Может ли философия?
(из доклада «Принцип неопределенного будущего. Диалектика развития»
на 10-х Ильенковских чтениях 24-25 апреля 2008 г.)
Явным или неявным фундаментом любого раздела экономической теории являются описание экономического поведения человека (как самостоятельного экономического субъекта и как элемента других экономических субъектов).
Это описание должна была дать теория полезности. Экономисты более полувека пытались построить эту теорию. Однако Нобелевский лауреат Дэниэл Канеман и Ричард Талер в 2005 году вынуждены были констатировать: «Множество современных вызовов теории полезности, начиная с парадокса Алле … продемонстрировало несовместимость предпочтений» (http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=870494)
Может ли философия доказать, что экономика идет по тупиковому пути?
Анализ показывает, что большинство парадоксов и проблем, которые не смогла разрешить экономика, имеют по 2 общие черты. В этих парадоксах сравниваются ситуации:
1) качественно разные (например, риск и гарантия)
2) количественно близкие (например, 99% и 100%)
Принцип неопределенного будущего выявляет третью общую черту этих парадоксов и проблем:
3) в них не учитываются шумы и другие неопределенности, величина которых имеет порядок и даже превышает количественную разницу между сравниваемыми ситуациями (например, шум=5% > 1%=100%-99%)
Для наглядности рассмотрим максимально упрощенно следующий пример. Что предпочтительнее:
А. $99 с вероятностью 100% (гарантия)
или
Б. $100 с вероятностью 99% (риск).
Средние величины выигрыша в обоих случаях равны $99 и в точности равны друг другу. Однако, многочисленные эксперименты однозначно показывают, что подавляющее большинство людей в этом случае предпочитает гарантию (А).
Итак, две качественно разные ситуации количественно равны друг другу (без учета шумов).
Очевидно, что при шуме 5% нельзя получить среднюю величину вероятности ни 99% для ситуации риска ни 100% для ситуации гарантии. Шум будет понижать среднюю величину вероятности для обеих ситуаций. Но очевидно и то, что, например, для организатора этих ситуаций за нарушение гарантии придется отвечать, а нарушение при риске безнаказанно.
(Более полные доказательства см. напр. в «Принцип неопределенного будущего и его применения» и «Уравнение прогнозирования» на http://www.harin.ru/site.php#me)
Следовательно, для качественно разных ситуаций, это количественное понижение будет разным. Парадокс разрешен.
Возможно, для того, чтобы доказать, что экономика идет по тупиковому пути, философии достаточно обобщить анализ этого эксперимента.
Комментарии
Вы несовсем понимаете природу философии. Ее доказательства не могут носить обязательный-принудительный характер как доказательства науки. И, касательно философии более правильным будет использовать понятие аргументации,т.к. она обосновывает, но если что-то докажет, то это нечто перейдет в разряд науки.