М.П. Грачев.
Беседы с Александром Архиповичем Ивиным о диалектической логике
1. Отрасли наук: естественные, социально-гуманитарные, формальные (математика и логика), нормативные (этика, эстетика), неформальные науки (риторика, лингвистика). Псевдонауки: алхимия, астрология. Судя по названию, 'диалектическая логика' должна относиться к логическим наукам.
2. В каком смысле диалектическая логика является логикой (в порядке уточнения предмета и методов исследований ДЛ, отграничения от смежных дисциплин)? Если диалектическую логику толковать в узком смысле конкретной науки, то она должна относиться к некоторой разновидности обычных логик. В широком смысле, диалектическая логика рассматривает общий категориальный строй рассуждений человека о себе и феноменах вне человеческого мышления.
3. Исторические предпосылки науки диалектической логики. В Древней Греции, Китае и Индии она существовала в виде неких диалектических практик, риторики (теории аргументации), интеллектуального общения.
4. Констатация: за две с половиной тысячи лет, достаточно долгое по меркам известной нам человеческой истории, так и не было прояснено, в каком смысле эта логика является наукой. Теперь, видимо, наступило время прояснить все необходимые моменты.
5. Критерий развития науки ("Одна из существенных черт любой науки – постоянное развитие"): появление принципиально новых идей и принципов. Для сравнения - традиционная логика, риторика, этика. Традиционная логика преподается в принципе в том же виде как и сотни лет назад. Разве что шлифуется методика преподавания. Новые логики из цикла математических логик - это выход за пределы традиционной логики, вплоть до утраты контактов с последней. Адвокат в судебном заседании или политик в предвыборных телевизионных дебатах не изъясняются на символьном языке классической логики высказываний или логики предикатов.
6. Радикальное изменение науки (научные революции). Те научные революции, которые мы наблюдаем в области естественых наук, обусловлены изменением человеком условий своего существования. Сам же человек не претерпел за тысячелетия, тем более сотни лет, каких-либо существенных изменений. Поэтому не наблюдается и революционных изменений в области традиционной логики, этики.
7. Теоретическая форма. Пока известны две такие теоретические формы диалектической логики: спекулятивная логика Гегеля, представленная в 'Науке логики' и диалектическая логика марксистской традиции, представленная в работе: Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика: основные принципы и проблемы. — М.: Политиздат, 1979. — 286с.
8. Непрерывность науки. Видимое затишье в разработке проблем диалектической логики в России, скорее всего, связано с известными событиями ликвидации старого общественного строя. На Западе цикл диалектических исследований не прекращался. Появились работы по Новой диалектике, Новой риторике, Неформальной логике. Издается журнал "Informal Logic" http://ojs.uwindsor.ca/ojs/leddy/index.php/informal_logic.
— Ивин. Jun. 3rd, 2009 01:52 pm (UTC) Re: Предпосылки диалектической логики как науки. Все так. Только математическая, или современная, логика одна, хотя и состоит она из бесконечного множества систем (тоже обычно называемых "логиками").
[...] Вряд ли стоит смотреть эту книгу (Кумпф, Оруджев). Написана она невнятно, полна ошибок. По диалектической логике есть гораздо более хорошие работы. Но отмечу: все они старые, новых книг на эту тему сейчас у нас в стране не выходит. А.А. Ивин
1. Термин 'диалектическая логика' - это замена гегелевскому термину 'спекулятивная логика' (из-за неприятных ассоциаций, связанных со словом 'спекуляция'). Гегель определял 'спекулятивную логику' в значении близком диалектической логике: "Спекулятивная логика содержит в себе предшествующую логику и метафизику, сохраняет те же самые формы мысли, законы и предметы, но вместе с тем, развивает их дальше и преобразовывает их с помощью новых категорий (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1: Наука логики. - М., "Мысль", 1974 - С. 94). То есть источником спекулятивной логики является вся предшествующая философия и логика (скорее всего традиционная логика, поскольку математической логики ко времени Канта и Гегеля ещё не существовало).
