Экономические трактаты и статьи — в большинстве своём — представляют экономику, как некую объективную субстанцию — как физику, химию — то есть нечто, существующее помимо человека (хотя и в связи с ним) и изучаемое человеком — в то время как экономика — всего лишь производная деятельности человека, и выбрасывать интересы огромных слоёв населения из сущности рассуждений о ней также нелепо, как , к примеру, охотиться в зоопарке, или на основании филологического анализа с пустым щеголяньем терминами судить о качестве стихотворения.
Отсюда убеждение, что нравственная экономика невозможна по сути — мол, пряников не хватает на всех; с кнутом же всегда дело обстоит лучше.
В то время, как суть экономики — суть, каковой она должна быть, суть в приближении к идеалу — сделать достойным существование всех людей, всех, сколько их не будь, вне деления на классы, прослойки и проч., обеспечить им сносное материальное существование ради необходимейшего духовного роста и умного творчества всякого.
Узел завязан крепко — сложно представить нувориша, обеспокоенного жизнью сограждан — если только это не сулит ему новые барыши; и в ближайшее время вряд ли придётся стать свидетелями экономического чуда — не в смысле процветания производств, а в сфере экономики взаимопомощи, экономики, организованной умно и щедро.
К примеру, так называемая «жёлтая пресса» — казалось бы, нет ничего проще устранить этот мерзкий поток пустых сплетен и пересудов: любой компетентный совет психологов, собранный на правительственном уровне даст заключении о вреде оной прессы, вреде, наносимом ею душам сограждан, забивающей их мозги галиматьёй...а дальше — нет, не надо никаких репрессий, просто следует принять закон — об огромном, разорительном штрафе за публикацию информации о частной жизни так называемых «звёзд» ( подлинные звёзды человечества — Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, — так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков). Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги — пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. — на издание налагается огромный штраф.
Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но...дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных свободах и проч.
Пронизать экономику нравственным пафосом, осветлить её светом взаимопомощи и состраданья — дело не прагматиков, всегда стоящих у власти — и значит, увы, дело не сегодняшнего дня, но утверждать, что нравственная экономика невозможно вовсе так же нелепо, как имея множество свидетельств существования иных миров и жизни после смерти продолжать утверждать, что жизнь наша — короткий отрезок между двумя потоками тьмы, и делать из этого вывод — Бери от жизни всё!
Комментарии
"Люди ничему не верят так твёрдо, как тому, о чём они меньше всего знают."
С большой вероятностью можно говорить о том, что экономика, основанная на здоровой морали была в начале индустриализации. У нее были абсолютно рациональные посылы: облегчение тяжёлого труда и создание достаточного пропитания. Как только целью стала прибыль, тем более в форме эквивалента, так и появилось стремление получать её любыми средствами. Всякий раз, когда, например, после катастроф или войн, деньги теряют свой смысл, тогда экономика обретает нравственность. Нравственность всегда ниже морали, и подмена второго первым является одним из способов манипуляции обществом. Мораль должна задавать, возможно, недосягаемые ориентиры, чтобы нравы высвечивались своим несовершенством. Противоречие как условие совершенствования.
to deutsch
«Как только целью стала прибыль, тем более в форме эквивалента, так и появилось стремление получать её любыми средствами»
У капитализма всегда целью была прибыль. И всегда было стремление получать её любыми средствами.
Если вы посадите в своем саду терн, то сможете с удовольствием пить чай в его тени. Но когда он начнет распространяться по всему саду, ваше отношение к нему изменится, хотя сущность терна не изменилась. Также и капитализм был терпимым, когда приносил дивиденды, тем более что он имел в начале ресурс для своего улучшения.
«Нравственность всегда ниже морали…»
Уверяю Вас «нравственность» это просто перевод слова «мораль». «o tempora, o mores!» = «о времена, о нравы!»
Корвин пишет:
У капитализма всегда целью была прибыль. И всегда было стремление получать её любыми средствами.
Приезжайте в Германию, я покажу Вам образцы возврата прибыли обществу или сообществу еще в начале 20 века. Или хотя бы посмотрите мои альбомы "Старые кёльнские заводы" и "Старые рабочие посёлки". Первый альбом: http://fotki.yandex.ru/users/mar64079760/album/35989/?&p=1
, второй там же в списке альбомов.
Корвин пишет:
капитализм был терпимым, когда приносил дивиденды, тем более что он имел в начале ресурс для своего улучшения.
Ну, да. Он и сейчас приносит дивиденты, только кому и за счёт чего?
Корвин пишет:
«Нравственность всегда ниже морали…»
Уверяю Вас «нравственность» это просто перевод слова «мораль». «o tempora, o mores!» = «о времена, о нравы!»
Не соглашусь, а с "переводом" - точно нет. Мораль читается с кафедры, а нравы процветают в среде. Мораль - это идеал, а нравы - это реальные взаимоотношения в обществе, которые, согласно первоисточнику, определяются уровнем развития базиса. Влиянием нравов на базис можно пренебречь, не так с моралью, она, пожалуй, помощнее.
На идее народного капитализма был построен фашизм. По моим сведениям ограничивая цены на сельхозпродукцию в интересах народа фашисты разорили сельское хозяйство. Отон говорил, что если он не станет императором, то ему все равно где погибнуть – от врага в сражении или от кредиторов на форуме. Также и для них война стала неизбежной.
Это что-то новенькое. Принято считать, что фашизм построен на мелкобуржуазном шовинизме, а в Германии на националсоциализме. С сельским хозяйством, точнее с фермерством вопрос пока никто не оспаривал, а именно банки зажали кредиты под нереальные проценты. Отсюда и антисемитизм. Отон (который из них?) к наци не имеет никакого отношения, не дожил бедняга какую-нибудь тысячу лет.