Судьба Алексея — наследника главы государства российского — до сих пор волнует не только в России, но и за границей. Многие помнят картину художника Николая Ге "Царь Пётр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе".
В чём же вина Алексея? Почему государь решил его убить?
11 ноября 2020 года историк и главный редактор журнала "Звезда" Яков Аркадьевич Гордин выступил с лекцией "Дело царевича Алексея, причина и последствия". Гордин считает, что царь решил избавиться от Алексея, потому что появились другие наследники. Существует версия, что Алексея после суда отравили, чтобы ускорить его кончину; согласно другой версии, его задушил Меншиков по приказу царя.
С большим вниманием слушал я выступление Якова Аркадьевича и думал о том, что история повторяется: опять всё те же проблемы наследования и сохранения власти любой ценой.
Многих волнует вопрос: ЗАЧЕМ же Алексей возвратился из-за границы в Россию, где его очевидно ждала неминуемая расправа и тюрьма?
В этом году 300 лет Российской империи. 2 ноября 1721 года царь Пётр I принял титул императора, провозгласив Россию империей. 8 февраля 1725 года император умер.
Личность Петра весьма неоднозначна. Некоторые предлагают брать пример с царя-реформатора, другие — проклинают за убийство собственного сына.
За что же Пётр I приговорил своего сына к смерти? Царевич Алексей жертва оговора или изменник?
В журнале "Дилетант" за ноябрь 2020 года подробно разбирается ситуация убийства царевича Алексея. Алексей Петрович стал жертвой собственной доверчивости и был предан любимой. От него отрёкся собственный отец, горячо любимая женщина и даже император Священной Римской империи.
Царь Пётр хотел видеть в своём сыне наследника и продолжателя своего дела. Но Алексей, на словах поддерживавший отца, не хотел воевать, строить корабли и прокладывать дороги. Алексей был весьма грамотным человеком, но учился лишь из-за страха перед отцом. Обучение было ему "зело противно, и чинил то с великою леностию". Однажды Алексей едва не прострелил себе руку, чтобы избежать экзамена по черчению.
Своему духовнику Алексей покаялся, что желает гибели отцу. Священник ответил: "Бог тебя простит; мы все желаем ему смерти".
"Какого злого нрава ты исполнен! – говорил Пётр сыну. – Сколь много за сие тебя бранивал и бивал, но всё даром, и ничего делать не хочешь, только б дома жить и им веселиться". "Или отмени свой нрав и нелицемерно удостой себя наследником, или будь монах. А буде того не учинишь, я с тобою как со злодеем поступлю".
Царевич так боялся своего отца, что решил сбежать от него за границу. План бегства Алексей вынашивал несколько лет. 26 сентября 1716 года царевич отправился в Копенгаген, якобы к своему отцу. Причиной послужил фактически ультиматум отца, который упрекал наследника "непотребного" за дурной нрав, лень и грозил лишить наследства "яко уда гангренного".
Вместе с царевичем из России в Вену отправилась его любовница Ефросинья. Во время побега в Европу Алексей пребывал в страхе погони и ареста. Царевич путал следы, менял имена, отрастил бороду, чтобы изменить внешность. Любовницу Ефросинью обрядил в мужское платье. В гостиницах царевич представлялся сначала русским офицером Кохановским, затем польским кавалером Кременецким.
Прибыв в Вену, царевич Алексей потребовал аудиенции у вице-канцлера Шёнборна. По воспоминаниям графа, царевич бегал по комнате и возбуждённо говорил: "Император должен спасти мою жизнь, обеспечить мои и детей моих права на престол. Отец хочет лишить меня и жизни, и короны. Я ни в чём пред ним не виноват, я ничего не сделал моему отцу. Здоровье моё с намерением расстроили пьянством. Теперь говорит мой отец, что я не гожусь ни для войны, ни для правления; у меня, однако ж, довольно ума, чтоб царствовать. Меня хотят постричь и заключить в монастырь, чтобы лишить прав и жизни. Я не хочу в монастырь".