2. Термин 'диалектическая логика' - это философская метафора. На такой позиции стоят гносеологи, считающие, что всякий термин должен отвечать своему названию. Так, Леонид Джахая в журнале "Философские науки" предпринимает достаточно обоснованную (в отношении диамата) попытку показать, что словосочетание 'диалектическая логика' с собственно логикой никак не связано:
"В дальнейшем изложении я (Леонид Джахая - M.G.), постараюсь, «следуя бакрадзевской линии, доказать, что под названием «диалектическая логика» никакая научная дисциплина, тем более логика, не кроется".
Джахая формулирует пять смыслов, в которых употребляется термин диалектическая логика в диамате:
«1) диалектическая логика отождествляется с диалектико-материалистической философией или с ее логическим аспектом (теорией развития категориальных, логических форм знания);
...»
(остальные четыре пункта не умещаются, поэтому даю ссылку на подробности)Тогда как, если говорить о собственно логике, нужно хотя бы провести последовательное сопоставление с формальной логикой, а это уже хлеб исследователя-логика.
3. Термин 'диалектическая логика' - он действительно относится к настоящей логике. Хотя бы гипотетично, можно было бы проиграть сценарий такой логики. Это вполне продуктивный подход, создающий перспективу движения вперед (помня оговорку В.С. Швырева насчет запрета на конкуренцию формальной логики).
4. Наконец, термин 'диалектическая логика' - это установившаяся традиция и допустимо только толковать этот термин. Например, Владимир Васильевич Семенов толкует диалектическую логику в смысле логики диалектического субстанциализма Платона-Гегеля: "Одной из главных особенностей диалектической логики, то есть логики диалектического субстанциализма, является то, что она не имеет дела с вещественно-телесными образованиями" http://eidos-plato.narod.ru/ .
Что касается книги Кумпфа-Оруджева и ошибок в ней по отношению к аутентичной марксистской диалектике, то снявши голову по волосам не плачут. После крушения старого общественного строя, несть числа философским работам, доказывающим, что и сама марксистская диалектика - это одна большая ошибка.
Я могу дополнительно привести ссылку на более новую монографию "Диалектическая логика", в составе 8-ми томника марксистской диалектики, вышедшую в 1986 году в издательстве Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Диалектическая логика / Под ред.Оруджева Э.М., Шептулина А.П. Книга 2.— М.: МГУ, 1986. — 296 с.
--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 07 февраля 2022 г
Комментарии
М.П.Грачеву: ну очевидно же то, что А.А.Ивин так и не "добрался" до полного понимания сути того, что оставил нам Гегель в области "науки мышления мышления" и какая логика есть основой для этого. Ибо у него (в отличии от Э.Ильенкова) нет "расшифровки" такого выражения Гегеля: "Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и противоположное, но и породить из него положительное содержание и положительный результат; лишь благодаря этому она есть развитие и имманентное развитие вперед". Однако.
Равным образом, очевидно насколько трудно перейти от парадигмы ДЛ в широком смысле к образу диалектической логики в узком смысле - логике рассуждений.
--
М.П.Грачеву: дык именно это и позволяет делать Высшая диалектики понятия Гегеля - формировать отдельные понятия в узком смысле и синтезировать их в одном общем понятии (см. Приложение к Параграфу 31 и 32 в "Философии права"). А Э.Ильенков эту функцию синтеза в "науке мышления о мышлении" определил для разума, и в частности, в работе "К вопросу о природе мышления")-
Я о том, что ДЛ в широком смысле - это и диалектическая онтология, и диалектическая гносеология, и диалектическая методология одновременно. А в узком смысле - логика рассуждений.
А вы, как формулируете парадигму диалектической логики "в узком смысле"?
