но и в единстве с самим собой и с бытием сознание сталкивается с опасностью растворения в нём и потери себя, потери контроля над обстановкой, а значит вынуждено опять спасаться в осознанности себя и своих немедленных действий.
3. Понятие бытия о самом себе.
Таким образом, перед мыслью человека, воплощённой в понятии и стремящейся к единству с бытием, стоит одна комбинированная задача - слиться с бытием, но при этом не потерять себя в подобном слиянии. Поэтому процесс унификации мышления - это единый процесс осциллирования сознания между медитацией и рефлексией, когда одно с необходимостью дополняет другое до целого. У каждого человека он происходит единообразно, но его качество зависит от умения - как отделять одно от другого, так и сближать одно с другим, чтобы иметь возможность быстрого перехода из одного в другое, так как часто именно такая скорость способна эффективно сориентировать человека и уберечь от ошибки в экстремальных обстоятельствах. И на практике человек может быть склонен к тому или иному способу взаимодействия с бытием - либо к преимущественной ленивой и благодушной медитации, либо к строгой гневливой рефлексии. Но единство бытия с самим собой может располагаться исключительно посередине между ними. В обычной жизни медитация и рефлексия разнесены во времени достаточно широко. В их сближении у среднестатистического индивида нет немедленной нужды. Однако для философии обычные обстоятельства давно закончились, остались только экстремальные. И готова ли философия к ним - также большой вопрос.
До сих пор философия решала вопрос единства бытия исключительно средствами статистически усреднённого и насильственно усредняющего сознания, привлекая в исследование данные из источников, находящихся вне самого единства и не имеющих к единству никакого отношения в силу своей односторонности. Однако понятие о единстве бытия философия может получить только от самого бытия, а не от его раздробленности в сознании запутавшегося в симптомах и рецептах больного мышлением человека. Такое понятие у человека может возникнуть одновременно с достижением единства бытия, пусть даже и на мгновение. А речь его может только исказить или вообще разрушить, что Гегель и доказал своей неуёмной страстью к письменному резонёрству.
Поэтому, если рассуждать диалектически, то есть в рамках единства, которое не противостоит ничему, но включает в себя также и свою противоположность, а именно - многообразие, движение мысли к единству с самой собой и с бытием должно начинаться от самого этого единства, положенного аксиоматически, а не заканчиваться им. Первичное разделение бытия на бытие и мысль, понятие о нём будет также и его единством, от которого философия только и может отталкиваться в своих притязаниях на истину. Чтобы найти необходимый компромисс между бытием и знанием о нём, не требуется никакой изощрённой софистики. Проблема может быть разрешена, если поместить понятие о бытии внутрь самого бытия, то есть положить для бытия его внутреннюю границу. Такое понятие будет знанием о бытии как таковом, но в то же время оно будет принадлежать самому бытию, будет равноценно его первоначальному различению себя самого с самим собой.
Движение мысли вперёд будет возможно, если логика положит в рамках своего предмета знание как различение бытия им самим внутри себя самого, которое, в то же время, не будет отрицать, разрушать его единства, тождественности самому себе. Вот здесь как раз и можно будет сказать, что в этом случае понятие бытия тождественно самому бытию, потому что является, по сути, чистым знанием о бытии. Оно не может от него отличаться, так как не содержит никакого конкретного знания о нём, но, с другой стороны, оно будет являться самим знанием бытия о самом себе, то есть полагать в нём различение.
4. Шкала приближений.
Полученное здесь первоначальное знание о бытии мало что добавляет вообще к философскому знанию, потому что оно, по сути, формально и условно, но здесь нельзя ставить вопрос, насколько логическая конструкция "бытие есть понятие бытия" соответствует реальности, потому что такой реальности не существует или, лучше сказать, такая реальность есть нечто ускользающее от восприятия, как некий неуловимый фантом, когда человек пытается ощутить уже не какое-то самостоятельное наличное бытие, а само ощущение, не имеющее никакой предметной ассоциированности. Такое ощущение будет иметь все признаки абстрактного понятия, которое невозможно ощутить, но можно только помыслить.
Отсюда следует, что именно такое смутное ощущение самого первоначального бытия и будет тем понятием бытия о себе самом, с которого должна начинаться философия. И такой сложный, субъективный комплекс ассоциаций невозможно передать адекватно средствами логики. Поэтому философия вынуждена довольствоваться шкалой приближений, из которых первым и будет вышеназванная логическая конструкция. Это приближение невозможно выразить ни прямо, мимоходом в двух словах, ни с помощью какой-либо беспринципной демагогии. В этом смысле все гегелевские литературные формулировки относительно бытия и его единства представляются верхом беспомощности и абсурда, потому что натягивают на предмет философии такие дикие умозрительные допущения и домыслы, которые не коррелируют ни с какой логикой, разве что только с личной обидой Гегеля на "чувственное познание".
