А вот и темы: mania античности: мания как тирания темного эроса; mania Средневековья: между святым и бесноватым; mania Нового времени: принуждение vs насилие; mania либертарианства: маркиз де Сад и его время; mania XIX века: от романтического героя до Ктулху; mania XIX века (продолжение): Лев Толстой и Федор Достоевский; mania в психоанализе: между Эросом и Танатосом; mania русского Серебряного века: мания Средневековья или мания модерна?; mania сейчас: маньяк в современной литературе, изобразительном искусстве, театре,кинематографе и др)))
/
Какой апломб, однако))) И сколько коммерческих выгод я предвижу для соискателей научных степеней... Но мании имеют узкий психо-физиологический репертуар, и попытки отыскать/сконструировать его историко-культурный "эквивалент" малопродуктивны. В этом заискивании перед "тёмными" сторонами психики скрывается старая установка, что материальное, мол, каузативно/казуативно детерминирует ментальное. Только вот беда, где этот треклятый орган, соединяющий желчь и желчность души, никто не указал))) А всё потому, что: дикобразу - дикобразово ("Сталкер"). А душа - не от мира сего, и искать её связь с телом, а точнее - прижучивать связями, порочащими её, - наивное либертарианство, которым, впрочем, не брезгую щеголять иные интеллектуалы)))
/
Во-первых, Культуру как презумпцию ценностей не следует укладывать в прокрустово ложе нормы/патологии; культура лежит вне канонов и правил, она живое тождество истинно сущих идей Платона, лежащих в основе всякого духовного восхождения к Благу, и даже если и создает внутри себя нормы, каноны, традиции мышления, то лишь как самоё-само, как вещь для себя, а не как предписание или долженствование; во-вторых, культура - всегда контр-девиация, а вовсе не отклонение от нормы (от лат. deviatio — отклонение), как нам пытаются доказать; социологи вспомнят социальную девиацию — а-социальное поведение человека, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития; сексологи и сексопатологи не забудут упомянуть сексуальную девиацию (перверзию) — отклоняющееся сексуальное поведение человека.
/
Но нашлись доброхоты, которым захотелось увязать культурный процесс с формами маниакального поведения, — у греков, кто запамятовал, Мания была богиней безумия. Психопатологи расскажут о маниакальном синдроме (др.-греч. μανία «страсть; безумие; влечение»), характеризующимся гипертимией, идеаторным и психическим возбуждением в виде ускорения мышления и речи (тахипсихия), двигательным возбуждением, повышенной отвлекаемостью, переоценкой собственной личности (достигающей порой бредовых идей величия).
/
Для выявления маниакального синдрома используется тест на манию — так называемая шкала Альтмана. Вот этой-то лакмусовой бумажкой господа культурологи-психиатры из РГГУ, очевидно, и собираются подверстать под девиацию и Диогена с Гераклитом, и христианских святых, и Гёльдерлина с Рембо, и Ницше с Витгенштейном, и Толстого с Достоевским, и Леонардо да Винчи с Ван Гогом, и многих мастеров искусств, учёных, политиков, страдавших тем, или иным расстройством. Но разница между душевнобольным, пишущим опусы, и художником, создающим шедевры, в том, что даже если оба окажутся на соседних койках, произведения второго созданы в ясном уме и твёрдой памяти, и если отклоняются от нормы, то только - эстетической, что делает одного гением, а другого - пациентом. Непродуктивное сравнение культуры с отклоняющимся (девиантным) мышлением/поведением только вредит науке. Низвержение культуры с её пьедестала - давно отработанная стратегия в постмодернизме. Похоже, кто-то решил разворошить тлеющие угли, чтобы погреть руки. Неблагородно. Непродуктивно. Опасно. Почему? Да потому, что культура исчезнет если в её ареал включить маргиналии, но не как предмет рефлексии/редукции, а как методологию. Так христианские общества разлагаются и гибнут под напором варварской морали, - и слава Богу, что современная Россия, взяв на себя миссию сохранения европейских ценностей и институций, став, по сути, Четвёртым Римом, противостоит натиску «ЛГБТ-морали» и гендерной свистопляске, исторической амнезии и религиозно-культурной эвтаназии. И все эти подкопы под цитадель культуры я предвижу в деятельности правдорубов, кладущих на зуб, чтобы распробовать (Ох, как вкусно!!!), запретный орешек. Слюнки текут! Животы урчат в предвкушении! Не за горами и час, когда, сунув в рот лакомые куски, КУЛЬТУРТРЕГЕРЫ, натасканные на созерцании и умозрении, смахнут в кулак и крохи, чтобы сунуть в рот то, что забилось под спуд, в щели, где надеялось отсидеться))) Размывать пределы духовной жизни опасно. А низводить Культуру до отправлений физиологических нужд, полыхать страстью к поискам червоточин в её плодах - признак дурного вкуса и нездоровья.