Австрийский двор не хотел ссориться с российским государем, но и выдавать Алексея не хотел. Выдать — означало навлечь недовольство европейский соседей. Поэтому царевича решили спрятать тайно в Альпах в средневековой крепости Эренберг.
Иностранные державы, опасаясь усиления России, хотели использовать Алексея в заговоре против российского самодержца. В России у царя Петра было множество врагов среди представителей старинных родов и консервативного духовенства. Все они видели в царевиче Алексее, не разделявшем взгляды своего отца-реформатора, надежду сломить ненавистный режим Петра.
Однако эмиссары Петра сумели узнать, кто скрывается в замке Эренберг под чужим именем. Внешняя разведка была налажена хорошо. Как полноценная спецслужба она была создана именно благодаря инициативе Петра I. Царь издал ряд указов и ввёл повсеместное использование шифров для переписки. За границей появился штат работающих под прикрытием тайных российских представителей (профессиональных шпионов).
Царь неистово желал вернуть сбежавшего сына, который в руках европейских держав, мог стать ферзём в игре против России. Когда царь узнал, где скрывается его сын, Пётр написал письму Карлу VI: "Ежели он в ваших областях обретается тайно или явно, повелеть его ... к нам прислать, дабы мы его отечески исправить для его благосостояния могли".
Царь поручил вернуть сбежавшего наследника в Россию Александру Румянцеву и Петру Толстому. Пётр Андреевич Толстой был опытный дипломат и не гнушался никакими средствами.
Александр Румянцев выполнял самые сложные и рискованные задания, чем заслужил доверие царя.
Агенты царя, Толстой и Румянцев, должны были передать Алексею, если он не захочет возвращаться, слова отца: "мы за то его преслушание предадим его клятве отческой, також и церковной ... и вооружённою рукою цесаря к выдаче его принудим".
Поняв, что местонахождение его стало известно отцу, Алексей бежал в Неаполь. Но и там агенты царя нашли его. В сентябре 1717 года Толстой и Румянцев встретились с наследником русского престола и вручили письмо отца: "Всем есть известно, какое ты непослушание и презрение воли моей делал... Ушёл и отдался, яко изменник, под чужую протекцию ... чем какую обиду и досаду отцу своему и стыд отечеству своему учинил! Того ради посылаю ныне сие последнее к тебе, дабы ты по воле моей учинил, о чём тебе господин Толстой и Румянцев будут говорить и предлагать... Обещаю Богом и судом его, что никакого наказания тебе не будет <...> ежели воли моей послушаешь и возвратишься. Буде же сего не учинишь, то, яко отец, проклинаю тебя, вечно, а яко государь твой, за изменника объявляю..."
Алексей царю не поверил, и возвращаться на родину боялся. Но подкупленная агентами Ефросинья, убедила Алексея, что надо возвращаться в Россию и мириться с отцом. Пётр Толстой обещал, что при возвращении царевич сможет пожениться на Ефросиньи и жить с ней в деревне, как о том мечтал.
Угрозами и обманом удалось убедить Алексея вернуться на родину, и 31 января 1718 года он был доставлен в Москву.
3 февраля Пётр публично простил сына, а затем согласно манифесту объявил наследником престола своего младшего сына двухлетнего Петра, рождённого от второй супруги — Екатерины Алексеевны.
После оглашения манифеста для расследования "царевичева дела" была создана Тайная розыскных дел канцелярия. Царь лично составил 18 вопросов, на которые обязал сына ответить правдиво, а если солжёт, то лишится прощения.
Под страшными пытками Алесей пытался выгородить себя, свалить вину на других. Он назвал множество невиновных лиц, отчего у отца сложилось впечатление, что сын его соучастник масштабного антигосударственного заговора. Было задержано около полусотни человек, которых подвергли пыткам, выбивая признательные показания.