Однако подход, подобный гегелевскому, имеет мало общего с философией, тем более с единством бытия и знания о нём. Конечно, он имеет глубокие корни в самой философской традиции, но именно в отношении к единству бытия сама эта традиция мало чем отличается от привычки обыденного сознания принимать бытие по умолчанию уже поделенным на части, рассматривать его как мир вещей, хоть чувственных, хоть сверхчувственных, неважно, лишь бы такое подразделение бытия грело человеческое самолюбие, отравленное комплексом неполноценности, потерянности в мире природных стихий и социальных катаклизмов. Поэтому человек всегда стремился себя похвалить и возвыситься за счёт принижения своего окружения, в том числе и "чувственных вещей". К сожалению, Гегель также не смог избежать этой участи.
5. Мерцание сознания.
В современную эпоху всё более усиливающегося распада цивилизации и нарастания противостояния друг другу её отдельных частей мысль человека всё чаще обращается за ответом на исторические вызовы к самой себе. О единстве и сближении интересов можно услышать везде. Но ещё больше можно услышать о том, что этому мешает. Будучи не в силах преодолеть разорванность мышления на предпочтения и страхи, современные интеллектуалы - всевозможные эксперты, депутаты и политики продолжают пребывать в единстве со своими фобиями, принимая их за реальность и выдавая за единство бытия свои трансовые наваждения. Индивид, одержимый праведным гневом, метающий молнии в своих врагов, заметен издалека и всегда на виду. Он прекрасно выучил, что наступательная паранойя есть проявление силы, а готовность извиниться есть проявление слабости. Из чего попутно можно извлечь неплохие материальные дивиденды, потому что слабый, как правило, проигрывает.
Также и человека, сознание которого способно мерцать своим внутренним светом, будучи наученным упорными тренировками отделять себя от обыденности и безопасно возвращаться обратно, можно заметить сразу. Именно поэтому такие люди часто бывают ненавидимы и даже гонимы. Но их, тоже как правило, раз, два и обчёлся. Слишком велик ещё в интеллектуальной среде авторитет рационального мышления и велика инерция решать с его помощью все проблемы современности. К тому же вера в обобщающую силу мышления поддерживается системой иерархической субординации в самом социуме на всех его уровнях. Без принудительного насаждения этой веры в массах социум просто бы развалился. Каждый бы начал задаваться вопросом: кто я - тварь дрожащая или право имею, что, впрочем, время от времени и происходит. Именно поэтому в развитом социуме единые для всех законы, зафиксированные в документах, имеют приоритет по отношению к прихотям отдельного индивида.
Однако единообразное написание на бумаге и тем более на экране монитора слова, обозначающего общее понятие, не гарантирует его единообразного понимания. Также можно сколько угодно раз произносить это слово разными людьми, но это не будет означать, что каждый раз в него будет вложен один и тот же смысл. Тем не менее сблизить смыслы возможно, когда они сближаются сходным образом, а именно - когда снижается уровень собственной к ним привязанности человека, как позитивной, так и негативной. Есть смысл, но нет для него предпочтения, следовательно - нет разрыва в мышлении. Есть предпочтение, есть к нему и оппозиция в сознании других людей.
6. Флуктуация понятия бытия.
Философия не может задать понятия бытия одного на всех в принципе. По своей природе единство понятия о единстве бытия дробно, поскольку реализуется в минимуме многообразия, а таковым является противостояние противоположностей. И, так как философия не имеет права выбора между ними, она не имеет возможности также и зафиксировать понятие бытия в какой-либо устойчивой форме, хоть в речи, хоть на письме. Но она может указать на единые условия зарождения такого понятия у каждого отдельного заинтересованного человека, а по сути - у самого бытия.
Бытие тогда только может реализовать себя в полной мере, в своём единстве, когда внутри него образуется флуктуация понятия его самого о себе самом. Эта флуктуация ничем не обусловлена, никакой обыденной человеческой мотивацией, а другой, по сути, и не существует. Понятие, полученное в результате, не разрушает единства бытия, но способно только его усилить, так как появляется вместе с ним. Следовательно, появление в бытии понятий, подобных ему хоть в малейшей степени, также будет способствовать концентрации единства бытия внутри него самого. Именно поэтому понятие бытия - не новогодняя ёлка, на которую можно навешать сколько угодно ярких смыслов, а блуждающий от человека к человеку феномен, живущий сам по себе и для себя самого, тот же бессмертный гераклитовский огонь.
