Это мой комментарий из старой ветки К определению философии. Не для обсуждения, а для информации - не хотелось бы повторяться - смотрите прежнее обсуждение.
Это мой комментарий из старой ветки К определению философии. Не для обсуждения, а для информации - не хотелось бы повторяться - смотрите прежнее обсуждение.
1) Философия - форма/метод/сфера социумного познания или познавательная деятельность (наравне с наукой, искусством, религией, мистическим познанием).
2) Предметом философского познания является мышление познающего субъекта (философа), следовательно предмет философии не имеет формальных границ (нет фиксированного предмета). Однако поскольку предметом является мышление философа, а не любого человека, то есть субъекта познания, то основным предметом философии является познающее мышления в его чистом беспредметном виде, а основным разделом философии является гносеология. Обращая свое познавательное внимание на специфику других познавательных мышлений философия приобретает разделы: философия науки, философия искусства, философия религии, философия мистического познания.
3) Основным методом философского познания является поиск и фиксация рациональной составляющей познавательного мышления - или поиск закономерностей познавательной деятельности.
4) Следовательно, основным результатом/продуктом философского познания является рациональный текст - логичное изложение зафиксированных закономерностей познавательного мышления, в идеальном случае - логическая система (теория).
5) Вследствие специфичности предмета познания (его совмещения с инструментом познания) любое философское высказывание и философская теория являются истинным (не путать с логической истинностью отдельный суждений в теории, которые могут быть ложными вследствие допущенных логических ошибок). Истинность философского высказывания здесь понимается буквально, как его соответствие своему предмету - мышлению философа.
Следовательно, философские высказывания и философские теории не верифицируемы и не фальсифицируемы.
Еще один вывод из специфики предмета философии - обязательное наличие неконечного число философских теорий, перекрывающих всю "мыслимую" сферу человеческого мышления (познания): сколько философов - столько и теорий, а так же невозможность создания единой философской системы.
P.S. Особо, для любителей мысли об избранности философии: вследствие специфики предмета и необходимости совмещения его с инструментом, настоящим философом может быть лишь высокотворческая личность с развитым рациональным мышлением... ну и там далее сами продолжайте все, что касается всякой творческой деятельности :).
Комментарии
"Предметом философского познания является мышление познающего субъекта (философа)"
Я так понимаю, возможные нечеловеческие, несоциумные и прочие неожиданные познающие субъекты и их мышление заведомо исключены из предметов философии, они, должно быть, перенаправлены в категорию "предметы мистических форм познания" (?) В связи с этим вопрос: концепты, проходящие проверку, вообще, понятийно-образная среда становления философии - это философия или иная форма познания?
И тут, пожалуй, будет уместен ещё вопрос в отношении категории "формалия" Сергея Борчикова. Это, конечно, замечательно, что Вы задали ему столько наводящих вопросов, но что означает пожелание словарной статьи там, где только-только что-то рождается (и неизвестно, родится ли)? То ли мне только показалось, что Вы спутали ставшее знание с его становлением, энциклопедию с пионерской записной книжкой (фр. pionnier - первопроходец )?
"4) Следовательно, основным результатом/продуктом философского познания является рациональный текст - логичное изложение зафиксированных закономерностей познавательного мышления, в идеальном случае - логическая система (теория)"
Если уж в определениях не нашлось места для понятий "мировоззрение", "духовный настрой", тогда надо бы лишний раз напомнить, что к тексту должен быть в некотором смысле пристёгнут социум, способный более-менее понимать этот текст. Да, преемственно подготовленный социум как продукт философского познания. Это чтобы читатели не подумали, что и в самом деле текст - основной продукт. Математик, наверно, сказал бы, что основной продукт, это пара (Т, С), где Т - понятный текст, С - читающий и понимающий социум.
***
А вообще, ощущается некоторый конфликт из-за узурпации термина "философия". Приписать бы столь узкому пониманию философии какое-нибудь солидное прилагательное вроде "ортодоксальная" или "академическая", так ведь нет, захватывается именно универсальный, исторически многозначный термин и втискивается в аскетические рамки строгого определения. Таким образом, вольно или невольно, "иноверцы" опрокидываются в "кювет при магистрали". Ха, пусть полазят там, "вымажутся" в мистических, эзотерических, сектантских "эманациях почвы", и после этого придут в приличное общество объяснять что-то своё под хихиканье "настоящих" философов :))
2 Ron
Огромное спасибо за вопросы.
Вы тут не разделили две проблемы: (1) собственно проблему философии, чистой философии, ее предмета и (2) проблему прикладной философии, для которой выделяется внешний предмет, вернее мышление этого внешнего предмета ("Обращая свое познавательное внимание на специфику других познавательных мышлений философия приобретает разделы: философия науки, философия искусства, философия религии, философия мистического познания."). То есть поскольку предметом философии, предметом анализа философа является исключительно его частное мышление, то естественно, в качестве такового мышления не может выступать "нечеловеческие". Оно покрывается второй проблемой - скажем, может развиваться раздел "философия нечеловеческого разума". Но обращаю внимание в отличие от, к примеру, биологии, социологии нечеловеческого, предметом для философа будет не сам нечеловеческий объект, а его собственное (философа) мышление о нем, встроенность этого объекта во внутреннюю онтологию философа.
Повторю, философ может думать о чем угодно (и о внеземных цивилизациях), но предметом для него (как для философа) всегда будет именно его мышление (о чем угодно).
Это для нас только рождающее. Но если философ вынес вне себя какой-либо концепт, то этот концепт изначально должен быть полноценным, со всеми вытекающими атрибутами - словарными статьями и пр. То есть тут не стоит проблема социальной признанности, после которой только и появляются статьи в энциклопедиях и словарях, а проблема проработанности идеи ее автором. И как бы она ни была развита, на любой стадии она должна быть полноценной идеей - для него. Ну это как в физике или в математике не может быть пол теоремы, или части уравнения - если они есть, то есть полностью - с доказательством и выводом. А попадут ли теоремы и уравнения в учебники - это друга проблема.
В тексте идет речь о специфике именно философского способа познания, а все что вы упомянули ("настрой" и "понимающий социум") как вы правильно отметили ниже - необходимое условие любого познавательного творчества. Вообще посмотрите исходную ветку, в которой появился этот текст - она как раз и посвящена проблеме философского мировоззрения. Поэтому отчасти и не стал тут упоминать общие места.
Отчасти я уже ответил в на эти замечания. Речь идет не о рафинированной академической философии, а об отличии любой (!) философии от не философии. Вы все же упорно смешиваете предмет философии с темой (эзотерика, религия, социология, физика и т.п).