Ефросинья дала показания против Алексея, оговорив его, и тем самым став виновницей его гибели. Из показаний Ефросиньи: "Говорил царевич, что в русских войсках бунт и что это его весьма радует. Радовался всякий раз, когда слышал о смуте в России. Узнав, что младший царевич болен, благодарил Бога... Говорил, что "старых" всех переведёт и изберёт "новых" по своей воле. Что когда будет государем, то жить станет в Москве, Петербург оставит простым городом... Мечтал, что, может, отец его умрёт, тогда будет смута великая..."
За предательство Пётр Толстой обещал Ефросинье женить на ней своего сына и дать тысячу крестьянских дворов. Есть версия, что Ефросинья была завербована сразу после того, как сошлась с царевичем. Сам же Толстой за успешную операцию по возвращению Алексея в Россию был одарен поместьями и назначен главой Тайной канцелярии.
Ефросинья была следствием оправдана и даже получила вознаграждение в 3 тысячи рублей из денег, конфискованных у Алексея. Женщина, в которую царевич был страстно влюблён, называл её "маменькой", и на которой хотел жениться, оговорила его и предала за три тысячи рублей!
Отец обвинил сына, что тот "взял некую бездельную и работную девку и с оною жил явно беззаконно". Хотя сам царь жил с неграмотной женщиной из низов Екатериной Скавронской, которую в последствии сделал императрицей.
Царевич Алексей был женат на принцессе Шарлотте Кристине Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Шарлотта не вынесла измены мужа и умерла в 1715 году.
С 14-летней крепостной Ефросиньей Алексей сошёлся после пирушки. Девушка ему понравилась, он попросил уступить ему крепостную и стал жить с ней открыто. За время совместной жизни с царевичем, Ефросиньюшка скопила больше килограмма золота, почти четыре тысячи золотых червонцев, не считая украшений и драгоценной утвари.
Первая жена царя Петра I Евдокия Лопухина родила царевича Алексея в 1690 году. Евдокия была нелюбимой супругой. В 1694 году Пётр фактически разошёлся с женой. В 1698 году царь разлучил царицу с сыном и отправил в суздальский Покровский монастырь, где она была пострижена в монахини под именем Елена. Там она сошлась с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль по службе, и стала его любовницей. О связи этой узнали в 1718 году во время суда над царевичем.
Чтобы приговорить Глебова к смерти, следователи придумали его участие в заговоре. Как свидетельствовал мемуарист: "Майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскалённым железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чём не сознался". Посаженный на кол майор умирал 14 часов. Царь с интересом смотрел на его мучения.
Во время следствия по "царевичеву делу" на многих допросах царь присутствовал лично. Следствие пришло к выводу: "Обман его и ложь в повинной пред царским величеством" очевидны и не подлежат сомнению.
Поскольку Пётр публично пообещал простить сына, то не хотел вершить суд от своего имени. Для вынесения приговора Пётр создал особый суд из 127 высших сановников военных и гражданских.
"Где суд, там и неправда", – гласит русская пословица. – "Закон – что дышло: куда повернёшь – туда и вышло".
Царевича объявили изменником и заговорщиком. Судебный процесс над Алексеем был показательным для Европы и стал предупреждением для всей оппозиции в России.
По описанию голландского резидента де Би, во время суда "царевич с твёрдостью, которую в нём никогда не предполагали, сознался, что не только он хотел возбудить восстание во всей России, но что если царь захотел бы уничтожить всех соучастников его, то ему пришлось бы истребить всё население страны".
24 июня 1718 года суд постановил, что "царевич Алексей, за вышеобъявленые все вины свои и преступления главные против государя и отца своего, яко сын и подданный его величества, достоин смерти".
Но даже после вынесения судебного приговора царевича продолжали пытать. Последняя пытка состоялась утром 26 июня, а вечером царевич умер. По официальной версии Алексей скончался от апоплексического удара. Ему было 28 лет.
Есть версия, что царевича отравили, чтобы ускорить его кончину. Согласно другой версии, Алексея задушил Меншиков по приказу царя.
