ФШ.515
По сути дела, на двух последних примерах показано**, что диалектика (развитие) объектов тесно связана с взаимодействием. Субъект (человек, общество) взаимодействует с окружающей действительностью. Это взаимие есть его бытие. То бишь, существование.
Это взаимодействие отражается в сознании. Как совокупности взаимий в мозгу человека (общественное сознание множество взаимодействующих сознаний). Служащих моделью того, что происходит вне человека (а с развитием сознания – и внутри его самого). Потом в сознании происходит независимое развитие взаимодействий. В виде размышлений об отраженных предметах. И возникают некоторое новые взаимия. Как отражение того, чего еще нет, но может быть – возможностей.
Эти возможности реализуются. Возникает новое бытие. Оно опять отражается в сознании. И процесс повторяется. В результате чего и бытие субъекта, и его сознание развиваются, усложняются. Но, разумеется, при постоянном сохранении взаимия между ними. Это – инвариантно.
Ведь если убрать субъекта или мир, в котором он живет, то взаимие между ними прекратится. И оставшееся, если и будет развиваться, то без взаимия с тем, что убрано. А удаленное там и «замрет» в своем развитии на стадии «смерти».
____________________
* См. ФШ.513 - http://www.philosophystorm.org/anton_sovet/4953 и
ФШ.516 - http://www.philosophystorm.org/sovok/4954#comment-76687 .
Комментарии
Дело в том, что субъект есть даже в неживой природе в виде предмета который отразил в себе свойства другого предмета. Именно это всеобщее свойство материи и позволяет развиться сознанию. А жизнь это всего лишь форма существования белковых тел..
ФШ.523
Повод: ссылка
Ал! Называть мокрый песок, на котором остались следы от чьей-то задницы, субъектом – это, уже, слишком!
См. 06.065 - http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp :
СУБЪЕКТ,-а, м.
1. Филос. Индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект.Субъект и объект познания. ? Субъект есть мыслящее существо (человек); объект — мыслимый предмет. Белинский, Журнальная заметка.
2. Книжн.Лицо (или группа лиц, коллектив, организация), выступающее активным деятелем в каком-л. акте, процессе.В капиталистических государствах накопилось много горючего материала, точно так же, как и в тех странах, которые до сих пор рассматривались лишь как объекты, а не субъекты истории, — т. е. колониальных и полуколониальных ---. Ленин, III конгресс Коммунистического Интернационала. Коллектив является не только объектом, но и субъектом воспитания. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса.
3. Юр. Лицо или организация, обладающие определенными правами и обязанностями.Субъект права. Субъект преступления (лицо, совершившее преступление и могущее нести за него уголовную ответственность).
4.Человек как носитель каких-л. физических и психических качеств.Доктор прописал ему лекарство и рекомендовал «большую осторожность в испытании ощущений», так как субъект темперамента нервического и с наклонностью к болезням сердца. Тургенев, Вешние воды. У физиологов такое состояние, когда субъект видит, но не понимает, называется «психической слепотой». Чехов, Поцелуй.
5. Разг., часто шутл.Человек, личность.— Слышали об Илье Финогеныче? Купец, но просвещенный субъект вполне. Эртель, Гарденины. — Это что за юный субъект? — спросил он и крепко взял меня за подбородок. Паустовский, Далекие годы. || Разг. пренебр.Человек с отрицательными свойствами характера, темная, подозрительная личность; тип.— Теперь физиономия этого субъекта мне совершенно ясна! Чаковский, У нас уже утро.
6. Лог. Мысль о предмете суждения в отличие от мысли о его признаках.Субъект и предикат суждения.
7. Грамм.Подлежащее, а также вообще грамматическая форма, обозначающая деятеля.
[Лат. subjectum]
Есть два предмета. Когда между предметами возникает связь, взаимное отношение двух предметов, тогда устанавливается взаимодействие ("взаимие" А.Совета). Это взаимное отношение, взаимодействие раскрывается через понятия субъекта и объекта. Субъект - тот предмет, который проявляет активность во взаимии и в своих изменениях-действиях-актах воспроизводит (отражает) характеристики (содержание) второго предмета (объекта). Так, Вы сели на горячий песок. Предмет Вашего тела (задница) произвела действия, изменения - она нагрелась. В этих температурных изменениях предмет-задница выступила субъектом взаимоотношения со вторым предметом песком, выступившим объектом взаимодействия. Ваша задница в собственных изменениях (при нагреве от горячего песка) воспроизвела чужую характеристику - нагретость, горячесть песка, то есть субъект (задница) воспроизвел в своих изменениях чужое, заимствованное у объекта-песка содержание, или Ваша задница отразила природу (такую характеристику как нагретость, горячесть) объекта-песка.
