Догмы и аксиомы
-----------------------
По всем нашим представлениям, рационально всё то, что доказуемо.
А доказательства мы ведём что по проблемам натурального мира, так и по проблемам духовного.
Но основания, на чём строятся доказательства для этих миров, различны в своей сути.
И если для рационального мира этими основаниями являются аксиомы, утверждения которых, в доступных пределах, измеряемы и которым в соответствие можно поставить ЧИСЛО, либо конструктивно оправданы.
Тогда как в иррациональном мире этими основаниями являются не измеряемые (концептуальные) утверждения и принятые по соглашению и которые мы называем "догмами".
И по существу, рациональный мир - есть аксиоматический, а иррациональный - догматический.
Но в том, или в другом случае в основании строительства этих миров лежит гипотеза, найденная интуицией, либо откровением.
И если гипотеза рационального мира требует подтверждения экспериментом, тогда как гипотеза иррационального мира находит своё оправдание в целостности и непротиворечивости построенного на ней мира нашего духа.
Т.е. догмы в иррациональном мире выполняют ту же функцию, что и аксиомы в рациональном.
И именно это делает возможным строить доказательные суждения, что для одного, что и для другого миров в пространстве логики Аристотеля либо в её расширениях.
----------------------------------
Комментарии
Алла утверждает: -
Я знаю что такое "пир духа". А что такое "мир духа"? И чем отличается "мир моего духа" от "мира Вашего и нашего духа"?
Просьба к Вам. Не говорите, пожалуйста" на философской "фене", это когда говорят на иностранном языке с русской транскрипцией.
Вячеслав Митин
mitin_vm пишет:
Я знаю что такое "пир духа". А что такое "мир духа"? И чем отличается "мир моего духа" от "мира Вашего и нашего духа"?
Просьба к Вам. Не говорите, пожалуйста" на философской "фене", это когда говорят на иностранном языке с русской транскрипцией.
Вячеслав Митин
А что здесь особенного?
Рациональный мир состоит из материальных сущностей, а
Иррациональный мир построен нами из идей-абстракций: "Бог-Дьявол, Зло-Добро, конечное-бесконечное, материя-дух, абстрактное-конкретное, абсолютное-относительное и проч. парные идеомы-абстракции", а это и есть мир нашего духа.
д-Алле. Выправы как никогда. И догмы и аксиомы есть основания, "субстанции" для человеческого мышления, и есть нечто, что их объединяет - они есть абстракция.
В этом мире нет ничего иррационального, вне разума. Все алгоритмическое. И основания доказательств может быть адекватным или неадекватным и построено на очевидном, где в основе доказательства лежит непротиворечивость частей
Шадрин В.В. пишет:
Может быть и так, но во мне есть образы-представления, которые имеют свой источник из внешнего мира (например, Лошадь).
И в то же время во мне есть понятия (в смысле понимания), но во внешнем мире я их не нахожу, а, следовательно, во мне нет их образа-представления. (Например, Бог.)
И вполне очевидно, что Лошадь и Бог из различных миров. (Лошадь, Корова, Собака, Дом и проч., я, худо-бедно, могу разместить их в одной картинке (образе).
А разместить в одной картинке Лошадь и Зло, или Корову и Бога, у меня не получается.
У меня вообще нет картинок-образов: Зла-Добра, милосердия, справедливости, совести и проч., и проч.
Если они у Вас есть, то будьте любезны и расскажите мне как они выглядят, или, хотя бы нарисуйте их, ну, а если у Вас есть их фотографии и Вы их здесь разместите, то я буду просто счастлива.
Алла пишет:
У меня вообще нет картинок-образов: Зла-Добра, милосердия, справедливости, совести и проч., и проч.
Если они у Вас есть, то будьте любезны и расскажите мне как они выглядят.
Не лукавте - у вас есть эти самые кариенки-образы, вы прекрасно знаете как выглядят картинки-образы Добра-Зла, ненависти-любви и прч., если вам лень выходить на улицу, подойдите к окну или откройте семейный альбом или подойдите к зеркалу.
Доген пишет:
Не лукавте - у вас есть эти самые кариенки-образы, вы прекрасно знаете как выглядят картинки-образы Добра-Зла, ненависти-любви и прч., если вам лень выходить на улицу, подойдите к окну или откройте семейный альбом или подойдите к зеркалу.
Нет, не знаю.
Если Вы знаете, то нарисуйте мне образ Зла и самого Зла, а не его проявления.
Нет содержания (структуры), нет и формы.
д-Алле. Вы продолжаете лукавить ... но ваше лукавство от Лукавого-Змея и Евы, кои прекрасно поняли друг друга, не собьет с истинного пути рацио мужчины - вы знаете о чем речь.
Действия человека есть проявления его сущности -содержания-структуры, кои выражаются в палитре форм добра-зла, ненависти и любви ...
Человек есть источник счастья-несчастья в человеческом сообществе.
http://samlib.ru/s/shadrin_w/doc-20.shtml
Вот здесь есть принципы и направления мысли в нужную сторону и по Вашему вопросу . Что касается совести , то это сравнительный алгоритм
Эврика! Я Вас понял, "вычислил", Алла! По моему, правильно поставлен вопрос и утверждение о существенной разницы образа реальности и продукта словесного общения или представления в формате образа. Образно (на картинке в том числе) невозможно представить чувства и другую информацию, полученную на основе информационного общения людей. Это - абстракция третьего, а иногда и четвёртого уровня от реальности, и абстракция второго и третьего уровня от образной (вторичной) информации.
С уважением,
Вячеслав Митин