Сначала изложим кратко логику Фихте в «Основах общего наукоучения» параграф 1:
1.Пункт 1-2: Рассматриваем эмпирическое я (эмпирическое сознание), в нем находим логический закон тождества А=А как нечто по форме безусловное и достоверное. Это факт эмпирического сознания (т.е. сознания Фихте и нас читателей). По содержанию А=А обусловлено, поскольку «что есть А?» и «если ли А?» из самого положения никак не следует. Саму необходимую форму связи А=А обозначаем Х.
2.Пункт 3: Задается задача – что является условием того, что А существует?
3.Пункт 3а)-с): Доказывается, что условием существования А является Я. Я полагает А и благодаря этому полаганию А существует.
4.Пункт 4. На основе пункта 3а)-с) делается вывод, что Х есть «Я=Я». Остановимся здесь подробнее. Переход от А=А к Я=Я в самом тексте не прояснен. Действительно, согласно 3а) Х полагается в Я и посредством Я, поскольку об А=А судит Я, т.е. наше начальное эмпирическое сознание. Безусловность Х гарантирует, что оно дано Я самим же Я. Иначе говоря, Я полагает в себе Х. Согласно 3b), если Х полагается в Я, то и А как участвующее в связи Х также полагается в Я. Согласно Зс) Оба А, стоящие в А=А полагаются в Я, но А справа (субъект) полагается безусловно, а А слева (предикат) полагается при условии полагания А справа. И далее, в пункте 4. мы получаем Я=Я на том основании, что Я есть нечто себе равное, всегда остается одним и тем же. Здесь зияет явная лакуна. О ней позже.
5.Пункт 5: Производится переход от «Я=Я» к «Я есмь». Логика следующая, если А=А было безусловным и достоверным только по форме, то Я=Я достоверно и безусловно и по форме и по содержанию. Следуя логике 3а)-с) указанный переход можно продемонстрировать следующим образом: 1) об Я=Я судит эмпирическое сознание, т.е. Я. 2) следовательно Я полагается в Я и посредством Я. 3) Но полагание Я в Я и означает, что Я есмь.
6.Пункт 6: Делаются глобальные выводы из полученного положения «Я есмь», а именно – 1) оно безусловное и достоверное положение, основанное только на самом себе; 2) чистая деятельность, вне эмпирических условий (т.е. деятельность чистого сознания, или Абсолютного Я, а не только эмпирического); 3) «Я есмь», точнее его форма «Я=Я» есть равенство действия и его продукта, есть искомое дело-действие, которое к тому же единственно возможное для Я.
7.Пункт 7: дается подсказка как в пункте 4. совершен переход от А=А к Я=Я. Логика следующая: В Я=Я, Я на месте субъекта есть «Я безусловно полагаемое», а Я на месте предиката «сущее Я». У нас было А=А, где А на месте субъекта безусловно полагаемое в «Я безусловно полагаемом», а А на месте предиката есть А находимое в «сущем Я». Если А=А, то и Я=Я, поскольку А принадлежит Я.
(1) Верно ли ставить «сущее Я» на месте предиката? (Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять определения данные в примечании к пункту 7а). Вообще это примечание дает ключ к пониманию всего рассуждения Фихте в первом параграфе).
8.Пункт 7а): Собственно, с этого пункта возникают вожделенные проблемы. Пусть в Я=Я, первое Я есть безусловно полагаемое Я, а второе - сущее Я.
(2)Из таких определений, как пишет Фихте, следует, что «Я есть потому, что оно положило себя». Верное ли это заключение из указанных определений?
9.Пункт 7b): Из указанных определений необходимо следует, что, как пишет Фихте, «Я полагает себя самого потому, что оно есть». Иначе говоря, если Я есть, то Я полагает себя.
(3)Фихте считает, что это положение обратно тому, что указано во (2) вопросе и совершенно ему равно. Так ли это?
10) Пункт 7b) Дается «объяснение» Абсолютного субъекта – как такое бытие, сущность которого состоит единственно в полагании себя как сущего.
11) Пункт 8: Вводится новое отношение - «бытие для Я». Вот действительно трудное место: «Если Я есть лишь постольку, поскольку оно себя полагает, то оно есть также лишь для полагающего и полагает лишь для сущего. – Я есть для Я».
Здесь возможны варианты понимания в зависимости от того, как понимать сущее и полагающее Я.
(4)Можете ли Вы продемонстрировать различное понимание этой цитаты?
12)Пункт 9-10: Делаются последние выводы: полагающее само себя Я = сущему Я как в отношении формы («Я есмь безусловно, потому что Я есмь»), так и содержания («Я есмь безусловно то, что Я есмь». В обоих случаях для Я.
(5)Что означает эта добавка в тексте Фихте: «В обоих случаях для Я». Для какого Я?
13)Отдельным разделом доказывается как из полученного первого основоположения (Я=Я) доказывается основоположение логики (закон тождества) А=А. «Доказательство: А есть А потому, что Я, которым положено было А, равно тому, в котором оно положено».
