«Деревенскому брадобрею приказали «брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется», как он должен поступить с собой?»
Парадокс брадобрея связан не с теорией множеств, не с парадоксом Рассела, как это обычно трактуется, а с неоднозначностью восприятия формы глагола «
«Деревенскому брадобрею приказали «брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется», как он должен поступить с собой?»
Парадокс брадобрея связан не с теорией множеств, не с парадоксом Рассела, как это обычно трактуется, а с неоднозначностью восприятия формы глагола «брить», используемого в приказе, что приводит к абсурдности, невыполнимости самого приказа.
Приказ, для того, чтобы быть исполненным, должен предписывать сделать некоторое конкретное, не абсурдное действие исходя из однозначно интерпретируемых условий. А что мы имеем? Приказ в форме «брить всякого» заведомо невыполним, поскольку подразумевает выполнение одним брадобреем одновременного действия «брить» над всеми, кто подпадает под условие приказа. Если мы хотим, чтобы приказ не был абсурден, то в нем следует заменить несовершенный вид глагола «брить» (что делать?) на совершенный (что сделать?): «Приказываю побрить (а не брить перманентно) некоторое множество мужчин».
Также неоднозначен и указанный в приказе критерий, по которому следует выделить множество мужчин «кто сам не бреется». (1) Имеются в виду те, кто не бреет сам себя на момент приказа? (2) Или кто никогда сам себя не брил? (3) Или кто сам не бреется в момент когда брадобрей его видит? Хотя после устранения абсурдности в повелевающей части приказа (после замены «брить» на «побрить») неоднозначность в условиях уже не существенна, в любом случае у брадобрея не возникнет проблем с выполнением приказа относительно себя. В первом рассмотренном случае, если на момент зачитывания приказа брадобрей брился, то – во исполнение приказа – он не станет в будущем брить себя (как и всех, кто в этот время брился). Во втором: побреет себя, если раньше не брился. В третьем побреет себя, как только посмотрится в зеркало :)
Итак, парадоксальность ситуации, в которой оказался брадобрей, связана только и исключительностью с абсурдностью и невыполнимостью приказа. В нем вместо выполнимого конечного во времени действия «побрить» (совершенная форма глагола) указывается на процесс бритья «брить» (несовершенная форма): можно побрить себя, при условии, что ты еще не побрит, но нельзя брить себя, если ты не бреешься ( можно сесть, если ты не сидишь, но нельзя сидеть, если ты не сидишь).
Комментарии
Имеем множество всех горожан мужского пола. Каждый обладает признаком либо А(сам умеет бриться) не-А(сам не умеет бриться) . Все обладающие признак А бреются сами, и цирюльник их не имеет право брить. Всех обладающих признак не-А бреет цирюльник. Сам цирюльник обладает признаком А( сам умеет бриться), но по второй части приказа (не брить) , не имеет права себя брить. Как ему, бедалаге, быть? Остаётся только отпускать бороду и смотреться в зеркало!
Парадокса , действительно, нет, просто ему запрещено себя брить.
"Сам цирюльник обладает признаком А( сам умеет бриться), но по второй части приказа (не брить) , не имеет права себя брить"
Цирюльник выпадает из сферы действия приказа. Чтобы ему войти в правовое поле приказа, ему нужно получить особое право (разрешение): либо бриться самому (в виде исключения из общего правила), либо получить личного цирюльника для самого брадобрея (для соблюдения "буквы приказа")
Он в поле приказа. Не брить , тех кто сам умеет бриться, себя в том числе.
"Сам цирюльник обладает признаком А( сам умеет бриться), но по второй части приказа (не брить) , не имеет права себя брить"
Цирюльник выпадает из сферы действия приказа. Чтобы ему войти в правовое поле приказа, ему нужно получить особое право (разрешение): либо бриться самому (в виде исключения из общего правила), либо получить личного цирюльника для самого брадобрея (для соблюдения "буквы приказа")
"Он в поле приказа. Не брить , тех кто сам умеет бриться, себя в том числе".
В приказе отсутствует отсылка по отношению к статусу брадобрея: относится он к тем, кто "сам себя бреет" или к тем, кого "брить нельзя". Вписывание в приказ "себя в том числе" - это произвольная (по желанию толкователя приказа)трактовка приказа.
Все, кто сам не бреется (слепые, криворукие, лежащие при смерти) - клиенты брадобрея, платят за работу. Кто бреется сам - клиентом не является, не платят брадобрею. Отсюда, брадобрей может побриться сам, если не заплатит себе за работу...
Хороший пример как обходить приказ, если он сформулирован неоднозначно, не корректно, а предложенный пример - один из возможных вариантов выхода брадобрея из данной ситуации.
Парадокс брадобрея из серии приказов "поди туда - не знаю куда".
boldachev
Деревенскому брадобрею приказали брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется.
Как он должен поступить с собой?
В этой приказе нет ни какого парадокса. Дело в том, что приказом жители деревни разделены на две категории людей: чиновник – в данном случае брадобрей, как исполнитель верховной воли и остальные жители деревни. Чиновник выбрил всех, кто не бреется сам, в том числе и себя, так как себя он брил не как житель деревни, бреющий сам себя, а как чиновник, исполнитель воли верховного владыки. Когда Мы научимся различать людей по отношению к власти и капиталу, а значит правильно себя вести с властью, многие парадоксы и глупости в нашей жизни отпадут сами по себе.
Нет, это решение парадокса.
Вот второе: является ли брадобреем человек, бреющийся сам? Нет. Следовательно, брадобрей может побрить себя сам.
На мой взгляд, вы были очень близки к разрешению парадокса, который я сделал в следующем посте Парадокс брадобрея 2 :))