Комментарии
Яну Ботеру: не, ну если Гегель считает, что истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета (например, понятие такого предмета, как бытие) и его знание и познание должно быть научным - и это есть "возвыситься за счет принижения своего окружения", ну тогда ой!. И может все же стоит свои рассуждения базировать на том, о чем у Гегеля есть такое: "Философия именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует..., можно сказать, что оно существует только в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства"?
VIK-Lug пишет:
Не могли бы вы, уважаемый VIK-Lug, указать место (произведение, том, книгу, раздел, главу, параграф и цитату), где он так считает.
А вам не кажется, что никакая мысль не может быть истинной? И Гегель здесь может просто блефовать. Ни в каком письменном понятии не содержится никакой мысли. Мысль вкладывает в него либо автор, когда его пишет на бумаге, либо читатель, когда пытается понять, а что автор имел в виду. В подавляющем большинстве случаев эти две мысли не совпадают. Поэтому истине как единству двух мыслей об одном и том же предмете здесь неоткуда взяться.
Научным может быть только научное знание, так как оно в состоянии подтвердить свою состоятельность на практике и потому едино среди его адептов. А философское знание раздвоено в силу указанной выше причины. Поэтому философия как наука ещё не родилась.
Не могли бы вы, Виктор, уточнить сверх вашего "ой!", что вас конкретно не устраивает в моей концепции.
Если вы, Виктор, обращаетесь к себе, то я не возражаю - вам базировать рассуждения стоит на том, что вас больше всего устраивает. Но если вы обращаетесь ко мне (что не очевидно), то для меня употребление субстантивированных прилагательных в философском дискурсе есть признак дурного тона и крайней софистической наглости. Какие смыслы я могу извлечь из прилагательных - разумное, наличное, действительное и т.д.? Никаких. И критериев их у Гегеля нет, только декларации. Поэтому я вообще отказываюсь понимать, о чём идёт речь в процитированном вами отрывке.
По мне, именно этот гегелевский отрывок и есть яркий пример существования мутной заумной потусторонности "в заблуждении отностороннего, пустого рассуждательства". Гегель здесь хорошо законспирировался под учёного. Но он же и выдал себя постулированием небытия-ничто, ввёл в философию то же самое потустороннее начало, от которого попытался три минуты назад дистанцироваться. У Гегеля есть некоторые бесспорные достоинства, но среди перечисленных вами, Виктор, я их не нашёл.
Яну Ботеру: ну все это Гегель отразил в "Философии права" и в Предисловии к ней - рекомендую поискать именно там. В том числе и то, чего он отразил в Примечании к 10 параграфу "Философии права": "Конечность состоит согласно этому определению в том, что то, что нечто есть в себе или по своему понятию есть существование или явление, отличное от того, что оно есть для себя. Так, например, абстрактная внеположность природы есть в себе пространство, а для себя - время".
VIK-Lug:
Мне с вами тяжело общаться, Виктор. Вот и вы начинаете заигрывать с потусторонностью, посылаете меня - поискать. Это я вас послал поискать, а вы мне - ищите сами. Не мне это надо, а вам, для подтверждения вашей философской зрелости.
В моём материале не говорится ни о конечности, ни о сущности, ни о явлении, ни о пространстве, ни о времени. Всё это для меня параллельно. К тому же речь совершенно о другом. Не понимаю, зачем вы привели эту цитату. А потом, где ваша интерпретация? Вы хотя бы вставляйте какое-то своё суждение, я же не могу дискутировать с цитатами.
Странный у вас подход. В одном случае вы даёте интерпретацию философа, но наотрез отказываетесь указать его точные слова и место, откуда они взяты. В другом случае - приводите цитату (опять же без точного указания места), но без интерпретации. Так дело не пойдёт. Я просто не буду вам отвечать.
Яну Ботеру: Вы спросили где про истинную мысль у Гегеля - я ответил (могу и ссылку подсуетить : http://e-libra.ru/read/362194-filosofiya-prava.html ). И это - разве можно реализовать "погружение в бытие" без должного познания понятия пространства и времени, где это самое бытие и существует?
Vik-Lug пишет:
Конечно, можно. У бытия и мысли о нём нет ограничений в пространстве и времени, тем более в рамках моей концепции, потому что они в ней не положены. А не положены они потому, что их человек мыслит лишь локально, фрагментарно, притягивая их к вещам, через посредство оппонирующих определений, что снижает качество представления в мысли единого бытия. Вы можете представить бытие в пространстве и времени, но это будет бытие дробное, многообразное, поделенное на части, а не бытие единое, это будет предмет изучения частных наук, но только не философии. Так что, не пытайтесь протащить сюда натурфилософию, я её учитывать не собираюсь.