--
М.П.Грачеву: но ведь Высшая диалектика понятия Гегеля позволяет синтезировать те решения (определения), которые люди формируют в результате и на основе логики их отдельных рассуждений (в том числе совместных). А если таких решений нет, то это уже однозначно такое: бла-бла-бла, а в результате пусто. А у Э. Ильенкова об этом так изложено: "В итоге диалектика оказывается естественной Логикой разума, поскольку Разум по его терминологии, есть та способность человеческого интеллекта, которая старается осуществить "полный синтез" всех частных теоретических обобщений, всех понятий, выработанных путем обобщения эмпирических данных, данных опыта" (в определении которых собственно и "работает" логика соответствующих рассуждений, в том числе совместных, ведь они не "с неба падают", а их предварительно кто то формирует - моё примечание).
Я не про Высшую диалектику Гегеля ("Критическая философия [Канта*], правда, уже превратила метафизику в логику", (с) Гегель) и не про Ильенкова, а про Вас. Как вы формулируете парадигму диалектической логики "в узком смысле"? Что означает слово "парадигма", известно?
______________
*) Гегель. "В новейшее время Кант поставил наряду с тем, что обычно называлось логикой, еще одну, а именно, трансцендентальную логику. То, что мы здесь назвали объективной логикой, частью соответствовало бы тому, что у него является трансцендентальной логикой".
Ср.: обратная логика Гегеля vs. обратная логика Александра Болдачева.
--
М.П.Грачеву: я считаю диалектическую логику, как Вы отразили, "в узком смысле" - как начало того процесса, о котором у Гегеля изложено в определении Высшей диалектики понятия. А именно - при формировании тех начальных понятий (определений), синтез которых и позволяет реализовать "развитие и имманентное движение вперед". А как это у Вас - в отношении тех результатов, которые формируются на основе диалектической логики "в узком смысле"?
Витьевато!
Хотя есть короткое определение по существу:
[диалектическая логика в узком смысле - логика рассуждений].
Вы согласны с таким определением?
--
М.П.Грачеву: однако этого маловато будет! Ибо нет ответа на вопрос - а зачем и для чего нужна эта самая логика рассуждений? У Гегеля же с этим всё О,кей - "... породить положительное содержание и положительный результат; лишь благодаря этому она есть развитие и имманентное движение вперед".
"Зачем?" - это уже второй вопрос. А первый вопрос: "Что такое диалектическая логика?".
Итак,
В диамате ДЛ - это философская метафора. Зачем она нужна? Затем, чтобы заменить гегелевское неблагозвучное "спекулятивная логика" на более приятное название. Ибо как яхту назовёшь, так она и поплывет. Вот и вы сейчас углубились в спекулятивные рассуждения о "положительном содержании".
В узком смысле ДЛ - это логика рассуждений. Логика рассуждений нужна для вывода из истинных посылок истинных заключений.
--
М.П.Грачеву: дык речь то о том, чего "родил" Гегель (Высшую диалектику понятия, которая синтезирует различные предварительные результаты реализации того, что Вы определяете диалектической логикой "в узком смысле" - Вам что, трудно понять чего Гегель отразил в Приложении к параграфу 31 и в параграфе 32 в "Философии права", которую он собственно и творил, исходя из того, что "Наука о праве есть часть философии"), а потом в своих научных исследованиях капитализма использовал Маркс. А вот диамат придумали и использовали отнюдь не Маркс с Энгельсом, но Вы с упорством ссылаетесь на него. Однако.
Незнание сути вопроса - визитная карточка ваших рассуждений о диалектической логике.
--
М.П.Грачеву: похоже Вы только на это и способны. Вместо того, чтобы должно понимать, что как диалектическая логика "в узком смысле", так и результаты её использования, являются составной частью Высшей диалектики понятия в определении Гегелем. Однако.
Я-то должно понимаю, что диалектическая логика в узком смысле - это логика рассуждений. Только в отличие от ФЛ вносит противоречие в структуру рассуждений.
А вот вы. Вы уклоняетесь от прямого ответа на вопрос о вашем определении ДЛ в узком смысле. Видимо потому, что не владеете предметом.
О соотношении ДЛ и ФЛ вам тоже нечего сказать.
--