Деньги на похороны (414 рублей) были взяты не из госбюджета, а из средств, конфискованных у царевича. Траур не объявляли. Похоронен Алексей в Петропавловском соборе.
После объявления смерти царевича, пошли слухи, что царь мог и лично убить сына. Во всяком случае, он был на это способен. Ещё помнили, как Пётр лично отрубил голову пятерым восставшим стрельцам. Картина "Утро стрелецкой казни" об этом.
Швейцарский политик Гийом Ламберти, со слов некоего знатного русского, сообщал, что царь-де сам отрубил голову сыну. Чтобы скрыть следы убийства, девица Крамер будто бы так искусно пришила отрубленную голову к телу казнённого, что ничего не заметили.
Вскоре после смерти Алексея, Царь приехал посмотреть на казнь Марии Гамильтон. Царь недрогнувшей рукой брал в руки отрубленную голову своей бывшей любовницы, целовал в губы и рассказывал об анатомии.
В марте 1718 года в Москве прошли первые казни приговорённых по "царевичеву делу". Четверых колесовали, боярина Степана Глебова живого посадили на кол.
Количество публичных казней при власти Петра I было рекордным для династии Романовых.
В последние годы царствования Петра встал вопрос о престолонаследии: кто займёт трон после смерти императора.
От первой жены Евдокии Лопухиной у Петра было трое детей: Алексей (1690-1717), Александр (1691-1693), Павел (1693-1693).
От второй жены Екатерины Алексеевны у Петра было 8 детей: незаконнорождённая Екатерина (1707-1708), Анна (1708-1728), Елизавета (1710-1762), Наталья (1713-1715), Маргарита (1714-1715), Пётр (1715-1719), Павел (1717-1717), Наталья (1718-1725).
Объявленный при отречении Алексея Петровича наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич. Однако, если следовать обычаю и объявить наследником сына опального Алексея, то возбуждались надежды противников реформ вернуть старые порядки. А с другой стороны возникали опасения у соратников Петра, которые голосовали за казнь Алексея.
5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии, в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, и допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха. Указ был настолько необычен для русского общества, что пришлось его разъяснять и требовать согласия от подданных под присягой.
Петру нужен был человек, который бы продолжил начатое им дело, его преобразования. 7 (18) мая 1724 года Пётр короновал Екатерину императрицей и соправительницей. Однако спустя некоторое время заподозрил её в супружеской измене (дело Монса).
В последние годы царствования Пётр сильно болел (предположительно, почечнокаменная болезнь, осложнённая уремией). Спасая моряков во время наводнения в ноябре 1724 года Пётр застудил почки. 9 января 1725 года царь сильно перепил на застолье у своего денщика Василия Поспелова. Последовало кровоизлияние в левое полушарие головного мозга, спровоцировавшее обширный инсульт. Состояние больного осложнила непроходимость мочеточников, вызванная запущенным нефритом.
17 (28) января 1725 года Петру стало так худо, что он распорядился поставить в соседней со своей спальней комнатой походную церковь, а 22 января (2 февраля) исповедался.
27 января (7 февраля) 1725 года в исходе второго часа Пётр потребовал бумаги, начал было писать, но перо выпало из его рук; из написанного смогли разобрать только два слова: «Отдайте всё…».
В начале шестого часа утра 28 января (8 февраля) 1725 года Пётр Великий скончался в страшных мучениях. Смерть последовала от воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену на почве задержки мочи, вызванной сужением мочеиспускательного канала.
В архивах Военно-медицинского музея сохранились записи лекарей, которые донесли до нас фрагменты истории болезни "бомбардира Петра Михайлова".
С детства будущий государь проявлял гипертрофированную активность, не мог сосредоточиться на одной игре, требующей усидчивости и внимания. Ставили диагноз "вторичная паранойя и симптоматическая (локализованная) эпилепсия".
Пётр проявлял садистские наклонности в отношении своих приближённых и подданных. Пятерым стрельцам с удовольствием лично отрубил головы, и заставлял это делать своих сподвижников.