А о бытии вообще нельзя сказать существует оно или нет, потому что оно само по себе факт, данность, предмет философии. Вы подходите, Виктор, к бытию не как к предмету философии, а как просто к предмету, наравне с вещами, потому-то у вас и лезут в рассмотрение всякие частные признаки и свойства вещей, навроде ограниченности в пространстве и во времени, вы бы ещё мне предложили ввести в дискурс цвет, запах, вкус, ГОСТ, справку от санэпидстанции, ИНН, паспортные данные. Так можно размывать рассмотрение бытия до бесконечности, стоит только ступить на эту дорогу и уже оттуда не вернуться.
Это вы мне такую цитату предъявили? Почему я эту простыню должен комментировать? Нет у вас, Виктор совести. И самостоятельности нет. Никаких собственных мыслей, развернуть никакую мысль не можете, всё цитаты подсовываете безразмерные. А что самое печальное - вы не растёте, не меняетесь ни в какую сторону, даже не пытаетесь. Всего хорошего.
Яну Ботеру: ну на Вас не угодишь - Вы сперва в свой коммент от 01.05. в 19:44 загляните, а потом и наезжайте на меня. Ибо я и сделал то, что Вы в этом комменте попросили. Извиняться будете - или как? А по поводу натурфилософии, то именно там Гегель и указал как разделять познание законов природы и познание законов такой метафизической сущности, как право. И при этом он указал, что это надо делать путем постижения наличного и действительного, а не выставлять потусторонее начало, которое бог знает где существует. И что очевидно шибко не нравится Вам, но я лично согласен с Гегелем.
VIK-Lug пишет:
Тоже сравнили. Про изобретение Гегелем бытия-ничто не знает лишь круглый двоечник. Вы же сослались на мнение Гегеля, которое не очевидно да к тому же весьма расплывчато и спорно, навроде отписки. Что вам стоило привести цитату со всеми её реквизитами? Лень было? За что мне тогда извиняться? За вашу уже привычную для вас небрежность?
Извините, Виктор, в этой теме ни о природе, ни о её законах, ни о праве не написано. Вы не туда зашли. Ошиблись адресом.
Во-первых, это он указал вам, а мне он не указ. А во-вторых, я человек добрый и ещё раз повторю, разъясню специально для вас - вы, Виктор, на пару с Гегелем рассуждаете о бытии дробном, фрагментированном, а я веду разговор о бытии едином. Очень большая разница. У вас с Гегелем своё бытие, у меня своё. Только проблема в том, что Гегель пообещал говорить о бытии едином, но обещание своё не выполнил, так и сбился на натурфилософию. А вы за ним последовали.
Да как раз вам не нравится, как я говорю о Гегеле, раз вы зашли ко мне в блог и пытаетесь меня поучать и требовать сатисфакции, не принимая во внимание моих аргументов и логики. Я же к вам не лезу и ничего вам не навязываю.
Но, поскольку вы ко мне залезли и сами разоблачились, я вам скажу - я считаю ваш подход к Гегелю чисто вкусовым, пристрастным, лично вашим делом, что вы сами и подтверждаете:
Вам это запретить никто не в силах. Вот вы меня всё потусторонним началом тычете. А Гегель своё небытие, что, под микроскопом узрел? В этом вы с ним тоже согласны?
Яну Ботеру: а передергивать не есть хорошо. Ибо Вы спросили где Гегель отразил то, чего не соответствует Вашим утверждениям о нем, я ответил и даже соответствующую ссылку указал. А если ВЫ не желаете вникать в суть этого - ну это уже Ваши личные проблемы. И это - Гегель не только свое, но и вообще всякое небытие видел в потустороннем начале, которое существует лишь в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства. И попробуйте доказать обратное.
Совершенно ничего не понял. Не вижу смысла комментировать ваше одностороннее, пустое рассуждательство.
Яну Ботнеру. Судя по тому что вы написали, увас нет осознанного опыта погружения, в бытие и вы не знаете что это такое. Если вы не возражаете, я продолжу вашу тему и изложу позицию мистиков по этому вопросу, вернее ее толкование исходя из моего опыта.
Виталий Андрияш пишет:
Хорошо, Виталий. Давайте примем по умолчанию - это некоторая предварительная гипотеза, мой начальный эскиз, который вполне поддаётся правке и даже пересмотру в разумных пределах.
Буду только рад. У меня в городе нет никакого философского общения. Не с кем посоветоваться по этому поводу.
