Парадокс брадобрея

Аватар пользователя boldachev
Систематизация и связи
Логика

«Деревенскому брадобрею приказали «брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется», как он должен поступить с собой?»

Парадокс брадобрея связан не с теорией множеств, не с парадоксом Рассела, как это обычно трактуется, а с неоднозначностью восприятия формы глагола «

«Деревенскому брадобрею приказали «брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется», как он должен поступить с собой?»

Парадокс брадобрея связан не с теорией множеств, не с парадоксом Рассела, как это обычно трактуется, а с неоднозначностью восприятия формы глагола «брить», используемого в приказе, что приводит к абсурдности, невыполнимости самого приказа.

Приказ, для того, чтобы быть исполненным, должен предписывать сделать некоторое конкретное, не абсурдное действие исходя из однозначно интерпретируемых условий. А что мы имеем? Приказ в форме «брить всякого» заведомо невыполним, поскольку подразумевает выполнение одним брадобреем одновременного действия «брить» над всеми, кто подпадает под условие приказа. Если мы хотим, чтобы приказ не был абсурден, то в нем следует заменить несовершенный вид глагола «брить» (что делать?) на совершенный (что сделать?): «Приказываю побрить (а не брить перманентно) некоторое множество мужчин».

Также неоднозначен и указанный в приказе критерий, по которому следует выделить множество мужчин «кто сам не бреется». (1) Имеются в виду те, кто не бреет сам себя на момент приказа? (2) Или кто никогда сам себя не брил? (3) Или кто сам не бреется в момент когда брадобрей его видит? Хотя после устранения абсурдности в повелевающей части приказа (после замены «брить» на «побрить») неоднозначность в условиях уже не существенна, в любом случае у брадобрея не возникнет проблем с выполнением приказа относительно себя. В первом рассмотренном случае, если на момент зачитывания приказа брадобрей брился, то – во исполнение приказа – он не станет в будущем брить себя (как и всех, кто в этот время брился). Во втором: побреет себя, если раньше не брился. В третьем побреет себя, как только посмотрится в зеркало :)

Итак, парадоксальность ситуации, в которой оказался брадобрей, связана только и исключительностью с абсурдностью и невыполнимостью приказа. В нем вместо выполнимого конечного во времени действия «побрить» (совершенная форма глагола) указывается на процесс бритья «брить» (несовершенная форма): можно побрить себя, при условии, что ты еще не побрит, но нельзя брить себя, если ты не бреешься ( можно сесть, если ты не сидишь, но нельзя сидеть, если ты не сидишь).

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Александров

Имеем множество всех горожан мужского пола. Каждый обладает признаком либо А(сам умеет бриться) не-А(сам не умеет бриться) . Все обладающие признак А бреются сами, и цирюльник их не имеет право брить. Всех обладающих признак не-А бреет цирюльник. Сам цирюльник обладает признаком А( сам умеет бриться), но по второй части приказа (не брить) , не имеет права себя брить. Как ему, бедалаге, быть? Остаётся только отпускать бороду и смотреться в зеркало!
Парадокса , действительно, нет, просто ему запрещено себя брить.

Аватар пользователя Пермский

"Сам цирюльник обладает признаком А( сам умеет бриться), но по второй части приказа (не брить) , не имеет права себя брить"

Цирюльник выпадает из сферы действия приказа. Чтобы ему войти в правовое поле приказа, ему нужно получить особое право (разрешение): либо бриться самому (в виде исключения из общего правила), либо получить личного цирюльника для самого брадобрея (для соблюдения "буквы приказа")

Аватар пользователя Сергей Александров

Он в поле приказа. Не брить , тех кто сам умеет бриться, себя в том числе.

Аватар пользователя Пермский

"Сам цирюльник обладает признаком А( сам умеет бриться), но по второй части приказа (не брить) , не имеет права себя брить"

Цирюльник выпадает из сферы действия приказа. Чтобы ему войти в правовое поле приказа, ему нужно получить особое право (разрешение): либо бриться самому (в виде исключения из общего правила), либо получить личного цирюльника для самого брадобрея (для соблюдения "буквы приказа")

 

"Он в поле приказа. Не брить , тех кто сам умеет бриться, себя в том числе".

В приказе отсутствует отсылка по отношению к статусу брадобрея: относится он к тем, кто "сам себя бреет" или к тем, кого "брить нельзя". Вписывание в приказ "себя в том числе" - это произвольная (по желанию толкователя приказа)трактовка приказа.

Аватар пользователя Горгипп

Все, кто сам не бреется (слепые, криворукие, лежащие при смерти) - клиенты брадобрея, платят за работу. Кто бреется сам - клиентом не является, не платят брадобрею. Отсюда, брадобрей может побриться сам, если не заплатит себе за работу...

Аватар пользователя Пермский

Хороший пример как обходить приказ, если он сформулирован неоднозначно, не корректно, а предложенный пример - один из возможных вариантов выхода брадобрея из данной ситуации.
Парадокс брадобрея из серии приказов "поди туда - не знаю куда".

Аватар пользователя Евгений Волков

boldachev
Деревенскому брадобрею приказали брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется.
Как он должен поступить с собой?

 

В этой приказе нет ни какого парадокса. Дело в том, что приказом жители деревни разделены на две категории людей: чиновник – в данном случае брадобрей, как исполнитель верховной воли и остальные жители деревни. Чиновник выбрил всех, кто не бреется сам, в том числе и себя, так как себя он брил не как житель деревни, бреющий сам себя, а как чиновник, исполнитель воли верховного владыки. Когда Мы научимся различать людей по отношению к власти и капиталу, а значит правильно себя вести с властью, многие парадоксы и глупости в нашей жизни отпадут сами по себе.

Аватар пользователя Горгипп

Хороший пример как обходить приказ

Нет, это решение парадокса.
Вот второе: является ли брадобреем человек, бреющийся сам? Нет. Следовательно, брадобрей может побрить себя сам.

Аватар пользователя boldachev

На мой взгляд, вы были очень близки к разрешению парадокса, который я сделал в следующем посте Парадокс брадобрея 2 :))