Ещё в юности Пётр пристрастился к спиртному, что людям с нарушениями нервной деятельности недопустимо. Регулярные запои вызвали нефрит почек и привели к циррозу печени.
Придворный лекарь Блюментрост докладывал о губительном воздействии климата Петербурга на состояние здоровья императора. У государя наблюдалась сильнейшая метеозависимость.
По утверждениям историков, болел Пётр и различными венерическими заболеваниями, которые привели и к расстройству психики. Видимо, болезни царя сказались на его буйном нраве и проводимой им политике.
Эпоха дворцовых переворотов, последовавших за смертью Петра, доказала непрочность созданной им системы абсолютной монархии, где всё решает воля императора, а не закон. Царь Пётр Первый построил систему власти, и сам стал её жертвой.
Власть – это жертвоприношение. Пётр совершил страшный грех – убил своего невиновного сына. И это не осталось без последствий. Грех сыноубийства, совершённый Иваном Грозным и Петром Первым, аукнулся спустя столетия. Пророчество монаха Авеля предрекало кровавую смерть последнему российскому императору.
Ребёнок всегда воспринимался как милость Божия. Но раз царь совершил смертный грех, то милости Божией не достоин. Своего сына Алексея Пётр убил, а родившийся от Екатерины I сын Пётр умер во младенчестве. Пётр не смог передать власть как хотел, он вообще никому не смог передать власть, написав лишь "отдайте всё..."
Вслед за Иваном Грозным царь Пётр Алексеевич мог бы повторить: «Может, я и грешник по делам-то своим, как человек-то я и грешник, но как царь-то я праведен!»
Признанный знаток истории петровской эпохи доктор исторических наук, профессор Евгений Викторович Анисимов выступил в 2010 году на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета с докладом «Пётр Первый: добрый или злой гений русской истории?».
Профессор Анисимов в целом характеризует эпоху Петра так: «Русская трагедия идёт на фоне европейских декораций».
Я ЗАДАЛ ВОПРОС Е.В.Анисимову: Пётр своими реформами доказал, что единственно возможным путём развития России может быть только западный путь. Каково сегодня соотношение между общемировой тенденцией развития и национальными особенностями?
Профессор Анисимов Е.В. ответил:
– Мы принадлежим к европейской цивилизации. Нужно прекратить бодаться с Западом, иначе нас постигнет судьба Византии.
«Когда ты в Европе, то чувствуешь себя азиатом, а когда в Азии – европейцем».
Профессор Анисимов Е.В. считает, что следует рассматривать реформы Петра Первого с двух сторон. С одной стороны, реформы Петра были исторически неизбежны, поскольку в России был системный кризис, экономическое отставание, не было даже серебра для чеканки денег. Церковный и династический раскол привёл к противостоянию в обществе. Россию преследовали непрерывные военные поражения. Международный престиж России был как никогда низок. Шведы смеялись над русскими послами, требовавшими вернуть по справедливости берега Невы, исконно принадлежавшие русским.
Я ЗАДАЛ ВОПРОС Е.В.Анисимову: Существует тайна смерти Петра Великого. Царь умер в результате политического заговора или от собственных болезней?
Профессор Анисимов Е.В. ответил:
– Пётр умер от последствий венерических болезней, которыми болел постоянно. У Петра был гарем. Жена Екатерина поставляла Петру девок. Пётр сожительствовал и с Меншиковым, и с денщиками...
– Чем Пётр отличается от Сталина и Ивана Грозного?
– Сталин и Грозный не «западники». Общее в том, что в России цены человеку нет; человек это «материал», «лагерная пыль». Но Пётр не был тираном.
Личность Петра Первого и его реформы крайне противоречивы. Пётр не сделал в стране самого главного: не отменил крепостного права. Временные улучшения в настоящем обрекли Россию на кризис в будущем.
Россия, благодаря Петру, стала вровень с развитыми европейскими державами, обладая грандиозным военным могуществом.
Но ради чего это грандиозное военное могущество?