Ян, мне понравился этот Ваш текст под номером 6. Потому что в нем я нашел вещи, над которыми тоже много думаю. На сей раз я не буду Вас критиковать. Поделюсь лишь моими мыслями. А Вы сами решайте, нужны они Вам или нет.
Подтверждаю, мне оно знакомо. Но я различаю три (порой и больше) состояния:
1) погружение в бытие,
2) погружение в такую сущностную характеристику бытия, как единство,
3) погружение в сущность бытия.
Первое отличается от второго тем, что какие-то процессы бытия могут быть и не едиными или неопределенными в этом отношении, но погружение в них всё равно возможно, как и погружение в единство бытия.
Что касается третьего, то бытие, как и всякий иной объект или процесс, обладает сущностью (в дополнение к единству). Погружение же в сущность бытия имеет несколько иные и тоже очень интересные примечательности, нежели погружение в просто бытие или в его единство.
Согласен. Хайдеггер называл такие феномены экзистенциалами. Виртуальный психолог Н.А. Носов – виртуалами. Восточники приравнивают подобные виртуалы-экзистенциалы к медитациям (что Вы и подтверждаете):
Хотя медитации бывают разные. Одни полностью исключают мыслительную (интеллектуальную) активность, медитируя на звуках, словах (мантрах), чувствах, переживаниях, откровениях и т.д. Другие, наоборот, вполне включают в себя концентрацию на чистом мышлении, медитируя и на мыслях тоже. Такова, например, метафизическая медитация, рассмотрением которой я занимаюсь в теме «Система категорий (ч.27, метафизическая медитация)».
Внемыслительная медитация позволяет погружаться в просто бытие, метафизическая же медитация – в сущность бытия, а вот погружение в единство бытия, предполагает участие обеих медитаций.
Согласен. Это свойственно в большей степени пограничным ситуациям (как говорят экзистенциалисты) или измененным состояниям сознания (как любят говорить восточники). И требует особой дисциплины – медитативной практики. Конечно, такая практика была и у Гегеля. Но я бы не приравнивал его теорию – «Науку логики» – к такой практике. Его медитативная сторона глубоко скрыта от взоров читателей за его теорией.
В первом «либо» Вы рисуете образ псевдо-философа или, говоря более лояльно, образ преподавателя философии. Во втором «либо» я вообще не вижу философа, потому что каждый философ-творец всегда знает (имеет сущность), куда он бредёт, и совершенно не боится потеряться. Наоборот, все классики с величайшим энтузиазмом предлагают Путь Истины или Путь Спасения всему человечеству. Вопрос другой, что это знание и этот путь могут оказаться ложными или утопическими, но то, что психологическая черта неведения или страха заблудиться свойственна философам-творцам, это не наблюдается.
Человека – да. И это подтверждает мой тезис, что единство – это не естественный атрибут бытия, а искусственно возникающий в нем на пересечении с деятельностью и сознанием. Само по себе бытие не едино и не не-едино. Единство – это сущностный предикат.
Полностью согласен. Весь этот год занимаюсь проблемой, которую в моих терминах формулирую так: как не потерять собственную форму и сохранить сущность себя.
Согласен. Понятие бытие – это, говоря другими словами, идея, выражающая сущность бытия. Одна из главных задач моей «Системы категорий» – это инспирация (или говоря Вашими словами – помещение, размещение) сущностей бытия в самом бытии, делание сущностей бытия сущими, бытийными.
Согласен с Вами, что это не выразить в двух словах, поэтому и замыслил целую «Систему категорий», как Гегель. Согласен, что такая Система не должна быть демагогичной и догматично-абсурдной. Правда, остается пока открытым вопрос сравнения, оценки и по возможности синтеза этих Систем: гегелевской, хайдеггеровской, моей, Вашей и других. Главное, чтобы такая оценка тоже не была в двух словах или демагогически-идеологической.
Диагноз верен. Цель лечения тоже понятна. Осталось предложить лекарство (метод), ибо двух слов или увещеваний (как сказали Вы выше) недостаточно. Нужны новые методы и категориальные парадигмы.
Полностью подписываюсь. Понятие чего-либо о себе самом на языке ПМО называется автомодой или сущностью бытия данного нечто. Таким образом, для меня Ваша фраза звучит так: Бытие тогда только может реализовать себя в полной мере, в своём единстве, когда внутри него образуется флуктуация собственной сущности и оно единится с ней как с собственной формой.
Мне тоже понравилось, особенно это:
Запримерьте пожалуйста.