Взаимие подразумевает, что обе стороны проявляют действие. Теперь возьмем обратное отношение-действие. Предмет-песок в своих действиях, изменениях воспроизводит природу (содержание, характеристики) второго предмета взаимия. Теперь уже песок выступает в статусе субъекта, а задница в статусе объекта взаимия. Остывая под задницей, песок воспроизводит в собственных изменениях природу/характеристику объекта (задницы), сам выступая субъектом изменений. Здесь песок/субъект воспроизводит характеристику предмета-объекта-задницы - её относительной прохладности, отражает эту характеристику объекта-задницы. Также песок-субъект отражает в своих изменениях и такую заимствованную характеристику задницы-объекта как её форму.
В любом взаимодействии (взаимии) предметы одновременно-взаимно выступают по отношению друг к другу и объектами и субъектами в рамках отношения полярности субъект-объект.
Другой вопрос ёмкость, степень отражения предметами друг друга во взаимодействии. Это определяется уровнем организации предмета (то есть его природой). Чем более сложно-организован предмет, тем с большим разнообразием предметов он может вступать во взаимодействие, имея с ними общность, родство своей природы. Так человек может взаимодействовать с адекватным отражением природы предметов разных уровней организации их природы от физического до социального. Биологические предметы могут адекватно воспроизводить (отражать) в себе природу предметов физических, химических, биологических. Химические предметы адекватны предметам физическим и химическим, а физические предметы во всем "видят", воспроизводят только физическую природу.
ФШ.525
Повод: ссылка
Не обижайте субъектов!!! :)
Все-таки, я считаю, что нужно придерживаться традиционного понимания субъектов. То бишь, считать субъектом только того, кто обладает свободой воли. Человека или те объединения, что составлены из людей. Иначе произойдет полное смешение понятий. По этой причине, ни мою задницу, :), ни чью-то другую в подобных ситуациях, ни песок нельзя считать субъектами. Под тем предлогом, что они проявляют «активность» в смысле действия на другой предмет. Активность эта должна быть другая. Именно такая, которую проявляет человек.
Поэтому в ситуации с песком субъектом надо признавать не задницу оного и песок, а только самого хомо. Который, садясь на песок, ОЩУЩАЕТ и его тепло, и влажность, и охлаждение собственной попы. Если она горячее песка. От пляжного возбуждения. :)
Короче говоря, для того чтобы быть субъектом, объект должен проявлять не просто физическую активность (действовать на другой предмет при взаимии), но и активность другую. Интеллектуальную.
Субъект как понятие-причина взаимодействия.То есть по отношению к объекту, он действующая сторона.Это если мы рассматриваем Субъекта "вообще",как философскую категорию.А в каждом конечном, прикладном случае, действительно, обе стороны взаимодействия будут иметь свойства и того и другого, объекта и субъекта.Прежде чем о чём либо рассуждать, всегда надо отпределяться, есть это конкретные предметы, типа чья-то задница и песок(шкаф и полки), либо философские категории..:))
ZVS пишет:
Вы Лев, совершенно верно с Александром Леонидовичем мыслите о сущности субъекта. Так понимали еще в Древней Греции. И только с Декарта началось считаться, что субъектом является исключительно человек, что естественно ограничило мышление философов, их возможность правильно видеть природу. Антон Совет с его идеей существовования лишь взаимодействия и ничего более, не понимает сущности системы, не понимает формулы системы, где субъект воздействует на объект. При этом понятие воздействует есть разница взаимодействий пространственных границ субъекта и объекта системы. Например, президент и гражданин, Земля и Луна, человек и машина. Во всех этих взаимодействиях всегда доминирует субъект, управляет, задает движение объекту, почему мы и выделяем этот элемент системы, называя его субъектом.
ФШ.531
Повод: ссылка
О, горе, горе, горюшко горькое мне!!! Как многого я еще не понимаю!!!
А жизни там мало остается! Неужели так несмышленышем, неучем и Богу душу придется отдать?! :)))
Антон Иванович! Нет никаких причин для Вашего расстройства! Для Вас в Колесе сансары еще много-много-много возвращений рождений-воплощений на грешную землю. У Вас всё еще впереди! Радуйтесь!
Пермский пишет:
Да уж.
А я сразу вспомнил слова сержанта новобранцам:
-Ребята, у вас столько ещё впереди, что лучше бы вы и не родились.:))
"Как сказать голодному о вечности? Исходя из настоящего, он представит себе вечный голод…" (Агни Йога).
ФШ.533
Повод: ссылка
Леонидыч! Огромнейшее спасибо! А то я, уж, в черную хандру думал упасть. Зациклившись на одной-единственной жизнишке.
Антон Совет пишет:
О, горе, горе, горюшко горькое мне!!! Как многого я еще не понимаю!!!
А жизни там мало остается! Неужели так несмышленышем, неучем и Богу душу придется отдать?! :)))
Невозможно все охватить. Мы идем к истине через собственные ошибки и ошибки других. Чем Больше ошибок других людей, тем меньше совершать нам. А в этом вопросе Вы действительно мало что понимаете, не обижайтесь.
См. ФШ.526 - http://www.philosophystorm.ru/anton_sovet/4964 .