Северная война стоила 500 тысяч человек из 12 миллионов населения. Но 87% составляли не боевые потери; люди гибли из-за голода и болезней.
После смерти царя построенный Петром гнил в пресной воде Петербурга.
Но при этом было уничтожено понятие свободный вольный человек. Все были де-юре «рабы» царя. В одном из Указов сказано: «Вольных нынче в России нет». 96% рабочих в уральской промышленности крепостные. 98% заказов шли на оборону. Была введена система паспортов.
Понятие свободы личности и интеллигентности пошло от Петра. Но при этом ни одного человека по-настоящему свободного не было. Зато было жестокое полицейское государство. Государственное насилие осуществлялось во всех формах. Прогресс был через насилие!
Царю Петру Первому ставят в вину следующее:
— ввёл курение, употребление алкоголя и кофе; Пётр приказал выкатывать на площадь бочки с вином и бесплатно поить горожан;
— разгромил русское самоуправление и заменил его бюрократическим аппаратом инородцев, которые привезли в Россию воровство, разврат и пьянство, и усиленно его здесь насаждали;
— повелел все русские летописи свезти в Петербург, а затем, как и Филарет, приказал их сжечь. Призвал немецких «профессоров» написать совершенно другую русскую историю».
— уничтожил древнерусский календарь, "омолодив" нашу цивилизацию как минимум на 5503 года;
— разгромил духовенство, отменил патриаршество и ввёл Синод;
— Пётр заставлял священников присягать, что они будут разглашать тайну исповеди, если в исповеди будет признание о преступлении.
— Старообрядцев тайно душили в Петропавловской крепости и спускали под лёд.
На Международном Книжном салоне в Петербурге 26 мая 2016 года состоялась дискуссия о роли царя Петра Первого в истории. Русская православная церковь до сих пор неоднозначно относится к петровским реформам. Священник Алексей Мороз весьма категорично оценивает реформы Петра Великого, создание Синода и устранение патриаршества.
Пётр был не только жесток, но и скор на расправу. Для пыток предпочитал кнут, сам часто присутствовал на допросах с пытками. Пётр мог избить провинившегося до крови своей прочной тростью или дубинкой, которую всегда держал под рукой. При этом не имели значения ни звания, ни титулы провинившегося. Попадало от царя и светлейшему князю Меншикову (за расхищение казны), и генерал-полицмейстеру Антону Дивиеру (за небрежение к мостам), и многим другим.
Немецкий путешественник Адам Олеарий, дважды посетивший Русь в первой половине XVII века, писал: "...русские по природе жестокосердны и как бы рождены для рабства, их и приходится держать постоянно под жёстким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам. Никакого недовольства они при этом не выказывают, так как положение их требует подобного с ними обхождения, и они к нему привыкли".
А.С.Пушкин, автор поэмы "Медный всадник", высоко ценивший деяния "царя-плотника", признавал, что его указы были "жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".
Лев Толстой в черновиках к рассказу «Николай Палкин» даёт такую характеристику Петра Великого. (ПСС, М., 1936 г. том 26, с.568).
«Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь, 1/4 столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий – ящиком с водкой славить Христа, т.е. ругаться над верою, коронует блядь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейства, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему».
Допустимо ли для правителей ради сохранения власти преступать законы моральные и человеческие, а также законы юридические, ими же самими установленные?
«Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры. Чтобы прийти к власти, надо обещать всё, что народ хочет. Такова логика власти! Без обмана во власти не обойтись. Необходимо, чтобы люди верили. Власть даже обязана врать! Когда невозможно убедить, необходимо заставить поверить! Власть требует, как держать слово, так и отступать от него. Всё обман, права только сила. Любое насилие и любой обман во имя нации есть благо. Надо создавать видимость перемен, чтобы народ верил, верил в лучшее будущее и терпел! Люди хотят перемен, хотя по большому счету они им не нужны. Ничего по существу не меняется, потому что изменить по сути ничего невозможно. Элита хочет выжить и меняет лидера на противоположного, создавая видимость перемен. ... Власть – это жертвоприношение».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
10 июня 2016 года я участвовал в работе VIII Международного Петровского конгресса, который проходил в Эрмитажном театре Зимнего дворца. Учёным, горожанам и гостям Петербурга я задавал вопрос: действительно ли царь Пётр Первый – Великий?
