Аристотель или Гейзенберг (О сущности измерения)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Наука и техника

Известно, что попытка найти некие скрытые параметры, с помощью которых можно было бы свести статические законы к строго детерминистским законам, подобным законам классической механики, не увенчалась успехом. По-видимому, принцип неопределенности Гейзенберга не дает возможности осуществить это. (Другими словами, чем точнее определяется одна из сопряженных величин, тем менее точной оказывается другая величина. В макромире как приборы и инструменты, так и сами изучаемые тела характеризуются тем же порядком величин. Совершенно иначе обстоит дело в микромире, где макроприбор не может не влиять на микрообъекты. Однако подобное воздействие не фигурирует в классической механике и т. д.)

Принцип определенности Аристотеля

Сначала рассмотрим принцип определенности Аристотеля в одной из сфер измерения. Здесь прежде всего Аристотель указывает, что денежная форма товара есть лишь дальнейшее развитие простой формы стоимости, т. е. выражения стоимости (меры) одного товара в каком-либо другом товаре; он говорит: «5 лож = 1 дому» не отличается от «5 лож = такому-то количеству денег (золота)». Он понимает, что стоимостное (мерное) отношение свидетельствует о «качественном отождествлении» дома и ложа (и золота) и что эти «различные» вещи без такого «тождества» их сущностей не могли бы относиться друг к другу как «соизмеримые» величины. «Обмен, - говорил Аристотель, - не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости».

Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости (меры) товаров он открывает отношение равенства. Назовем для удобства это отношение равенства «принципом Аристотеля». А далее посмотрим на развитие этого принципа. Меновые стоимости способны замещать друг друга и должны быть равновеликими. Отсюда следует, во-первых, что различные меновые стоимости одного и того же товара выражают нечто одинаковое и, во-вторых, что меновая стоимость вообще может быть лишь способом выражения, лишь «формой проявления» какого-то отличного от нее содержания. Мы видим, что в двух различных товарных вещах (например, в пятерке лож и в одном доме) существует нечто общее равной величины. Следовательно, обе эти товарные вещи равны чему-то третьему, которое само по себе не есть ни первая, ни вторая из них. Таким образом, каждая из них должна быть сводима к этому третьему, к общей мере меновых стоимостей, к всеобщему эквиваленту. А это - человеческий труд.

Обратимся конкретно к исследованию соизмеримости двух форм движения. То обстоятельство, что диалектика занялась движением (его формами), объясняется тем, что сама диалектика есть это движение. Гераклит первый высказал идею: «Все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же, все есть становление». Аристотель полагает далее: «Остается лишь одно, и из него через преобразование (превращение, переход, становление) получается все другое». То отсутствие движения которым, как показал Аристотель, страдают прежние философские учения, устранено, и теперь само движение представляет собою здесь первоначало. «Становление есть первоначало». Такова эта великая мысль - перейти от бытия к становлению, хотя она, как лишь первое единство противоположных определений (возникновения и исчезновения), еще абстрактна.

Очень важно для теоретиков физики естествознания то, что естествоиспытатели должны знать, что итоги естествознания суть понятия, а искусство оперировать с понятиями не прирождено, а есть результат 2500-летнего развития естествознания и философии. К сожалению, теоретики физики естествознания часто не видят в профессиональной философии (диалектике) большой пользы. У теоретиков естествознания узко понятие превращения, становления движения и нет понимания диалектики. Движение есть нахождение тела в данный момент в данном месте, в другой, следующий, момент в другом месте - таково возражение теоретиков. Это возражение неверно: оно описывает результат движения, а не первоначало, не становление движения.

Понятие движения со стороны философии

Всякое движение заключает в себе перемещение больших или мельчайших частей материи. Но это перемещение не исчерпывает движения вообще. Движение - это не только перемена места; оно является также и качественным изменением. Качественное изменение, превращение здесь означает «качественный скачок» или качественно определенный квант, «квантовую меру процесса». Этот процесс меры можно сделать наглядным, представляя его себе в образе узловой линии, где константы физики суть не что иное, как обозначения узловых точек, точек равновесия (двух противоположных форм движения). Если раньше основной закон движения в науке понимался лишь как закон сохранения энергии, т. е. понимался только с количественной стороны, то это узкое, отрицательное выражение все более вытесняется положительным выражением в виде закона превращения энергии, где впервые вступает в свои права качественное содержание процесса, где в узловой точке выполняется «принцип Аристотеля», а не принцип неопределенности Гейзенберга. Таким образом, «принцип Аристотеля» свидетельствует о «качественном отождествлении» явлений и свойств макромира и микромира.