Мне нравится эта Ваша формула. Но проблема в том что у вашего бытия есть собственная форма, а метафизика уже имеет форму Аристотеля и форму Канта, а следовательно они как то связаны. По этому есть предложение считать форму Аристотеля формой вещи, форму Канта формой оригинальной вещи (нашей формой, формой субъекта), а формой бытия считать форму формы Канта (то есть, бытие это структурный элемент формы Канта).
Борис, выскажу мои знания, а Вам решать, нужны они Вам или нет.
Понятие формы у Аристотеля универсально. Оно применимо и к материальным вещам (объектам), и к субъектам (людям и их феноменам), и к идеальным объектам. К тому же у него есть субстанциальное понятие "Форма форм".
Понятие формы у Канта, действительно, связано с человеческой формой - формой субъекта, формой его бытия (Dasein). И имеет две разновидности: трансцендентальная форма и имманентная форма. Трансцендентную форму Кант отрицает, она у него скорее - фикция, или химерическое содержание.
Я всё-таки склонен больше считать формой бытия - сущность. Прямо по Гегелю: "Истина бытия - это сущность" ("НЛ", т.2, первая фраза).
А вот в части содержания бытия мне близка позиция Хайдеггера, да и автора темы Яна Ботера.
Сергею Борчикову: ну-да, накропал некий философ нечто такое, от чего абсолютному большинству людей "и не жарко, и не холодно", а ему радость - во мол какой я оригинальный.
Но метафизики уклоняются от поиска в организме человека формы того органа, который несет чувственность (от поиска человеческой формы). Более того они считают,что такого органа вообще нет и продолжают строить бесконечные структуры из новых терминов.
Ян Ботер
Огонь из бытия это конечно хорошо. Но ещё лучше было бы, если бы из бытия выходило понятие и воды и медных труб, выражающих собой полноту идеи бытия.
Ограничение же только огнём бытие очень может смахивать на ту вавилонскую башню, которую строили до небес без оглядки на землю(грешную землю). Не для того ли Бог разрушил сие неуёмное строительство, чтобы строители оглянулись вокруг("опустились на грешную землю") и попытались в реалиях смешения языков начать иное строительство, которое и олицетворяло бы собой полноту идеи бытия, включающую в себя, кроме огня, ещё и воду и медные трубы. И тут уж новогодняя ёлка была бы вполне уместна.
Я считаю, что мы живем в примечательное время когда наукой подтверждена гипотеза Канта о структуре сознания.
Все до Канта и после него пытались проникнуть в природу сознания, которая недоступна в виду абсолютности сознания (отсюда и бытие). Кант не стал вникать в сущность (природу) сознания, а сформулировал структуру сознания, основой которого является созерцание структурированное формами чувственности. Именно до этой структуры в виде гена, несущего созерцание структуры своих форм нуклеотидов, добралась наука.
Благодаря сравнению структуры созерцания и структуры гена удается обнаружить носитель сознания.
Сейчас нет времени для подробного ответа, но могу сказать о себе. В годы начала "перестройки" решил разобраться в ошибках большевиков, но и логика марксизма не дала незыблимых оснований для опоры. Пришлось разбираться с основаниями марксизма - материализмом, диалектикой и атеизмом. В итоге пришёл к выводу, что ни теоцентризм ни антропоцентризм не дают непротиворечивых ответов на возможные вопросы. У меня на Прозе.ру есть описание моего состояния после утраты веры в былые убеждения и надежды на обнаружение прочных мировоззренческих оснований. Этот период длился много лет, а закончился в 3 часа ночи 7 января 2005 года.
Я считаю, что это естественный процесс для любого добросовестного исследователя, который на основе длительного процесса анализа и обобщения разрозненных данных (фактов) невольно приходит к выводам, которые тоже невольно приводят его к формированию теории, параметры которой он изначально не предполагал. К сожалению марксизм оказался примером аксиоматического и аксиологического построения теории, которая выстраивается в соответствии с предшедствующей декларацией. Поэтому Маркс долго болел, поскольку результаты анализа расходились с "Манифестом...", а это грозило большими неприятностями.
ВФКГ: ну если Маркс "болел" от того, о чем он так отразил: "Общество, если оно даже напало на след естественного закона своего развития, - не может ни перескочить через естественные фазы своего развития, ни отменить последние декретами. Но оно может смягчить и сократить муки родов", - то тогда ой! Дурковать в отношении теории марксизма когда уважаемый прекратите?
Я выделяю шесть уровней становления философа философом: среди них разбирательство в чужих теориях - принадлежит к самым низшим, пропедевтическим уровням. (См.: Всем. О публикации с сайта «Философский штурм» – «Шесть уровней философского сознания»).
Для философа всё же главное - создание новой даже не теории и тем более не единичной идеи, а некой новой системы идей и теорий. Только после этого возникает проблема верификации Системы в бытии.