P.S. Данная статья создавалась задолго до известных событий, связанных с возвращением Алексея из-за границы и судом над ним. Исторические параллели удивили меня самого. Видимо, прав Гегель в том, что история повторяется: однажды как трагедия и ещё раз как фарс...
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь
ГОРДИН О СУДЬБЕ АЛЕКСЕЯ И ПЕТРА
11 ноября 2020 года Я.А.Гордин выступил с лекцией "Дело царевича Алексея, причина и последствия" в библиотеке Лермонтова в Петербурге
ПЁТР ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ
Мнение учёных, горожан и гостей Петербурга об императора Петре I.
https://www.youtube.com/watch?v=R-MiCFRWzyQ&feature=youtu.be
АНИСИМОВ О СТРАХЕ В РОССИИ
17.05.2019 д.ист.н. профессор Е.В.Анисимов на конференции "Антропология страха" выступил с докладом «Страхи человека в Тайной канцелярии XVIII века».
https://www.youtube.com/watch?v=43tfjHcgMwE&feature=youtu.be
СВ.АЛЕКСЕЙ МОРОЗ О ЦАРЕ ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ
Священник Алексей Мороз о царе Петре Великом 26 мая 2016 года на Книжном салоне Санкт-Петербурга
https://www.youtube.com/watch?v=8krjF2cvsvI&feature=youtu.be
ТРАВИН О ПЕТРЕ ПЕРВОМ
14.11.2018 Дмитрий Травин выступил в информационном агентстве Росбалт с очередной лекцией цикла "Почему Россия отстала" о царе Петре Первом.
https://www.youtube.com/watch?v=TyxOPEwr5Rw&feature=youtu.be
А по Вашему мнению, АЛЕКСЕЙ – ЖЕРТВА ВЛАСТИ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Комментарии
я думал тема про Навального
Это и есть про Навального. Историческая аллюзия. Но вот не доказано, что Навальный - сын Путина.
Вы не ошиблись с разделом в своей исторической публикации?
Это вопрос о ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. Если такова есть...
Неплохо было бы сначала выяснить есть ли такая..
Есть хорошие фильмы на эту тему:
1. Царь https://www.kinopoisk.ru/film/407285/ Думаю, что фильм пророческий и вовсе не об Иване Грозном, а о нашей опричнине
2. Полет над гнездом кукушки
3. Побег из Шошенка
Давно пора всех монархов вывести на чистую воду и стряхнуть пыль и лапшу с ушей православного народа.
Александр Блок.
Аналогия также, но покруче:
Вернер, 4 Октябрь, 2020 - 14:28
http://philosophystorm.ru/shadrin_v_v/2624#comment-439010
Вернер, 4 Октябрь, 2020 - 14:28, ссылка
Источник Байкала
В год 2020 октября 4
БЛАГОВЕСТИЕ
Алексей родился в семье военного. Сызмальства не переносил он несправедливость.
Возмужав и окрепнув Алексей стал разоблачать фарисеев, окруживших себя теле-шутами и сатрапами в погонах и без.
Маски были сорваны, обнажилась воровская сущность прикрывающихся патриотизмом фарисеев (врагов народа).
В исступлении и предвидении близкого конца враги народа прибегли к поддержке сиволапого сброда (моральных уродов). Распни его, распни! кричал сброд.
Алексея отравили.
Но люди доброй воли в Омске и Шаритэ воскресили Алексея.
Теперь мы вместе с Алексеем, можем довести до конца начатое им.
Да одолеют разумные, креативные и смелые люди доброй воли неразумных, жадных и наглых фарисеев.
Аминь.