(6)Это доказательство обратно или нет тому, в котором мы от А=А переходили к Я=Я?
Комментарии
(6) Нет, т.к. А не полагает, а только полагается.
Dixi, Actuspurus
1. Но ведь в одном случае, мы двигались от А=А к Я=Я: если А=А, то верно Я=Я, а в другом - в обратном направлении: если Я=Я, то верно А=А? Кажется здесь симметрия? По-видимому нет.
2. Основа первого и второго доказательства в том, что А положено в Я. И Ваше отличие верно, но следует еще уточнение - ведь, переход "если А=А, то Я=Я" - есть индукция (от частного к общему), которая в общем случае обосновывает только то, что для тех А, для которых верно А=А, верно и Я=Я. Когда же мы доказываем, что утверждение "из Я=Я следует А=А", то это дедукция (от общего к частному), для всех возможных А.
Не знаю как кто, но я А=А воспринимаю не как тождество, а как принцип описания объекта, т.е. отвечает не на вопрос «что есть А?», а на вопрос «как сказать, что есть А?».
В принципе возможно существование А без существования Я. Среди людей и животных такого не будет, но среди машин такое возможно, например, системы охраны (при отсутствии самоконтроля).
Dixi, Actuspurus
1. А=А сам Фихте называет законом тождества, взятым из общей логики. Другое дело, что А=А это также может описывать и объект. Собственно логика Фихте здесь такая - берем закон тождества в форме которого никто не будет сомневаться и находим условия при котором и его содержание - сохранение А себе самому будет верно. Такое условие есть Я, которое остается себе равным, является вообще некоторым единством.
2. Вы пытаетесь противопоставлять свою точку зрения Фихтевской, а дело идет о том, чтобы понять Фихте. Согласно Фихте все субъективно, ко всему мы неизбежно примысливаем некоторый субъект. Вообще говоря, верно будет сказать, что нечто (какой-нибудь новый сейчас неизвестный объект) существует также и сам по себе, вне свидетельства конкретного сознания о нем, но его существование невозможно представить, не примысливая некоторое сознание, пусть гипотетическое, которое его бытие удостоверяет. Я есть неотъемлемое условие любой данности.
Когда разговор идёт о субъекте и предикате, то это - явно описание.
Это противоречит практике (очевидности).
Это дело я уже бросил, для этого надо иметь возможность поговорить с самим Фихте. Максимум – это понять то, как Вы понимаете Фихте.
Давайте несколько уточним это: субъективна действительность, все наши знания основаны на действительности и описывают её (кроме знания о бытии реальности).
И незачем примысливать этот субъект – это и является ошибкой. Мы сообщаем друг другу знания – описание своей субъективной действительности, наличие субъекта подразумевается.
Это «Я» - вещь, его нет в действительности, т.е. оно принципиально не может быть описано.
Мне кажутся понятными термины "Я полагающее"
(="Я-субъект") и "Я положенное" (="Я-объект").
Формула Я=Я утверждает их тождественность. Правильно ли я понимаю, что "Я
полагаемое" - это по смыслу "Я
положенное" (="Я объект"), а "Я сущее" - это по смыслу
"Я полагающее" (="Я-субъект").
Эту формулу я бы упростил-истолковал так: поскольку есть
образ, то есть и тот чей это образ. Иными словами: в этой формуле первое Я
имеется в виду полагающее Я, а второе Я имеется в виду положенное Я.
А эту формулу я бы упростил-истолковал так: вещь-в-себе
тождественна своему образу. Иными словами: полагающее Я (действующее, сущее Я)
тождественно положенному Я (Я-объекту, Я-данному).
В обоих формулах на месте логического субъекта стоит
Я-субъект, полагающее Я. Потому что оно нам ещё не известно, мы ещё лишь судим
о нём. А вот известное нам, т.е. тот образец который мы прикладываем к предмету
суждения, чтобы судить о нём - это данное нам Я, т.е. образ нашего Я.
Dixi, Actuspurus
1. Соотношение Я полагающего, Я полагаемого и Я сущего действительно существенно для понимания Фихте. Вот мои соображения:
2. Фихте отождествляет Я полагающее=Я полагаемому и отличает его от Я сущего: "Далее, полагающее себя само Я и сущее Я совершенно равны друг другу..." (парагр. 1, п.9) В этой цитате, "Полагающее само себя Я" можно понять как единство Я-полагающего и Я-полагаемого. А сущее Я отлично от них, хотя в итоге и отождествлено.
3. В то же время Фихте пишет: "Если Я есть лишь постольку, поскольку оно себя полагает, то оно есть также лишь для полагающего и полагает лишь для сущего. - Я есть для Я." (парагр.1 п.8) Здесь опять полагающее Я различено с сущим Я - полагает одно Я - полагающее, для другого - сущего.