Сергей Борчиков пишет:
Дело не в критике как таковой, Сергей, а в её односторонности. Либо в навязывании под этим соусом - односторонности собственной концепции, типа - я начальник, ты дурак. У вас есть чутьё на общие с оппонентом моменты обсуждения и это хорошо, но также бывает, что вы начинаете горячиться, когда возникают заметные нестыковки концепций. Это некритично, диалог можно возобновить на каких-то других общих пересечениях, что мы с вами и делаем.
Кому как не философу знать о погружении сознания в бытие, особенно если философ пытается уйти от односторонности мышления как такового в целом и своего в частности. То есть, пытается мыслить гибко, соединяя несоединимое и разъединяя сами знаете что. Всяких вариантов можно накопать много, подразделить их на степени, даже составить подробное руководство для бытийных дайверов. Но у разных дайверов и цели могут быть разные. У одних текущие, у других глобальные.
Как я уже говорил в материале - каждый выбирает свою собственную степень погружения. Некоторые полагают, что этого вообще не надо делать. Никому. Потому что там, в глубине дайвера ждёт фатальное помрачение рассудка. Но я-то призываю как раз к тому, чтобы от такого помрачения уйти, от очарования собственным многоумием, которое человеком безраздельно владеет, лишает его самостоятельности. А как это сделать, если не окунуться в зелёную воду бытия? Вопрос в том - насколько глубоко это надо делать для получения желаемого эффекта. Вы очень хорошо запротоколировали, Сергей, такие глубины. Ближе к поверхности - единство условное, приблизительное, самое доступное. Затем следует уже преобладающая творческая неопределённость. А ещё глубже может обнаружиться сущность самого бытия. Только за сущностью пожелают нырнуть единицы.
Беда восточников в том, что они, медитируя, отказываются от самих себя в пользу некоего всеобщего "Я", мирового разума, вселенской мудрости, от всего что самому конкретному индивиду внешне и даже противоположно. Но если нет удовлетворительного самоконтроля за процессом, то нет и осознанного результата, а есть просто спонтанное психическое переживание, которое и выдаётся за "блаженство" или "просветление". Что это может дать для продвижения философии, не понимаю.
Это понятно. Но опять, не надо забывать, для какой цели они могут употребляться. Ведь не человек существует для медитации, а медитация для человека.
Да, дискуссия вполне респектабельная. Но я не нашёл у её участников описаний личного опыта медитации. Описания самих способов предостаточно, а личного опыта нет. У меня есть свой опыт, в основном творческий, но я тоже не хотел бы его здесь описывать. Это может занять время, слишком много нюансов. Могу только повторить в простых терминах - погружение в единство бытия не самоцель и не единственное средство для эффективного мышления. К нему ещё нужно присоединить всё ту же разделяющую логику, рефлексию, с которой боролся Гегель, она позволяет контролировать, измерять процесс погружения, а также выходить из него безопасно. И потом необходимо постоянно чередовать единство с разделением, медитацию с рефлексией, не привязываясь ни к одному из компонентов медитации. А вот каковы ваши два компонента медитации и в чём их суть, мне не совсем понятно, Сергей. Ведь одно дело погрузиться в бытие, но другое - из него выйти и зафиксировать результат, тоже немаловажно, для этого тоже нужны свои способы и инструменты.
Может быть, такая практика у Гегеля и была. Боюсь только, он этого до конца не осознавал, а потому не оставил никакого её описания. Ведь он настаивал именно на "дисциплине сознания". То есть на тотальном сознательном самоконтроле, на примате логики, причём прямолинейной письменной логики, над многообразными сближенными тонами внутреннего образного мышления; он полагал такое мышление презренным "чувственным познанием". Что может быть дальше от собственно медитации. Хотя поэтической речи Гегель был далеко не чужд. Его проблема состояла лишь в том, что набор образов для его поэтических переходов был ограничен сухими философским терминами его времени.
Да, уж. Классики напредлагали, не разгрести. Следуя их рецептам, человечество всё дальше отдаляется от Пути Истины. Боюсь, как бы и нас не постигла их участь.
Сергей, вы же сами и боитесь заблудиться в дебрях ложных самоидентификаций. Так что "психологическая черта неведения или страха" очень даже наблюдается. Но это даже хорошо, потому что предохраняет философа от очарования дискредитировавшим себя опытом многоумия предшествующих поколений философов, от очарования утопиями.
А у человека всё его отношение к единству бытия - сплошное конструирование химер.
Последняя ремарка о том, что "само по себе бытие не едино и не не-едино" очень уместная. Гегель настаивал именно на единстве в ущерб многообразию. Но отметать вопрос из-за такого крайне негибкого к нему подхода нельзя. Всё равно проблему надо решать и пытаться выводить единство в единстве с многообразием.
Пусть будет так, хотя сущность у меня ещё не положена. Тема сущности бытия будет у меня самой последней в ряду публикаций. Она до конца ещё не разработана. Но время есть.
Подытоживать ничего не хочу. Пока нечего подводить. Будет ещё много публикаций. Может, мы с вами, Сергей, ещё разругаемся в пух и прах. Успехов.
сущность бытия вряд ли когда будет постигнута сознанием. Сознание способно постигать только структуру, но не сущность. Способность сознания постигать структуру связана с двойной спиралью ДНК. Одна спираль воспринимает свом бытием структуру, но не бытие (чувство, сущность) комплементарной спирали. Конечно на свое бытие спираль может попытаться взглянуть со стороны, но ей придется это делать через свое бытие. По этому формула Борчикова
мне представляется не реальной. Бытие выскочить из себя и взглянуть на свои флуктуации не через свое бытие не может (бытию просто нечем это свершить)..
Тут просто недоразумение от непонимания классиков. Постигнутая сознанием и познанием структура и есть сущность (по Аристотелю, Плотину и др.).
А тут просто недоразумение от непонимания меня. Сказано: бытие - это человек, а человек вполне может познавать себя. У него достаточно для этого ресурсов. Также речь в данном случае (ссылка) идет не о флуктуациях бытия, а о флуктуациях сущности. У человека есть дух, разум и мудрость, способные создавать такие сущности, улавливать их, если они созданы другими людьми, и претворять (верифицировать) как те, так и другие в бытии.
классики не подозревали, что сознание это два бытия, чувствующие движения друг друга.
Бытие не может быть понято без понимание природы ресурсов человка.
kto: а так же и без должного понимания ресурсов самой природы.
Яну - на ссылка.
Со всем согласен. Ограничусь только расширяющими репликами.
У философа цель одна - развитие философии. Поэтому если метафизическая медитация работает на развитие философии - она оправданна. А если нет, то она может решать какие-то иные (психологические, эзотерические, религиозные и т.д.) задачи, а может и ничего не решать, доставляя лишь личное, эгоистическое удовольствие.
Согласен. Такое чередование я еще называю айорой - от греч. качели. См., в частности, мою заметку "Айорическое мышление" - http://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4659.15#msg36208
Тут надо различать меня (любое Я) как человека (психология) и как философа (софия). Как всякий человек я, конечно, обладаю психикой, и в том числе страхами, неврозами, сублимациями, преодолениями и прочей психологической наличностью. Но как у философа у меня нет страха ни перед какой философской проблемой. Если проблема возникает, ее надо решать. И тут один путь: от незнания - к знанию. Истина (никакая) не бывает страшной. Если Истина страшна, то надо бросать заниматься философией и уходить в религию.
Ваше право. Вы конструктор теории, как хотите, так и постановляете. У меня же тема сущности - первая. Поскольку я метафизик, а метафизика - еще со времен Аристотеля - наука о первоначалах, то бишь сущностях.
Сергей Борчиков пишет:
Золотые слова, Сергей. Сказано коротко и предельно ясно. Со стороны может показаться, что и так очевидно. Но потому и нелегко решиться высказать, что очень хочется выразить более витиевато, на публику.
Хорошо написано, но мало. По сути, это ведь и есть диалектика или, по крайней мере, к ней преддверие. О диалектике я ещё напишу подробнее. Как я её понимаю.
Я всё-таки предпочитаю не зарубаться, не разводить далеко в стороны одно и другое. Слишком много у меня было опыта полуслепых поисков некоторой ускользающей от меня истины. Тычешься, тычешься и клянёшь себя - неужели я такой дурак, что никак не могу догадаться. А у классиков ничего нет по интересующему меня вопросу. И в интернете нет. Чёрная дыра. Бездна.
Страха истины у меня нет, Сергей. Есть страх потерять к себе уважение, страх бессилия перед лицом собственной глупости. Ведь я хочу, как и любой человек на Земле, получить всё и сразу. А если планы рушатся, то я склонен винить в этом, прежде всего, самого себя.
Ну, тут я вам не попутчик, Сергей. Я больше склоняюсь к мысли Болдачева о том, что сущностей нет. Человек сам и вкладывает сущности в части бытия, придавая этим частям значение. Предпочитаю говорить только об одной сущности бытия - сознании, субъекте, человеке. Но и то - в контексте их предельной индивидуализации.
No problem. Будем оставаться попутчиками в бытии.