4. Примем во внимание правило - "то, что отождествляется различено." Если Фихте отождествляет в итоге все виды Я, то это не означает, что они не были по смыслу сначала различены. Я думаю ситуация здесь такая: для Фихте "полагаемое Я"="полагающему Я" принципиально. Это существенный момент, ведь Я - это не вещь, его нельзя схватить как объект, например, как А. Я может только себя актуализировать в рефлексии - это и есть способ каким оно делает себя предметом. Поэтому Я полагающее =Я полагаемое, точнее Я полагает само себя. Нет никакого отдельного Я полагаемого как объект. В действии полагания себя - Я есть "субъект-объект" как пишет Фихте, где субъект и объект невозможно разорвать, они слиты в едином акте актуализации, т.е. рефлексии, самосознания.
5. Другое дело Я сущее. Я думаю здесь дело обстоит следующим образом: У нас первое основоположение записывается в двух формах "Я=Я" и "Я есмь". Я=Я есть форма самосознания, т.е. Я полагающее само себя. А форма "Я есмь" говорит о сущем Я. Видимо сущее Я есть Я, для которого Я полагает. Собственно, из приведенной мной цитаты (параграф 1, п. 8) именно это и следует. Но как это понять, зачем вообще столько Я?
6. Насколько я понимаю Фихте, он различает Я в целях различения моментов самой рефлексии. В самом деле, Фихте везде говорит о единстве сознания, а сам расписывает большое количество разных Я. Я думаю, что дело здесь в следующем. Различая Я Фихте различает стороны, моменты самого Я. Например, Я полагает - это полагающая сторона Я, Я есмь - это экзистенциальная сторона Я, Я полагается - это полагаемая сторона Я. Иначе говоря, в целях описания Фихте различные моменты самого Я делает отдельными Я, чтобы показать как происходит отождествление. Ведь Фихте хочет выводить, а это невозможно, если везде говорить об одном и том же Я. Сначала следует различить моменты Я, а потом доказать из тождество - вот логика вывода.
Dixi, Actuspurus
Продолжение:
1. Использовать здесь термин "образ" все-таки не корректно. Ведь речь идет не о созерцании себя, а о сознавании. Само-сознание, т.е. знание себя есть простое обращение к себе - без того, чтобы знать о себе как о многообразном содержании, личности и т.д. Вообще термин "Я" у Фихте есть указатель на себя. Ведь говоря "Я" я просто указываю на себя. Возможно Вы имели в виду, что Я как "вещь в себе" тождественна своему явлению. Это будет терминологически точно.
2. Также некорректно говорить об "образце" как если бы речь шла о платоновской идее. Скорее, наше с Вами Я есть способ каким мы можем проверить высказывания Фихте на собственном опыте рефлексии. Наше Я не образец, а эмпирическое Я, для которого должны быть верны все высказывания о Я.
3. В формуле «Я есмь безусловно, потому что Я есмь» верно будет сказать, что первое Я есть полагающее Я, но мне кажется второе Я есть сущее Я. Вы отождествляете, Я полагающее= Я сущее и отличаете их от Я полагаемое, как если бы Я раздвоилось на субъект и объект. Это недопустимо. Как Фихте пишет Я есть неразделимое субъект-объект, а значит Я полагающее=Я полагаемому. И сама формула, как мне кажется, истолковывается так: Я полагающее=полагаемому есть Я сущее. Иначе говоря, все Я есть.
4. Формула «Я есмь безусловно то, что Я есмь» - это та же предыдущая формула, но с акцентом на содержание. Иначе говоря, все Я есть единое Я.
5. Мне кажется, сложность в понимании Фихте в том, что у него не двучленное отношение Я полагающее и Я полагаемое, а трехчленное - к этим двум Я еще одно свидетельствующее Я (Эту позицию занимает то эмпирическое Я, т.е. наше с Вами, то Абсолютное Я), которое исследует их отношение. Все эти Я, конечно, одно и то же Я в разные моменты, но для целей исследования они различены. Ведь для Фихте принципиально важно, что у каждого момента Я есть свой "свидетель" - то Я с позиции которого дан конкретный момент Я.
6. Я для себя достоверно безусловно, поэтому Я знает себя и нет такой ситуации, что оно о себе еще только узнает. Субъект и предикат в высказываниях о Я у Фихте постоянно меняются местами, согласно формуле Я=Я. И это не случайно. Формула Я=Я не есть просто субъектно-предикатный тип высказывания, а фиксация отношения различных моментов Я. Но в целях рассуждения, иногда нам удобно эти Я справа и Я слева отличать, чтобы потом отождествить.
С одной стороны, да, можно согласиться с такой трактовкой. А
с другой стороны, если исходить из соображения не умножать сущности и
попытаться всё-таки ограничиться двумя Я, то я бы отождествил Я-свидетеля с
полагающим Я. Потому что, так мне представляется, воспринимать что-то (=свидетельствовать
чему-то) - это ведь по сути то же, что и полагать это что-то.
Воспринимаю=полагаю.
(5)Что означает эта добавка в тексте Фихте: «В обоих случаях для Я». Для какого Я?
Наверное, для единого Я, дела-действия.